Библия » Толкования Августина

От Марка 13 глава

Стих 3

Евангелисты не расходятся в фактах, когда один сообщает нечто, о чем умалчивает другой, или когда они излагают что-либо разными способами1 , но, напротив, дополняют друг друга и таким образом направляют разум читателя.

Примечания

  • 1 – Ср. описания конца времени в Евангелиях Матфея (3 Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?4 Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,5 ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "Я Христос", и многих прельстят.6 Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец:7 ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам;8 всё же это – начало болезней. Мф. 24:3-8), Марка (3 И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей:4 скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда всё сие должно совершиться?5 Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,6 ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят.7 Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть, – но это еще не конец.8 Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это – начало болезней. Мк. 13:3-8) и Луки (7 И спросили Его: Учитель! когда же это будет? и какой признак, когда это должно произойти?8 Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их.9 Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец.10 Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство;11 будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба. Лк. 21:7-11).

Источник: Августин Иппонский, Послания. С1. 0262, 199.57.9.265.15.

Стих 6

Относительно войн, когда земля не была охвачена ими? В какие-такие эпохи и в каких-таких местах? Если вглядеться в прошлое, то при императоре Галлиене1 , когда варвары вторгались в римские провинции, как много братьев наших, живших тогда, могли бы решить, что конец уже близок! А было это спустя много времени после вознесения Господа. Какими будут знамения, когда конец приблизится, мы не знаем, коль скоро и теперешние предсказаны не так, чтобы их понимали хотя бы в Церкви.

Примечания

  • 1 – Начиная с 253 г. н.э. Галлиен управлял Римом вместе со своим отцом, императором Валерианом. После смерти последнего Галлиен был единоличным правителем в 260-268 гг. н.э.

Августин Иппонский, Послания. С1. 0262, 199.57.10.274.8.

Стих 17

Это сказано образно. Кто такие беременные и питающие сосцами? Беременные – это души, надежды которых связаны с веком сим; получившие же то, на что надеялись, названы питающими сосцами. Вот для примера, некто захотел купить себе поместье. Это – беременность: покуда не будет поместье куплено, чрево растет в надежде; когда же поместье куплено, то чрево разрешается от бремени и тогда уже то, что куплено, вскармливается. Горе беременным и питающим сосцами в те дни – то есть горе надеющимся на век сей, горе льнущим к вещам, которые родились из надежды века сего.

Августин Иппонский, Толкование Псалмов. С1. 0283, 39.95.14.7 [CCSL 39:1351-2].

Стих 25

Когда нечестивые гонители неистовствуют сверх меры, а удача мира сего будто бы улыбается им, то, не ведая страха, они говорят: «Мир и покой». Тогда звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются, и многие из числа тех, кто, как кажется, сияет в милости, станут гонимы и падут, и даже самые стойкие в вере смятены будут.

Августин Иппонский, Послания. С1. 0262, 199.57.11.278.7.

Стих 26

Мне представляется, что это может быть двумя способами. Либо Он придет в Церкви, как на облаке. Так и теперь Он приходит согласно сказанному: Отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных (64 Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Мф. 26:64.). Он придет с огромной силой и величием, ибо Его сила и Его величие явятся в Его святых, которым Он даст большую силу, так что нельзя будет их одолеть. Либо Он придет во плоти, в которой восседает одесную Отца (Ср. 19 И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. Мк. 16:19; 34 Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. Рим. 8:34; 1 Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; Кол. 3:1.), в которой умер, и воскрес, и взошел на небеса.

Источник: Августин Иппонский, Послания. С1. 0262, 199.57.11.279.15.

***

Это те же облака, на которых Он пришел и на которых придет судить живых и мертвых (Ср. 42 И Он повелел нам проповедывать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых. Деян. 10:42; 1 Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: 2 Тим. 4:1; 5 Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых. 1 Пет. 4:5.). Он сначала пришел на облаках, когда голос Его прозвучал в Евангелии: Отныне узрите Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных (64 Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Мф. 26:64; Ср. 69 отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией. Лк. 22:69.). Что значит отныне? Разве Господь не придет тогда, когда все люди земли предадутся стенаниям? Но ведь сначала Он пришел в проповедниках Своих и Собою наполнил весь мир. Так не будем противиться Его первому приходу, чтобы не ужаснуться нам во второй!

Августин Иппонский, Толкование Псалмов. С1. 0283, 39.95.14.7 [CCSL 39:1351].

Стих 27

Он соберет всех Своих избранных от четырех ветров, то есть со всего света (Ср. 31 и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их. Мф. 24:31.). Ибо и сам Адам, как я говорил, по-гречески обозначает весь мир. Всего четыре буквы: А, Д, А, М. Четыре стороны света в греческом языке начинаются с этих букв: анатоли – значит «восток», дисис - «запад», арктос – «север» и месимбрия – «юг»1 . Сам Адам был рассеян по всему свету. Он был в одном месте, но пал и, будто распавшись на частицы, заполнил весь мир (Ср. 1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.4 И сказал змей жене: нет, не умрете,5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.7 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.8 И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.9 И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты?10 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.11 И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?12 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.13 И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.14 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;15 и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.16 Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;18 терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;19 в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.20 И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих.21 И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.22 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.23 И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.24 И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни. Быт. 3:1-24.). Милость Божья, однако, собрала эти частицы отовсюду, обогрела их пламенем любви и сделала единым то, что рассыпалось. Знает Ваятель, как такое сделать: никто не должен отчаиваться. Это великое искусство, а кто Ваятель, подумайте! Восстановил Тот, Кто создал; Кто сделал, Тот обновил. Он мир земной и народы будет судить по правде Своей и по истине. Что есть правда и истина? Соберет Он избранных Своих для суда, других же отделит от них (Ср. 32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; Мф. 25:32.).

Примечания

  • 1 – άνατολή, δύσις, άρκτος и μεσημβρία.

Августин Иппонский, Толкование Псалмов. С1. 0283, 39.95.15.4 [CCSL 39:1352-3].

Стих 32

Соответственно образу Божию (Ср. 6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; Флп. 2:6.) Он имеет все, что имеет Отец: И все Мое Твое, и Твое Мое (10 И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них. Ин. 17:10). Соответственно образу раба (Ср. 7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; Флп. 2:7.): учение – не Его, но Пославшего Его. И вот: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (ср. 36 О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; Мф. 24:36.). Не знает Он этого в том смысле, что другие не смогут узнать, то есть Он знал это не так, чтобы в то время открыть ученикам. Подобно этому было сказано Аврааму: Ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога (1 И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я.2 Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.3 Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог.4 На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека.5 И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам.6 И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе.7 И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?8 Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе.9 И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров.10 И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего.11 Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я.12 Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.13 И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо [Исаака], сына своего.14 И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится. Быт. 22:1-14.), то есть теперь Я дал тебе возможность узнать, поскольку через это испытание познал себя Авраам. ...Будучи среди них,Он не знал того, что они были не в состоянии узнать от Него. В этом смысле Он знал то, что надлежало им от Него узнать. Среди совершенных Он знал то, чего не знал среди младенцев (Ср. 1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. 1 Кор. 3:1.).

Августин Иппонский, О Троице. С1. 0329, 50.1.11.31 [CCSL 50:61-2].

Иное толкование

Я ни в коем случае не считаю, что выражение в переносном значении следует называть ложью. Ведь это не ложь, если мы день называем радостным, когда он приносит радость, или когда мы грустным называем люпин1 , потому что своим горьким вкусом своим он наводит грусть на лицо едока. Так же о Боге мы говорим, что Он знает нечто, когда открывает знание человеку, – ты сам помнишь, что сказано было Аврааму (12 Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. Быт. 22:12.). Никак не ложные это высказывания, в чем ты легко убедишься. Соответственно, когда блаженный Иларий (12 Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. Быт. 22:12.) обратил свое внимание на неясный смысл такого рода выражений Христа, он хотел, чтобы мы понимали, что Он настолько называл Себя незнающим (Ср. 36 О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; Мф. 24:36.), насколько слушающим следовало быть незнающими. Этим объяснением не оправдывается ложь; этим показано, что ее нет не только в переносных выражениях, но и в так называемых метафорах, о которых известно всем говорящим. Неужели кто-либо захочет назвать ложью то, что виноград «искрится», нивы «волнуются», юноши «расцветают», несмотря на то что во всех этих предметах и людях нет ни волн, ни драгоценностей, ни трав, ни деревьев, к которым эти обозначения были бы применимы в их прямом значении?

Примечания

  • 1 – Лат. lupinus – растение семейства бобовых.

Августин Иппонский, Послания. С1. 0262, 180.44.3.698.26.

Тем самым Он ясно показал, что никто не должен присваивать себе знание этого времени, сосчитав каким-либо способом годы. Если, к примеру, через семь тысяч лет должен наступить этот день, тогда всякий сумеет, исчислив годы, узнать о Его приходе. Что же тогда будет со словами о том, что и Сын об этом дне не знает? Сказано же это было в том смысле, что через Сына люди о нем не узнают, а не в том, что Он Сам этого дня не знает. Понимать это следует в связи со сказанным: Ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать (3 то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей; Втор. 13:3.), то есть Он делает вас знающими. И еще: Восстань, Господи! (8 Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой! ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих; сокрушаешь зубы нечестивых. Пс. 3:8.) – то есть сделай так, чтобы мы встали. Так что, когда говорят, что Сын не знает тот день, это не потому, что Он действительно не знает его, а потому, что Он не стремится сделать знающими тех, кому этого знать не следует, то есть Он им этого не показывает.

Источник: Августин Иппонский, Толкование Псалмов. С1. 0283, 38.6.1.9 [CCSL 38:27].

***

Господь наш Иисус Христос, наш Учитель, был послан к нам, и Сын Человеческий сказал, что не знает того дня, ибо через Него не должно было открыться тому дню. Нет ничего такого, что знал бы Отец, но не знал бы Сын, так как знание Отца есть премудрость Его, премудрость же есть Сын Его, Слово. Не полезно было для нас знать все то, что знал Пришедший научить нас. Не пришел Он, чтобы учить нас тому, что нам не полезно, но как Учитель, учил одному, но не учил другому. Как Учитель, Он знал, чему полезно учить нас, а чему нет. Когда говорится, что Сын не знает, это говорится в том смысле, что Он не обучает нас этому. То есть Сын не знает сказано в отношении того, в чем Он не делает нас знающими. Так выражаемся мы и в повседневной речи, как я уже заметил.

Августин Иппонский, Толкование Псалмов. С1. 0283, 38.36.1.1.5 [CCSL 38:366].

Стих 33

Не считаю, что ошибается тот, кто знает, что он чего-то не знает. Ошибается тот, кто полагает, будто знает нечто, чего он на самом деле не знает.

Августин Иппонский, Послания. C1. 0262,99.57.13.289.16.

Стих 37

Господь Христос, Бог наш, Сын Божий, в первый приход Свой явился тайно, однако во второй придет явно. Когда Он пришел явно, то открыл Себя только Своим рабам. Когда придет явно, то откроется и добрым, и злым. Когда Он пришел тайно, то пришел, чтобы быть осужденным. Когда придет явно, то придет вершить суд. Он молчал, когда Его осуждали, о молчании том предсказал пророк (Ср. 7 Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. Ис. 53:7.).

…Он молчал, когда Его осудили, но уже не будет молчать, когда Сам будет судить. И сейчас не молчит, если слушать, но не будет молчать, когда голос Его услышат также и те, кто Его отвергает.

Источник: Августин Иппонский, Проповеди. С1. 0284, 18.41.7 [CCSL 41:245].

***

Кому же еще Он говорит, как не избранным и не возлюбленным Своим – тем, кто входит в тело Его, в Церковь? (Ср. 18 И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, Кол. 1:18, 24.) Потому не только тем говорил, кто тогда Его слушал, но и тем, кто был после них и до нас, и нам тоже, и тем, кто будет после нас, вплоть до Его окончательного прихода. Однако предстоит ли пережить этот день только живущим или можно сказать, что, когда Господь говорит: Бодрствуйте, чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими (35 Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру;36 чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими. Мк. 13:35-36.), Он имеет в виду в том числе и тех, кто уже умер? Если не так, то зачем Ему было обращаться ко всем со словами, которые касаются только тех, кто будет жив в тот момент? Для каждого наступит тот день, когда придется покинуть эту жизнь, чтобы предстать на суд в последний день (Ср. 48 Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день. Ин. 12:48.). Потому должен бодрствовать христианин, дабы не оказался он не готов в приход Господа. Тот человек будет найден неготовым в день суда, который неготовым окажется в последний день своей жизни (Ср. 1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.2 Из них пять было мудрых и пять неразумных.3 Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.4 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.5 И как жених замедлил, то задремали все и уснули.6 Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.7 Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.8 Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.9 А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.10 Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились;11 после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам.12 Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий. Мф. 25:1-13.). По крайней мере апостолам было очевидно, что не в те времена, когда Господь был во плоти, Он придет. Однако кто усомнится, что они бодрствовали и служили так, как Он говорил им, чтобы не оказаться им неготовыми в момент Его неожиданного прихода?

Августин Иппонский, Послания. С1. 0262, 199.57.1.246.13.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Женевской Библии на евангелие от Марка, 13 глава

Обратите внимание. Номера стихов – это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно вы будете приятно удивлены.

НАМ НУЖНА ТВОЯ ПОМОЩЬ

Поделитесь ссылкой:


От Марка 13 глава в переводах:
  1. Синодальный перевод
  2. Новый русский перевод
  3. Перевод Еп. Кассиана
  4. Библейской Лиги ERV
  5. Cовременный перевод WBTC
  6. Под редакцией Кулаковых
  7. Русского Библейского Центра
  8. Слово Жизни
  9. В переводе Лутковского
  10. Открытый перевод
  11. Еврейский Новый Завет
От Марка 13 глава, комментарии:
  1. Комментарии Баркли
  2. Новой Женевской Библии
  3. Учебной Библии МакАртура
  4. Комментарии МакДональда
  5. Толкование Мэтью Генри
  6. Толковая Библия Лопухина
  7. Толкование Далласской семинарии
  8. Толкование Феофилакта Болгарского
  9. Новый Библейский Комментарий
  10. Лингвистический. Роджерс
  11. Комментарии Давида Стерна
  12. Библия говорит сегодня


2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.
Рекомендуем хостинг, которым пользуемся сами – Beget. Стабильный. Недорогой.