4 Дух Святой, Новозаветное резюме (см. Мал 2:15, примеч.):
1) Дух Святой открывается как Божественная Личность. Об этом ясно говорится (например, Ин 14:16−17, 26; Ин 15:26; Ин 16:7−15; Мф 28:19) и всюду подразумевается.
2) Откровение о Нем дается не сразу, а постепенно:
а) в Ветхом Завете (см. Мал 2:15, примеч.). Он нисходит на кого хочет, по-видимому, без каких-либо предварительных условий».
б) Живя на земле, Иисус учил Своих учеников (Лк 11:13), что они могут получать Духа по молитве Отцу.
в) Перед концом Своего служения Он обещал им, что будет Сам просить об этом Отца, и что в ответ на Его молитву будет послан Утешитель, чтобы пребывать в верующих (Ин 14:16−17).
г) В вечер после Своего воскресения Он явился ученикам в горнице, «дунул и сказал: примите Духа Святого» (Ин 20:22), но при этом не велел им приступать к служению, пока Дух Святой не сойдет на них (Лк 24:49; Деян 1:8).
д) В день Пятидесятницы Дух сошел на группу верующих (Деян 2:14).
е) После Пятидесятницы, пока Евангелие проповедовалось только евреям, Дух передавался тем, кто веровал, через возложение рук (Деян 8:17; Деян 9:17 и т. д.).
ж) Когда же Петр открыл двери Царства язычникам (Деян 10), Дух Святой немедленно и без каких-либо иных условий, кроме веры, дан был тем, кто уверовал (Деян 10:44; Деян 11:15−18). После чего это сделалось постоянно действующим фактором на весь период Церкви. Каждый верующий повторно рождается от Духа (Ин 3:3, 6 ; 1Ин 5:1); Дух поселяется в нем и таким образом делает его тело Своим храмом (1Кор 6:19; Рим 8:9−15; 1Ин 2:27; Гал 4:6); верующие крещены Духом (1Кор 12:12−13; 1Ин 2:20, 27), и следовательно запечатлены печатью Духа для Бога (Еф 1:13; Еф 4:30).
3) Новый Завет делает различие между обладанием Духом, что верно в отношении всех верующих, и исполнением Духом, что является преимуществом и обязанностью верующего (ср. Деян 2:4; Деян 4:29−31; Еф 1:13−14; Еф 5:18), — «Одно крещение (Духом), многократное исполнение (Духом)».
4) Дух Святой связан со Христом уже при зачатии Его (Мф 1:18−20; Лк 1:35), в крещении (Мф 3:16; Мк 1:10; Лк 3:22; Ин 1:32−33), в земной жизни и служении Его (Лк 4:1, 14), в воскресении Его (Рим 8:11), и как Его свидетель на протяжении века сего (Ин 15:26; Ин 16:8−11, 13−14.
5) Дух Святой созидает Церковь (Мф 16:18; Евр 12:23, примеч.) посредством крещения всех верующих в единое Тело Христово (1Кор 12:12−13). Каждому члену этого тела Он дает дары для той или иной формы служения (1Кор 12:7−11, 27, 30), Он руководит членами Тела Христова в их служении (Лк 2:27; Лк 4:1; Деян 16:6−7) и Сам является движущей силой его (Деян 1:8; Деян 2:4; 1Кор 2:4).
6) Дух Святой пребывает в собрании верующих, из которых состоит каждая поместная церковь, созидая из них (всех вместе) — храм (1Кор 3:16−17).
7) Христос указывает на три аспекта личных взаимоотношений Духа с верующим: Он пребывает «с» ним, «в» нем и «на» нем (Ин 14:17; Лук. 24.49; Деян 1:8). Дух пребывает «с ним» — означает, что Бог приближается к душе, обличая ее во грехе (Ин 16:9) и представляя ей Христа как предмет веры (Ин 16:14), даруя ей веру (Еф 2:8) и возрождая ее (Ин 3:3−16). «В нем» — говорит о пребывании Духа в теле верующего человека (1Кор 6:19), которому Он дает одерживать победу над плотью (Рим 8:2−4; Гал 5:16−17) и вырабатывать христианский характер (Гал 5:22−23), помогает в немощах (Рим 8:26), которого вдохновляет на молитву (Еф 6:18); благодаря действию Духа верующий получает доступ к Богу, глубоко осознавая происходящее (Еф 2:18); через пребывание Духа в верующем осуществляется его сыновство (Гал 4:6); Дух дает ему применять Св. Писание для своего очищения и освящения (Еф 5:26; 2Фес 2:13; 1Пет 1:2), Он утешает его и ходатайствует о нем (Деян 9:31; Рим 8:26), Он являет ему Христа (Ин 16:14).
8) Вот грехи, которые могут быть совершены неверующим против Духа Святого: хула (Мф 12:3(), противление (Деян 7:51), оскорбление (Евр 10:29). Грехи, порой совершаемые верующими против Духа Святого, таковы: допущение зла в сердце свое или жизнь, что оскорбляет Духа (Еф 4:30−31), и «угашение» Его в себе через непослушание (1Фес 5:19). Правильно относиться к Духу — это быть покорным Его руководству в хождении нашем и служении, и проявлять постоянную готовность к тому, чтобы Он «удалял от нас» все, что огорчает Его, или препятствует действию Его силы (Еф 4:31).
9) Символами Духа являются: а) елей (Ин 3:34; Евр 1:9); 6) вода (Ин 7:38−39); в) ветер (Деян 2:2; Ин 3:8); г) огонь (Деян 2:3); д) голубь (Мф 3:16); е) печать (Еф 1:13; Еф 4:30); ж) залог (Еф 1:14).
14 Главная мысль проповеди Петра в день Пятидесятницы выражена в ст. 36. Она состоит в том, что Иисус — Мессия. Петр не мог бы сделать заявления более неприемлемого для иудеев — ведь они отвергли мессианские притязания Иисуса и распяли Его. Поэтому и выступил Петр с упомянутым заявлением не прежде, чем готов был ответить на все возможные возражения иудеев. Главной трудностью в отношении евреев было очевидное неосуществление ясного и неоднократно повторенного пророческого обетования, что вновь собравшись, Израиль утвердится на своей земле под властью обещанного ему Царя (напр., Ис 11:10−12; Иер 23:5−8; Иез 37:21−28). В отличие от объяснения, предложенного поначалу Римской церковью и поддержанного впоследствии некоторыми протестантскими комментаторами, что завет и обетования должны исполниться в Церкви, т. е. в «духовном смысле», Петр показывает (2:25−32), исходя из Пс 15:8−11, что сам Давид понимал: завет исполнит умерший и воскресший Христос, Который воссядет на его престоле (Лк 1:32−33). С той же самой трудностью столкнулся и Иаков (Деян 15:14−17). См. «Царство» (В. З.), Зах 12:8; (Н. З.), Лк 1:33; 1Кор 15:24.
17 Следует видеть различие между «последними днями» в предсказании, относящемся к Израилю, и «последними днями» в предсказании, касающемся Церкви (1Тим 4:1−3; 2Тим 3:1−8; Евр 1:1−2; 1Пет 1:4−5; 2Пет 3:1−9; 1Ин 2:18−19; Иуд 17−19). Нельзя также путать «последние дни» (множественное число) и «последний день» (единственное число); второе выражение относится ко дню воскресения и ко дню страшного суда (Ин 6:39−40, 44, 54; Ин 11:24; Ин 12:48. «Последние дни» в применении к Церкви начались с пришествием Христа (Евр 1:2), но это же выражение применяется и для обозначения времени в конце века сего, когда произойдут разного рода отклонения и отступления (2Тим 3:1; 2Тим 4:4). «Последние дни» по отношению к Израилю — это дни возвышения и благословения его, и тут они имеют то же значение, что и век Царства (Ис 2:2−4; Мих 4:1−7). Они «последние» не в плане данного периода, то есть «периода благодати», но в плане всей истории Израиля.
Комментарии Скоуфилда на Деяния апостолов, 2 глава. Комментарии Скоуфилда.