Библия » Райл Комментарии Джона Райла

От Матфея 9 От Матфея 9 глава

Евангелие от Матфея 9:1−13

1 Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.
2 И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.
3 При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует.
4 Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?
5 Ибо что легче сказать: «прощаются тебе грехи», или сказать: «встань и ходи?»
6 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой.
7 И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой.
8 Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.
9 Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним.
10 И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его.
11 Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?
12 Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные,
13 Пойдите, научитесь, что значит: «милости хочу, а не жертвы»? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

Прежде всего, обратим внимание на то, что Господу известны все мысли человека.

В словах Иисуса Христа, сказанных больному, некоторые из книжников нашли что-то такое, что позволило им подумать: «Он богохульствует». Книжники, по-видимому, думали, что об их мыслях или словах, сказанных «в себе», никто не знает. Им и в голову не приходило, что Господь — сердцеведец, что от Него не может быть сокрыта ни одна мысль. Нечистые помышления книжников стали известны не только Господу, но и всем присутствующим при исцелении расслабленного.

Из описанных выше событий мы можем извлечь для себя полезный урок: «...все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет» (Евр 4:13). О чем мы думаем, когда находимся наедине с собой и нас никто не видит? О чем думаем в церкви, когда надеваем на себя личину задумчивости и печали? О чем думаем сейчас, когда читаем эти строки? Иисус знает и видит. Иисус запоминает. Однажды Он призовет каждого из нас дать отчет. Написано: «...Бог будет судить тайные дела человеков...» (Рим 2:16). Нужно со смирением принимать вышесказанное. Ежедневно в молитвах нам следует благодарить Бога за Кровь Иисуса Христа, омывающую нас от всякого греха, и кричать Господу: «Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи...» (Пс 18:15).

Далее, хотелось бы обратить внимание на то, каким удивительным образом пришел ко Христу апостол Матфей.

Перед нами человек, которому впоследствии предстоит написать первое евангелие. Матфей, по-видимому, ни о чем кроме денег и прибыли не думал, но Иисус призывает его следовать за Ним и стать Его учеником, и он, не колеблясь, соглашается. Более того, он «спешил и не медлил» (Пс 118:59), встал и пошел.

Следует помнить, что со Христом нет ничего невозможного. Он может сборщика налогов превратить в апостола! Он может изменить сердце и все естество человека. Не будем отчаиваться, что кто-то еще не спасен, а будем молиться, просить и трудиться для душ даже самых падших людей. «Глас Господа силен, глас Господа величествен» (Пс 28:4). Его слова «следуй за Мной», сказанные в силе Святого Духа, могут заставить подчиниться даже самого грешного и жестокосердечного человека.

Обратим внимание на то, как Матфей принял решение. Он не колебался ни минуты, не говорил, подобно Феликсу: «Теперь пойди, а когда найду время, позову тебя» (Деян 24:25), и поэтому пожал великие плоды. Матфей написал книгу, которая известна во всем мире. Он помог не только своей душе, но стал благословением для многих других. Его имя известнее, чем имена королей и принцев. Имена самых богатых изглаживаются из памяти людей после смерти их носителей, но до тех пор пока будет стоять мир, имя Матфея-мытаря будет известно миллионам.

И последнее, на что хотелось бы обратить внимание в этой главе, — заявление Господа о Своей миссии.

Фарисеи обвинили Иисуса Христа в том, что Он позволял мытарям и грешникам общаться с Собой. Ослепленные своей самоправедностью фарисеи думали, что посланный с неба Учитель не должен идти к грешникам и не должен становится Спасителем и Целителем душ, пораженных грехом. И поэтому Господь упрекает их: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию».

Проверьте, правильно ли поняли вы учение, содержащееся в словах Учителя. Каждый грешник должен понять, что он грешник, а поняв это, прийти ко Христу за избавлением от греха. Не следует избегать Господа, как это делают многие из-за того, что чувствуют себя немощным и недостойными Христа. Следует помнить, что именно к таким людям и пришел Господь Иисус Христос. Счастлив тот, кто понял, что единственным условием, необходимым для того, чтобы прийти ко Христу, является осознание своего греха.

Итак, если благодать Божия открыла нам, что Господь пришел для того, чтобы призвать грешников, то не будем забывать об этом. Пусть даже и мысли у нас не возникает, что кто-то из христиан может достичь совершенства без Христа. Грешниками мы пришли к Нему, и остаемся грешниками всю свою жизнь, прибегая каждый час за благодатью Христа. И умрем мы такими же грешниками, как были в первый день, когда уверовали, осознавая, что мы в неоплатном долгу перед Христом.

Евангелие от Матфея 9:14−26

14 Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?
15 И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься.
16 И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани; ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже.
17 Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают; но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое.
18 Когда Он говорил им сие, подошел к Нему некоторый начальник и, кланяясь Ему, говорил: дочь моя теперь умирает; но приди,возложи на нее руку Твою, и она будет жива.
19 И встав Иисус пошел за ним, и ученики Его.
20 И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подошедши сзади, прикоснулась к краю одежды Его;
21 Ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею.
22 Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова.
23 И когда пришел Иисус в дом начальника и увидел свирельщиков и народ в смятении,
24 Сказал им: выйдите вон; ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним.
25 Когда же народ был выслан, Он вошед взял ее за руку, и девица встала.
26 И разнесся слух о сем по всей земле той.

Обратите внимание на то, что Иисус Христос называет Себя женихом. Тем же, кем является жених для невесты, Иисус является для душ уверовавших в Него. Христос возлюбил эти души вечною любовью, глубину которой невозможно измерить. Он заключил с ними союз, заплатив за них Богу выкуп. Иисус Христос заботится обо всех нуждах, сочувствует в трудностях, несет на Себе бремя несовершенства Своей невесты и не отвергает ее за некоторые слабости. Он обращается с ней как с частью Самого Себя. Невеста разделит с Ним ту славу, которую Он получил от Отца, и там, где Он будет, будет и она. В этом преимущество христиан. Они — невеста Агнца, Его будущая жена (Откр 19:7). Эта великая честь оказана нам по вере нашей. Бог вручает грешные души во владение Христу. И тех, которых Отец дал Сыну, не погибнут вовек. Блаженны те, кто верует в это.

Далее, давайте рассмотрим тот мудрый принцип, который Иисус Христос положил в основание воспитания учеников.

К Иисусу пришли люди и сказали, что Его ученики в отличие от учеников Иоанна не постятся. Господь очень мудро защищает Своих подопечных. Он не отрицает важность поста, но на этом не останавливается. На примере двух притч Иисус показывает, что с начинающим в школе христианства учеником надо обходиться бережно. Его нельзя перегружать, учение надо давать в той мере, в какой ученик может воспринять его. От начинающего ученика нельзя ожидать немедленного достижения высот. Игнорировать этот принцип столь же глупо, сколь наливать молодое вино «в мехи ветхие» или приставлять к старой одежде «заплаты из небеленой ткани».

Те, кто придерживаются этого принципа в своей работе с новообращенными, поступают мудро. Придавать второстепенным вещам первостепенную важность — значит поступать не так, как учил Иисус Христос. Нельзя возлагать на молодых христиан, и тем более на приближающихся к вере (до их истинного и глубокого покаяния), бремя малозначимых церковных порядков. Столь ценный дар общения с младенцами во Христе встретишь не часто. Самым значимым навыком учителя душ является навык чувствовать, что необходимо потребовать вначале, а что оставить на потом.

Обратимся к истории о женщине, страдавшей от тяжелого недуга. Она приблизилась к Иисусу в толпе и «прикоснулась к краю одежды Его» в надежде получить исцеление. Женщина не проронила ни слова о помощи, не исповедала веры перед людьми, но верила, что если ей удастся прикоснуться лишь к «краю одежды» Иисуса, то она получит исцеление. Так оно и случилось. Господь благословил веру, сокрытую в действии женщины. Она в одно мгновение получила исцеление и с миром возвратилась домой.

Будем же помнить об этой истории, чтобы она могла помочь нам в час беды. Вера может поколебаться, мужество может оставить нас, но остается главный вопрос: доверяем ли мы Христу? Взираем ли мы на Него и только на Него? Если это так, то это хорошо. Сегодня у нас нет возможности прикоснуться к Его одежде, зато мы можем с верою прикоснуться к Его сердцу. Это спасающая вера. Слабая вера менее утешительна, чем сильная, с малой верой путь на небеса менее радостный, чем с сильною верой, но малая вера, как и сильная, все равно приводит ко Христу. Коснувшийся даже края одежды Иисуса не погибнет вовек.

И в заключение обратим внимание на всемогущество нашего Господа, Который силен воскресить к жизни того, кто недавно был мертв.

Представьте себе это чудо! Видевший смерть никогда не забудет леденящий холод, сопровождающий ее. С последним выдохом человека мы вдруг ощущаем, что между нами и умершим пролегла чудовищная пропасть. Но посмотрите! В комнату, где лежит умершая, входит Господь и призывает дух вернуться в покинутую храмину. Сердце ударило в груди, в глазах отразился свет, легкие наполнились воздухом — девица ожила! Господь вернул ее родителям. Воистину, здесь присутствовало всемогущество! Никто, кроме Творца человека, не смог бы сделать это. Ему принадлежит вся сила на земле и на небесах.

Познать силу Христа до конца мы не можем. Чем лучше мы познаем всемогущество Христа, тем лучше понимаем благодать и мир Евангелия. Странствование по бренной земле может быть довольно сложным и утомительным для нас, вера может ослабеть, но посмотрите на Христа! Тот, Кто за нас, намного сильнее того, кто против. Наш Спаситель, воскрешающий мертвых, всемогущ.

Евангелие от Матфея 9:27−38

27 Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов!
28 Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи!
29 Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам.
30 И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал.
31 А они вышедши разгласили о Нем по всей земле той.
32 Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого.
33 И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ удивляясь говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле.
34 А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского.
35 И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.
36 Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря.
37 Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало;
38 Итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.

В данном отрывке содержится четыре урока. Остановимся на них более подробно.

Во-первых, сильная вера во Христа может встретиться там, где ее менее всего ожидаешь. Кто бы мог подумать, что два слепца назовут Иисуса «сын Давидов»? Они не могли видеть тех чудес, которые совершил Иисус. Единственным источником информации для них могло быть лишь чье-то свидетельство. Несмотря на то, что они были слепы, очи их понимания были просветлены. Слепцы по плоти, они видели истину, сокрытую от книжников и фарисеев. Истина же эта заключается в том, что Иисус из Назарета — Мессия. Они верили, что Он может исцелить их.

Эта история помогает понять нам то, что если обстоятельства жизни не позволяют душе принять Господа, все равно не стоит унывать. Благодать сильнее обстоятельств. Дар веры не зависит от внешнего окружения. Дух Святой может даровать веру и поддерживать ее, независимо от того, грамотны мы или нет, богаты или бедны, есть ли у нас богословские книги или их нет. Без Святого Духа человек может проникнуть во многие тонкости Святого Писания, но так и не обрести спасения. В последний день многое удивит нас. Бедные и несчастные батраки войдут в царствие Божие, а многие ученые мужи останутся за его пределами. «Так будут последние первыми, и первые последними...» (Мф 20:16).

Во-вторых, Господь Иисус Христос не понаслышке знает о людских немощах и болезнях. Он ходил «по всей земле», творя добро, изведал наши болезни. Христос вырос бок о бок со страданиями людей, в Нем не было презрения к нашим болячкам. Ход любой немощи был подвластен Ему.

Сострадание и сочувствие Христа должны стать утешением для нас, обитающих в ветхих храминах. Сидя у постели больного родственника или друга, мы не догадываемся, что ожидает нас самих, какая болезнь поразит нашу плоть до того, как мы распрощаемся с ней. Мы можем быть уверенны в том, что Иисус — Друг для всех страдающих и немощных. Нашему Первосвященнику не безразличны страдания Своих детей. Очи Царя царей исполнены сострадания. Мир не волнует наши болезни и страдания. Христос же приходит, не дожидаясь вызова: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь...» (Откр 3:20).

В-третьих, Господь заботится о тех, кто отвергнут миром. Иисус был тронут до глубины души, «видя толпы народа», которые были как овцы, «не имеющие пастыря». Перед Ним были люди, от которых отвернулись те, кто их должен был научить. Они, неграмотные, потерявшие всякую надежду, умирающие, были дороги Ему. Любящее сердце Христа не могло вынести этого зрелища.

А как относится к униженным и оскорбленным каждый из нас? Ведь мы живем среди них. Миллионы обманутых мусульман и римских католиков, тысячи тысяч необращенных протестантов живут по соседству с нами. Какие чувства испытываем мы, видя идущих в погибель? Равнодушие или жалость? Плачем ли мы о них? Это серьезные вопросы, и на них необходимо дать ответ. Относиться к миссионерам, трудящимся среди язычников, с усмешкой несложно, но могут ли те, кто не имеет сострадания к гибнущим душам, иметь «ум Христов» (1Кор 2:16)?

В-четвертых, на христиан, направляющихся для проповеди Евангелия в мир, возложены определенные обязанности. Они должны молиться о делателях на ниве Господней. Такая молитва должна стать неотъемлемой частью наших ежедневных молитв. «Молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою».

Даже если вам не хватает опыта в молитве, все равно молитесь о том, чтобы Господь послал тружеников Евангелия. Личная работа с душами — это хорошо, поддерживать тружеников материально — тоже хорошо, но лучше всего молиться. В молитве мы достигаем Господа, без Которого ни деньги, ни наши усилия ничего не значат. Молитвой мы приобретаем помощь Святого Духа, деньгами — посредников. Университет может дать знания, епископы могут рукоположить на служение, собрание святых может избрать людей на служение, но лишь Святой Дух поставляет служителей Божиих. Он из любителей делает профессионалов, которые «не постыдятся». Так не будем же никогда забывать о том, что молитвой о делателях мы можем принести благо.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Джона Райла на Евангелие от Матфея, 9 глава. Комментарии Джона Райла.


Публикуется с разрешения издателя.
© 2001−2004.

Я ХОЧУ ПОМОЧЬ

От Матфея 9 глава в переводах:
От Матфея 9 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Джона Райла
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Иоанна Златоуста
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.