Библия » Женевская Новой Женевской Библии

От Матфея 3 От Матфея 3 глава

3:2 покайтесь. И Иоанн, и Иисус (4:17) прежде всего призывают «покаяться», т.е. отвратиться от греха. В этом случае человек не только скорбит о грехах, но и коренным образом меняется, твердо решая жить в послушании Богу. Призыв их перекликается со словом ветхозаветных пророков, которые увещевали Израиль «обратиться», «вернуться» (евр.: «шув») к верности завету. Речь идет не о сокрушении, суровой угрюмости или «покаянных подвигах». Иуда сокрушался о содеянном (27:3), но не отвратился от греха. См. статью «Покаяние».

Царство Небесное. Теме Царства Небесного в учении Иисуса предшествует проповедь Иоанна. Марк и Лука называют Царство «Божиим» (ср. 4:17 с Мк 1:15). Именно Царства или, точнее, царствования Божия ждали ветхозаветные пророки: Бог проявит Свою спасительную силу, Он воцарится и освободит подданных Своих. Слова Иисуса, что Царство приблизилось, означают, что закончилось время ожидания и пришел Сам Царь. Когда Он умер и воскрес, а Благая Весть распространилась по всем народам, ветхозаветные обетования уже исполнились для нас, хотя мы еще ждем их полного осуществления, когда Христос вернется для суда (см. ком. к гл. 13).

приблизилось. О приближении Царства говорится в одном контексте с покаянием. Первое является основанием для второго.

3:3 Ибо он тот. Иоанн возвещает пришествие Господне согласно пророчеству Исаии (40:3). Служение Иоанна, как и служение ветхозаветных пророков, обращено к будущему и свидетельствует о Том Великом, Которому должно прийти (11:7−11; Деян 19:4−5).

3:7 от будущего гнева. Ветхий Завет предвозвещает приход Господа для праведного суда (Пс 95:13; Соф 2:1−2; Мал 3:2). Иоанн лишает вождей народа иллюзий, что чаша гнева Господня — лишь для врагов Израиля, а сами они сумеют ее избежать. Позднее Иоанна смутит, что Иисус не стал вершить суд (см. ком. к 11:2).

3:8 плод покаяния. Имеется в виду подлинная, внутренняя праведность, а не внешнее послушание. Если покаяние никак не отражается на жизни, оно не может быть истинным. Поскольку фарисеи считали себя праведниками, слова Иоанна, по-видимому, глубоко их задели. Однако они пришли не креститься в истинном смысле, т.е. признать, что неправедны и нуждаются в покаянии, а посмотреть, что делает Иоанн (3:7).

3:9 «отец у нас Авраам». Хотя принадлежность к народу Израилеву предполагает внешние привилегии завета (Рим 9:4−5), истинными сынами Божиими людей делает только Бог. Только Он может окропить такой водой, которая превратит каменное сердце в плотяное (Иез 36:25−26). Ни тот, кто рожден иудеем, ни тот, кто рожден христианином, не вправе надеяться, что секира суда пощадит его, если нет плодов, свидетельствующих о покаянии и вере.

3:10 срубают. Суд неизбежен, как неизбежно Царство; если есть одно, есть и другое. Иоанн еще не знал, что Иисус пришел не судить, а претерпеть суд (см. ком. к 11:2).

3:11 Духом Святым и огнем. «Очищая огнем», Бог окончательно крестит нас, и это противопоставлено здесь очищению водой. Огонь Духа обновляет народ Божий и пожирает злых, как солому (Ис 4:4; Зах 13:9; Мал 3:2−3; Мал 4:1). Иоанново свидетельство о том, что Иисус — Господь (ст. 3), расширяется: как Господь Он крестит Духом и вершит последний суд. См. статью «Крещение».

3:13−15 Иоанн «удерживал» Иисуса от крещения, ибо понял, что Он, единственный из всех, не нуждается в покаянии. Однако, чтобы «исполнить всякую правду», Иисус должен был сравняться со Своим народом, чтобы понести его грехи (2Кор 5:21). В сущности, крещение Иоанново и указывало на Иисуса, ибо только Его крестная смерть, которую Он назвал «крещением» (Лк 12:50), могла снять грехи. Заключая новый завет, Иисус во всем отождествил Себя со Своим народом — в крещении и смерти, помазании Духом и победе над искушением (см. ком. к ст. 16, 17). См. статью «Откровение о Божественном призвании: крещение Иисуса».

3:15 правду. Суверенное право Иисуса на спасение и осуждение определяется Его праведностью. Иисус учит той совершенной праведности, которую требует Бог (5:20, 48). Он также дарует грешникам Божию праведность. Его крещение указывает на Его смерть как искупление для многих (20:28) и демонстрирует совершенное послушание, которым Он исполняет «всякую правду» (Иер 23:5−6). Прощение грехов и одежды праведности (22:11−12) можно получить только через веру в Христа (8:10; 23:23; ср. 21:32). Те, кому недостает Божией праведности, но они алчут и жаждут ее, насытятся (5:6; 6:33). Иисус зовет всех, обремененных своей самоправедностью, найти в Нем отдых от бремени (11:28 — 12:8).

3:16−17 Свидетельство с небес, что Иисус есть Раб Господень (Ис 42:1; ср. Исх 4:22), подтверждает и то, что Он — Помазанник и Царь (Пс 2:6).

3:16 вышел из воды. См. Ис 43:2 («переходить воды»).

как голубь. Явление Духа в виде голубя напоминает Духа Божия при творении (Быт 1:2) и, возможно, указывает на то, что служением Иисуса начинается новое творение (1:1 и ком.).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Женевской Библии на евангелие от Матфея, 3 глава. Новой Женевской Библии.


«Свет на Востоке»

Публикуется с разрешения миссии «Свет на Востоке».
Новая Женевская учебная Библия.
© 1998, 2012.

Я ХОЧУ ПОМОЧЬ

От Матфея 3 глава в переводах:
От Матфея 3 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Джона Райла
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Иоанна Златоуста
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.