Библия » Райл Комментарии Джона Райла

От Марка 15 От Марка 15 глава

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 15:1−15

1 Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату.
2 Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он же сказал ему в ответ: ты говоришь.
3 И первосвященники обвиняли Его во многом.
4 Пилат же опять спросил Его: Ты ничего не отвечаешь? видишь, как много против Тебя обвинений.
5 Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился.
6 На всякий же праздник отпускал он им одного узника, о котором просили.
7 Тогда был в узах некто, по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство.
8 И народ начал кричать и просить Пилата о том, что он всегда делал для них.
9 Он сказал им в ответ: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?
10 Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти.
11 Но первосвященники возбудили народ просить, чтобы отпустил им лучше Варавву.
12 Пилат, отвечая, опять сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским?
13 Они опять закричали: распни Его.
14 Пилат сказал им: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее закричали: распни Его.
15 Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.

Этими стихами начинается глава, в которой св. Марк описывает заклание «Агнца Божия, берущего на себя грех мира». Всякий раз, когда мы читаем эту евангельскую историю, мы проникаемся особым благоговением. Нам необходимо помнить, что Христос принял смерть не ради Себя, но ради нас (Дан 9:26). Мы должны помнить о том, что в Его смерти — жизнь для нашей души, и если бы Его кровь не была пролита, мы погибли бы в наших грехах.

Во-первых, мы узнаем из этих стихов, что иудейские вожди сами предоставляют своему народу доказательство тому, что наступило время Мессии.

Эта глава начинается с того, что первосвященники связывают Иисуса и «отводят Его к Пилату», римскому правителю. Почему они это делают? Потому что, находясь во власти Рима, они больше не обладали властью предавать кого-либо смерти.

В этом простом событии исполнились слова Иакова: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл Его, доколе не придет Примиритель», Мессия, обещанный Богом (Быт 49:10). Но первосвященники забыли про это пророчество. Их глаза были ослеплены. Они или не могли, или не хотели видеть того, что они делали.

Не забывайте, что нечестивые люди, часто, сами того не подозревая, исполняют Божьи предсказания к своей собственной погибели. Даже на пике своей ярости, безумия и неверия они несознательно предоставляют доказательства истинности Библии. Несчастным ругателям, поднимающим на смех истинную веру, презирающим и высмеивающим христианство, надо помнить, что такие их действия были давно предвидены и предсказаны. «В последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям» (2Пет 3:3).

Во-вторых, в этом отрывке мы видим кротость и смирение нашего Господа Иисуса Христа. Хотя Его «обвиняли во многом» пред судилищем Пилата, Он не отвечал ничего. Хотя обвинения, выдвигаемые против Него, были ложными и Он был безгрешен, но Он не возвышал голоса и терпел поругание грешников (см. Евр 12:3). Хотя Он не совершил никакого преступления, Он безропотно принимал возводимый на Него поклеп. Какая большая разница между первым и вторым Адамом! Наш праотец Адам был виновен, но пытался оправдать себя. Второй Адам был невиновен и не пытался защищать себя. «Как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис 53:7).

Мы должны брать пример с нашего Господа. Мы должны научиться терпеливо принимать страдания и безропотно переносить все, что Бог допускает в нашей жизни. Будем наблюдать за нашими путями, чтобы не согрешать нам языком своим в час искушения (Пс 38:2). Не будем давать место раздражению и злобе, какими бы сильными и несправедливыми ни казались наши искушения. Ничто в христианине не прославляет Бога так сильно, как терпение в страданиях. «Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1Пет 2:20, 21).

В-третьих, этот отрывок показывает нерешительность и колебание в поведении Пилата.

Из этого отрывка становится очевидно, что Пилат был убежден в невиновности нашего Господа. «Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти». Мы видим, как он в течение некоторого времени робко пытается добиться освобождения нашего Господа, чтобы успокоить свою совесть. Но, наконец, он уступает настойчивости иудеев и, «желая сделать угодное народу», предает Иисуса на распятие, чем обрекает свою душу на вечный позор и погибель.

Человек без принципов на высоком посту — это печальное зрелище. Он подобен большому кораблю, который, не имея компаса и штурвала, мечется по волнам. Он окружен множеством искушений и соблазнов из-за своего высокого положения. Оно дает ему власть делать доброе или злое, и если он не знает, как правильно ее использовать, то обязательно попадет в затруднительное положение и потеряет покой. Молитесь же за великих. Им нужно много благодати, чтобы уберечься от лукавого. Высокое положение опасно. Не зря св. Павел призывает нас просить за «царей и за всех начальствующих» (1Тим 2:1). И не завидуйте великим, их искушения и проблемы также велики. Как трудно богатому войти в Царствие Божие. «Ты просишь себе великого: не проси» (Иер 45:5).

В-четвертых, в этом отрывке мы видим огромную вину иудеев в смерти Христа. В одиннадцатый час иудеи все еще имели возможность раскаяться, если бы захотели сделать это. Им был предоставлен выбор: освободить Иисуса или Варавву. Хладнокровно и целеустремленно они решают довести свое кровавое дело до конца. Они просят отпустить им убийцу. Они хотят, чтобы был убит Начальник жизни. Они больше не обладали властью сделать это, но ответственность за Его смерть они публично приняли на себя. «Что же хотите, чтобы я сделал с Ним?» — спросил Пилат. «Распни Его, распни Его» — было их страшным ответом. Несомненно, что наш Господь был казнен руками язычников, но вина в Его смерти лежит главным образом на иудеях.

Ожесточенность иудеев просто поражает. Они сделали невероятный выбор в пользу Вараввы, отвергнув Иисуса. Кажется, нельзя было поступить более слепо, зло и безумно. Но будьте внимательны, чтобы самим не поступить так же, как они, и отказаться от Христа ради убийцы. Перед нами стоит постоянный выбор между служением греху и служением Богу, между дружбой с миром и дружбой с Христом. Какой выбор делаете вы? Какого друга избираете? Это серьезные вопросы. Блажен тот, кто может дать на них верный ответ.

И наконец, отметим, что освобождение Вараввы является прекрасной иллюстрацией Божьего плана спасения. Виновный освобожден, а невинный предан смерти. Великий грешник получает свободу, а безгрешный остается в узах. Варавву помиловали, а Христа распяли.

В этом поразительном факте мы видим яркий символ того, как Бог прощает и оправдывает нечестивых. Он делает это на том основании, что Христос пострадал вместо них, праведный за неправедных. Они заслужили наказания, но великий Заместитель пострадал за них. Они заслужили вечную смерть, но Ходатай умер за них. Мы все по своей природе находимся в положении Вараввы. Мы виновны, злы и достойны осуждения. Но когда мы были в безнадежном положении, безгрешный Христос умер за нечестивых. И поэтому благодаря Христу Бог остается справедливым, оправдывая верующего в Иисуса.

Благословим Бога за чудесное спасение, приготовленное Им. Основание для нашего спасения не в том, что мы заслуживаем оправдания, а в том, что Христос умер за нас. Поэтому, зная об этом удивительном спасении, не примените им воспользоваться ради блага своей души. Не успокаивайтесь до тех пор, пока не сможете с верой сказать: «Христос — мой. Я заслуживал гибели в аду. Но Христос умер за меня, и, веря в Него, я имею надежду на небеса».

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 15:16−32

16 А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк,
17 и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него;
18 и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский!
19 И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему.
20 Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его.
21 И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его.
22 И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место.
23 И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял.
24 Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять.
25 Был час третий, и распяли Его.
26 И была надпись вины Его: Царь Иудейский.
27 С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его.
28 И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен.
29 Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий!
30 спаси Себя Самого и сойди со креста.
31 Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти.
32 Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем. И распятые с Ним поносили Его.

Прочитанный нами отрывок показывает безграничную любовь Христа к грешникам. Если бы страдания, описанные в нем, выпали на долю такого же, как мы с вами, обыкновенного человека, то наше сердце исполнилось бы ужасом и сопереживанием. Но мысль о том, что страдавший так сильно был вечный Сын Божий, оставляет нас в изумлении. Когда мы к тому же понимаем, что на эти страдания Он пошел добровольно, чтобы избавить от ада грешных людей, подобных нам, то слова апостола Павла о «превосходящей разумение любви Христа» обретают более глубокий смысл: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (см. Еф 3:19; Рим 5:8).

Будет полезно последовательно рассмотреть страдания нашего Господа. Давайте шаг за шагом пройдем вместе с Ним, начиная с момента Его осуждения Пилатом, до Его последнего часа на кресте. В каждой йоте и черте Его страданий есть глубокий смысл, открывающий духовные истины. И не будем забывать, читая эту удивительную историю, что мы и наши грехи были причиной этих страданий. «Христос пострадал за наши грехи, праведный за неправедных, чтобы Он мог привести нас к Богу» (1Пет 3:18). Мы читаем повествование о смерти нашего Ходатая и Заместителя.

Во-первых, мы видим, что Иисуса предают в руки римских солдат, как преступника, осужденного на смерть. Тот, пред Кем однажды предстанет и будет судим весь мир, позволил несправедливо осудить Себя и предать в руки нечестивых людей.

Зачем это было нужно? Это было нужно для того, чтобы мы, несчастные и грешные сыны человеческие, через веру в Него могли быть извлечены из рва погибели и избавлены из темницы ада, для того, чтобы в день суда против нас не было выдвинуто ни одного обвинения и чтобы мы с ликованием могли предстать непорочными пред Богом Отцом.

Во-вторых, мы видим, что Иисус терпит оскорбления и становится посмешищем римских солдат. Они «одели Его в багряницу» в насмешку, и возложили «терновый венец» на Его голову, высмеивая Его притязания на роль царя. «И били Его по голове тростью, и плевали на Него», как будто Он был достоин только презрения и был не лучше, чем «прах, всеми попираемый» (см. 1Кор 4:13).

Для чего было все это? Чтобы мы, никчемные, могли принять славу и честь и войти в жизнь вечную через веру в искупление Христа, чтобы мы в последний день могли торжественно войти в Царство Божие и получить неувядающий венец славы.

В-третьих, мы видим, что с Иисуса сорвали одежды и нагим распяли перед лицом Его врагов. Солдаты, приведшие Его, «делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять».

Зачем так произошло? Чтобы мы, не имея собственной праведности, могли облечься в совершенную праведность Христа и не стоять нагими пред Богом в последний день. Это было сделано для того, чтобы мы, оскверненные грехом, могли надеть брачные одежды и не стыдиться, даже находясь в присутствии ангелов.

В-четвертых, мы видим, что Иисус принимает самую позорную смерть — смерть на кресте. Этот вид казни применяли к наихудшим злодеям. Тот, кто ей подвергался, считался проклятым. Как написано: «Проклят всяк, висящий на древе» (Гал 3:13).

Зачем это было нужно? Это было нужно, чтобы мы, рожденные в грехе и будучи по природе чадами гнева, могли через Христа получить благословение. Так проклятие, которое висело над нами из-за греха, было возложено на Христа. «Христос искупил нас от клятвы [проклятия] закона, сделавшись за нас клятвою» (Гал 3:13).

В-пятых, Иисуса считали преступником и грешником. «С Ним распяли двух разбойников». Не сделавший греха и в Ком не было лукавства был «к злодеям причтен».

Зачем это было нужно? Чтобы мы, ужасные преступники, ради Христа сделались невинными, чтобы мы, достойные лишь осуждения, стали достойными того, чтобы избежать Божьего суда, и оправданными перед всей вселенной.

И наконец, мы видим, что в смертный час Иисуса над Ним насмехались, называя Его самозванцем, неспособным спасти Себя Самого.

Зачем это было нужно? Чтобы мы в свой последний час через веру во Христа могли иметь большое утешение. Все это случилось, чтобы у нас была твердая уверенность, чтобы мы знали, в Кого мы уверовали, и могли не страшась пройти долиной смертной тени.

Пусть эта история напомнит нам о том огромном долге, в котором все верующие находятся пред Христом. Все, чем они обладают или чем являются, или на что надеются, истекает из дел и смерти Сына Божия. Через Его осуждение — они получают оправдание, через Его страдания — мир, через Его позор — славу, через Его смерть — жизнь. Их грехи были вменены Ему, а праведность Христа им. Не удивительно, что св. Павел восклицает: «Благодарение Богу за неизреченный дар Его» (2Кор 9:15).

Пусть этот отрывок заставит нас почувствовать глубокую и неизреченную любовь Христа к нашим душам. Будем помнить, что мы — грешники, испорченные, нечестивые и несчастные создания. Будем помнить, что Иисус Христос — вечный Сын Божий, Творец всего видимого и невидимого. И прежде всего помните о том, что за нас Иисус добровольно решил претерпеть самую страшную, мучительную и позорную смерть. Мысль о Его любви должна ежедневно побуждать нас жить для Христа, а не для себя. Она вложит в сердце желание представить наши тела в жертву живую для Того, кто жил и умер за нас (см. 2 Кор 5:4; Рим 12:1). Пусть крест Христов постоянно будет перед нашими глазами. Ничто другое в христианстве не оказывает такого сильного освящающего и одновременно утешающего действия на душу человека.

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 15:33−38

33 В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого.
34 В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? — что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
35 Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: вот, Илию зовет.
36 А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его.
37 Иисус же, возгласив громко, испустил дух.
38 И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу.

Эти стихи описывают смерть нашего Господа Иисуса Христа. Смерть всегда является важным событием. Во всей истории человека ничто не имеет такого значения, как его конец. Но ни одна смерть не была так важна, как та, о которой мы сейчас читаем. В то мгновение, когда наш Господь испустил Свое последнее дыхание, дело искупления греха всего мира было совершено. Выкуп за грешников был полностью уплачен. Двери небесного царства широко распахнулись для всех верующих. Вся надежда на спасение души, которую только может иметь смертный человек, покоится в конечном итоге на том, что Иисус испустил Свой дух на кресте.

Во-первых, мы видим в этом отрывке, что смерть нашего Господа сопровождалась чудесами и знамениями. Св. Марк особо отмечает два, которые требуют нашего внимания. Первое — это затмение солнца на три часа. Второе — разрывание завесы в храме, отделявшей Святое Святых. И то, и другое было чудом. И в обоих этих событиях, несомненно, скрыт глубокий смысл. Эти чудеса должны были привлечь внимание огромного множества людей, собранного в Иерусалиме. Тьма потрясла даже таких беззаботных язычников, как Пилат и римские солдаты. Разорванная завеса в храме смутила даже Анну и Каиафу и их неверующих приспешников. Немного было в тот вечер домов в Иерусалиме, где люди бы не говорили: «Мы видели и слышали дивные вещи сегодня».

О чем говорила эта необычная тьма? Она показывала крайнюю греховность иудейского народа. Они распяли своего Мессию, убили своего Царя. Даже солнце спрятало свое лицо, чтобы не видеть этого. Также она указывает на то, как ужасно выглядит грех в глазах Бога. Сам Сын Божий лишился ободряющего солнечного света, когда стал грехом за нас и понес наши преступления (*Необходимо отметить, что тьма, покрывшая небо в день распятия, не могла быть вызвана затмением солнца, так как Пасха выпадала на полнолуние. Очевидно, это было чудесным явлением, произошедшим вопреки естественным законам природы.).

О чем говорила разорванная чудесным образом завеса? Она знаменовала собою отмену и завершение всего церемониального закона иудеев. Это показывало, что через смерть Христа вход в Святое святых стал свободен для всего человечества (см. Евр 9:8). Это означало, что теперь и язычники наравне с иудеями могут смело приблизиться к Богу через Иисуса, единого Первосвященника, и что теперь все прежние барьеры между Богом и человеком разрушены раз и навсегда.

Не забывайте о практических уроках, которым учит нас разорванная завеса! Попытка возродить иудейские церемонии в Церкви Христа (возврат к алтарям, жертвам и священству) равносильна сшиванию разорванной завесы и зажиганию свечи в полдень.

Не забывайте о практических уроках, которым учит нас трехчасовая тьма! Она должна напоминать о мраке, ожидающем тех, кто упорно отказывается верить (Иуд 1:13). Наш благословенный Ходатай находился во тьме на кресте всего три часа. Все, кто отвергают Его искупление и умирают во грехе, будут скованы узами мрака навеки.

Во-вторых, из этого отрывка мы узнаем, что наш Господь Иисус Христос действительно «сделался клятвою за нас» и понес наши грехи. Его удивительные слова, произнесенные им в девятый час, явно подтверждают это: «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?»

Вряд ли кто-то способен полностью понять всю глубину значения Его слов. Они указывают на немыслимые душевные страдания. Некоторые святые испытывали огромные страдания, когда боялись, что потеряли Божье расположение. Что же нам сказать о страданиях Святого Сына Божия, когда на Него были возложены грехи всего мира, когда Он был признан виновным, хотя не знал греха, когда Он ощутил, что Его Отец действительно отвернулся от Него? Его страдание в те часы непостижимо для нашего ума. Оно «высоко, мы не можем постигнуть его». Мы можем принять это верой, но не способны дать этому полного объяснения.

Совершенно понятно только одно — слова, сказанные Иисусом, невозможно объяснить, если не принять учение об искупительной и заместительной жертве Христа за грешников. Если предположить, как это делают некоторые, что Иисус был всего лишь человеком или что Его смерть была лишь великим примером жертвенности, то Его предсмертный возглас теряет всякий смысл. Более того, он говорит о том, что многие мученики и даже некоторые языческие философы превзошли Христа своим спокойствием и терпением в смертный час. Лишь одно объяснение является удовлетворительным. Это объяснение — в великом библейском учении об искупительной и заместительной жертве Христа за нас на кресте. Он издал этот смертный возглас под огромной тяжестью возложенного на Него и вмененного Ему греха мира.

И наконец, мы узнаем из этого отрывка, что человек может быть покинут Богом на время, но при этом не потерять Его любви. Об этом нам говорят предсмертные слова Господа. Мы слышим, как Он говорит Отцу: «Для чего Ты Меня оставил?» — и называет Его при этом «Боже Мой». Мы знаем, что наш Господь был оставлен лишь на время, но всегда был возлюбленным Сыном Божьим, в делах и страданиях которого было благоволение Отца.

В этом есть важное значение для всех истинных христиан. Несомненно, в каком-то смысле ощущение оставленности Богом у Христа было особенным, так как Он страдал за наши грехи, а не за Свои. Но даже с этой оговоркой мы не можем не принять тот великий факт, что Иисус был на время оставлен Отцом, оставаясь при этом Его возлюбленным Сыном. То, что верно для Главы Церкви, может в какой-то мере быть верным и для всех ее членов. Хотя они избраны и возлюблены Отцом, они могут порой чувствовать, будто Бог отвернулся от них. Они тоже по причине болезни или сильной скорби, из-за того, что оступились, или по воле Бога, желающего приблизить их к Себе, могут иногда восклицать: «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?»

Тем верующим, которые чувствуют себя оставленными, необходимо научиться от нашего Господа и не давать места отчаянию. Несомненно, им не следует удовлетвориться своим положением. Им необходимо исследовать свои сердца, чтобы увидеть, не скрыто ли там то, что делает «утешение Божие малым» (Иов 15:11). Но пусть они не выносят себе суровый приговор, поспешно приходя к заключению, что они навеки отвержены и что они все это время обманывали себя и никогда не имели благодати. Пусть они продолжают уповать на Господа и скажут вместе с Иовом: «Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться» (Иов 13:15). Пусть они вспомнят слова Исаии и Давида: «Кто из вас боится Господа, слушается гласа Раба Его? Кто ходит во мраке, без света, да уповает на имя Господа и да утверждается в Боге своем». «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего» (Ис 50:10; Пс 41:12).

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 15:39−47

39 Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий.
40 Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия,
41 которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим.
42 И как уже настал вечер, — потому что была пятница, то есть день перед субботою, —
43 пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова.
44 Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер?
45 И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу.
46 Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.
47 Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.

Смерть нашего Господа Иисуса Христа — основание христианства. На ней зиждутся все надежды спасенных грешников, как в нынешнее время, так и в вечности. Поэтому мы не должны удивляться скрупулезности евангелистов в доказательствах того, что Его смерть на самом деле случилась и что в этом не должно быть никаких сомнений. В этих стихах перед нами предстают три свидетеля: римский сотник, стоявший у креста, женщины, последовавшие за нашим Господом из Галилеи в Иерусалим, и ученики, совершившие погребение. Все они были свидетелями того, что Иисус на самом деле умер. Их свидетельства, сопоставленные вместе, не оставляют места каким бы то ни было сомнениям. Они не могли ошибиться. То, что они видели, не было обмороком, трансом или кратковременной потерей чувств. Они видели того Иисуса, Который был распят, положил Свою жизнь и был послушен даже до смерти. Пусть эта истина надежно закрепится в наших сердцах. Наш Спаситель действительно умер.

Во-первых, отметим, что в этом отрывке с уважением упоминается о женщинах. Особо отмечается, что когда наш Господь испустил Свой дух, «были там и женщины, которые смотрели издали». Записаны и имена некоторых из них. Мы читаем, что «тогда, как Он был в Галилее, они следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим».

Мы не надеялись прочитать нечто подобное. После того, как все ученики нашего Господа оставили Его и бежали, логично было бы предположить, что представительницы слабого пола также не осмелятся продемонстрировать свою преданность Ему. Но здесь мы видим, что способна сделать благодать. Бог иногда избирает немощное мира, чтобы посрамить сильное. Последние становятся первыми, а первые — последними. Вера женщин иной раз может быть очень крепкой, а вера мужчин — слабой и непостоянной.

Читая Новый Завет, мы с интересом замечаем, как часто благодать Божия прославляется через женщин. Мы видим, что Богу было угодно через них явить благо церкви и миру. В Ветхом Завете через непослушание женщины грех и смерть вошли в мир. В Новом Завете от женщины рождается Иисус, и это рождение приносит жизнь и бессмертие. В Ветхом Завете женщина зачастую служила помехой и соблазном для мужчины. Жизнь женщин, живших до потопа, история Сарры, Ревеки, Рахили, Далиды, Вирсавии, Иезавели — служат печальным тому подтверждением. В Новом Завете женщины обычно упоминаются в качестве помощниц в деле истинной веры. Елизавета, Мария, Марфа, Тавифа, Лидия и женщины, упомянутые св. Павлом в Послании к римлянам, именно такие. Этот контраст поразителен, и скорее всего он умышлен. Это одно из многих доказательств тому, что благодати в эпоху Евангелия больше, чем в эпоху закона. Это учит нас тому, что женщины занимают важное место в Церкви Христа. Они могут совершать много великих дел для славы Божией и без того, чтобы учить в собраниях. Благо тем общинам, где женщины знают об этом и поступают соответственно.

Во-вторых, мы видим, что у Иисуса есть друзья, о которых мало известно. Случай с Иосифом из Аримафеи, впервые упомянутом в Библии в этом отрывке, является лучшим тому доказательством. Нам ничего не известно о его прошлом. Мы не знаем, при каких обстоятельствах он полюбил Христа и почему он решил послужить Ему. Нам неизвестно, что произошло с ним в дальнейшем, после того, как наш Господь вознесся. Все, что нам известно, записано в этих трогательных словах. Мы узнаем, что он «ожидал Царствия Божия», и когда все ученики нашего Господа оставили Его и бежали, он «осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова» и с почестями похоронил Его в своей гробнице. Другие почитали и исповедовали Иисуса Господом, видя как Он творит чудеса, Иосиф же чтит Его и называет своим учителем, когда видит холодное, окровавленное тело. Другие любили Иисуса, когда Он жил и учил, Иосиф же любил Его, когда Он был мертв и безмолвен.

Будем утешаться мыслью, что на земле есть истинные христиане, о которых мы ничего не знаем, в местах, где мы не думаем их найти. Несомненно, верных всегда мало. Но нам не стоит торопиться с выводом, что в этой семье или в той общине нет благодати, если она не видна с первого взгляда. У Господа в Его церкви есть много «незаметных», о которых мы можем никогда не узнать, если какие-то особые события не заставят их проявиться. Не забывайте слов, которые Господь сказал пророку Илии: «Я оставил между Израильтянами семь тысяч мужей» (3Цар 19:18).

И наконец, отметим в этом отрывке, что могила перестала быть страшной благодаря тому, что тело нашего Господа Иисуса Христа было погребено. Мы читаем, что «положили Его во гробе, который был высечен в скале, и привалили камень к двери гроба».

Мы, живущие в погибающем мире, должны всегда помнить этот факт. Каждому человеку положено однажды умереть. Всех нас ждет одно место назначения, но человек предпочитает о нем не думать. Похороны, гроб, черви и тление — все это довольно неприятные вещи. Холодок пробегает по спине, печаль наполняет сердце и ум. Плоть и кровь не может без трепета думать обо всем этом. Однако верующие должны утешаться тем, что могила — это место, где однажды побывал наш Господь. Как верно то, что Он, победив смерть, воскрес из мертвых, так же верно, что и все верующие в Него воскреснут в славе в день Его явления. Помня об этом, они со спокойствием могут войти в «дом, предназначенный для всех живущих», им нужно только вспомнить, что Сам Иисус побывал там прежде ради них и лишил смерть ее жала. И сказать себе: «Жало смерти — грех; а сила греха — закон. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1Кор 15:56, 57).

Но мы должны убедиться в том, что мы погребены со Христом, пока еще живем в этом мире. Нам необходимо прилепиться к Нему верой и уподобляться Его образу. С Ним мы должны умереть для греха и быть погребенными, крестившись в Его смерть (Рим 6:4). С Ним нам надлежит и воскреснуть, приняв жизнь от Его Духа. Если мы не познали этого, смерть и погребение Христа не принесут нам никакой пользы.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Джона Райла на Евангелие от Марка, 15 глава. Комментарии Джона Райла.


Публикуется с разрешения издателя.
© 2001−2004.

СТАНЬТЕ НАШИМ «АНГЕЛОМ»

От Марка 15 глава в переводах:
От Марка 15 глава, комментарии:
  1. Комментарии Баркли
  2. Новой Женевской Библии
  3. Учебной Библии МакАртура
  4. Комментарии МакДональда
  5. Толкование Мэтью Генри
  6. Толковая Библия Лопухина
  7. Толкование Далласской семинарии
  8. Комментарии Джона Райла
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Толкования Августина
  15. Комментарии Скоуфилда


2007–2023. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.