I. Bступление: все суета под солнцем (1:1−11)
1:1. Автор представляется как Екклесиаст, сын Давидов, царь в Иерусалиме. Интересно слово «Екклесиаст». Еврейский его эквивалент — Koheleth, что значит «созывающий» или «собирающий». Греческое слово ekklesiastes значит «созывающий собрание». Поэтому это слово по-разному переводили как «созывающий, собирающий, выступающий, оратор, проповедник».
Екклесиаст — сын Давидов. В то время как слово «сын» может означать внука или более позднего потомка, вероятно, следует понимать его в первом значении. Соломон был единственным потомком Давида, правившим Израилем в Иерусалиме (ст. 12). Все остальные цари правили Иудеей. Представители других династий, бывшие царями Израиля, имели столицы в Сихеме (3Цар 12:25) и Самарии (3Цар 16:24), а не в Иерусалиме.
1:2 Соломон сразу же приступает к делу; нам не нужно ждать до последней главы. В результате всех исследований Соломона под солнцем он установил, что все суета. Жизнь преходяща, коротка, бесполезна, пуста и тщетна. Она бессмысленна. Ничто на земле нельзя считать целью существования.
Правда ли это? Да, это совершенно так! Если эта жизнь — все, что у нас есть, если смерть — конец человеческого существования, то жизнь — всего лишь пар, нечто эфемерное и преходящее.
Апостол Павел напоминает нам, что все творение испытало тщету и пустоту из-за греха (Рим 8:20). И не случайно первые люди на земле назвали своего второго сына Авелем, что значит «суета» или «пар». Соломон прав. Все суета под солнцем.
1:3 Бренная человеческая жизнь полна трудов и деятельности, но что он получает в итоге? Он крутится, как белка в колесе; это утомительное и безрезультатное движение по кругу. Вы спрашиваете человека, зачем он работает, и он отвечает: «Чтобы зарабатывать деньги, конечно же». Но зачем ему зарабатывать деньги? Чтобы покупать пищу. А зачем покупать пищу? Чтобы поддерживать свои силы. А зачем ему силы? Чтобы работать. Мы возвратились к тому, с чего начали. Человек работает, чтобы у него были деньги, чтобы покупать пищу, чтобы поддерживать свои силы для того, чтобы работать, чтобы зарабатывать деньги, чтобы покупать пищу, чтобы поддерживать силы и так далее, до бесконечности. Генри Торо отметил, что такая жизнь проходит в тихом отчаянии.
Один христианин увидел на автобусной остановке плачущую женщину спросил ее, не может ли он ей помочь. «Я просто устала, и мне все наскучило! — ответила она. — Мой муж много работает, но не зарабатывает столько, сколько нам нужно. Поэтому я тоже пошла работать. Я рано встаю каждое утро, готовлю завтрак для наших четырех детей, даю им еду с собой в школу и еду на работу на автобусе. Потом я возвращаюсь домой, делаю монотонную домашнюю работу, несколько часов сплю, и наступает следующий день, такой же, как предыдущий. Наверное я просто устала от этой бесконечной рутины!» Х. Л. Менкен сказал: «Основной факт, связанный с человеческой жизнью, заключается не в том, что она трагична, а в том, что она скучна. В основном она не болезненна, а просто лишена всяческого смысла».
1:4 Быстротечность человеческой жизни ярко контрастирует с кажущимся постоянством окружающей его природы. Род сменяет род мгновенно и неотвратимо. Такова жизнь под солнцем. Каждый мечтает о бессмертии, Но как скоро его лица не станет среди нас!
Уилл Х. Хоутон.
Если бы не откровение, мы думали бы, что эта земля пребывает вовеки. К такому выводу приходит Соломон. Но Петр сообщает нам, что земля и все на ней будет сожжено в грядущий День Господень (2Пет 3:10).
1:5 Природа движется безостановочно, в неумолимом цикле. Например, солнце восходит на востоке, движется по небесам к западу, а потом спешит по другой стороне неба, чтобы снова взойти на востоке. Это происходит бесконечно, век за веком, и помогает человеку понять, что он — всего лишь тень.
Те, у кого возникло искушение обвинить Соломона в научном заблуждении — ведь он пишет, что движется солнце, в то время как на самом деле движется земля по отношению к солнцу, — должны умерить свой пыл. Соломон пишет о том, как это выглядит для человека. Нам кажется, что солнце всходит и заходит. Даже ученые используют эти выражения, и нам это настолько понятно, что объяснений не требуется.
1:6 Соломон развивает свою мысль в стихе 6. Ветер меняет свое направление с той же регулярностью, с которой сменяются времена года. Зимой ветер дует над Израилем в сторону юга и находящейся там пустыни Негев. Когда наступает лето, ветер с юга приносит тепло на север. С почти пугающим постоянством они возвращаются на круги свои, приходят и исчезают, не обращая внимания на мир человека.
1:7 Не только земля, солнце и ветер, но и вода на протяжении столетий движется по одному и тому же маршруту. Все реки текут в море, но океан никогда не переполняется, потому что благодаря солнцу огромное количество воды испаряется. Попав в более холодный воздух, водный пар конденсируется и образует облака. Облака плывут по небу и теряют воду над сушей, в виде дождя, снега или града. Осадки питают реки, которые опять приносят эту воду в океан. Эта неустанная деятельность природы напоминает человеку о его собственном бесконечном труде. Вероятно, Кристофферсон имел в виду этот стих, когда писал: «Я — просто река, которая вечно впадает в море и никогда не растворяется в нем».
1:8. Таким образом, жизнь на этой земле утомительна. Человеческим языком невозможно описать монотонность, скуку и тщету всего. Человек никогда не может насытиться. Что бы он ни видел, ему всегда хочется большего. Что бы он ни слышал, ему всегда хочется услышать что-нибудь новое. Он неустанно путешествует и жадно ищет новых ощущений, новых впечатлений, зрелищ и звуков. Один американский социолог назвал это основополагающей жаждой нового опыта. Но после получения этого опыта человек возвращается пресытившимся и неудовлетворенным. Он так устроен, что ничто в мире не может дать его сердцу длительного счастья. Это не значит, что его дело безнадежно. Ему нужно лишь подняться над солнцем, к Тому, Кто «насытил душу жаждущую и душу алчущую исполнил благами» (Пс 106:9).
Мирская радость преходяща — это сама суета;
Суетна ослепительная яркость, суетны запасы богатств;
Суетна помпа и слава; только Ты можешь дать
Мир и удовлетворение, пока мы живем на земле.
Нет ничего, Господь Иисус, нет никого, подобного Тебе,
Для жаждущей души, нет никого подобного Тебе.
Автор неизвестен
1:9 Еще одна особенность разочарования Соломона — это открытие, что нет ничего нового под солнцем. История постоянно повторяется. Он жаждал новых ощущений, но вскоре обнаружил, что попал в тупик.
1:10 Действительно ли не существует ничего на самом деле нового? В каком-то смысле это так. Даже самые современные открытия — всего лишь развитие принципов, заложенных в творении с самого начала. Многие из достижений, которыми люди так хвалятся, имеют соответствия в природе. Птицы, например, умели летать задолго до того, как этому научился человек! Даже полеты в космос не новы. Енох и Илия были перенесены на небеса, и для этого им даже не понадобились скафандры! Так что рано или поздно человек, ищущий нового, разочаруется. Все уже было в веках, бывших прежде нас.
1:11 Другая горькая пилюля, которую человеку приходится проглотить: он быстро все забывает, и его забывают так же быстро. Слава — всего лишь иллюзия. Многим из нас трудно будет назвать имена своих прадедов. И еще меньшее количество людей сможет назвать имена последних четырех вице-президентов Соединенных Штатов. В своем эгоизме мы думаем, что мир без нас не обойдется; однако мы умираем, и нас быстро забывают, а жизнь на планете продолжается, как прежде.
II. ВСЕ СУЕТА (1:12 — 6:12)
А. Суетность интеллектуальных достижений (1:12−18)
1:12 На этом выводы Соломона завершаются. Теперь он рассказывает нам о паломничестве, совершенном им для поиска summum bonum — важнейшего блага в жизни. Он напоминает нам, что был царем над Израилем в Иерусалиме, то есть обладал богатством, положением в обществе и возможностями.
Когда Соломон говорит, что был царем, он не имеет в виду, что его правление закончилось. Он был и остается царем (ст. 1).
1:13 Здесь начинается поиск счастья, который Соломон предпринимает под солнцем. Сначала он решает пойти по пути интеллекта. Он думает, что будет счастлив, если приобретет много знаний. Поэтому он старается получить самое лучшее образование. Он посвящает себя исследованиям и поиску, синтезу и анализу, индукции и дедукции. Но вскоре он оказывается разочарован в познании как в самоцели. Он даже говорит, что внутреннее стремление найти смысл жизни — несчастливое занятие, которым Бог позволяет людям заниматься.
Малькольм Маджридж, современный мудрец, пришел к такому же выводу:
«Образование, этот величайший обман всех веков, якобы готовит нас к жизни и предписывается как универсальное средство от всех проблем, от подростковой преступности до преждевременного старения. По большей части оно только распространяет глупости, усиливает заблуждения, способствует легковерию и оставляет людей на милость промывающей мозги прессы, радио и телевидения». Недавно на стене университетской библиотеки появилось граффити, написанное жирными черными буквами:
ВСЕМ ЗАПРАВЛЯЕТ АПАТИЯ. Кто-то обнаружил то, что Соломон узнал за много веков до того: образование вовсе не является верной дорогой к самореализации. Напротив, оно, само по себе, — великая скука.
Это не значит, что интеллектуальные познания не играют в жизни никакой роли. Они могут быть полезны, но их место — у ног Христа. Это не самоцель, а средство прославить Его.
Упоминание о Боге в этом стихе не следует приравнивать к глубокой личной вере. Здесь используется то имя Бога, которое У. Дж. Эрдмен назвал Его природным именем — Elohim.< Как мы уже упоминали во введении, это имя характеризует Его как Всемогущего, сотворившего всю вселенную. Но нигде в книге Соломон не признает Его как Яхве, Бога завета, Который проявляет благодать искупления по отношению к тем, кто верит в Него.
(1:13) Например, это имя использовалось другими семитскими народами, и даже в Ветхом Завете слово Elohim используется для обозначения ложных «богов». Ведутся споры по поводу того, следует ли слова сатаны в Бытии 3:5 переводить как «Вы будете как Бог» (КИ, НКИ) или «Вы будете как боги» (НАБ, Нокс).
1:14. Нет никаких сомнений в том, что Соломон получил лучшее образование, какое только можно было получить в то время в Израиле. Это видно из его недвусмысленного заявления: он видел все дела, какие делаются под солнцем. Это значит, что он был весьма сведущ в науках, философии, истории, искусстве, общественных науках, литературе, религии, психологии, этике, языках и прочих областях человеческого знания.
Но куча научных степеней и дипломов не дали ему того, что он искал. Напротив, он пришел к выводу, что знание — это суета и томление духа.
1:15 Опечаленный, он понял, что знание, полученное из книг, не помогает решить все загадки жизни. Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать. Роберт Лорин замечает:
«Жизнь полна парадоксов и аномалий, которые нельзя разрешить; и, напротив, в ней недостает того, что могло бы придать ей значение и ценность». Человек может полететь на Луну, но полет пчелы опровергает все известные нам законы аэродинамики. Ученые разгадали тайну атома, но они не могут остановить молнию или использовать ее силу. Мы научились лечить такие болезни, как полиомиелит и туберкулез, но не можем защититься от простой простуды.
1:16 Выучив все, что можно было выучить, Соломон начал изучать себя. Он мог по праву хвалиться, что приобрел мудрости больше всех, кто правил до него над Иерусалимом (3Цар 4:29−31; 2Пар 1:12). Его разум поглотил громадное количество знаний. Он обладал мудростью; он умел применять свои знания на практике, в повседневной жизни, выносить здравые суждения и справедливо решать проблемы других людей.
1:17 Соломон вспоминает о том, как он старался приобрести мудрость, с одной стороны, и узнать, что такое безумие и глупость, с другой. Иначе говоря, он исследовал обе крайности человеческого поведения, на случай, если бы вдруг истинное значение жизни обнаружилось в одной из них. Он приобрел массу жизненного опыта, но пришел к печальному выводу, что все это — томление духа.
Столетия спустя молодой человек по имени Генри Мартин добился высших научных степеней в Кэмбриджском университете. Однако в час своего академического триумфа он сказал: «Я удивился, поняв, что гонялся за тенью». Это было благословенное разочарование, потому что, как пишет Дж. У. Джоуэтт, «теперь его взор обратился от научных призов к вечному призу высокого призвания Бога в Иисусе Христе, Господе нашем».
1:18 Если бы знания помогали обрести смысл жизни, наши университетские городки были бы самым мирным и счастливым местом на земле. Но это не так.
Скорее они являются источниками смуты и беспокойства. Старая карикатура на студента, с полотенцем на голове, запивающего аспирин большой чашкой кофе, — прекрасная иллюстрация к выводу, который Соломон делает в стихе 18:
Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь.
Иначе говоря: «Чем умнее ты становишься, тем больше у тебя беспокойств; чем больше ты знаешь, тем вреднее это для тебя». Соответственно, есть некая правда в высказываниях типа: «Блаженство в неведении» или «Меньше знаешь, крепче спишь».
Комментарии МакДональда на книга Екклезиаста, или Проповедника, 1 глава. Комментарии МакДональда.