Библия » Райл Комментарии Джона Райла

От Матфея 17 От Матфея 17 глава

Евангелие от Матфея 17:1−13

1 По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних,
2 И преобразился пред ними: и просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет.
3 И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.
4 При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.
5 Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.
6 И услышавши ученики пали на лица свои и очень испугались.
7 Но Иисус приступив коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.
8 Возведши же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.
9 И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.
10 И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде?
11 Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все;
12 Но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них.
13 Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе.

Эти стихи описывают одно из самых удивительных событий, произошедших во время земного служения нашего Господа, — преображение, как часто событие это называют. Очень поучительно, что произошло оно именно в этот момент. В конце предыдущей главы нам было дано откровение о кресте, здесь же мы видим образ грядущей награды. Сердце, которое только что расстроили слова Христа о страданиях, должно возрадоваться при виде славы Христа. Обратите на это внимание. Очень часто мы многое упускаем из виду, забывая проследить связь между главами Писания.

Без сомнения, в только что описанном видении есть много таинственного. Так и должно быть. Мы все еще пребываем в теле: своими ощущениями мы хорошо воспринимаем только материальное, плотское. Наши представления о прославленном теле и умерших святых туманны и далеки от совершенства. Но все же давайте попытаемся извлечь практические уроки из произошедшего.

Во-первых, здесь описана слава второго пришествия Христа и Его народа.

Нет сомнений, что явить эту славу было одной из главных целей этого чудесного видения. Оно должно было приободрить учеников, дать им хотя бы мельком взглянуть на те блага, которые ожидают их в будущем. Когда они увидели, что «просияло лице Его, как солнце» и что «одежды же Его сделались белыми, как свет», они представили себе, с каким величием придет Иисус со всеми Своими святыми в этот мир во второй раз. Край завесы был приподнят, чтобы показать истинное достоинство их Господина. Они поняли, что если Он все еще не явился миру как Царь, то только потому, что время для этого еще не пришло. Об этом однозначно говорит св. Петр, когда вспоминает об этом событии: «Мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа... быв очевидцами Его величия» (2Пет 1:16).

Вера в грядущую славу Христа и Его народа должна глубоко запасть в нашу душу. К сожалению, мы очень часто забываем об этом. В том мире, в котором мы живем, очень мало видимых доказательств этому: мы еще не видим, что Бог «все покорил под ноги Его» (Евр 2:8). Грех, неверие, суеверия встречаются на каждом шагу. Тысячи людей всей своей жизнью показывают, что не хотят, чтобы этот Человек был их Царем. Еще не открылось, что ждет людей Божьих: мы видим их крест, их скорби, их слабости, их борьбу, но плохо представляем себе их будущую награду. Но все равно не сомневайтесь в этом. Если вас все-таки одолевают сомнения — прочитайте отрывок о преображении. Иисуса и всех, кто верит в Него, ждет такая слава, которую человек не может себе даже представить. Это не только обещание — три человека стали свидетелями ее проявления. Один из них говорит: «...мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин 1:14). А если они это видели, в это можно поверить.

Во-вторых, эти стихи неопровержимо доказывают, что нас ждет воскресение тела и жизнь после смерти. Написано, что Моисей и Илия видимым образом предстали с Христом в славе: ученики видели их в теле, они слышали, как те разговаривали с нашим Господом. Прошло уже тысяча четыреста восемьдесят лет после того, как Моисей умер и был похоронен; более чем девятьсот лет назад вихрь вознес Илию в небо, но все же Петр, Иаков и Иоанн увидели их живыми!

Обратите внимание на эту часть отрывка: это стоит того. Если вы вообще когда-нибудь задумывались, в каком состоянии находятся мертвые, вы, наверняка, знаете, что это очень интересная и таинственная тема. На наших глазах людей хоронят одного за другим. Их кладут в узкую могилу и мы их никогда больше не видим. Со временем их тела превращаются в прах. Но будут ли они жить снова? Увидим ли мы их опять? Отпустит ли могила умерших в последний день? Все эти вопросы время от времени встают перед нами, хотя Слово Божье делает на этот счет очень ясные утверждения.

Преображение — это яркое свидетельство того, что мертвые воскреснут. Два человека, которые уже давно были отделены от царства живых, появились на земле в своих телах. Это доказывает, что воскреснут все. Все, кто когда-нибудь жил на земле, снова обретут жизнь и получат по счетам: никто не будет забыт. Никто не будет уничтожен. Все, кто почил во Христе, останутся целыми: патриархи, пророки, апостолы, мученики — все до последнего раба Божьего в наши дни. «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк 20:38). Их дух живет так же реально, как живем мы. Потом они появятся в прославленном теле, и это верно как и то, как Моисей и Илия появились на горе. Это великая мысль! Будет воскресение, и люди, как Феликс, могут трепетать. Будет воскресение, и люди, как Павел, могут радоваться.

И наконец эти стихи чудесным образом свидетельствуют о том, что Христос бесконечно превосходит всех, рожденных женщинами.

Это возвестил глас с небес, который слышали ученики. Петр, смутившись от увиденного и не зная, что сказать, предложил построить три кущи: одну для Христа, одну для Моисея, одну для Илии. Он хотел поместить законодавца и пророка рядом с Господом, как будто они все были равны. Но его предложение было отвергнуто удивительны образом: облако скрыло Моисея и Илию, и они исчезли из виду. В то же время из этого облака прозвучал голос, торжественно повторивший то, что было уже сказано при крещении Иисуса: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». Петр, услышав этот голос, должен был понять, что его Господь бесконечно превосходит по Своему величию и Моисея, и Илию. Моисей был верным рабом Божиим, Илия смело свидетельство вал об истине: но Христос был намного выше их. Он — Спаситель, о котором постоянно говорил закон и пророки. Он — истинный Пророк, которого все должны слушать (Втор 18:15).

И Моисей, и Илия были великими людьми своего времени, но Петр и бывшие с ним должны были понять, что по своей природе, достоинству и служению они были намного ниже Христа. Он был настоящим солнцем: они были звездами, свет которых зависит от солнца. Он был корнем — они были ветками. Он был Господином — они были слугами. Их добродетель имела источник: Его добродетель принадлежала только Ему. Да, они должны были почитать Моисея и пророков как святых людей, но если они хотели спастись, они должны были служить только Христу и только Его прославлять. «Его слушайте».

В этих словах сокрыт важный урок для всей Церкви Христовой. Человек по своей природе постоянно пытается «слушать человека». Епископы, священники, дьяконы, папы, кардиналы, синоды, пресвитерианские проповедники и пресвитерианские служители постоянно занимают место бога, которое они не должны занимать, и тем самым отбирают славу у Христа. Опасайтесь этой привычки и будьте настороже. Пусть эти важные слова все время звучат в вашей голове: «Его слушайте».

Даже лучшие из людей — это всего лишь люди. Патриархи, пророки, апостолы, мученики, отцы, реформаторы, пуритане — все это грешники, которые нуждаются в Спасителе. Да, они святы, достойны похвалы и уважения, но все равно грешники. Они никогда не должны вставать между нами и Христом. Только Он «Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Только Ему Отец поручил раздавать хлеб жизни. Только у Него есть ключи. Он — «сущий над всем Бог, благословенный во веки» (Рим 9:5). Давайте внимательно следить за тем, чтобы слушать Его голос и следовать за Ним. Давайте оценивать любое религиозное учение по тому, ведет ли оно нас ко Христу или нет. Суть спасительной веры — в повиновении словам: «Его слушайте».

Евангелие от Матфея 17:14−21

14 Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени,
15 Сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду;
16 Я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.
17 Иисус же отвечая сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.
18 И запретил ему Иисус; и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.
19 Тогда ученики, приступивши к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?
20 Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;
21 Сей же род изгоняется только молитвою и постом.

В этом отрывке мы читаем еще об одном великом чуде нашего Господа. Он исцеляет лунатика и одержимого бесом.

Первое, что мы видим в этом отрывке, — живой символ ужасного влияния, которое сатана имеет на молодежь. Нам сказано, что у одного человека был сын, который «в новолуния беснуется и тяжко страдает». Нам сказано о злом духе, который уничтожал его тело и душу: «часто бросается в огонь и часто в воду». Этот вид одержимости, каким бы распространенным он ни был во дни нашего Господа, встречается сейчас редко, но мы без труда можем себе представить, каким горем был подобный страдалец для родственников. С какой болью мы наблюдаем за муками тела наших близких, когда они болеют; насколько страшнее видеть, что тело и душа полностью находятся во власти дьявола! «Ничто не может принести большего несчастья, чем ад», — сказал епископ Холл.

Однако мы не должны забывать о том, что иногда духовная власть сатаны над молодыми людьми по-своему не менее болезненна, чем одержимость, описанная в этом отрывке. Тысячи молодых людей полностью подчинились соблазнам сатаны, который, очевидно, «уловил их в свою волю» (2Тим 2:26). Они не бояться Бога и не почитают Его заповеди. Они жаждут удовольствий, используют каждую возможность, чтобы учинить разгул, они не желают слушать ни родителей, ни учителей, ни служителей. Они пренебрегают здоровьем, репутацией и уважением. Они делают все, что в их власти, чтобы уничтожить свое тело и свою душу для этой жизни и жизни вечной — они сознательно сделали себя рабами сатаны. Разве вы не видели таких людей? Они есть везде: и в деревне, и в городе, среди бедных и среди богатых. Эти молодые люди на примере своей жизни доказывают, что хотя сатана сегодня редко владеет человеческим телом, он все еще управляет душой многих людей.

Но все же нельзя ставить крест на таких молодых людях. При виде их мы должны вспоминать, что наш Господь Иисус Христос всемогущ. Даже такого больного мальчика, о котором мы прочитали в этих стихах, Он исцелил сразу же, как его привели к Нему. Родители, учителя, церковнослужители должны постоянно молиться за этих детей, даже если им кажется, что они настолько ожесточили свое сердце, что его ничто не сможет размягчить. Как бы они сейчас не «бесновались», Иисус может их исцелить. Они могут покаяться и обратиться; как и Джон Ньютон, они могут измениться к лучшему. Возьмите за принцип то, что, поскольку наш Господь совершал такие могущественные чудеса, любая душа может обратиться к Нему.

Во-вторых, посмотрите, как неверие ослабляет. Когда ученики увидели, что бес покорился силе Иисуса, они с беспокойством спросили у Господа, «почему они не могли изгнать его», и получили как наставление ответ: «По неверию вашему». Секрет их неудачи в час нужды был прост: им не хватило веры.

Обратите внимание на это и научитесь мудрости. Вера — это ключ к победе на поле духовной битвы, а неверие — верная дорога к поражению. Как только наша вера начнет увядать, сразу начнут увядать и все добродетели. Мужество, терпение, долготерпение надежда в скором времени исчезнут, потому что вера — это корень, который их питает. Израильтяне, которые однажды победителями вышли из Чермного моря, через какое-то время, достигнув пределов земли обетованной, как трусы, убежали от опасности. Бог остался тем же Богом, который вывел их из земли египетской, их вел тот же самый Моисей, который совершил перед их глазами огромное количество чудес — их вера изменилась. Они постыдно засомневались в Божьей силе и любви. «...они не могли войти за неверие» (Евр 3:19).

И последнее. Царство сатаны нельзя ослабить без усердного труда. Этот урок можно извлечь из слов, которые завершают рассматриваемый нами отрывок: «...сей же род изгоняется только молитвою и постом». Этими словами Иисус мягко упрекает Своих учеников. Наверное, они слишком гордились своими предыдущими успехами, наверное, когда их Господина не было рядом, они делали все не так усердно, как тогда, когда Он был с ними. Как бы там ни было, Господь прозрачно намекнул им, что война против сатаны — дело нелегкое. Ученики должны были понять, что ни одну победу над князем мира сего нельзя одержать без труда: без пламенной молитвы, без умерщвления своей плоти они часто будут терпеть поражение.

Этот урок очень важен для нас. Буллингер сказал, что «это место из Евангелия радует нас так же, как и то, в котором говорится о свободе». Все мы склонны выполнять религиозные обряды, не вдумываясь в их смысл. Как и израильтяне, возгордившиеся после падения Иерихона, мы иногда говорим себе: «Жителей Гая там мало, а потому не стоит посылать туда большие силы» (Иис. Н 7:3). Как и израильтяне, мы часто на своем горьком опыте убеждаемся, что духовную битву не выиграть без упорной борьбы. Ковчег Господень нельзя нести непочтительно, Божий труд нельзя выполнять спустя рукава.

Всегда помните слова нашего Господа, с которыми Он обратился к ученикам, чтобы преподать им практический урок. Когда проповедуете с кафедры, когда преподаете в воскресной школе, когда благовествуете, когда молитесь с семьей и когда читаете Библию, наблюдайте, как вы это делаете. Все делаете «по силам» (Еккл 9:10). Опасно недооценивать противника. Да, тот, кто за нас, больше того, кто против нас, но это не значит, что того, кто против нас, не нужно принимать в расчет. Он «князь мира сего», он «сильный», который с оружие охраняет дом свой, он не отдаст своего без борьбы. «...брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей» (Еф 6:12). Мы должны облечься во всеоружие Божье, но не только взять его, но и пользоваться им. Те одерживают много побед над миром, плотью и дьяволом, кто молится в тиши, усмиряет и порабощает свою плоть (1Кор 9:27).

Евангелие от Матфея 17:22−27

22 Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие,
23 И убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.
24 Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы?
25 Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних?
26 Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны;
27 Но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя.

В этом отрывке содержится история из жизни нашего Господа, которую описал только Матфей. Иисус совершил удивительное чудо, чтобы заплатить пошлину за служение в храме собирателям дидрахм. В этом отрывке есть три момента, на которые надо обратить пристальное внимание.

Во-первых, заметьте, что наш Господь знает абсолютно все, что сказано и сделано в этом мире. Св. Матфей написал, что «подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Он говорит: да». Очевидно, что Господь не присутствовал при этом разговоре, но как только Петр вошел в дом, Иисус спросил его: «Как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати?» Тем самым Он показал, что отлично знал, о чем Петр разговаривал с собирателями дидрахм, как будто присутствовал при этом разговоре и слышал все, что было сказано.

То, что наш Господь все знает, очень важно. У Него есть око, которое всегда видит, как мы поступаем; у Него есть ухо, которое слышит все наши слова. Все открыто глазу Того, с кем мы имеем дело. Скрыться невозможно, лицемерить бесполезно. Можно обманывать служителей, можно лгать родственникам и ближним, но Господь видит все в нас. Христа обмануть нельзя.

Мы должны попытаться на практике использовать эту истину. Надо жить так, как будто мы находимся перед глазами Господа и, подобно Аврааму, «ходить пред Ним» (Быт 17:1). Не говорите того, что не угодно слышать Христу; не делайте того, что не угодно Ему видеть. Решая, как поступить в трудной ситуации, спрашивайте себя: «Как бы я поступил, если бы Иисус был рядом?» Не думайте, что это глупо, что это препятствует исполнению долга. Если это чему-то препятствует, то только греху. Блажен тот, кто понимает, что Господь присутствует рядом, кто говорит и делает только то, что угодно Христу.

Во-вторых, заметьте, что наш Господь обладает всемогущей властью над всем творением. Он сделал так, что рыба заплатила. Он повелел немой твари принести деньги, чтобы исполнить требование собирателей дидрахм. Как мудро сказал Иероним: «Я не знаю ничего, что бы лучше этого случая доказывало величие нашего Господа и Его способность знать все наперед».

Во всем произошедшем буквально исполнились слова псалмопевца: «Ты... поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями» (Пс 8:6−9).

Это одно из многочисленных доказательств могущества и величия нашего Господа Иисуса Христа. Только Он, рожденный прежде всякой твари, может заставить все творение подчиниться Себе. «Им создано все — все Им стоит» (Кол 1:16−17). Верующий, который служит Христу среди язычников, может смело предать себя в Его руки: Он служит Тому, у кого вся власть, кто повелевает даже животными. Как хорошо становится при мысли, что всемогущий Господь умалил Себя и был распят для нашего спасения! Как спокойно становится при мысли, что во время Своего второго пришествия Он явит свою власть над творением всему миру: «Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь» (Ис 65:25).

И наконец заметим, что наш Господь готов уступить, чтобы не соблазнить. Он по праву мог бы потребовать освободить Его от уплаты дидрахм. Сыну Божьему не надо было платить за содержание дома Своего Отца; «Тот, кто больше храма», мог бы отказаться от уплаты налогов на храм, но Он не поступил так. Он не воспользовался Своим правом. Он захотел, чтобы Петр заплатил требуемые деньги. В то же время Он указывает на причину Своего решения: «...чтобы нам не соблазнить их». «Иисус скорее совершит чудо, чем соблазнит хотя бы мытаря», — сказал епископ Холл.

Христос должен стать примером для всех называющих себя христианами. Великая мудрость заключена в пяти словах: «...чтобы нам не соблазнить их». Эти слова учат нас тому, что мы иногда должны пренебрегать своим мнением и подчиняться требованиям, которые нам кажутся неразумными, ради того, чтобы не стать соблазном и не быть препятствием Евангелию Христову. Мы, конечно, не можем пренебрегать правами Бога, но от своих собственных мы можем с пользой отказаться. Упрямое отстаивание своих прав кому-то может показаться поступком героическим. Но в свете слов Христа можно засомневаться в мудрости такого упрямого человека и в том, что у него — ум Христов. Иногда христианин проявляет лучшие свидетельства благодати, снисходя, а не настаивая на своем.

Давайте помнить об этом отрывке как граждане и поданные. Нам может не нравиться политика наших властителей, мы можем не соглашаться с принципами налогообложения, но встает важнейший вопрос: принесет ли наше сопротивление какую-нибудь пользу вере? Если нет, то давайте промолчим, «чтобы нам не соблазнить их». «Христианин, — говорит Буллингер, — никогда не должен нарушать покой в обществе ради того, что имеет лишь преходящую ценность».

Давайте помнить этот отрывок как члены церкви. Возможно, нам не все нравится в обрядах и церемониях нашей общины, возможно, нам кажется, что руководителям не хватает духовной мудрости, но в конце концов настолько ли важно то, чем мы недовольны? Идет ли речь о великой евангельской истине? Если нет, давайте будем вести себя спокойно, «чтобы нам не соблазнить их».

Давайте помнить этот отрывок как члены общества. Возможно, в той среде, где мы живем, есть много обычаев и традиций утомительных, бесполезных и бессмысленных для нас как христиан. Но затрагивают ли эти традиции какие-то принципы? Наносят ли они вред нашей душе? Если нет, давайте терпеливо подчинимся, «чтобы нам не соблазнять их».

Сколько блага бы принесло церкви и миру изучение этих пяти слов Спасителя, размышление над ними и применение их в жизни! И сколько вреда нанесла делу Евангелия чрезмерная щепетильность и так называемая честность! Пусть каждый из нас будет помнить пример великого апостола язычников: «...все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову» (1Кор 9:12).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Джона Райла на Евангелие от Матфея, 17 глава. Комментарии Джона Райла.


Публикуется с разрешения издателя.
© 2001−2004.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

От Матфея 17 глава в переводах:
От Матфея 17 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Джона Райла
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Иоанна Златоуста
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.