Библия » Райл Комментарии Джона Райла

От Матфея 10 От Матфея 10 глава

Евангелие от Матфея 10:1−15

1 И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.
2 Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его,
3 Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем,
4 Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.
5 Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите;
6 А идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева;
7 Ходя же проповедуй те, что приблизилось Царство Небесное;
8 Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.
9 Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои,
10 Ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.
11 В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете;
12 А входя в дом, приветствуйте его, говоря: «мир дому сему»;
13 И если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.
14 А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших;
15 Истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.

В этой главе описано первое в истории Церкви Христовой посвящение в духовный сан. Господь Иисус Христос избирает и посылает двенадцать апостолов. Нам как бы дан отчет о первом посвящении в духовный сан служителей Божиих. Посвящение проводит Сам Господь. Это самое важное из всех посвящений, которые когда-либо имели место на земле.

Мы можем выделить для себя три урока. Обратимся к ним.

Во-первых, не все служители — беспорочные люди. Так, среди избранных апостолов был Иуда Искариот. Безусловно, Иисус видел всех апостолов насквозь. Тем не менее среди двенадцати — один предатель!

Помнить об этом важно. Посвящение не подтверждает присутствия Духа. Среди рукоположенных служителей могут быть и необращенные люди. К ним нельзя относиться как к непогрешимым людям ни с точки зрения их учения, ни с точки зрения практики в служении. Их нельзя возводить в ранг Папы и делать из них наместников Христа на земле. Служители — это люди, как и все мы. У каждого служителя есть недостатки и несовершенства, и им, как и всем нам, необходимо ежедневно полагаться на благодать Божию. Нельзя думать, что служитель не может поступить дурно, что лесть не может повредить ему и что мирские принципы жизни не могут завладеть им. Мы обязаны сверять учение служителей Божиих с учением Слова и подчиняться их установлениям лишь до тех пор, пока они следуют учению Христа. Вместе с тем нам следует молиться о служителях, чтобы они были последователями Иакова и Иоанна, а не Иуды Искариота. Быть служителем Евангелия — большая ответственность! Служители нуждаются в нашей молитвенной поддержке.

Во-вторых, дело служителя — творить добро. Он послан «к погибшим овцам» проповедовать благую весть, помогать страждущим и успокаивать волнующихся. Служитель послан давать, а не получать.

Конечно, требования очень высоки, поэтому жизнь служителя не может быть легкой. Он должен быть готов пожертвовать телом и умом, временем и силой в работе с призванными. Леность — плохое качество для любой работы, но особенно для попечителя душ. Часто неграмотные люди неправильно понимают, чем должен заниматься служитель. Это плохо, но хуже то, что зачастую сами служители неверно истолковывают свое предназначение. Суть их посвящения заключается в служении людям, а не наоборот. Их призвание не в том, чтобы властвовать в церкви, но в том, чтобы споспешествовать людям (2Кор 1:24). Как было бы хорошо, если бы церкви поняли это! Причиной большинства болезней христианства является непонимание роли служителя в поместной церкви.

В-третьих, пренебрегать Евангелием — опасно. Иисус говорит, что «отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда», чем тем, кто слышал, но отверг благую весть.

Учению о суде следует придавать особое значение в наших исследованиях. Человек часто забывает, что не только большие грехи обрекают душу на вечные мучения. Он слышит, но не верит, внимает, но не кается, идет в церковь, но не ко Христу, и в конце концов оказывается в аду. Каждый даст отчет за свое легкомыслие. Слышать призыв и не ответить — величайшее преступление против Господа (Ин 16:6; Евр 2:3).

Как поступить с благой вестью? Читающему вышеприведенные стихи, следует задуматься. Даже если вы ведете высоко моральный образ жизни, верите в благодать, тем не менее остается вопрос: обитает ли Христос в вашем сердце по вере? Если нет, то вы в опасности. Тогда вы виновнее жителей Содома, которые никогда не слышали Евангелия. Однажды проснувшись, вы вдруг обнаружите, что, несмотря на «праведный» образ жизни и высоко нравственное поведение, вы оказались далеко не в обителях небесных. Для спасения недостаточно вести христианский образ жизни, посещать церковь и исполнять все ее требования. Необходимо лично принять Иисуса Христа, необходимо соединиться с Ним, стать Его учеником и последователем. Без всего этого Евангелие лишь усугубляет вину. Это нелегко слышать, но так говорит Писание. И это истина.

Евангелие от Матфея 10:16−23

16 Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.
17 Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас,
18 И поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками.
19 Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать;
20 Ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.
21 Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их;
22 И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.
23 Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий.

Над истиной, нашедшей отражение в данных стихах, следует задуматься каждому, кто собирается нести добро в мир. Вряд ли эгоист, интересующийся лишь самим собой, найдет что-либо в них, но для служителя Евангелия и для каждого, кто желает спасать души, эти слова бесценны. Без всякого сомнения, в них многое относится лишь к апостольским временам. Но многое касается и нас.

Во-первых, служители должны иметь терпение. Не следует ожидать, что их труд будет иметь успех вселенского масштаба. Напротив, им будут чинить всевозможные препоны, они будут «ненавидимы» за имя Христа даже ближайшими родственниками. Они будут как овцы среди волков.

Об этом следует постоянно помнить. Неважно, что мы делаем: проповедуем ли, учим ли или идем из дома в дом, будем помнить, с какими трудностями мы встретимся по обетованию Писания. Человеческая натура намного хуже, чем мы думаем, сила зла сильнее, чем ожидаем. Не надейтесь, что каждый из услышавших благую весть, с радостью примет ее. Подобные мысли непременно приведут к разочарованию. Блаженны те из служителей, которые с самого начала своего служения не строят иллюзий и не познают истину через горькое разочарование. Здесь мы находим объяснение тому, почему многие из ревностных служителей оставляют свое поприще. Они приступают к служению полные амбициозных планов, не «вычислив издержек», и поэтому ошибаются так же, как ошибся великий немецкий реформатор, сказавший: «Старый Адам слишком силен для Меланхтона».

Во-вторых, идущим проповедовать Евангелие необходимо молить о мудрости и о трезвом уме. Господь говорит: «...будьте мудры, как змии, и просты, как голуби». Смысл этих слов заключается в следующем: если вас преследуют, идите в другое место.

Данное наставление исполнить довольно непросто. Истина лежит между двумя крайностями. Уйти в подполье во время гонений и держать язык за зубами — это одна крайность. Но есть и другая — свидетельствовать всем и вся, не обращая внимания ни на время, ни на обстоятельства, ни на место. Где золотая середина? С этим вопросом необходимо обратиться к Богу, и Он укажет.

Сегодня большинство христиан впадают в первую крайность. Христианским миром правят малодушие и желание, чтобы все оставили в покое. Так называемое благоразумие переродилось в желание идти на компромисс ради спокойствия. Мы успокаиваем себя тем, что делать добро тому или другому человеку бесполезно, остерегаемся свидетельствовать внешним, боясь причинить вред или обидеть. Будем же на чеку и не допустим подобных мыслей, потому что вызывают их лень и сатана. Идти на поводу спокойнее, но попустившие дают великий шанс врагу душ человеческих.

С другой стороны, нельзя отрицать, что у христиан встречается крайняя ревность о святых делах, которая «не от мудрости». Немудрым поведением можно вызвать излишние гонения, ожесточения властей и их противостояние церкви. Христианская мудрость и иезуитская хитрость вещи несовместимые. Будем же искать христианской мудрости. Господь не требует от нас, чтобы мы пренебрегали здравым смыслом в служении Ему. Гонения и противостояние всегда будут, но не следует их провоцировать безо всякой на то причины. Будем же поступать «не как неразумные, но как мудрые» (Еф 5:15).

Иногда верующие в Господа Иисуса Христа в достаточной мере не молят о Духе мудрости, познания и ясного ума. Кто-то, может быть, представляет себе, что если он имеет благодать, то более ничего не надо, но нельзя забывать о том, что сердца должны исполняться мудрость так же, как и Святым Духом (Деян 6:3). Будем же помнить об этом. Великая благодать и здравый смысл — редко встречающаяся комбинация, но то, что она возможна, доказывает жизнь Давида и апостола Павла. Однако самым ярким примером для подражания остается Иисус Христос. Никто не был так верен и мудр одновременно, как Он. Пусть же Он станет нашим образцом, и мы пойдем по Его стопам.

Евангелие от Матфея 10:24−33

24 Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего:
25 Довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома на звали веельзевулом, не тем ли более домашних его?
26 Итак не бойтесь их: ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано.
27 Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.
28 И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.
29 Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего;
30 У вас же и волосы на голове все сочтены;
31 Не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.
32 Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным;
33 А кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.

Нелегко делать добро ближнему в мире. Все, кто пытался творить добро, знают об этом на собственном опыте. Здесь необходима смелость, вера, терпение и настойчивость. Ведь сатана делает все возможное, чтобы укрепить свое царство. Человеческая же природа безнадежно испорчена: ей просто приносить вред, а добро — тяжело.

Господь Иисус Христос, посылая Своих учеников проповедовать Евангелие, хорошо знал об этом. Христос знал, что предстоит пережить апостолам, а они нет. Поэтому Он заранее ободряет их, чтобы они могли утешиться и не впали в уныние. Утомленные миссионеры, несущие служение за пределами страны, ослабевшие служители, трудящиеся дома, отчаявшиеся учителя воскресных школ — все они должны обратить особое внимание на те девять стихов, которые мы только что прочитали. Давайте же более детально рассмотрим их.

Во-первых, тот, кто хочет принести добро душе человека, не должен думать, что к нему будут относиться лучше, чем к его Господу. «Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего». Те, кому Иисус пришел принести благо, клеветали на Него и отвергали Его. Учение Христа было истинным, Иисус знал, как лучше всего можно наставить человека, и все же многие ненавидели Его и называли веельзевулом. Мал кто верил в Него и прислушивался к Его словам. Поэтому не удивляйтесь, если ваши лучшие, хотя и несовершенные старания, будут отвержены так же, как было отвержено учение Христа. Если вы оставите мир в покое, скорее всего, он оставит в покое вас. Но если вы хотите принести ему добро, он будет ненавидеть вас, как ненавидел вашего Господа.

Во-вторых, тот, кто хочет принести добро душе человека, должен с терпением ожидать дня суда. «...нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано». Служители Божии не должны расстраиваться из-за того, что в этом мире их не понимают или понимают неправильно, что их поносят, на них клевещут и их оскорбляют. Они не должны останавливаться в своем служении только лишь потому, что кто-то неверно толкует мотивы их действий, а их самих жестоко критикует. Служители постоянно должны помнить, что в последний день все станет на свои места: тайны каждого сердца откроются. «Он... выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень» (Пс 36:6). Весь мир увидит, что они действовали с чистыми намерениями, что поступали мудро, что отстаивали правое дело. Трудитесь же упорно и терпеливо: люди, может быть, не понимают вас и неистово противостоят вам, но придет судный день, и мы будем навсегда оправданы. Господь во второе пришествие «осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1Кор 4:5).

В-третьих, тот, кто хочет принести добро душе человека, должен бояться Бога больше, чем человека. Человек может причинить боль телу и только. Бог же может «и душу и тело погубить в геенне». Вера дороже репутации, богатства и прочих земных благ. Вспомните Даниила и трех юношей, которые предпочли войти в печь, чем прогневить Бога. Гнев человеческий, возможно, тяжело будет снести, но гнев Божий снести намного труднее. Страх перед людьми может привести вас в западню, поэтому его надо изгонять более могущественной силой — страхом перед Богом. Как сказал полковник Гардинер: «Я боюсь Бога, поэтому мне больше ничего не нужно бояться».

Далее, тот, кто хочет принести добро душе человека, должен помнить, что провидение Божие заботится о нем. Ничто не может случиться в этом мире без позволения Бога: не существует ни случайностей, ни рока, ни удачи. «У вас же и волосы на голове все сочтены». Чувство долга может подвергнуть вас большой опасности: вы можете потерять здоровье или даже жизнь, если будете продолжать исполнять свой долг и дальше. Но пусть вас всегда успокаивает мысль, что все вокруг находится в руке Божьей. Ваше тело, душа, репутация — все хранит Бог, поэтому ничто не повредит вам, никто не причинит боли, если не позволит Бог. Можно смело сказать любой опасности: «Ты не имела бы надо мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше».

И последнее, тот, кто хочет принести добро душе, должен постоянно помнить о том, что наступит день, когда он встретит своего Господа и получит от Него свою награду. Если он хочет, чтобы Иисус исповедал его Своим перед Отцом, тогда он не должен стыдиться исповедовать Иисуса перед людьми этого мира. Конечно, это может дорого стоить. Над ним могут смеяться, потешаться, могут гнать его и презирать здесь, но над ним не будут смеяться на небесах. Будем же помнить о великом и страшном дне расплаты и не будем стыдиться показывать людям, что мы любим Христа и хотим, чтобы и они любили Его.

Пусть же эти ободрительные слова Христа примут в свое сердце все, кто трудятся для Него, независимо от своего положения. Господь знает об их испытаниях. Все сказанное Им, сказано для их ободрения. Он заботится обо всех верующих, но еще больше заботится о тех, кто трудится для Него и пытается принести благо людям. Стремитесь же попасть в число трудящихся христиан! Каждый верующий должен сделать что-то. Для каждого есть свое дело. Имеющий око, да видит; имеющий желание, да делает!

Евангелие от Матфея 10:34−42

34 Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч;
35 Ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.
36 И враги человеку — домашние его.
37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;
38 И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.
39 Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.
40 Кто принимает вас, принимает Меня; а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня;
41 Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника.
42 И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.

В этих стихах великий Глава Церкви дает первое поручение тем, кого Он собирается отправить проповедовать Евангелие. В этом отрывке Христос объясняет три важные истины.

Во-первых, Он призывает нас помнить, что Его Евангелие не приносит с собой мира и согласия: «...Не мир пришел Я принести, но меч». В Свое первое пришествие Иисус Христос не ставил перед Собой цели установить тысячелетнее царство, в котором не будет разногласий. Он принес Евангелие, которое привело к раздорам и разделениям. Не удивляйтесь, когда видите, что так оно и происходит. Сам Христос говорит о том, что Евангелие разделяет семьи и приводит к отчужденности между ближайшими родственниками. Так происходит очень часто из-за испорченности человеческого сердца. До тех пор, пока один будет верить, а другой оставаться в неверии, пока один будет стараться избавиться от своих грехов, а другой не будет обращать на них никакого внимания, до тех пор проповедь Евангелия будет разделять людей. И в этом повинно не Евангелие, а человеческое сердце.

Но об этом очень часто забывают. Многие говорят о мире, единстве и гармонии в Церкви Христовой как о самом главном. Говорят, будто ради этого мы должны жертвовать всем! Думающим так людям надо вспомнить слова нашего Господа. Конечно, единство и мир — это великие благословения, мы должны стремиться к ним, молиться о них. Но если дело касается истины, то ситуация меняется. Воображать, что Церкви Христовы до тысячелетнего царства будут безмерно наслаждаться единством и миром, — утопия.

Во-вторых, наш Господь говорит нам, что истинные христиане должны смириться с тем, что в мире их ожидают трудности. Говорим мы или слушаем, учим или учимся, мы должны нести «крест». Мы должны быть готовы ради Христа пожертвовать даже жизнью, смириться с потерей расположения людей и с нуждой, должны отвергнуть себя, так как в противном случае мы никогда не достигнем небес. До тех пор пока мир, дьявол и наша плоть останутся прежними, все это мы должны будем делать.

Полезно помнить об этом и учить этому других. Чрезмерные надежды наносят вере больше всего вреда. Люди ошибочно думают, что служение Христу сделает их жизнь более комфортной, а когда этого не происходит, они полностью разочаровываются в вере. Блажен тот, кто понимает, что, хотя христианство и обещает венец в конце пути, сам путь к венцу надо пройти с крестом на плечах.

И наконец, наш Господь утешает нас тем, что даже немного послужив тем, кто служит Ему, мы получим награду от Бога. Тот, кто сделает для верующего хотя бы малость, например, «напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика... не потеряет награды своей».

Прекрасное обещание! Оно означает, что Господь всегда смотрит на тех, кто служит Ему и пытается приносить пользу людям. Часто делателям их труд кажется незаметным. Усилия проповедников, миссионеров и учителей могут казаться очень незначительными по сравнению с действиями царей и парламентов, армий или государственных чиновников, но для Бога они имеют большое значение. Он видит, кто противостоит Его рабам, а кто помогает им. Он наблюдает, кто к ним относится по-доброму, как Лидия к Павлу, а кто чинит им препятствия на пути, как Диотреф Иоанну (Дяен 16:15; 3Ин 1:9). Все их переживания в трудах на жатве записаны в великую книгу памяти, Бог вспомнит о них в последний день. Главный виночерпий забыл про Иосифа, когда вернулся к своим обязанностям, но Господь Иисус никогда не забывает о Своих. В утро воскресения Он скажет многим, которые ничего не ждут: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня» (Мф 25:35).

Спросите себя сейчас, как вы относитесь к служению Христа и к делу Христа в этом мире. Споспешествуете ли вы ему или мешаете? Принимаете ли пророка и праведника? Помогаете ли «одному из малых сих»? Препятствуете ли вы Его труженикам или ободряете их? Это очень серьезные вопросы. Мудро и хорошо поступает тот, кто всегда дает «чашу холодной воды», когда представляется возможность. Но еще лучше делает тот, кто работает в винограднике Господа. Будем же стремиться оставить после себя мир лучший, чем он был тогда, когда мы родились! Стремиться к этому — это значит «иметь разум Христов», это значит осознать ценность уроков, которые содержит эта замечательная глава.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Джона Райла на Евангелие от Матфея, 10 глава. Комментарии Джона Райла.


Публикуется с разрешения издателя.
© 2001−2004.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

От Матфея 10 глава в переводах:
От Матфея 10 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Джона Райла
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Иоанна Златоуста
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.