Библия » Райл Комментарии Джона Райла

От Марка 1 От Марка 1 глава

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 1:1−8

1 Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия,
2 как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.
3 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.
4 Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.
5 И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.
6 Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед.
7 И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его;
8 я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.

Евангелие от св. Марка отличается от трех других евангелий. В нем мы не найдем сведений ни о рождении Иисуса Христа, ни о ранних годах Его жизни. Мы также не найдем много высказываний и проповедей Христа. Из всех четырех евангелий — написанное Марком самое короткое.

Тем не менее мы не должны относиться к этому евангелию с меньшим интересом или с меньшим уважением. Ведь в нем мы находим простой, лаконичный и в то же время содержательный рассказ об Иисусе Христе. Пусть в нем нет многих высказываний Господа Иисуса, зато есть описание Его дел. В Евангелии от св. Марка содержатся бесценные исторические подробности, которых нет ни у Матфея, ни у Луки, ни у Иоанна. Евангелие от Марка не краткий пересказ Евангелия от Матфея, оно — самостоятельный рассказ и независимое свидетельство. Святой Дух вдохновил Марка описать дела Иисуса Христа, а не Его слова. Пусть же дальнейшее чтение и изучение этого евангелия вызывает в нас чувство святого благоговения, так как Евангелие от св. Марка такая же богодухновенная книга, как и любая другая книга Священного Писания.

Во-первых, обратим внимание на то, что Иисус Христос назван Сыном Божьим.

Слова «...Сына Божия...» для евреев значили намного больше, чем для нас. Эти слова являлись подтверждением божественности Иисуса, заявлением о том, что Он Сам Бог.

Как прекрасно, что об этом мы узнаем в самом начале евангелия! Божественность Христа — это крепость и прибежище для всех христиан. Благодаря божественности Христа цена Его искупительной жертвы на кресте неизмерима и Его смерть принята Богом как умилостивление за грехи мира. Смерть Христа не обычная человеческая смерть, это смерть сущего над всем Бога (Рим 9:5). Страданий одного человека было достаточно, чтобы покрыть грехи всего мира, потому что этим человеком был Сын Божий.

Учение о божественности Христа — твердое основание, на котором должен стоять каждый верующий. Человек, не утвержденный в этом учении, но называющий себя верующим, не имеет никакой опоры под ногами. Наши сердца слабы, наших грехов легион. Мы нуждаемся в Искупителе, который бы избавил нас от грядущего гнева. И мы имеем такого Искупителя в Иисусе Христе, который есть «Бог крепкий» (Ис 9:6).

Во-вторых, обратим внимание на то, как в самом начале евангелия говорится об исполнившихся словах Писания. Иоанн Креститель начал свое служение, «как написано у пророков».

В том, что Иисус Христос пришел в мир, нет ничего неожиданного или непредвиденного. В самом начале книги Бытие мы читаем предсказание о том, что семя жены «будет поражать» змея в голову (Быт 3:15). На протяжении всего Ветхого Завета предсказания такого рода становились все яснее и яснее. Вначале патриархам, а затем пророкам Бог обещал, что настанет день, когда придет Искупитель. О рождении, жизни, смерти и воскресении Искупителя, а также о том, кто будет Его Предтечей, было предсказано задолго до появления Мессии. Искупление исполнилось до мелочей, т.е. так, как об этом было написано.

Ветхий Завет всегда нужно читать с определенной целью — найти в нем что-нибудь об Иисусе Христе. Не будет никакой пользы, если при чтении мы увидим лишь фигуры Моисея, Давида, Самуила и пророков. Будем же изучать Ветхий Завет более тщательно, ибо Тот, чьи слова никогда не прейдут, сказал: «Исследуйте Писания... а они свидетельствуют обо Мне» (Ин 5:39).

В-третьих, обратим наше внимание на то, какое сильное влияние оказало служение Иоанна Крестителя на иудеев. В пятом стихе мы читаем: «И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимская; и крестились от него все в реке Иордане».

Факт, о котором здесь говорится, очень редко удостаивается внимания. Мы склонны видеть только Самого Господа, не замечая того, кто пришел перед Ним. Свет восходящего солнца затмевает мерцание утренней звезды. Однако проповедь Иоанна Крестителя всколыхнула весь еврейский народ, взбудоражив всю Палестину. Эта проповедь вывела народ из состояния дремоты и приготовила почву для последующего служения Господа. Сам Иисус говорил об Иоанне Крестителе так: «Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его» (Ин 5:35).

Следует также отметить, что популярность проповедника не всегда приводит к обращению людей. Популярность Иоанна Крестителя была очень высока. Множество людей приходило к нему креститься, но как мало среди них было действительно обращенных! Конечно, Иоанн привел некоторых ко Христу, например апостола Андрея. Но подавляющее большинство крестившихся у Иоанна так и умерло во грехах. Не забывайте об этом, когда видите переполненные церкви. Безусловно, большая церковь — отрада для глаз. Но время от времени следует задуматься, сколько людей из этой толпы на самом деле попадет на небо. Недостаточно слушать известного проповедника и восхищаться его проповедью. Поклонение Богу в переполненной церкви не может быть гарантией вашего спасения. Позаботьтесь о том, чтобы слышать голос самого Христа и следовать за Ним.

Наконец, обратим внимание на то, насколько ясно излагается учение в проповеди Иоанна Крестителя. Иоанн возвеличивает Христа: «...идет за мной Сильнейший меня, у Которого я недостоин наклонившись развязать ремень обуви Его. Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым».

Эти истины никогда еще не были так прямо проповеданы ни одним из смертных. Во всем христианстве нет более важного откровения. Основная задача любого служителя — показать людям Иисуса Христа во всей Его славе и Его всемогущество в деле спасения. Служитель также должен рассказать о работе Святого Духа, указав на важность возрождения и внутренней перемены в человеке. И эти важнейшие истины были постоянно на устах Иоанна Крестителя. Как было бы прекрасно, если бы в каждой церкви во всем мире проповедники в первую очередь говорили об этом!

Но прежде чем перейти к изучению следующего отрывка, давайте зададим себе несколько вопросов. Насколько то, о чем проповедовал Иоанн Креститель, касается лично меня? Что я думаю о Христе? Испытываю ли я нужду в Нем, нужен ли Он мне для того, чтобы я мог примириться с Богом? Царствует ли Он в моем сердце? Что я думаю о Святом Духе? Производит ли Он работу в моем сердце? Обновил ли Он меня изнутри, сделав сопричастником божественного естества? Все это вопросы жизни и смерти, потому что «кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим 8:9), а кто не Его, тот обречен на погибель.

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 1:9−20

9 И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане.
10 И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него.
11 И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
12 Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню.
13 И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему.
14 После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия
15 и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие.
16 Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы.
17 И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков.
18 И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним.
19 И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети;
20 и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним.

Как много мы узнаем из этого короткого отрывка! Этот отрывок подчеркивает стремление Марка к краткости изложения. В одиннадцати стихах сказано и о крещении нашего Господа, и о Его искушении в пустыне, и о начале служения Христа, и о призыве Им первых учеников.

Во-первых, отметим, что во время крещения нашего Господа раздался голос с небес. Мы читаем: «И глас был с небес: Ты Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Этот голос был голосом Бога Отца, который заявил о Своей безмерной любви к Сыну, о той любви, которая была между Ними от вечности. «Отец любит Сына и все дал в руку Его» (Ин 3:35). Бог Отец заявил также о том, что одобряет дело, ради которого Сын пришел на землю, — взыскать и спасти погибшее — и принимает Своего Сына как Посредника, Заместительную Жертву и Поручителя нового завета.

Сколько утешения в этих словах для каждого верующего! Сами по себе верующие не могут угодить Богу. Каждый день отчетливо проявляется их человеческая слабость и выявляется несовершенство всех их путей. Только после того, как они стали членами тела Его Возлюбленного Сына, Господь больше не видит в них ни пятна, ни порока. Он видит их во Христе, облаченных в Его праведность и в Его достоинство. Верующие приняты в Возлюбленном, и, когда святое око Бога обращается к ним, они угодны Ему, Он удовлетворен.

Во-вторых, давайте посмотрим, в чем суть проповеди Христа. Мы читаем: «...покайтесь и веруйте в Евангелие».

Вот оно, это слово, которое проповедовали все истинные Божьи люди на протяжении веков! От Ноя до сегодняшних дней призыв один: «Покайтесь и веруйте!»

Апостол Павел, покидая церковь в Ефесе, сказал ее старейшинам, что суть его учения заключалась в возвещении «...Иудеям и Еллинам покаяния перед Богом и веры в Господа нашего Иисуса Христа» (Деян 20:21). У Павла был самый лучший предшественник в подобной проповеди — Сам Господь Бог, Глава Церкви. В основе служения Иисуса Христа лежала проповедь о покаянии и вере. Покаяние и вера должны всегда быть главными темами в наставлениях любого служителя.

Если мы вспомним, что из себя представляет человек, мы перестанет удивляться тому, что проповедуется покаяние. По природе своей все мы грешники и дети гнева — покаяние необходимо всем без исключения. Чтобы увидеть Царство Божие, каждый должен покаяться, обратиться и родиться свыше. Все мы виновны перед Богом, но Евангелие каждому из нас дает надежду. Для спасения надо надеяться на Евангелие и веровать в него. Любому из нас, однажды раскаявшемуся, необходимо ежедневно обновлять покаяние. А чтобы возрастать в вере, нам необходима проповедь.

Что же мы знаем о покаянии и вере? Увидели ли мы собственные грехи и отказались ли от них? Полагаемся ли мы верой на Христа? Если да, то мы можем достичь небес, будучи даже необразованными, бедными и больными людьми. Но мы никогда не попадем туда неверующими и нераскаявшимися. Новое сердце и живая вера в Спасителя абсолютно необходимы для спасения. Пусть не будет у нас ни минуты покоя, пока мы с уверенностью не скажем о себе, что раскаялись и уверовали! С веры и покаяния христианство начинается. С верой и покаянием истинный христианин должен пройти весь жизненный путь. Только раскаивавшийся и уверовавший обретет в конце концов покой. Никого не спасет ни членство в церкви, ни служение, ни служители, ни отпущение грехов священником. Умирает в Господе лишь тот, кто послушен словам Христа: «Покайтесь и веруйте!»

В-третьих, давайте обратим внимание на то, кого Христос сделал Своими первыми учениками. Мы читаем, что Иисус призвал Симона и Андрея, «закидывающих сети в море», и Иоанна и Иакова, «починивающих сети».

Из этих слов понятно, что первые ученики Христа были отнюдь не из великих мира сего. Это были люди, не обладающие ни богатством, ни властью. Божье дело продвигается «не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф» (Зах 4:6). Истинны слова апостола Павла: «Посмотрите, братия, кто вы призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1Кор 1:26−27). Не может быть, чтобы Церковь, которая состояла вначале из нескольких рыбаков, а потом распространилась на полмира, была утверждена кем-то, кроме Самого Бога.

Мы не должны идти вслед за большинством и считать бедность пороком, а тяжелый труд чем-то постыдным. В Библии мы находим много примеров того, как труженики получали особое благословение от Бога. Моисей пас овец, когда Господь явился ему в горящем кусте. Гедеон молотил пшеницу, когда ангел принес ему небесное послание. Елисей пахал, когда Илия призвал его быть пророком вместо себя. Апостолы ловили рыбу, когда Иисус позвал их следовать за Ним. Благословения не имеет гордый, пьяница, обжора, обманщик, завистник и нечестивец. Но нет ничего позорного в том, чтобы быть бедным. Простой человек, служащий Господу, угоден Ему, а самый благородный, но служащий греху, ненавистен.

И наконец, давайте посмотрим на то, к какому занятию призвал Господь Своих первых учеников. Иисус говорит: «Идите за мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков».

Апостолы должны были стать ловцами человеческих душ. Они должны были выводить людей из тьмы и вести их к свету, освобождать от власти сатаны и приводить к всемогущему Богу. Апостолы должны были улавливать души в сети Церкви, чтобы «пойманные» люди могли обрести спасение и не потеряться в вечности.

На выражение «ловцы душ» следует обратить особое внимание: оно имеет глубокий смысл. Это самое первое название для служителя Христова в Новом Завете. Оно появилось в первые дни служения Иисуса и появилось задолго до названий «епископ», «старейшина», «дьякон». Выражение «ловцы душ» прекрасно отражает смысл того, чем должен заниматься служитель. Читать проповеди и совершать таинства — не главная его задача. «Ловить» души — вот главное дело служителя. Если он не стремится к этому, значит, не понимает, к чему был призван.

Задача рыбака — поймать рыбу. Для этого он использует все возможные средства, огорчаясь в случае неуспеха. Служитель Христов должен быть таким же ловцом. Разве у рыбака нет терпения? Разве он изо дня в день не забрасывает сети, продолжая надеяться на улов? Пусть служитель и в этом подражает рыбаку. И блажен тот, в ком есть и терпение, и мастерство, и прилежание рыбака!

Давайте будем больше молиться за служителей. Верным служителям никогда не бывает легко. Поэтому им необходима молитвенная поддержка. Ведь они пекутся не только о своей душе, но и о других душах. Неудивительно, что апостол Павел восклицал: «И кто способен к сему?» (2Кор 2:16). Если вы еще никогда не молились за служителей, начните делать это прямо сейчас.

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 1:21−34

21 И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил.
22 И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники.
23 В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал:
24 оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.
25 Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него.
26 Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него.
27 И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?
28 И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее.
29 Выйдя вскоре из синагоги, пришли в дом Симона и Андрея, с Иаковом и Иоанном.
30 Теща же Симонова лежала в горячке; и тотчас говорят Ему о ней.
31 Подойдя, Он поднял ее, взяв ее за руку; и горячка тотчас оставила ее, и она стала служить им.
32 При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых.
33 И весь город собрался к дверям.
34 И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос.

Рассказ о чудесах, совершенных Христом, св. Марк начинает с описания исцеления тещи Симона.

Во-первых, из этих стихов мы узнаем, что чисто интеллектуальное религиозное знание — бесполезно. Дважды нечистые духи заявляют, что знают Господа. В одном месте сказано, что «они знают Его». И в рассматриваемых нами стихах нечистый говорит: «Знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий!» Ни книжники, ни фарисеи тогда не знали о Христе, а нечистые духи знали. Но это знание не вело к спасению!

Для спасения души недостаточно знать факты из жизни Христа и некоторые положения христианского учения. Об этом знают и в это верят бесы. Они знают и верят, что Иисус есть Христос и однажды Он придет судить мир и выбросит их во тьму внешнюю. К сожалению, многие называющие себя христианами верят меньше, чем бесы. Я говорю о тех, кто сомневается в реальности ада и вечного наказания. Такие сомнения поселяются в сердцах очень самоуверенных людей, забывающих, что и «...бесы веруют, и трепещут» (Иак 2:19).

Позаботимся же о том, чтобы вера наша была не только в нашем разуме, но и в сердце. Пусть она влияет на все наши поступки, на всю нашу жизнь. Давайте будем не только знать о существовании Христа, но и любить Его всем сердцем, благодаря за все, что Он дает нам. Вы знаете, что Он Сын Божий, Спаситель мира? Прекрасно, но давайте еще и радоваться этому всей душой. Давайте стремиться ко Христу всем сердцем. Надо не только слушать о Христе, но знать Его лично, ежедневно ощущая Его благодать и милость. Лютер писал, что христианская жизнь заключается в притяжательных местоимениях. И действительно, одно дело сказать, что Христос — Спаситель, но совсем другое — сказать, что Иисус Христос мой Спаситель, мой Господь. Этого не может сказать дьявол: это могут сказать только истинные христиане (*Интересно по этому поводу замечание Пэттера, сделанное им в комментариях к Евангелию от Марка в 1661 году: «Не останавливайтесь на историческом познании христианства. Поступая так, вы не обретете спасения. Если бы это было возможным, то и бесы были бы спасены, ибо они обладают знанием и в общем верят в Слово. Неужели вы думаете, что достаточно верить в то, что Иисус жил и умер за грешников? В это верит сатана и его ангелы. Потрудитесь же, чтобы превзойти их в вере».).

Во-вторых, мы узнаем, к какому средству должны в первую очередь прибегать христиане в трудное время. Надлежит следовать примеру друзей тещи Симона. Когда она заболела, они рассказали о ней Иисусу.

Бесспорно, обращение к Иисусу — лучшее лекарство. Мы, конечно, должны прибегать и к обычным средствам. Так, во время болезни нужно послать за доктором. Когда требуется защита собственности или прав человека, нужно обращаться к адвокату. Когда требуется помощь, нужно обращаться к друзьям. Но в первую очередь следует воззвать в молитве к Господу. Никто не поможет нам так, как это сделает наш возлюбленный Господь. Ни у кого нет столько сострадания и желания облегчить нашу участь. Когда Иаков был в затруднении, он прежде всего воззвал к Господу: «Избавь меня!..» (Быт 32:11). Когда Езекия был в тяжелом положении, он развернул письмо Сеннахирима перед Господом и возопил: «И ныне, Господи, Боже наш, спаси нас от руки его...» (4Цар 19:19). Когда Лазарь был болен, его сестры первым делом обратились к Иисусу: «Господи, вот, кого Ты любишь, болен» (Ин 11:3). Возложите же и вы свои горести и печали на Господа. «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя...» (Пс 54:23). «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1Пет 5:7). «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (Флп 1:6).

Давайте помнить о том, что есть великий Помощник, к которому мы можем постоянно обращаться. Мы живем в мире греха и скорби. В нашей жизни много мрачных дней. И не нужно быть пророком, для того чтобы предсказать, что впереди нас ждет много трудностей, что мы еще прольем немало слез и получим множество сердечных ран, прежде чем уйдем из этого мира. Будем же во всеоружии ожидать встречи с жизненными трудностями и неприятностями. Когда же они придут, давайте попросим друзей быть с нами в молитве, как были с Симоном его друзья. Скажем Господу о том, что мучит нас.

В-третьих, из вышеприведенных стихов мы узнаем, какое совершенное исцеление дает Иисус. Он подошел к больной женщине, взял ее за руку, поднял — и тотчас болезнь оставила ее. Затем Христос совершил еще большее чудо. Марк пишет, что эта женщина сразу же смогла «служить им». Это удивительно, потому что слабость у болевших лихорадкой остается еще долго после выздоровления. Иисус не только мгновенно исцелил эту женщину от лихорадки, но и полностью восстановил ее силы.

(**Следует заметить, что из рассматриваемого отрывка мы узнаем, что Петр, один из самых выдающихся апостолов, был женатым человеком. Семейное положение Петра не помешало Иисусу сделать его сначала учеником, а потом и апостолом. Многие годы спустя апостол Павел в своем Послании к Коринфянам (1Кор 9:5) упоминает, что Петр был женатым человеком.

Пусть у апологетов Римско-католической церкви болит голова о том, как примирить их учение о необходимости целибата (безбрачия) священников с этим очевидным библейским фактом. Простому читателю этот факт говорит о том, что церковнослужитель вполне может быть женатым человеком. А если еще к этому добавить слова апостола Павла, адресованные Тимофею: «...епископ должен быть непорочен, одной жены муж» (1Тим 3:2), становится ясно, что учение Римско-католической церкви о безбрачии священников противоречит учению Библии.)

Исцеление тещи Петра символизирует исцеление Христом грешной души. Благословенный Господь не только милует и прощает, Он также дает обновляющую благодать. Тем, кто принимает Его как Исцелителя, Он дает власть быть детьми Божьими. Христос не только омывает их Своей драгоценной кровью, но и очищает Духом Своим. Кого Он оправдывает, тех еще и освящает. Он дарит не только прощение, но и новое сердце. Даруя прощение грехов, Господь дает силы «служить» Ему. Иисус Христос, исцелив человека от греха, не оставляет спасенного на произвол судьбы: Он дает ему новое сердце и новый дух, дает силу жить так, как угодно Богу.

Пусть это станет ободрением для всех тех, кто хочет служить Господу, но не может начать. Многие находятся в таком состоянии: они боятся взять крест и нести его, потому что чувствуют себя слабыми и несовершенными. Они боятся, что их желание служить Господу может пройти, что они могут упасть, посрамив этим веру. Не бойтесь, возлюбленные! Иисус — наш Всемогущий Спаситель, который никогда не покинет того, кто искренне посвящает себя служению Ему. Тот, кто однажды был поднят сильной рукой из бездны греха, будет сохранен до конца. У него будут силы преодолеть соблазны мира, усмирить плоть и противостать дьяволу. Только сделайте первый шаг, и вы пойдете вперед. Иисус не спасает наполовину, не заботится на треть. Только доверьтесь Иисусу, и вы всегда будете вместе с Ним. Прощенная душа всегда способна служить Господу.

Пусть это станет утешением и для тех, кто уже служит Иисусу, но часто падает духом, думая о своем несовершенстве. В таком состоянии пребывают многие из христиан. Они угнетены сомнениями и беспокойством. Иногда они думают, что уже никогда не смогут достичь небес. Но пусть они больше не тревожатся. Господь не допустит им быть искушаемыми сверх сил. То, чего они сейчас боятся, перестанет страшить их. Они увидят, что рыкающий лев, который стоит у них на пути, надежно прикован цепями и не причинит вреда. Та же самая рука, которая исцелила их от смертельной болезни, даст новые силы, укрепит, поддержит и доведет до конца. Наш Пастырь не покинет Своих овец и не потеряет ни одну из них. Всех, кого Он возлюбил и простил, Он будет любить до конца. Исцеленная душа всегда будет служить Господу. Благодать обязательно приведет ее к небесной славе.

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 1:35−39

35 А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился.
36 Симон и бывшие с ним пошли за Ним
37 и, найдя Его, говорят Ему: все ищут Тебя.
38 Он говорит им: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедывать, ибо Я для того пришел.
39 И Он проповедывал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов.

Каждое событие из жизни нашего Господа на земле, каждое слово, слетевшее с его уст, должно вызывать интерес у настоящего христианина. И в этом отрывке есть то, что заслуживает нашего пристального внимания.

Во-первых, обратим внимание на то, что Иисус подает пример постоянства в личной молитве. Написано, что Он «утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился».

Мы неоднократно читаем в Библии о том, что Иисус молился. Он молился, когда был крещен (см. Лк 3:21). Он молился во время преображения: «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда сделалась белою, блистающею» (Лк 9:29). Он молился перед тем, как избрать себе апостолов: «В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу» (Лк 6:12). Когда Его популярность в народе возросла настолько, что толпа была готова в любое время сделать Его царем, «Он взошел на гору помолиться наедине» (Мф 9:23). В час великой душевной скорби в Гефсиманском саду Иисус говорит Своим ученикам: «посидите здесь, пока я помолюсь» (Мк 14:32). Все эти отрывки говорят нам о том, что Господь молился постоянно и неустанно. Тем самым Он подал нам пример общения с Богом Отцом. Божественность и безгрешность Иисуса Христа не делали такое общение ненужным. Иисусу, как и любому человеку, необходимо было молиться. Иисус был совершенен, но одним из проявлений его совершенства как раз и была постоянная молитва.

Из этого нам следует сделать вывод о важности личного общения с Богом. Если «...святый, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников...» Господь Иисус так много молился, то насколько больше должно делать это нам, немощным и грешным? Если Он считал необходимым молиться со слезами, насколько больше нуждаемся в этом мы, согрешающие ежедневно!

Что сказать о тех, кто еще никогда не молился? Среди крещеных людей очень много таких, кто начинает новый день без благодарственной молитвы, кто без молитвы вкушает свой хлеб насущный, кто не молится, отходя ко сну, и кто за всю жизнь не сказал ни слова Богу... Христиане ли они? Мне трудно однозначно ответить на этот вопрос. У молящегося Учителя не может быть не молящихся учеников. Дух усыновления всегда заставляет взывать к Богу. Быть без молитвы — значит быть без Христа, без Бога, стоять на широкой дороге погибели.

А что мы можем сказать о тех, кто уделяет молитве слишком незначительное время? Можно сказать, что у них мало ума Христова. Они мало просят и мало получают. Пусть они не удивляются, что мало имеют, ведь они мало ищут. Там, где мало молитвы, там мало благодати и сил, там покой зыбок и надежда слаба (*Трэйл писал: «Служители должны много молиться, если они хотят добиться успеха в своем служении. Именно так проводили свое время апостолы (Деян 6:4). Наш Господь Иисус Христос целыми днями проповедовал, а ночи проводил в общении с Богом Отцом. Служителям необходимо много молиться! Служители считают важным то время, которое они используют для чтения и самообразования. Но для них и для всей церкви будет лучше, если они увеличат время личной молитвы. К сожалению, то, что Лютер ежедневно проводил в личной молитве три часа, а Бредфорд изучал Слово, стоя на коленях, является скорее поводом для бесед, чем примером для подражания».).

Нам просто необходимо тщательно проанализировать то, как мы молимся. Если у больного прежде всего проверяют пульс, то христианин должен прежде всего проверить свою молитву. Именно наша молитвенная жизнь показывает, каково наше истинное положение перед Богом. Где начинается истинная вера, там начинается и молитва. Если человек отворачивается от Бога, молитвенная жизнь замирает. Будем же следовать за Христом, беря с Него пример постоянства в личной молитве. Пусть вашей привычкой станет «удаляться в пустынное место и там молиться».

Во-вторых, из прочитанных стихов мы узнаем о цели, ради которой Христос пришел на землю. Он говорит ученикам: «...пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедовать, ибо Я для того пришел».

Значение этих слов ясно. Наш Господь говорит о том, что Он пришел к нам учить и проповедовать. Он явился, чтобы стать пророком более великим, чем Моисей (Втор 18:15). Христос оставил славу небес, которой обладал от вечности, чтобы принести грешникам Благую весть. Он пришел на землю, чтобы направить людей на путь мира, проповедать пленным освобождение и слепым прозрение. Христос ходил по земле, чтобы благовествовать, исцелять сокрушенных сердцем, давать свет сидящим во тьме и прощение первым из грешников.

Следует отметить, насколько важным Иисус считает служение проповедника-благовестника. Иисус, Сын вечного Бога, именно этим и занимался: Он благовествовал. Христос мог бы заняться установлением разных обрядов и церемоний, как это делал Аарон. Он мог бы царствовать, как царствовал Давид. Но Он выбрал проповедь. Все Его служение, до самой крестной смерти за грехи мира, заключалось в проповеди. Иисус Христос говорил: «Ибо Я для того пришел».

Не позволим править балом тем, кто считает благовестие делом менее важным, чем соблюдение установлений, обрядов и церемоний. Конечно, каждая часть христианского поклонения важна, но ничто не должно быть выше проповеди. Именно проповедью была основана Церковь Христова, и именно проповедью поддерживается и укрепляется ее состояние сегодня. Проповедь пробуждает грешников, и через нее святые растут в вере. Проповедью распространяется христианство в языческом мире. В наши дни часто можно встретить людей, которые насмехаются над миссионерами и над теми, кто идет проповедовать на улицы и в парки. Но пусть насмешники остановятся и задумаются, над чем смеются. Они смеются над тем, что когда-то перевернуло мир и повергло язычество. Они смеются над Христом, который так же, как и миссионеры, ходил и проповедовал под открытым небом. Царь царей и Господь господствующих был проповедником. Три долгих года Он ходил повсюду и благовествовал. Мы видим Его то в доме, то на горе, то в синагоге, то в лодке — везде Он делал одну и ту же работу: Он проповедовал, учил и нес Благую весть. «Ибо Я для того пришел», — говорил Господь.

Прежде чем перейти к следующему отрывку, я хочу напомнить вам слова апостола Павла, к которым следует относиться очень серьезно: «Пророчества не уничижайте» (1Фес 5:20). Возможно, проповедник, которого вам приходится слушать, не из талантливых, возможно, его проповеди трудно слушать. Но проповедь Евангелия — это дар Божий для обращения и спасения души. Верный проповедник держит в руках оружие, каким не постыдился сражаться Сам Господь. Это именно та работа, о которой Христос сказал: «Я для того пришел».

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 1:40−45

40 Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить.
41 Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись.
42 После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист.
43 И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его
44 и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им.
45 А он, выйдя, начал провозглашать и рассказывать о происшедшем, так что Иисус не мог уже явно войти в город, но находился вне, в местах пустынных. И приходили к Нему отовсюду.

Перед нами известная история о том, как Иисус Христос исцелил прокаженного. Из всех чудесных исцелений, сотворенных Им, исцеление прокаженных наиболее удивительно. В Библии подробно описаны только два случая исцеления прокаженных. Один из них описан в этом отрывке.

Во-первых, попытаемся понять, насколько ужасна была болезнь, которую исцелил Иисус.

В северных широтах с ней практически не встречаются, но на Востоке в библейские времена проказа была частым явлением. Проказа совершенно неизлечима. Она не просто поражает кожу, как многие ошибочно полагают, а болезнетворно влияет на весь организм: на кровь, кости и мышечные ткани. Зараженный человек гниет заживо и через некоторое время у него начинают отваливаться некоторые части тела. Следует добавить, что у иудеев больной проказой считался нечистым и отстранялся от жизни общества и от исполнения религиозных установлений. Он также отделялся от общества и должен был жить вне поселения. Никто не мог прикоснуться к прокаженному или чем-нибудь ему помочь. Задумавшись над этим, мы можем представить, в каком страшном положении находился прокаженный. Вот как сказал об этой болезни Аарон, когда пытался вступиться за Мариамь: «Господин мой... не попусти, чтобы она была, как мертворожденный младенец, у которого, когда он выходит из чрева матери своей, истлела уже половина тела» (Числ 12:12).

А нет ли и в нас чего-то похожего на проказу? Конечно же, есть. Каждый из нас болен ужасной болезнью, которая глубоко проникла в наше естество и навсегда въелась в кожу и кости. Эта болезнь называется грехом. Она, как и настоящая проказа, поражает всего человека: его сердце, волю, совесть, разум, память и чувства. Она делает человека отвратительным и мерзким в глазах Бога, лишая возможности быть вместе с Ним. Эта болезнь не подвластна врачам. Она медленно ведет нас к смерти, только духовной. Но эта болезнь отличается от проказы: проказой болеют единицы, а грехом — абсолютно все люди. «Все мы сделались — как нечистый» (Ис 64:6).

Обнаружили ли вы в себе эту болезнь? Ощущаете ли вы, что у вас нет ни одного здорового участка ни в душе, ни в сердце? Находите ли вы в себе грех и порочность? Блажен тот, кто понимает, что он ничтожный грешник, т. е. болен духовной проказой. Ведь осознать свою болезнь — значит сделать первый шаг на пути к выздоровлению. Трагедия многих людей состоит в том, что они до сих пор не распознали своих грехов и не видят нужды в исцелении.

Во-вторых, из этих стихов мы узнаем, сколь велик и всемогущ наш Господь Иисус Христос!

Мы читаем, что к Иисусу пришел прокаженный, «умоляя Его и падая пред Ним на колени», говоря: «если хочешь, можешь меня очистить». Дальше мы читаем, что «Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись». «После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист». Исцеление было мгновенным. В один миг болезнь оставила бедного страдальца. Одно касание и два слова превратили прокаженного в совершенно здорового человека.

Кто может до конца понять те чувства, которые переживал освободившийся от проказы? Еще утром ему был не мил белый свет: он был живым мертвецом и ходячей раной. Но солнце не успело зайти, как он стал другим человеком. Исчезла боль, а вместо нее появилась надежда и возможность вернуться к нормальной жизни. Такое исцеление было сродни восстанию из мертвых.

Возблагодарим же Бога, который дал нам всемогущего Спасителя! Как утешительна и радостна мысль о том, что для Христа нет ничего невозможного. Как бы ни тяжела была болезнь души, Христос в силах исцелить ее. Не будем отчаиваться и считать чье-то спасение невозможным. Пока человек дышит, у него есть надежда. Наихудшие случаи духовной проказы могут быть исцелены. Состояние Манассии, Савла и Закхея было ужасным, но и они были исцелены всемогущим Иисусом. Самый страшный грешник может быть очищен кровью Христа. Люди не имеют спасения не потому, что они слишком плохи, чтобы быть спасенными, а потому, что не приходят ко Христу, который в силах спасти их.

В-третьих, отметим, что есть время молчать о делах Христа и есть время говорить о них.

Христос сказал бывшему прокаженному: «Смотри, никому ничего не говори», но тот в порыве радости нарушил это повеление и побежал рассказывать всем о своем исцелении. К чему это привело? К значительным неудобствам для Господа, который «не мог уже явно войти в город, но находился вне, в местах пустынных».

Из этой истории мы можем извлечь важный для всех нас урок, хотя и довольно сложный. Понятно, что иногда наш Господь желает, чтобы мы совершали свою работу в тишине и спокойствии, не привлекая внимание публики бурной деятельностью. Есть ревность праведная, достойная похвалы, а есть ревность «не по рассуждению». Все хорошо в свое время. В деле нашего Господа при некоторых обстоятельствах мы можем достичь большего успеха, действуя тихо и терпеливо. Мы не должны забывать о том, что нам нельзя давать «святыни псам» и «метать бисер перед свиньями». Забывая об этом, мы можем только навредить своими стараниями тому делу, ради которого подвизаемся.

Предмет разговора, без сомнения, нелегок и весьма деликатен. Большинство христиан предпочитают молчать о своем Великом Учителе, нежели исповедовать Его пред людьми, а посему нуждаются скорее не в узде, а в шпоре. Но остается неизменным утверждение, что всему свое время. Распознать же время — задача христианина. Есть много благоразумных людей, чья ревность превосходит осторожность. Несвоевременные слова и дела зачастую помогают врагу истины*.

(*Было бы неразумно, если бы кто-то на встрече христиан в Англии стал перечислять все фамилии итальянцев, в семьях которых регулярно читают Библию. Возможно, этим человеком движет ревность по Боге и желание прославить Христа. Но в данном случае этот человек совершает ошибку, проявляя незнание урока, о котором говорилось выше. Следует обратить внимание на слова одного уважаемого комментатора:

«Из того, что Господь запрещает прокаженному говорить о чуде исцеления, мы извлекаем для себя важный урок: не о всякой истине можно говорить в любое время. Хотя мы и не имеем права публично отвергать принятые нами истины, иногда все же бывает необходимо о них умолчать (Еккл 3:7).

Когда нужно умалчивать об истине? 1. Когда провозглашение ее может повредить самой истине, как произошло в рассматриваемом нами случае: провозглашение истины помешало служению Иисуса Христа. 2. Когда мы находимся в том обществе, где истину непременно будут высмеивать и издеваться над ней, вместо того чтобы получить от нее пользу. 3. Когда мы находимся в окружении непримиримых врагов истины» (Мф 7:6) — Пэттер о Евангелии от Марка, 1661 г.)

Будем же молиться, чтобы Господь послал нам Духа мудрости и понимания. Будем искать ежедневно пути служения и просить благоразумия. Давайте не будем бояться проповедовать слово Христа даже перед сильными мира сего. Но не будем забывать слова Екклесиаста: «...мудрость умеет это исправить» (В англ. — «направить». — Прим. пер.) (Еккл 10:10) и будем осторожны, чтобы не причинить вреда истине своей неверно приложенной ревностью.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Джона Райла на Евангелие от Марка, 1 глава. Комментарии Джона Райла.


Публикуется с разрешения издателя.
© 2001−2004.

Я ХОЧУ ПОМОЧЬ

От Марка 1 глава в переводах:
От Марка 1 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Джона Райла
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Феофилакта Болгарского
  9. Новый Библейский Комментарий
  10. Лингвистический. Роджерс
  11. Комментарии Давида Стерна
  12. Библия говорит сегодня
  13. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.