Библия » Райл Комментарии Джона Райла

От Матфея 27 От Матфея 27 глава

Евангелие от Матфея 27:1−10

1 Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти;
2 И связавши Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю.
3 Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам,
4 Говоря: согрешил я, предав Кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам.
5 И бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился.
6 Первосвященники, взявши сребренники, сказали: не позволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови.
7 Сделавши же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников;
8 Посему и называется земля та «землею крови» до сего дня.
9 Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: «и взяли тридцать сребренников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля,
10 И дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь».

В начале двадцать седьмой главы говорится о том, как Христос был предан в руки язычников. Иудейские первосвященники и старейшины отвели Его к Понтию Пилату, римскому управителю. Мы можем увидеть в этом обстоятельстве перст Божий. По воле провидения язычники стали причастны к убийству Христа, так же как и иудеи; по воле провидения первосвященники открыто заявили, что «отошел скипетр от Иуды». Они не могли никого наказать смертью, не обратившись прежде к римлянам. Таким образом, исполнились слова Иакова. Мессия, «Примиритель», действительно пришел (Быт 49:10).

Основная тема этих стихов — трагичный конец жизни лжеапостола, Иуды Искариота. Здесь достаточно уроков для нас.

Во-первых, конец Иуды показывает нам, что все обвинения, выдвинутые против Христа, были ложными.

Если бы и мог кто-то засвидетельствовать против Христа, так это был Иуда Искариот, избранный Христом апостол. На протяжении трех лет Иуда был постоянным спутником Христа во всех Его странствиях. Он внимал всему, что Иисус говорил открыто и тайно. Лжеапостолу было бы хорошо известно, если бы Христос хоть в одном слове или деле поступил беззаконно. После того, как Иуда оставил компанию Учителя и предал Его в руки врагов, доказательство вины Христа стало его личным интересом. Если бы он смог доказать, что его бывший Учитель — преступник и самозванец, он смог бы оправдать и свой поступок.

Почему же Иуда не вызвался свидетелем? Почему он не предстал перед синедрионом и не высказал своих обвинений, если они у него были? Почему он не помог первосвященникам в разговоре с Пилатом и не доказал римлянам, что Иисус — злодей? На эти вопросы можно дать только один ответ. Иуда не выступил свидетелем, потому что это сделать ему не позволила совесть. Несмотря на всю свою подлость, он не мог доказать вину Христа, несмотря на всю свою испорченность, он знал, что его Учитель свят, неповинен, непорочен, чист и истинен. Не будем забывать об этом. Отсутствие Иуды Искариота при обвинении Христа является доказательством того, что Агнец Божий был без пятна и порока, Он был безгрешен.

Во-вторых, смерть Иуды говорит о том, что может наступить момент, когда каяться уже поздно. Очевидно, что Иуда раскаялся. Он даже пошел к первосвященникам и сказал: «...согрешил я», но он не покаялся во спасение.

Есть такая поговорка, что «покаяться никогда не поздно». Но эти слова верны только тогда, когда покаяние истинно. К сожалению, позднее покаяние редко бывает подлинным. Человек может сознавать свои грехи и жалеть о том, что он их совершил, испытывать сильное чувство вины и сожаления о содеянном, испытывать угрызения совести и сильно беспокоиться о своем состоянии и в то же время не раскаяться от всего сердца. Не действие Святого Духа, а близкая опасность или страх перед смертью могут быть причинами его переживаний.

Не будем откладывать покаяние. «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения». Один кающийся разбойник был спасен в час своей смерти, чтобы не было причин для отчаяния, но только один, чтобы не было причин расслабляться. Не будем откладывать на потом вопросы, которые касаются благополучия нашей души, особенно не будем откладывать покаяние, ошибочно полагая, что времени для него еще хватит. Слова Соломона о людях, отвергнувших страх Господень, звучат устрашающе: «...будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня» (Притч 1:28).

В-третьих, смерть Иуды свидетельствует о том, как мало утешения приносит человеку беззаконие.

Иуда бросил в храме тридцать серебрянников, за которые он продал Иисуса, и вышел опечаленный. Эти деньги достались ему с огромным трудом, но, когда он получил их, они не принесли ему ожидаемой радости (Здесь возникает некоторое затруднение. Слова, записанные, как здесь сказано, «Иеремией, пророком», не являются частью книг Иеремии. Мы находим их в Книге пророка Захарии. Вот какие решения этой проблемы предлагались богословами.

1. Некоторые считают, что цитата, записанная Матфеем, на самом деле принадлежит Иеремии, но не была записана им самим. Это пророчество дошло до Захарии, который и записал его. В пользу этой точки зрения можно сказать, что в Деяниях 20:35 записаны слова Христа, которых нет в евангелиях, а в Книге Иуды записано пророчество Еноха.

2. Некоторые полагают, что пророчеством Иеремии евреи называли всю часть Писания, содержащую пророчества. Поэтому Матфей не имел в виду, что именно Иеремия записал это пророчество. Этой точки зрения придерживается и Лайтфут.

3. Существует мнение, что изначально Матфей записал «реченное через пророка», не приводя никакого конкретного имени, а слово «Иеремия» было вписано неграмотным переписчиком. В пользу этой точки зрения можно сказать, что Сирайский список, один из самых древних, содержит только слова «реченное через пророка». Персидский список евангелия также опускает имя пророка.

4. Другие считают, что Матфей изначально записал «реченное через пророка Захарию», а неграмотные переписчики изменили имя на «Иеремию». Не нужно удивляться, так как имена в манускриптах обычно записывались в сокращенной форме, из-за чего имя Захарии (ZOU) было очень похоже на имя Иеремии (IOU).

Я не предлагаю своей версии решения этой проблемы. Проблему такого рода, озадачивавшую многих толкователей, вряд ли может решить кто-то в этом мире. Одно из решений этой проблемы я все-таки приведу, но только для того, чтобы потом отвергнуть его. Многие современные богословы говорят: «Матфей просто забыл, о чем он писал, и совершил ошибку. Он цитировал по памяти, поэтому допустил неточность. Он имел в виду Захарию, а не Иеремию». Я должен сказать, что в таком случае нам вообще нужно отказаться от идеи богодухновенности Писания. Если авторы Библии могли совершать подобные ошибки, тогда мы не можем быть уверенными ни в каком тексте. Используя такой довод, мы вооружаем ариан и социниан, а они хорошо знают, как этим оружием пользоваться. Отвергая дословную богодухновенность Библии, мы становимся на зыбкую почву.), потому что «не доставляют пользы сокровища неправедные» (Притч 10:2).

Грех — самый жестокий хозяин. Он обещает многое за службу, но платит не счастьем, которое обещал, а горем, скорбью, угрызениями совести и очень часто смертью. Сеющие в плоть действительно пожинают тление.

Если грех искушает нас, вспомним слова Писания: «...испытаете наказание за грех ваш, которое постигнет вас» (Числ 32:23) и противостанем искушению. Будьте уверены, что рано или поздно, в этой жизни или в жизни после смерти, в этом мире или в день суда грех и грешник встретятся лицом к лицу, и эта встреча будет ужасной. Будьте уверены: из всех занятий — грех самое невыгодное. Иуда, Ахан, Гиезия, Анания и Сапфира узнали об этом из своего личного опыта. Хорошо сказал апостол Павел: «Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь» (Рим 6:21).

Наконец смерть Иуды показывает, к какому плачевному состоянию приходит человек, когда он неправильно пользуется привилегиями, которыми наделен. Этот человек «удалился и удавился». Какая ужасная смерть. Апостол Христа, бывший проповедник евангелия, друг Петра и Иоанна совершает самоубийство и направляется в Божье присутствие неподготовленным и непрощенным.

Самые большие грешники — те, которые грешат против истины и света. Никто не ведет себя так вызывающе по отношению к Богу, как они. Ничья жизнь, по свидетельству Писания, не заканчивалась так внезапно и страшно, как их. Для примера вспомним жену Лота, Фараона, Корея, Дафана и Авирона, Саула, царя Израильского. У Буньяна есть очень сильное выражение: «Никто не падает в яму так глубоко, как те, кто падает вперед спиной». В Книге Притчей записано: «Человек, который, будучи обличаем, ожесточает выю свою, внезапно сокрушится, и не будет ему исцеления» (Притч 29:1). Давайте стремиться к свету. Некоторые совершают грех против Святого Духа. Ясное понимание истины в уме в сочетании с упрямой любовью ко греху в сердце приводят их к этому.

Каково состояние наших сердец? Не подвергаем ли мы себя искушению, полагаясь на свои познания в религии и на исповедание веры? Будем осторожны, помня об Иуде. Нет ли в нас любви к этому миру и тяги к деньгам? Будем помнить об Иуде и будем осторожны. Равнодушно ли смотрим на грехи других людей? Успокаиваем ли мы свою совесть надеждами на будущее покаяние? Будем помнить об Иуде, чтобы не погибнуть. История о нем оставлена нам в качестве предупреждения, поэтому будем внимательны, читая ее.

Евангелие от Матфея 27:11−26

11 Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь.
12 И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал.
13 Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя?
14 И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился.
15 На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели.
16 Был тогда у них известный узник, называемый Варавва.
17 Итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом?
18 Ибо знал, что предали Его из зависти.
19 Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него.
20 Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить.
21 Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву.
22 Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят!
23 Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят!
24 Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы.
25 И отвечая весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших.
26 Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса бив предал на распятие.

Этот отрывок рассказывает, как Христос предстал перед Понтием Пилатом, римским управителем. Ангелы Божьи восхищались этой картиной. Тот, Который будет судить мир, позволил, чтобы Его самого обвинили и осудили, хотя Он «...не сделал греха, и не было лжи в устах Его» (Ис 53:9). Тот, из уст Которого в день суда Пилат и Каиафа услышат приговор о вечном осуждении, молча выслушал вынесенный Ему приговор. Безмолвные страдания Христа были исполнением пророчества Исаии: «...не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание» (Ис 53:7). Благодаря этим страданиям у верующих есть мир и надежда, благодаря им верующим не будет стыдно в день суда, хотя спасенные не смогут ничего сказать в свое оправдание.

Поведение Пилата говорит о том, как печально состояние человека, обладающего высоким положением, но не высокими принципами.

Складывается впечатление, что Пилат был согласен в душе с тем, что Христос не совершил ничего достойного смерти, нам ясно сказано, что «он знал, что из зависти предали Его». Если бы Пилат не испытывал на себе внешнего давления, он скорее всего отвергнул бы выдвинутые против Христа обвинения и отпустил бы Его. Но ситуация в обществе была взрывоопасной. Поэтому Пилат старался угодить народу и завоевать его расположение. Ради славы человеческой он был готов закрыть глаза на свой грех против Бога и против совести. Хотя Пилат и был готов сохранить Иисусу жизнь, он не смог этого сделать, потому что боялся обидеть иудеев. После слабой попытки обратить гнев толпы на Варавву вместо Иисуса и после еще более неудачной попытки успокоить свою совесть, Пилат умывает руки перед народом и в конце концов осуждает Того, Кого сам назвал «справедливым». Не остановило Пилата и таинственное предупреждение жены, которой приснился вещий сон. Правитель отказался внимать своей совести и «предал Иисуса на распятие».

Понтий Пилат похож на многих правителей этого мира, которые знают, что поступают неправильно, но им не хватает мужества поступать по совести. Они боятся людей, боятся, что над ними будут смеяться; они не вынесут, если перестанут быть популярными. Как мертвая рыба, они поднимаются только с приливом. Слава человеческая — это их идол, в жертву которому они приносят совесть, внутренний покой и бессмертную душу.

Какое положение в жизни мы бы ни занимали, пусть нами руководит страх Божий, а не корысть. Слава человеческая мимолетна: сегодня она есть, а завтра нет. Будем стараться угодить Богу, и пусть нас не беспокоит недовольство других. Будем бояться Бога, тогда не будет никого, кого нам нужно бояться.

Поведение иудеев, описанное в этих стихах, говорит нам о крайней испорченности человеческой природы.

Пилат предоставил первосвященникам и старейшинам возможность изменить свое отношение к происходящему. Пилат, не желая осуждать Христа, дал врагам Иисуса время еще раз хорошо обо всем подумать. Но в их голове были те же мысли, что и раньше. Они твердо стояли на своем и отвергли предложенный Пилатом компромисс, отдав предпочтение гнусному преступнику Варавве, а не Иисусу. Первосвященники и старейшины настойчиво требовали распять Христа. И в довершение ко всему они безрассудно приняли на себя вину за Его смерть, произнеся эти чудовищные слова: «...кровь Его на нас и на детях наших».

Что же сделал Христос, что иудеи так сильно Его ненавидели? Он не был грабителем или убийцей, Он не хулил их Бога и не оскорблял их пророков. Вся жизнь Христа была любовью. «Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом» (Деян 10:38). Он ни в чем не согрешил против закона Божьего или против закона человеческого. И все же евреи ненавидели Его и не успокоились, пока не распяли Его! Они ненавидели Христа, потому что Он сказал им истину, они ненавидели Его за то, что Он засвидетельствовал о делах их, что они были злы; они ненавидели свет, потому что он освещал их тьму. Они ненавидели Христа, потому что Он был праведен, а они были нечестивы, потому что Он был свят, а они нечисты, потому что Он свидетельствовал против греха, а они не хотели расставаться со своими похотями.

Очень сложно поверить в испорченность человеческой природы. Люди воображают, что если встретят совершенного человека, то полюбят его и будут им восхищаться. Они тешат себя мыслью, что их отталкивает непоследовательность некоторых христиан, а не сама религия. Но они забывают, что, когда действительно совершенный человек был на земле в лице Христа, Сына Божия, Он был ненавидим и в конце концов предан смерти. Уже этого факта достаточно, чтобы доказать истинность древнего высказывания: «Необращенные люди убили бы Бога, если бы смогли до Него добраться».

Пусть нас не удивляет испорченность этого мира. Лучше будем скорбеть о ней и пытаться ее уменьшить, но не будем удивляться, когда зло умножается. Какие угодно мысли могут родиться в сердце человека, и что угодно он может сделать своими руками, но не будем ни на минуту доверять своему сердцу, даже если оно обновлено Святым Духом. «...лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено» (Иер 17:9).

Евангелие от Матфея 27:27−44

27 Тогда воины правителя, взявши Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк
28 И, раздевши Его, надели на Него багряницу;
29 И, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!
30 И плевали на Него и, взявши трость, били Его по голове.
31 И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие.
32 Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его.
33 И пришедши на место, называемое Голгофа, что значит: «лобное место»,
34 Дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить.
35 Распявшие же Его делили одежды его, бросая жребий;
36 И, сидя, стерегли Его там.
37 И поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский.
38 Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую.
39 Проходящие же злословили Его, кивая головами своими
40 И говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста.
41 Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили:
42 Других спасал, а Себя Самого не может спасти! если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него;
43 Уповал на Бога: пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын.
44 Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его.

Эти стихи описывают страдания Господа Иисуса Христа, которые Он претерпел от рук безжалостных римских солдат, после того как был осужден Пилатом. Эта картина поразительна. Нас ошеломляет тот факт, что претерпел эти страдания, как вечный Сын Божий. Нас также поражает мысль, что Он терпел эти страдания из-за нас и наших грехов. Он «...умер за грехи наши» (1Кор 15:3).

Прежде всего, обратим внимание, насколько велики и реальны были страдания нашего Господа.

Перечень всех мук, перенесенных Христом, воистину ужасает. Мал кто перенес такие же страдания в последние часы жизни. Наверное, даже самые дикие племена со своей утонченной жестокостью не смогли бы своими изощренными пытками доставить жертве больше боли, чем приняло тело нашего дорогого Господа. Он обладал таким же человеческим телом, как и мы с вами, таким же хрупким и таким же чувствительным к боли. Как много страданий перенесло это тело!

Христос перенес бессонную и тревожную ночь и был крайне утомлен, когда из Гефсимании Его привели на синедрион, а оттуда — на суд Пилата, где Иисус дважды подвергался несправедливому осуждению. Христа жестоко избили и после всех этих страданий Его отдали в руки римских солдат, которые славились особой жестокостью и отсутствием сострадания. Они «собрали на Него весь полк» и, не мешкая, приступили к бесчинству. Они раздели Его и, насмехаясь, надели на Него багряницу, потом сплели терновый венец и издевательски водрузили его на голову Иисуса. Они преклоняли перед Ним колени, как перед воображаемым царем, они «плевали на Него и ... били Его по голове». И наконец, вернув Ему одежду, вывели вон из города к месту, называемому Голгофа, и распяли Его там между двумя разбойниками.

Но что такое распятие? Постараемся осознать весь его ужас. Человека клали на деревянный брус, в верхней части которого была прибита перекладина, или на ствол дерева с расходящимися в две стороны ветвями, служившими перекладиной. Распростертые вдоль перекладины руки прибивали к дереву гвоздями. Ноги прибивали к вертикальной части креста. После того как тело было надежно закреплено, крест поднимали в вертикальное положение и фиксировали. Несчастный страдалец висел на кресте, пока боль и изнеможение не убивали его. Человек на кресте не умирал быстро, так как ни один жизненно важный орган не повреждался во время распятия, но претерпевал раздирающую боль от прибитых рук и ног, не имея возможности пошевелиться. Такой смертью умер за нас Христос! Шесть нескончаемых часов висел Он на кресте перед насмехающейся толпой, обнаженный, весь истекающий кровью. Его голова была изранена шипами тернового венка, а спина истерзана бичом, Его руки и ноги изодраны гвоздями. К тому же Он молча переносил сыпавшиеся, как град, насмешки и издевательства враждебной толпы.

Нам нужно чаще перечитывать историю о крестной агонии Христа. Все эти ужасные страдания были перенесены без ропота, ни одно слово негодования не сорвалось с уст Христа. И в смерти Он был так же совершенен, как и в жизни. Сатана так и не смог найти что-либо против Него (Ин 16:30).

Все страдания Христа были заместительными. Он страдал не за Свои грехи, а за наши. Он был воистину мучим вместо нас.

Это истина очень важна. Если бы это было не так, то вся история о страданиях Христа осталась бы таинственной и необъяснимой. Но Библия говорит нам, что Христос «...грехи наши Сам вознес телом Своим на древо...» и что Он «...пострадал за грехи наши, праведник за неправедных», что Его, «не знавшего греха Он [Бог] сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом», что Он «сделался за нас клятвою», что Он «однажды принес Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих», что Он «изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши», что «Господь возложил на Него грехи всех нас» (1Пет 2:22, 1Пет 3:18, 2Кор 5:21, Гал 3:13, Евр 9:28, Ис 53:5, Ис 53:6). Пусть эти стихи останутся в нашей памяти: они являются камнями, лежащими в основании Евангелия.

Христос приносил заместительную жертву не только тогда, когда страдал непосредственно на кресте. Жертва Его была во всех муках, которые предшествовали распятию. Мы должны пройти вместе с Ним Его путь от трона Пилата до последней минуты Его жизни и на каждом шагу видеть в Нем своего великого Заместителя, своего Главу, своего Поручителя, своего Представителя и Друга, решившегося занять наше место и купить наше искупление ценой великого подвига и страданий. Был ли Христос истязуем? Да. Для того чтобы мы могли исцелиться Его ранами. Был ли Он осужден, хотя был невиновен? Да. Для того чтобы мы могли быть оправданы несмотря на свою вину. Возложили ли на Его голову терновый венец? Да. Для того, чтобы мы могли носить венцы славы. Раздели ли Его? Издевались и насмехались ли над Ним? Еще как, но для того чтобы мы могли одеться в вечную праведность и получить благословения. Считали ли Его преступником и причислили ли Его к злодеям? Да. И это для того чтобы нас могли считать невиновными и очищенными от греха. Считали ли Его неспособным спасти Себя? Да. Для того чтобы Он мог спасать других. Умер ли Он самой отвратительной и ужасной смертью? Без сомнения. Для того чтобы мы могли жить вечно и однажды узреть наивысшую славу. Эти слова достойны того, чтобы над ними задуматься и запомнить. Путь к миру и покою лежит через правильное понимание заместительных страданий Христа.

Я надеюсь, что история страданий Христа наполнит нас благодарностью. Наши грехи тяжелы и многочисленны, но за них было совершено великое искупление. Страдания Христа обладают безграничной ценностью, это были страдания Того, Кто был одновременно Богом и человеком. Наш долг и обязанность ежедневно прославлять Бога за смерть Христа.

Давайте чаще вспоминать о страданиях Христа, чтобы ненавидеть грех больше и больше. Грех был причиной всех Его страданий. Это наши грехи сплели терновый венок, наши грехи вонзили гвозди в руки и ноги Иисуса, за наши грехи была пролита Его кровь. Мысль о распятом Христе должна отвратить нас от греха. В поучении англиканской церкви о страданиях есть прекрасные слова: «Пусть этот образ распятого Христа навсегда будет запечатлен в нашем сердце. Пусть он зажжет в нас ненависть ко греху и побудит наш разум к искренней любви к всемогущему Богу».

Евангелие от Матфея 27:45−56

45 От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого.
46 А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
47 Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он.
48 И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить.
49 А другие говорили: постой; посмотрим, придет ли Илия спасти Его.
50 Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух.
51 И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху до низу; и земля потряслась; и камни расселись;
52 И гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли,
53 И, вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим.
54 Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий.
55 Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему;
56 Между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых.

Здесь говорится о завершении страданий Христа. После шести часов мучительной агонии он принял смерть и «испустил дух». Три мысли здесь заслуживают особого внимания.

Во-первых, обратим внимание на необычные слова, произнесенные Христом незадолго до смерти: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?»

Эти слова пронизаны таинственностью, и человеку их никогда не постичь. Они были произнесены не из-за телесной боли. Такое их объяснение никуда не годится и бесчестит благословенного Спасителя. Эти слова должны были выразить необычайное давление, которое оказывали на Его душу грехи всего мира, они должны были показать, что Его жертва была действительно заместительной. Он сделался за нас жертвою за грех, клятвою (был проклят вместо нас), Он принял на Себя весь справедливый Божий гнев на грехи мира. В этот ужасный момент наши беззакония были полностью возложены на Него. «Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению» (Ис 53:10). Он понес наши грехи и беззакония. Раз Он, вечный Сын Божий, мог сказать о Себе, что Он «оставлен», то это было действительно непомерно тяжелое бремя, а Его замещение было реальностью.

Пусть это слово пронзит наше сознание, и останется в нашем сердце. Нет лучшего доказательства ужасности греха, и того, что жертва Христа была заместительной, чем Его слова: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» Этот возглас должен возбудить в нас ненависть ко греху и помочь нам доверяться Христу (Ниже приведенные цитаты заслуживают внимательного рассмотрения, потому что они проливают свет на эту важную часть Писания.

«Христос произнес эти слова, глубоко переживая гнев Своего Отца на человечество, вместо которого Он переносил то, что предназначалось для грешных людей. Его слова «...для чего Ты Меня оставил?» предполагают, что Бог на время лишил Его чувства и видения Своего утешающего присутствия. Его слова «Боже Мой» говорят о силе Его веры, благодаря которой он ожидал помощи и поддержки от Своего вечного Отца» (Епископ Холл).

«Все вопли и стоны обреченных на вечные муки не идут ни в какое сравнение по степени выражения ужаса греха с этими несколькими словами: "Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?"» (Джемисон))Во-вторых, заметим, как много содержится в нескольких словах, описывающих кончину Христа. Нам сказано всего лишь, что Он «испустил дух».

Ни один последний вздох не был таким же значимым как этот, ни от одного события не зависело так много. Ни римские солдаты, ни любопытная толпа не заметили ничего значительного, они видели лишь человека умирающего, как и все люди, которые были распяты, с обычными для такой смерти агонией и муками. Но они ничего не знали о вечных последствиях происходящего.

Эта смерть полностью оплатила тот долг, который грешники были должны Богу, и отворила дверь жизни перед каждым верующим. Эта смерть удовлетворила требования святого Божьего закона, благодаря ей Бог остается праведным, оправдывая нечестивых (Рим 3:26). Эта смерть не была просто примером самоотверженности, она была искуплением и умилостивлением за грехи мира и повлияла на состояние и перспективы всего человечества. Эта смерть решила труднейшую задачу: до нее Бог не мог быть совершенно справедлив и совершенно милостив одновременно. Она стала источником, в котором весь мир может омыть свой грех и нечистоту. Это была полная и открытая победа над сатаной. «...покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и... приведена была правда вечная» (Дан 9:24). «Греховность греха» была доказана тем, какая большая жертва понадобилась, чтобы искупить его; любовь Бога к людям была доказана тем, что Он послал Своего Сына, чтобы Он совершил это искупление. Никогда не было и больше не будет такой смерти. И не удивительно, что земля сотряслась, когда Христос умер на проклятом древе вместо нас. Твердыня этого мира поколебалась от изумления, когда душа Христа «принесла жертву умилостивления» (Ис 53:10).

В час смерти Христа в самом центре иудейского храма произошло удивительное чудо — «завеса в храме раздралась надвое». Завеса, которая отделяла святое святых от остального храма и за которую мог войти только первосвященник, неожиданно разделилась «сверху донизу».

Из всех чудес, сопровождавших смерть Христа, ни одно не было таким же многозначительным, как это. Трехчасовая тьма посреди дня была поразительным событием. Землетрясение, от которого расселись камни, должно было привести в замешательство, но в том, что завеса разодралась надвое, было особое значение, которое должно было подействовать на любого разумного иудея. Совесть Каиафы, первосвященника, должна была быть совершенно черствой, если известие о разодранной завесе не встревожило его.

Это событие возвестило о том, что церемониальный закон остался в прошлом, о том, что приношение жертв и совершение обрядов утратило смысл. Они исполнили свой долг, и перестали быть полезны для человека с момента смерти Христа. Больше не нужен был первосвященник на земле, больше не нужен был ковчег, не нужно кропление крови и курение фимиама, не нужен день очищения. Наконец пришел истинный Первосвященник, был заклан Агнец Божий и открыт путь к престолу Божьему. Отпала необходимость в тенях будущего и в образах. Сооружать алтарь и жертвенник и устанавливать священство теперь — все равно что зажигать свечку среди бела дня.

Разодравшаяся завеса возвестила об открытии пути спасения для всего человечества. Пока не умер Христос, путь в Божие присутствие был неведом язычникам и лишь смутно видим иудеями. После того как Христос принес совершенную жертву и приобрел вечное искупление, тьма и неведение отступили. Теперь все могут вступить в Божие присутствие с дерзновением и приблизится к Богу с уверенностью, по вере во Христа. Дверь отворилась настежь, и путь жизни стал доступен всему миру. Будем помнить об этом! После смерти Христа путь мира уже не должен скрываться мраком таинственности, на нем уже нет заграждений. Евангелие — это откровение тайны, сокрытой от многих поколений. Сегодня веру облачают в таинственность только те, кто не постигли сути христианства.

Пусть и на этот раз история о распятии Христа наполнит наши сердца желанием прославлять Бога. Прославим Бога за то, что распятие Христа является основанием нашей надежды на прощение. Грех наш может быть огромным, но плата, внесенная нашим великим Заместителем, перевешивает его. Будем прославлять Бога за то, что Он открыл нам Свою любовь. Неужели Тот, Который не пощадил Своего единородного Сына, но предал Его за грехи всех нас, не дарует нам с Ним и всего (Рим 8:32)? Будем же славить Бога и за то, что Он открыл нам сострадание, которое Иисус питает к Своему народу. Наши несовершенства заставляют Его сердце сострадать, Он знает, что такое страдание, Он как раз тот Спаситель, в Котором нуждается несовершенный человек с немощным сердцем в злом мире.

Евангелие от Матфея 27:57−66

57 Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса;
58 Он, пришед к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать Тело;
59 И взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею
60 И положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился.
61 Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба.
62 На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату
63 И говорили: господин! мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: «после трех дней воскресну»;
64 Итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не сказали народу: «воскрес из мертвых»; и будет последний обман хуже первого.
65 Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете.
66 Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать.

В этом отрывке говорится о погребении Иисуса Христа. Следует обратить внимание еще на одну деталь, доказывающую, что великое дело искупления было полностью завершено нашим Искупителем. Святое тело Христа, в котором наши грехи были вознесены на крест, оказалось в могиле и должно было воскреснуть. Именно воскресение должно было стать памятником подвигу, который совершил Иисус на голгофском кресте.

Безграничная мудрость Бога предвидела возражения неверующих и атеистов. Действительно ли Сын Божий умер? Действительно ли Он воскрес? Может быть, в Его смерти и воскресении был какой-нибудь подлог или обман? Все эти и многие другие вопросы и возражения звучат уже на протяжении почти двух тысячелетий. Но Тот, Который есть начало и конец, не допустил реальных оснований для таких возражений. Своим провидением Бог так повернул события, что смерть и погребение Христа не могли вызывать сомнений. Пилат дал разрешение на Его погребение, а любящий ученик обернул тело Христа в полотно и положил в новой гробнице, вырубленной в скале, «в которой еще никто не был положен». Первосвященники сами поставили стражу у гробницы. Иудеи и язычники, друзья и враги — все в один голос свидетельствуют о великом факте, что Христос действительно умер и был положен в гроб. С фактами спорить бессмысленно: Христос действительно был истязуем, Он страдал, умер и был похоронен. Будем же помнить об этом.

Прежде всего, обратим внимание на то, что у Христа были друзья, о которых мало знали.

Так, когда Христос умер, Иосиф из Аримафеи обратился к правителю с просьбой похоронить Его тело. Об этом человеке ничего не было сказано до этого, не упоминается о нем и в дальнейшем. Мы знаем только то, что это был ученик, любящий Христа и оказавший Ему честь. В то время, когда апостолы оставили своего Учителя, когда было опасно говорить о своем отношении ко Христу и когда не было никакой земной пользы от следования за Христом, Иосиф осмеливается просить о теле Господнем, чтобы похоронить Его в своей новой гробнице.

Поступок Иосифа из Аримафеи о многом говорит. Во-первых, среди христиан есть тихие, незаметные люди, которые знают Господа и которых знает Господь, но о которых мало знают в Церкви. Во-вторых, люди Божьи обладают разными дарами. Одни прославляют Христа пассивно, другие — активно, одни призваны созидать церковь и занимать видный пост, другие проявляют себя, как и Иосиф, только во время особой необходимости. Но всеми руководит один Дух, и все по-своему прославляют Бога.

Будем же твердо верить в то, что «многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» (Мф 8:11). В далеких уголках христианского мира есть много таких, как Симеон, Анна, Иосиф из Аримафеи, о которых теперь ничего не известно, но которые будут ярко светить среди сокровищ Христа в день Его пришествия.

Далее, обратим внимание на то, что Бог в силах сделать так, чтобы злые умыслы служили Его славе.

Этот необычный урок мы можем извлечь из поведения священников и фарисеев после погребения Христа. Не утихающая злость не давала этим людям спать спокойно даже тогда, когда Христос был в гробнице. Они никак не могли забыть слова Христа о том, что Он воскреснет на третий день. Поэтому священники и фарисеи решили сделать Его воскресение невозможным: они пошли к Пилату и попросили выделить им римских солдат, чтобы те опечатали камень и следили за гробницей.

Желание иудейских старейшин перестраховаться привело к тому, что обман или подлог стал просто невозможен. Печать, стражники, всякого рода предосторожности — все это стало неоспоримым свидетельством того, что Христос действительно воскрес. С таким же успехом священники и фарисеи могли попытаться остановить прилив или предотвратить восход солнца. Никто не мог воспрепятствовать Христу покинуть гробницу. Таким образом, фарисеи были уловлены в своем же лукавстве, Бог использовал их дела, чтобы явить Свою славу.

В истории христианской церкви много похожих примеров. То, что казалось наиболее нежелательным для Божьего народа, часто обращалось ему во благо. Какой вред причинило церкви Христа «гонение, бывшее после Стефана»? Те, кто были рассеяны, «ходили и благовествовали слово» (Деян 8:4). Какой вред сделало Павлу заключение в узы? Оно дало ему время написать многие свои послания, которые сегодня могут читать люди во всем мире. Какой реальный ущерб причинили гонения, учиненные Кровавой Мэри, реформации в Англии? Кровь мучеников стала источником новых церквей. Какой вред причиняют верующим гонения сегодня? Они только приближают христиан к их Спасителю. Благодаря гонениям верующие держатся престола благодати, Библии и молитвы.

Сохраним эти истины в сердце и ободримся. Мы живем в мире, где все происходит в соответствии с совершенной Божьей мудростью и где все содействует ко благу тела Христа. Силы этого мира — это лишь инструменты в Божьих руках, которые Он использует для исполнения Своей воли, хотя мир об этом и не знает. Этими инструментами Он постоянно ровняет и полирует живые камни духовного храма, и в конце концов все злые намерения и заговоры служат Его славе. То что, как нам кажется, действует против нас, на самом деле содействует Божьей славе. Сейчас мы видим лишь частично: еще немного, и мы увидим все, мы поймем, что те гонения, которые мы когда-то претерпевали, служили, как «печать» и «стражник», Божьей воле «...гнев человеческий обратится во славу Тебе» (Пс 75:11).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Джона Райла на Евангелие от Матфея, 27 глава. Комментарии Джона Райла.


Публикуется с разрешения издателя.
© 2001−2004.

ПОДДЕРЖАТЬ ДЕНЬГАМИ

От Матфея 27 глава в переводах:
От Матфея 27 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Джона Райла
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Иоанна Златоуста
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.