Евангелие от Матфея 5:1−12
1 Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.
2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня;
12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
Три главы Евангелия от Матфея, начиная с пятой, заслуживают особого внимания читателей Библии. Их содержание принято называть Нагорной проповедью.
Каждое слово из этой проповеди имеет огромное значение для верующих, ведь это голос Пастыря. Нас обличает великий Блюститель душ, Глава Церкви. Он — Мастер слова. «...никогда человек не говорил так, как Этот Человек» (Ин 7:46).
Есть ли у вас желание узнать, каким должен быть христианин? Хотите ли вы устремиться к совершенству и узнать, какими должны быть образ мыслей и внешнее поведение следующего за Христом? Если да, то вам следует обратиться к Нагорной проповеди. Отнесемся же как можно внимательнее к каждому предложению, сказанному нашим Господом, и будем проверять свое состояние в свете Его слов. Кто же эти люди, о которых написано, что они «блаженны»? Те, которых благословил Первосвященник, действительно блаженны! Они благословлены Богом.
Господь Иисус Христос назвал нищих духом блаженными. Под словосочетанием «нищие духом» Он имеет в виду смиренных, не превозносящихся в себе самих людей. Нищие духом осознают свое греховное естество и сожалеют о нем; они не «мудры в своих глазах» и не «разумны пред самими собою» (Ис 5:21). Человек, осознающий себя духовно нищим, не говорит: «Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды», а напротив говорит о себе: «...несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр 3:17).
Господь Иисус называет плачущих блаженными. Под словом «плачущие» Христос подразумевает тех, кто сожалеет о своих грехах и согрешениях, тех, для кого их грехи являются невыносимым бременем. Блаженны таковые! «Жертва Богу — дух сокрушенный...» (Пс 50:19) и сердце покаянное. Придет день и плачущие «утешатся».
Господь Иисус Христос называет блаженными кротких, имея в виду тех, кто терпелив и может довольствоваться малым. Тех, кто не требует почестей и может сносить обиды и оскорбления; тех, кто не требует реванша. Кроткие подобны Лазарю, ожидающему своего часа. Блаженны таковые! Они никогда не проиграют в забеге на длинную дистанцию. Придет день, и они «наследуют землю».
Господь Иисус Христос называет блаженными жаждущих праведности, имея в виду тех, кто более всего желает привести свой ум в состояние подобное состоянию ума Господа. Жаждущие праведности не тянутся ни к богатству, ни к благополучию так, как тянутся к святости. Блаженны таковые! Однажды придет день, и они получат все. «...в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим» (Пс 16:15).
Господь Иисус Христос называет блаженными милостивых, подразумевая тех, кто умеет сострадать другим. Милостивые жалеют страждущих от греха и печали, желая уменьшить страдания людей. Милостивые исполнены «добрых дел» и готовы творить милостыню (Деян 9:36). Блаженны таковые! Они пожнут награду, как в этой, так и в грядущей жизни.
Господь Иисус Христос называет блаженными чистых сердцем, тех, кто не стремится к внешнему проявлению святости, но стремится к самой святости. Чистых сердцем не удовлетворить внешним проявлением религии. Их совесть не может смириться с пустыми обрядами, они желают служить Богу внутренним человеком. Блаженны таковые! Сердце — суть человека. «...Человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1Цар 16:7). Помышляющий о духовном имеет общение с Богом.
Господь Иисус Христос называет блаженными миротворцев, имея в виду тех, кто использует все свое влияние для того, чтобы установить мир на земле, как в обществе, так и внутри себя, как дома, так и в других странах. Говоря о миротворцах, Господь подразумевает тех, кто старается вселить в сердца людей любовь друг ко другу, уча на основании Евангелия, что «любовь есть исполнение закона» (Рим 13:10). Блаженны таковые! Они делают то же, что делал Сын Божий, придя в первый раз на эту землю, которая прейдет во второе Его пришествие.
И наконец Господь Иисус Христос называет блаженными тех, кого гонят за правду, имея в виду тех, над кем насмехаются и о ком рассказывают всевозможные небылицы только потому, что они истинные христиане. Блаженны таковые! Они пьют ту же самую чашу, что и Христос. Теперь они исповедуют Его пред людьми, Он же в последний день исповедует их пред Отцом небесным и ангелами. «...Велика ваша награда на небесах!»
Восемь камней положил Иисус Христос в основание Нагорной проповеди, восемь великих истин, с помощью которых мы проверяем себя, находятся перед нами. Их мудрость нам необходимо впитать в себя.
Посмотрите, как разительно отличаются жизненные принципы Иисуса Христа от мирских. Глупо отрицать этот факт. Мир отвергает то, что прославляет Господь. Гордость, жестокосердие, вспыльчивость, эгоизм, ненависть — все, что осуждает Господь Иисус, правит этим миром.
Посмотрите, насколько отличается учение Иисуса Христа от того, что практикуют так называемые христиане. Можно ли сегодня среди людей, заполняющих храмы и церкви, найти жаждущих жить по заповедям блаженства? К сожалению, наши опасения в том, что крещенные практически не знают учения Нового Завета, не беспочвенны.
Итак, христиане не должны ни в коем случае опускать планку моральных требований ниже заповедей блаженства. Христианство — религия практики. Поэтому не забывайте, кого Иисус Христос называет блаженными, и стремитесь к святости, чтобы приносить плоды Духа.
Евангелие от Матфея 5:13−20
13 Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.
14 Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
15 И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить.
18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
В этом отрывке говорится о том, каким характером, должен обладать верующий, живя в этом мире.
Иисус Христос говорит, что христиане — «соль земли». Соль же имеет свои особые, ни с чем не сравнимые вкус и свойства. Соль предохраняет продукты от порчи; добавленная в какое-либо блюдо, она изменяет его вкус. Но соль пригодна лишь до тех пор, пока сохраняет свои свойства. Если мы истинные христиане, то наша жизнь в этом мире должна быть подобна действию соли.
Христос также говорит, что христиане — «свет миру». Свет сильно отличается от тьмы. В темной комнате легко заметить даже маленькую искорку. Свет — самое полезное из всего, что было сотворено. Он дает жизнь, помогает ориентироваться и вселяет радость. Свет Бог сотворил прежде всего. Если мы истинные христиане, мы должны светить, как свет это делает.
Слова «соль» и «свет» говорят, что в характере христианина должно быть что-то заметное, особенное и отличительное. Христианин не может думать и жить так, как остальные люди. Если вам дана благодать, то она должна быть видима. Если вы имеете Духа, то должны быть плоды. Если вы обладаете спасающей верой, то должны измениться ваши привычки, вкусы и образ мыслей. Формальное посещение церкви и обряд крещения сам по себе не делают человека христианином. Образы «соли» и «света» указывают на то, что христианин внутри и внешне, в вере и в делах должен быть особенным. Если вы считаете себя спасенными, то должны иметь мужество жить не так, как люди этого мира.
Далее, эти стихи указывают на неразрывную связь учения Христа с учением Ветхого завета.
Непонимание этой связи порождает много ошибок, поэтому для нас важно утвердиться в данной истине. Господь сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить». Это замечательные слова. В то время для иудеев было очень важно знать, что учение их отцов согласовывается с учением Христа. Пока стоит мир, единство Ветхого и Нового Заветов будет свидетельствовать в пользу христианства.
Иисус Христос пришел в мир, чтобы исполнить предсказанное пророками, которые говорили, что однажды в мир придет Спаситель. Он пришел, чтобы исполнить церемониальный закон — принести Себя в жертву умилостивления за грехи, прообразами которой служили все жертвоприношения Ветхого Завета. Христос пришел исполнить моральный закон, и исполнить его в совершенстве, чего бы мы никогда не смогли сделать. Он понес наказания за наши беззакония, пролив Свою искупительную кровь. Иисус превознес закон Божий и как никто другой показал, насколько он важен. Одним словом, Он возвеличил и прославил закон (Ис 42:21).
В словах Иисуса Христа «закон и пророки» содержатся уроки мудрости. Давайте рассмотрим их и сохраним в своих сердцах.
Прежде всего, остережемся пренебрежительно относиться к Ветхому Завету. Не слушайте тех, кто говорит, что Ветхий Завет — устаревшая книга, что после прихода Иисуса Христа она потеряла значение. Ветхий Завет — зерно христианства. Вера Ветхого Завета — Евангелие в бутоне, а вера Нового Завета — распустившийся цветок. В Ветхом Завете Евангелие провозглашается шепотом, в Новом Завете — во всеуслышание. Святые Ветхого Завета видели многое «как бы сквозь тусклое стекло», но все они верою взирали на того же Спасителя и были ведомы тем же Духом, что и мы. Учение о Ветхом Завете не второстепенное учение, а очень важное. Безбожие начинается с пренебрежительного отношения к Ветхому завету.
Еще хочу предупредить о недопустимости несерьезного отношения к десяти заповедям. Вне всякого сомнения, декалог связан с Евангелием. Пришествие Христа не умалило ни одну из десяти заповедей ни на йоту. Закон не уничтожается, а утверждается (Рим 3:31). Закон, отраженный Богом в Десяти заповедях, является вечной мерой добра и зла. Им познается грех, им Дух Святой указывает грешнику на необходимость принятия Христа, им Господь Иисус ведет Свой народ к святой жизни. Безусловно, закон не спасает и не оправдывает, но нельзя относиться к нему пренебрежительно. Симптомом серьезной болезни церкви является небрежное отношение к закону. Истинный христианин находит «удовольствие в законе Божием» (Рим 7:22).
И наконец хочу предостеречь против мнения о том, что Евангелие якобы принижает планку личной святости и что христиане более свободны в исполнении закона, чем иудеи. Это огромное заблуждение. Новозаветный верующий в своем освящении должен превзойти в праведности того, кто руководствуется только Ветхим Заветом. Чем больше мы знаем, тем больше мы должны любить Бога; чем яснее мы понимаем, что во Христе имеем полное прощение, тем с большим дерзновением должны трудиться для Его славы. Мы намного лучше по сравнению с ветхозаветными верующими знаем, какой ценой Иисус искупил нас. Ведь мы знаем, какой ценой Иисус искупил нас. Нам уже известны события, которые произошли в Гефсиманском саду и на Голгофе, верующие же ветхого завета смутно догадывались о грядущих событиях. Поэтому не станем забывать о своих обязанностях! Христианин, которого удовлетворяет его личная святость должен еще многое постичь и многому научиться.
Евангелие от Матфея 5:21−37
21 Вы слышали, что сказано древним: «не убивай; кто же убьет, подлежит суду».
22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.
23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,
24 Оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;
26 Истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.
27 Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй».
28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
29 Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
30 И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
31 Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.
32 А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.
33 Еще слышали вы, что сказано древним: «не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои».
34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;
35 Ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;
36 Ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
37 Но да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого.
Прочитанные стихи требуют особого внимания читателей Библии. Правильное толкование учения, содержащегося в них, является основой христианской веры. В этом отрывке Господь Иисус Христос более подробно объясняет значение Своих слов: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить». Господь учит, что Евангелие усиливает и возвеличивает закон. Христос показывает, что закон распространяется и на духовную жизнь, что он испытывает сердце, чего иудеи не понимали. Доказывая это, Господь Иисус Христос разъясняет суть трех заповедей из десяти.
Вначале Христос объясняет шестую заповедь. Многие думают, что они не нарушили эту заповедь, так как никого в буквальном смысле слова не убили. Однако Господь говорит, что требования данной заповеди должны пониматься более широко. Заповедь осуждает любую вспышку гнева, особенно если она была ничем не спровоцирована. Отметим это для себя. Итак, можно никого не убив, быть виноватым в нарушении шестой заповеди.
Далее, Господь Иисус дает объяснение седьмой заповеди. Многие предполагают, что если они не прелюбодействовали, то исполнили седьмую заповедь. Но Иисус Христос учит, что нарушение заповеди сердцем, в глазах Бога равно буквальному прелюбодеянию. Господь смотрит не на дела, а на состояние сердца. Бог может осудить за один единственный взгляд.
Затем Иисус Христос объясняет третью заповедь. Многие думают, что не нарушали данной заповеди, потому что никогда не призывали имени Бога напрасно. Но Господь запрещает клясться по пустякам и напрасно. Он говорит, что клятва любой сотворенной вещью призывает Бога в свидетели, даже если при этом имя Бога не было упомянуто вовсе. Поэтому клятву можно произносить только в особых случаях.
Таким образом, слова Иисуса Христа заставляют задуматься о состоянии сердца. Какие же уроки мы можем извлечь для себя из слов Христа?
Первый урок. Бог абсолютно свят. В силу Своей святости Он видит нечистоту там, где человек ее не видит. Ему открыты наши внутренние мотивы и от Него не сокрыты ни помышления сердец, ни дела. Было бы неплохо, если бы люди более серьезно восприняли эту истину. Если бы люди увидели Бога «как Он есть» (1Ин 3:2), тогда бы в сердце не осталось места для гордости и тщеславия, самоправедности и беззаботности.
Второй урок. Слова Иисуса Христа учат, что человек абсолютно невежествен в духовных вопросах. Нас не может не настораживать тот факт, что тысячи христиан в понимании закона остались на той же стадии, что и иудеи, которые прекрасно знают десять заповедей и думают о себе так же, как и молодой законник: «...все это сохранил я от юности моей...» (Мф 19:20). Иудеям и в голову не приходит, что они могут нарушить шестую и седьмую заповеди, не совершив внешнего их преступления. Таким образом, эти люди живут самодовольной жизнью, удовлетворяясь своей праведностью и религиозностью. Подлинно, блаженны те, кто понимает суть закона.
Далее, слова Господа учат, что для спасения необходима искупительная кровь Иисуса Христа. Кто из живущих на земле может устоять перед святостью Божией и услышать от Бога слова: «Не виновен»? Кто из нас, прожив жизнь осмотрительно, не согрешил десятки тысяч раз? «...нет праведного ни одного» (Рим 3:10). Без всемогущего Посредника все мы обречены на вечное осуждение. Незнание истинного смысла закона порождает армию номинальных христиан, которые не верят в Евангелие, а довольствуются внешней, обрядовой стороной христианской религии. Им не откроется святость десяти заповедей, если только они не придут ко Христу за Его святостью.
И наконец слова нашего Господа учат тому, что следует бежать от греха. Если вы хотите жить святой жизнью, то прислушайтесь к словам Давида: «...буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим...» (Пс 38:2). Держитесь в стороне от ссор и разногласий, пока они не привели к большему греху. «Начало ссоры — как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она» (Притч 17:14). Усмирить плоть и умертвить члены свои лучше, нежели согрешить. Обуздайте уста, пусть люди называют вас педантом, если им угодно, пусть говорят, что вы слишком «особенны». Это не должно вас волновать. Стремитесь жить так, как повелевает вам Иисус Христос, и не стыдиться того.
Евангелие от Матфея 5:38−48
38 Вы слышали, что сказано: «око за око, и зуб за зуб».
39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
40 И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
41 И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
42 Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
43 Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего».
44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
45 Да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
46 Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
Здесь Христос объясняет нам как нужно относиться друг ко другу. Тот, кто желает научиться общению с себе подобными, непременно должен обратиться к этим стихам, заслуживающим того, чтобы их записали золотыми буквами. Даже враги христианства относятся к этим словам Христа почтительно. Обратимся же к более подробному их изучению.
Господь Иисус Христос осуждает дух мстительности и непрощения. «А Я говорю вам: не противься злому...». Тот, кто готов нанести оскорбление, кто несдержан в высказывании своих мыслей, кто всегда чем-то недоволен и заботится о своих правах более, нежели об обязанностях, тот нарушает учение Иисуса Христа. Мир может не видеть мерзости греха во всем этом, но мир — не христианство. Наш Господь сказал: «Не противься злому».
Иисус Христос учит нас любви и милосердию. «Любите врагов ваших». Отложите в сторону всякую злобу, обратите зло в добро, проклятие в благословение. Более того, любить надо не словом, а делом. Пожертвуйте своими неотложными делами ради другого; «кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два». Лучше пострадайте сами, чем из-за вас пострадает кто-то. Во всем да не будьте эгоистичны. Вместо того, чтобы думать: «А как другие поступают со мной», думайте: «А что Иисус хочет, чтобы я сделал в данной ситуации?»
Подобное поведение на первый взгляд может показаться невозможным. Но кто дал нам право уменьшить требования к себе? Рассмотрим два весомых аргумента, которые приводит наш Господь в поддержку Своего учения.
Первый аргумент. Если вы не стремитесь достичь границ, определенных Господом, то вы еще не дитя Его. Что делает «Отче наш, сущий на небесах»? Он добр ко всем: посылает дождь праведным и неправедным, повелевает солнцу светить для всех без исключения. Ребенок подражает отцу, но насколько мы подражаем нашему Небесному Отцу, если не являем милость ко всем без исключения? Если благотворительность чужда нам, то в чем свидетельство, что мы «новая тварь»? Мы должны «родиться свыше» (Ин 3:7).
Второй аргумент. Если вы не стремитесь достичь пределов, определенных Господом, то вы все еще принадлежите миру. «Если вы будете любить любящих вас, какая вам награда?» Даже безбожники любят тех, которые любят их. Для них они делают добро и заботятся о них. Но для христианина определяющими в жизни должны быть более высокие принципы. Неужели Христовы принципы недостижимы? Неужели невозможно полюбить врагов своих? Если ответ — да, то не обманывайтесь, вы не обращены! Потому что не приняли Духа от Бога (1Кор 2:12).
Стихи, прочитанные нами, призывают к действию и побуждают к смирению или, по крайней мере, к размышлению о смирении. Перед нами портрет христианина, каким он должен быть. Взирать на него, не ощущая боли, невозможно: как несовершенны мы по сравнению с ним. Из вышесказанного мы можем извлечь два урока.
Первый урок заключается в том, что если бы истинные верующие чаще обращались в своих мыслях к этим десяти стихам, то они бы более ревностно относились к проповеди христианства в мире, чем делают это они сейчас. Нельзя допускать и мысли, что эти стихи малозначимы. Серьезное отношение к ним делает нашу веру прекрасной, и, напротив, несерьезное отношение к ним искажает веру, делая ее неприглядной. Учтивость, доброта, нежность и уважение к другим являются великолепным обрамлением портрета христианской жизни. Эти черты христианина могут быть признаны миром, несмотря на то, что мир не признает доктрины христианства. В грубости нет веры, как ее нет ни в хамстве, ни в тупости, ни в пошлости. Возрастание в святости христианской жизни заключается в исполнении как великих, так и малых обязанностей верующего.
Второй урок учит нас тому, насколько прекраснее стал бы окружающий нас мир, если бы в нем практиковалось это учение. Кому не знакомы ссоры, распри, раздоры, эгоизм, приводящие мир к жалкому существованию? Что, как не учение Иисуса Христа, может сделать мир белее счастливым? Будем же помнить об этом. Те, кто думают, что христианство может принести несчастье людям, заблуждаются. Несчастье людям приносит отсутствие Бога в их жизни. Истинная вера несет с собой мир, милосердие, доброту. Чем больше человек доверяет учению Святого Духа, тем больше любит других людей и тем счастливее становится.
Комментарии Джона Райла на Евангелие от Матфея, 5 глава. Комментарии Джона Райла.
Публикуется с разрешения издателя.
© 2001−2004.