I. ЦЕРКОВЬ В ИЕРУСАЛИМЕ (Гл.1−7)

А. Воскресший Господь обещает крещение Духом Святым (1:1−5)

1:1 Книга Деяний апостолов открывается напоминанием. Лука, «врач возлюбленный», и ранее адресовал Феофилу свое произведение — книгу, которую мы сейчас знаем как Евангелие от Луки (см. Лк 1:1−4). В последних стихах этого Евангелия он сказал Феофилу, что непосредственно перед Своим вознесением Господь дал ученикам обетование, что они будут крещены Духом Святым (Лк 24:48−53).

Теперь Лука намеревается продолжить повествование, поэтому возвращается к этому захватывающему и радостному обетованию как отправной точке. И делает он это неслучайно, поскольку в этом обетовании Духа скрыты ростки всех духовных побед, о которых повествуется в книге Деяний. Лука называет свое Евангелие предыдущим повествованием, или первой книгой. В ней он зафиксировал то, что Иисус начал делать и чему Он начал учить. В Деяниях он продолжает свои записи, подробно рассказывая о том, что Иисус продолжил делать и чему Он продолжил учить посредством Святого Духа после Своего вознесения.

Заметьте, что служение Господа выражалось и в делах, и в словах. Оно не было доктриной без исполнения или вероучением без действия. Спаситель был живым воплощением того, чему Он учил. Он на практике осуществлял то, что проповедовал.

1:2 Прочитав этот стих, Феофил должен был вспомнить, что предыдущая книга Луки заканчивалась рассказом о вознесении Спасителя: Он вознесся. Он также должен был вспомнить последние наставления, которые Господь дал одиннадцати апостолом перед вознесением.

1:3 В течение сорока дней между Своим воскресением и вознесением Господь являлся ученикам со многими верными доказательствами Своего телесного воскресения (см. Ин 20:19, 26; Ин 21:1, 14).

В это время Он также говорил с ними о Царстве Божьем. Его прежде всего заботили не земные царства, но пределы, в которых Царем считается Бог.

Это Царство нельзя смешивать с Церковью. Господь Иисус предложил народу израильскому в качестве Царя Себя, но был отвергнут (Мф 23:37). Таким образом. Его земное царствование было отложено до тех пор, пока Израиль не покается и не примет Его как Мессию (Деян 3:19−21).

В настоящее время Царь отсутствует. Однако Ему подвластно невидимое Царство на земле (Кол 1:13). Его подданные — все те, кто согласился хранить Ему верность (Мф 25:1−12). В определенном смысле оно состоит из всех, кто считает себя христианином, — это его внешний аспект (Мф 13:1−52). Но на самом деле оно включает только тех, кто родился свыше (Ин 3:3, 5). Царство в его нынешнем состоянии описано в главе 13 Евангелия от Матфея, в притчах Церковь — это нечто совершенно новое. Она не была возвещена в пророчествах ВЗ (Еф 5:3). В нее входят все верующие — от дня Пятидесятницы до восхищения. Как Невеста Христова, Церковь будет царствовать с Ним в Тысячелетнем Царстве и навсегда разделит с Ним Его славу. Христос, как Царь, вернется в конце великой скорби, уничтожит Своих врагов и установит Царство правды на всей земле (Пс 71:8). Хотя Его правление из Иерусалима продлится только тысячу лет (Откр 20:4), Его Царство вечно в том смысле, что все враги Божьи в конце концов будут уничтожены и больше никто не будет Ему сопротивляться или препятствовать навечно воцариться на небесах.

1.4 Здесь Лука повествует о встрече Господа со Своими учениками, когда они собрались в комнате в Иерусалиме. Воскресший Спаситель повелел им оставаться в Иерусалиме. Но почему в Иерусалиме, не без основания могли они задавать себе вопрос. Для них это был город ненависти, жестокости и гонений.

Да, исполнение обещанного от Отца должно было произойти в Иерусалиме. Пришествие Духа должно было состояться в том самом городе, где распяли Спасителя. Присутствие Духа должно было стать свидетельством тем людям, которые отвергли Сына Божьего. Дух Правды осудит мир греха, принесет праведность и правосудие — и все это прежде должно произойти в Иерусалиме. Ученикам суждено было принять Духа Святого в том городе, где сами они отреклись от Господа и бежали, спасая свои жизни. Они должны были проявить мужество и бесстрашие в том самом месте, где они показали себя слабыми и трусливыми.

Уже не в первый раз ученики слышали об обещанном от Отца из уст Спасителя. В продолжение всего Своего земного служения, и особенно в последней беседе накануне страданий, Он говорил им о том, что придет Утешитель (см. Лк 24:49; Ин 14:16, 26; Ин 15:26; Ин 16:7, 13).

1.5 Теперь, во время последней встречи с ними, Он повторяет это обетование. Некоторых, если не всех из них, Иоанн уже крестил водой. Но Иоанново крещение было внешним и физическим. Вскоре они будут крещены Духом Святым, и это крещение будет внутренним и духовным. (Между воскресением и вознесением Христа прошло сорок дней. Еще десять дней прошло до дня Пятидесятницы. Но Господь не указал точное время, возможно, для того, чтобы ученики пребывали в постоянном ожидании.) Первое крещение формально объединяло их с кающейся частью народа израильского. Второе объединит их в Церковь — Тело Христово — и тем самым укрепит для служения.

Иисус обещал, что через несколько дней они будут крещены Духом Святым, но в Деяниях нет упоминания о крещении огнем (Мф 3:11−12; Лк 3:16−17). Крещение огнем — это крещение осуждения, которое постигнет только неверующих и произойдет в будущем.

Б. Возносящийся Господь дает апостолам повеление (1:6−11)

1:6 Возможно, событие, о котором здесь говорится, произошло на горе Елеонской, против Вифании. С этого места Господь Иисус вознесся на небо (Лк 24:50−51).

Ученики постоянно размышляли о сошествии Духа. Они помнили предсказание пророка Иоиля об излиянии Духа, связанном со славным царствованием Мессии (Иоиль 2:28). Из этого они заключили, что скоро Господь установит Свое Царство, ибо ранее Он говорил, что Дух сойдет на них через несколько дней. Их вопрос показал, что они до сих пор ожидали скорого создания Царства Иисуса на земле.

1.7 Господь не убеждал их в том, что не следует ожидать установления Его непосредственного царствования на земле. Эта надежда была и остается оправданной. Он просто сказал им, что они не могут знать, когда настанет Его Царство. Этот день определен исключительно властью Отца, и, согласно Его воле, нам это знать не дано. Это известно лишь Богу.

Выражение «времена и сроки» используется в Библии, когда речь идет о различных событиях, предсказанных Богом, которые касаются народа израильского. Воспитанные в иудаизме, ученики могли заключить, что это выражение относится к тем решающим дням, которые непосредственно предшествуют установлению Тысячелетнего Царства Христа на земле.

1.8 Ответив таким образом на вопросы учеников о точном дне начала этого царствования. Господь Иисус привлек их внимание к тому, что было в тот момент более важным: к сущности и области распространения их миссии. Сущностью ее было свидетельство, область его распространения — Иерусалим, вся Иудея и Самария и даже до края земли.

Но прежде всего им необходимо было получить силу — силу Духа Святого. Эта сила в высшей степени необходима христианину для свидетельства. Человек может иметь особые таланты, прекрасное образование, большой и разносторонний опыт, но без духовной силы его деятельность не будет эффективной. И напротив, человек может быть необразован, непривлекателен, лишен изысканных манер, но если он наделен силой Духа Святого, мир увидит в нем Божественный огонь. Исполненным страха ученикам необходима была сила для свидетельства, святое дерзновение для проповеди Евангелия. Они получат эту силу, когда Дух Святой снизойдет на них.

Согласно милостивому предопределению Бога, их свидетельство должно было начаться в Иерусалиме, и это предопределение имело глубокий смысл. Тот самый город, в котором распяли нашего Господа, первым должен был воспринять призыв к покаянию и уверовать в Него.

Затем Иудея — южная часть Палестины с преимущественно еврейским населением, главным городом которой был Иерусалим.

Затем Самария — область в центре Палестины, населенная ненавистными евреям полукровками, с которыми иудеи старались не иметь дела.

И наконец, край тогда известного мира — языческие страны, которые до сих пор находились за пределами сферы религиозных интересов. Именно таким образом, концентрическими, постоянно расширяющимися кругами свидетельства представлен ход истории в Деяниях.

1. Свидетельство в Иерусалиме (главы 1−7).
2. Свидетельство в Иудее и Самарии (8:1 — 9:31).
3. Свидетельство до края земли (9:32 — 28:31
).

1:9 Как только Спаситель дал Своим ученикам последние наставления, Он вознесся на небо. Об этом в Писании сказано так: «Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их». Столь величественное зрелище описано так просто и спокойно! Сдержанность повествования, характерная для библейских авторов, указывает на богодухновенность Слова; обычно люди не могут так спокойно рассказывать о столь захватывающих событиях.

1.10 И опять, не выказывая ни малейших признаков удивления. Лука говорит о появлении двух мужей в белой одежде. Очевидно, это были ангелы, появившиеся на земле в человеческом облике. Возможно, это были те же ангелы, которых видели у гроба после воскресения (Лк 24:4).

1.11 Сначала ангелы обратились к ученикам, назвав их мужами Галилейскими. Как известно, все ученики, за исключением Иуды Искариота, были уроженцами области, простиравшейся к западу от Галилейского моря.

Затем ангелы вывели их из того состояния, в котором они пребывали, глядя на небо. Почему ученики стояли и смотрели на небо? Какие чувства обуревали их: печаль, преклонение или изумление? Без сомнения, это были смешанные чувства, хотя преобладала все-таки печаль. Здесь им дано слово утешения: вознесшийся Христос вернется опять.

Здесь нам дано ясное обетование второго пришествия Господа, в результате которого будет установлено Его Царство на земле. Речь идет не о восхищении Церкви, а о Его воцарении.

1. Он вознесся с горы Елеонской (ст. 12). 1. Он вернется на гору Елеонскую (Зах 14:4).
2. Он вознесся Сам 2. Он вернется Сам (Мал 3:1).
3. Он вознесся видимым образом. 3. Он вернется видимым образом (Мф 24:30).
4 Он был вознесен на облаке (ст. 9). 4. Он грядет на облаках небесных (Мф 24:30).
5. Он вознесся в славе. 5. Он вернется с великой силой и славой (Мф 24:30).

В. Пребывающие в молитве ученики ожидают в Иерусалиме (1:12−26)

1:12 В Евангелии от Луки (24:52) сказано, что ученики вернулись в Иерусалим с великой радостью. Свет Божьей любви зажег их сердца, и их лица воссияли, несмотря на море окружающих бед.

Они прошли небольшой путь — чуть больше километра, отделявшего Иерусалим от горы, называемой Елеон, — спустились в долину Кедрон, а затем поднялись к городу. В те времена это было максимальное расстояние, которое мог пройти иудей в день субботний.

1:13 Возвратившись в город, они взошли в горницу, где и пребывали.

В этом стихе Дух Божий в четвертый и последний раз перечисляет имена учеников (Мф 10:2−4; Мк 3:16−19; Лк 6:14−16). Но одно имя здесь не упоминается: Иуда Искариот уже не участвует в перекличке. Предатель получил по заслугам.

1:14 Собравшись вместе, ученики действовали единодушно. Это слово, встречающееся в Деяниях 11 раз, — один из ключей, который раскрывает секрет благословения. Там, где собратья живут вместе в единстве. Бог заповедал свое благословение — «жизнь на веки (Пс 132)».

Второй ключ — в словах «пребывали... в молитве». Как тогда, так и сейчас Бог действует, когда люди молятся. Обычно другими делами мы заняты чаще, чем молитвой. Но лишь тогда, когда мы пребываем пред лицом Божьим в неотступной, неспешной, полной веры, горячей и единодушной молитве, — лишь тогда ниспосылается животворящая, дающая энергию сила Духа Божьего. Без преувеличения можно сказать, что единство и молитва стали прелюдией к Пятидесятнице.

Вместе с учениками находились несколько неназванных женщин (вероятно, тех, которые ходили за Иисусом), а также Мария, мать Иисуса, и Его братья. Здесь можно отметить несколько интересных моментов:

1. Это последнее упоминание Марии по имени в НЗ — без сомнения, «молчаливый протест против культа Девы Марии». Ученики молились вместе с ней, а не ей. Она вместе с ними ожидала дара Духа Святого.

2. Мария называется матерью Иисуса, а не матерью Божьей. Иисус — имя нашего Господа в Его человеческом воплощении. Поскольку, как человек, Он родился от Марии, она по праву называется матерью Иисуса. Но нигде в Библии она не названа «матерью Божьей». Хотя Иисус Христос — истинный Бог, неверно с точки зрения богословия и абсурдно говорить, что Бог имеет мать. Как Бог, Он существовал от вечности.

3. Упоминание о братьях Иисуса после слов о Марии указывает, вероятно, на то, что здесь речь идет о сыновьях Марии и сводных братьях Иисуса. Есть и другие стихи, также опровергающие мнение некоторых о том, что Мария оставалась девственницей и не имела других детей после Иисуса. (См., например, Мф 12:46; Мк 6:3; Ин 7:3, 5; 1Кор 9:5;

Гал 1:19. См. также Пс 68:9.)

1:15 Однажды, когда около ста двадцати учеников собрались вместе, Петр напомнил им о стихах ВЗ, в которых говорилось о том, кто предаст Мессию.

1:16−17 В начале Петр упомянул, что некоторым пророчествам, написанным Давидом об Иуде, надлежало исполниться. Но прежде чем цитировать эти места Писания, он напомнил, что хотя Иуда был одним из двенадцати и разделял с ними апостольское служение, он тем не менее был вождем тех, которые взяли Иисуса. Обратите внимание на ту сдержанность, с которой Петр описывает этот подлый поступок. Иуда стал предателем по своей собственной воле и, таким образом, исполнил пророчества о том, что кто-то предаст Господа Его врагам.

1:18−19 Эти два стиха интерпретируются как комментарий Луки, а не часть речи Петра. Они дополняют исторические факты, касающиеся Иуды и его гибели, и таким образом обосновывают назначение его преемника.

Описание смерти Иуды, приведенное здесь, не противоречит информации, данной в Евангелии от Матфея (27:3−10). Матфей утверждает, что, вернув тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, Иуда вышел и повесился. Первосвященники затем взяли эти деньги и купили на них землю для погребения.

Здесь, в Деяниях, Лука говорит, что Иуда приобрел землю за эти деньги, что он упал головой вниз и выпали все внутренности его.

Сведя вместе эти два рассказа, мы можем заключить, что сделку, касающуюся земли, в действительности осуществили первосвященники. Однако Иуда купил эту землю в том смысле, что сделано это было на его деньги и что первосвященники действовали здесь как его представители. Он повесился на кладбищенском дереве, но веревка, вероятно, оборвалась, тело упало, и от удара расселось чрево его.

Когда об этом происшествии стало известно в Иерусалиме, «земля горшечника» стала называться Акелдама, то есть «земля крови», или «кровавая земля» (по-арамейски).

1:20 После комментария Луки продолжается речь Петра. Прежде всего, он объясняет, что в Псалме 68:26 Давид говорил именно о предателе Иисуса: «Да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем». (Это не точная цитата из Псалма, как он изложен в Библии. На это есть две возможные причины: 1) авторы НЗ часто цитировали ВЗ по Септуагинте, в то время как наши переводы сделаны с оригинального древнееврейского текста; это могло привести к некоторым различиям в выборе слов. 2) как это часто происходит. Дух Святой, автор ВЗ, проявляет свободу, несколько изменяя его при цитировании в контексте НЗ.)

Затем он переходит к другому пророчеству, которое должно было исполниться в тот момент: «Достоинство его да приимет другой» (Пс 108:8). Апостол Петр понял это так, что после отступничества Иуды должен быть выбран человек, который займет его место. Приятно видеть его желание повиноваться Слову Божьему.

1:21−22 Избранник должен был отвечать двум требованиям:

1. Он должен быть одним из тех, кто находился с учениками в течение всех трех лет служения Христа — от Его крещения Иоанном до Его вознесения.

2. Он должен быть способным свидетельствовать о воскресении Господа.

1:23−26 Были названы имена двух людей, соответствовавших названным условиям, — Иосифа, который прозван был Иустом, и Матфия. Но которого из них следует выбрать? Апостолы предоставили решение Господу, прося Его открыть им Свой выбор. Затем они бросили жребий, и тот указал на Матфия как на преемника Иуды, который ушел в свое место, то есть в вечную погибель.

Здесь неизбежно возникают два вопроса:

1. Были ли апостолы правы, избирая Матфия? Не следовало ли им подождать, пока Господь призовет апостола Павла, чтобы отдать ему освободившееся место?

2. Подобало ли им бросать жребий, чтобы узнать волю Божью?

Что касается первого вопроса, в повествовании нет ничего, что указывало бы на неправильные действия учеников. Они много времени проводили в молитве; они стремились повиноваться Писанию и, по-видимому, были единодушны в выборе преемника Иуды. Более того, миссия Павла значительно отличалась от служения двенадцати, и нет основания предполагать, что он когда-либо намеревался заменить Иуду. Иисус, еще находясь на земле, возложил на двенадцать апостолов миссию проповедовать среди иудеев, тогда как Павла призвал прославленный Христос и послал его к язычникам.

Что же касается жребия, то этот способ познания воли Божьей признавался в ВЗ: «В полу бросается жребий, но все решение его — от Господа» (Притч 16:33).

Нет сомнения, что избрание Матфия с помощью жребия было одобрено Богом, так как с этих пор об апостолах говорится, как о «двенадцати» (см. Деян 6:2).

МОЛИТВА В КНИГЕ ДЕЯНИЙ АПОСТОЛОВ

В Деяниях большое внимание уделяется учению об успешной молитве. Уже в главе 1 мы видим, как молятся ученики в двух различных случаях. Ответом на их молитву в горнице после вознесения была Пятидесятница. Когда же они молились, прося Бога руководить ими в избрании человека на место Иуды, Господь ответил им через жребий, выпавший Матфию. И так происходит на протяжении всей книги.

Обратившиеся в день Пятидесятницы непрестанно пребывали в молитве (2:42). Последующие стихи (43−47) описывают идеальную духовную атмосферу, которая царила в этом молитвенном единении.

После освобождения Петра и Иоанна верующие молились о смелости (4:29). В результате место, где они собрались, поколебалось и они исполнились Духа Святого и говорили слово Божье с дерзновением (4:31).

Двенадцать апостолов предложили выбрать семь человек для управления финансовыми делами, чтобы апостолы могли посвящать все свое время молитве и служению Слова (6:3−4). Затем апостолы помолились и возложили руки на семерых мужей (6:6). Следующие стихи свидетельствуют о новых потрясающих победах Благой Вести (6:7−8).

Стефан молился перед своей мученической кончиной (7:60). В главе 9 говорится об ответе на эту молитву — обращении в христианство одного из свидетелей казни, Савла из Тарса.

Петр и Иоанн молились об уверовавших самарянах, в результате чего те приняли Духа Святого (8:15−17).

После своего обращения Савл из Тарса молился в доме Иуды; Бог откликнулся на эту молитву, послав к нему Ананию (9:11−17).

Петр молился в Иоппии, и девушка по имени Серна была воскрешена (9:40). В результате многие уверовали в Господа (9:42).

Молился и язычник — сотник Корнилий (10:2), и молитвы его пришли на память пред Богом (10:4). И в видении явился ему ангел и сказал послать за человеком по имени Симон Петр (10:5). На следующий день, когда Петр пребывал в молитве (10:9), Господь ответил на его молитву, послав ему видение, подготовившее его к открытию дверей в Царство для Корнилия и других язычников (10:10−48).

Когда Петр оказался в тюрьме, христиане прилежно молились о нем (12:5). Бог ответил на молитву, чудесным образом освободив его из тюрьмы к изумлению молившихся (12:6−17).

Пророки и учителя в Антиохии пребывали в посте и молитве (13:3). Это стало началом первого миссионерского путешествия Павла и Варнавы. Считают, что это было самое большое, из когда-либо наблюдавшихся, распространение действия молитвы — так как эта молитва через миссионеров Павла и Варнаву затронула всю землю.

На обратном пути в Листре, Иконии и Антиохии Павел и Варнава молились о тех, кто уверовал (14:23). Одним из уверовавших был Тимофей. Не было ли ответом на эти молитвы то, что Тимофей присоединился к Павлу и Силе в их втором миссионерском путешествии?

В тюрьме в Филиппах, когда около полуночи Павел и Сила молились, Господь ответил на их молитвы землетрясением и обращением в христианство темничного стража и его семьи (16:25−34).

Павел помолился вместе с ефесскими пресвитерами в Милите (20:36); это стало трогательным проявлением их любви к нему и печали о том, что они никогда больше не увидят его в этой жизни.

Христиане в Тире помолились вместе с Павлом на берегу (21:5), и, без сомнения, эти молитвы были с ним и в самом Риме, и на эшафоте.

Перед самым кораблекрушением Павел помолился перед всеми людьми, возблагодарив Бога за пищу. Это приободрило отчаявшихся моряков и пассажиров корабля (27:35−36).

На острове Мелит (сейчас Мальта) Павел молился о больном отце начальника острова. В результате больной был чудесным образом исцелен (28:8).

Из этого ясно, что молитва была той атмосферой, в которой жила Церковь на заре христианства. И когда христиане молились. Господь действовал!

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии МакДональда на Деяния апостолов, 1 глава. Комментарии МакДональда.

ПОДДЕРЖАТЬ СЛУЖЕНИЕ

Деяния 1 глава в переводах:
Деяния 1 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Серия комментариев МакАртура
  8. Толкования Августина
  9. Толкование Иоанна Златоуста
  10. Толкование Феофилакта Болгарского
  11. Новый Библейский Комментарий
  12. Лингвистический. Роджерс
  13. Комментарии Давида Стерна
  14. Библия говорит сегодня
  15. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.