Библия » Августин Толкования Августина

От Марка 3 От Марка 3 глава

Стих 5

Если волнение, а также состояния, которые возникают из любви к добру и почтения к святости, называть пороками, тогда придется допустить, что настоящие пороки являются добродетелями. Однако, если следовать здравому смыслу, кто осмелится назвать болезнями и порочными страстями такие состояния, когда они к месту? Ведь Сам Господь, Который счел достойным жить человеческой жизнью в образе раба1 , не имея на Себе никакого греха, позволял Себе подобные состояния, когда это было уместно. Вполне естественно, что Он, обладая истинно человеческим телом и истинно человеческой душой, знал и истинно человеческие чувства. Евангелие не ошибается, когда говорит о чувствах Христа: что Он омрачается жестокосердием иудеев, радуется за тех, кто поверил2 , плачет при воскрешении Лазаря (33 Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился Ин 11:33.), жаждет вкусить Пасху со Своими учениками (15 и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, Лк 22:15.); что душа Его печалится, когда приближается страдание (27 Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел. Ин 12:27.).

Примечания

  • 1 — Ср. 7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; Флп 2:7.
  • 2 — 21 В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение. Лк 10:21; 11 Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. Ин 15:11.

Источник: О граде Божием. Cl. 0313, 48.14.9.59 [CCSL 48:427].

***

Достоверно то, что Господь имел плоть. Однако чувства, которые могут возникать только в душе, указывают еще и на то, что Он имел душу. Об этих чувствах рассказывают евангелисты: Иисус удивляется3 , гневается4 , печалится5 , радуется6 и испытывает множество других состояний. Они же рассказывают о состояниях, которые свойственны одновременно и душе, и телу: Иисус испытывает голод7 ), спит8 , устает в пути9 и т.п.

Примечания

  • 3 — Ср. 10 Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Мф 8:10.
  • 4 — Ср. 5 И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая. Мк 3:5.
  • 5 — Ср. 33 Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился34 и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри. 35 Иисус прослезился. Ин 11:33−35.
  • 6 — Ср. 21 В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение. Лк 10:21; 11 Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. Ин 15:11.
  • 7 — Ср. 2 и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. Мф 4:2; 2 Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал. Лк 4:2.
  • 8 — Ср. 24 И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал. Мф 8:24; 38 А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? Мк 4:38; 23 Во время плавания их Он заснул. На озере поднялся бурный ветер, и заливало их волнами, и они были в опасности. Лк 8:23.
  • 9 — Ср. 6 Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Ин 4:6.

О различных вопросах. Сl. 0289, 80.84 [CCSL 44А:236].

Стих 10

Что значит прикоснуться, как ни поверить? Верою касаемся Христа, и лучше, рукой не касаясь, коснуться верою, нежели касаться рукой, но без веры. Не великим делом было коснуться Христа: и иудеи коснулись, когда схватили Его, когда связали Его, когда распяли Его. Прикоснулись, но через свое дурное прикосновение Его потеряли. Прикасайся верою, Церковь кафолическая, верою прикасайся!

Проповеди.Сl. 0284, 246.116.300.83.

Стих 11

Ты — Христос, Сын Бога Живаго (16 Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго. Мф 16:16), — говорит Петр. «Знаем, Кто Ты; Ты — Сын Божий», — говорили демоны (Cp. 41 Выходили также и бесы из многих с криком и говорили: Ты Христос, Сын Божий. А Он запрещал им сказывать, что они знают, что Он Христос. Лк 4:41). Слышу одинаковое признание, но не нахожу равной любви: в первом признании — любовь, во втором — страх. Там, где любовь, — они сыновья; там, где страх, — они не сыны. Любящих сделал Он божьими; тех, кто боялся, уличил в том, что они не от Бога.

Толкование Псалмов.Сl. 0283, 38.49.2.40 [CCSL 38:576]

Стих 23

Вот что говорит Господь: «Не может сатана изгонять сатану». Если кто-либо именем самых низких сил изгоняет демона и при этом полагает, будто эти слова Господа не верны, то пусть вдумается в их смысл. Сатана, даже если он сохранит тело человека и его чувства в невредимости, делает это для того, чтобы добиться еще большего: вероломного подчинения воли этого человека. Таким путем сатана не выходит, а еще глубже входит — для того чтобы действовать ему в человеке, как об этом сказано было апостолом: ...по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления (2 в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, Еф 2:2.). Сатана не приводил в беспорядок их телесные чувства, и не истязал, и тела их не сотрясал, но царствовал в воле, или же, вернее, в их алчности.

О различных вопросах. Сl. 0289, 79.54 [CCSL 44А:227−8].

Стих 25

Духа нечистого Господь показывает разделенным в себе. Дух же Святой не только не разделен в Себе, но и делает неразделенными тех, кого к Себе собирает. Он отпускает грехи, разделенные в себе, и обитает в очищенных, чтобы стали подобны тем, о которых написано в «Деяниях апостолов»: У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа (32 У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее. Деян 4:32.).

Проповеди. Сl. 0284, 71.RB75.104.808.

Стих 27

Сам Господь Иисус Христос говорит: Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного. Под «сильным» следует понимать дьявола, который пленил род человеческий. Он удерживал — посредством разных грехов и вероломства — свои «вещи», то есть людей, которых Христу предстояло похитить и обратить в Своих верующих. «Сильный» должен быть связан. В «Откровении» апостол говорит: И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет (1 И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. 2 Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, Откр 20:1−2), то есть сдержал и обуздал власть его над теми, кого тот совращал и кем владел, дабы сделать их вновь свободными.

О граде Божием. Сl. 0313, 48.20.7.44 [CCSL 48:710].

Иное толкование

Он победил дьявола сначала праведностью, затем силою. Праведностью, поскольку на Нем не было никакого греха1 , однако Он был убит им в высшей степени несправедливо.

Силою, поскольку Он восстал из мертвых, чтобы уже никогда не умирать...2 Следовательно, в немощи, которую Он принял со смертною плотью, а не в силе бессмертия, был распят Христос3. Об этой немощи говорит и апостол: ...и немощное Божие сильнее человеков (25 потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков. 1Кор 1:25).

Примечания

  • 1 — Ср. 21 Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом. 2Кор 5:21.
  • 2 — Ср. 9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Рим 6:9.
  • 3 — Ср. 4 Ибо, хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею; и мы также, хотя немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас. 2Кор 13:4.

О Троице. Сl. 0329, 50а. 13.14.35 [CCSL 50А:407].

Не трудно увидеть, как дьявол был повержен в то самое время, когда Тот, Кого он сразил, воскрес. Важнее и гораздо сложнее для понимания увидеть, как дьявол был побежден в тот самый момент, когда, как ему показалось, он уже победил, то есть когда Христос был распят. Ибо в этот самый момент кровь Того, в Ком не было никакого греха, пролилась ради прощения наших грехов1. Тех, кого дьявол заслуженно удержи¬вал во грехе, ввергая в погибель, заслуженно освобождает Тот, Кто, не имея никакого греха, незаслуженно принимает смерть2. Через эту праведность повержен был сильный и заключен был в оковы, так что сосуды его теперь могли быть расхищены. Сосуды, бывшие у него и его ангелов сосудами гнева, стали отныне сосудами милосердия3.

Примечания

  • 1 — Ср. 28 ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Мф 26:28; Мф 1 и 5 Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему Мф 3:5.
  • 2 — Ср. 14 А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, Евр 2:14.
  • 3 — Ср. 22 Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, 23 дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, Рим 9:22−23.

О Троице. Сl. 0329, 50а. 13.15.1 [CCSL 50А: 407−8].

Стих 29

Не то чтобы это было хулой, за которую невозможно получить прощения, поскольку и такое прощается, если последует должное раскаяние.

Проповеди. С1. 0284, 71.RB75.104.808.

Стих 32

Указав рукой на Своих учеников, Он сказал, что Ему никто не родственник, если не исполняет волю Его Отца. В это число Он кротко включил и саму Марию, хотя она и исполняла волю Отца. Так лучший и божественный Учитель, когда назвали Ему имя Его матери как нечто очень личное, принизил важность имени земного в сравнении с родством небесным и показал это небесное родство Своим ученикам. А потому Дева Мария заново обрела родство со всеми святыми... Не будь неблагодарен, благодари мать свою, воздавай за телесное духовным и за преходящее вечным!

Послания. С1. 0262, 243.57.9.576.3.

Стих 35

Разве не тому Он учит нас, чтобы родству по плоти мы предпочли родство духовное? (Ср. 1 Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, 2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. 3 Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, 4 чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу. 5 Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном. Рим 8:1−5; 29 Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне. Гал 4:29) Разве тем люди счастливы, что они состоят в плотском родстве с праведником или святым? Не в том ли, напротив, их счастье, что они следуют их учению и подражают их нравам? Блаженство Марии скорее в том, что Она приняла веру Христа, нежели в том, что в ней зародилась Его плоть. Когда некто сказал: Блаженно чрево, носившее Тебя, Сам Христос ответил на это: Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его (27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! 28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. Лк 11:27−28.). Например, братьям Его — родным по плоти и отказывающимся верить в Него (Ср. 3 Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь. 4 Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру. 5 Ибо и братья Его не веровали в Него. Ин 7:3−5), — какая им была польза от этого родства? Так и с материнством Марии: оно ничего не дало бы ей, если бы Она не носила Христа с большим блаженством в сердце, нежели во чреве (Ср. 8 сотворите же достойный плод покаяния9 и не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. 10 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Мф 3:8−10; 27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! 28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. Лк 11:27−28; 1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, 2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: 3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, 4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; 5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь. 6 Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; 7 и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя. 8 То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя. Рим 9:1−8).

О Святом девстве. С1. 0300, 3.237.5.

***

Он подразумевал следующее: мать Моя, которую вы назвали блаженной, потому блаженна она, что соблюдает Божие Слово, а не потому, что в ней Слово стало плотью и обитало с нами (14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Ин 1:14.). Само Слово Божье соблюдает она, через Которое сама стала быть и Которое в ней стало плотью.

Трактат на Евангелие от Иоанна. С1. 0278, 10.3.8 [CCSL 36:101−2]

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Аврелия Августина Блаженного на Евангелие от Марка, 3 глава. Толкования Августина.


Public Domain

Public Domain.
Общественное достояние.

Я ХОЧУ ПОМОЧЬ

От Марка 3 глава в переводах:
От Марка 3 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Джона Райла
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Феофилакта Болгарского
  9. Новый Библейский Комментарий
  10. Лингвистический. Роджерс
  11. Комментарии Давида Стерна
  12. Библия говорит сегодня
  13. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.