II. РАННИЕ ГОДЫ МЕССИИ-ЦАРЯ (Гл. 2)
А. Мудрецы приходят поклониться Царю (2:1−12)
2:1−2 Легко запутаться в хронологии событий, сопровождавших рождение Христа. Хотя из первого стиха может показаться, что Ирод пытался убить Иисуса, когда Мария и Иосиф были в хлеву в Вифлееме, связь событий указывает на период времени от одного до двух лет спустя. Матфей говорит в ст. 11, что мудрецы увидели Иисуса в доме.
Данный Иродом приказ бить всех младенцев мужского пола до двух лет (ст. 16) также указывает на то, что промежуток времени, прошедший после царского рождения, точно не известен.
Ирод Великий был потомком Исава и поэтому традиционным врагом евреев. Он был обращен в иудейство, но его обращение имело, скорее всего, политические мотивы. Мудрецы с востока пришли искать еврейского Царя в последние годы его царствования. Эти люди, наверное, были языческими священниками, ритуалы которых сосредоточивались на элементах природы.
Так как они много знали и умели предсказывать, цари часто избирали их своими советниками. Мы не знаем, где именно на востоке они жили, сколько их было и как долго длилось их путешествие.
Звезда на востоке каким-то образом дала им знать о рождении Царя, которому они пришли поклониться. Может быть, они были знакомы с ветхозаветными пророчествами о приходе Мессии. А может быть, они знали пророчество Валаама о том, что взойдет звезда от Иакова (Чис 24:17), и совместили его с пророчеством о семидесяти седьминах, предсказывающим время первого пришествия Христа (Дан 9:24−25). Но наиболее вероятным представляется, что это знание было дано им сверхъестественным путем.
Предлагались различные научные объяснения появления звезды. Некоторые говорят, например, что произошло совмещение планет. Но курс этой звезды был в высшей степени непостоянен: она шла перед мудрецами, ведя их из Иерусалима к дому, в котором находился Иисус (ст. 9). Потом она остановилась. В действительности она была настолько необычной, что ее можно считать только чудом.
2:3 Когда царь Ирод услышал, что родился Младенец, Который должен будет стать еврейским Царем, он встревожился. Любой такой Младенец был бы угрозой для его и без того шаткого правления. Весь Иерусалим встревожился с ним. Город, который должен бы с радостью принять эту весть, волновался от всего, что могло нарушить его статус-кво или вызвать недовольство со стороны ненавистных римских властей.
2:4−6 Ирод собрал всех религиозных вождей, чтобы узнать, где должно родиться Христу. Первосвященниками были верховный священник и его сыновья (возможно, и другие члены его семьи). Книжники народные были светскими знатоками закона Моисеева. Они хранили закон, учили закону и исполняли обязанности судей в синедрионе. Эти священники и книжники быстро процитировали Михея 5:2, где местом рождения Царя был определен Вифлеем Иудейский. Текст пророчества у Михея называет этот город «Вифлеем Ефрафа». Так как в Палестине был не один город под названием «Вифлеем», это название указывало, что данный город находится в районе Ефрафы, в пределах границ колена Иудина.
2:7−8 Царь Ирод тайно призвал волхвов, чтобы выведать время первого появления звезды. Эта конспирация выдала его садистские намерения: ему нужна была эта информация на случай, если не удастся обнаружить местонахождение искомого Ребенка. Желая скрыть свои истинные намерения, он послал волхвов на поиски и предложил им известить его о результатах.
2:9 Когда волхвы отправились в путь, звезда, которую они видели на востоке, появилась снова. Это говорит о том, что звезда сопровождала их не на всем пути их следования с востока. Но теперь она вела их к дому, где был Младенец.
2:10 Особо упоминается о весьма великой радости волхвов, когда они увидели звезду. Эти язычники прилежно искали Христа; Ирод планировал убить Его; священники и книжники оставались безразличными; народ в Иерусалиме был встревожен. Такое разное отношение было предзнаменованием того, как будет принят Мессия.
2:11 Вошедши в дом, волхвы увидели Младенца с Мариею, Матерью Его. Они пали и поклонились Ему, принеся дорогостоящие дары: золото, ладан и смирну. Заметьте, что они увидели Иисуса с матерью Его. Обычно сначала упоминается мать, а потом ее дитя, но этот Ребенок был уникальный, и Ему предоставлено первое место (см. также стихи 13−14, 20−21). Мудрецы поклонились Иисусу, не Марии или Иосифу. (В этом отрывке об Иосифе даже не упоминается, скоро он вообще исчезнет из евангельских записей.) Нашей хвалы и поклонения заслуживает Иисус, а не Мария или Иосиф.
Сокровища, которые принесли волхвы, говорят о многом. Золото — символ божества и славы. Оно говорит о сияющем совершенстве Его Божественной Личности. Ладан — это притирание, или косметическое средство; он указывает на аромат жизни безгрешного совершенства. Смирна — это горькая трава; она предвещает страдания, которые Он претерпит, понеся грехи мира. Приношение даров язычниками — напоминание о сказанном в Исаии 60:6. Исаия предсказал, что язычники придут к Мессии с дарами, но упомянул только золото и ладан: «...они... принесут золото и ладан и возвестят славу Господа». Почему упущена смирна? Потому что Исаия говорил о втором пришествии Христа — Его пришествии в силе и славе. Тогда не будет смирны, потому что Он уже не будет страдать. Но у Матфея смирна упоминается потому, что имеется в виду Его первый приход. У Матфея мы видим страдания Христа, в отрывке из Исаии — грядущую славу.
2:12 Мудрецы получили во сне откровение не возвращаться к Ироду и послушно вернулись в свои дома другой дорогой. Никто, встретившийся с Христом с искренним сердцем, никогда не возвращается той же дорогой. Настоящая встреча с Ним изменяет всю жизнь.
Б. Иосиф, Мария и Иисус бегут в Египет (2:13−15)
2:13−14 С самого младенческого возраста смерть угрожала нашему Господу. Конечно же, Он пришел, чтобы умереть, но умереть в назначенное время. Любой человек, ходящий по воле Божьей, бессмертен, пока не выполнит свое дело. Ангел Господень во сне повелел Иосифу бежать в Египет всей семьей. Ирод был готов приступить к задаче «найти и уничтожить», поэтому семья укрывается от его гнева. Мы не знаем, как долго они прожили в Египте, но после смерти Ирода путь к возвращению на родину был для них свободен.
2:15 Так другое ветхозаветное пророчество приобрело новый смысл. Бог сказал через пророка Осию: «...из Египта воззвал Я Сына Моего» (Ос 11:1). Первоначально эти слова относились к избавлению Израиля от египетского рабства во времена исхода. Но это высказывание может иметь двойной смысл: история Мессии всегда будет аналогична истории Израиля. Это пророчество исполнилось в жизни Христа с Его возвращением в Израиль из Египта.
Когда Господь вернется на землю, чтобы царствовать в правде, Египет будет одним из государств, имеющих долю благословений в Тысячелетнем Царстве (Ис 19:21−25; Соф 3:9−10; Пс 67:32). Почему будет оказан такой почет народу, традиционно остававшемуся врагом Израиля? Может быть, в знак Божьей благодарности за то, что он предоставил убежище Господу Иисусу?
В. Ирод избивает младенцев в Вифлееме (2:16−18)
2:16 Когда мудрецы не возвратились, Ирод понял, что оказался обманутым в своем замысле обнаружить местонахождение юного Царя. В безумной ярости он приказал умертвить всех младенцев мужского пола до двух лет в Вифлееме и его окрестностях. Данные о количестве убитых разные. Один писатель предполагает, что их было двадцать шесть. Мало вероятно, что были убиты сотни детей.
2:17−18 Плач, который последовал за убийством детей, был исполнением слов пророка Иеремии: «Так говорит Господь: голос слышен в Раме; вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (Иер 31:15). В этом пророчестве Рахиль представляет весь народ израильский. Горе народа приписывается Рахили, которая была похоронена в Раме (около Вифлеема, где произошло избиение младенцев). Когда лишившиеся детей родители проходили мимо ее гроба, им казалось, что она плачет вместе с ними. В стремлении избавиться от юного соперника Ирод не добился ничего, кроме постыдной памяти в хронике позора.
Г. Иосиф, Мария и Иисус поселяются в Назарете (2:19−23)
После смерти Ирода Ангел Господень убедил Иосифа, что теперь без опасения можно возвращаться. Однако, прибыв в землю Израилеву, он услышал, что сын Ирода Архелай царствует в Иудее вместо своего отца. Иосиф не захотел рисковать, возвращаясь в эту область, и потому, когда страхи его были рассеяны откровением Божьим во сне, он отправился на север, в Галилейскую область, и поселился в Назарете.
Уже в четвертый раз в этой главе Матфей напоминает нам об исполнении пророчества. Он не называет ни одного из пророков по имени, но говорит, что, согласно пророчествам, Мессия будет наречен Назореем. (В английском переводе «Назарянином».) Ни один стих в ВЗ не говорит об этом прямо.
Многие ученые предполагают, что Матфей ссылается на Исаии 11:1: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его...» Еврейское слово, которое переводится как «отрасль» — это «netzer», но связь здесь мало прослеживается. Более вероятное объяснение такое: слово «назарянин» использовалось для того, чтобы назвать человека, жившего в Назарете — городе, на который все остальные люди смотрели с презрением.
Нафанаил выражает это отношение вопросом, который вошел в поговорку: «Из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин 1:46). Презрение, с которым относились к этому маловажному городку, пало и на его жителей.
Поэтому, когда в ст. 23 говорится, что Он Назарянином наречется, это значит, что к Нему также будут относиться с пренебрежением. Хотя мы не находим ни одного пророчества о том, что Иисус назовется Назарянином, однако мы находим одно, которое говорит нам, что Он будет «презрен и умален пред людьми» (Ис 53:3). Другое пророчество упоминает, что Он будет «червем», а не человеком, в поношении и презрении у народа (Пс 21:7).
Отсюда следует, что хотя пророки не использовали точных слов, бесспорно, что таким был дух отдельных пророчеств.
Удивительно, что когда всемогущий Бог пришел на землю, Ему дали презрительную кличку. Всякий, кто следует за Ним, имеет привилегию разделить перенесенное Им пренебрежение (Евр 13:13).
Комментарии МакДональда на евангелие от Матфея, 2 глава. Комментарии МакДональда.