V. ЧУДЕСА БЛАГОДАТИ И СИЛЫ, СОТВОРЕННЫЕ МЕССИЕЙ, И РАЗНАЯ РЕАКЦИЯ НА НИХ (8:1 — 9:34)
В главах 8−12 Господь Иисус представляет народу израильскому убедительные доказательства того, что Он — действительно Мессия, о Котором писали пророки. Исаия, например, предсказал, что Мессия откроет глаза слепым, отверзет уши глухим, исцелит хромых, заставит немых петь (35:5−6).
Исполнив все эти пророчества, Иисус доказал, что Он — Мессия. Израиль, согласно Писанию, не должен был иметь никаких затруднений в распознании Христа. Никто так не слеп, как тот, кто не хочет видеть.
События, записанные в этих главах, представлены скорее согласно тематике, а не в строгом хронологическом порядке. Это не полный перечень служения Господа, а изложение событий, выбранных Святым Духом, чтобы проиллюстрировать определенные, главные направления в жизни Спасителя. В это изложение включены следующие моменты:
1. Абсолютная власть Христа над болезнями, демонами, смертью и силами природы.
2. Его притязания на абсолютное господство в жизни тех, кто последует за Ним.
3. Возрастающее отвержение Иисуса народом израильским, особенно религиозными лидерами.
4. Готовность отдельных язычников принять Христа.
А. Власть над проказой (8:1−4)
8:1 Хотя учение Иисуса было радикальным и необычным, оно имело такую притягательную силу, что великое множество народа следовало за Ним. Истина самоутверждается, и хотя людям она может не нравиться, они ее никогда не забудут.
8:2 Прокаженный кланялся Иисусу с отчаянной мольбой об исцелении. Он имел веру, что Господь может исцелить его, а истинная вера никогда не терпит разочарования. Проказа — это подходящая иллюстрация греха, потому что это отвратительная, разрушающая инфекционная болезнь, и ее некоторые формы не излечиваются. (Некоторые формы проказы, упоминаемые в Библии, и болезнь, которую мы называем болезнью Хансена, — не одно и то же заболевание. Например, в книге Левит говорится о том, что при определенном течении болезни ею можно заразиться, прикоснувшись к дому или одежде больного.)
8:3 К прокаженным нельзя прикасаться. Физический контакт с ними подвергал человека опасности заразиться. У евреев такой контакт делал человека ритуально нечистым, т.е. непригодным к участию в богослужении с собратьями-израильтянами. Но когда Иисус прикоснулся к прокаженному и произнес исцеляющие слова, он тотчас же очистился от проказы. Наш Спаситель имеет силу очищать от греха и определять очищенного человека на служение.
8:4 Это первый случай, записанный в Евангелии от Матфея, где сказано, что Иисус велел никому не рассказывать, какое чудо произошло с прокаженным или о том, что они видели (см. также 9:3; 12:16; 17:9; Мк 5:43; Мк 7:36; Мк 8:26). Он поступал так, наверное, потому, что сознавал: многих интересовало только избавление от римского ига и для этого Его хотели сделать Царем. Но Он знал, что Израиль еще не раскаялся, что народ отвергнет Его духовное руководство и что Ему сначала нужно пойти на крест.
По закону Моисееву священник был также и врачом. Получив очищение, прокаженный обязан был принести жертву и явиться перед священником, чтобы тот объявил его чистым (Лев 14:4−6). Без сомнения, очень редко случалось, чтобы прокаженный очистился, настолько редко, что такой случай должен был насторожить священника и побудить расследовать, не явился ли наконец Мессия. Но мы не читаем ни об одной такой реакции. В этом случае Иисус велел прокаженному исполнить закон.
Духовный смысл чуда ясен: Мессия пришел к Израилю исполненный силой исцелять народ от болезни. Он представил это чудо как одну из Своих верительных грамот. Но народ не был готов принять своего Избавителя.
Б. Власть над параличом (8:5−13)
8:5−6 Вера языческого сотника представлена как поразительный контраст невосприимчивости евреев. Если Израиль не признает своего Царя, то это сделают презренные язычники. Сотник — это римский офицер, под командованием которого находилась одна сотня человек. Жил он в Капернауме или его окрестностях. Он подошел к Иисусу, ища исцеления для своего слуги, который страдал от сильного, мучительного паралича. Это было необычайное проявление сострадания. Большинство начальников не проявили бы такого сочувствия к своему слуге.
8:7−9 Когда Господь Иисус предложил посетить больного слугу, сотник показал всю реальность и глубину своей веры. Он сказал: «Я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой. Это вовсе не обязательно, потому что Ты можешь легко исцелить его, сказав только слово. Я знаю, что такое иметь власть. Я принимаю приказания от своих начальников и отдаю приказания своим подчиненным. Мои команды выполняют безоговорочно. Насколько большую власть имеют Твои слова над болезнью моего слуги!»
8:10−12 Иисус удивился вере этого язычника. Это один из двух случаев, когда сказано, что Иисус удивился. Во второй раз он удивился неверию евреев (Мк 6:6). Он не нашел такой веры среди избранного Богом народа, Израиля. Это побудило Его отметить, что в Его грядущем Царстве язычники соберутся со всех концов земли, чтобы наслаждаться общением с еврейскими патриархами, а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю, где будет плач и скрежет зубов. Сыны царства — это те, которые были евреями по происхождению, признавали Бога своим Царем, но которые никогда не обратились искренно. Этот принцип применим и к сегодняшнему дню. Много детей, имевших преимущество родиться и быть воспитанными в христианских семьях, будут мучиться в аду, потому что отвергли Христа, в то время как дикари джунглей будут наслаждаться вечной славой небес, потому что поверили евангельской вести.
8:13 Иисус сказал сотнику: «Иди, и, как ты веровал, да будет тебе». Вера награждается пропорционально ее уверенности в свойствах Бога. Слуга выздоровел в тот же час, хотя Иисус находился на расстоянии от него. Мы можем воочию видеть в этой картине миссию Христа: исцеление непривилегированного язычника от паралича греха, хотя Сам Он телесно там не присутствовал.
В. Власть над горячкой (8:14−15)
Войдя в дом Петра, Иисус увидел его тещу, лежащую в горячке. Он коснулся руки ее, и горячка оставила ее. Обычно горячка очень ослабляет человека, но это исцеление было настолько быстрым и полным, что женщина могла встать с постели и служить Ему — вполне подходящее выражение благодарности за сделанное для нее Спасителем. Мы должны подражать ей, когда бываем исцелены, служа Богу с обновленным посвящением и энергией.
Г. Власть над демонами и различными болезнями (8:16−17)
Вечером, когда субботний день пришел к концу (см. Мк 1:21−34), люди собирались к Нему, приводя многих несчастных, одержимых демонами. В этих жалких людях жили бесы, которые держали их под своим контролем. Часто они проявляли сверхчеловеческие знания и силу, иной раз они мучили их. Иногда они вели себя как безумные, но причина этого была скорее демоническая, чем физическая или умственная. Иисус изгнал духов словом.
Он также исцелил всех больных, исполняя пророчество Исаии (53:4): «Он взял наши немощи и понес болезни». Исцеляющие по вере часто используют стих 17, чтобы показать, что исцеление — это то, что верующий может получить по вере. Но здесь Дух Божий применяет это пророчество к земному служению нашего Спасителя, а не к Его делу, совершенному на кресте.
Итак, в этой главе мы видели следующие четыре чуда:
1. Исцеление прокаженного еврея в присутствии Христа.
2. Исцеление слуги сотника на расстоянии.
3. Исцеление тещи Петра, когда Иисус находился в доме.
4. Исцеление всех одержимых духами и больных в присутствии Иисуса.
Габелин предполагает, что они олицетворяют четыре этапа в служении нашего Господа:
1. Христос в Своем первом пришествии, служащий Своему народу — Израилю.
2. Исцеление язычника без присутствия Иисуса.
3. Его второе пришествие, когда Он войдет в дом, восстановит Свои отношения с Израилем и исцелит больную дочь Сиона.
4. Тысячелетнее Царство, когда все одержимые бесами и больные будут исцелены. (Arno C. Gaebelein, The Gospel of Matthew, p. 193.)
Это увлекательный анализ развития учения в чудесах, и он должен бы обратить наше внимание на скрытые смысловые глубины в Священном Писании. Однако нам нужно избегать чрезмерного пользования этим методом, чтобы не применять его к таким стихам, к которым он совсем не подходит.
Д. Чудо отвержения людьми (8:18−22)
Мы видели, как Христос проявлял Свою власть над болезнью и духами. И только вступая в контакт с мужчинами и женщинами, Он встречает сопротивление — чудо человеческого отвержения.
8:18−20 Когда Иисус собрался переправиться через Галилейское море (из Капернаума на восточный берег), самоуверенный книжник выступил вперед, обещая следовать за Ним «повсюду». Ответ Иисуса заставил его вычислить плату за это — жизнь самоотречения. «Лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову».
Совершая Свое публичное служение, Он не имел собственного дома, однако были дома, где Он был желанным гостем, и Он обычно имел место для сна. Истинная сила слов Его — духовная: этот мир не мог дать Ему настоящий длительный покой. У Него было дело, которое Он должен был исполнить, и Он не мог отдыхать, пока не выполнит его. То же относится и к Его ученикам; этот мир для них — не место отдыха или, по крайней мере, не должен быть им!
8:21 Другой хорошо осведомленный ученик также выразил свою готовность идти за Ним, но у него был более высокий приоритет: «Господи! Позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего». Умер его отец или нет, в данном случае не имеет большого значения. Основное затруднение содержится в словах, выражающих противоречие: «Господи... мне прежде». Он поставил личное впереди Христа. Забота о приличных похоронах отца — дело нужное, но плохо, что такой достойный поступок берет верх над призывом Спасителя.
8:22 В действительности Иисус ответил ему: «Твоя первая обязанность — идти за Мной. Предоставь духовно мертвым погребать своих мертвецов. Это может сделать неспасенный. Но есть дело, которое можешь совершить только ты. Отдай лучшее в твоей жизни непреходящему. Не растрачивай ее по мелочам». Нам не сказано, как отреагировали оба эти ученика. Но есть сильное подозрение, что они оставили Христа, чтобы удобно устроиться в мире и провести оставшуюся жизнь, держась за материальное. Прежде чем осудить их, испытаем себя на двух условиях ученичества, о которых Иисус объявил нам в этом отрывке.
Е. Власть над стихией (8:23−27)
Галилейское море примечательно неожиданными сильными бурями, которые взбивают его в кипящую пену.
Ветры устремляются по Иорданской долине с севера, набирая скорость в узком ущелье. Когда они достигают моря, плавание становится особенно опасным.
На этот раз Иисус переправлялся через море с запада на восток. Когда поднялась буря, Он спал в лодке. Перепуганные ученики разбудили Его неистовыми мольбами о помощи. Похвально, что они обратились к нужной Личности. Упрекнув их в маловерии, Иисус запретил ветрам и волнам. Когда сделалась великая тишина, ученики удивлялись, что даже стихии повинуются их кроткому Пассажиру. Как плохо они понимали, что Создатель, Который держит вселенную, был в тот день с ними в лодке!
Все ученики Иисуса рано или поздно встречаются с бурями. Временами нам кажется, что волны захлестнут нас. Какая поддержка для нас — знать, что Иисус находится с нами в лодке. Никакие воды не смогут поглотить корабль, на котором находится Господин океана, земли и неба. Никто не может так успокаивать житейские штормы, как Господь Иисус.
Ж. Иисус исцеляет двух бесноватых (8:28−34)
8:28 На восточном берегу Галилейского моря находилась страна Гергесинская. Когда Иисус прибыл туда, Он встретил там два необычайно страшных случая одержимости бесами. Эти бесноватые жили в гробах, своеобразных пещерах, и были такими свирепыми, что путешествовать в этой местности было небезопасно.
8:29−31 Когда Иисус приблизился к ним, бесы закричали: «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас». Они знали, кем был Иисус и что Он в конце концов уничтожит их. В этом отношении их теология была более правильной, чем многих современных либералов. Сознавая, что Иисус собирается изгнать их из этих людей, бесы просят Его разрешения переселиться в большое стадо свиней, пасшихся неподалеку.
8:32 Довольно странно, что Иисус удовлетворил их просьбу. Почему же Господь, имеющий всю полноту власти, должен был согласиться с просьбой бесов? Чтобы понять Его поступок, нам нужно вспомнить два обстоятельства. Во-первых, бесы избегают бестелесного состояния; они хотят обитать в человеческих существах или, если это невозможно, в животных или другой твари. Во-вторых, несомненно, что цель бесов — уничтожать. Если бы Иисус просто изгнал их из одержимых, бесы стали бы угрозой для людей, живших в этой местности. Разрешив им войти в свиней, Он перекрыл им вход в мужчин и женщин и задержал их уничтожающую силу в животных. Время их полного уничтожения Господом еще не наступило.
Как только это перемещение произошло, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и утонуло. Происшедшее показывает нам, что главная цель бесов — уничтожать, и подчеркивает ужасную возможность пребывания в двух личностях такого количества бесов, которое смогло уничтожить две тысячи свиней (Мк 5:13).
8:33−34 Пастухи побежали назад в селение, чтобы сообщить о происшедшем. В результате взбудораженные жители вышли к Иисусу и просили Его отойти от их пределов. С того времени Иисуса всегда критиковали за бесполезную гибель животных и просили уйти, потому что Он ценил человеческую жизнь выше жизни животных.
Если эти гергесинцы были евреями, то выращивание свиней являлось нарушением закона. Но независимо от того, были они евреями или нет, мы осуждаем их за то, что они ценили стадо свиней больше, чем исцеление двух бесноватых.
Комментарии МакДональда на евангелие от Матфея, 8 глава. Комментарии МакДональда.