2 1) Словосочетание «Царство Небесное» присуще исключительно Матфею и означает Мессианское земное царствование Иисуса Христа, Сына Давидова. Небесным это Царство названо потому, что тогда небо будет править землёю (Мф 6:10). Словосочетание взято из книги Даниила, где оно уточняется (Дан 2:34−36, 44; Дан 7:23−27) в том смысле, что речь идет о царстве, которое «Бог Небесный» воздвигнет после разрушения языческой мировой системы. Её разрушит камень, который «оторвется от торы без содействия рук» (2:34). Это то царство, которое было завещано семени Давида (2Цар 7:7−10) и было описано пророками (Зах 12:8, примеч.); ангел Гавриил подтвердил, что оно дано будет Иисусу Христу, Сыну Марии (Лк 1:32−33).
2) Царство Небесное рассматривается Матфеем в трех аспектах:
а) «оно приблизилось» — в период, который начинается служением Иоанна Крестителя (Мф 3:2) и до фактического отвержения Царя и возвещения нового братства (Мф 12:46−50);
б) оно явлено в семи «тайнах Царства Небесного», которым надлежало исполниться в настоящем веке (Мф 13:1−52); их следует дополнить притчами о Царстве Небесном, рассказанными после притч в 13-ой главе и посвященными особенностям христианского исповедания в настоящем веке;
в) наконец, оно рассматривается в пророческом аспекте — Царство, которое должно быть воздвигнуто после возвращения Царя во славе (Мф 24:29 — 25:46; Лк 19:12−19; Деян 15:14−17). См. «Царство» (Н. З.), Лк 1:33; 1Кор 15:28 . Ср. «Царство Божие», Мф 6:33, примечание.
7 Фарисеи. Названы так по еврейскому слову, означающему «отделять» («избирать», «избранные»). Когда прекратилось служение пророков, в период после Вавилонского пленения, в среде евреев появились благочестивые мужи — так называемые «хасидим» (святые). Они ставили целью сохранить у потомков евреев, возвратившихся из Вавилонского плена благоговейное отношение к закону. Это движение ко времени нашего Господа выродилось в фарисейство, то есть в буквоедство, блюстители которого нагромоздили на закон различные толкования, данные якобы Иеговой Моисею и столь же авторитетные, как сам закон (Мф 15:2−3; Мк 7:8−13; Гал 1:14).
Фарисеи были сектой в буквальном смысле слова. Член её считался «хабером» (т. е. «скрепленным» с другими, Суд 20:11) и давал обязательство оставаться верным принципам фарисейства. Это были корректные, ревностные и самоотверженные люди, но страдавшие самоправедностью, то есть склонностью не видеть собственной греховности (Лк 18:9), и далекие от понимания человеческих нужд (Лк 7:39). Фарисеи были самыми ярыми гонителями Иисуса Христа и объектом Его беспощадных порицаний (Мф 23:13−29; Лк 11:42−43).
7 Саддукеи не были сектой в строгом смысле; они принадлежали к тем иудеям, которые отрицали существование ангелов и других духов, а также чудеса, и решительно отрицали возможность воскресения. Это были религиозные рационалисты своего времени (Мф 12:18−23; Деян 5:15−17; Деян 23:8). В Синедрионе и среди священства они занимали господствующее положение (Деян 4:1; Деян 5:17). Саддукеи не были сторонниками определенного учения, а лишь отрицали всё сверхъестественное.
15 Почему Тот, Кто не нуждался в покаянии, настоял на принятии Им крещения, символизирующего очищение, исповедание (ст. 6) и покаяние (ст. 11), нигде не объясняется. Можно предполагать:
1) что Иисус должен был получить помазание Святым Духом (ст. 16) для Своего служения в качестве Пророка, Священника и Царя. Согласно порядку служения, которому следовали левиты (Ис 29:4−7), первосвященника сперва омывали, а потом помазывали. Несмотря на то, что священническое служение Христа не могло начаться, пока Он не «принёс Себя непорочного Богу» (Евр 9:14), а Его полное явление в роли Царя и Священника по чину Мелхиседека состоится лишь с наступлением Мессианского Царства (Быт 14:18. примеч.), Он был тогда помазан раз и навсегда.
2) В процессе Иоаннова крещения прозвучал голос Божий, обращенный к Израилю, и «верующий остаток» откликнулся (ст. 5), так что принятие крещения было актом праведности со стороны Иисуса, ставшего по плоти Израильтянином, чтобы занять Свое место среди верующего остатка.
16 Троица, многократно, хоть и не вполне ясно, ощущаемая в Ветхом Завете, здесь впервые проявляется во всей Своей полноте. Дух нисходит на Сына, и в то же время с небес слышится голос Отца.
Комментарии Скоуфилда на евангелие от Матфея, 3 глава. Комментарии Скоуфилда.