Библия » Толкования Августина

От Марка 15 глава

Стих 5

Молчание Господа нашего Иисуса Христа не было однократным. От разных евангелистов мы знаем, что Он молчал при первосвященниках, при Ироде, к которому, согласно рассказу Луки, послал Его Пилат, и при самом Пилате (Ср. 63 Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Мф. 26:63; 14 И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился. Мф. 27:14; 61 Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Мк. 14:61; 5 Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился. Мк. 15:5; 7 И, узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме.8 Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо,9 и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему. Лк. 23:7-9; 9 И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа. Ин. 19:9.). Всякий раз, когда Он не отвечал спрашивающим Его, было не напрасным предшествующее пророчество: Как агнец пред стригущим его безгласен (7 Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. Ис. 53:7.). И хотя Он обычно отвечал спрашивающим Его, здесь Он не захотел отвечать. Образ агнца указывает, что молчание Его предполагает невинность, а не вину. Во время суда Он, подобно агнцу, не открывал уста Свои не потому, что связан был Своими грехами, но потому, что смиренно приносил Себя в жертву за грехи других.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна. С1. 1278, 116.4.4 [CCSL 36:648].

Стих 13

Чтобы кто-нибудь не перенес сознание этого преступления с иудеев на воинов, в Евангелии сказано: Был час третий, и распяли Его. Внимательный исследователь обнаружит, что распяли Его те, кто в третий час кричал: Распни Его. То, что сделали воины, было совершено в час шестой.

Августин Иппонский, О согласии евангелистов. С1. 0273, 3.13.49.335.19.

Стих 14

Марк, отличающийся краткостью изложения, хотел лишь упомянуть желание и попытки Пилата спасти жизнь Господа. Когда он говорит: Они опять закричали: распни Его, то показывает, что они уже раньше кричали это. Когда же они просили отпустить им Варавву, Марк добавил: Пилат сказал им: какое же зло сделал Он? Вот так он кратко выразил то, что длилось долго (Ср. 22 Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят.23 Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят. Мф. 27:22-23; 21 Но они кричали: распни, распни Его!22 Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу. Лк. 23:21-22.).

Августин Иппонский, О согласии евангелистов. С1. 0273, 3.13.47.332.18.1

Примечания

  • 1 – Евангелист Марк, вероятно, писал для римской аудитории и поэтому подчеркнул продолжающиеся попытки Пилата вынести справедливый приговор.

Стих 15

Разбойник ускользнул – Христос обвинен (Ср. 26 Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие. Мф. 27:26.). Прощение получил преступник – обвинен Тот, Кто освободил верующих от всех преступлений. Но и сам крест, если вдумаешься, был судилищем...

Источник: Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна. С1. 0278, 31.11.34 [CCSL 36:300].

***

Он не был отделен от разбойников, но с разбойниками был осужден. О Нем сказано: И к злодеям причтен был (12 Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем. Ис. 53:12.).

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна. С1. 0278, 31.11.32 [CCSL 36:300].

Стих 17

См. комм. к 28 и, раздев Его, надели на Него багряницу; Мф. 27:28

Стих 23

Желчь упоминается, конечно, из-за горечи, но и вино, смешанное со смирной1 , отличается особой горечью, хотя может быть, что они дали Иисусу вино, смешанное и с желчью, и со смирной. Когда Марк говорит, что Он не принял, то это означает, что Он не стал пить, но все же пробовал.

Примечания

  • 1 – Данная смесь использовалась в качестве средства для притупления чувств.

Источник: Августин Иппонский, О согласии евангелистов. С1. 0273, 3.11.38.322.15.

***

Остерегайтесь и принимайте слова противников так, чтобы выплюнуть их, не проглатывая и не переваривая. Поступайте, как Господь поступил, когда Ему подали горький напиток:

Он попробовал и выплюнул (Ср. 34 дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить. Мф. 27:34.). Так и вы: слушайте и отбрасывайте.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна. С1. 0278, 6.11.6 [CCSL 36:59].

Стих 25

Некоторые могут запутаться при чтении божественных книг, поскольку один евангелист говорит, что Господь был распят в шестой час (Ср. 14 Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш! Ин. 19:14.), а другой, что в третий. Если не поймем, что это означает, то запутаемся. Сказано, что в начале шестого часа Пилат сидел на судном месте. На самом же деле, когда Господь был поднят на древе, был час шестой... Значит, Его убили уже тогда, когда кричали: Распни Его. Чиновники от власти распяли Его в час шестой, отступники от Закона кричали: Распни Его, в час третий; руками – в час шестой, языком – в час третий. Более повинны обезумевшие и кричавшие, нежели те, кто подчинялся служебной обязанности.

Источник: Августин Иппонский, Толкование Псалмов. С1. 0283, 39.63.5.1 [CCSL 39:810-1].

***

Тот, Кто мог бы не умирать, если бы не захотел, без сомнения, умер потому, что захотел, явив пример начальствам и властям и уверенно восторжествовав над ними в Себе Самом. Своей Смертью Он воистину принес за нас самую истинную жертву, через которую всякие прегрешения, за которые мы были подчинены начальствам и властям, очистил, уничтожил, угасил. Воскресением Своим Он призвал нас в жизнь новую, призванных оправдал, оправданных прославил (Ср. 11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Еф. 6:11-12.).

Августин Иппонский, О Троице. С1. 0329, 50.4.13.49 [CCSL 50:183].

Стих 27

Вот Судия среди них: один разбойник поверил и освобожден, другой глумился и осужден (Ср. 39 Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас.40 Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же?41 и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал.42 И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!43 И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю. Лк. 23:39-43.). Тогда Он показал, что будет делать с живыми и мертвыми: одних ставить по правую руку, других – по левую (Ср. 31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Мф. 25:31-33.).

Так и разбойники: один указывает на тех, кто будет по левую, другой – по правую руку. Его судили, а Он показывал суд.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна. С1. 0278, 31.11.37 [CCSL 36:300].

Стих 31

Вот таким Он явился на кресте: коронованным терновым венком, обезображенным и непривлекательным – будто сила Его оставила, будто и не Сын Божий. Таким Его увидели слепые (Ср.2 Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Ис. 53:2.).

Августин Иппонский, Проповеди. С1. 0284, 138.38.766.21.

Стих 33

Разве не может утверждение евангелиста Марка, что был час третий, и распяли Его, означать, что в час третий Господь был распят языками иудеев (Ср. 25 Был час третий, и распяли Его. Мк. 15:25.), а в час шестой – руками воинов? (14 Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш! Ин. 19:14.) Чтобы понять его, вспомним, что пятый час уже миновал, а в начале шестого Пилат занял место суда. Иоанн же говорит, что это был час шестой. Когда Иисуса пригвоздили к древу с двумя разбойниками и когда у креста происходило все, о чем рассказывается, час шестой завершился. Согласно трем евангелистам: Матфею, Марку и Луке, – с шестого до девятого часа затмилось солнце и настала тьма (45 От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; Мф. 27:45; 44 Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: Лк. 23:44.).

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна. С1. 0278, 117.1.5 [CCSL 36:651].1

Примечания

  • 1 – Подобное истолкование позволяет избежать противоречий между евангелистами.

Стих 34

Голосом нашей слабости, которую Господь взял на Себя, говорится в Псалме: Боже мой! Боже мой! внемли мне; для чего Ты оставил меня? (1 Псалом Давида. Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Пс. 22:11 ) Молящийся, Он оставлен в том, что не был услышан. Этот голос взял Себе Иисус; то есть голос тела Его, то есть Церкви Его, которая ветхого человека преобразует в человека нового. То есть голос человеческой немощи, которой надлежало оставить блага Ветхого Завета и научиться желать и надеяться на новозаветные блага. Из благ Ветхого Завета человек особенно желает наибольшего продления земной жизни, ибо вечно жить все равно не может. Все знают, что день смерти настанет, и все, или почти все, пытаются отодвинуть его, даже те, кто верит, что после смерти будет более счастлив. Такова сила сладкого союза плоти и души (Ср. 29 Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, Еф. 5:29).

Примечания

  • 1 – в переводе Вульгаты

Источник: Августин Иппонский Послания. С1. 0262, 140.44.6.166.11.

***

В Его высочайшем сострадании к человеку и в принятии облика раба человек Христос и Бог Христос дает нам возможность научиться тому, что в этой жизни достойно презрения и на что возможно надеяться в жизни иной. Во время самого страдания, когда враги Его торжествовали победу, Он взял голос немощи нашей (Ср. 6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; Рим. 6:6), в которой был распят наш ветхий человек и разрушено тело греха, сказав: Боже Мой! для чего Ты оставил меня?.. (2 Боже мой! Боже мой! [внемли мне] для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего. Пс. 21:2; 46 а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Мф. 27:46) Так начинается двадцать первый псалом, говорящий о Его страдании и об откровении благодати, которую Он явил для воскрешения и освобождения верующих.

Августин Иппонский, Послания. С1. 0262, 140.44.5.165.16.

Стих 36

Слушайте, дабы испытать себя. Среди всех пророчеств о Нем сказано и такое: И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом (22 И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом. Пс. 68:22.).

Как это было, узнаем из Евангелия. Сначала дали желчь; Он принял, попробовал и выплюнул. Затем, на кресте, дабы исполнились все пророчества, Он сказал: Жажду (28 После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. Ин. 19:28.).

Они взяли губку, наполненную уксусом, наложили на трость и протянули Висящему. Он принял, сказав: Свершилось (30 Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух. Ин. 19:30.). Что значит Свершилось? – Исполнилось все, что было предсказано о Моем страдании; что же Мне тут теперь делать?

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна. С1. 0278, 37.9.6 [CCSL 36:336-7].

Стих 37

Разве эти разбойники, распятые рядом с Ним, испустили дух, когда захотели? Их держали оковы плоти, творцами которой они не были. Будучи пробиты гвоздями, они долго мучились на кресте, поскольку не распоряжались своей немощью (Ср. 32 Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.33 Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, Ин. 19:32-33.). Господь же, когда восхотел, воплотился в чреве Девы; когда захотел, сошел к людям; сколько хотел, жил среди людей; когда захотел, расстался с плотью. В этом – сила, а не необходимость.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна. С1. 0278, 37.9.17 [CCSL 36:337].

Стих 40

Вглядитесь в красоту высшего Возлюбленного вашего (Ср. 55 Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; Мф. 27:55.), рассудите о Равном Отцу и о Том, Кто явился от Матери, царит на небесах и служит рабом на земле, Кто творит все и рожден посреди всего! Взгляните, как красиво все то, что осмеивают в Нем гордецы! Очами души взгляните на раны Висящего, на рубцы Восстающего, на кровь Умирающего, на плату Верящего, на выкуп Искупающего! (Ср. 20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. Гал. 2:20, 17 Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем. Гал. 6:17; 10 чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, Флп. 3:10.) Об этом помышляйте, это полагайте на весы любви, и всю любовь, которую вы берегли для брака, отдавайте Ему!

Источник: Августин Иппонский, О святом девстве. С1. 0300, 54.55.300.12.

***

Каким образом понимать, что одна и та же Мария Магдалина стояла поодаль с другими женщинами, как сообщают Матфей и Лука (Ср. 55 Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему;56 между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых. Мф. 27:55-56; 49 Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это. Лк. 23:49.), и была у креста, как говорит Иоанн? (25 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Ин. 19:25.) Значит, они находились на таком расстоянии, что можно было сказать «у креста», поскольку они были перед Его глазами, но и «поодаль», если сравнивать с толпой, окружавшей Его, где были и сотник, и воины. Можно понимать это и так, что бывшие с Матерью Господа женщины, когда Он передал ее ученику (26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе. Ин. 19:26-27.), начали отступать под натиском толпы, а происходившее затем наблюдали, удаляясь. Евангелисты, которые уже после смерти Господа рассказывали о женщинах, могли сказать, что они находились поодаль.

Августин Иппонский, О согласии евангелистов. С1. 0273, 3.21.58.348.4.

Стих 42

Писание свидетельствует, что это были не полные три дня: от первого дня сосчитана вторая половина; от третьего дня – первая; средний, то есть второй день, – совершенно полностью, то есть двадцать четыре часа, двенадцать ночью и двенадцать днем. Распят Он сначала голосами иудеев в третий час шестого дня, перед субботой; на самом кресте поднят в час шестой, и дух испустил в час девятый (Ср. 23 Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят.24 Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы.25 И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших.26 Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.27 Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк28 и, раздев Его, надели на Него багряницу;29 и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!30 и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.31 И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие.32 Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его.33 И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место,34 дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить.35 Распявшие же Его делили одежды его, бросая жребий;36 и, сидя, стерегли Его там;37 и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский.38 Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую.39 Проходящие же злословили Его, кивая головами своими40 и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста.41 Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили:42 других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него;43 уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын.44 Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его.45 От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого;46 а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?47 Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он.48 И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить;49 а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его.50 Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. Мф. 27:23-50.).

Августин Иппонский, О Троице. C1. 0329, 50.4.13.13 [CCSL 50:173]

Стих 44

Как говорит Евангелие, присутствовавшие у креста очень удивились, когда Он, возопив громким голосом, который был образом нашего греха, сразу же испустил дух. Распятые на кресте умирали долгой мучительной смертью, поэтому разбойникам были перебиты голени, чтобы они умерли и были сняты со креста до субботы (Ср. 31 Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, – ибо та суббота была день великий, – просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.32 Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Ин. 19:31-32). Удивительно то, что Он был обнаружен уже умершим. Мы читаем, что и Пилат удивился, когда у него попросили тело Господа для погребения.

Августин Иппонский, О Троице. С1. 0329, 50.4.13.13 [CCSL 50:182].

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Женевской Библии на евангелие от Марка, 15 глава

Обратите внимание. Номера стихов – это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно вы будете приятно удивлены.


2007-2021, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.
Рекомендуем хостинг, которым пользуемся сами – Beget. Стабильный. Недорогой.