Библия » Райл Комментарии Джона Райла

От Матфея 6 От Матфея 6 глава

Евангелие от Матфея 6:1−8

1 Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.
2 Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.
3 У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,
4 Чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
5 И когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц останавливаясь молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
7 А молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;
8 Не уподобляйтесь им; ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.

Эта часть Нагорной проповеди содержит учение о милостыне и молитве. Евреи того времени относились очень серьезно и к тому, и к другому. И сегодня молитва и милостыня заслуживают особого внимания христиан.

Следует отметить, что Иисус Христос настаивает, что все Его ученики должны давать милостыню. То, что милосердие обязательно, не подлежит обсуждению. Помочь другим в нужде — обязанность верующего, но как должен верующий относиться к своей обязанности? Иисус Христос отвечает на этот вопрос. Он осуждает эгоистические мотивы, которые оскверняют подаяние. Сколько людей заботятся о себе и не заботятся о Боге! Сколько людей пожалели фартинг для тела и души страждущих? Могут ли они называться христианами? У доброхотно дающего Учителя должны быть доброхотно дающие ученики.

Далее, наш Господь утверждает, что все называющие себя учениками Иисуса Христа будут молиться. Это само собой разумеющийся факт, и вопрос стоит не в том, будут они молиться или нет, а в том, как это лучше делать. Есть и еще один урок: не все, кто молится, — истинные христиане. Недостаточно молиться в воскресный день в церкви и с семьей по будням, необходима еще и личная молитва. Без такой молитвы мы будем членами Церкви Христовой лишь формально и никогда не сможем стать ее настоящими живыми членами. Какие же указания дает Господь относительно подаяния и молитвы? Их немного, и они просты, но над ними следует серьезно поразмышлять.

Во-первых, при даянии не должно остаться никакого места для бахвальства. «...когда творишь милостыню, не труби перед собою...» Если ты даешь с тем, чтобы тебя видели, то ты не даешь совсем. Следует остерегаться показухи. Давать надо так, чтобы «левая рука твоя» не знала, «что делает правая». Чем незаметнее, тем лучше.

Во-вторых, в молитве верующему необходимо быть один на один с Богом. «Ты же, когда молишься, войди в комнату», где ни одна живая душа, кроме Бога, не увидит тебя и где ты сможешь излить свое сердце перед Ним. Для многих сделать так, как учит Господь, довольно сложно, потому что ни у бедняка, ни у слуги нет комнаты, но тем не менее правило дано, и мы должны следовать ему. В данном случае нужда может сделать нас более предприимчивыми и изобретательными. Если человек хочет найти уединенное место для общения с Богом, он его найдет.

Говоря о молитве или даянии, следует помнить, что мы имеем дело с испытывающим сердце и всеведущим Богом. «Отец твой, видящий тайное...» — говорит Христос. Любая формальность, любое притворство, любое телесное самоистязание отвратительно и бесполезно. Бог не считает, сколько денег мы дали или сколько слов сказали. Его взор обращен на мотив, который движет нами, когда мы молимся или совершаем даяния. Таким образом, Бог смотрит на состояние сердца дающего или молящегося.

Будем же помнить об этом. Духовные рифы сокрыты, на них многие потерпели кораблекрушение. Потерпевшие успокаивали себя, что все у них хорошо, потому что они молятся и дают милостыню, они соблюдают все религиозные предписания. Но они забыли, что Бог взирает не на количество, а на качество. Его благоволение нельзя купить, как многие полагают, многократным повторением определенного набора слов или внесением денег в благотворительный фонд.

Где мое сердце? Молюсь ли я для Бога или для людей? Даю ли Богу или человеку? Понимаю ли я то, что Бог смотрит на меня? Делаю ли для Того, Кто «видит тайное» и у Кого «все дела взвешены» (1Цар 2:3)? Искренен ли я? Эти вопросы следует задавать себе как можно чаще.

Евангелие от Матфея 6:9−15

9 Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;
10 Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
11 Хлеб наш насущный дай нам на сей день;
12 И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
13 И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого; ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.
14 Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный;
15 А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

Всего несколько стихов, для прочтения которых не требуется много времени, но как важны они! Господь Иисус Христос дал Своим ученикам великолепный пример молитвы. Эту молитву обычно называют «Отче наш».

Стихи, в которых записана эта молитва, — самые известные во всей Библии. В любом уголке света христиане знают их. Тысячи людей, которые никогда не видели Библии и не слышали истинной благой вести, знакомы с молитвой «Отче наш». Как прекрасен был бы мир, если бы эти слова были знакомы всем нам не по букве, а по духу!

В Библии нет более простых слов и одновременно более сложных, чем эти. «Отче наш» — первая молитва, которую мы учим в детстве, потому что она проста. И в то же время она содержит все, что необходимо святым в Господе, и в этом ее полнота. Чем больше мы задумываемся над каждым словом этой молитвы, тем больше проникаемся чувством, что эта молитва от Бога.

Молитва «Отче наш» состоит из десяти частей. В первой части говорится о том, кому мы должны молиться; три другие части касаются имени Бога, Его царства и Его воли; следующие четыре — это прошения о наших ежедневных нуждах: хлебе, прощении грехов, слабостях и подстерегающих опасностях. Две последние части касаются нашего отношения к другим людям и прославлению. В молитве нет слов «я» или «мой», но есть «мы» и «наш». Это говорит о том, что в молитве надо помнить не только о себе, но и о других. О каждой составной части молитвы можно написать богословский труд. Сегодня же мы кратко остановимся на каждой из частей и на уроках, которые можно извлечь из них.

Итак, кому мы должны молиться? «Отче наш, сущий на небесах». Ни святым, ни ангелам, но вечному Отцу Небесному, Отцу духов, Господу неба и земли. Мы называем Его Отцом в плотском понимании, потому что Он сотворил всех и вся. Апостол Павел сказал: «Ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род» (Деян 17:28). Мы называем его Отцом в духовном понимании, потому что Он, будучи Отцом Иисуса Христа, примирил нас с Собою через смерть Своего Сына (Кол 1:20−22). То, что святым Ветхого Завета казалось смутным и далеким, открыто нам. Мы дети Небесного Отца верою во Христа, мы «приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Об этом следует помнить всегда. Без веры в кровь Иисуса Христа и в единение с Ним абсолютно бесполезно говорить об отцовстве Бога.

Вторая часть молитвы «Отче наш» — мольба-благоговение перед именем Господа. «Да святится имя Твое». Имя Бога означает все Его характерные черты, через которые Он явил нам: Его могущество, мудрость, святость, справедливость, милость и истину. Говоря «святится», мы молимся о том, чтобы имя Бога стало известно и прославляемо. Прославление Бога — первоочередная задача христиан. С молитвой о прославлении обращался Иисус Христос к Отцу: «Отче! прославь имя Твое!» (Ин 12:28). Ради прославления Бога был создан мир, и для прославления были призваны и обращены святые. Прославление — это то, к чему должен стремиться каждый христианин, «...дабы во всем прославлялся Бог» (1Пет 4:11).

Третья часть молитвы — мольба о Божьем царстве. Под Его царством мы подразумеваем, во-первых, царство благодати и милости, которые Бог излил в сердца всех живущих верующих Своим Духом и Словом. Более того, под царством Божиим мы подразумеваем грядущее царство славы, которое придет с Христом в Его второе пришествие, и когда все «от малого до большого, будут знать Меня» (Евр 8:11). Это будет то время, когда грех, печаль и сатана будут взяты из мира. Это будет то время, когда обратятся евреи и войдет полнота язычников (Рим 11:25). Этого времени ждут все христиане.

Четвертая часть молитвы — мольба о Божьей воле. «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе». Мы молим о том, чтобы закон Божий был почитаем людьми с тою же готовностью, с таким же совершенством, как если бы люди были ангелами на небесах. Мы молим о том, чтобы те, кто не подчиняется закону Божьему, подчинился ему, а те, кто подчиняется ему, стали бы подчиняться лучше. Истинное счастье — подчиниться воле Божьей и молить, чтобы и остальное человечество сделало то же самое.

Пятая часть — мольба о наших нуждах. «Хлеб наш насущный дай нам на сей день». Господь учит нас, что в повседневной жизни мы полностью зависим от Него. Израиль зависел от манны, мы — от хлеба. Но и то, и другое дает Бог. Говоря слова «хлеб наш насущный дай нам на сей день», мы признаем, что мы бедные, слабые творения, нуждающиеся в заботе нашего Господина. Моля о хлебе, мы просим обо всем, что нам необходимо для жизни.

Шестая часть молитвы «Отче наш» — молитва о прощении долгов. Словами «прости нам долги наши» мы признаем, что являемся грешниками и что нам необходимо ежедневное прощение грехов. Это часть молитвы заслуживает более пристального внимания. Она осуждает даже саму мысль о самоправедности и отвергает возможность самооправдания. Господь учит нас исповедовать свои грехи пред престолом благодати. Не будем же забывать об этом.

Седьмая часть молитвы говорит о том, как мы должны относиться к другим людям. Интересно, что это единственная часть молитвы, которую Иисус поясняет. Мы просим Отца: «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Не надейтесь, что ваши молитвы будут услышаны, если в вашем сердце есть хоть немного злобы и досады на кого-либо. Молиться с подобными чувствами — значит лицемерить. Нет, это даже хуже, чем лицемерить, это значит сказать: «Не прощай мне вовсе». Без сострадания и любви молитвы ничего не стоят. Если мы не прощаем, то и нас не простят.

Восьмая часть молитвы «Отче наш» — признание собственной слабости. «Не введи нас в искушение». Это значит, что мы можем упасть. Слова молитвы учат нас тому, что необходимо исповедовать свое несовершенство и просить Бога помочь устоять против греха. Мы просим Создателя неба и земли защитить нас от дьявола, который пытается погубить наши души, мы молим нашего Бога, «Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил» (1Кор 10:13).

Девятая часть молитвы — просьба защитить от опасности. «Избавь нас от лукавого». Иисус Христос учит просить Бога о том, чтобы Он уберег нас от зла мира, от зла, которое еще осталось в наших сердцах, и, конечно же, от сатаны. Этими словами мы подтверждаем, что до тех пор пока находимся в теле, мы постоянно видим, слышим и чувствуем зло. Оно вокруг нас и внутри нас, и мы приходим к Тому единствен ному, Который может уберечь нас от зла и Который постоянно это делает. «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла» (Ин 17:15).

И последняя часть — вознесение хвалы. «Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки...» Этими словами мы утверждаем, что земные царства находятся во власти Бога, что Ему и только Ему принадлежит вся «сила», что Он и только Он, достоин принять всю «славу». Мы приходим к выводу, что, принося жертву исповедания, мы отдаем Богу честь, прославляем и радуемся, что Он есть Царь царей и Господь господствующих.

А теперь спросим самих себя, жаждем ли мы всего, о чем мы научены просить в молитве «Отче наш»? Боюсь, тысячи людей каждодневно повторяют слова этой молитвы, не задумываясь, что говорят. Их не волнует ни «слава», ни «воля», ни «Царство» Божии. Они не чувствуют зависимости, слабости и греховности, не видят опасности. В них нет любви к врагам, а так не должно быть. Будем же просить Господа о помощи, чтобы наши уста пели в унисон с нашими сердцами. Счастливы те, кто может назвать Бога Отцом не устами, а сердцем, данным Иисусом Христом, а потому они могут в конце молитвы с радостью сказать «аминь», соглашаясь тем самым с ее каждым словом.

Евангелие от Матфея 6:16−24

16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,
18 Чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут;
20 Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут;
21 Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
22 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло;
23 Если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?
24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.

В данном отрывке затронуты три темы: пост, любовь к миру и стремление к одной цели в вере.

Пост, или временный отказ от пищи с целью приведения тела в подчинение духу, практикуется обычно совместно с молитвой. Давид постился, когда заболел его сын; Даниил — когда искал откровения от Бога; Павел и Варнава постились перед рукоположением пресвитеров, а Есфирь перед тем, как идти к Артаксерксу. Однако о посте в Новом Завете мы не находим ни одной заповеди. По всей видимости, пост — личное дело верующего. В отсутствии заповеди о посте есть великая мудрость. Многие бедняки живут впроголодь, поэтому принуждать их поститься — жестоко. А сколько людей страдает от всевозможных болезней, при которых отказ от пищи может усугубить страдания. Пост — личное дело каждого верующего, и не наше дело смотреть по сторонам, кто постится, а кто нет. Но об одном всегда следует помнить: поститься следует тайно, так, чтобы об этом никто не знал, чтобы «явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим».

Любовь к миру. Величайшая опасность для души человека — его любовь к миру. И не удивительно, что Господь так строго говорит об этом. Мир является коварным врагом. С первого взгляда он кажется безопасным, и мы пытаемся найти в нем счастье, избегая открытого греха. Но мир полон подводных рифов, на которых многие потерпели кораблекрушение. Потерпевшие собирали «себе сокровищ на земле», забыв о том, что собирать надо «себе сокровища на небе». Будем же помнить об этом. Где ваше сердце? Что вы любите больше: земное или небесное? От вашего ответа зависит ваша жизнь. Если сокровище ваше земное, то сердце — мирское. «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

Стремление к одной цели — секрет духовного благосостояния. При плохом зрении очень просто споткнуться и упасть. Внимание должно быть сфокусировано на одном предмете. Если в глазах двоится, то цели не достичь. Нельзя служить Христу и миру. Ковчег и Дагон не могут стоять рядом. Единственным правителем сердца должен быть Бог. Его закону, Его воле, Его предписаниям должна подчиняться вся внутренность наша. До тех пор пока сердце не настроится на восприятие этих истин, все останется, как в тумане. «Все тело твое будет темно».

Что же говорит Господь о посте? Слова «помажь голову твою и умой лице твое» имеют большое значение. Они учат нас, что мы должны показать людям, что христианство — это счастье. Уныние и печаль не имеют ничего общего с ним. Неужели для вас служение Христу бремя? Конечно, нет! Тогда не ведите себя так, будто вы не довольны.

Чему же мы можем научиться у нашего Господа? Прежде всего, тому, чего мы должны остерегаться и о чем молиться. Как живут большинство так называемых христиан? Они собирают «себе сокровищ на земле». Их вкусы, их образ жизни, их привычки свидетельствуют об их бедственном положении. Номинальные христиане не собирают «себе сокровища на небе». Будем же внимательны к словам нашего Господа, чтобы не погрузиться в пучины ада. Преступление закона Божьего убивает тысячи людей, а любовь к миру — сотни тысяч.

Чему учат нас слова «око чисто» (в английском переводе «single eye» — «око одно» — Прим. пер.)? Многие христиане не видят ясной цели и пути своего служения. В наших церквах тысячи христиан страдают от того, что у них нет четкой ориентации, что делать. Они берутся то за одно, то за другое дело, но у них ничего не получается, а почему, они не знают. Ответ прост: не видя ясно цели, они стараются угодить то Богу, то человеку, то Христу, то миру. Не будем же совершать подобной ошибки. Давайте бескомпромиссно следовать за Христом. Пусть нашим девизом станут слова апостола Павла: «...простираясь вперед, стремлюсь к цели...» (Флп 1:13,14). Тогда мы станем счастливыми христианами, солнце осветит наше лицо, а в сердце и разум проникнет дивный свет. «Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло».

Евангелие от Матфея 6:25−34

25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело — одежды?
26 Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
27 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?
28 И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;
29 Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;
30 Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
31 Итак не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или: «что пить?» или: «во что одеться?»
32 Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
34 Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.

Эти стихи — яркий пример того, что учение Господа Иисуса Христа исполнено мудрости и сострадания. Христу известно состояние сердца человека. Он знает, что человек, оправдывая свое нежелание прислушаться к Его словам, часто приводит такой аргумент: «Я завишу от того, что в мире. Разве у меня нет семьи, о которой я должен заботиться? А мои плотские нужды? Как можно выжить, заботясь лишь о духовном?» Господь Иисус предвидел подобные вопросы и поэтому уже дал на них ответ.

Иисус запрещает духу беспокойства править нами. Четырежды Он говорит: «Не заботьтесь». О жизни, о пропитании, об одежде, о дне завтрашнем — не заботьтесь. Чрезмерная забота, чрезмерное беспокойство уведут вас от Христа. Благоразумная забота — дело правое, но беспокойство, разъедающее душу, как ржавчина, — нет.

Иисус Христос напоминает, что Бог заботится обо всем, что сотворил Сам. Не Он ли дал жизнь? Так почему же Он не даст всего, что необходимо, чтобы поддержать жизнь. Не Он ли дал нам тело? Почему же вы думаете, что Он не оденет его в одежды? Тот, Который даровал нам жизнь, даст хлеб, чтобы продолжить это бытие.

Господь Иисус Христос указывает на бесполезность чрезмерной заботы. Наша жизнь, безусловно, в руках Божьих. Забота всего мира не сможет продлить ее ни на минуту. Никто из нас не может добавить и часа к своей жизни. Но в то же время никто не может и отнять у нас этот час.

Для нашего наставления Господь приводит в пример птиц небесных. У них нет запасов еды на будущее. «Они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы», они буквально живут днем сегодняшним, собирая то, что есть. Бог дал им инстинкт, согласно которому они и живут. Птицы призваны научить нас, что человек, исполняя свой долг на том месте, где поставлен, не будет нуждаться.

Иисус Христос призывает нас обратить внимание на цветы полевые. Год за годом они цветут всевозможными красками, при этом не прилагая ни малейшего усилия для этого, они «ни трудятся, ни прядут». Господь Бог Своим могуществом дает им прекрасное одеяние каждый год. Тот же самый Бог является Отцом для всех верующих. Почему же верующие должны сомневаться в том, что Бог не даст им во что одеться? Заботящийся о смертных цветах, позаботится и о телах-обителях бессмертных душ.

Господь говорит, что тот, кто чрезмерно заботится о мирском, не достоин имени христианина. Язычники живут для окружающего их мира. Пусть язычник, если ему это угодно, заботится о том, как наполнить свой мирок добром: язычник ведь ничего не знает ни об Отце, ни о небесах. Но христианин, просвещенный знанием, испытывается верою и довольством. Обездоленные и лишенные тех, кого любим, мы не скорбим, «как прочие, не имеющие надежды» (1Фес 4:13). Излишняя забота о мирском уравнивает нас с миром, у которого нет ни Христа, ни Бога Отца.

Господь дает нам милостивое обещание как лекарство от духа чрезмерной заботы. Христос уверяет нас, что если мы будем искать «прежде Царства Божия», то все, что нам действительно необходимо в этой жизни, «приложится» нам. Писание говорит: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу»; «...ходящих в непорочности Он не лишает благ» (Рим 8:28; Пс 83:12).

Господь заканчивает Свои наставления мудрой мыслью. День «завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы». Не стоит взваливать на себя груз забот, которые еще не пришли. У нас есть, чем заняться сегодня, завтра же займемся тем, что будет завтра. Мы не имеем ни малейшего представления, что случится завтра, — может быть, мы умрем. Ясно одно, нести крест и сегодня, и завтра нам поможет Тот, Кто этот крест дает нести.

Все эти уроки входят в сокровищницу золотых наставлений нашего Господа. Будем же применять их в нашей жизни. Важно не только читать, но и исполнять написанное. Будем помнить, что чрезмерная забота противна учению Иисуса Христа, поэтому будем молить, чтобы Господь не дал духу чрезмерной заботы завладеть нами. Этот дух приносит несчастье: добрая половина наших тревог порождены волнениями о тех вещах, которые никогда не случатся с нами. Где наша вера? Где доверие словам Спасителя? Не коснулась ли нас тень стыда при прочтении этих слов? Сколь верны слова Давида: «Я был молод, и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» (Пс 36:25)!

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Джона Райла на Евангелие от Матфея, 6 глава. Комментарии Джона Райла.


Публикуется с разрешения издателя.
© 2001−2004.

ПОДДЕРЖАТЬ ДЕНЬГАМИ

От Матфея 6 глава в переводах:
От Матфея 6 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Джона Райла
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Иоанна Златоуста
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.