Библия » Райл Комментарии Джона Райла

От Марка 14 От Марка 14 глава

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 14:1−9

1 Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить;
2 но говорили: только не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе.
3 И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, — пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову.
4 Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира?
5 Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее.
6 Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня.
7 Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете.
8 Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению.
9 Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала.

Эта глава Евангелия св. Марка начинает повествование о страданиях и смерти нашего Господа. До сих пор мы видели нашего Спасителя преимущественно в роли Пророка и Учителя. Теперь нам предстоит увидеть Его как нашего Первосвященника. До этого мы рассматривали Его чудеса и изречения. Сейчас мы рассмотрим Его заместительную жертву на кресте.

Во-первых, обратим внимание на то, что Бог способен расстроить замыслы злых людей и обратить их к Своей славе.

Из слов св. Марка и из параллельного отрывка в Евангелии св. Матфея становится ясно, что враги нашего Господа не планировали предать Его смерти публично. «Они искали, как бы взять Его хитростью». «Но говорили: только не в праздник, чтобы не произошло возмущение в народе». Создается впечатление, что первоначально они не планировали убить Его до окончания праздника Пасхи, пока все приехавшие на праздник люди не разъедутся по домам.

Провидение Божие, способное поворачивать ход событий, полностью расстроило их политическую интригу. Наш Господь был предан раньше, чем ожидали первосвященники. Смерть нашего Господа произошла в день, когда в Иерусалиме было собрано огромное количество людей, в разгар праздника Пасхи. Замысел этих злых людей почти полностью провалился. Они замышляли положить конец духовному царству Христа, на деле же они помогали устанавливать его. Распяв Иисуса, они хотели унизить и надругаться над Ним; на самом же деле они прославили Его. Они планировали умертвить Его тайно, незаметно; но вместо этого они вынуждены были распять Его публично, на глазах у всего еврейского народа. Они думали заставить Его учеников замолчать, хотели не позволить учить от Его имени; но вместо этого они снабдили их важнейшей темой для проповеди Евангелия. Как легко Богу обратить гнев человека к Своей славе (Пс 75:11).

Во всем этом есть утешение для истинных христиан. Они живут в беспокойном мире, где различные события приводят их в замешательство. Пусть мысль о том, что все соответствует воле мудрого Бога и содействует им ко благу, принесет им покой. Пусть они не сомневаются в том, что все происходящие в мире события обратятся к славе их Отца. Пусть они помнят слова второго псалма: «Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа». Далее в этом псалме сказано: «Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им». Так было в прошлом, так будет и в будущем.

Во-вторых, мы видим из этого отрывка, как порой недооцениваются и неверно истолковываются добрые дела. Перед нами — женщина, сделавшая доброе дело, возлив благовоние на голову нашего Господа в доме в Вифании *. Несомненно, она сделала это в знак уважения и почтения как выражение ее любви и благодарности по отношению к Нему. Однако некоторые осудили ее действия. Их холодные сердца не могли понять ее великой щедрости. Они назвали это «тратой». Они «вознегодовали на нее».

(*Часто встает вопрос о том, одна, две или три женщины помазали нашего Господа во время Его земного служения. Феофилакт придерживается мнения, что их было три. В подтверждение этого мнения можно привести следующие доводы.

1. Женщина, о которой говорится в седьмой главе Евангелия от св. Луки, упоминается первой. Очевидно, это помазание было не в Вифании, а в другом городе. О ней сказано, что она была грешницей. Из описания следует, что дом принадлежал фарисею. Помазаны были «ноги» нашего Господа, а не Его «голова». Имеются свидетельства, основанные на самом тексте евангелия, что все это произошло в относительно ранний период служения нашего Господа. Мы должны учитывать все эти моменты.

2. Помазание, которое описывает св. Иоанн, следует за предыдущим. Нам недвусмысленно дается понять, что оно произошло за шесть дней до Пасхи. Женщиной, помазавшей нашего Господа, была Мария, сестра Лазаря. Снова помазаны были Его «ноги», а не «голова». Это также должно быть учтено.

3. Помазание, о котором говорят св. Матфей и св. Марк, является третьим по порядку. Это произошло, мы читаем, всего за два дня до праздника Пасхи. Имя женщины, помазавшей нашего Господа, в этом случае не упоминается. Но, как мы видим, миро было возлито на Его «голову».

Конечно же, мы задаем себе вопрос: «Возможно ли, чтобы такое могло случиться с Ним целых три раза?» В ответ на это необходимо отметить, что в дни нашего Господа помазание человека являлось знаком почести и уважения, что объясняется особыми климатическими условиями. Поэтому вполне возможно, что такое событие могло повториться трижды.

Главная сложность, конечно, состоит в большой схожести речи, которой описывают помазание Иоанн, Матфей и Марк. Объяснить это можно тем, что наш Господь иногда повторял некоторые важные мысли.)

К сожалению, дух придирчивости все еще часто встречается. Последователей и преемников апостолов в этом смысле нетрудно найти в любой части Церкви Христа. Нет недостатка в людях, возмущенных, по их словам, «крайностями» в религии и настойчиво рекомендующих быть «умеренными» в служении Христу. Если человек отдает свое время, деньги и любовь мирским вещам, то никто не станет упрекать его. Если он посвящает себя богатству, удовольствиям или политике, никто не осуждает его. Но если тот же человек решит посвятить себя и все, чем он обладает, Христу, то сразу появятся люди, которым не хватает слов, чтобы выразить свое возмущение его «глупостью». «Он вне себя». «Он сумасшедший». «Он просто фанатик». «Чересчур праведный нашелся». «Он бросается в крайности». Проще говоря, они считают это «тратой».

Если мы стремимся служить Христу и слышим в свой адрес подобные обвинения, не будем беспокоиться. Будем переносить их с терпением, помня, что они так же стары, как и само христианство. Такие обвинители достойны сожаления. Они ясно показывают, что не испытывают чувства долга перед Христом. Из-за холодного сердца и рука сжимается. Если только человек поймет весь ужас греха и милость умершего за него Христа, он никогда не сочтет что-либо настолько хорошим или дорогим, что не сможет отдать это Христу. Скорее он скажет: «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?» (Пс 115:3). Он побоится тратить время, таланты, деньги и любовь на вещи этого мира. Он не побоится отдать их Спасителю. Он будет бояться впасть в крайность, занимаясь бизнесом, финансами, политикой или удовольствиями; но он не будет бояться сделать слишком много для Христа.

И наконец, отметим, как высоко ценит наш Господь любые служения, совершаемые ради Него. Нигде во всех евангелиях мы не находим более возвышенной похвалы, чем та, которую Иисус высказал этой женщине. В словах нашего Господа выделяются три детали, на которые следует обратить внимание тем, кто высмеивает и обвиняет других, готовых послужить Господу, подобно этой женщине.

Вначале наш Господь говорит: «Зачем смущаете ее?» Этот вопрос проникает глубоко в сердце, и на него трудно ответить всем тем, кто гонит других за их веру. Как они объяснят свое поведение? Ведь у их нет разумной причины, а значит, у них нет оправдания. Они смущают других из зависти, злобы, невежества и неприязни к истинному Евангелию.

Далее наш Господь говорит: «Она доброе дело сделала». Какая приятная и великая похвала из уст Самого Царя царей! Многие жертвуют деньги на церковь или выделяют средства на благотворительные организации, стремясь показать себя или из других недобрых побуждений. Но лишь человек, исполненный любовью и почтением ко Христу, способен сделать «доброе дело».

Наш Господь также говорит: «Она сделала, что могла». Более яркое выражение похвалы этой женщине трудно придумать. Тысячи людей живут и умирают без благодати, уходят в вечную погибель, хотя постоянно повторяют: «Я пытаюсь изо всех сил. Я делаю все, что я могу». Однако говоря так, они лгут, подобно Анании и Сапфире. Боюсь, что не многие окажутся похожими на эту женщину, и заслужат того, чтобы и о них было сказано, что они «сделали то, что могли».

Давайте извлечем практический урок из этого отрывка. Давайте, подобно этой святой женщине, о которой мы сейчас говорили, посвятим себя и все, чем мы обладаем, во славу Христа. Наше положение в этом мире может быть незначительным, а наши средства — скудными. Но, как и эта женщина, давайте «сделаем, что можем».

Наконец, в этом отрывке есть сладкое предвкушение того, что будет происходить в день суда. Мы верим, что тот же Иисус, защищавший Его любящую служанку, когда ее обвиняли, будет защищать всех Своих слуг в этом мире. Будем трудиться, помня, что Он смотрит на нас и записывает все, что мы делаем, в Своей книге. Неважно, что говорят или думают о нас люди, видя нашу преданность Христу. Похвала Христа в последний день покроет все, что нам пришлось перенести в этом мире от злых языков.

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 14:10−16

10 И пошел Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им.
11 Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребренники. И он искал, как бы в удобное время предать Его.
12 В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим.
13 И посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним
14 и куда он войдет, скажите хозяину дома того: Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?
15 И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам.
16 И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли, как сказал им; и приготовили пасху.

В этих стихах св. Марк повествует нам о том, как наш Господь был предан в руки Своих врагов. Это стало возможным из-за предательства одного из Его двенадцати учеников — Иуды Искариота.

Во-первых, из этого отрывка мы видим, к какому падению может привести человека ложная вера.

История Иуды Искариота — самое яркое подтверждение этой горькой истины. Если и был когда-либо человек, имевший все внешние признаки настоящего ученика Христа и подававший большие надежды, то это Иуда. Сам Господь Иисус избрал его в апостолы. Иуда удостоился стать спутником Мессии, свидетелем Его великих дел во время Его земного служения. Он был товарищем Петра, Иакова и Иоанна и был послан, как и другие ученики, проповедовать Евангелие Божье и творить чудеса именем Христа. Остальные одиннадцать апостолов считали его равным себе. Он был так похож на них, что у них и мысли не возникло о его предательстве. Однако именно этот человек под конец оказался коварным отпрыском дьявола, полностью отступившим от веры. Иуда помог смертельным врагам нашего Господа и ушел из этого мира с худшей в истории репутацией. Со времен Каина мир не знал такого предательства. Никогда еще не было такого падения, такого отступления, такого страшного конца, хотя начиналось все хорошо, и такого полного затмения души!

Как же можно объяснить это странное поведение Иуды? Есть только один ответ на этот вопрос. Сребролюбие — вот причина печального падения этого человека. Та же низменная зависть, которая когда-то поработила сердце Валаама, навела проказу на Геезия, погубила теперь душу Искариота. Ничем иным не объяснить его поведения, и Писание недвусмысленно говорит об этом. Действия Иуды были вызваны обычной завистью, и им нет никакого оправдания. Дух Святой ясно называет его «вором» (Ин 12:6). История лжеапостола — хорошая иллюстрация к словам о том, что «сребролюбие есть корень всех зол» (1Тим 6:10).

Давайте извлечем из грустной истории Иуды урок и «облечемся в смирение», чтобы по-настоящему обрести благодать Святого Духа в сердце. Знание, дары, исповедание веры, церковное членство, сила проповеди, молитвы и религиозные беседы ничего не стоят, если наши сердца не обращены. Если мы не отложили ветхого человека и не облеклись в нового, то все духовные дары и преимущества — лишь медь звенящая и кимвал звучащий. Они не спасут нас от ада. Будем особенно внимательны к предостережению Господа: «...берегитесь любостяжания» (Лк 12:15). Этот грех, войдя в сердце человека, растет там, подобно раковой опухоли, и толкает его ко всякому злу. Будем молиться, чтобы нам быть «довольными тем, что есть» (Евр 13:5). Деньги не самое важное для человека. Богатство скрывает в себе опасность для души человека, обладающего им. Настоящему христианину стоит больше остерегаться богатства, нежели бедности.

Во-вторых, следует заметить, что не случайно иудейская Пасха совпала со смертью Христа. Мы ни на секунду не сомневаемся в том, что распятие нашего Господа в пасхальную неделю, в день заклания пасхального агнца, было устроено провидением Божьим. Это совпадение должно было привлечь внимание еврейского народа к истинному Агнцу Божьему. Оно обращало их взор на подлинный смысл Его смерти. Несомненно, все жертвы, которые приносили иудеи, указывали на будущую жертву за грех — Христа. Но ни одна жертва не была таким явным образом жертвы Христа, как заклание пасхального агнца. Это постановление было главным «детоводителем ко Христу» (Гал 3:24). Во всем цикле иудейских обрядов не было прообраза, наполненного таким глубоким смыслом, как Пасха в ее первоначальном виде.

Разве не напоминала Пасха иудеям о чудесном избавлении их отцов из египетской земли, когда Бог поразил первенцев египтян? Несомненно, да. Но она также должна была стать для них символом другого, более великого искупления и избавления от рабства греха, совершенного нашим Господом Иисусом Христом.

Разве не напоминала Пасха иудеям, что благодаря смерти невинного агнца все первенцы в семьях их отцов остались живы? Конечно, да. Но она также должна была научить их более важной истине, а именно, что смерть Христа на кресте даст жизнь миру.

Разве не напоминала Пасха иудеям, что кровь на дверных косяках домов их отцов уберегла их от меча ангела смерти? Да, напоминала. Но она также должна была показать им нечто большее: кровь Христа, окропляя совесть человека, очищает ее от всякой вины и избавляет от грядущего гнева.

Разве не напоминала Пасха иудеям, что в ту ночь, когда ангел смерти поражал первенцев, никто из их предков не смог бы спастись, если бы не вкушал от жертвенного агнца? Да, напоминала. Но она также должна была научить их, что все, кому нужна жертва Христа, должны питаться Им верой и принять Его в свои сердца.

Будем же размышлять и помнить об этом. Бог с великой мудростью и точностью определил время смерти нашего Господа Иисуса Христа на кресте. Это произошло в тот самый момент, когда мысли всего Израиля были устремлены к событиям той чудной ночи, ставшей началом избавления из египетского рабства. О заклании агнца и вкушении каждым членом семьи, об ангеле смерти, о безопасности за окропленной кровью дверью — обо всем этом шли разговоры в каждом еврейском доме в ту неделю, когда наш благословенный Господь был распят. Смерть Христа в такое необычное время должна была заставить многих задуматься и открыть им глаза. Что они тогда смогли понять, мы узнаем только в последний день.

Читая нашу Библию, возьмем себе за правило внимательно и молитвенно изучать образы и таинства Моисеева закона. Они полны Христа. Жертвенник, козел отпущения, ежедневные всесожжения, судный день — все это указывает на великую жертву, принесенную нашим Господом на Голгофе. Люди, которые пренебрегают изучением иудейских обрядов, записанных в Библии, называя их темными, скучными и неинтересными, лишь показывают свое невежество и упускают нечто важное. Те же, которые исследуют их в поисках Христа, найдут в них много евангельского света и утешительных истин*.

(*Здесь можно отметить, что общепринятое значение слова «пасха» можно подвергнуть сомнению. Вот отрывок из комментария епископа Лоута на Исаию 31:5. Лоут пишет: «Распространено мнение, что, проходя по земле Египетской и поражая первенцев, Бог, видя кровь на домах израильтян, проходил мимо этих домов, запрещая поражать их. Но это неверное понимание. Святой историк ясно описывает действия Господа: «И пойдет Иегова поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и встанет перед Иегова, и не допустит губителю войти в домы ваши для поражения» (Ис 12:23). Здесь присутствуют два действующих лица, и, следовательно, мнение о том, что Бог проходил мимо, необоснованно, так как подразумевает лишь одно лицо. Два этих лица: ангел-губитель, входящий в дома для поражения, и Иегова-Заступник, идущий рядом с ангелом. Когда Иегова видит двери домов израильтян с кровью на косяках и перекладине, Он выступает вперед, преграждая Собою путь ангелу-губителю. Бог защищает и спасает дом, не позволяя ангелу поразить его». Для того чтобы мы могли оценить правильность такого толкования, нам более тщательно следует изучить отрывок Исаии 31:5.)

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 14:17−25

17 Когда настал вечер, Он приходит с двенадцатью.
18 И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня.
19 Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли?
20 Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо.
21 Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться.
22 И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое.
23 И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все.
24 И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая.
25 Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием.

В этих стихах св. Марк повествует об учреждении вечери Господней. Следует особо отметить простоту этого описания. Как хорошо было бы для церкви, если бы люди не отступали от этой простоты и от того, как само Писание объясняет это священное таинство. К сожалению, из-за неверного толкования и суеверных добавлений значение вечери было искажено, поэтому многие христиане не понимают ее истинного смысла. Однако давайте не будем сейчас думать о спорных вопросах, а рассмотрим слова св. Марка и извлечем для себя назидание.

Во-первых, обратим внимание на то, что перед вкушением вечери нам необходимо исследовать себя. Несомненно, эту цель преследовал наш Господь, когда говорил эти строгие слова: «Один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня». Христос хотел подтолкнуть Своих учеников к исследованию себя.

Об этом мы читаем далее: «Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли?» Господь желает показать всей Своей церкви по всему миру, что время приближения к трапезе Господней должно быть временем внимательного исследования себя.

Польза, которую мы получаем от вечери Господней, полностью зависит от состояния духа и ума, с которым мы принимаем ее. Без участия нашего сердца и воли хлеб, который мы едим, и вино, которое мы пьем, не могут исцелить наши души, подобно лекарствам, исцеляющим наши тела. Если мы не принимаем хлеб и вино достойно, искренне и с верой, они не принесут нам никакого благословения, каким бы посвященным ни был служитель, совершающий причастие. Некоторые утверждают, что вечеря приносит пользу всем, принимающим ее, независимо от состояния их сердца. Но это ужасное заблуждение, не имеющее ничего общего с Писанием. Это заблуждение породило много странных и нечестивых предрассудков.

Состояние сердца, в котором мы должны подходить к столу Господню, хорошо описано в катехизисе англиканской церкви. Мы должны «проверять себя; действительно ли мы раскаялись в наших прошлых грехах, постоянны ли мы в желании вести новый образ жизни, обладаем ли мы живой верой в Божью благодать через Христа, вспоминаем ли мы с благодарностью о Его смерти». Если мы с искренней совестью отвечаем на эти вопросы утвердительно, то мы можем принимать вечерю Господню без страха. Бог не требует большего. Однако меньшим мы не можем довольствоваться.

Будем внимательны к себе в вопросе вечери Господней. Можно легко ошибиться, если не в одном, так в другом. С одной стороны, мы не должны оставаться в стороне от стола Господня, оправдывая это своей недостойностью. Пока мы остаемся в стороне, мы выражаем свое непослушание ясному повелению Христа и живем в грехе. Но, с другой стороны, участие в вечере Господней не должно стать бездушным ритуалом. Если мы принимаем ее с таким отношением, мы не получаем от нее никакой пользы и совершаем серьезное преступление. Ужасно быть не готовым принять участие в таинстве, ибо это то же самое, что быть не готовым к смерти. Но не менее ужасно принимать ее недостойно, тем самым искушая Бога. Единственно безопасный путь — жить верой в Христа, преданно служа Ему. Тогда мы сможем смело подходить к Его столу и принимать вечерю, получая утешение.

Во-вторых, отметим, что основное предназначение вечери Господней — напоминать нам о жертве Христа, принесенной за нас на кресте. Хлеб должен напоминать нам о «теле» Христа, принявшем страдания за наши беззакония. Вино должно напоминать нам о «крови» Христа, пролитой для очищения всех наших грехов. Господь, став нашим Поручителем и Заместителем, Своей смертью совершил жертву умилостивления и примирения, и в этом основная суть вечери. Некоторые проповедуют ложные доктрины о том, что Его смерть была всего лишь смертью очень святого человека, который показал нам, как нужно умирать. Но подобные рассуждения лишают вечерю Господню всякого смысла и упраздняют значение слов Христа касательно этого таинства.

Очень важно иметь ясное представление об этом. Оно направит наши мысли в нужную сторону и покажет нам, что мы должны испытывать, подходя к столу Господню. Оно произведет в нас истинно смиренный дух. Хлеб и вино напомнят нам, как ужасен грех, если только смерть Христа была способна искупить нас. Мы обретем надежду на спасение наших душ. Хлеб и вино напомнят нам, что, хотя наши грехи огромны, великая цена была заплачена за наше искупление. И, конечно же, оно наполнит нас благодарностью. Хлеб и вино напомнят нам о том, как велик наш долг перед Христом и как много мы должны прославлять Его. Пусть всякий раз, когда мы принимаем вечерю Господню, эти чувства наполняют нас!

И наконец, мы видим природу духовных благословений, которые приносит с собой вечеря Господня, а также то, какие люди могут принимать в ней участие. Наш Господь повелевает нам есть хлеб и пить вино. Есть и пить способен лишь живой человек. Мы едим и пьем для того, чтобы укрепить свои силы. Это означает, что и вечеря Господня должна укреплять силу нашей души и что участниками ее могут быть живые, настоящие христиане. Для них это таинство является средством благодати. Оно помогает им найти покой во Христе и еще больше довериться Ему. Хлеб и вино, видимые символы, которые укрепляют, оживляют и утверждают их веру.

Сегодня особенно важно понимать этот вопрос правильно. Мы не должны позволять себе думать, что участие в вечере вызовет у человека совсем не тот интерес к жертве Христа, который предлагает вера. Вера является связующим звеном между нашей душой и Христом. Вечеря Господня может укрепить, оживить и утвердить веру, но она не может заменить ее. Никогда не забывайте об этом. Ошибка в этом вопросе приводит к страшным заблуждениям и многочисленным предрассудкам.

Пусть для нас будет твердым убеждением то, что ни один неверующий не должен подходить к столу Господню, что формальное исполнение таинства без покаяния и веры не принесет нам ни малейшей пользы. Вечеря Господня не может ни обратить, ни оправдать, и всякий, кто принимает ее, не покаявшись и не уверовав, не получит от нее никакой пользы, но принесет себе вред. Это таинство предназначено для верующих, а не для неверующих, для живых, а не для мертвых. Оно поддерживает жизнь, но не дает ее, умножает благодать, но не дарит ее; оно помогает возрастать в вере, но не рождает веру в сердце. Запомним эти истины и не будем забывать их.

Живы ли вы для Бога? Это очень важный вопрос. Если да, тогда приступайте к вечере Господней, принимайте ее с благодарением и никогда не уклоняйтесь от нее. Пренебрежение вечерей — великий грех.

А может, вы по-прежнему мертвы в своих грехах и в привязанности к этому миру? Если да, тогда причастие — это не для вас. Вы стоите на широком пути, ведущем в погибель. Вы должны покаяться и родиться свыше. Вы должны верой прилепиться ко Христу. И лишь тогда вы получите право участвовать в этой трапезе *.

(*В этом отрывке обратите особое внимание на два выражения: «плод виноградный» и «Царствие Божие».

1. «Плодом виноградным» наш Господь называет чашу вина, которую Он только что протянул Своим ученикам, учреждая вечерю Господню. Эти слова полностью опровергают доктрину Римско-католической церкви о превращении вина в кровь. Очевидно, что вино не стало в буквальном смысле кровью Христа, как утверждают католики. Наш Господь Сам говорит, что в чаше находится виноградное вино — «плод виноградный». Из этого ясно, что, когда Он назвал чашу с вином Своей кровью, Он имел в виду то, что вино — лишь символ Его крови.

2. Слова «Царствие Божие» наш Господь относит к будущему. Это указывает на то, что Христос не считал, что Царство Божие в тот момент, когда Он произносил эти слова, уже настало. Они не исполнились и доныне, поскольку мы не знаем, проводил ли наш Господь вечерю для Своих учеников после Своего воскресения. Поэтому очевидно, что «Царствие Божие» наступит после второго пришествия нашего Господа, и не раньше. Только тогда мы попадем на брачный пир Агнца и будем пить новое вино в Его Царстве.)

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 14:26−31

26 И, воспев, пошли на гору Елеонскую.
27 И говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы.
28 По воскресении же Моем, Я предваряю вас в Галилее.
29 Петр сказал Ему: если и все соблазнятся, но не я.
30 И говорит ему Иисус: истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня.
31 Но он еще с большим усилием говорил: хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. То же и все говорили.

Из этих стихов мы видим, насколько хорошо были известны нашему Господу слабость и немощь Его учеников. Он предсказывает им, что они соблазнятся о Нем в ту ночь, когда Его арестуют. Христос особо обращается к Петру. Господь говорит апостолу о страшном грехе, который тот вскоре совершит: «Прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня».

Наш Господь все знал наперед, но это не помешало ему избрать именно этих двенадцать в апостолы. Он позволил им стать своими близкими друзьями, отлично зная, что они однажды сделают. Христос даровал им быть постоянно с Ним, слышать Его голос, хотя знал, какое маловерие они проявят, когда Его служение будет подходить к концу. Это удивительный факт, и нам всегда необходимо помнить о нем.

Огромное утешение несет мысль о том, что Господь Иисус не отвергает верующих, которые часто спотыкаются и падают. Он знает, какие они. Христос принимает их, как муж принимает жену, со всеми недостатками и изъянами. И однажды приняв верующих, Господь никогда не прогонит их. Он — сострадающий и милосердный Первосвященник. К Своей славе Он покрывает множество их преступлений и прощает все их грехи. Иисус знает, какими они были до обращения: нечестивыми и грешными, но все же Он возлюбил их уже тогда. Он знает, какими они будут после обращения: слабыми, немощными и ошибающимися, но Он все равно продолжает любить их. Христос решил спасти их, невзирая на все их недостатки, а что Он решил, Он исполнит.

Научимся же и мы быть снисходительными к людям, которые называют себя верующими. Замечая все их слабости, не говорите, что они полностью лишены благодати. Помните, что наш небесный Господин сострадает им в их немощах. Проявите к ним такое же сострадание. Церковь Христа похожа на большую больницу. Все мы, один больше, другой меньше, слабы и нуждаемся в том, чтобы наш небесный Врач ежедневно исцелял нас. Но совершенного исцеления не произойдет, пока не наступит день воскресения.

Во-вторых, заметим, что христиане могут лишиться утешения из-за своей невнимательности и небрежности. Наш Господь говорит о Своем воскресении: «По воскресении же Моем, Я предварю вас в Галилее». Но, кажется, ученики не услышали Его слов. Ни один из них не придал им значения и не сохранил их в сердце. Когда Иисус был предан, они оставили Его. Когда Он был распят, они пришли в полное отчаяние. И когда Он воскрес на третий день, они не могли поверить в это. Ученики часто слышали обо всем этом своими ушами, но не принимали сердцем.

Как хорошо здесь проявилась человеческая природа! Подобное часто случается с людьми, которые называют себя христианами. И в наши дни, читая Библию, они узнают много новых истин, но через короткое время напрочь забывают о них. Слушая проповеди, они из-за своей невнимательности и рассеянности пропускают мимо ушей слова мудрости, продолжая жить так, как будто бы никогда не слышали их! Но неожиданно приходят дни тьмы и несчастья, и они оказываются безоружными и неподготовленными. В болезнях и в скорбях многие отрывки, которые они прежде слушали с безразличием, вдруг наполняются смыслом. Воспоминания мелькают перед их глазами, и им становится стыдно, что они не замечали их раньше. Эти люди вспоминают, что когда-то читали и слышали эти истины, но тогда они не захотели извлекать из них уроки. Они не замечали их, как и Агарь, которая, находясь в пустыне, не видела колодезя, бывшего вблизи (Быт 21:19).

Будем молиться, чтобы Бог даровал нам скорое разумение Слова Божия. Будем вникать в него, не проходя мимо его драгоценных истин. Поступая так, мы полагаем твердое основание, которое устоит в день испытания. Когда придут скорби и болезни, они не застанут нас врасплох.

Служителям не стоит удивляться тому, что многие слова их проповедей пролетают мимо ушей слушателей. Проповедники пьют из той же чаши, что и их Господин. Многое даже из того, что говорил Он, люди не всегда запоминали и понимали. А мы знаем, что «никогда не говорил человек, как Он». «Ученик не бывает выше своего Учителя, ни раб больше Своего Господина». Нам нужно терпение. Истины, которыми, казалось бы, вначале пренебрегают, часто приносят много пользы потом.

И наконец, обратим внимание на то, как много невежественной самоуверенности можно иногда обнаружить в сердцах христиан. Апостол Петр и представить себе не мог, что он когда-нибудь отречется от своего Господа. «Хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, — говорил он, — не отрекусь от Тебя». Но не он один был так самоуверен. Такого же мнения были и другие ученики: «То же и все говорили».

К чему же привело это самоуверенное хвастовство? Не прошло и двенадцати часов, как все ученики, оставив Господа, разбежались. Они забыли о своих словах. Пред лицом опасности все их клятвы верности быстро забылись. И мы не знаем, как поведем себя в той или иной ситуации, пока не окажемся в ней. Как быстро могут обстоятельства изменить наши чувства!

Молитесь о смирении. «Погибели предшествует гордость, и падению надменность» (Притч 16:18). В нашем сердце намного больше зла, чем мы думаем. Мы никогда не сможем предугадать, как низко мы можем пасть, оказавшись в искушении. Нет такого греха, в который не мог бы впасть даже величайший святой. Только благодать Божия и молитва могут удержать его. Семя греховности, сокрытое в сердце человека, прорастает при первой возможности, принося горькие плоды. «Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть». «Кто надеется на себя, тот глуп» (1Кор 10:12; Притч 28:26). Молитесь же каждый день: «Поддержи меня, и я буду в безопасности».

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 14:32−42

32 Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь.
33 И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать.
34 И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте.
35 И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей;
36 и говорил: Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты.
37 Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час?
38 Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.
39 И, опять отойдя, молился, сказав то же слово.
40 И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать.
41 И приходит в третий раз и говорит им: вы все еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников.
42 Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня.

История о страданиях нашего Господа в Гефсиманском саду весьма таинственна. Даже самые великие богословы не в состоянии объяснить ее полностью. Тем не менее в этой истории есть истины, лежащие на поверхности. Они могут многому научить нас.

Во-первых, заметим, как остро ощущал наш Господь бремя грехов мира. Марк пишет, что Он «начал ужасаться и тосковать; и сказал им: душа Моя скорбит смертельно» и «пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей».

Попробуем объяснить эти слова. Наш Господь вел себя так не потому, что боялся мучительных страданий или смерти. В тот момент Он начал испытывать, как невыносимо тяжелы человеческие грехи. Он почувствовал, что на Него возлагается весь груз наших грехов и преступлений и что Он становится «клятвою за нас». Христос должен был понести наши скорби и печали, ибо это было условием завета, который Ему надлежало исполнить на земле. Он становился «жертвою за грех», хотя сам — «не знал греха». Его святая природа переживала весь ужас отвратительного бремени греха, возлагаемого на Него. Именно поэтому Он так сильно скорбел.

Наблюдая за страданиями нашего Господа в Гефсиманском саду, мы понимаем, насколько ужасен грех. Многие христиане до конца не осознают этого, хотя должны. Легкомысленное и пренебрежительное отношение к таким грехам, как сквернословие, нарушение субботы, ложь — печальное свидетельство того, насколько низки человеческие стандарты нравственности. Пусть воспоминания о Гефсимании возымеют на нас освящающее действие. Как бы ни поступали другие, никогда не смейтесь над грехом.

Во-вторых, в этом отрывке наш Господь на личном примере показывает, насколько важна молитва в час скорби. Иисус в трудный час прибегает к этому чудодейственному средству. Дважды говорится о том, что Он молился, когда Его душа скорбела смертельно.

Молитва — лучший способ обрести терпение в скорбях. В своей беде мы должны прежде всего обращаться к Богу, а обратиться к Нему можно только в молитве. Возможно, ответ не придет немедленно. Желанное облегчение может не наступить мгновенно. Искушение или испытание может быть долгим или даже длиться всю жизнь. Но изливание сердца у престола Его благодати пойдет нашей душе на благо. Св. Иаков дает нам мудрый совет: «Болен ли кто? Пусть молится» (Иак 5:13).

В-третьих, в этом отрывке Господь на личном примере показывает нам, как можно свою волю подчинить воле Бога. Его человеческая природа во всей полноте ощущала тяжесть грехов мира, но Он все же молился, чтобы, «если возможно», этот час миновал Его. «Пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты».*

(*Люди очень часто заблуждаются относительно божественной и человеческой природы Христа. Пэттер, комментируя Евангелие от Марка, писал: «У Христа есть две разные воли. И хотя они отличаются одна от другой, они не вступают в противоречие. Одна послушна другой: человеческая воля Христа всегда послушна Его божественной воле, она всегда готова подчиниться ей. И здесь мы видим, что Он подчиняет Свою человеческую волю воле Бога Отца, потому что божественная воля Отца является и волей Христа. Этой истины мы должны держаться, ею противостоять древним еретикам — монофелитам. Они считали, что у Христа существует лишь одна воля — Его божественная воля. Эта ересь возникла в восточной церкви в начале седьмого века и досаждала церкви в течение многих лет. Она, в свою очередь, была разновидностью другой страшной ереси — монофизитства, возникшего на двести лет раньше. Монофизиты соединили две природы Христа в одну, утверждая, что Христос был одной личностью и у Него была одна природа — божественная природа, поглотившая Его человеческую природу. Впоследствии представления об одной природе Христа развились в представление о Его одной воле. Эта ересь была осуждена на шестом Вселенском соборе в Константинополе и на других поместных соборах. Чтобы опровергнуть эту ересь, отцы церкви использовали именно эти слова нашего Спасителя».)

И в этом Христос явил полное совершенство. Терпеливо принимать все, что посылает нам Бог; любить лишь то, что любит Бог; желать лишь того, что одобряет Бог; предпочитать боль, посланную Богом, облегчению; отдавать себя полностью в руки Божии и не знать другой воли, кроме Его — вот к чему мы должны стремиться, вот в чем проявил совершенство наш Господь в Гефсимании.

Будем же стараться иметь «ум Христов» в этом вопросе. Будем ежедневно молиться и умерщвлять свою волю. Только поступая так, мы будем счастливы. Ничто в этом мире не приносит нам так много горя, как своевольная жизнь. Умерщвление своеволия — лучшее доказательство действия благодати в человеке. Знание, дары, муки совести, чувства и желания не всегда свидетельствуют о ней. Все это могут иметь и необращенные. Но постоянно возрастающее стремление подчинить свою волю воле Бога — это признак духовного здоровья. Он говорит о том, что мы на самом деле «возрастаем в благодати и познании Иисуса Христа».

И наконец, заметим, как немощны могут быть даже самые лучшие христиане. Поведение Петра, Иакова и Иоанна — печальное тому подтверждение. Они спали, в то время как должны были бодрствовать и молиться. Хотя Господь и предупредил их, что приближается опасность и их вера ослабеет, они все равно заснули. Совсем недавно они сидели за столом Господним, а теперь — уснули. Трудно найти более веское доказательство тому, что и лучшие люди — всего лишь люди и что даже святые по своей физической природе немощны.

Все это написано для нашего наставления. Постараемся, чтобы это не осталось лишь на бумаге. Будем бдительными. Давайте остерегаться лени и праздности в вере, зная, что все мы легко можем впасть в этот грех, особенно в личной молитвенной жизни. Ощущая приближение духа лености, вспомним Петра, Иакова и Иоанна, и противостанем этому духу.

Слова нашего Господа, с которыми Он обратился к Своим ученикам, должны часто звучать в наших ушах. Христос сказал: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна». Это высказывание должно стать девизом каждого христианина со дня его обращения до самой смерти.

Настоящий ли вы христианин? Бодрствуете ли вы душой? Не забывайте, что в вас — две природы: плотская природа, склонная ко злу, и духовная природа, склонная к добру. Они противятся друг другу (Гал 5:17). Грех и дьявол всегда найдут себе пособников в нашем сердце. Если мы не распинаем и не порабощаем свою плоть, она порабощает нас, позоря наше имя.

Настоящий ли вы христианин? Бодрствуете ли вы душой? Не забывайте «бодрствовать и молиться». Мы на вражеской территории — мы должны быть бдительны, подобно солдатам на войне. Мы должны всегда бодрствовать. Каждый день мы должны вступать в сражение и воевать. Покой ожидает христианина в будущем. Нам необходимо молиться непрестанно и регулярно. Мы должны бодрствовать так же, как и молиться, и молиться так же, как бодрствовать. Бодрствование без молитвы — это самоуверенность и самообман. Молитва без бодрствования — это одни эмоции и фанатизм. Человек, осознающий свою слабость, бодрствующий и молящийся, обретет помощь от Господа.

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 14:43−52

43 И тотчас, как Он еще говорил, приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин.
44 Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно.
45 И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви! Равви! и поцеловал Его.
46 А они возложили на Него руки свои и взяли Его.
47 Один же из стоявших тут извлек меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо.
48 Тогда Иисус сказал им: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня.
49 Каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не брали Меня. Но да сбудутся Писания.
50 Тогда, оставив Его, все бежали.
51 Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его.
52 Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них.

Во-первых, из этих стихов мы узнаем, что враги нашего Господа имели весьма смутное представление о Его царстве. Мы читаем, как Иуда приходит с «множеством народа с мечами и кольями», чтобы взять Его. Очевидно, он предполагал, что ученики будут отчаянно защищать своего Господина и что Его не удастся взять, не применив силу. Первосвященники и книжники упрямо продолжали считать, что царство нашего Господа должно было быть земным царством, а значит, его будут защищать земными средствами. Им еще предстояло уяснить себе глубокий смысл слов нашего Господа, обращенных к Пилату: «Царство Мое не от мира сего... царство Мое не отсюда» (Ин 18:36).

Пытаясь расширить границы Царства Христа, мы всегда должны помнить, что это за царство. Его нельзя установить насилием. «Оружия воинствования нашего не плотские» (2Кор 10:4). «Не властью, не силой, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф» (Зах 4:6). Не надо применять силу, чтобы поддержать истину. Ложные религии, например, мусульманство, часто распространялись при помощи меча. Ложное христианство, например католицизм, часто насаждалось силой и кровавыми гонениями. Но истинное Евангелие Христа не нуждается в такой поддержке. Оно полагается на силу Святого Духа. Оно распространяется благодаря невидимому воздействию Святого Духа на сердце и совесть человека. Готовность взяться за оружие — признак того, что религия неверна.

Во-вторых, отметим, что страдания нашего Господа были описаны в Писании до мелочей. Слова Христа, обращенные к пришедшим взять Его, ясно свидетельствует об этом: «...да сбудутся Писания».

Ни одно событие, произошедшее в конце служения нашего Господа, не было случайностью. Все Его шаги: от Гефсимании до Голгофы — были предсказаны сотни лет назад. Двадцать первый псалом и пятьдесят третья глава книги Исаии исполнились буквально. Гнев Его врагов, отвержение Своим собственным народом, обращение с Ним как со злодеем, осуждение «скопищем злых» — все это было предсказано. Все, что произошло, произошло во исполнение великого Божьего плана — совершить жертву за грех мира. Вооруженные люди, которые пришли с Иудой, чтобы схватить Иисуса, были, как некогда Навуходоносор и Сеннахирим, лишь инструментами в руках Бога. С помощью их Он привел в исполнение Свой план.

Пусть вас успокаивает мысль о том, что все вокруг нас происходит по мудрому повелению всемогущего Бога. Ход событий в этом мире часто не совпадает с нашими желаниями. Церковь часто находится совсем не в том положении, в каком мы бы хотели ее видеть. Нечестие неверующих и грехи верующих причиняют боль нашему сердцу. Но над нами есть сильная рука, которая приводит в движение огромный механизм Вселенной и обращает все происходящее к Своей славе. Написанное в Писании исполняется год за годом, и ни одна мелочь не останется не исполнившейся. «Цари земли могут восставать, и князья совещаться вместе против Господа и против Помазанника Его» (Пс 2:2). Но в день воскресения мы увидим, что даже самые страшные события совершались в соответствии с волей Божией.

И наконец, заметим, как может ослабеть вера истинных верующих. Мы читаем, что, когда Иуда с вооруженными людьми взяли Господа, а Тот позволил им это сделать, одиннадцать учеников, «оставив Его, все бежали». Возможно, до этого момента у них еще теплилась надежда, что Иисус сотворит чудо и освободит Себя. Но чуда не произошло, и смелость окончательно покинула их. Они тотчас забыли, что обещали никогда не покидать Христа, умереть вместе с Ним и ни при каких обстоятельствах не отрекаться от Него. Страх перед опасностью оказался сильнее веры. Он изгнал все другие чувства из их сердец. И «оставив Его, все бежали».

Поведение учеников крайне поучительно. О нем должен поразмыслить всякий, кто называет себя христианином. Блажен человек, который помнит этот поступок учеников нашего Господа и извлекает из него для себя мудрость!

Размышляя о бегстве одиннадцати учеников, научимся не полагаться на свои силы. Страх перед людьми может стать для нас соблазном. Никогда нельзя точно предсказать, как мы поступим, впав в искушение, и насколько ослабеет наша вера. Облечемся же в смирение.

Научимся также снисходительно относиться к другим христианам. Не будем ожидать слишком многого от них, утверждая, что они лишены благодати, поскольку совершили тот или иной грех. Не будем забывать, что даже избранные апостолы нашего Господа покинули Его в трудный час. Однако, покаявшись, они снова поднялись и стали столпами Церкви Христа.

Закончим изучение этого отрывка на мысли о том, что наш Господь может сострадать Своему народу. Пожалуй, самое тяжелое испытание — это разочарование в тех, кого мы любим. Это горькая чаша, из которой часто приходится пить всем истинным христианам. И служители, и родственники, и друзья могут подводить верующих. Один источник может иссякать за другим. Но есть Друг, который никогда не подведет. Будем же утешаться Им. Иисус может сострадать в немощах, Он знаком со всеми скорбями. Ученики Христа предали Его в тяжелый час. Но Он терпеливо перенес это, и любовь Его к ним не угасла. Иисус никогда не устает прощать. Постараемся же и мы быть такими. Иисус никогда не подведет нас. Ведь написано: «Милосердие Его не истощилось» (Плач 3:22)*.

(*Часто возникает вопрос, что это за юноша, который нагим убежал от воинов, схвативших его. Только св. Марк сообщает об этом происшествии, правда, не уточняя, кто это был.

Никто еще не дал удовлетворительного ответа на этот вопрос, хотя многие пытались. Все их толкования не более чем догадки и предположения.

Некоторые, — пишет Петтер в своем комментарии к Евангелию от Марка, — считают его одним из двенадцати учеников — Иаковом, сыном Алфеевым, братом Господним, т. е. родственником нашего Спасителя (вероятно, походившего своей внешностью на нашего Господа)». Так считали Епифаний и Иероним. Другие полагают, что это был Иоанн, возлюбленный ученик Христа. Так думали Амвросий, Иоанн Златоуст и Григорий. Но этот юноша не мог быть из числа апостолов, потому что чуть выше сказано, что они «все бежали» сразу после ареста нашего Господа. Скорее всего, этот человек жил неподалеку от Гефсиманского сада и, услышав шум, сопровождавший арест нашего Спасителя, проснулся и пришел посмотреть, что происходит. Увидев, что нашего Спасителя уводят связанным, он последовал за Ним, чтобы посмотреть, что с Ним сделают. Очевидно, что он был настроен доброжелательно по отношению к нашему Спасителю».

Феофилакт и Евтимий считают, что этот юноша последовал за нашим Господом из дома, где Тот ел пасху со Своими учениками. Другие полагают, что это был сам евангелист Марк.

Одни думают, что св. Марк, описывая это происшествие, ставит своей целью описать жестокость тех, кто пришел схватить нашего Господа. Они готовы были поднять руку на любого, оказавшегося рядом с Ним, и схватить всякого, заподозренного в связи с Ним.

Другие считают, что, упоминая об этом, евангелист хочет показать, что Господа оставили все Его друзья. «Этот юноша, — пишет Кларий, предпочитает бежать нагим, нежели быть схваченным в качестве последователя Христа».

Некоторые комментаторы считают, что поведение юноши указывает на большую опасность, в которой находились ученики, а также на то, что они могли спасти свою жизнь лишь бегством.

Один известный богослов видит глубокий символизм в этом событии. Он считает, что юноша убежал подобно козлу отпущения, которого выпускали на свободу в день искупления, или подобно птице, которую выпускали во время обряда очищения прокаженного. Наш же Господь символизирует ту часть жертвоприношений, в которой животных убивали (см. Лев 14:7, 16:22). Я не хочу комментировать ни одно из приведенных мнений, только лишь отмечу, что последнее я нахожу крайне причудливым и неразумным. Буллингер мудро заметил: «Какая разница, кто был этот юноша, какая польза от того, что мы будем знать его имя? Если бы это имело значение, Дух Божий, часто сообщающий нам мельчайшие подробности событий, не умолчал бы и об этом».)

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 14:53−65

53 И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники.
54 Петр издали следовал за Ним, даже внутрь двора первосвященникова; и сидел со служителями, и грелся у огня.
55 Первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили.
56 Ибо многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства сии не были достаточны.
57 И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили:
58 мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный.
59 Но и такое свидетельство их не было достаточно.
60 Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: что Ты ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют?
61 Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного?
62 Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.
63 Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей?
64 Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти.
65 И некоторые начали плевать на Него и, закрывая Ему лице, ударять Его и говорить Ему: прореки. И слуги били Его по ланитам.

Соломон говорит нам в книге Екклесиаста, что одно из зол, которое видел он под солнцем, это когда «невежество поставляется на большой высоте, а богатые сидят низко» (Еккл 10:6). Этот отрывок — прекрасная иллюстрация словам царя. Сына Божьего, «в Котором сокрыты все сокровища мудрости и знания», сделали злодеем перед «первосвященниками и старейшинами и книжниками». Руководители иудейского народа собрались для того, чтобы убить своего Мессию и осудить Того, кто однажды явится во славе и будет судить, не только их, но и все человечество. Это невероятно, но факт.

Во-первых, следует отметить, что христиане иногда сами подвергают себя искушению. Мы читаем, что после того как Иисус был схвачен, «Петр издали следовал за Ним, даже внутрь двора первосвященникова; и сидел со служителями, и грелся у огня» (*Стоит отметить, что греческое слово, переведенное как «огонь», в выражении «грелся у огня» имеет значение «ярко горящий костер». Эта деталь поясняет, как легко было сидящим у костра людям узнать в Петре одного из учеников Христа.). В этом поступке было мало мудрости. Петру следовало помнить, что однажды он уже проявил слабость, оставив своего Господина, и не подвергать себя опасности снова. Это был опрометчивый и самонадеянный поступок. Апостол подверг свою веру новому испытанию, к которому был совершенно не готов. Он оказался в окружении людей, от которых Он не мог ожидать ничего хорошего И в результате Петр совершил еще более тяжкий грех: он три раза отрекся от Христа.

Никогда нельзя забывать, что как только верующий человек начинает свое отступничество и отхождение от веры, он никогда не останавливается. Споткнувшись однажды, он продолжает спотыкаться и дальше. Крайне редко бывает, что христианин совершает только одну ошибку. За одной следует другая. Как будто бы слепота поражает глаза христианина, и он теряет способность видеть. Кажется, что он утрачивает способность мыслить и рассуждать здраво. Такой христианин уподобляется камню, который стремительно скатывается с горы: чем дальше он упорствует в своем грехе, тем быстрее и безудержнее его падение. Как Давид, он может начать с праздности, а закончить самым страшным преступлением — убийством. Как Петр, он может начать с трусости, и, продолжив неразумно заигрывать с искушением, закончить — отречением от Христа.

Если у вас есть истинная и спасительная вера, остерегайтесь сделать даже один шаг в сторону отступления. Оно подобно реке: небольшой ручеек у истока превращается в огромный поток воды. Если вы свернете с пути святости хотя бы на шаг, никто не сможет предсказать, к чему вы придете. Совершив небольшой проступок, вы вскоре начнете совершать всевозможные злые дела. Поэтому держитесь подальше от межи зла. Не играйте с огнем. Не бойтесь, что вас обвинят в чрезмерной строгости, излишней аккуратности и щепетильности. Одна из важнейших просьб в молитве «Отче наш» — это просьба не ввести в искушение.

Во-вторых, мы читаем о том, как много пришлось претерпеть нашему Господу от лживых уст на суде первосвященников. Марк говорит, что «многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства сии не были достаточны».

Конечно, суд был далеко не самой легкой частью страданий нашего Спасителя. Христа схватили как злодея, привели на суд как преступника, хотя Он был невиновен, и это причиняло Ему большие страдания. Слышать, как люди выдвигают против нас сфабрикованные обвинения и собирают ложные слухи, слышать, как коварные языки источают смертельный яд, пороча наше имя, и знать, что все это ложь, — вот истинный крест! «Слова наушника, — пишет Соломон, — входят во внутренность чрева» (Притч 18:8). «Избавь душу мою, — говорит Давид, — от уст лживых, от языка лукавого» (Пс 119:2). Все это было частью той чаши, которую Господь Иисус испил ради нас. Как велика цена искупления нашей души!

Пусть истинного христианина не удивляет, если он стал объектом сплетен и злословия. В этом мире подобное не должно удивлять. Не стоит ожидать, что с нами будут обращаться лучше, чем с нашим Господом. Лучше будем ожидать неоправданного к себе отношения и видеть в этом часть нашего креста, который мы все должны нести со дня нашего обращения и до конца жизни. Ложь и сплетни — это излюбленное оружие сатаны. Если он не сможет помешать вам стать на путь служения Христу, то постарается смутить вас и сделать ваше служение крайне обременительным. Будем же терпеливо нести этот крест и не чуждаться его «как приключения, для нас странного». Вспоминайте чаще слова нашего Господа Иисуса: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо» (Лк 6:26). «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф 5:11).

И наконец, следует отметить, что наш Господь ясно свидетельствует о том, что Он Мессия, который придет во второй раз во славе. Первосвященник спрашивает Его: «Ты ли Христос, Сын Благословенного?» И тут же получает ответ: «Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных».

Эти слова нашего Господа мы должны всегда хранить в нашей памяти. После этих слов иудеи уже не могли сказать, что Иисус из Назарета не говорил им о том, что Он является Христом Божьим. Он заявил перед советом первосвященников и старейшин: «Я — Христос». После такого заявления они не могли сказать, что Он был ничтожным и незначительным человеком, которому нельзя было верить. Христос предупредил их, что Его слава и величие ожидают своего откровения в будущем. Они сокрыты до времени Его второго пришествия. Старейшинам еще предстоит увидеть Его, облаченного царским величием и силой, «сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных». Наступит время, когда Христос придет как Судья, Победитель и Царь. Если Израиль не верил, то не потому, что не знал, чему верить.

Пусть эта история укрепит уверенность в том, что второе пришествие нашего Господа Иисуса Христа действительно произойдет. Пред лицом Своих смертельных врагов в завершении Своего земного служения Христос снова утверждает великую истину: Он придет и будет судить мир. Пусть эта истина займет важное место в вашей личной христианской жизни. Каждый день помните о том, что Спаситель однажды вернется в этот мир. Христос, в которого мы верим, не только умер и воскрес, не только жив и ходатайствует за нас, но Он однажды вернется во славе, чтобы собрать и наградить Свой народ и наказать всех Своих врагов.

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 14:66−72

66 Когда Петр был на дворе внизу, пришла одна из служанок первосвященника
67 и, увидев Петра греющегося и всмотревшись в него, сказала: и ты был с Иисусом Назарянином.
68 Но он отрекся, сказав: не знаю и не понимаю, что ты говоришь. И вышел вон на передний двор; и запел петух.
69 Служанка, увидев его опять, начала говорить стоявшим тут: этот из них.
70 Он опять отрекся. Спустя немного, стоявшие тут опять стали говорить Петру: точно ты из них; ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно.
71 Он же начал клясться и божиться: не знаю Человека Сего, о Котором говорите.
72 Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать.

Любое кораблекрушение, даже если не было человеческих жертв, ужасно. Утрата имущества и связанные с этим крушения надежд опечаливают сердце человека. Больно видеть страдания и мучения моряков, пытающихся спасти свою жизнь. Однако еще печальнее наблюдать кораблекрушение в вере, т.е. падение и отступление истинного христианина. Хотя Божья милость однажды поднимет его и спасет от адской погибели, все же он многое теряет через свое падение. Такую картину мы наблюдаем в прочитанных нами стихах. В этой грустной и поучительной истории рассказывается об отречении Петра от Господа.

Во-первых, мы видим, как низко может пасть великий святой. Мы знаем, что Симон Петр был самым выдающимся из апостолов Иисуса Христа. Он был тем, кто удостоился особой похвалы из уст нашего Господа, после того как исповедал Его Мессией: «Блажен ты Симон Ионин» и «тебе дам я ключи Царства небесного». Петр обладал особыми привилегиями, и особые милости были явлены ему. И вот здесь мы видим Петра, которого объял такой страх, что апостол отрекся от Своего Господа. Петр объявил, что не знал Того, с которым жил и ходил целых три года! Он заявил, что не знает Того, который исцелил Его тещу, брал его с Собой на гору преображения и не дал утонуть в Галилейском море. И отрекся он от Господа не один раз, а целых три! Петр не просто отрекся, а начал «клясться и божиться». Петр делает это после того, как Иисус предупредил его и после того, как апостол поклялся, что никогда не сделает ничего подобного, даже если ему придется умереть!

Все это записано с одной целью — показать Церкви Христа природу людей, пусть даже и самых лучших. Этот отрывок учит нас тому, что даже после обращения и обновления Святым Духом, человек остается немощным. Этот отрывок учит нас тому, что важно бодрствовать, молиться и быть смиренным во время земной жизни. «Тот, кто думает, что стоит, — берегись, чтобы не упал».

Будем также помнить, что случай с Симоном Петром не единичный. Слово Божие содержит множество других примеров падения истинных верующих. История Ноя, Авраама, Давида и Езекии указывает на то, что «греховная инфекция» остается и в возрожденных людях. Ни один человек не является настолько сильным, чтобы ему не угрожало падение. Не будем забывать этого. Давайте смиренно ходить пред Богом. «Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении» (Притч 28:14).

Во-вторых, мы узнаем, что небольшое искушение может привести святого к большому падению. Испытание Петра начинается с незначительного замечания одной из служанок первосвященника: «И ты был с Иисусом Назарянином». Ничто не говорит о том, что эти слова были произнесены с враждебными намерениями. Служанка просто вспомнила, что Петр ходил с Иисусом. Но и этого замечания было достаточно, чтобы поколебать веру великого апостола и заставить его отречься от своего Господина. Избранный быть главным среди других учеников, Петр был повержен не угрозами вооруженных людей, а словами слабой женщины!

В этом событии много поучительного. Ни одно искушение не является настолько слабым или незначительным, чтобы не одолеть нас, если мы не будем бодрствовать и молиться, чтобы устоять. Если с нами будет Бог, мы сможем двигать горы и одерживать победы над вражьими воинствами. «Все могу, — говорит Павел, — в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп 1:22). Если Бог отнимет Свою благодать и предоставит нас самим себе, мы станем подобны городу без стен и врат, легкой добычей врага.

Остерегайтесь легкомысленного отношения к искушениям, которые кажутся незначительными. В том, что касается души, не может быть ничего несущественного. Малая закваска квасит все тесто. Малая искра может вызвать большой пожар. Небольшая пробоина может привести к гибели большого корабля. Малый соблазн способен вызвать великое растление сердца и навлечь большую беду на душу.

И наконец, обратим наше внимание на великую скорбь, в которую повергает святых их отступничество. Этот отрывок заканчивается очень печально. «И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня». Кто способен описать чувства, которые наполнили тогда сердце апостола? Стыд, смятение и угрызения совести охватили его душу. Так низко пасть! Пасть несколько раз подряд! Пасть после ясного предостережения! Все эти мысли больно ранили сердце Петра. Воистину, «оружие прошло ему душу». Как много кроется за теми простыми словами, которыми описано состояние Петра! «И вспомнил Петр слово... и начал плакать».

То, что произошло с Петром, происходило и с другими Божьими слугами, поддавшимися искушению. Лот, Самсон и Иосафат из библейской истории, Кранмер и Джувелл из истории английской церкви, подобно Петру, подтверждают слова из Книги Притч: «Человек с развращенным сердцем насытится от путей своих» (Притч 14:14). Как и Петр, они горько согрешили. Как и Петр, они раскаялись по-настоящему. Но, как и он, они пожали горькие плоды в этом мире. Как и Петр, они обрели прощение и милость. Но, как и он, они пролили много слез.

Этот отрывок убеждает нас, что грех обязательно приносит печаль и что по-настоящему счастливым может быть лишь тот, кто живет святой жизнью. Господь Иисус милостиво указал Своим слугам, что им не пойдет во благо, если они поддадутся искушениям и поступят неосмотрительно. Если мы повернемся к Нему спиной, то, конечно же, поплатимся за это. Хотя Он и прощает нас, однако дает нам почувствовать, к чему приводят нас наши неверные действия. Безопаснее следовать за Христом, если следовать Ему во всем. «Пусть умножаются скорби у тех, которые текут к Богу чужому» (Пс 15:4).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Джона Райла на Евангелие от Марка, 14 глава. Комментарии Джона Райла.


Публикуется с разрешения издателя.
© 2001−2004.

ПОДДЕРЖАТЬ СЛУЖЕНИЕ

От Марка 14 глава в переводах:
От Марка 14 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Джона Райла
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Феофилакта Болгарского
  9. Новый Библейский Комментарий
  10. Лингвистический. Роджерс
  11. Комментарии Давида Стерна
  12. Библия говорит сегодня
  13. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.