Библия » Райл Комментарии Джона Райла

От Марка 6 От Марка 6 глава

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 6:1−6

1 Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его.
2 Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его?
3 Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем.
4 Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем.
5 И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их.
6 И дивился неверию их; потом ходил по окрестным селениям и учил.

В этом отрывке описывается пребывание Иисуса Христа в «отечестве своем» — в Назарете. Этот отрывок заслуживает нашего самого пристального внимания, так как в нем изображена вся глубина нечестия человеческого сердца.

Во-первых, мы видим, что люди склоны приуменьшать ценность того, с чем они давно знакомы. Жители Назарета «соблазнились» о Господе. Они не смогли принять то, что человек, который прожил рядом с ними долгие годы, вдруг начал учить их.

Назарет был самым благословенным местом на земле. Тридцать лет Сын Божий жил в этом городе, ходил по его улицам. Тридцать лет Он ходил с Богом перед глазами назаретян, вел непорочную и совершенную жизнь. Но все было напрасно: жители Назарета так и не смогли поверить в Евангелие, которое стал проповедовать Господь Иисус Христос в синагоге. Они не поверили, что человек, с которым они долго жили, вместе ели и пили и которого они очень хорошо знали, имеет право на их внимание. Они «соблазнились о Нем».

И в этом нет ничего удивительного. Подобное происходит вокруг нас каждый день. Священное Писание, проповедь Евангелия, совершение таинств, неограниченная возможность использовать средства благодати — все это есть в Англии. Но англичане настолько привыкли ко всему этому, что даже не замечают, чем обладают. К сожалению, близкое знакомство с религией часто порождает пренебрежение.

В этом эпизоде из жизни Христа должны находить утешение те Господни служители, которые иногда впадают в уныние, видя равнодушие и неверие своих прихожан. Утешение должны находить и те истинные христиане, чьи убеждения не разделяются в семье и чьи родственники порабощены любовью к миру. Пусть и те, и другие помнят, что пьют ту же чашу, которую пил наш возлюбленный Господь. Пуст они помнят, что Его больше всего презирали те, кто лучше всего знал. Пусть они поймут, глядя на жителей Назарета, что даже если их дела никогда не будут расходиться со словами, то это все равно не заставит окружающих принять их взгляды. Пусть христиане почаще вспоминают печальные слова нашего Господа: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».

Во-вторых, из этих стихов мы узнаем, что жизнь нашего Господа еще до того, как Он начал Свое служение, была исполнена смирения. Жители Назарета говорили о Нем с презрением: «Не плотник ли Он?»

Это примечательное восклицание мы находим только в Евангелии от Марка. Оно означает, что первые тридцать лет Своей жизни наш Господь занимался простым трудом. Как удивительно! Тот, кто сотворил небо и землю, Тот, без кого ничего не начало быть, что начало быть, Сын самого Бога принял образ раба и «в поте лица» Своего ел хлеб как простой человек. Поистине любовь Христова превосходит разумение. Хотя Он был богат, Он обнищал ради нас. И в жизни, и в смерти Он смирил себя, чтобы оправданные грешники могли жить и царствовать вечно.

Помните, когда читаете этот отрывок, что бедность — не грех. Не стоит стыдиться бедности, только если, конечно, вы сами не навлекли ее на себя своим грехом. Нельзя презирать человека за то, что он беден. Грешно быть пьяницей или лжецом, вором или прелюбодеем, но ничего позорного нет в зарабатывании себе на жизнь своим собственным трудом. Представьте себе плотницкую мастерскую в Назарете, и вы сразу перестанете преклоняться перед теми, кто сделал богатство своим идолом. Нет ничего постыдного в том, что вы, может быть, занимаетесь тем же трудом, которым занимался Сын Божий, Спаситель мира.

И наконец, из этого отрывка мы узнаем, что грех неверия — страшный грех. Обратите внимание на два выражения: «...и не мог [Господь] совершить там [в Назарете] никакого чуда», «и дивился неверию их». Первое выражение показывает нам, что неверие может лишить человека величайших благословений. Второе открывает нам то, что неверие — такой безрассудный грех, что даже Иисус Христос удивлялся ему.

Опасность неверия нельзя переоценить. Оно — самый древний грех в мире: им согрешили люди еще в Эдемском саду. Ева поверила дьяволу, вместо того чтобы поверить словам Божьим «смертью умрешь». Неверие — это грех, который ведет к самым страшным последствиям. Оно принесло смерть в мир, оно сорок лет не давало израильтянам войти в землю обетованную. Ад наполнен людьми, согрешившими грехом неверия. «...кто не будет веровать, осужден будет». Неверие — это самый безрассудный из всех грехов. Оно заставляет человека отвергать даже самые очевидные доказательства и верить глупостям и лжи. Но хуже всего то, что неверие — самый распространенный грех. Множество людей совершают его. И при этом называют себя христианами. Возможно, они никогда не слышали о Вольтере и Томасе Пейне, но в жизни они их верные последователи: они не верят в истинность Библии и не принимают Христа как своего Спасителя.

Будем остерегаться неверия в сердце. В сердце, а не в разуме его главный оплот. Дело не в том, что неверующие не могут понять христианского учения или что в мире мало свидетельств существования Бога. Люди просто не хотят поверить. Они возлюбили грех. Они обвенчались с миром. А если так, они всегда найдут себе оправдание. Лишь по-детски смиренное сердце может поверить.

Наблюдайте за своим сердцем. Корень неверия по-прежнему остается в нем. Перестаньте бодрствовать и молиться, и вы сразу увидите, как неверие даст буйные всходы. Очень важно просить о том, о чем просили ученики: «Господи! Умножь нашу веру!» *

(*В этом отрывке есть особое выражение, на которое нужно обратить внимание. Я имею в виду следующую фразу: «И не мог совершить там никакого чуда... И дивился неверию их».

Конечно же, это выражение не означает, что наш Господь не был способен совершить там чудо и что сила неверия воспрепятствовала исполнению Его воли. Таким толкованием мы порочим Христа и отказываем Ему в божественной власти. Но для Иисуса нет ничего невозможного. Если Он хочет что-то сделать, Он может это сделать.

Это выражение означает, что Господь не захотел совершить там никакого чуда из-за неверия людей. Он не совершил чуда, потому что видел состояние их сердца. Христос не хотел напрасно являть Свое могущество. Он не мог отступить от Своего правила: «по вере вашей будет вам». У Иисуса была власть совершить чудо, но Он не захотел ею пользоваться.

Понять это важно еще потому, что другой подобный отрывок из Писания также очень часто понимается неверно. Я имею в виду выражение: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец» (Ин 6:44). Слова «никто не может придти» очень часто толкуются неправильно.

Это выражение — яркое доказательство испорченности человека и его безнадежного состояния. Человек мертв в своих грехах и не может прийти к Иисусу, если его не привлечет Отец. Человек не способен прийти. Но почему он не способен? Здесь начинаются трудности.

Раз и навсегда запомните, что здесь говорится не о физической неспособности человека прийти ко Христу. Не бывает такого, чтобы человек сильно жаждал прийти ко Христу, но какие-то обстоятельства ему в этом помешали, или он искренно хотел прийти, но у него не было возможности. Такое учение полностью уничтожает ответственность человека и часто приводит к тому, что человек остается в грехе. Множество духовно невежественных людей скажут вам, что они хотят поверить, хотят прийти ко Христу, хотят спастись, но не могут. Это страшное заблуждение, которое погубило не одну душу.

Истина заключается в том, что неспособность человек прийти ко Христу и делать добро является нравственной неспособностью, а не физической. Неправда, что у него есть желание, но нет силы. Конечно, у него нет силы, но лишь потому, что у него нет желания. Его воля мешает ему обратиться. Человек не изменится, пока Святой Дух не изменит его волю. Такое положение дел человеку может не нравиться, но это так. Воля — вот главная его проблема. Он может говорить, что он желает хорошего, но все же у него нет искреннего и честного желания стать лучше. Человек не хочет прийти ко Христу, чтобы иметь жизнь вечную.)

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 6:7−13

7 И, призвав двенадцать, начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами.
8 И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе,
9 но обуваться в простую обувь и не носить двух одежд.
10 И сказал им: если где войдете в дом, оставайтесь в нем, доколе не выйдете из того места.
11 И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них. Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу.
12 Они пошли и проповедывали покаяние;
13 изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли.

В этих стихах описывается, как в первый раз апостолы были посланы проповедовать Евангелие. Великий Глава Церкви испытал Своих учеников перед тем, как оставить их одних в мире. Пока Он был с ними, Он показал им, дав возможность учить самим, их слабость. Таким образом, с одной стороны, Он смог исправить их ошибки, а с другой, дал им попробовать действовать самостоятельно. Поэтому, когда Христос оставил учеников, они уже знали, что значит трудиться без непосредственного присутствия Господа. Было бы хорошо, если бы все служители Церкви тщательно готовились, прежде чем принять служение, и не занимали свой пост, не изведав того, как им нужно будет трудиться.

Во-первых, обратим внимание на то, что Христос посылал Своих учеников по два. Только в Евангелии от Марка мы находим эту важную подробность, которая требует нашего особого внимания.

Этот факт показывает, что служить для Христа лучше и легче, когда рядом есть соработник. Один мудрец сказал, что «двоим лучше, чем одному» (Еккл 4:9). Вдвоем можно сделать куда больше работы, чем в одиночку. Один может предостеречь другого от ошибки, помочь в тяжелой работе, порадоваться успеху друга. Они могут утешать друг друга в дни скорби, служить опорой и поддержкой. «Ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его» (Еккл 4:10).

Но в последние дни в Церкви Христовой очень часто забывают об этом. Жатвы много во всех странах мира, но работников мало. Верных людей намного меньше, чем нужно. Поэтому очень часто на служение посылают одного человека, оправдывая это тем, что некого больше послать. Но всегда во всех обстоятельствах мы должны смотреть на Иисуса, вспоминая о том, как Он действовал в подобных случаях. В Деяниях мы читаем, что Павел и другие апостолы очень редко несли служение в одиночку. Неизбежно напрашивается вывод, что, если бы миссионеры трудились в паре, они смогли бы сделать намного больше.

Из рассмотренного стиха можно сделать вывод, что Божьи служители должны работать вместе и помогать друг другу, насколько возможно. «Железо острит, а человек изощряет взгляд друга» (Притч 27:17). Проповедники, миссионеры, учителя воскресной школы должны находить время, чтобы собираться вместе для размышления и молитвы. Нельзя забывать слова апостола Павла: «Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам; не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного» (Евр 10:24−25).

Во-вторых, заметьте, как строго наш Господь говорит о людях, которые не примут и не станут слушать Его посланников. Он говорит, что «отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу».

Эта истина часто повторяется в евангелиях, но, к сожалению, мало кто обращает на нее внимание. Множество людей считает, что если они не убийцы, не воры, не прелюбодеи, если они стараются не нарушать Божьи установления, то им ничего не грозит. Но они забывают, что всего этого недостаточно, чтобы спасти душу. Они не понимают, что самый страшный грех в глазах Бога — слушать Евангелие Христа и не поверить в него, слышать призыв к покаянию и вере, но так и не отозваться на него. Одним словом, люди, отказавшиеся принять Евангелие, окажутся в самом страшном месте — в аду.

Изучая подобные отрывки, спрашивайте себя: «А принимаю ли я Евангелие?» Мы живем в христианской стране. У нас есть Библия, и мы слышали Благую весть. Но приняли ли мы ее в свое сердце? Подчинились ли ей? Ободрились ли надеждой? Взяли ли крест и последовали ли за Христом? Если нет, то мы хуже язычников, поклоняющихся камням и деревьям, и намного хуже жителей Содома и Гоморры. Они никогда не слышали Евангелия, поэтому и не отвергали его. Но мы-то слышали и не поверили. Загляните же в свое сердце и проверьте, не губите ли вы свою душу.

И наконец, обратим внимание на то, в чем заключалась проповедь апостолов. Марк пишет, что «они пошли и проповедовали покаяние».

На первый взгляд учение о необходимости покаяния может показаться слишком простым. Тем не менее тысячи томов написаны выдающимися богословами, богобоязненными людьми по этому вопросу, потому что он напрямую связан с правильным пониманием Бога, человеческой природы, сущности греха, святости, Христа и жизни вечной на небесах. Все мы согрешили и лишены славы Божьей. Все мы должны осознать, что пребываем в мерзости греха. Мы должны ужаснуться этому, опечалиться и пожелать, чтобы Бог простил нас. Одним словом, мы должны родиться свыше и сокрыться во Христе. Вот что означает покаяние к жизни. Только покаявшись, можно получить спасение. Именно это должны объяснять людям проповедники Евангелия, если они желают идти по стопам апостолов. Когда же люди покаются, проповедники Слова должны призвать их раскаиваться все больше и больше каждый день своей жизни.

А вы покаялись? Это самый важный вопрос. Хорошо, если вы знаете, чему учили апостолы. Хорошо, если вам известны главные библейские истины. Но лучше всего, если вы знаете, что такое покаяние на собственном опыте и ощущаете его в своем сердце. Не успокаивайтесь, пока не почувствуете, что вы по-настоящему покаялись! В Царстве Божьем нет нераскаявшихся людей. Все входящие на небеса ощущают свой грех, печалятся о нем и просят прощения. Если вы надеетесь спастись, вы должны пережить это на своем собственном опыте *.

(*Римско-католическая церковь в поддержку своего учения о елеепомазании обычно приводит заключительные стихи этого отрывка и стих из Послания Иакова (5:14). Но и минутного размышления достаточно для того, чтобы понять, что эти стихи не дают для этого таинства никакого основания.

И в Евангелии от Марка, и в Послании Иакова елеем мазали только для исцеления. А елеепомазание — это обряд, который совершается над умершим человеком.

Это расхождение в практике помазания настолько велико, что даже некоторые католики-полемисты признают, что учение о елеепомозании основано на церковном авторитете, а не на Писании. Каловий утверждает, что Петр Ломбардский, Бонавентура, Беллармин, Янсений и Тириний признавали это.)

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 6:14−29

14 Царь Ирод, услышав об Иисусе, — ибо имя Его стало гласно, — говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.
15 Другие говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из пророков.
16 Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых.
17 Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней.
18 Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего.
19 Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла.
20 Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его.
21 Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, —
22 дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе;
23 и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства.
24 Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя.
25 И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя.
26 Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей.
27 И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его.
28 Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей.
29 Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе.

В этих стихах описывается смерть одного из самых знаменитых Божьих святых. Речь идет о казни Иоанна Крестителя. Никто из евангелистов не рассказывает так подробно эту ужасную историю, как Марк. Давайте посмотрим, какой урок мы можем извлечь из этого печального повествования.

Во-первых, обратим внимание на удивительную власть истины над совестью. Сам великий царь, Ирод, боялся Иоанна, когда тот был еще жив, и не мог найти себе покоя, когда того убили. Проповедник, у которого не было ни друзей, ни оружия, кроме Божьей истины, устрашил великого правителя.

Совесть есть у каждого, и это помогает Божьему служителю. Именно поэтому дрожал Феликс, слушая речи апостола Павла, именно поэтому Агриппа был близок к тому, чтобы поверить. Бог не оставляет без свидетельства о Себе сердца даже самых отъявленных грешников. Хотя все люди падшие и испорченные, в них есть совесть, которая обличает и которую невозможно унять. Совесть заставляет бояться даже таких царей, как Ирод!

Об этом следует помнить всем, особенно учителям и проповедникам. Если они проповедуют Христовы истины, то могут быть уверены, что их труд не напрасен. Слушатели проповеди в собрании бывают такими же невнимательными, как и дети в школе. Но все же что-то из услышанного остается в их памяти, а посеянное иногда может принести плод тогда, когда сеятель уже умер, как, например, Иоанн Креститель.

Во-вторых, из этого отрывка мы узнаем, что глубокая религиозность не гарантирует человеку спасения и избавления от поработившего его греха.

Царь Ирод был религиозным человеком. Он «боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святый, и берег его; многое делал, слушаясь его». Ирод даже слушал Иоанна с удовольствием. Но одного Ирод все-таки сделать не смог: он не смог удержаться от прелюбодеяния. Он не смог расстаться с Иродиадой, что и погубило его душу.

Пусть пример Ирода послужит нам предупреждением. Не оглядывайтесь назад, не цепляйтесь за «любимый» грех, оставляйте позади себя все, что мешает вашему спасению. Заглядывайте в свое сердце и проверяйте, не убивает ли вашу душу какой-нибудь возлюбленный грех. Лучше отрубить себе правую руку и вырвать правый глаз, чем отправиться в ад. Не будем довольствоваться слушанием проповедника, который говорит ласкающие слух слова. Не успокаивайтесь, пока не сможете сказать вместе с Давидом: «Все повеления твои, все признаю справедливыми; всякий путь лжи ненавижу» (Пс 118:128).

В-третьих, мы видим, как ревностно истинный служитель должен обличать грех. Иоанн открыто говорил о грехе Ирода. Пророк не собирался молчать только потому, что невежливо говорить царю о его проступках. Иоанн Креститель не говорил намеками, чтобы не обидеть царя. Он говорил со всей прямотой, не думая о последствиях: «Не должно тебе иметь жену брата твоего».

Примеру Иоанна должны следовать все служители. С кафедры или в личной беседе они должны обличать грех и предостерегать о последствиях всех тех, кто живет в нем. Конечно, это может оскорбить людей и даже обидеть. Они могут ополчиться на служителя, который вскрывает их неблаговидные поступки. Но с этим ничего не поделаешь. Долг служителя — обличать, а результат зависит от Бога.

Но для того чтобы обличать, нужна твердость характера и смелость. Конечно же, служитель должен уметь исполнять Божье повеление с мудростью и любовью к грешникам. Если человек вредит своей душе, служитель обязан сказать ему об этом, проявив тем самым любовь к человеку и заботу о нем. Возможно, слова служителя поначалу покажутся обидными, но потом родят в сердце благодарность и уважение. «Обличающий человека найдет после большую приязнь, нежели тот, кто льстит языком» (Притч 28:23).

В-четвертых, мы видим, как сильно иногда люди, упорствующие в своем грехе, ненавидят того, кто их обличает. Кажется, что Иродиада пристрастилась к своему греху еще больше Ирода. Ослепленная грехом, она возненавидела Иоанна Крестителя, который говорил ей правду, и не остановилась в своей ненависти, пока не умертвила пророка.

И в этом нет ничего удивительного. Когда люди твердо решают следовать по пути нечестия, они ненавидят каждого, кто пытается их остановить. Они хотят, чтобы их оставили в покое. Их раздражает противостояние, и они злятся, когда слышат правду. Пророка Илию называли человеком, который смущает Израиль. Царь Ахав ненавидел пророка Михея за то, что он не пророчествовал о нем доброго, а постоянно пророчествовал худое. Пророки и богобоязненные проповедники всегда были гонимы. Их всегда ненавидели. Им никогда не верили.

Если услышите, что верного служителя Евангелия злословят и ненавидят, то не удивляйтесь. Помните: он призван свидетельствовать против греха, мира и дьявола. Если служители верно исполняют свой долг, они неизбежно становятся соблазном. Верному служителю не нужно стыдиться ненависти со стороны нечестивых и развращенных. Наоборот, гордится нечем тому, кто старается быть хорошим для всех, и кто хочет, чтобы его любили все без исключения. «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо».

В-пятых, из этого отрывка мы узнаем, что пиршества иногда приводят ко греху. Ирод устроил роскошный пир по поводу своего дня рождения, собрав огромное количество людей. Столы ломились от еды и питья. В момент самозабвенного восторга царь дает нечестивой женщине обещание отрубить голову Иоанну Крестителю. Вполне возможно, что на следующий же день правитель горько пожалел об этом, но сделанного не воротишь.

Перед нами прекрасная иллюстрация того, к чему могут привести бессмысленные празднования и увеселения. На подобных увеселительных собраниях люди очень часто совершают поступки, о которых впоследствии горько сожалеют. Блаженны те, которые видят искушение и не дают дьяволу увлечь себя! Человек никогда не знает, что он может сотворить, когда он не в себе. Многим кажется, что танцы в поздний час в переполненной комнате под громкую музыку — вполне безобидное занятие. Но христиане никогда не должны забывать, что своим участием в подобных мероприятиях они открывают дорогу дьявольским искушениям.

И наконец, обратим внимание на то, что даже самые лучшие служители Божии не всегда получают свою награду в этом мире. За свой труд Иоанн Креститель был несправедливо заключен в тюрьму и умер мученической смертью. Стефан, Иаков и многие другие верные Божьи слуги засвидетельствовали об истине своей кровью.

Подобные истории напоминают нам, что истинных христиан лучшее ждет впереди. Покой, венец и награда их ждут на небесах. В этом мире дети Божьи должны ходить верой, а не видением. Если же они ждут человеческой славы, их неминуемо постигнет разочарование. В этой жизни верующие должны сеять, трудиться и сражаться. Если же они ждут за все это воздаяния на земле, то поступают неразумно, они его не дождутся. Эта жизнь — еще не конец. Придет день возмездия. Будет славная жатва, и для многих небеса станут воздаянием за все. Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. Истинную ценность веры нельзя измерить видимым. «Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славой, которая откроется в нас» (Рим 8:18). «Кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2Кор 4:17).

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 6:30−34

30 И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили.
31 Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного, — ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда.
32 И отправились в пустынное место в лодке одни.
33 Народ увидел, как они отправлялись, и многие узнали их; и бежали туда пешие из всех городов, и предупредили их, и собрались к Нему.
34 Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много.

Во-первых, обратим внимание на то, как вели себя апостолы, вернувшись после первой проповеди. Мы читаем, что «собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему все, и что сделали, и чему научили».

В этих словах содержится наставление и для нас. Эти стихи — пример для каждого Божьего служителя. Как и апостолы, мы должны рассказывать Главе Церкви обо всем происходящем, прося у Него совета и водительства, силы и помощи.

Молитва — это секрет успеха духовной жизни. Она подвигает на действия Того, по Чьей воле движутся земля и небо. Она заручается обещанной помощью Святого Духа, без которого пркраснейшая проповедь, понятнейшее наставление и усернейшний труд равно бесполезны. Очень часто большего успеха в христианском служении добиваются не те, которые обладают выдающимися дарами, а те, которые пребывают в постоянной молитве, взывая вместе с пророком Иезекилем: «От четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых и они оживут» (Иез 37:9). Такие христиане в большей мере следует примеру апостолов, которые пребывали в молитве и служении словом постоянно (Деян 6:4). Благословенна церковь, в которой не только проповедуется Слово Божье, но и возносится молитва! И если в церковь приходит новый служитель, то мы должны интересоваться не только тем, умеет ли он хорошо проповедовать, но и тем, молится ли он за своих прихожан и служение.

Во-вторых, обратим внимание на то, что сказал наш Господь вернувшимся ученикам. Марк пишет: «Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного».

Нам стоит поразмышлять над этими словами. Наш Господь знает, что человек состоит не только из духа, но и из плоти, которая слаба и немощна. Тело, в котором заключена душа, — несовершенный сосуд. Поэтому Бог не требует от нас больше, чем мы можем сделать. Господь просит сделать нас то, что мы в состоянии сделать, не требуя невозможного. «Пойдите одни, — говорит Он, — и отдохните немного».

Какая глубокая мудрость заключена в словах Христа! Господь знает, что Его служители должны заботиться о своей душе так же, как они заботятся о душе других. Ему известно, что если человек самозабвенно трудится для других, то он часто забывает о себе. Стерегут виноградники других, но не уберегают свой (Песн. П 1:5). Эти слова напоминают, нам что служителям иногда нужно останавливаться в своем труде, чтобы заглядывать в самих себя. «Пойдите вы одни в пустынное место», — говорит Христос.

К сожалению, в церкви Христовой мало таких служителей, кто забывает о себе, служа другим. Большинство людей, исповедующих себя христианами, практически ничего не делают для окружающих их людей. Мал кто забывает о себе, заботясь о других. Этот же отрывок должен послужить пищей для размышления последним. Они должны щадить свое здоровье как талант и не расточать его напрасно и бездумно. Если они будут делать меньше, тогда они дольше смогут быть полезными. Кроме этого, им следует оставлять время и на размышления о себе и о своей духовной жизни. Успех в служении напрямую зависит от того, насколько благополучна духовная жизнь. Поэтому все служители просто обязаны время от времени отдыхать.

Наконец, отметим, какие чувства испытывал Иисус Христос к людям, которые приходили к Нему. Мы читаем, что Он «сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря». У них не было ни учителей, ни вождей, только духовно слепые книжники и фарисеи. У них не было духовной пищи, лишь человеческие обряды. Тысячи людей, у каждого из которых была бессмертная душа, стояли перед Иисусом, беспомощные, ничего не знающие. Широкой дорогой они шли к погибели. Но наш Господь сжалился над ними «и начал учить их много».

Не будем забывать, что наш Господь вчера, сегодня и вовеки тот же. Христос никогда не меняется. И сейчас, сидя по правую руку Бога Отца, Он жалеет нас, заблудших и не имеющих пастыря. Он все еще хочет научить нас многому. Иисус по-особому любит Своих овец, которые слушаются голоса Его, но Он также любит и весь мир, жалеет всех людей. Мы не должны забывать об этом. Только лжеучителя учат, что Христос любит только верующих. Нет, Писание говорит, что Иисус жалеет даже первых из грешников и заботится об их душе. Иисус хочет спасти их — Он приглашает их поверить и обрести спасение!

Знаете ли вы, что такое разум Христов? Уподобляетесь ли вы Ему, так же нежно заботясь о необращенных? Жалеете ли вы людей, блуждающих, как овцы без пастыря? Беспокоитесь ли вы о судьбе нераскаявшихся грешников, которые ходят рядом с вами? Заботитесь ли вы о погибающих язычниках и иудеях, мусульманах и католиках, живущих в других странах? Используете ли вы каждую возможность, чтобы поспособствовать распространению Евангелия по всему миру? Это очень серьезные вопросы, требующие не менее серьезных ответов. Очевидно, что человек, который не заботится о других людях, не имеет разума Христа. Стоит усомниться, вообще обратился ли такой человек и осознает ли он ценность своей души.

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 6:35−46

35 И как времени прошло много, ученики Его, приступив к Нему, говорят: место здесь пустынное, а времени уже много, —
36 отпусти их, чтобы они пошли в окрестные деревни и селения и купили себе хлеба, ибо им нечего есть.
37 Он сказал им в ответ: вы дайте им есть. И сказали Ему: разве нам пойти купить хлеба динариев на двести и дать им есть?
38 Но Он спросил их: сколько у вас хлебов? пойдите, посмотрите. Они, узнав, сказали: пять хлебов и две рыбы.
39 Тогда повелел им рассадить всех отделениями на зеленой траве.
40 И сели рядами, по сто и по пятидесяти.
41 Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех.
42 И ели все, и насытились.
43 И набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов.
44 Было же евших хлебы около пяти тысяч мужей.
45 И тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону к Вифсаиде, пока Он отпустит народ.
46 И, отпустив их, пошел на гору помолиться.

Всех евангелистов Дух Святой вдохновил описать это чудо. Поэтому каждому читателю Слова Божьего следует обратить пристальное внимание на это событие.

Во-первых, отметим, что в этом чуде проявилась всемогущая сила нашего Господа. Мы читаем, что Христос накормил пятью хлебами и двумя рыбами пять тысяч людей. Марк однозначно говорит, что эти люди были голодные. И указывает, что всей еды было пять хлебов и две рыбки. Но наш Господь взял эти хлебы и рыбки, благословил их, преломил и отдал Своим ученикам, чтобы те раздали людям. И в конце Марк говорит: «И ели все, и насытились. И набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов».

Совершив это чудо, Христос проявил ту же силу, которой Бог создал все. Иисус сотворил пищу из ничего. Смешными кажутся домыслы, что якобы Христос загипнотизировал людей, внушив им чувство сытости. Вряд ли можно таким образом насытить пять тысяч голодных. Они поверят в то, что едят, только тогда, когда им в рот попадет кусок хлеба или рыбы. Никогда бы не смогли набрать двенадцать коробов кусков, если бы хлеб чудесным образом не умножился. Никто, кроме Господа, который создал весь наш мир и который посылал манну с неба в пустыне, не смог бы сотворить подобного чуда. Только Бог может «приготовить трапезу в пустыне».

Все христиане в тяжелое для них время должны вспоминать о подобных чудесах Христа. Мы живем в злом мире. Мал тех, кто с нами, зато противников — легион! Мы слабы, и в любую минуту мы можем сойти с правильного пути. Сатана так и вьется возле нас, пытаясь всеми силами вовлечь нас в искушение. Где же мы можем найти ободрение в такой ситуации? Что поможет нам сохранить веру и не впасть в отчаяние? На эти вопросы есть только один ответ: нужно взглянуть на Иисуса. Нужно подумать о Его всемогущей силе, о тех чудесах, которые Он совершал раньше. Нужно вспомнить, что Христос может сотворить пищу из ничего и даже посреди пустыни удовлетворить потребности тех, кто следует за Ним. Кроме того, Христос неизменен, Он все еще жив и находится на нашей стороне.

Во-вторых, обратим внимание на то, что сделал Христос после того, как совершил чудо. Мы читаем, что Он, «отпустив их [людей], пошел на гору помолиться».

Поведение Христа — поучительный пример для нас. Он не искал благодарности людей. Совершив одно из самых великих Своих чудес, Иисус поспешил уединиться и помолиться. Он Сам сделал то, чему учил: «...войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне». Никто не совершал таких могущественных чудес, какие совершал Христос. Никто не учил тому, чему учил Он. Никто не проявлял такого постоянства в молитве, как Иисус.

Будем же брать пример с нашего Господа. Мы не можем совершать чудес: это только в Его власти. Но мы можем так же, как Он, посвящать себя молитве. Если у нас есть Дух усыновления, мы можем молиться. Поэтому будем молиться еще больше, чем мы молились до этого. Будем находить возможности остаться наедине с Богом. Кроме того, будем молиться не только тогда, когда собираемся что-то сделать, но и тогда, когда работа уже выполнена.

Почаще проверяйте, как вы молитесь. Сколько времени за целый день вы уделяете молитве? Становится ли ваша молитва горячее и искреннее год от года? Знаете ли вы, что такое «подвизаться в молитвах» (Кол 4:12)? Такие размышления необходимы нашей душе. К сожалению, христиане очень редко молятся так, как молился Христос. Чаще всего они только говорят о том, что Христос молился со слезами и дерзновением, что Он мог молиться всю ночь, что Он очень часто удалялся в пустынное место для молитвы, что Он находился в близком общении со Своим Отцом, но не следуют Его примеру. Мы живем во времена, когда все спешат и бегут куда-то. Человек постоянно подвергается искушению помолиться как можно быстрее, чтобы потом дальше заниматься своими делами. И поэтому не удивительно, что Церковь сегодня так мало делает, хотя и велика. Она должна научиться подражать своему Главе. Ее члены почаще должны затворять дверь своей комнаты и молиться. Как говорил Иаков, «не имеете, потому что не просите» (Иак 4:2).

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 6:47−56

47 Вечером лодка была посреди моря, а Он один на земле.
48 И увидел их бедствующих в плавании, потому что ветер им был противный; около же четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю, и хотел миновать их.
49 Они, увидев Его идущего по морю, подумали, что это призрак, и вскричали.
50 Ибо все видели Его и испугались. И тотчас заговорил с ними и сказал им: ободритесь; это Я, не бойтесь.
51 И вошел к ним в лодку, и ветер утих. И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились,
52 ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено.
53 И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую и пристали к берегу.
54 Когда вышли они из лодки, тотчас жители, узнав Его,
55 обежали всю окрестность ту и начали на постелях приносить больных туда, где Он, как слышно было, находился.
56 И куда ни приходил Он, в селения ли, в города ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись.

Первое из описанных событий в этом отрывке символизирует положения всех верующих между первым и вторым пришествиями Иисуса Христа. Как и апостолов, бури жизни бросают нас из стороны в сторону, в то время как Иисус видимым образом не присутствует с нами. Но, подобно ученикам, мы увидим Господа лицом к лицу, хотя, возможно, Он придет тогда, когда нам будет очень трудно. И, подобно апостолам, мы увидим, как все станет хорошо, когда наш Господь вернется. И тогда больше не будет никаких бурь. Наступит великая тишина.

В таком применении этого отрывка нет ничего необычного. Мы не должны сомневаться в том, что каждый шаг Христа наполнен глубочайшим смыслом, ведь Он был Богом, явившимся во плоти. Но все же давайте попробуем извлечь из этих стихов очевидные практические уроки.

Во-первых, обратим внимание на то, что Господь видит нужду верующих людей и приходит им на помощь в нужное время. Мы читаем, что «лодка была посреди моря, а Он один на земле». Когда Христос увидел, что Его ученики попали в бурю, то пришел к ним по морю и, утешив их нежными словами «это Я, не бойтесь», успокоил море.

Эти слова должны наполнить утешением сердце каждого верующего. Где бы мы ни находились, что бы с нами ни происходило, Христос видит нас. В городе ли мы или на лоне природы, больны ли мы или здоровы, одни или с друзьями — Господь Иисус видит нас, как Он видел Своих учеников, попавших в бурю. Христос всегда заботится о Своих, и ничто не скрыто от Него. Он может всегда помочь нам. Возможно, Он не придет тогда, когда мы этого хотим, но все же Он никогда не позволит нам потерпеть кораблекрушение. Тот, кто ходил по воде, никогда не меняется. Он всегда приходит в нужное время, чтобы поддержать Своих верных. Может быть, Он медлит, но будем ждать Его с терпением. Иисус видит нас и не забывает о нас.

Во-вторых, отметим, что ученики сначала испугались, увидев Иисуса, идущего по волнам. Марк пишет, что ученики «подумали, что это призрак, и вскричали. Ибо все видели Его и испугались».

В таком поведении учеников — вся суть человеческой натуры. Многие тысячи из ныне живущих поступили бы в подобной ситуации точно так же. Мал кто, увидев Христа, шагающего по волнам посреди ночи и приближающегося к лодке, не испугался бы. Пусть некоторые смеются над суеверными страхами необразованных учеников, хвастаются теми знаниями, которые с тех пор накопило человечество. Тем не менее, окажись они на месте апостолов, они отреагировали бы точно так же. Самые смелые скептики порой превращаются в самых больших трусов, когда посреди ночи пред ними предстает видение, появление которого объяснить они не в силах.

Все люди инстинктивно боятся проявлений иного мира. Многие пытаются заглушить это чувство страха, убеждая себя, хотя и тщетно, в том, что есть существа видимые и невидимые, что на земле существует не только видимый мир, но и другие невидимые миры. Конечно, все рассказы о духах и привидениях — глупость и суеверие, порожденные воображением слабоумных. Но все же нельзя отрицать тот факт, что вера в приведения и духов распространена по всей земле. Этот факт является косвенным доказательством того, что человеческой природе присуща вера в невидимых существ. Существование фальшивой монеты указывает на то, что где-то существует настоящая. Вера в невидимых существ доказывает, что в человеке есть что-то такое, что свидетельствует ему о загробном мире. Люди боятся, когда видят, как им кажется, проявления этого иного мира.

Обязанность настоящего христианина — своей жизнью свидетельствовать, что у него есть лекарство от страха перед невидимым миром. Этим лекарством является вера в невидимого Спасителя и постоянное общение с Ним. Имея это лекарство и видя Невидимого, нам нечего бояться. Мы направляемся к миру духов, и на этом пути нас подстерегают опасности. Но с Христом Спасителем нам не о чем беспокоиться: с Ним мы в безопасности.

В заключение отметим, какие обязанности мы несем по отношению к другим людям. Когда жители земли Геннисаретской услышали, что к ним пришел Господь Иисус, они «обежали всю окрестность ту и начали на постелях приносить больных». Мы читаем о том, что «куда ни приходил Он, в селения ли, в города ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его».

Разве это не пример для всех нас? Будем поступать так же. Будем приносить всех, кто рядом с нами и кто нуждается в духовном исцелении, к Иисусу, великому Врачевателю. Нераскаявшиеся души умирают каждый день. Время коротко. Возможностей все меньше. Приходит ночь, и человек уже не может работать. Давайте же без устали трудиться, чтобы привести людей к познанию Иисуса Христа во спасение. Пусть нас ободряет то, что люди, которые прикасаются к Нему, исцеляются.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Джона Райла на Евангелие от Марка, 6 глава. Комментарии Джона Райла.


Публикуется с разрешения издателя.
© 2001−2004.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

От Марка 6 глава в переводах:
От Марка 6 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Джона Райла
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Феофилакта Болгарского
  9. Новый Библейский Комментарий
  10. Лингвистический. Роджерс
  11. Комментарии Давида Стерна
  12. Библия говорит сегодня
  13. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.