Библия » Райл Комментарии Джона Райла

От Марка 10 От Марка 10 глава

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 10:1−13

1 Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их.
2 Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою?
3 Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей?
4 Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться.
5 Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь.
6 В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их.
7 Посему оставит человек отца своего и мать
8 и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть.
9 Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
10 В доме ученики Его опять спросили Его о том же.
11 Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее;
12 и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.

Первый стих этой главы показывает нам, как терпеливо учил людей Иисус Христос. Марк пишет, что Господь «приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их».

Где бы наш Господь ни был, Он всегда делал дело Своего Отца — учил, проповедовал, трудился для блага душ. Христос не пренебрегал ни малейшей возможностью. У Него не было напрасно прожитых дней. Он «сеял при водах» и «утром сеял семя Свое, и вечером не давал отдыха руке Своей» (Ис 32:20; Еккл 11:6).

Наш Господь Иисус Христос знал сердце каждого человека. Он видел, что у большинства Его слушателей ожесточенные сердца, которые не верят Ему. Когда Иисус говорил, Он знал, что многие пропускают Его слова мимо ушей и что труд Его во многом напрасен. Тем не менее Он трудился.

Пусть каждый труженик на ниве Господней: проповедник, учитель воскресной школы, миссионер — берет пример с Христа. Давайте помнить, как вел Себя Господь, и делать то же самое. Мы не имеем права оставлять труд лишь потому, что не видим плода своих усилий. Мы должны трудиться упорно, помня, что обязанности — наши, а результат — Бога. Богу нужны пахари и сеятели точно так же, как и жнецы. Честный хозяин всегда платит своим работникам за труд, а не за количество собранного урожая. Так же поступит в последний день и наш Господин со всеми Своими верными слугами. Он знает, что успех не зависел от них. И они были не в состоянии изменять сердца сами. Поэтому Он вознаградит их за труд, а не за плоды их труда. Господь не говорит, что в радость господина войдет добрый и успешно трудившийся раб. Он говорит, что эту награду получит добрый и верный раб (Мф 25:21).

(*Хотелось бы привести несколько замечаний епископа Латимера из его проповеди на тему притчи о брачных одеждах. Он говорит: «Человека, у которого не было брачных одежд, осудили за лицемерие: он говорил одно, но поступал совсем по-другому. Почему же царь не осудил посланников? В них не было вины: они исполнили свои обязанности, позвав людей на брачный пир. Брачные же одежды те должны были искать сами. Поэтому царь не гневается на посланников, то есть проповедников. Им поручено было позвать — они позвали. Многие проповедники сокрушаются, что их проповеди приносят слишком мало плода. И если спросить у какого-нибудь из них: «Почему вы не проповедуете, ведь вы получили такой великий дар от Бога?», он ответит: «Я бы проповедовал, если бы видел плоды, люди не меняются — я просто устал». Это неправильный ответ. Почему вы волнуетесь о том, что не в вашей власти, и не делаете то, что должны делать?»)

Большая часть этого отрывка посвящена вопросу брачных взаимоотношений. Во времена земного служения Иисуса иудеи не рассматривали брак как вечный союз мужчины и женщины. Они не считали, что брачные узы должны крепко связывать людей. Развод по самым незначительным причинам был обычным делом (**Если бы не свидетельства раввинских книг, мы бы никогда не поверили, что иудеи разводились по таким мелочным до абсурда причинам. Я думаю, одной цитаты из них будет достаточно, чтобы проиллюстрировать иудейский обычай разводиться: «Если жена пересаливает или пережаривает пищу, с ней можно развестись».). Как следствие, и жены, и мужья очень плохо понимали свои обязанности друг перед другом. Чтобы исправить это ненормальное положение вещей, наш Господь устанавливает высокие и святые стандарты семейной жизни. Он напоминает, что сразу же после сотворения брак был союзом между одним мужчиной и одной женщиной. Христос приводит слова из Писания, касающиеся брака Адама и Евы: «...оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей. И будут два одной плотью». К этим словам Господь делает очень важное добавление: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». На вопрос же учеников о повторном браке Христос ответил, что повторный брак после развода не по причине прелюбодеяния — это нарушение седьмой заповеди.

(*Я понимаю, что мое мнение, которое я только что высказал, расходится с мнением некоторых ученых богословов. Я хочу только сказать, что оно сложилось у меня после тщательного изучения параллельного отрывка Мф 19:9 и слов нашего Господа, записанных в Мф 5:32. Я убежден, что Христос запретил повторный брак после развода по незначительным причинам, но не запрещал повторного брака после развода по причине неверности одной из сторон. Очевидно, что повторный брак после развода без веских оснований есть прелюбодеяние: в глазах Бога люди, разводящиеся без основания, не разведены, они по-прежнему остаются одной плотью. Но брак после развода по причине неверности не является прелюбодеянием, поскольку неверность разрывает узы брака и возвращает невиновного супруга в положение неженатого или незамужней, вдовца или вдовы.)

Вопрос брака имеет первостепенное значение. И мы должны быть благодарны Господу за то, что Он ясно и четко объяснил, как смотрит на брак. Семья — основа любого общества. Нравственность народа и каждого отдельного человека зависит от семейных взаимоотношений. Опыт всех народов показывает, что в словах нашего Господа о браке заключена глубокая мудрость. Практика подтверждает, что разводы без веских причин и многоженство ведут к падению нравственности. Иными словами, чем ближе к указаниям Господа находится семейное право той или иной страны, тем выше нравственность ее народа.

Если вы уже женаты или замужем или если собираетесь создать семью, внимательно изучите этот отрывок. Самое главное в земной жизни — это отношения между мужем и женой. Если вступать в брак мудро и со страхом Божиим, он может принести самое большое земное благословение. Но если вступать в брак безрассудно, этим можно навлечь на себя большие несчастья. Женившись или выйдя замуж «в Господе», вы обретете блаженство, но если заключите семейный союз по зову плоти, то только навредите себе. Мудрейшим из мудрых был Соломон, «однако же чужеземные жены ввели в грех и его» (Неем 13:26).

К сожалению, люди очень часто этого не понимают. Печально, но факт: мало кто, вступая в брак, думает о Боге и Его воле. Как мало новобрачных, приглашающих Господа на свою свадьбу! И как много горя в мире оттого, что многие семьи не могут обрести счастья. Люди слишком поздно понимают, что совершили ошибку, за которую им придется расплачиваться всю жизнь. Всегда будет счастлив тот, кто будет следовать в семейной жизни трем простым правилам. Во-первых, создавать семью можно только в Господе, предварительно испросив на это Божьего благословения. Во-вторых, не надо ожидать, а тем более требовать слишком многого от своего мужа или от своей жены. Всегда помните, что ваш брак — это союз двух грешников, а не двух ангелов. И в-третьих, надо всегда заботиться об освящении друг друга. Чем большей святости достигнут муж и жена, тем счастливее будет их жизнь. «Христос возлюбил церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее» (Еф 5:25−26) **.

(**В этом отрывке есть выражение, которое требует дополнительных объяснений. Фарисеи сказали Иисусу, что «Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться». Замечательный ответ дал им наш Господь: «По жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь». Далее Иисус начал объяснять, что позволение разводиться было дано потому, что их праотцы не смогли сохранить брак в том виде, в котором он был изначально создан, поэтому Бог стал обращаться с ними как с нравственно испорченными созданиями. «В начале же создания, — говорит Иисус, — Бог мужчину и женщину сотворил их». Это выражение хорошо характеризует отдельные части гражданского закона Моисея. Оно показывает, что некоторые установления этого закона были приведены в соответствие с тем состоянием иудеев, в котором они находились, в первый раз покидая Египет. С самого начала не предполагалось, что этот закон будет иметь вечную ценность. Он должен был быть путеводителем к чему-то лучшему и более совершенному, которое откроется, когда люди будут способны принять это лучшее. Безусловно, израильтяне могли гордиться законом, потому что он был привилегией, данной Богом. Но все же закон должен был смирять их. Например, разрешение разводиться по менее веским причинам, чем прелюбодеяние, было свидетельством жестокосердия народа. Было решено: лучше позволить разводы, чем провоцировать насилие, прелюбодеяние и жестокость. Иными словами, сам закон, которым так хвалились иудеи, содержал постановления, которые, как показал наш Господь, были написаны для того, чтобы вызвать у иудеев чувство стыда.

Это выражение также характеризует положение детей Божьих в этом грешном мире. И в церкви, и в государстве Бог может допускать что-то не потому, что оно является лучшим из всего, что возможно, а потому, что в тех условиях, в которых находится церковь и государство в настоящий момент, такой вариант наиболее приемлем. Невозможно найти идеальную церковь или государство. Поэтому нас должно устроить, если в государстве есть хотя бы основы законности, а церковь старается держаться истины. Господь долгое время мирился с некоторыми установлениями в Израиле, поэтому и мы должны ко многому относиться терпимо. Посвятить жизнь поиску идеальной церкви или государства — значит потратить ее впустую. Если Господь Бог был готов пойти на уступки иудеям из-за ожесточенности их сердец, то мы тем более должны принять многое из того, что нам не нравится в церкви или государстве. Весь мир лежит во зле и грехе; куда бы мы ни посмотрели, всюду увидим несовершенство. Мир же совершенный еще грядет.)

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 10:13−16

13 Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих.
14 Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.
15 Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.
16 И, обняв их, возложил руки на них и благословил их.

Этот короткий отрывок из четырех стихов очень интересен. Мы видим, что к Иисусу приносили маленьких детей, «чтобы Он прикоснулся к ним», но ученики не пускали их. Тогда «Иисус вознегодовал и сказал: пустите детей приходить ко мне». Затем Он, обняв детей, возложил руки на них и благословил их.

Во-первых, мы видим, что в Церкви Христовой детям должно уделяться много внимания. Великий Глава Церкви нашел время, чтобы уделить его детям. Хотя Его время на земле было дорого, и вокруг было множество идущих в погибель взрослых людей, Христос не обошел вниманием маленьких детей. В Его большом любящем сердце нашлось место и для них. Своим жестом Иисус засвидетельствовал о том, что дети дороги Ему. Он также сказал о них слова, которых никогда не должна забывать Его Церковь: «Ибо таковых есть Царствие Божие».

Не позволяйте себе думать о том, что о детских душах можно не заботиться. То, какими они будут на протяжении всей жизни, зависит во многом от того, что они переживают в первые семь лет. Даже в самом раннем возрасте дети могут научиться делать зло и грешить, но они могут научиться и вере. Они по-своему, по-детски, начинают задумываться о Боге, о своей душе и грядущей жизни намного раньше, чем многие думают. Дети очень рано могут услышать в себе голос совести. Бог по Своей милости не лишил их испорченные и падшие сердца способности воспринимать свидетельство о Себе. У каждого ребенка есть душа, которая будет жить вечно на небесах или в аду. Поэтому ни об одном ребенке нельзя сказать, что его еще рано призывать прийти к Богу.

Об этом должна задуматься вся Церковь Христова. На каждой поместной церкви лежит обязанность заботиться о духовных нуждах детей. Как только дети становятся способными учиться, их надо начинать учить. Как только они могут прилично вести себя, их надо приводить в собрание. К ним нужно относиться с любовью, как к тем, которые станут в будущем нашими братьями и сестрами во Христе и займут наше место, когда мы умрем. Можно ожидать с уверенностью, что Христос благословит все старания делать добро детям. Нельзя считать здоровой ту церковь, которая пренебрегает молодым поколением, не желая видеть его представителей в рядах своих членов и говоря, что дети все равно останутся детьми, поэтому бесполезно вкладывать в них силы. Такая церковь противоречит духу христианства. Собрание, которое состоит исключительно из взрослых, чьи дети во время служения бездельничают дома или бегают по улицам, являет собой печальное зрелище. Члены такой церкви могут гордиться тем, что их много и что они придерживаются здравого учения. Они могут успокаивать себя мыслью о том, что изменить детские сердца они все равно не могут, поэтому только Сам Бог может обратить их в угодное Ему время. Тем не менее Христос может обвинить их в том, что они пренебрегают своей прямой обязанностью и совершают большой грех, не пытаясь всеми доступными средствами привести детей к Богу.

Во-вторых, отметим, что этот отрывок поощряет крещение детей. Конечно, в этом отрывке ничего прямо или косвенно не говорится о крещении. Но то, как Иисус обращался с детьми, свидетельствует в пользу крещения. Именно поэтому этот отрывок занимает важное место в церемонии крещения детей в англиканской церкви.

Несомненно, вопрос о крещении детей является очень деликатным и трудным. Многие святые и благочестивые люди не могут сойтись во мнениях по этому вопросу. Хотя они читают одну и ту же Библию и считают, что водимы одним и тем же Духом, тем не менее они приходят к разным заключениям относительно крещения. Сравнительно небольшое число протестантских церквей, но тех, к которым принадлежит много выдающихся святых, считает, что крещение младенцев противоречит Писанию. Такая разница во взглядах является печальным подтверждением тому, что даже святые дети Божии могут быть духовно слепыми.

Разница во мнениях, о которой только что было сказано, не должна поколебать верующих, принадлежащих англиканской церкви, и не должна заставить их отказаться от твердой позиции, занимаемой в этом вопросе. Одна из статей англиканской церкви ясно говорит, что «крещение младенцев нужно всячески поощрять и поддерживать, поскольку оно никоим образом не противоречит учению Христа». Не бойтесь держаться этой точки зрения.

Как сторонники, так и противники этого взгляда, согласны в том, что младенец может быть одним из избранных Богом ко спасению, может быть омыт в крови Христа, может родиться от Духа, может получить благодать и оправдание и войти в Царствие Божие. Но если это так, то почему дети не могут получить и внешний знак всего этого, т. е. креститься?

Все согласны и в том, что младенцы, у которых родители христиане, являются частью видимой Церкви Христовой. Иначе как объяснить слова апостола Павла: «...а теперь [дети] святы» (1Кор 7:14)? А если это так, то почему младенец не может получить и внешнего знака принятия в церковь. Ведь еврейские дети получали такой знак принадлежности к народу Божьему.

Возражение, заключающиеся в том, что крещение может принимать только тот, кто достиг сознательного возраста и кто в состоянии раскаяться и уверовать, звучит не очень убедительно. В Новом Завете мы читаем, что были крещены «дом» Стефана и «домашние» Лидии и тюремного стража в Филиппах. Маловероятно, чтобы ни в одном из этих трех «домов» не было детей (см. Деян 16:15, 33; 1Кор 1:16).

Возражение, что наш Господь никогда прямо не говорил в пользу крещения младенцев, также не- достаточно убедительно. Для иудейской церкви, с которой имел дело Иисус, было обычным делом принимать в церковь маленьких детей через обрезание. Тот факт, что Иисус ничего не говорил о возрасте, в котором можно принимать крещение, свидетельствует о том, что Он не хотел что-то менять в этом вопросе *.

(*Рассматривая аргументы в пользу крещения младенцев, нельзя забывать о двух фактах. Эти факты известны не из Библии, поэтому я не стал упоминать о них в основном тексте моих «Размышлений». Тем не менее они заслуживают внимания и могут помочь многим определиться в своей позиции по вопросу крещения детей.

Во-первых, история свидетельствует о том, что крещение детей в ранней христианской церкви было общепринятым. Одно из таких исторических доказательств можно встретить в книге Уолла «История крещения младенцев». Если крещение младенцев, как некоторые утверждают, противоречит учению Христа, то по меньшей мере странно, что ранняя церковь была столь несознательна в этом вопросе.

Во-вторых, известен факт, что маленькие дети прозелитов принимали крещение в иудейской церкви. Об этом пишет Лайтфут: «Анабаптисты говорят, что не будут крестить младенцев, потому что нигде нет прямого повеления делать это. А я им отвечаю: «Мы будем крестить младенцев, потому что это нигде не запрещено». Основание моей позиции очевидно. Поскольку крещение детей при принятии прозелитов в иудейство было весьма широко распространено и общепринято, то не было необходимости в том, чтобы особым повелением устанавливать у христиан обычай крещения младенцев. Христос взял крещение, которое уже было у иудеев, придав ему более глубокий смысл. Все иудеи крестили младенцев, поэтому не надо было повелевать делать то, что уже и так делалось веками.

С другой стороны, если бы крещение младенцев было нежелательным явлением, которое Христос не хотел бы видеть в Своей Церкви, то Он бы дал конкретное и четкое повеление, запрещающее крещение. Но крещение младенцев и маленьких детей было обычным делом в иудействе во времена Иисуса Христа, поэтому, если бы Христос хотел покончить с этим обычаем, Он бы открыто выступил против него. Писание ничего конкретно не говорит по поводу крещения детей, поэтому и мы не будем запрещать его.)

На этом, пожалуй, можно закончить обсуждение вопроса о крещении младенцев. Никакая богословская полемика не принесла так много вреда и так мало духовной пользы, как полемика о крещении детей. Опыт всех этих споров говорит о том, что христианам лучше оставить друг друга в покое, сохраняя свое собственное мнение по этому вопросу.

Но в одном относительно крещения все-таки нужно согласиться всем. Настоящее крещение — это не столько водное крещение, сколько крещение Святым Духом. Тысячи тех, которые приняли водное крещение, никогда не были обновлены Святым Духом. Родились ли вы свыше? Приняли ли вы Святого Духа? Стали ли вы новой тварью во Христе? Если нет, то место, способ и время вашего крещения не имеют никакого значения: вы еще под грехом. Спасения не может быть без возрождения. Не успокаивайтесь, пока не познаете, что перешли от смерти в жизнь и стали детьми Божьими!

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 10:17−27

17 Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
18 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог.
19 Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать.
20 Он же сказал Ему в ответ: Учитель! все это сохранил я от юности моей.
21 Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест.
22 Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
23 И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
24 Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!
25 Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.
26 Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись?
27 Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу.

История, которую мы только что прочитали, встречается в Новом Завете три раза. Святой Дух побудил евангелистов Матфея, Марка и Луку записать эти события для нашего назидания. Такое повторение не случайно, оно указывает на важность уроков, содержащихся в этом отрывке.

Во-первых, из этого отрывка мы узнаем о духовном невежестве человека.

Мы читаем о человеке, который подбежал к Иисусу и спросил у Него: «Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» На первый взгляд, в этом человеке есть много положительного: он проявил интерес к духовным вопросам, в то время как окружающие были к ним безразличны; он проявил почтение ко Христу, в то время как книжники и фарисеи отвергали Его. Но вместе с тем этот человек был глубоко невежественен относительно того, в каком состоянии находится его сердце. Когда Иисус напомнил ему о заповедях, касающихся отношений с ближними, этот человек сказал: «Все это сохранил [исполнил] я от юности моей». Своим ответом он показал, что еще не пережил осуждающего действия морального закона, не применил его по-настоящему к своим словам, мыслям и поступкам.

Духовная слепота — явление очень распространенное. Тысячи христиан не имеют ни малейшего представления о своей греховности и степени вины перед Богом. Они внушают себе, что не сделали в своей жизни ничего ужасного: не убили, не украли, не совершили прелюбодеяния, не лжесвидетельствовали — и поэтому попадут на небеса. Но они не знают о святости Бога, перед которым им придется предстать. Они не думают о том, как часто они нарушают Его закон в своих мыслях, даже тогда, когда их поведение кажется правильным. Они обходят стороной такие отрывки Писания, как пятая глава Евангелия от Матфея, а если и читают их, то пелена, лежащая на их глазах, не позволяет им видеть того, что эти слова нужно применять к себе. Такие христиане считают себя праведными. Они становятся подобны Лаодикийской церкви, говоря: «Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды». В таком состоянии они часто и переступают последнюю черту.

Остерегайтесь подобного состояния! Христос не нужен вам, если вы думаете, что можете сами исполнить закон Божий. Молитесь о том, чтобы лучше узнать свое сердце. Просите Духа Святого, чтобы Он обличил вас в грехах, открыл вам ваше внутреннее естество, показал святость Божью и привлек ко Христу. Блажен тот, кто сам пережил то, о чем говорит апостол Павел: «Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер» (Рим 7:9). Невежественные в законе невежественны и в Евангелии. Тот же, кто правильно понял заповеди, не успокоится до тех пор, пока не обретет Христа.

Во-вторых, из этого отрывка мы узнаем, что Христос любит грешников.

Эту драгоценную истину мы извлекаем из слов евангелиста Марка: «Иисус, взглянув на него [юношу], полюбил его». Эта любовь была любовью жалости и сострадания. Господь с сожалением взирал на невежество этого человека. Вид души, которая борется с немощью и пороками, вызванными грехопадением; души, которая слышит слабый голос совести и пытается от него освободиться; души, которая стремится к духовному знанию, но слепа и невежественна в элементарнейших вопросах веры, вызывает у Иисуса сострадание. С такой же печалью мы можем смотреть на какой-нибудь заброшенный особняк, который обветшал, остался без крыши и стал не пригоден для жизни, но в котором еще угадывается рука гениального архитектора, и можно представить, каким прекрасным этот дом был вначале.

Не сомневайтесь: Иисус любит нечестивых и сострадает им. И Его любовь к тем, кто слушается Его голоса и следует за Ним, особенная. Ведь они — Его овцы, данные Ему Отцом, и о них Христос заботится по-особому. Он проявляет особую заботу. Они — Его невеста, которая соединена с Ним в извечном завете и которая дорога для Него так же, как часть Его Самого. Сердце Христа огромно. В нем есть место для сострадания даже к тем, кто продолжает грешить и следовать законам этого мира. Христос, скорбевший об отвергнувшем Его Иерусалиме, во веки тот же. Он по-прежнему готов собрать, «как птица собирает птенцов своих под крылья», невежественных и самоправедных, неверующих и нераскаявшихся, если бы они только захотели (см. Мф 23:37). Христос любит самого отъявленного грешника. Спасение приготовлено для худших из людей, если только они захотят прийти ко Христу. Люди оказываются в аду не потому, что Иисус не любил их и не хотел спасти. Христос говорит о страшной причине гибели людей: «...люди более возлюбили тьму, нежели свет...», «...вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь...» (Ин 3:19; Ин 5:40).

Наконец, отметим, что в любви к деньгам кроется большая опасность. Во-первых, мы видим это из поведения юноши, о котором говорится в отрывке. Несмотря на все свое стремление к вечной жизни, он любил деньги больше, чем свою душу. «Он смутившись... отошел с печалью». Во-вторых, об этом говорит Христос Своим ученикам: «Как трудно имеющим богатство войти в Царство Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие». Истинность этих слов лучше всего подтвердится в день суда.

Остерегайтесь любви к деньгам. Она может стать ловушкой не только для богатых, но и для бедных. Душу губит не количество денег, а то, что человек уповает на богатство. Молитесь о том, чтобы быть довольными тем, что есть. Научитесь мудрости у апостола Павла, который говорит: «Я научился быть довольным тем, что у меня есть» (Флп 1:11).

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 10:28−34

28 И начал Петр говорить Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою.
29 Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия,
30 и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной.
31 Многие же будут первые последними, и последние первыми.
32 Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним:
33 вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам,
34 и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.

Во-первых, обратите внимание на чудесное обещание, которое дал Иисус Христос. Он сказал: «Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной».

Пожалуй, в Слове Божьем мы нигде больше не найдем такого удивительного обещания, как это. Пусть всякая робкая и боязливая душа, служащая Господу, услышит это обещание. Пусть всякий, кто переносит лишения и горе ради Христа, найдет в нем утешение.

Тем, кто жертвует ради Евангелия, Христос воздаст «во сто крат более» того, чего они лишились. Их не только ждет прощение и слава в мире грядущем, но и в этом мире у них будет достаточно радости, греющей сердце надежды и утешения. В собрании святых верующие найдут новых друзей и новых близких, более любящих, верных и дорогих, чем те, которые у них были до обращения. Вступление в семью Божию дает людям намного большего того, что они теряют, отрекаясь от этого мира. Это может показаться странным для некоторых, но многие на своем опыте убедились, что это так.

Тем, кто жертвует ради Евангелия, Христос обещает дать «в веке грядущем жизнь вечную». В момент, когда христиане расстанутся со своей ветхой земной хижиной, для них начнется новое славное существование. В день воскресения они обретут такую радость, которую нельзя передать словами. За свои непродолжительные страдания верующие получат вечную награду. На смену борьбе и страданиям придет совершенный покой жизни вечной, и верующий получит венец победителя. Дети Божьи поселятся в мире, где не будет смерти, греха, дьявола, забот, плача и расставаний, потому что все прежнее пройдет. Бог пообещал это, а Его слово неизменно.

Кто после такого обещания может сказать, что служить Христу тягостно? Кто после такого обещания может пасть духом на христианском пути? Время близко, конец неминуем. Тяготы могут досаждать нам ночью, но скоро придет утро освобождения и радости. Ожидайте же Господа с терпением.

Во-вторых, в этом отрывке дано серьезное предупреждение. Христос, увидев скрытое тщеславие в сердцах Своих учеников, сразу же предупредил их: «Многие же будут первые последними, и последние первыми».

Эти слова относятся в первую очередь к апостолам. Среди тех, кто слушал эти слова Иисуса, был тот, кто, казалось, был лучшим из двенадцати. Он казался самым верным и надежным из всех учеников. Ему доверили распоряжаться деньгами. Но все же он отпал, и конец его был бесславным. Его имя — Иуда Искариот. Среди слышавших эти слова Иисуса не было того, кто позднее сделал для Христа больше, чем любой из двенадцати. Когда Иисус ходил с апостолами, этот человек был фарисеем, воспитывавшимся у ног Гамалиила, и ни о чем не ревновал так, как о законе. Но потом, когда этот человек обратился, он ни в чем не уступал первым из апостолов. Он трудился больше, чем они. И звали его Савл. Иуда из первого стал последним, а Савл из последнего, стал первым.

Слова Христа относятся не только к апостолам, но и к христианской Церкви. Было время, когда Малая Азия, Греция и Северная Африка были наполнены христианами, а на территории сегодняшней Англии и Америки обитали язычники. Через шестнадцать столетий ситуация в корне изменилась. Церкви в Африке и в Азии пришли в полный упадок, а английские и американские церкви посылают миссионеров по всему миру. И здесь «первые стали последними, а последние первыми».

Эти слова можно отнести и к каждому христианину в отдельности. Каждый христианин, обернувшись назад на пройденный путь, может увидеть, что были некоторые, которые начинали этот путь почти одновременно с ним. Но где они сейчас? Одним овладел мир, другого увлекло заблуждение, третий ошибся в выборе супруги. И таких примеров, подтверждающих, что первые часто становятся последними, а последние — первыми, очень много.

Это должно научить нас смирению. Мал начать, нужно еще пройти весь путь до конца. Если в вас появилось раскаяние, радость, печаль, надежда и страх, то это только цветы: нужно, чтобы из них появились плоды. Покаяние, вера и святость должны стать неотъемлемой частью вашей жизни. Блажен тот, кто исчислив издержки и решив однажды следовать за Христом, по милости Божьей никогда не сворачивает с этого пути.

Наконец, отметим, что Иисус ясно предвидел Свои страдания и смерть. Спокойно и уверенно говорит Он Своим ученикам о том, что Его ждет в Иерусалиме. Иисус перечисляет одно за другим основные обстоятельства Своей смерти, ни о чем не умалчивая.

Знайте, что смерть Христа была добровольной и в ней не было ничего непредвиденного. Смерть Христа стала возможной только потому, что Он сделал свободный и решительный выбор — умереть за нас. Он знал, что только Его смерть может примирить Бога с человеком. Еще от вечности Иисус принял решение — заплатить за наше спасение ценой Своей крови. И когда пришло время умереть, Христос остался верен Своему решению и принял смерть на Голгофском кресте.

Благословите Бога за то, что Он дал вам такого Спасителя, который верен Своему слову. Иисус пострадал за вас, взяв ваш грех и приняв за него проклятие. Не сомневайтесь: Тот, кто исполнил взятое на Себя обязательство пострадать за грех людей, исполнит и Свое обещание спасти всех, кто придет к Нему. Но не просто принимайте Христа как своего Избавителя и Ходатая, но еще и отдавайте всего себя на служение Ему. Если Христос с готовностью умер за христиан, то просьба жить для Него не так уж велика.

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 10:35−45

35 Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим.
36 Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам?
37 Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей.
38 Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?
39 Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься;
40 а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано.
41 И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна.
42 Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими.
43 Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою;
44 и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.
45 Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

Во-первых, обратим внимание на невежество учеников Христа. Иаков и Иоанн спорили о том, кто из них займет лучшее место в новом царстве. Они с уверенностью заявили, что могут пить из той же чаши, что и их Учитель, и креститься тем же крещением, что и Он. Несмотря на четкость и ясность слов Христа, они по-прежнему считали, что Царство Христа должно очень скоро установиться на земле. Несмотря на свои многочисленные недостатки, ученики не сомневались: они готовы принять все трудности, которые им встретятся на пути следования за Христом. Апостолы пребывали в неведении относительно состояния своих сердец и того служения, которое им предстояло нести. Они мечтали о земных венцах и временной награде. Ученики еще не знали, что значит быть апостолами Христа.

Многие в начале своего христианского пути похожи на Иакова и Иоанна. Они ожидают, что их вера будет приносить им только радость и восторг. Они думают только о венце, забывая о кресте. Они думают, что смогут устоять перед искушениями и испытаниями. В результате им дорого приходится платить за мудрость, приобретенную ценой многих разочарований и падений.

Пусть этот отрывок научит нас рассуждать здраво и спокойно в вопросах личной веры. Нет ничего плохого в том, чтобы ревновать о больших дарах, как то делали Иаков и Иоанн, и рассказывать Христу о своих желаниях. Как и апостолы, мы должны верить в то, что Иисус Христос — Царь царей, который еще установит Свое царство на земле. Но не будем забывать: каждый христианин должен нести свой крест и «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян 14:22). Не будем слишком уверенными в собственных силах. Не стоит бросать слова на ветер, говоря, что мы можем сделать все, что потребует Христос. Другими словами, мы должны остерегаться в начале своего следования за Христом духа хвастовства. Если мы будем помнить об этом, то избежим многих разочарований.

Во-вторых, отметим, что наш Господь поощряет скромность и готовность служить другим. Десять других учеников, скорее всего, остались очень недовольны прошением Иоанна и Иакова. Как только кто-то попытался занять место над ними, честолюбие каждого из них тут же проснулось и вылилось в негодование. Но наш Господь знал мысли Своих учеников, поэтому как мудрый врач Он сразу же предложил им средство от болезни. Христос сказал им, что их представление о величии строится на неверном основании. Иисус заново преподал урок, о котором мы уже читали в предыдущем отрывке. Христос сказал ученикам: «Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою». Этот урок Он подкрепил личным примером: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» *.

(*Интересны замечания Квеснела по поводу этого отрывка. Квеснел писал: «Амбиции служителей — не к лицу Церкви. Из-за них возникает соперничество, разделение и вражда. Если апостолы, наученные любви и смирению Самим Христом, не были свободны от этого порока, то что можно говорить о тех, кто живет только по плоти, не имея других побуждений, кроме собственных страстей, и другого закона, кроме закона своих желаний.

Удивительно видеть, как люди, поставленные служить на благо Небесного Царства, зачастую забывают о своем положении, превосходя сильных мира сего в надменности и высокомерии. Невозможно одновременно быть духовным лидером и властителем, смиренным и надменным, кротким и властолюбивым, исполняющим обязанности пастора и заботящимся о мирских делах.

Самый больший в церкви тот, кто лучше других следует примеру Христа, являя смирение, любовь, непрестанную заботу о пастве и считая себя слугой детей Божьих».)

Пусть каждый, кто стремится угождать Христу, остерегается самовозвеличивания. Это чувство глубоко сидит в сердце человека. Многие из тех, которые взяли крест, заявив о том, что отрекаются от своей праведности и верой полагаются на Христа, приходят в негодование, если кому-то оказывается большая честь, чем им. Такого быть не должно. Стоит почаще размышлять над словами апостола Павла: «Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (Флп 1:3). Блажен тот человек, который может искренне радоваться, когда другие становятся выше, в то время как он сам остается в тени.

Пусть все желающие следовать за Христом прежде всего научатся служить и быть полезными людям, которые рядом с ними. Для этого всегда найдется обширное поле деятельности, было бы только желание. Не забывайте, что быть великим — не значит быть полководцем, политиком или художником. Велик тот, кто отдает всего себя, свою душу и тело на то, чтобы люди, которые рядом с ним, становились ближе к Богу. Велики в глазах Божьих те, которые прилагают все старания, чтобы с помощью Писания уменьшить скорбь и подарить радость всем ближним. К таким людям можно отнести Ховарда, Вильберфорса, Мартинса и Джадсона. Над такими «великими» при их жизни часто насмехаются и издеваются. Но об их величии знают на небесах. Их имена записаны в памятную книгу. И слава их пребудет вовек. Помните об этом, и пока у вас есть время и силы, служите другим ради Христа. Стремитесь к тому, чтобы жизнь, прожитая вами, сделала этот мир более святым и счастливым. Такая жизнь угодна Христу, и за нее вы получите награду.

Наконец, отметим то, как наш Господь говорит о Своей смерти. Он говорит: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих».

Как драгоценны должны быть эти слова для каждого христианина! В них содержится истина о том, что смерть Христа была искупительной. Его смерть не была обычной, это не была смерть мученика или святого. Великий Представитель заплатил ею за долги грешных людей святому Богу. Эта смерть была выкупом, который предоставил божественный Поручитель, чтобы освободить грешников, скованных своими грехами. Своей смертью Иисус снял с людей непосильную тяжесть их преступлений. Своим телом Он вознес наши грехи на крест. И Бог возложил на Него все наши беззакония. Он пострадал и умер вместо нас, на нашем месте. Он висел на кресте как наш Заместитель. Спасение нашей души было куплено ценой Его крови.

Пусть все верующие во Христа утешатся мыслью: их упование имеет надежное основание. Да, мы грешники, но Христос искупил наши грехи. Да, мы несчастные и безнадежные должники, но Христос оплатил все наши долги. Да, мы заслуживали того, чтобы навеки быть заключенными в тюрьме ада, но благодарение Господу, что Христос избавил нас. Двери темницы открыты, и узников ничто не держит. Я надеюсь, что вы уже знаете, что значит избавиться от тяжести греха и войти в свободу детей Божьих *.

(*Хотелось бы обратить внимание на то, как Господь использует слово «крещение» в этом отрывке. Христос обращается к двум ученикам, которые уже были крещены водой: «Можете ли... креститься крещением, которым Я крещусь?» Это выражение говорит о том, что в Новом Завете под словом «крещение» не всегда подразумевается погружение или кропление. Есть такое крещение, которое не сопровождается никакими церемониями.

Об этом нужно помнить при толковании некоторых мест в посланиях, где используются слова «крещение» и «крестить». В таких местах, как 1Пет 3:21 («крещение... спасает») и Гал 3:27 («во Христа крестившиеся, во Христа облеклись»), очевидно идет речь о чем-то большем, чем просто о внешнем исполнении обряда. В этих стихах, конечно, говорится и о водном крещении, но в них идет речь и о чем-то более важном и глубоком, чего не может быть в действии человеческих рук. В каждом из этих стихов говорится о таком крещении, которое сопровождается истинной верой и сознательным принятием Христа (такое крещение принял, например, тюремный страж в Филиппах). Использовать эти стихи в защиту так называемого «возрождения младенцев через крещение» — значит искажать их истинный смысл. Смысл того, что хотел сказать Петр, слишком очевиден: «крещение» — это не просто омытие водой или исполнение обряда.

Я считаю, что мудро поступили переводчики английской Библии, которые сохранили для обозначения крещения греческое слово. (Английское слово «to baptize» — «крестить» — происходит от греческого слова «баптидзо». — Прим. пер.) Любое другое слово, на мой взгляд, сужает или искажает смысл того, что говорится в Писании. Каким некрасивым и неполным был бы такой перевод: «Можете ли кропиться тем же кроплением, что и Я, или погружаться тем же погружением?» Поэтому я благодарен протестантам за то, что они проявляют твердость и неуклонно придерживаются слов «baptize» и «baptism» во всех переводах Библии, которыми они пользуются.)

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 10:46−52

46 Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни.
47 Услышав, что это Иисус Назорей, он на- чал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.
48 Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня.
49 Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя.
50 Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу.
51 Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть.
52 Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге.

В этом отрывке говорится еще об одном чуде, которое совершил наш Господь. Читая этот отрывок, не будем забывать, что в нем отражена духовная реальность. То, что мы изучаем, это не история, которая относится к нам так же, как не относятся победы Цезаря и Александра Македонского. Картина, которую рисуют перед нами эти стихи, должна трогать душу каждого христианина.

Во-первых, мы видим здесь пример сильной веры. Мы читаем, что, когда Иисус выходил из Иерихона, «Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни, и, услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня».

Вартимей был слепым, но глаза его сердца видели хорошо. Он видел то, чего не видели ни Анна, ни Каиафа, ни множество образованных книжников и фарисеев. Вартимей видел, что Иисус из Назарета, проживший тридцать лет в никому не известной галилейской деревушке, был на самом деле Сыном Давида, Мессией, о котором пророчествовали древние. Конечно, этот слепой человек не видел, как Иисус воскрешал людей словом и исцелял прокаженных прикосновением. Слепота лишила его этой возможности. Но Вартимей слышал рассказы об Иисусе и верил услышанному. Ему хватило только словесного свидетельства, чтобы признать в Том, о ком ему говорили, обещанного Спасителя, который может исцелить его. Поэтому, когда Господь был рядом, он воскликнул: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня».

Старайтесь иметь такую же веру. Мы тоже не можем видеть нашего Господа Иисуса Христа физическим зрением, но из Евангелия мы знаем о Его могуществе, благодати и желании спасти. Мы слышали о Его чудесных обетованиях, записанных на страницах Священного Писания. Доверьтесь же этим обещаниям и без колебаний положитесь на Спасителя. Не бойтесь возложить все свое упование на слова Христа. Верьте, что Он действительно совершит до конца то дело, ради которого пришел на землю: Он спасет грешников. Спасительная вера начинается с того, что человек отваживается полностью довериться Христу. Живая вера проявляет себя в том, что человек продолжает полагаться на слова невидимого Спасителя. Христианство любого человека начинается с восклицания, подобного восклицанию Вартимея: «Помилуй меня, Иисус!» И любой христианин продолжает быть христианином, когда сохраняет такой же дух веры. Апостол Петр так описывал состояние верующего: «Которого [Иисуса] не видевши любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною» (1Пет 1:8).

Во-вторых, в этом отрывке мы находим пример стойкости в вере перед лицом трудностей. Мы читаем, что, когда Вартимей начал кричать: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня», «многие заставляли его молчать». Но это не остановило его. Вартимей, как никто другой, знал, что значит быть слепым и какая невероятная сила нужна для того, чтобы прозреть. Поэтому Вартимей не обращал внимания на упреки людей, которые могли быть вызваны еще и издевательством над его неполноценностью. «Он еще более стал кричать: Сын Давидов, помилуй меня!» И благодаря своей настойчивости он получил желаемое исцеление.

Каждый, кто хочет спастись, должен помнить о Вартимее и брать с него пример. Когда вы ищите исцеления своей души, не обращайте внимания на то, что говорят и думают о вас окружающие. Всегда найдутся те, которые будут говорить, что «вы уже опоздали» или «вам еще рано», что «вы слишком торопитесь» или «вы заходите слишком далеко», что вы чересчур усердно молитесь и читаете Библию и не в меру беспокоитесь о своем спасении. На таких людей не надо обращать внимания. Как и Вартимей, продолжайте искать Господа с удвоенной силой.

Почему есть люди, которые не ищут Христа всем сердцем? Почему некоторые так быстро охладевают и останавливаются в поисках Бога? Ответ прост и очевиден. Эти люди не видят всей трагичности своего греховного состояния. Они не считают, что их сердце полностью испорчено. Но если человек увидит всю степень своей вины перед Богом, он не успокоится, пока не обретет прощения и мира во Христе. Только те, которые, как Вартимей, знают о своем ужасном состоянии, проявляют настойчивость и в конце концов исцеляются.

Наконец, в этом отрывке обратим внимание на то какое воздействие должна оказывать на наши души благодарность Христу. Вартимей не вернулся домой сразу же после исцеления. Он не хотел оставить Того, от кого получил такую великую милость. Вартимей желал посвятить свои новые способности, появившиеся после исцеления, Сыну Давидову. Эта история заканчивается удивительными словами: «...и пошел [Вартимей] за Иисусом по дороге».

Эти простые слова говорят о том, что благодать Христа замечательным образом действует на сердца принимающих ее. Спасенный человек посвящает свою жизнь следованию за Христом и каждодневному стремлению к святости. Получив прощение даром, верующий готов отдать всего себя на служение Христу. Купленный такой дорогой ценой, ценой крови Иисуса Христа, он всецело отдается Тому, кто искупил его. Благодать, принятая сердцем, заставляет человека ежедневно спрашивать себя: «Чем я могу воздать Господу за все Его милости?» Так она действовала на апостола Павла, который говорил: «Любовь Христова объемлет нас» (2Кор 5:14). (Словом «объемлет» переведено греческое слово «сюнэхо», второе значение которого — «побуждать, заставлять» — использовано в английском переводе Библии. — Прим. пер.) Так же действует благодать и на всех истинных христиан сегодня. Человек, который говорит, что Христос привлек его, но не следует за Ним всей своей жизнью, обманывает сам себя и стоит на пути погибели. Все, водимые Духом Божиим, и только они, суть сыны Божии (Рим 8:14).

Открыл ли Дух Святой ваши духовные очи? Увидели ли вы свой грех, Христа, святость и небеса в истинном свете? Можете ли вы от сердца сказать: «Одно я знаю, что я был слеп, а теперь вижу»? Если да, то в вас будет стремление идти за Христом. Если нет, то вы еще стоите на широком пути погибели.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Джона Райла на Евангелие от Марка, 10 глава. Комментарии Джона Райла.


Публикуется с разрешения издателя.
© 2001−2004.

ПОДДЕРЖАТЬ СЛУЖЕНИЕ

От Марка 10 глава в переводах:
От Марка 10 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Джона Райла
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Феофилакта Болгарского
  9. Новый Библейский Комментарий
  10. Лингвистический. Роджерс
  11. Комментарии Давида Стерна
  12. Библия говорит сегодня
  13. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.