Евангелие от Матфея 7:1−11
1 Не судите, да не судимы будете;
2 Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
3 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
4 Или, как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего»; а вот, в твоем глазе бревно?
5 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
6 Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.
7 Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;
8 Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
9 Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?
10 И когда попросит рыбы, подал бы ему змею?
11 Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.
При прочтении этих стихов очень важно не пойти по пути их ложного понимания. К сожалению, этими стихами злоупотребляют враги Евангелия, превращая их из лекарства в яд.
Говоря «не судите», Господь Иисус не имел в виду, что мы не можем иметь своего собственного мнения о событиях и людях, нас окружающих. Мы обязаны иметь собственное мнение, более того, призваны «все испытывать» (1Фес 5:21) и испытывать духов, от Бога ли они (1Ин 4:1). Иисус Христос не говорит, что мы не должны замечать грех других людей. Такое толкование слов Господа противоречит всему Писанию. При таком толковании слов Иисуса Христа земля была бы «отдана в руки нечестивых» (Иов 9:24), расцвела бы ересь и злом наполнились бы дела наши.
Что же имел в виду наш Господь, осуждая везде и всюду ищущий ошибки дух? В своих словах Христос запрещает обвинять других в незначительных проступках, яростно осуждать, не разобравшись в сути дела, преувеличивать ошибки и несовершенства ближних и ставить их ниже себя. Такое поведение было обычным для фарисеев. Так вели себя раньше, так ведут себя и сейчас. Следует помнить об этом. Любовь «всему верит, всего надеется» (1Кор 13:7).
Кроме того, эти стихи указывают нам на то, что важно проявлять благоразумие, выбирая, с кем и когда говорить о вере. Всему свое время. Наша ревность должна смягчаться осмотрительностью в выборе времени, места и человека. Соломон говорит: «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя» (Притч 9:8). Неразумно открывать каждому свои соображения по духовным вопросам. Многие по причине своего необузданного характера и распутных привычек не могут достойно оценить Евангелие, более того, слыша благую весть, они с еще большей страстью кидаются в распутство. В данном случае наша попытка сделать что-либо доброе для их душ является не чем иным, как метанием жемчуга перед свиньями (Мф 7:6). Настойчивое свидетельство не приносит им пользы, а напротив, — вредит, вызывая злость и раздражение. Они, как иудеи из Книги Деяния святых апостолов, противятся и злословят (18:6) или как Навал — «человек злой, нельзя говорить с ним» (1Цар 25:14).
Перед нами нелегкий урок, как и что правильно говорить. Здесь требуется мудрость. Часто мы более осторожны, чем ревностны, чаще помним слова «время молчать», нежели — «время говорить». Тем не менее, урок этот призывает нас исследовать собственное сердце. Не встречал ли я с прохладой или даже с негодованием добрые советы своих друзей? Не говорил ли им, что мир дороже истины? Не отвечал ли грубостью желающим помочь мне? Как часто каждый из нас совершал подобные ошибки.
В последней части этого отрывка говорится, что на нас лежит обязанность молиться. Кроме того эти стихи поощряют нас это делать. Они гармонично связаны с теми уроками, которые Христос только что преподал нам. Как узнать, когда «время молчать», а когда «время говорить», когда свидетельствовать, а когда не бросать «жемчуга вашего перед свиньями»? Молитва! Иисус Христос уделяет ей огромное значение. Посмотрите, какие слова Он использует: «просите», «ищите», «стучите»! А какое обещание Он дает нам: «...всякий просящий получает...», Господь Иисус говорит, что, если даже родители, которые «злы» по своей натуре, не оставляют своих детей по плоти без хлеба, тем более Бог любви и милости не оставит мольбу своих детей по благодати.
Обратим же особое внимание на слова Господа о молитве. Немногие из Его слов так часто повторяются, как слова: «просите, и дано будет вам...» Часто их повторяют бедные и необразованные люди, но что толку? Знать и следовать — разные понятия. Знание не спасет от вечного осуждения в последний день, а только увеличивает его.
Что нам известно о словах «просите», «ищите», «стучите»? Это простые слова, и они понятны тем, кто действительно желает молиться. Но, к сожалению, желание молиться появляется редко. Обряды и церемонии заслонили то, без чего душа не может быть спасена.
Молились ли вы когда-нибудь осознанно? Если нет, то прощения от Бога не будет, если только не покаетесь. Никто не осудит вас за то, что вам не под силу сделать, за незнание того, что знать вам не дано. Знать же следует одно: вас осудят, если только вы никогда не «просили» дать вам спасение.
Вы действительно молились? Тогда продолжай те молиться, это не напрасный труд, плод придет в свое время. Никогда Бог не нарушал Своего обещания: «...всякий просящий получает...»
Евангелие от Матфея 7:12−20
12 Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними: ибо в этом закон и пророки.
13 Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;
14 Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.
15 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные:
16 По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы?
17 Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые:
18 Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.
19 Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.
20 Итак по плодам их узнаете их.
С этих слов начинается заключительная часть проповеди Иисуса Христа. Уроки, содержащиеся в этом отрывке, исполнены глубокого смысла. Обратимся же к ним.
Господь полагает общий принцип взаимоотношений между людьми. Мы должны поступать с людьми так, как бы мы хотели, чтобы люди поступали с нами. Никто не говорит здесь о том, чтобы мы поступали с окружающими так, как они поступают с нами, потому что в основу такого поведения положен эгоизм, и язычество служит его идеологией. Нам надлежит поступать с людьми так, как бы мы хотели, чтобы они поступали с нами. Это — христианство.
Воистину это золотое правило! Оно не просто запрещает всякую мелочную злобу и раздражительность, обман и хитрость — оно много шире. Общий принцип делает ненужными множество мелких правил поведения в той или иной ситуации. С его помощью каждый может узнать, что он обязан делать. Если мне не нравится, как ко мне относится мой ближний, тогда мне следует запомнить как он ко мне относится, и не относиться так же к другому. А есть ли в его отношении ко мне что-либо приятное для меня? Если да, то почему бы и мне не поступать с ним также. Скольких запутанных ситуаций удалось бы избежать, если бы все свято придерживались этого принципа!
Далее, Господь предупреждает, что путь веры совсем не таков, каким себе его представляют многие. Не достаточно думать так, как думают другие, и поступать так, как они поступают. Христианину не к лицу следовать обычаям и плыть, так сказать, по течению. Господь говорит, что путь, который ведет к жизни — «узок», и «немногие» находят его. Однако путь, который ведет к вечной погибели, «пространен» и «многие идут» по нему.
Это страшная истина! И слова, которые доносят ее нам, должны заставить многих задуматься: «По какому пути иду я? Господь говорит, что есть всего два пути, по какому иду я?» Не спешите, пусть Бог поможет каждому из вас дать ответ на этот вопрос.
И если вдруг я обнаружу, что моя вера — это вера большинства, то мне следует задуматься. Если я говорю, что мой путь, как путь многих, а Богу я поклоняюсь, как все поклоняются, то произношу себе смертный приговор. А как иначе, ведь это путь «в погибель», а вера моя не может спасти!
То, что мы исповедуем веру не популярную, и то, что не многие соглашаются с ней, не должно являться причиной для уныния. Нам следует помнить слова Господа о том, что врата на небеса тесны. Покаяние, вера в Иисуса и святая жизнь никогда не были популярны. Истинное стадо Христово никогда не было многочисленным. Непопулярность нашего вероисповедания не имеет ничего общего с чувством своей особенности. Подумайте, насколько лучше войти с несколькими людьми в жизнь, чем с тысячами в смерть!
И наконец Господь Иисус предупреждает нас о лжеучителях в Церкви. Следует остерегаться «лжепророков». Связь между этими словами и предыдущими поразительна. Идущий по узкому пути должен остерегаться «лжепророков», которые появились еще в дни апостолов и посеяли семена ложного учения вдоль узкого пути, и из этих семян постоянно произрастает ложь. Мы должны быть готовы к встрече с ней.
Господь Иисус Христос предупреждает нас не напрасно. Тысячи людей готовы поверить любой небылице, если она звучит из уст служителя церкви, при этом забывая, что служитель, как и прихожанин, может заблуждаться. Любое учение должно быть взвешенно на весах Священного Писания, и до тех пор пока учение соответствует Библии, ему должно следовать. «По плодам их узнаете их», — учит Библия. Здравое учение и святая жизнь — вот знаки истинных учителей. И нам об этом следует помнить. Ошибки наших учителей не могут служить извинением для нас. «...если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф 15:14).
Что может лучше всего защитить от ложного учения? Без всякого сомнения, регулярное изучение Слова Божьего с молитвой о водительстве Святого Духа. Библия дана нам, чтобы служить светильником ноге нашей и светом стезе нашей (Пс 118:105). Человек, читающий Слово с благоговением, защищен от ошибок. А вот пренебрежительное отношение к Библии приводит к обожанию первого встречного учителя. Неграмотность не может служить оправданием нежелания изучать Библию. Обыкновенная лень и неохота обременять себя размышлениями о Слове Божьем — вот истинные причины. Ничто не приносит лжеучителям такой пользы, как наша духовная лень, скрытая под ризой смирения.
Пусть же предупреждение Иисуса Христа не оставляет нас в покое. Не только мир, сатана и плоть являются врагами христианина, но и лжеучителя — волки в овечьей шкуре. Счастливы те, кто с молитвой склоняется над своей Библией, кто видит разницу между ложью и истиной. Разница эта существует, и мы призваны, чтобы отличать истину от лжи.
Евангелие от Матфея 7:21−29
21 Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
22 Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?»
23 И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие».
24 Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне;
25 И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот; и он не упал, потому что основан был на камне.
26 А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке;
27 И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.
28 И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его,
29 Ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи.
Господь Иисус Христос завершает Нагорную проповедь захватывающими душу словами. От лжеучителей Он переходит к лжеверующим, от далеких от истины наставников к бегущим от истины слушателям. Это слово ко всем нам. Да будет милость Господня на то, чтобы мы применили эти слова к себе.
Прежде всего, Господь обращает наше внимание на бессмысленность только внешнего исповедания веры. Не всякий, кто говорит: «Господи, Господи...», войдет в Царствие Божье. Не всякий, кто называет себя христианином, будет спасен.
Задумаемся над словами Иисуса Христа. Он говорит, что для спасения необходимо обрести нечто большее, чем большинство людей себе представляют. Каждый из нас может креститься во имя Иисуса Христа и хвалиться тем, что он христианин, он может обладать библейскими знаниями и быть совершенно спокойным относительно своего состояния, он может быть даже служителем церкви, может даже «многие чудеса» сотворить, но в то же время не исполнять волю Отца Небесного. Действительно ли каждый из нас истинно покаялся, истинно уверовал во Христа и живет смиренно и свято? Если нет, то небеса пройдут мимо нас, и мы будем ввержены в озеро огненное на вечные мучения. Но перед этим услышим страшные слова: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня...»
День суда откроет нам много неожиданного. Надежды многих из тех, кто мнил себя великими христианами, рухнут. Гниль их веры будет явлена всему миру. Тогда станет ясно, что быть спасенным означает намного больше, чем исповедание себя христианином. Звание христианина должно быть подтверждено делом. Будем же помнить о великом дне и о словах: «Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы». Кем бы мы ни были, будем стремиться познать, кто мы есть.
Далее, Господь говорит о двух типах христианских слушателей. Первый тип — это те христиане, которые слышат и ничего не делает, второй — это те, которые слышат и делают. И те, и другие перед нами, и их пути ведут к соответствующим концам.
Человек, слышащий христианское учение и следующий ему, подобен «мужу благоразумному, который построил дом свой на камне». Такого верующего не удовлетворяют рассуждения о покаянии, вере во Христа и о святой жизни. Он сам кается, верит во Христа, бежит от греха и стремится к святости. Таковы «исполнители слова, а не слышатели только» (Иак 1:22).
И каков результат? В час испытаний вера такого человека не подведет его. Волны болезней, печали, нищеты, разочарования и утрат напрасно бьют в гранитное основание дома. Душа человека стоит непоколебимо, вера его не пошатнется. На начальном этапе она могла стоить ему очень дорого, построение фундамента требовало многих сил, молитв и духовной борьбы. Но труд его не был напрасным, теперь он пожинает богатый урожай. Вера, которая может устоять во время испытаний, является истинной верой.
Человек же, который слышит и не предпринимает ничего, для того чтобы претворить в жизнь услышанное, подобен «человеку безрассудному, который построил дом свой на песке». Такого человека удовлетворяет слушание слова и размышление над ним, но далее этого он не идет. Он утешает себя тем, что у него, возможно, с душой все в порядке, поскольку он жаждет истины и у него есть духовные переживания. Но на самом деле он никогда не порывал с грехом, никогда не оставлял мирских забот и никогда не брал на себя крест христианина. Он слушатель слова и не более.
И каков конец веры такого человека? Она рушится при первом порыве ветра испытаний. Вера оставляет его, превращаясь в руины, в церковный скандал, в бегство к язычеству или в жалость к самому себе. То, что дешево, как правило, плохого качества. Вера, которая обошлась нам почти даром и вся свелась лишь к слушанию, в результате окажется пустышкой.
На этом заканчивается Нагорная проповедь Иисуса Христа. Подобной проповеди никто никогда не слышал и вряд ли услышит. Она так же волнует нас, как и тех, кто слышал ее из уст Господа. Мы принадлежим к тем, кто должен будет дать отчет о том, как мы восприняли уроки Иисуса Христа. То, как мы относимся к ним, дело очень серьезное. Иисус Христос сказал: «...слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Ин 12:48).
Комментарии Джона Райла на Евангелие от Матфея, 7 глава. Комментарии Джона Райла.
Публикуется с разрешения издателя.
© 2001−2004.