Библия » Райл Комментарии Джона Райла

От Матфея 23 От Матфея 23 глава

Евангелие от Матфея 23:1−12

1 Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим
2 И сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;
3 Итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают:
4 Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их;
5 Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди; расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих;
6 Также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах
7 И приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: «учитель! учитель!»
8 А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья;
9 И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;
10 И не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос.
11 Больший из вас да будет вам слуга:
12 Ибо кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, тот возвысится.

Сейчас мы приступаем к изучению главы, которая, в каком-то смысле, является самой необычной во всех четырех евангелиях. В ней содержатся последние слова Иисуса, сказанные Им в стенах храма. И в этих последних словах Христос уничтожает книжников и фарисеев, сурово осуждая их учение и поведение. Прекрасно понимая, что время Его жизни на земле подходит к концу, наш Господь больше не скрывает Своего отношения к иудейским учителям. Зная, что скоро Он оставит Своих учеников одних, как овец среди волков, Он показывает им, что их окружают лжепастухи.

Вся эта глава — это замечательный пример того, как ревностно и смело нужно осуждать заблуждения. С одной стороны, она показывает, что даже любящее сердце может сурово упрекать, а с другой стороны, дает понять, что неверные учителя виновны перед Богом. До тех пор пока стоит мир, эта глава будет для нас предупреждением, а для всех служителей напоминанием, что их грех — самый тяжелый в глазах Христа.

Эти двенадцать стихов, которыми начинается глава, нас могут многому научить. Во-первых, в них говорится о том, что на нас лежит обязанность различать должность лжеучителя и его жизнь. «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи». Правдой или неправдой, но они заняли место иудейских учителей. И несмотря на то, что они были недостойны этого, их должность обязывала народ уважать их. Книжников и фарисеев нужно было уважать, но им нельзя было подражать в поведении. Их учению надо следовать до тех пор, пока оно соответствует Писанию, но, когда оно начинает противоречить Слову Божьему, от него следует отказаться. По словам одного великого богослова, их нужно было слушать до тех пор, пока они учили тому, чему учил Моисей.

Лжеучение и неправильное поведение надо осуждать. Эта наша обязанность — одна из самых важных. Человеческий разум так и норовит впасть в крайность: чаще всего мы или относимся к служителю с идолопоклонническим благоговением, или выражаем ему неподобающее презрение. Надо стремиться избегать этих двух крайностей. Если вы даже и не одобряете действия служителя или расходитесь с ним в учении, не забывайте, что вы обязаны уважать его должность. Вы должны показать, что почитаете его полномочия, несмотря на то, что он не нравится вам как человек. Здесь к месту будет вспомнить, как повел себя св. Павел в подобной ситуации: «Я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: «начальствующего в народе твоем не злословь» (Деян 23:5).

Во-вторых, мы видим, что Христа особенно огорчает непоследовательность, хвастовство и любовь к первенству. В первую очередь наш Господь упрекает фарисеев в непоследовательности, замечая, что, «они говорят, и не делают». Они требовали от других того, чего не делали сами. Говоря о хвастовстве фарисеев, Христос заявляет, что они «дела свои делают с тем, чтобы видели их люди» (обычно иудеи носили на одежде филактерии, или полоски пергамента, на которых были написаны тексты из Писания, но у фарисеев они были огромного размера). Бахрома на их одежде, которую заповедовал Моисей делать в воспоминание о Боге, была до неприличия большая (Числ 15:38). Все это фарисеи делали для того, чтобы привлечь к себе внимание и создать впечатление, что они особенно святы. Указывая на манеру быть везде и всегда первыми, наш Господь говорит, что фарисеи любят «предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах», им нравится, когда к ним льстиво обращаются: «Учитель!»

Все это наш Господь осуждает и призывает нас бодрствовать и молиться, чтобы не поступать также. Эти грехи разрушают душу: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу..?» (Ин 5:44). Церковь Христова обрела бы благословение, если бы наполняющие ее люди чаще размышляли над этими словами и чаще поступали по ним. Не только фарисеи строго обращались с окружающими, носили одежду, которая подчеркивала их святость и любили получать хвалу в свой адрес. Церковная история красноречиво свидетельствует, что множество христиан ходили их путями. Запомните это и будьте мудрыми! Крещенный англиканин с легкостью может превратиться в отъявленного фарисея.

В-третьих, эти стихи говорят нам о том, что христиане никогда не должны давать людям имена, которые принадлежат только Богу и Его Христу. Господь призывает нас не называть отцом никого на земле.

Чтобы правильно понять эти слова, надо разобрать их в контексте всей Библии, которая не запрещает почитать служителей «преимущественно с любовью за их дела» (1Фес 5:13). Даже св. Павел, один из смиреннейших святых, называл Тита «истинным сыном... по вере» и говорил коринфянам: «Я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1Кор 4:15). Однако мы должны быть очень внимательными и не почитать служителей, как Христа. Мы никогда не должны позволять им становиться между собой и Христом. Даже самые лучшие служители — не священники, которые могут искупить нас, и не посредники, которые могут рассказать о состоянии нашей души Богу. Они такие же люди, как и мы с вами, они так же нуждаются в очищающей крови и в обновляющем Духе. Да, их отделяет от простых людей высокое и святое звание, но они все равно остаются людьми. Никогда не забывайте об этом и постоянно напоминайте себе, что человеческая природа склонна больше полагаться на видимого служителя, чем на невидимого Бога.

И наконец мы видим, что смирение должно стать самой характерной чертой христианина. Тот, кто велик в глазах Бога, должен стремиться служить Церкви, а не править ей, как хотели фарисеи. Как хорошо сказал Бакстер, величие Церкви состоит в способности служить. Фарисей хотел, чтобы его все почитали и называли господином. Христианин же должен нести добро и отдавать все, что у него есть, на служение другим. Да, это высокая цель, но не стоит довольствоваться меньшим. И пример нашего Господа, и заповеди апостольских посланий требуют от нас «облечься смиренномудрием» (1Пет 5:5). Стремитесь же к этой добродетели каждый день: она лучше всего свидетельствует о спасающей вере и об истинном обращении к Богу. «...кто унижает себя, тот возвысится», — эти слова, которые завершают наш отрывок, Христос повторял чаще других.

Евангелие от Матфея 23:13−33

13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам; ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.
14 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение.
15 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.
16 Горе вам, вожди слепые, которые говорите: «если кто поклянется храмом, то ничего; а если кто поклянется золотом храма, то повинен».
17 Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?
18 Также: «если кто поклянется жертвенником, то ничего; если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен».
19 Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?
20 Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем;
21 И клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем;
22 И клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.
23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.
24 Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!
25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.
26 Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.
27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;
28 Так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.
29 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников,
30 И говорите: «если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков»;
31 Таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков;
32 Дополняйте же меру отцов ваших.
33 Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?

В этих стихах наш Господь выдвигает восемь обвинений против иудейских учителей. Посреди храма, окруженный внимающей толпой, Христос беспощадно осуждает заблуждения книжников и фарисеев. Восемь раз Он повторяет: «Горе вам». Семь раз Он называет их лицемерами. Дважды Он говорит о них как о слепых вождях, дважды — как о безумных и слепых и одни раз называет их змеями и порождениями ехидны. Обратите внимание на эти слова: они призваны преподать нам важный урок. Раз Иисус употребил такие резкие выражения по отношению к иудейским учителям, значит, фарисейский дух, как бы он ни проявлялся, отвратителен для Бога.

Давайте же мельком посмотрим на эти восемь обвинений, а затем постараемся извлечь из всего этого отрывка один главный урок.

Первый раз сказав «горе», Иисус обвинил книжников и фарисеев в том, что они мешают распространению Евангелия. «Вы затворяете Царство Небесное человекам, — говорит Христос им. — Вы сами не идете туда и других не пускаете». Еще ранее они не услышали предупреждения Иоанна Крестителя, и когда Иисус явился перед ними как Мессия, они не признали Его и закрыли Бога для тех иудеев, которые Его искали. Они сами не верили в Евангелие и делали все, что было в их силах, чтобы не дать поверить другим, совершая этим великий грех.

Второй раз сказав «горе», Иисус обвинил фарисеев и книжников в жадности и в самовозвеличивании. «Вы поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь», — говорит Он им. Фарисеи бессовестно пользовались доверчивостью слабых и беззащитных женщин, которые, обманувшись их благочестивым видом, начинали почитать их за своих духовных наставников. Книжники и фарисеи не стеснялись злоупотреблять своим влиянием, добытым таким нечестивым образом. Одним словом, они зарабатывали деньги своей религиозностью, совершая страшный грех.

Третий раз сказав «горе», Иисус обвинил фарисеев в том, что те много стараний прикладывают, чтобы привлечь людей в свою партию. «Вы обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного», — говорит Он. Фарисеи и книжники изо всех сил старались заставить человека присоединиться к их партии и принять их взгляды. Делали они это не потому, что хотели принести благо человеческой душе или привести человека к Богу, а для того, чтобы повысить престиж своей секты и увеличить число последователей, а таким образом, и свою влиятельность. Их религиозное рвение объяснялось преданностью своей партии, а не любовью к Богу. И это был еще один страшный грех.

Четвертый раз сказав «горе», Иисус развенчал учение книжников и фарисеев о клятве. Они проводили тонкие различия между разными видами клятв. Они, как иезуиты, учили, что одни клятвы связывают, а другие нет. Для них важнее было поклясться золотом храма, нежели самим храмом. Таким образом, книжники и фарисеи выказывали свое неуважение к третьей заповеди. Заставляя людей преувеличивать значение милостыни и жертвоприношения, они тем самым искали личной выгоды и снова совершали великий грех (Языческие народы знали, что иудеи имеют привычку отказываться от своих клят. Об этом писал даже Мартиал, римский поэт. Шестое и седьмое обвинения Иисуса очень похожи, поэтому нет смысла их разделять. Христос обвиняет книжников в том, что они стремятся только к внешней чистоте и благопристойности, не придавая никакого значения внутреннему освящению и чистоте сердца. Себе в обязанность книжники и фарисеи поставили мыть свои «тарелки», пренебрегая полностью своим внутренним человеком. Они были подобны на побеленные гробы: красивые снаружи, но полные праха внутри. «Вы по наружности кажетесь людям праведными, — говорит Христос, — а внутри исполнены лицемерия и беззакония». И это был великий грех.

Последний раз сказав «горе», Иисус обвинил книжников и фарисеев в неискреннем почитании умерших святых. Почитатели закона построили великолепные «гробницы пророкам» и украсили «памятники праведников», однако своей жизнью они доказывали, что разделяют действия тех, кто «убил пророков». Поведение фарисеев и книжников каждый день свидетельствовало, что мертвые святые им нравятся намного больше, чем живые. Те же люди, которые заявляли, что чтут мертвых пророков, не видели красоты живого Христа и этим опять совершали великий грех*.

Так невесело Господь описывает иудейских учителей. Пусть это описание оставит в нашем сердце ).

Пятый раз сказав «горе», Иисус обвинил книжников и фарисеев в мелочности. Они придают больше значения мелочам в вере, чем серьезным вещам, последнее делают первым, а первое последним. Они дают десятину с мяты и других растений, как будто все другие требования закона исполняют в совершенстве. Фарисеям и книжникам было неведомо, что закон требует быть справедливым, милостивым и честным. Забывая это, они опять совершали великий грех.

Отрывок из Берленбергской Библии по этому вопросу заслуживает того, чтобы привести его здесь. «Если бы во времена Моисея вы спросили, кто был благочестивым человеком, вам бы назвали Авраама, Исаака и Иакова, но не Моисея — последнего стоило бы побить камнями. Если бы вы спросили во времена Самуила, кто был благочестивым человеком, вам бы назвали Моисея и Иисуса Навина, но не Самуила. Если бы вы задали этот же вопрос во времена Христа, вам бы ответили, что благочестивыми были все ранее жившие пророки, в том числе и Самуил, но не Христос и не апостолы».

Грусть и смирение. К сожалению, «закваска фарисейская» снова и снова проявляется в жизни Церкви Христовой. Сегодня многие христиане идут по стопам книжников и фарисеев (Я твердо убежден в том, что слова нашего Господа были пророческими — Он предвидел, какой болезнью будет болеть Его Церковь. Нет сомнения в том, что учение и религиозная практика книжников и фарисеев во многом напоминали то, что происходило в Римско-католической Церкви).

Посмотрите, в каком плачевном состоянии оказались иудеи, когда на землю пришел Христос. Если у народа были такие учителя, в какой же тогда тьме он жил! Истинно, чаша беззакония Израиля преисполнилась. Это было самое подходящее время для восхода Солнца Праведности и для проповеди Евангелия.

Посмотрите, как отвратительно лицемерие в глазах Бога. Христос не упрекал книжников и фарисеев в том, что они крадут или убивают — главное Его обвинение состояло в том, что они — до мозга костей лицемеры. Какое бы положение в церкви вы ни занимали, никогда не скрывайтесь под маской, а всеми способами стремитесь быть честными и правдивыми.

Посмотрите, какой опасности подвергает себя неверный служитель. Плохо, когда человек слеп, но в сто раз хуже, когда он слепой вождь. Из всех живущих на земле людей самые виновные — это необращенные служители, они подвергнутся самому суровому суду. Они, как нерадивый лоцман, погибнут сами и других погубят.

И наконец, изучая этот отрывок, не думайте, что безопаснее всего не верить вообще. Полагать так, значит, впадать в другую крайность. Этот отрывок не говорит, что истинной веры не существует потому, что некоторые люди, ее исповедующие, — лицемеры. Если вы нашли одну фальшивую монету, не стоит думать, что настоящих денег нет. Пусть лицемерие некоторых не помешает вам обратиться ко Христу и не поколеблет вашу уверенность в Нем, если вы уже обратились. Спешите же к Богу, взирая на Христа и полагаясь на Него, умоляя сохранить от ошибки. Скажите вместе с Давидом: «Да будет сердце мое непорочно в уставах Твоих...» (Пс 118:80).

Евангелие от Матфея 23:34−39

34 Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город;
35 Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником.
36 Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей.
37 Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!
38 Се, оставляется вам дом ваш пуст.
39 Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: «благословен Грядый во имя Господне!»

Слова Иисуса в заключительной части этой главы также обращены к книжникам и фарисеям. Это была последняя проповедь Христа, обращенная к большому количеству людей. Заканчивая Свою служение, наш Господь еще раз явил Свою любовь и нежность. Хотя Его враги так и не поверили Ему, все же Он показал им, что любит и жалеет каждого из них.

Во-первых, из этого отрывка мы узнаем, что Бог иногда очень много делает для нечестивых людей. Он послал иудеям «пророков, и мудрых, и книжников». Бог постоянно предупреждал Свой народ, не позволяя им упорствовать в грехе, упрекая их словами Своих посланников. Таким образом, иудеи не могли объяснить свое злодейство незнанием.

Именно так Бог поступает и с необращенными христианами. Он не изгоняет их за грехи, не призвав к покаянию. Господь стучит в дверь их сердца болезнями и несчастьями, воздействует на их совесть проповедями или советами друзей; призывает их задуматься о своей жизни, открывая перед ними могилу и забирая всех идолов. К сожалению, очень часто эти люди так и остаются слепыми и глухими к милостивым посланиям Бога. Возможно, в конце концов они узрят Его руку, но будет слишком поздно. Тогда они поймут, что Бог говорил один раз, второй, а они не видели. Они осознают, что, как и иудеям, Бог посылал им пророков, мудрых людей, книжников, но они не слышали голоса милости: «Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам?» (Иез 33:11).

Во-вторых, из этих стихов мы узнаем, что Бог знает, как обходятся с Его посланниками и служителями, и однажды воздаст за все. Иудейский народ очень часто обращался с рабами Божьими жестоко и несправедливо. Иногда иудеи относились к Божьим пророкам как к своим врагам, потому что те говорили им истину. Некоторых евреи гнали, некоторых били палками, а некоторых даже убивали. Может быть, иудеи думали, что их действия останутся безнаказанными? Господь говорит, что они заблуждались. Есть око, которое видит все; есть рука, которая записывает в книгу вечной памяти, когда и где была пролита невинная кровь. Слова умирающего Захарии, которого «убили между храмом и жертвенником», не будут забыты и через восемьсот пятьдесят лет после его смерти: «Да видит Господь и да взыщет!» (2Пар 24:22). Еще несколько лет, и Иерусалим потерпит такое наказание за кровь, которого не видывала земля. Святой город будет полностью разрушен. Народ, который убил так много пророков, будет изнуряем голодом, эпидемиями и мечом. А те, кто избежит всего этого, будут рассеяны и станут, как Каин-убийца, изгнанниками и скитальцами на земле. Исполнилось пророчество нашего Господа: «Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей».

Запомните этот урок. Мы часто думаем, что прошлое осталось в прошлом, что то, что произошло когда-то давно, больше не повторится. Но мы забываем, что у Бога один день как тысяча лет и что события, произошедшие тысячу лет назад, в Его глазах произошли только что. Однажды Бог «воззовет прошедшее» (Еккл 3:15) и потребует дать отчет в том, как обошлись с Его святыми. Он вспомнит кровь первых христиан, пролитую в Римской империи, кровь валенсов и альбигойцев, Варфоломеевскую ночь, кровь мучеников, которых сожгли во времена Реформации и которых умертвили инквизиторы, — обо всем Он вспомнит. Древние говорили: «Жернова Божьей справедливости вращаются медленно, но вращаются». Мир еще увидит, что «есть Бог, судящий на земле» (Пс 57:12).

Пусть же каждый, кто гонит сегодня людей Божьих, задумается над тем, что он делает. Он должен знать, что всякий, кто обижает, насмехается и издевается над другими за их веру, совершает большой грех. Он должен знать, что Христос видит каждого, кто преследует своего ближнего за то, что тот лучше его или потому что тот молится, читает Библию и задумывается о своей душе. Жив Господь, и Он говорит: «...касающийся вас касается зеницы ока Моего» (Зах 2:8). День суда покажет, что Царь царей взыщет со всех, кто обижал Его рабов.

И наконец из этого отрывка мы узнаем, что те, кто потерян навечно, потеряны по своей вине. Наш Господь Иисус Христос сказал замечательные слова: «...хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» Слова Христа заслуживают нашего особого внимания, так как они проливают свет на одну из таинственных тем, часто покрытую мраком человеческого непонимания. Эти слова говорят нам о том, что Христос проявляет милость и сострадание ко многим неспасенным и что главная причина, по которой умирает душа человека, — это отсутствие желания спастись.

Немощный по своей природе человек, неспособный к благочестивым мыслям, бессильный поверить и воззвать к Богу, может убить свою душу. И хотя он не в силах делать добро, он может делать зло. Без всякого сомнения, человек ничего не может сделать, чтобы помочь себе, но будем помнить, что его желание очень важно. Ни у кого нет желания покаяться и верить, но у всех людей есть желание отвергнуть Христа и идти своей дорогой. Таким образом, если человек не спасен, причиной гибели является его собственное желание не следовать за Христом. «Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь», — сказал Иисус (Ин 5:40).

Давайте закончим изучение этой темы мыслью о том, что для Христа нет ничего невозможного. Его благодать и сила могут сокрушить даже самое каменное сердце. Однако Библия предупреждает нас о том, что человек ответственен за свои поступки и что он может противиться Святому Духу (Деян 7:51). Запомните, что потерянные души умирают не потому, что Христос не хочет спасти их и не потому, что они хотят спастись, но не могут, а потому, что они не приходят ко Христу. Давайте всегда придерживаться той точки зрения, которая высказана в этом отрывке: Христос хочет собрать людей, но они не хотят; Христос хочет спасти людей, но они не хотят.

Итак, если человек спасен, он спасен только благодаря Богу, если человек потерян, он потерян только по своей вине. Зло, которое в нас, принадлежит только нам, а добро, если в нас такое имеется, принадлежит только Богу. В ином мире спасенные воздадут Богу славу, а потерянные — признают, что они сами виноваты в своей гибели (Ос 13:9).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Джона Райла на Евангелие от Матфея, 23 глава. Комментарии Джона Райла.


Публикуется с разрешения издателя.
© 2001−2004.

ПОДДЕРЖАТЬ СЛУЖЕНИЕ

От Матфея 23 глава в переводах:
От Матфея 23 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Джона Райла
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Иоанна Златоуста
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.