Евангелие от Матфея 13:1−23
1 Вышед же в день тот из дома, Иисус сел у моря.
2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел, а весь народ стоял на берегу.
3 И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять;
4 И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то;
5 Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока;
6 Когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло;
7 Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его;
8 Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.
9 Кто имеет уши слышать, да слышит!
10 И приступивши ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?
11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано;
12 Ибо, кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет;
13 Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;
14 И сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: «слухом услышите, и не уразумеете; и глазами смотреть будете, и не увидите;
15 Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их».
16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат;
17 Ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.
18 Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле:
19 Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его: вот кого означает посеянное при дороге.
20 А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его;
21 Но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.
22 А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.
23 Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.
Глава, которую начинают эти стихи, примечательна обилием притч. Великий Господин Церкви берет из книги природы семь замечательных иллюстраций к важным духовным истинам. Тем самым Он показывает, что уроки веры можно извлекать из всего творения. Тот, кто хочет найти «верные» слова, не должен об этом забывать (Еккл 12:10).
Притче о сеятеле, с которой начинается эта глава, всегда находит очень широкое применение. То, что описано в ней, постоянно (может быть, только с небольшими изменениями) происходит перед нашими глазами. Где бы слово Божье ни проповедовалось, где бы люди ни слушали его, везде происходит именно то, о чем говорил наш Господь в этой притче.
Во-первых, из этой притчи видно, что труд проповедника похож на труд сеятеля.
Как и сеятель, проповедник должен сеять хорошие семена, если он хочет увидеть плоды. Он должен сеять чистое Слово Божье, а не церковные традиции и предания человеческие. Без этого все его старания окажутся напрасными. Он может делать и то, и это, много говорить, много работать, но так и не увидеть обращения спасенных душ.
Как и сеятель, проповедник должен усердно трудиться. Он должен не щадить себя и использовать каждую возможность, чтобы его труд дал свой плод. Он должен терпеливо сеять «при всех водах», сеять «в надежде». Он должен настаивать «во время и не во время». Трудности и разочарования не должны его останавливать: «Кто наблюдает ветер, тому не сеять». Конечно, его успех не зависит полностью от его усердия, но без усердия и труда успеха не достичь (Ис 32:20; 2Тим 4:2; Еккл 11:4).
Как и сеятель, проповедник не может дать жизнь. Он может разбросать семена в надежде на всходы, но он не может приказать им расти. Он может дать людям слово истины, но не может их заставить принять его и принести плоды. Жизнь дает только Бог, «Дух животворит». Только Бог «взращивает» (Ин 6:63; 1Кор 3:7).
Сохраните эти слова в своем сердце. Нелегко быть служителем Слова Божьего. Легко быть бездельником, трудно быть верным сеятелем. Проповедники должны помнить об этом в своих молитвах.
Во-вторых, из этого отрывка мы узнаем, что люди могут по-разному не принимать слышанное Слово Божье.
Можно слушать проповедь сердцем, напоминающим семя «при дороге»: безразлично, бездумно, с пренебрежением. Можно слушать слова о распятии Христа, о Его страданиях на кресте совершенно бесчувственно, как что-то ненужное и неинтересное. Как только такой человек услышал слово, к нему сразу же приходит лукавый и похищает это слово, так что домой он уходит в таком состоянии, как будто и вовсе проповеди не слушал. Увы, таких слушателей множество! Эти люди, как древние истуканы: «есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их» (Пс 134:17). Истина так же может растворить их сердце, как вода камень.
Многие получают удовольствие от слушания проповеди, которая не оказывает на душу их никого долговременного воздействия. Сердце такого человека напоминает семя, посаженное в каменистую почву. Оно собирает урожай приятных ощущений, но в то же время слово в нем не укореняется. Первый холодный ветерок противостояния или искушения может погубить кажущуюся веру. Увы, и таких слушателей множество! Одно желание слушать проповеди — это еще не показатель действия благодати. Тысячи крещенных людей похожи на иудеев времен Иезекииля: «И вот, ты для них — как забавный певец с приятным голосом и хорошо играющий; они слушают слова твои, но не исполняют их» (Иез 33:32).
Многие слушают проповедь и проверяют каждое в ней слово, но все равно это не приносит никакого плода, потому что влияние мира на этих людей сильней, чем воздействие проповеди. Сердце такого человека подобно тернистой почве. Тернии забот, удовольствий, мирских планов заглушают в нем все добрые всходы. Евангелие может привлекать такого человека, возможно, он даже откликнется на его призыв, но все же не дает себе ни малейшей возможности принести добрый плод, позволяя другим заботам занять место благой вести, пока те полностью не овладевают его сердцем. Увы, и таких слушателей немало! Они прекрасно знают истину, они надеются, что однажды станут настоящими христианами, но они никогда не смогут отдать все ради Христа. Они никогда не смогут «искать прежде Царствия Божьего», и так и умрут в своих грехах.
Все вышесказанное надо тщательно обдумать. Мы не должны забывать, что слушать слово без толку можно по-разному. Одного слушания недостаточно: можно прийти послушать проповедь и больше ни о чем не заботиться. Мало быть беззаботными слушателями: хорошие впечатления могут очень быстро исчезнуть. Но и это еще не все. Приятные впечатления могут не дать никакого хорошего результата из-за нашей упрямой любви к миру. Истинно, «лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер 17:9).
И последнее. Из этой притчи мы узнаем, что только одним способом можно засвидетельствовать, что слово принимается правильно, — принести плоды.
Плоды, о которых здесь идет речь, — это плоды Духа. Покаяние перед Богом, вера в Господа Иисуса Христа, святая жизнь, молитва, смирение, любовь, духовная рассудительность и святая жизнь — только так можно доказать, что слово Божье истинно действует в нашей душе. Без этого свидетельства вся наша вера тщетна, как бы много мы о ней не говорили. Она как медь звенящая и кимвал звучащий. Христос сказал: «Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» (Ин 15:16).
Эта часть в притче самая важная. Мы никогда не должны довольствоваться пустой ортодоксальностью и холодной правильностью богословских взглядов; мы не должны довольствоваться ясным знанием, теплыми чувствами и хорошим вероисповеданием; кроме всего этого, мы должны видеть, что Евангелие, любовь к которому мы исповедуем, производит добрый плод в нашем сердце и в нашей жизни. Вот настоящее христианство. Слова апостола Иакова должны часто звучать в нас: «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя» (Иак 1:22).
Не оставляйте этот отрывок, не задав себе важного вопроса: «А как я слушаю слово?» Мы живем в христианской стране, и возможно, из воскресенья в воскресение вы ходите куда-нибудь на поклонение и слушаете там проповеди. Как вы это делаете? Какое воздействие они оказывают на вашу жизнь? Приносите ли вы что-нибудь, что заслуживает названия «плод»?
Вы можете быть уверены, что для того чтобы наконец попасть на небеса, мало ходить в церковь по воскресеньям и слушать проповедников. Вы должны принять Слово Божье всем своим сердцем. Оно должно стать вашей главной движущей силой, Оно должно впечатлить и изменить вашего внутреннего человека. Если всего этого нет, посещение церкви только отягчит ваше наказание в день суда.
Евангелие от Матфея 13:24−43
24 Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем;
25 Когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел;
26 Когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.
27 Пришедши же рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?
28 Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?
29 Но он сказал: нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы;
30 Оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их; а пшеницу уберите в житницу мою.
31 Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем,
32 Которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.
33 Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина взявши положила в три меры муки, доколе не вскисло все.
34 Все сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им,
35 Да сбудется реченное через пророка, который говорит: «отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира».
36 Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И приступивши к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.
37 Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий;
38 Поле есть мир; доброе семя, это сыны — Царствия, а плевелы — сыны лукавого;
39 Враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.
40 Посему, как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего:
41 Пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие
42 И ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов;
43 Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!
Притча о пшенице и плевелах, которая занимает большую часть этого отрывка, в наши дни особенно важна. (Притчи о горчичном семени и закваске, возможно, будут рассмотрены в комментариях на другие евангелия). Она специально предназначена для того, чтобы убедить многих христиан не возлагать чрезмерных надежд на миссионерскую деятельность. Уделим же ей то внимание, которого она достойна!
Во-первых, эта притча учит нас тому, что до скончания века в церкви добро и зло будут находится рядом.
В видимой Церкви все перемешано: она как поле, на котором и пшеница, и плевелы растут рядом. В ней есть и верующие и неверующие, обращенные и необращенные, сыны Царствия и сыны лукавого — в собрании крещенных людей все перемешано.
Даже проповедь самого чистого Евангелия не сможет изменить эту ситуацию. Так было и будет во все времена существования Церкви. В этом на собственном опыте убедились и отцы Церкви, и реформаторы, и лучшие служители сегодняшнего дня. Никогда в видимой Церкви не росла одна пшеница. Дьявол, великий враг душ человеческих, всегда умудряется посеять плевелы.
Даже самая жесткая и суровая дисциплина не может ничего с этим поделать: история как епископальной, так и пресвитерианской, и индепендентской церквей показала это. Вы можете применять какие угодно средства для очищения церкви, но все равно не добьетесь своей цели на сто процентов, потому что плевелы все равно будут расти среди пшеницы, лицемерие и обман все равно проникнут в нее. Хуже всего то, что, если приложить слишком много усилий для очищения церкви, можно принести ей больше вреда, чем пользы. Можно перейти грань, наплодив в церкви множество иуд и поломав все «надломленные трости». В своем рвении мы можем выполоть вместе с сорняками и пшеницу. Надо признать, что мы слишком часто приносим вред, когда занимаемся тем, в чем не разбираемся. А тот, кто не заботится о пшенице и вырывает ее вместе с терниями, не имеет разума Христова. Как мудро заметил Августин, те, кто сегодня тернии, завтра могут превратится в пшеницу.
Ждете ли вы, чтобы весь мир усилиями миссионеров обратился ко Христу? Если да, тогда прочитайте эту притчу и откажитесь от своей мысли. Никогда все жители земли не станут «пшеницей» Божьей: и плевелы и пшеница будут «расти вместе до жатвы». Царства мира никогда не станут Царством Христа, и тысячелетнее царство не начнется, пока не вернется Сам Царь.
Встречались ли вы когда-нибудь с неверующими, которые заявляли, что христианство не может быть истинной религией, потому что в церквах так много лжехристиан? Вспомните об этой притче и расскажите им ее. Скажите им, что вас совсем не удивляет такое положение вещей, потому что Сам Господь восемнадцать столетий тому назад подготовил вас к этому. Он предвидел и предсказывал, что Его Церковь будет как поле, на котором растет не только пшеница, но и плевелы.
Одолевало ли вас когда-нибудь искушение оставить свою протестантскую церковь, потому что вы видели в ней много необращенных? Если да, то вспомните об этой притче и подумайте прежде, чем вы это сделаете. Вы никогда не найдете совершенную христианскую церковь. Вы можете провести всю свою жизнь в поисках совершенной общины, но так ничего и не найти: куда бы вы ни пошли, где бы вы ни поклонялись, вас везде будут окружать «плевелы».
Далее, хотелось бы отметить, что в день конца мира видимая Церковь будет разделена на благочестивых и безбожников.
Смешение в Церкви не будет существовать вечно: в конце концов пшеница и плевелы будут отделены друг от друга. Господь Иисус Христос в день Своего второго пришествия пошлет Своих ангелов, чтобы разделить всех исповедующих себя христианами на две большие группы. Эти могущественные жнецы не ошибутся: они точно смогут отличить праведника от нечестивого и наделить каждого своей наградой. Святые и верные служители Христа получат славу, почет и вечную жизнь, а безбожники, легкомысленные и необратившиеся, будут «ввергнуты в печь огненную».
Эта часть притчи для нас чрезвычайно важна. Смысл ее однозначен, ошибки быть не может. Наш Господь объяснил все очень четко и ясно, чтобы мы еще лучше это поняли. И поэтому Он говорит в конце: «Кто имеет уши слышать, да слышит!»
Пусть же нечестивые трепещут, читая эту притчу, пусть они поймут, что, если они не покаются и не уверуют, их ждет именно такая судьба. Пусть они знают, что, отвергая Бога, они сеют страдания в своей жизни; пусть они поразмыслят над тем, что в конце они окажутся в снопе плевел, который будет сожжен. Без сомнения, такая перспектива должна заставить людей задуматься! Как правильно сказал Бакстер, нельзя неправильно представлять терпение Божье по отношению к нечестивым.
Пусть же верующий в Христа утешается словами этой притчи; уповая на то, что в великий и ужасный день Господень его ждет блаженство. Голос архангела и труба Божья не испугают его, он услышит долгожданный призыв присоединиться к совершенной Церкви и совершенному сообществу святых. Как прекрасно будет, когда Церковь предстанет освобожденной от нечестивцев! Какой чистой будет пшеница в Божьем амбаре, когда все плевелы будут выбраны! Как ярко будет сиять благодать, когда ее не будут затуманивать мир и необращенные! Сегодня о праведных не так уж много известно, они не нравятся миру так же, как ему не нравился их Господин. «Мир потому не знает нас, что не познал Его» (1Ин 3:1). Но однажды «праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их». Метью Генри говорил: «Их освящение будет завершено, их оправдание станет очевидным». «Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол 3:4).
Евангелие от Матфея 13:44−50
44 Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое нашед человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то.
45 Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин,
46 Который, нашед одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее.
47 Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода,
48 Который, когда наполнился, вытащили на берег и севши хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.
49 Так будет при кончине века: изыдут Ангелы и отделят злых из среды праведных
50 И ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.
Притчи о сокровище, скрытом на поле, и о купце, ищущем хороших жемчужин, призваны помочь раскрыть суть одной и той же идеи. Интересны эти притчи тем, что в одной богатство нашел тот, кто вовсе не искал его, а в другой жемчужину нашел тот, кто искал ее все жизнь. Но несмотря на эти различия, герои и первой и второй притчи ведут себя одинаково: оба они продают все, чтобы сделать найденное своим. Именно этот урок хотел преподать нам Иисус.
Обе притчи учат тому, что человек, осознавший настоящую ценность спасения, отдаст все, чтобы обрести Христа и вечную жизнь.
Что же сделали эти два человека, чтобы получить то, чего им больше всего хотелось? Один был убежден, что на поле спрятано сокровище. Он знал, что даже если он переплатит за него, все равно получит больше. Другой был убежден, что жемчужина, которую он нашел, достойна любых денег. Оба были убеждены, что они нашли что-то действительно ценное, оба были согласны идти на большие жертвы, чтобы сделать найденное своим. Кто-то может удивляться им, кто-то может считать их сумасшедшими, потому что только сумасшедший может так много денег заплатить за поле и жемчужину. Но они знали, что делали. Они были убеждены, что заключили выгодную сделку.
Иисус на этих простых примерах объясняет, как должен вести себя настоящий христианин. Он оставляет мир, оставляет своего ветхого человека, оставляет свою старую компанию в прошлой жизни. Он отдает все, как Матфей и Павел, все почитает тщетою ради Христа. Он делает это, потому что полностью убежден, что вера достойна этого. Почему так происходит? Потому что он знает, что Христос восполнит все его потери. Он видит во Христе безмерное «сокровище», он видит в Нем бесценную «жемчужину», достойную любой жертвы. Вот это настоящая вера, вот это печать истинной работы Святого Духа!
В этих двух притчах мы находим объяснение поведения многих необращенных людей. Они ведут себя так, как ведут, потому что полностью не уверены, что им стоит изменить свою жизнь. Они не хотят принимать решение и брать на себя крест. Они колеблются, они не могут посвятить себя одному, не могут смело стать на сторону Господа. А почему? Потому что они не уверены, что получат вознаграждение: у них нет веры. Они не убеждены в том, что действительно нашли «сокровище», и поэтому не могут решиться продать все, чтобы обрести Христа. К сожалению, сомнения часто приводят к одному — к смерти. Когда человек не может рискнуть всем ради Христа, мы можем сделать вывод, что в нем нет благодати Божьей.
Притча о неводе, заброшенном в море, чем-то похожа на притчу о пшенице и плевелах. Она призвана объяснить нам, что из себя представляет видимая Церковь Христа.
Проповедь Евангелия — это большой невод, заброшенный глубоко в море этого мира. Выловленная рыба — это Церковь, где все перемешено. В неводе было достаточно всякой рыбы, и плохой и хорошей. В пределах Церкви есть много всяких христиан, обращенных и необращенных, истинных и обманывающих как себя, так и других. Но однажды произойдет разделение хорошего и плохого, правда, случится это не раньше конца мира. Так великий Господь описывает Церкви, которые предстояло создать Его ученикам.
Очень важно запомнить урок, который преподал Иисус в этой притче, потому что вопрос, что из себя представляет видимая Церковь, — один из самых трудных в христианстве. По этому поводу существует множество заблуждений, которые порой опасны для души.
Эта притча должна научить нас, что в любом христианском собрании есть разные люди, обращенные и необращенные, дети Божии и дети мира сего. Это надо понимать и относиться к этому соответственно. Притча показывает, что нельзя говорить всем крещенным людям, что они получили рождение свыше, что у них есть Дух Святой, что они члены тела Христова, что они святы. Конечно, утверждать обратное приятно, но эти слова не могут принести никакой пользы, они не могут спасти. К сожалению, сегодня поощряют самоправедность и помогают грешникам уснуть, извращая тем самым ясное учение Христа и убивая души. Слышали ли вы когда-нибудь такое? Если да, то вспомните про «невод».
И наконец, никогда не удовлетворяйтесь внешним членством в Церкви. Можно попасть в невод, но так никогда и не стать Христовым. Крестильные воды изливались на мириады людей, которые никогда так и не были омыты водой жизни. Тысячи на Вечере Господней ели хлеб и пили вино, но так никогда и не попробовали вкусить Христа по вере. Обратились ли вы? Примут ли вас за «хорошую рыбу»? Это жизненно важный вопрос! На него когда-нибудь все равно придется ответить. Невод скоро наполнится, и тогда вера каждого покажет себя. Хороша рыба будет отделена от плохой навечно: нечестивые будут ввергнуты в печь огненную. По словам Бакстера, понятные слова нужно не комментировать, а обдумывать с верой.
Евангелие от Матфея 13:51−58
51 И спросил их Иисус: поняли ли вы все это? Они говорят Ему: так, Господи!
52 Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое.
53 И когда окончил Иисус притчи сии, пошел оттуда.
54 И пришед в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?
55 Не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?
56 И сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него все это?
57 И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем.
58 И не совершил там многих чудес по неверию их.
Во-первых, давайте обратим внимание на удивительный вопрос, который задает наш Господь после того, как рассказал семь притч. Он спрашивает: «Поняли ли вы все это?»
«Душой» проповеди является применение ее в жизни. Проповедь без применения — как письмо без адреса. Оно может быть хорошо написано, на нем может стоять верная дата и подпись, но все равно от него нет никакой пользы, потому что оно никогда не придет по назначению. Сам Господь Своим вопросом «поняли ли вы все это?» показывает, что нужно и важно применять услышанное в своей жизни.
Пока человек не начнет размышлять над проповедью, слушать ее бесполезно. Это все равно что слушать звук трубы или бой барабана, или посетить служение римско-католической церкви, которое ведется на латинском языке. Ум человека должен работать, а сердце чувствовать; идеи должны проникать в разум и рождать новые мысли. Если этого нет, все тщетно.
Этот момент достаточно важен, потому что многие об этом даже и не задумываются. Тысячи людей постоянно посещают богослужения и думают, что исполняют свой праведный долг, но никогда не выносят оттуда ничего полезного для себя. Спросите их в воскресенье вечером, что нового они узнали сегодня на собрании — они не смогут вам сказать ни слова. Попросите их рассказать вам, какие знания они приобрели в течение года, и вы убедитесь, что они такие же невежды в вопросах веры, как и неверующие.
Проверьте же и свою душу. Берите с собой в церковь не только свое тело, но и разум, и сердце, и совесть. Спрашивайте себя почаще: «Что нового я извлек из этой проповеди? Что узнал? Какая мысль впечатлила меня?» Конечно, разум — это не самое главное в вере, но не следует думать, что он вообще ничего не значит. Сердце обладает самой большой ценностью, но не забывайте, что Дух Святой обычно действует на сердце через разум. Сонное, ленивое, невнимательное сердце вряд ли когда-нибудь обратится.
Во-вторых, в рассматриваемых стихах мы должны обратить внимания на то, что нашего Господа очень холодно приняли в Его отечестве.
Он пришел в город Назарет, в котором вырос, и «учил их в синагоге их». Без сомнения, там Он учил так же, как и везде. «Никогда человек не говорил так, как Этот Человек». Но Иисус не произвел никакого впечатления на жителей Назарета. Они «изумлялись», но сердце свое не расположили к Его учению. Они говорили: «Не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария?» Они не приняли Его, потому что знали Его в детстве. «И соблазнялись о Нем». Господь посмотрел на них и сказал: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем».
Эта грустная история описывает одно свойство нашей человеческой природы: все мы склонны не замечать чудес, с которыми часто сталкиваемся. У нас, в Англии, изобилие Библий и другой религиозной литературы, средства благодати доступны, каждую неделю мы слышим проповедь Евангелия, но не ценим это. К сожалению, правда, что в вере, как нигде, «доступность вскармливает презрение». Люди забывают, что истина остается истиной, какой бы древней и банальной она ни была. Пренебрегая ей, они принуждают Бога забрать ее!
Не удивляет ли вас, что родственники, слуги, соседи благочестивых людей не всегда обращаются? Не удивляет ли вас, что прихожане знаменитых проповедников редко раскаиваются? Не удивляйтесь. Посмотрите, как принимали Господа в Назарете, и научитесь мудрости.
Может, вы думаете, что, если бы вы увидели и услышали Самого Христа, вы сразу же стали бы Его верными учеником? Может, вам кажется, что если бы вы жили рядом с Ним, видели Его жизнь, то не были бы такими нерешительными, не колебались бы, а всецело отдались вере? Не надо так думать. Посмотрите на жителей Назарета и научитесь мудрости.
И последнее. Следует отметить, что неверие имеет свойство разрушать. Глава заканчивается страшными словами: «И не совершил там многих чудес по неверию их».
Эти слова указывают на причину вечной гибели многих душ! Они погибли, потому что не поверили. Ни на небе, ни на земле нет ничего, кроме неверия, что может помешать спасению: Бог может простить все грехи, какими бы тяжелыми и многочисленными они ни были, Он готов в Своей любви принять их, Христос Своей кровью готов омыть их, а Святой Дух готов Своей силой обновить всех «омытых кровью Христа». Мешает только одно — неверие. «Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь», — говорит Иисус (Ин 5:40).
Берегитесь этого отвратительного греха! Этот древний грех привел к падению человека. Искорененный из сердца истинного верующего силой Святого Духа, он всегда готов вновь прорасти там и дать свои побеги. У детей Божьих есть три жестоких врага, о которых они всегда должны вспоминать в своих молитвах: гордость, любовь к мирскому и неверие. Но неверие — самый страшный из них.
Комментарии Джона Райла на Евангелие от Матфея, 13 глава. Комментарии Джона Райла.
Публикуется с разрешения издателя.
© 2001−2004.