1 Ирод — называемый Иродом Великим — сын Антипатра, идумеянина (см. Быт 36:1) и арабки по имени Кипрос. Антипатр был поставлен Юлием Цезарем на должность прокуратора Иудеи в 47 году до Р. Х. В пятнадцатилетнем возрасте Ирод был назначен правителем Галилеи. В 40 году до Р. Х. Римский сенат сделал его царем Иудеи. При этом способном, сильном и жестоком правителе великолепие Иерусалима значительно возросло; он воздвиг храм, ставший для иудеев центром Богопочитания в дни земной жизни Иисуса Христа.
2 «Царь» — это один из Божественных титулов (Пс 9:37), и именно в таком смысле слово это употребляют в церковном Богослужении (1Тим 1:17). Но Христа никогда не называют «Царем Церкви». Он — «Царь Иудейский» (Мф 2:2) и Господь и «Глава Церкви» (Еф 1:22−23). См. употребление слова «Церковь» (Мф 16:18; Евр 12:23).
4 Книжник, греч. «грамматеис», «писатель»; по-еврейски «сеоферим», то есть «писать», «приводить в порядок», «считать». Книжников потому называли так, что их занятием было переписывать Священное Писание, классифицировать предписания устного закона и учить им (см. «фарисеи» — Мф 3:7, примеч.), а также исследовать каждую букву в Ветхозаветных Писаниях. Религия закона и предписаний почитала все это необходимым (2Цар 8:17; 2Цар 20:25; 3Цар 4:3; Иер 8:8; Иер 36:10, 12, 26). Помимо этого законнического труда, книжники записывали раввинские решения по вопросам ритуала (Халахот); составляли новый кодекс, возникший на основе этих решений (Мишна); вели записи еврейских священных легенд (Гемара; вместе с Мишной Гемара образовала Талмуд); писали комментарии на Ветхий Завет (Мидрашим) и рассуждения по поводу комментариев (Хагада). Кроме того, они записывали различные мистические толкования изречений и откровений из Писаний, наряду с их грамматическими, лексическими и иными толкованиями (Каббала), мало чем отличаясь в своей методе от аллегорического метода Оригена, или от современной протестантской «спиритуальной» интерпретации. В дни нашего Господа принятие всех этих наслоений на Священкое Писание считалось признаком истинной праведности, возвращение же к истокам Писаний рассматривалось как ересь. Христу именно это вменялось в самое серьезное преступление.
15 Цитируемые слова взяты из пророка Осии 11:1 и иллюстрируют ту истину, что пророческие изречения часто имеют тайное и более глубокое значение, чем это кажется на первый взгляд. Израиль, как нация, был «сыном» (Ис 4:22), но Христос был большим «Сыном». См. Рим 9:4−5; Ис 41:8 с Ис 42:1−4; Ис 52:13−14, где налицо характеристики слуги-народа и слуги-Сына, и их отличие друг от друга.
Комментарии Скоуфилда на евангелие от Матфея, 2 глава. Комментарии Скоуфилда.