Г. День Пятидесятницы и рождение Церкви (2:1−47)
2:1 Праздник Пятидесятницы, символизирующий сошествие Духа Святого, отмечался через пятьдесят дней после праздника первых плодов, который был прообразом воскресения Христа. Именно в этот день Пятидесятницы ученики были единодушно вместе.
Возможно, темой их разговора были те отрывки ВЗ, в которых шла речь о празднике Пятидесятницы (например, Лев 23:15−16). Или, может быть, они пели Псалом 132: «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!»
2:2 Сошествие Духа было слышимым, видимым и сопровождалось чудом. Шум, который шел с неба и наполнил весь дом, был подобен несущемуся сильному ветру. Ветер — это одна из газообразных, подвижных субстанций, символизирующих Дух Святой (наряду с елеем, огнем и водой), олицетворяющая высший, непредсказуемый характер Его движения.
2:3 Можно было увидеть разделяющиеся языки, как бы огненные, почившие по одному на каждом ученике. Здесь не говорится, что это были языки огня, они были как бы огненные.
Это явление нельзя смешивать с крещением огнем. Хотя о крещении Духом и крещении огнем говорится в одном стихе (Мф 3:11−12; Лк 3:16−17), это два отдельных и отличающихся друг от друга события. Первое — крещение благословения, второе — суда. Первое распространялось на верующих, второе коснется неверующих. Посредством первого Дух Святой вселился в верующих и укрепил их, основав Церковь. Посредством второго будут уничтожены неверующие.
Когда Иоанн Креститель обращался к смешанной толпе (где находились и кающиеся, и нераскаявшиеся, см. Мф 3:6−7), он сказал, что Христос будет крестить их Духом Святым и огнем (Мф 3:11). Когда же он говорил только с теми, кто действительно покаялся (Мк 1:5), он сказал, что Христос будет крестить их Духом Святым (Мк 1:8).
Что же тогда означали в Деяниях 2:3 разделяющиеся языки, как бы огненные? Языки, несомненно, символизируют речь и, вероятно, чудесный дар говорить на других языках, который апостолы должны были в то время получить. Огонь, возможно, олицетворяет Духа Святого, как источник этого дара, и может также обозначать дерзновенную, горячую, восторженную проповедническую деятельность, которая последует за этим событием.
Предположение о вдохновенном даре слова кажется особенно правдоподобным, так как вдохновенность — обычное состояние человека, жизнь которого исполнена Духом Святым, а свидетельство — неизбежный результат этого состояния.
2:4 Чудом, происшедшим в день Пятидесятницы, было исполнение Духом Святым, после чего ученики начали говорить на иных языках. До сих пор Дух Божий был с учениками, с этого момента Он пребывал в них (Ин 14:17). Этот стих отмечает важный переломный момент во взаимоотношениях Духа Святого с людьми. В ВЗ Дух снисходил на человека, но лишь на время (Пс 50:13). Со дня Пятидесятницы Дух Божий постоянно пребывает в людях: он пришел и пребудет с ними вовек (Ин 14:16).
В день Пятидесятницы Дух Святой не только вселился в верующих, но и наполнил их. Дух Божий пребывает в нас с момента спасения, но, чтобы исполниться Духом, мы должны изучать Слово, размышлять о нем, проводить время в молитве и жить согласно воле Божьей. Кроме того, в момент обращения Святой Дух дарует нам: помазание (Ин 2:25), запечатление (Еф 1:13) и залог (Еф 1:14). Есть и другие дары Духа, обусловленные нашим послушанием: руководство (Деян 8:29), радость (1Фес 1:6) и сила (Рим 15:13).
Если бы сегодня исполнение Духом гарантировалось автоматически, то Писание не призывало бы нас: «Исполняйтесь Духом» (Еф 5:18).
Сошествие Духа Святого в день Пятидесятницы также организовало верующих в Церковь, Тело Христово.
«Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело. Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1Кор 12:13). Начиная с этого времени, верующие, и обрезанные, и язычники, должны были стать одним новым человеком в Иисусе Христе и членами одного Тела (Еф 2:11−22).
Ученики, которые исполнились Духа Святого, начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещеватъ. Из следующих стихов становится ясно, что им была дана чудесная способность говорить на современных им иностранных языках, которые они никогда ранее не изучали. Это были не бессмысленные экстатические восклицания, а определенные языки, на которых тогда говорили в других частях мира. Этот дар языков был одним из чудесных знамений, которые Бог использовал, чтобы удостоверить истинность того, о чем проповедовали апостолы (Евр 2:3−4). В то время НЗ еще не был написан. Теперь же, когда полное Слово Божье доступно в письменном виде, нужда в знамениях в основном отпала (хотя, разумеется, всемогущий Дух Святой по-прежнему может использовать их, если на то будет Его воля).
Проявление дара языков в день Пятидесятницы не следует использовать как доказательство того, что языки постоянно сопровождали дар Духа. Если бы это было так, то почему не упоминаются языки в связи с:
1) обращением трех тысяч (Деян 2:41);
2) обращением пяти тысяч (Деян 4:4);
3) принятием Святого Духа самарянами (Деян 8:17)?
Фактически еще только в двух случаях в Деяниях упоминается о даре языков:
1. При обращении язычников из дома Корнилия (Деян 10:46).
2. При вторичном крещении учеников Иоанна в Ефесе (Деян 19:6).
Прежде чем перейти к стиху 5, мы должны упомянуть, что среди богословов существуют значительные разногласия по поводу крещения Духом Святым: как о количестве случаев, когда оно происходило, так и о последствиях, вытекающих из него.
Что касается частоты крещения Духом, здесь есть такие точки зрения:
1. Оно произошло только однажды — в день Пятидесятницы. Тогда образовалось Тело Христово, и с тех пор верующие приобщаются к дару крещения.
2. Оно происходило в три или четыре этапа: в Пятидесятницу (гл. 2), в Самарии (гл. 8), в доме Корнилия (гл. 10) и в Ефесе (гл. 19).
3. Оно происходит каждый раз в момент спасения каждого отдельного человека.
Что же касается воздействия этого крещения на жизнь людей, некоторые теологи считают, что это «второе излияние» благодати, обычно происходящее после обращения и приводящее к более или менее полному освящению. Эта точка зрения не подтверждается Писанием. Как уже упоминалось, посредством крещения Святым Духом верующие были:
1) объединены в Церковь (1Кор 12:13);
2) исполнены силой (Деян 1:8).
2:5−13 В Иерусалим на праздник Пятидесятницы со всего тогда известного мира собрались иудеи, люди набожные. Услышав о том, что произошло, они собрались у дома, в котором находились апостолы. Действия Духа Божьего привлекали людей как тогда, так и сейчас.
К тому времени, как народ подошел к дому, апостолы уже говорили на языках. К большому своему удивлению, пришедшие услышали, что эти ученики Божьи — галилеяне — говорили на разных иностранных языках. Однако чудо произошло с теми, кто говорил, а не с теми, кто слышал. Кем бы ни были слушатели — иудеями по рождению или обращенными в иудаизм, уроженцами востока или запада, севера или юга, — каждый из них услышал рассказ о великих делах Божьих на своем родном наречии. Греческое слово «dialektos», использованное в стихах 6 и 8 и обозначающее «язык, наречие», дало современное «диалект».
Широко распространено мнение, что одна из целей дара языков в Пятидесятницу — одновременная проповедь Благой Вести людям, говорившим на иностранных языках. Например, один автор пишет: «Бог дал Свой закон одному народу и на одном языке, но Благую Весть Он даровал всем народам на всех языках».
Но из данного текста это не следует. Говорившие на языках рассказывали о великих делах Божьих (2:11). Это было знамение народу израильскому (1Кор 14:21−22), цель которого — вызвать изумление и восхищение. Петр же, напротив, проповедовал Евангелие на языке, который понимали если не все, то большинство его слушателей.
Свидетели по-разному реагировали на чудесный дар языков. Некоторых, казалось, он очень заинтересовал, другие же обвинили апостолов в том, что они напились молодого вина. Апостолы действительно находились под воздействием силы извне, но это было влияние Святого Духа, а не вина.
Не возрожденные духовно люди склонны объяснять духовные явления естественными причинами. Однажды, когда с неба послышался глас Божий, некоторые сказали, что это гром (Ин 12:28−29). Теперь неверующие, насмехаясь, объяснили то приподнятое настроение, в котором пребывали апостолы после сошествия Духа, действием молодого вина. «Люди, — говорил Шиллер, — любят находить пятна и на солнце и стаскивать тех, кто выше их, вниз в грязь».
2:14 Апостол, который когда-то клятвенно отрекся от Господа, теперь выступает вперед, обращаясь к толпе. Он уже не робкий и нерешительный последователь, он исполнен силы, подобно льву. Пятидесятница изменила его. Петр теперь исполнен Духа.
В Кесарии Филипповой Господь обещал дать Петру ключи Царства Небесного (Мф 16:19). Здесь, в главе 2 Деяний, мы видим, как он открывает этими ключами дверь иудеям (ст. 14), так же как позднее, в главе 10, он откроет ее язычникам.
2:15 Прежде всего апостол объясняет, что необычные события этого дня не были результатом воздействия молодого вина. Было лишь девять часов утра, и из ряда вон выходящим было бы, если бы так много людей оказались пьяны в столь ранний час. К тому же иудеи, участвующие в праздничном служении в синагоге, воздерживались от еды и питья до 10 часов утра или даже до полудня, в зависимости от того, когда приносилась дневная жертва.
2:16−19 Истинным объяснением происшедшего было сошествие Духа Святого, которое предречено пророком Иоилем (Иоиль 2:28 и далее).
На самом деле события дня Пятидесятницы не были полным исполнением пророчества Иоиля. Большая часть событий, описанных в стихах 17−20, в тот момент не произошла. Но случившееся в день Пятидесятницы было предвкушением того, что произойдет в последние дни, перед днем Господним, великим и славным. Если день Пятидесятницы был исполнением пророчества Иоиля, почему позднее (3:19) дается обетование, что в случае всенародного покаяния, если народ израильский примет Того, Кого он распял, Иисус вернется и настанет день Господень?
Цитата из Иоиля — это пример действия «закона двойных ссылок», согласно которому любое библейское пророчество частично исполняется в одно время и полностью — позднее.
Дух Божий излился в день Пятидесятницы, но не на всякую плоть. Окончательное исполнение пророчества произойдет в конце дней великой скорби. Перед возвращением Христа во славе будут чудеса на небе и знамения на земле (Мф 24:29−30). Тогда Господь Иисус Христос грядет на землю, чтобы сокрушить врагов Своих и основать Свое Царство. В начале Его тысячелетнего правления Дух Божий будет излит на всякую плоть, на язычников и на иудеев, и такое состояние большей частью продлится все тысячелетие. Различные проявления Духа будут дарованы людям вне зависимости от их пола, возраста или социального положения. Будут видения и сны, дающие знание, и пророчества, передающие его другим. Таким образом проявятся дары откровения и пророчества. Все это произойдет во время, названное Иоилем последними днями (ст. 17). Разумеется, имеются в виду последние дни Израиля, а не Церкви.
2.20 Здесь ясно сказано, что сверхъестественные знамения на небе произойдут прежде нежели наступит день Господень. В этом контексте словосочетание «день Господень» означает Его личное возвращение на землю для уничтожения Своих противников и воцарения в силе и великой славе.
2.21 Петр заканчивает цитату из Иоиля обетованием, что всякий, кто призовет имя Господне, спасется. То, что спасение будет даровано всякому человеку при условии, что он поверит в Господа, — Благая Весть для всех времен. Имя Господне — это понятие, включающее все, чем является Господь. Таким образом, призвать Его имя — это, истинно уверовав, призвать Его как единственный путь спасения.
2:22−24 Но Кто же Господь? Далее Петр сообщает поразительную весть о том, что Тот Иисус, Которого они распяли, и есть Господь, Христос-Мессия. Сначала он рассказывает о жизни Иисуса, Его смерти, воскресении и вознесении, а затем о Его прославлении одесную Бога, Его Отца. Если до сих пор у них были какие-то иллюзии о том, что Иисус все еще находится в гробнице, Петр вскоре рассеет их заблуждения. Они должны услышать, что Тот, Кого они убили, находится на небесах и им еще предстоит держать перед Ним ответ.
Вот доводы апостола. Многие чудеса засвидетельствовали, что Иисус Назорей был Муж от Бога. Он совершал их силою Бога (ст. 22). По Своему определению и предведению Бог предал Его в руки народа израильского. Они же, в свою очередь, отдали Его язычникам (не знавшим закона), которые пригвоздили и убили Его (ст. 23). Однако Бог воскресил Его из мертвых, расторгнув узы смерти. Смерти невозможно было удержать Его в плену, ибо:
1) сама сущность Бога требовала Его воскрешения. Безгрешный, Он умер за грешников. Бог должен воскресить Его, и это будет свидетельством того, что Он удовлетворен искупительной жертвой Христа;
2) пророчества ВЗ предсказали Его воскресение. В следующих стихах Петр особенно подчеркивает это.
2:25−27 В Псалме 15 Давид пророчествует о жизни, смерти, воскресении и прославлении Господа.
Говоря о Его жизни, Давид передает чувство безграничного доверия и уверенности Того, Кто живет в непрерывном общении с Отцом. Сердце, язык и плоть — все Его существо было наполнено радостью и упованием.
Пророчествуя о Его смерти, Давид предвидел, что Бог не оставит Его душу в аде и не даст Своему Святому увидеть тление. Другими словами, душа Господа Иисуса не останется освобожденной от телесной оболочки, и тело Его не подвергнется тлению. (Этот стих не следует использовать для доказательства того, что в момент Своей смерти Господь Иисус оказался в недрах земли, в узилище для душ умерших. Его душа ушла на небеса (Лк 23:43), а тело было помещено в гробницу.) Рай — то же самое, что и «третье небо» (2Кор 12:2, 4).
2:28 Что же касается воскресения Господа, Давид выражает уверенность, что Бог покажет Ему путь жизни. В Псалме 15:11 Давид писал: «Ты укажешь мне путь жизни...» Здесь же Петр, цитируя эти слова, заменил будущее время на прошедшее: «Ты дал мне познать путь жизни». Конечно же, его направлял Святой Дух, так как воскресение к тому времени уже произошло.
Последовавшее за воскресением прославление Спасителя предсказано Давидом в словах: «Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим», или, как сказано в Псалме 15:11: «...полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек».
2:29 Петр утверждает, что Давид не мог говорить это о самом себе, так как его тело увидело тление. Его гробница была хорошо известна иудеям в те дни. Они знали, что он не воскрес.
2:30−31 В этом Псалме Давид выступает как пророк. Он помнил, что Бог обещал воскресить одного из его потомков и посадить на престоле его навсегда. Давид знал, что это будет Мессия и что, хотя Он умрет, Его душа не будет оставлена вне телесной оболочки, а Его тело не увидит тления.
2:32−33 Теперь Петр повторяет весть, которая, вероятно, потрясла его слушателей-иудеев. Мессия, о котором пророчествовал Давид, — это Иисус из Назарета. Бог воскресил Его из мертвых, что могли подтвердить все апостолы, так как они были очевидцами Его воскресения. После Своего воскресения Господь Иисус был вознесен десницей Божьей и теперь, как это и было обещано Отцом, ниспослал Духа Святого. Таково объяснение произошедшего в этот день в Иерусалиме.
2:34−35 Не предсказал ли Давид также вознесения Мессии? В Псалме 109:1 он говорит не о себе. Он цитирует слова Иеговы, обращенные к Мессии: «Седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». (Обратите внимание, что стихи 33−35 повествуют о том времени ожидания, которое пройдет между прославлением Христа и Его возвращением для наказания врагов и установления Его Царства.)
2:36 И вновь та же весть обрушивается на иудеев. БОГ СОДЕЛАЛ ГОСПОДОМ И ХРИСТОМ ТОГО ИИСУСА, КОТОРОГО ВЫ РАСПЯЛИ. Как сказал Бенгель, «конец этой речи был язвящим, как жало»: ТОГО ИИСУСА, Которого вы распяли. Они распяли Помазанника Божьего, и сошествие Духа Святого стало доказательством того, что Иисус был прославлен на небесах (см. Ин 7:39).
2.37 Обличающая сила Духа Святого была столь могущественной, что слушатели мгновенно отреагировали на эту речь. Петру не нужно было призывать их к чему-либо, они сами закричали: «Что нам делать?» Этот вопрос возник под влиянием глубокого чувства вины. Теперь они осознали, что Тот Самый Иисус, Которого они жестоко убили, был возлюбленным Сыном Божьим. Этот Иисус воскрес из мертвых и теперь прославлен на небесах. Как же теперь виновные в убийстве могут избежать осуждения?
2.38 Петр ответил, что они должны покаяться и креститься во имя Иисуса Христа для прощения грехов. Прежде всего, они должны были покаяться, признав свою вину и вместе с Богом осудив самих себя.
Затем они должны были креститься для прощения своих грехов. На первый взгляд кажется, что этот стих содержит учение о спасении через крещение, и многие люди настойчиво утверждают, что именно это он и означает. Такое толкование ошибочно по следующим причинам:
1. В десятках стихов НЗ сказано, что спасение приобретается верой в Господа Иисуса Христа (напр., Ин 1:12; Ин 3:16, 36; Ин 6:47; Деян 16:31; Рим 10:9). Эти многочисленные свидетельства не могут быть опровергнуты одним или двумя стихами.
2. Разбойнику на кресте было гарантировано спасение, несмотря на то что не был крещен (Лк 23:43).
3. Нет ни одного доказательства, что Спаситель крестил кого-либо Сам, — упущение, которое выглядело бы странным, если бы крещение было необходимо для спасения.
4. Апостол Павел благодарит Бога за то, что он крестил лишь некоторых коринфян, что опять-таки странно, если крещение имеет спасительную силу (1Кор 1:14−16). Важно отметить, что апостолы призывали креститься, дабы получить прощение грехов, лишь иудеев (см. Деян 22:16). Этот факт, как нам кажется, — ключ к пониманию данного отрывка. Народ израильский распял Господа славы. Иудеи сказали: «Кровь Его на нас и на детях наших» (Мф 27:25). Таким образом, народ израильский стал повинен в смерти Мессии.
Теперь некоторые из этих иудеев осознали свою ошибку. Покаявшись, они признали, что совершили грех перед Господом. Уверовав в Господа Иисуса как своего Спасителя, они родились свыше и навеки получили прощение грехов. Принимая водное крещение, они отделяли себя от народа, который распял Господа, и заявляли о своей принадлежности к Его народу. Таким образом, крещение становилось символом того, что их грех отвержения Христа (так же как и все другие грехи) смыт. Оно отделяло их от иудейской почвы и делало христианами. Но крещение не спасало их. Только вера в Христа могла сделать это. Учить по-другому — значит учить другому евангелию и за это подвергнуться проклятию (Гал 1:8−9).
Еще одно толкование крещения для прощения грехов дает Райри:
«Эта фраза не означает «чтобы грехи были прощены», так как повсюду в НЗ грехи прощаются в результате веры во Христа, а не вследствие крещения. Это предложение означает «креститься вследствие прощения грехов». Греческий предлог eis (для) имеет значение «из-за, благодаря» не только здесь, но и, например, в отрывке из Евангелия от Матфея (12:41), значение которого можно истолковать только так: «Они покаялись вследствие (а не для) проповеди Ионы». За покаянием последовало прощение грехов для всех тех, кто собрался у дома апостолов в день Пятидесятницы, и, благодаря прощению грехов, они могли быть крещены.» (Charles C. Ryrie, The Acts of the Apostles. 24.)
Петр уверил их, что если они покаются и примут крещение, то получат дар Духа Святого. Настаивать на том, что та же последовательность применима и к нам сегодня, значит не понимать, как Бог управлял Церковью на заре ее существования. Как великолепно показал Г. П. Баркер в книге «Папа Римский», в Деяниях описаны четыре типа сообществ верующих, и в каждом случае порядок событий, связанных с принятием Святого Духа, различен.
Здесь, в Деяниях 2:38, мы читаем о христианах -евреях. Для них последовательность была такова:
1. Покаяние.
2. Водное крещение.
3. Принятие Духа Святого.
Об обращении самарян рассказывается в Деяниях 8:14−17. Там события происходили в таком порядке:
1. Они уверовали.
2. Они приняли водное крещение.
3. Апостолы помолились о них.
4. Апостолы возложили на них руки.
5. На них снизошел Святой Дух.
В Деяниях 10:44−48 повествуется об обращении язычников. Обратите внимание на последовательность событий в этом случае:
1. Уверование.
2. Сошествие Святого Духа.
3. Водное крещение.
Община верующих последнего, четвертого, типа состояла из последователей Иоанна Крестителя (Деян 19:1−7):
1. Они уверовали.
2. Они были крещены вторично.
3. Апостол Павел возложил на них руки.
4. Святой Дух снизошел на них.
Значит ли это, что в книге Деяний апостолов описаны четыре пути спасения? Разумеется, нет. Спасение происходило, происходит и всегда будет происходить на основании веры в Господа. Но во время переходного периода, который зафиксирован в Деяниях, Господь по Своей воле меняет порядок событий, связанных с принятием Святого Духа, по причинам, известным Ему, но сокрытым от нас.
Какая же схема применима к нам сегодня? Так как в целом народ израильский отверг Мессию, иудеи потеряли особые права, которые они могли бы иметь. Теперь Господь призывает языческие народы во имя Своё (Деян 15:14). Следовательно, сегодняшняя схема будет совпадать с той, что дана в главе 10 Деяний:
1. Вера.
2. Сошествие Святого Духа.
3. Водное крещение.
Мы считаем, что такой порядок применим сегодня ко всем: как к иудеям, так и к язычникам. На первый взгляд это утверждение может показаться необоснованным. Возникает вопрос: когда порядок обращения иудеев в христианство, изложенный в Деяниях 2:38, заменяется последовательностью, приведенной в Деяниях 10:44−48? Нельзя, разумеется, указать конкретный день. Но в Деяниях апостолов прослеживается постепенный переход от распространения Благой Вести главным образом среди иудеев к распространению этого учения среди язычников, поскольку иудеи неоднократно отвергали его. К концу книги Деяний апостолов почти весь народ израильский знал о Благой Вести, но не принял ее. Из-за своего неверия они утратили право называться богоизбранным народом. В течение периода Церкви внимание большей частью обращено на языческие народы, потому и применяется порядок христианизации, установленный Богом для язычников и приведенный в книге Деяний апостолов (10:44−48).
2:39 Затем Петр напоминает им, что обетование Святого Духа принадлежат им и их детям (иудеям), а также всем дальним (язычникам), кого ни призовет Господь.
Те же самые люди, которые некогда сказали: «Кровь Его на нас и на детях наших», теперь получают заверение в милости Божьей к ним и их детям, если они уверуют в Господа.
Этот стих часто ошибочно толкуют так, что дети верующих родителей имеют какие-либо преимущества, обещанные заветом, или получают спасение автоматически. Сперджен отвечает на это так:
«Не известно ли верующим, что «рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть Дух»? Может ли чистое родиться от нечистого? Естественное рождение несет в себе греховную природу и не может передать новорожденному благодать. В НЗ подчеркивается, что дети Божьи рождены «не от крови, не от хотения плоти, не от хотения мужа, но от Бога». (Charles H. Spurgeon, The Treasury of the New Testament, 1:530.)
Важно отметить, что обетование относится не только к «вам и детям вашим», но также и ко всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш. Это выражение синонимично фразе «кто бы ни откликнулся на призыв Евангелия».
2:40 В этой главе речь Петра приведена не полностью, но основная мысль ее заключалась в том, что слушавшие его иудеи должны спасаться от рода сего развращенного, который отверг и убил Господа Иисуса. Сделать это они могли, уверовав в Христа как своего Спасителя и Мессию и публично отрекшись от родства с преступным народом израильским, приняв христианское крещение.
2:41 В тот день многие люди захотели креститься, и это доказывает, что они охотно приняли слово Петра как слово Господа. (Критический (NU) текст опускает «охотно».)
И присоединилось в тот день к верующим душ около трех тысяч. Если число обращенных — лучшее свидетельство того, что служение исполнено силой Духа Святого, то служение Петра несомненно являлось таковым. Конечно же, эти события напомнили рыбаку из Галилеи слова Господа Иисуса: «Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф 4:19). Возможно, он также вспомнил следующие слова Спасителя: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит; потому что Я к Отцу Моему иду» (Ин 14:12).
Поучительна та осторожность, с которой фиксируется число обращенных -около трех тысяч душ. Все слуги Божьи могли бы проявлять подобную сдержанность, подсчитывая так называемых новообращенных.
2:42 Истинность обращения постоянно подтверждается делом. Новообращенные доказывают искренность своей веры, постоянно пребывая в:
1) учении апостолов, то есть постоянно внимая богодухновенной проповеди апостолов, сначала устной, а теперь зафиксированной в НЗ;
2) общении. Другое свидетельство новой жизни — желание новообращенных общаться с народом Божьим и делить с ним радости и горести. В их душах царило чувство отделенности от мира и общности с другими христианами.
3) преломлении хлеба. В НЗ это выражение означает и Вечерю Господню, и обычную совместную трапезу. Точное значение в каждом конкретном случае определяется контекстом. Здесь, очевидно, имеется в виду причастие, так как было бы излишним говорить, что они продолжали принимать пищу. Из Деяний 20:7 мы узнаем, что первые христиане преломляли хлеб (причащались) в первый день недели. В первоапостольской Церкви за Вечерей Господней следовала вечеря любви (агапа), как выражение любви святых друг к другу. Однако со временем эта традиция прервалась.
4) молитвах. Это был четвертый основной церковный обычай первых христиан. В молитвах они поклонялись и служили Господу, во всем полагаясь на Него, просили Его сохранить их и руководить ими.
2:43 Людьми овладело чувство благоговейного страха. Могущественная сила Святого Духа была столь очевидна, что сердца замирали и покорялись ей. Изумление наполняло души иудеев, когда они видели апостолов, творящих много чудес и знамений. Чудесами здесь названы сверхъестественные явления, вызывающие удивление и восхищение. Знамения — это чудеса, имеющие символическое значение, а следовательно, сообщающие верующим волю Божью. Сверхъестественное явление может быть и просто чудом, и знамением.
2:44−45 Верующие постоянно собирались вместе и имели все общее. Любовь Господа переполняла их сердца, и потому всякую собственность они считали общей (4:32). Когда в общине возникала нужда в деньгах, они продавали свою личную собственность и распределяли вырученную сумму. Таким образом, в общине все были равны.
«Среди верующих проявлялись единодушие и общность интересов — единство, в котором эгоизм, свойственный нашей греховной природе, исчез в полноте любви друг к другу — чувстве, которое проистекало из любви Господа к людям. Они были вместе в том смысле, что всем, что имели, они распоряжались сообща и не по какому-либо закону или принуждению (что все испортило бы), но с сознанием, что все они принадлежат Христу и Христос принадлежит всем им вместе и каждому в отдельности. Его благословение — это такое богатство, которое ничто не может уменьшить, а чем больше они раздавали, тем больше имели. Они «продавали имения и всякую собственность и разделяли всем, смотря по нужде каждого.» (F. W. Grant, «Acts», The Numerical Bible: Acts to 2 Corinthians, VL25:26.)
Сегодня многие считают, что нам нет необходимости следовать в этом примеру первых христиан. Это было бы аналогично утверждению, что мы не должны любить ближних, как самих себя. Желание поделиться своей недвижимостью и личной собственностью неизбежно возникало, когда душа человека исполнялась Духом Святым. Как было сказано, «настоящий христианин не может смириться с тем, что он имеет слишком много, тогда как другие имеют слишком мало».
2:46 Этот стих показывает, как Пятидесятница повлияла на религиозную жизнь и быт новообращенных.
Рассматривая их религиозную жизнь, мы должны помнить, что первые обращенные по происхождению были иудеями. Хотя уже существовала христианская Церковь, связи с иудейской религиозной традицией некоторое время сохранялись. Процесс освобождения от савана иудаизма продолжался в течение всего периода, описанного в Деяниях апостолов. Поэтому верующие христиане продолжали посещать служения в храме, где слушали чтение и истолкование ВЗ. Кроме того, разумеется, они собирались вместе по домам, совершая то, о чем говорилось в стихе 42. (Каждый раз, когда мы читаем, что Павел и другие входили в храм, это означает, что они вошли во внутренний двор, а не в святилище. В святилище могли входить только священники. Язычникам же позволялось входить только во внешний двор; проникновение дальше каралось смертью.)
Об их быте мы читаем, что они преломляли хлеб, принимая пищу в веселии и простоте сердца. Из контекста ясно, что выражение «преломление хлеба» означает здесь обычные трапезы. Радость спасения до краев наполнила всю их жизнь, озаряя даже простые мирские заботы золотым сиянием славы.
2:47 Для тех, кто освободился от власти тьмы и стал подданным Царства любви Сына Божьего, жизнь стала хвалебным гимном и благодарственным псалмом.
Первое время верующие находились в любви у всего народа. Но это не могло продолжаться долго. Сама природа христианской веры такова, что неизбежно возбуждает ненависть и враждебность в сердцах неверующих. Спаситель предупреждал Своих учеников остерегаться популярности (Лк 6:26) и предсказывал им преследования и страдания (Мф 10:22−23). Таким образом, эта любовь была лишь кратким периодом, который вскоре сменился неослабевающей враждебностью.
Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви. С каждым днем христианская община росла, так как все больше людей обращалось в христианство. Услышавшие Благую Весть сами, по собственной воле, должны были принять Иисуса Христа. То, что Господь выбирает и прилагает спасаемых, ни в коей мере не отменяет свободу выбора и ответственность самого человека.
Итак, в этой главе рассказывается о сошествии Святого Духа, о памятной речи Петра к собравшимся иудеям, об обращении большого количества людей, а также дается краткое описание жизни первых христиан. Великолепный рассказ о последней приводится в 13-м издании Британской энциклопедии, в статье «История Церкви»: «Самым замечательным в жизни первых христиан было их ясное ощущение того, что они — призванный и избранный народ Божий. Христианская Церковь в их понимании была Божественным, а не человеческим институтом. Она была основана и управлялась Богом, и даже мир был создан ради нее. В эпоху первых христиан эта концепция управляла всей их жизнью — и личной, и общественной. Они считали себя отделенными от остального мира и связанными друг с другом особыми узами. Они были гражданами неба, а не земли, и принципы и законы, по которым они старались жить, были даны им свыше. Современный им мир был для них всего лишь временным пристанищем, а истинная их жизнь должна была начаться в будущем. Они считали, что очень скоро вернется Христос, потому труды и удовольствия этого века их мало заботили. Повседневная жизнь христиан была исполнена Святым Духом, и все христианские добродетели являлись результатом этого присутствия. Такая вера придавала их жизни необычайно приподнятый, богодухновенный характер. Их быт не был бытом обычных людей: они преодолели свою земную природу и жили более высокой, духовной жизнью».
Прочитав эту статью, в какой-то мере понимаешь, как далеко отошла Церковь от своей первоначальной силы и сплоченности.
ДОМАШНЯЯ ЦЕРКОВЬ И МЕЖЦЕРКОВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Так как в этой главе в Деяниях впервые упоминается слово «церковь» (греч. ekklesia) (2:47), мы подробнее остановимся на центральном положении Церкви в понимании первых христиан. (В критическом (NU) тексте слово «церковь» появляется лишь в 5:11.)
Церковь в книге Деяний, а также в других книгах НЗ принадлежит к так называемому домашнему типу. Первые христиане собирались в жилых домах, а не в специальных церковных зданиях. Считается, что религия переместилась из особых освященных мест и сконцентрировалась там, где жили люди, в их домах. Унджер утверждает, что жилища продолжали служить местами собраний христиан в течение двух веков. (Merrill F. Unger, Unger's Bible Handbook,. 586.)
Самым простым объяснением для нас могло бы быть то, что использование частных домов диктовалось экономической необходимостью, а не какими-либо духовными соображениями. Мы настолько привыкли к церквам и молитвенным домам, что полагаем, будто они идеально подходят Богу.
Однако есть веские основания считать, что христиане первых веков, возможно, были мудрее нас.
Прежде всего, несовместимо с христианской верой и ее основанием — любовью — тратить тысячи долларов на роскошные здания, тогда как во всем мире царит ужасающая бедность. В этой связи Стэнли Джоунс писал: «Я любовался Младенцем, маленьким Христом, в римском соборе, богато украшенном драгоценностями, а выйдя из собора, увидел лица голодных детей. Тогда я спросил себя: может ли Христос, смотря на этот голод, радоваться Своим украшениям? И если может — эта мысль настойчиво преследовала меня, -то я больше не мог бы думать о Христе с радостью. Этот роскошно украшенный драгоценностями Младенец и голодные дети — символ того, что мы сделали, обрядив Христа в великолепный наряд из величественных соборов и церквей, даже не попытавшись бороться с глубинными несправедливостями общества, в то время как Христос голодает в каждом безработном и обездоленном». (Stanley Jones, Christ's Alternative to Communism, . 78.)
Не только антигуманно, но и экономически нецелесообразно тратить деньги на сооружение дорогостоящих зданий, которые используются не больше 3−5 часов в неделю. Можем ли мы позволить себе неразумно тратить так много и так мало получать взамен?
Наши современные программы церковного строительства являлись и являются одним из самых больших препятствий в росте Церкви. Крупные денежные суммы, которые расходуются на погашение кредитов и процентов на них, заставляют руководство церкви сопротивляться любым попыткам групп верующих отделяться и образовывать новые церкви. Любая потеря прихожан подвергает риску доход, необходимый для оплаты строительства и эксплуатации здания. Еще не родившееся поколение уже обременено долгами, и всякая надежда на воспроизводство Церкви гаснет.
Часто утверждают, что нужно иметь впечатляющие церковные здания, чтобы привлекать не членов церкви на наши богослужения. Такой образ мышления чисто мирской, более того, он абсолютно не учитывает практику НЗ. В этот период на церковные собрания приходили главным образом верующие. Христиане собирались послушать проповедь апостолов, пообщаться, преломить хлеб и помолиться (Деян 2:42). Они проводили евангелизацию, не приглашая людей на воскресные собрания, а свидетельствуя тем, с кем они встречались в течение недели. Только тогда, когда человек действительно уверовал, он входил в общину и мог посещать домашнюю церковь, где получал духовную пищу и поддержку.
Иногда бывает трудно убедить людей посещать служения в величественных церковных зданиях. В людях говорят резкое неприятие какого бы то ни было формализма, а также опасение, что от них будут требовать пожертвования. Часто можно услышать: «Все, что нужно церкви, — это ваши деньги». Однако многие из тех, кто не желает идти в церковь, с удовольствием посещают занятия по изучению Библии на дому. Там они могут чувствовать себя более свободно, общаясь с христианами в неформальной обстановке.
И действительно, домашняя церковь идеально подходит для любой культуры и любой страны. Возможно, если бы мы могли охватить взглядом весь мир, то увидели бы, что большая часть церковных общин собирается дома, а не в специальных зданиях.
В противоположность нашему времени, когда построены внушительные здания соборов, церквей и молитвенных домов, а также организовано огромное количество хорошо структурированных конфессиональных, миссионерских и межцерковных организаций, апостолы, насколько это известно из Деяний, не пытались создать какую-либо организацию, которая продолжала бы дело Господа. Поместные церкви были Божьими «передовыми отрядами», распространяющими веру, и апостолы удовлетворялись этой миссией.
В последние годы в христианском мире наблюдается головокружительный рост организационной активности. Каждый раз, когда верующему приходит в голову новая идея о том, как послужить делу Христову он основывает новую миссию, союз или другую организацию.
Это приводит, в частности, к тому, что талантливые наставники и проповедники вынуждены отвлекаться от своего основного служения для ведения административной работы. Если бы все администраторы, работающие в управлениях миссий, занимались соответствующей деятельностью на миссионерских полях, это значительно сократило бы там дефицит кадров.
Еще одно следствие быстрого роста организаций — увеличение накладных расходов. Из-за этого большие суммы денег тратятся не на распространение Евангелия. Большая часть каждого доллара, пожертвованного многим христианским организациям, тратится на покрытие расходов по содержанию самой организации, а не на те цели, ради которых она была основана.
Часто организации препятствуют выполнению Великого поручения. Иисус повелел Своим апостолам учить всему, что Он заповедал. Многие люди, работающие на христианские организации, обнаруживают, что им не позволено проповедовать всю правду Господа. Например, они не могут говорить о некоторых противоречивых моментах из страха, что этим оттолкнут от себя прихожан, от которых ждут финансовую поддержку.
Умножение числа христианских институтов слишком часто сопровождается интригами, завистью и соперничеством, которые наносят большой вред делу свидетельства о Христе. «Рассмотрим множество христианских организаций в нашей стране и за рубежом, задачи которых частично совпадают. Они борются за кадры, количество которых ограничено, и за все сокращающиеся финансовые ресурсы. А сколько этих организаций обязаны своим появлением чисто мирскому чувству соперничества их создателей, хотя в публичных заявлениях, разумеется, они ссылаются на волю Божью». (Ежедневные заметки Библейского общества)
Часто оказывается верным то, что любая организация способна надолго продлить свое существование, даже если она уже давно перестала быть эффективной. Колеса механизма медленно продолжают вращаться, хотя его основатели уже скрылись из вида, а от славы когда-то энергичного движения не осталось и следа. Не наивность, свойственная простым людям, а духовная мудрость уберегла первых христиан от основания институтов для продолжения дела Господа. Г. X. Ланг пишет: «Один остроумный писатель, сравнивая служение апостолов с более привычными нам методами миссионерской работы, сказал, что «мы основываем миссии, апостолы основывали церкви». Такое различие весьма существенно. Апостолы основывали церкви и более ничего, поскольку для достижения целей, стоявших перед ними, ничто другое им не требовалось и не подходило лучше. В каждой местности они организовывали поместные общины верующих во главе со старейшинами (пресвитерами) — всегда старейшинами, а не старейшиной (Деян 14:23; Деян 15:6, 23; 20:17; Флп 1:1), которые направляли верующих, руководили ими и наставляли их. Господь назначал этих людей, и все верующие признавали их избрание (1Кор 16:15; 1Фес 5:12−13; 1Тим 5:17−19). Собрание верующих назначало диаконов (Деян 6:1−6; Флп 1:1) -этим они отличались от пресвитеров. Диаконы должны были заниматься возникающими время от времени немногочисленными, но очень важными делами; в частности, они ведали распределением денежных средств общины... Вся организационная работа апостолов сводилась к формированию таких общин. Никакие другие организации в НЗ не упоминаются. Мы не найдем в нем даже зародыша тех церковных организации, которые появились позже». (G.H. Lang, The Churches of God 11.)
Для первых христиан и их пастырей — апостолов — церковная община была избранным Господом Божественным учреждением на земле; и единственным таким учреждением, которому Он обещал вечное существование, была Церковь.
Комментарии МакДональда на Деяния апостолов, 2 глава. Комментарии МакДональда.