Евангелие от Матфея 8:1−15
1 Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа.
2 И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.
3 Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы.
4 И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им.
5 Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его:
6 Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает.
7 Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его.
8 Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой;
9 Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: «пойди», и идет; и другому: «приди», и приходит; и слуге моему: «сделай то», и делает.
10 Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.
11 Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном;
12 А сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.
13 И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.
14 Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке,
15 И коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им.
Восьмая глава Евангелия от Матфея описывает чудеса нашего Господа. В ней мы находим описание пяти совершенных Им чудес. И это неслучайно! После величайшей из всех когда-либо звучавших проповедей Иисус чудесами подтверждает, что проповедник был Сыном Божиим. Слышавшие слова проповеди, говорили, что никто не проповедовал так, как Иисус, но и чудес таких никто никогда не совершал.
В приведенных выше стихах описаны три чуда: исцеление прокаженного простым прикосновением, исцеление расслабленного по слову Господа и мгновенное исцеление женщины, которая лежала в горячке. Эти чудеса учат нас трем важным истинам. Обратимся к их изучению.
Во-первых, Господь обладает силой и властью. Вряд ли еще что-то может так обезобразить тело человека, как проказа. Заболевший проказой походит на живого трупа. В Писании находим слова израильского царя: «...разве я Бог, чтобы умерщвлять и оживлять, что он посылает ко мне, чтобы я снял с человека проказу его?» (4Цар 5:7). Однако Иисус говорит: «Очистись», и больной тотчас же очищается. Как это может быть, чтобы больной исцелился по слову Иисуса? Тем не менее Иисус говорит — и расслабленный выздоравливает. Тещу же Петра Иисус не только освобождает от страданий, но дает ей силу служить гостям. Поистине это дела Всемогущего, в этом нет никакого сомнения, «это перст Божий» (Ис 8:19).
Эти чудеса являются крепким основанием для нашей веры. Евангелие призывает нас прийти к Иисусу, верить в Иисуса и жить жизнью для Иисуса. Нас призывают прильнуть к Его груди, доверить Ему заботу о нас и переложить груз души на Него. Это можно делать без всякого опасения. Господь — скала непоколебимая, Он — Всемогущий. Он дает жизнь мертвым и силу слабым. Доверимся Ему без страха. Мир полон опасностей, и наши сердца слабы, но нет ничего невозможного для тех, кто с Иисусом.
Во-вторых, Иисус Христос исполнен сострадания и сочувствия. Хотя все три исцеления совершались Христом по-разному: Иисус услышал мольбу о помощи в случае с прокаженным и сказал: «Хочу, очистись»; Иисусу сказали о расслабленном слуге, которого Он даже не видел; Иисус видел тещу Петра, но не сказал ей ни слова, а лишь возложил руки, тем не менее во всех трех случаях есть общее — сердце Иисуса Христа. Во всех трех случаях Господь не замедлил прийти на помощь.
Сострадание Христа — надежное основание для нашей веры. Наш Первосвященник безгранично милостив. Он знает, что мы слабы и немощны, но Он никогда не устанет делать добро. Ему известно, что нам очень тяжело в этом страшном мире. Сегодня, как и восемнадцать столетий назад, Он готов понести наши бремена. Ни одно сердце не сочувствует так, как сердце Господа.
Задумаемся, как драгоценна благодать веры! Нам практически ничего не известно о сотнике. Мы не знаем ни его имени, ни звания, ни откуда он родом, но мы знаем, что он обладал верой. «Господь, — сказал сотник, — я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой». Он верил тогда, когда ни книжники, ни фарисеи не верили. Он верил, несмотря на то, что был язычником. Израиль был слеп, а он видел! И Иисус произнес слова, которые читаются сегодня по всему миру: «И в Израиле не нашел Я такой веры».
Это урок и для нас. Вера во всемогущество Иисуса Христа, в Его готовность прийти на помощь — это бесценный дар. Не устанем же благодарить Господа за него. Желать прийти ко Христу с осознанием своей греховности и духовной нищеты и отдать свою душу в Его святые руки — огромная честь. Будем же благодарить Господа за этот дар. Он дороже всего того, что может предложить нам мир. Многие неграмотные язычники, уверовавшие во Христа, будут сидеть на небесах у золотого трона, в то время как образованные английские джентльмены будут изнемогать в адском пламени.
Поистине благословенны уверовавшие!
Что же мы знаем об этой вере? Наши знания могут быть мизерными, но верим ли мы на самом деле? Наша возможность служить Христу может быть незначительной, но верим ли мы? Я не могу ни проповедовать, ни писать стихи, но верю ли я? Пусть же душе моей не будет покоя до тех пор, пока на все вопросы я не отвечу: «Да». Для детей этого мира вера не представляет собой никакой ценности, но в глазах Божиих она — драгоценная жемчужина. Именно верою живут истинные христиане, ею они побеждают мир. А без веры никто не будет спасен.
Евангелие от Матфея 8:16−27
16 Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных,
17 Да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни».
18 Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел (ученикам) отплыть на другую сторону.
19 Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.
20 И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.
21 Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.
22 Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов.
23 И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его.
24 И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал.
25 Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем.
26 И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина.
27 Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?
В этом отрывке мы видим, как проявлялась мудрость Иисуса Христа в отношении людей, изъявивших желание следовать за Ним. Эти стихи заслуживают самого пристального внимания, ибо вопрос, который они затрагивают, сегодня очень часто понимается неверно. Матфея проливает свет на предмет, зачастую не воспринимаемый правильно людьми того времени.
Книжник говорит Иисусу, что пойдет за Ним, куда бы Тот ни шел. Это большая жертва, особенно если вспомнить, какое положение в обществе этот человек занимал и в какое время было сделано предложение. Но книжнику был дан мудрый ответ: ему не было сказано ни «да», ни «нет». Господь говорит: «Лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову».
В это время ученик Иисуса Христа просит отпустить его похоронить своего отца. Казалось бы, вполне законная просьба, но Господь говорит ему: «Иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов».
Есть нечто впечатляющее в словах Иисуса Христа. Каждый христианин должен внимательно изучить их. Суть слов, сказанных Господом, заключается в том, что тех, кто изъявил желание следовать за Христом, необходимо предупредить о предстоящих трудностях. Готов ли человек к ним? Готов ли он взять крест? Если нет, то человек не может идти за Христом. История христианства свидетельствует, что были времена, когда христиане буквально оставляли погребение своих родителей чужим людям, потому что сами в это время шли за Господом. Нет большей обязанности для верующего, чем следование за Христом и проповедь Евангелия.
Было бы неплохо, если бы сегодняшние церкви помнили эти слова Христа и уделяли им больше внимания. Но, к сожалению, так не происходит, и служители Божии не предупреждают желающих следовать за Иисусом о предстоящих трудностях. В действительности больше всего церкви вредит принятие в свои ряды тех, кто исповедует Христа лишь устами и не готов к предстоящим трудностям. Мы забываем, что количество в данном случае не делает церковь сильнее, а наоборот, превращает ее в религиозно-обрядовую единицу, в которой нет места благодати. Будем же помнить об этом. Не будем утаивать от недавно уверовавших истину и не будем утверждать их на ложном основании. Встающий на путь Христов, должен знать, что его в конце ожидает венец славы, но до этого — лишь крест.
Из этого отрывка мы узнаем, что истинная спасающая вера часто идет рука об руку со слабостью и несовершенством. Давайте запомним это.
Евангелист Матфей говорит, что, когда Господь с учениками пересекал на лодке море Галилейское, разразилась буря и лодка оказалась в опасности. Иисус же Христос в это время спокойно спал. Испуганные ученики разбудили Господа и попросили о помощи. Иисус внял мольбе, и по Его слову море успокоилось так, что «сделалась великая тишина». Однако Иисус мягко упрекнул учеников: «Что вы так боязливы, маловерные?»
Какой яркий и поучительный пример, описывающий состояние сердец тысяч верующих! Как много тех, кто исполнены верой и любовью настолько, что идут за Христом, куда бы Он ни шел, но в то же время в час испытаний их сердца переполняются страхом. Но посмотрите, как много тех, которые исполнены благодатью настолько, что во время невзгод простирают руки ко Христу, моля Его: «Господи! спаси нас, погибаем». Однако им не хватает веры, чтобы осознать, что даже в самый черный день им нечего бояться.
Пусть же слова молитвы: «Верую, Господи! помоги моему неверию», не сходят с наших уст. Возможно, мы никогда не узнаем, насколько мала наша вера, пока не попадем в стесненные обстоятельства. Блажен и счастлив тот, кто на деле осознал, что его вера может устоять в огне, и кто может сказать вместе с Иовом: «Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться...» (Иов 13:15).
Вы знаете, нам есть, за что благодарить Первосвященника. Он терпелив и многомилостив к нашей вере. Ему известны наши немощи и наше несовершенство, но Он не выкидывает нас во тьму внешнюю из-за нашего маловерия. Он сострадает даже тем, кого упрекает. Молитва, сказанная даже со слабой верой будет услышана, и ответ будет дан.
Евангелие от Матфея 8:28−34
28 И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем.
29 И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.
30 Вдали же от них паслось большое стадо свиней.
31 И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней.
32 И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде.
33 Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми.
34 И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их.
Эти семь стихов проливают свет на одно из самых сложных учений Библии — учение о бесах.
Нам нужно твердо запомнить, что бесы существуют. Они обладают огромной силой и полны желания погубить нас. С первых дней творения сатана решил уничтожить человека. Дьявол с неиссякаемой энергией будет действовать так до второго пришествия нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа.
Во времена Иисуса Христа сатана имел власть над телами некоторых людей столь же реально, сколь реально он имел власть над их душами. Даже сегодня есть люди одержимые нечистым духом, и число их больше, чем мы думаем, хотя сила бесов в какой-то мере ограничена победой Христа на кресте. Но несмотря на это, сатана постоянно находится рядом, он постоянно готов донимать нас и искушать наши сердца. Об этом нельзя забывать.
Однако нам следует усвоить, что сила сатаны ограничена. Каким бы могущественным он не был, есть всемогущий Бог. Каким бы деятельным он не был, он действует в рамках дозволенного Богом. Сатана знает, что время, отпущенное ему, коротко, поэтому бесы кричат: «Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас». А их просьба к Господу указывает на то, что без Его разрешения они не могут войти даже в стадо свиней. Поэтому они молят Иисуса: «Если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней».
Но самое главное, что мы можем почерпнуть из этих стихов, это то, что наш Господь Иисус Христос является великим Избавителем от власти сатаны. Христос может не только искупить нас от нечистоты этого мира, но и защитить от нападок сатаны. Древнее пророчество говорит о том, что семя жены поразит змея в голову. Оно начало сбываться, когда Иисус родился от девы Марии, а кульминацией победы явилась смерть Христа на Голгофе. Свою победу Он явил тем, что «ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом» (Деян 10:38). Наше искупление от всех нападок дьявола содержится в вопле о помощи к Иисусу Христу. Только Господь может разорвать опутывающие нас цепи и дать свободу. Сегодня Он может изгнать любого беса, вторгшегося в нашу душу, так же, как делал это столетия назад. В каком страшном положении мы бы находились, если бы знали, что сатана рядом, и не знали, что Христос «может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу» (Евр 7:25)!
В рассматриваемых нами стихах нельзя оставить без внимания то, что жители земли Гергесинской, к сожалению, очень любили мир. Они «просили, чтобы Он отошел от пределов их». Этих людей ничего не тревожило, кроме погибших свиней. Им было безразлично, что две бессмертные души были освобождены от власти дьявола, что рядом с ними стоял Тот, кто больше сатаны — Иисус Христос, Сын Божий. У этих людей возникла проблема: их свиньи утонули, и «исчезла надежда дохода их» (Деян 16:19). Иисус Христос встал между ними и их прибылью, поэтому они предпочли избавиться от Него.
Как много среди нас подобных жителям земли Гергесинской! Тысячи людей не интересуются ни Христом, ни дьяволом. Для этих людей важнее получить прибыль и на нее приобрести блага мира сего, чем что-то узнать о Христе. Кто освободит нас от такого состояния души? Надо быть на страже и непрестанно молиться. Не будем же забывать каждое утро просить мира душе. Будем же помнить, что однажды умрем, а потом суд. Берегитесь любить мир больше, чем Христа.
Комментарии Джона Райла на Евангелие от Матфея, 8 глава. Комментарии Джона Райла.
Публикуется с разрешения издателя.
© 2001−2004.