1 Нагорная проповедь (5:1 — 7:29); 13 Соль и свет; 17 О Законе; 21 О злобе; 27 О супружеской верности; 31 О разводе; 33 О клятвах; 38 О мщении; 43 Любовь к врагам.
1 Увидев множество народа, Иисус поднялся на склон горы и сел там. К Нему подошли Его ученики,
2 и Он начал их учить такими словами:
3 — Блаженны нищие духом, потому что им принадлежит Небесное Царство[27].
4 Блаженны плачущие, потому что они будут утешены.
5 Блаженны кроткие, потому что они наследуют землю.
6 Блаженны те, кто ощущает голод и жажду по праведности, потому что они насытятся.
7 Блаженны милосердные, потому что и к ним будет проявлено милосердие.
8 Блаженны чистые сердцем, потому что они увидят Бога.
9 Блаженны миротворцы, потому что они будут названы сынами Божьими.
10 Блаженны те, кого преследуют за праведность, потому что Небесное Царство принадлежит им.
11 Блаженны вы, когда из-за Меня люди оскорбляют и преследуют вас и всячески злословят вас.
12 Ликуйте и веселитесь, потому что вас ждет великая награда на небесах! Ведь точно так же преследовали и пророков, бывших прежде вас.
13 Вы — соль земли. Если соль потеряет свой вкус, то что может опять сделать её соленой? Она уже ни к чему не пригодна, останется лишь выбросить её вон, под ноги людям.
14 Вы — свет мира. Город, стоящий на вершине холма, невозможно скрыть.
15 Зажженный светильник не ставят под горшок, наоборот, его ставят на подставку, чтобы светил всем в доме.
16 Пусть так же свет ваш светит людям, чтобы они видели ваши добрые дела и славили вашего Небесного Отца.
17 Не думайте, что Я пришёл отменить Закон или пророков; Я пришёл, чтобы исполнить, а не отменить[28].
18 Говорю вам истину: пока небо и земля не исчезнут, ни одна малейшая буква, ни одна черточка не исчезнет из Закона — всё сбудется.
19 Кто нарушит даже самую маленькую заповедь и научит других нарушать её, тот в Небесном Царстве будет наименьшим, а кто исполнит заповеди и научит этому людей — будет велик в Царстве Небесном.
20 Говорю вам, что если ваша праведность не превзойдет праведности фарисеев и учителей Закона, вы не войдете в Небесное Царство.
21 Вы слышали, что ещё в древности людям было сказано: «Не убивай»[29], и что каждый убийца будет судим.
22 Я же говорю вам, что если человек затаил злобу на брата, он будет судим. Кто назовет своего брата ничтожеством[30], тот будет отвечать перед Высшим Советом, а того, кто обзовет своего брата глупцом, — ждет огонь ада.
23 Поэтому если ты приносишь в дар Богу свою жертву и перед жертвенником вспомнишь, что твой брат обижен на тебя,
24 то оставь свой дар перед жертвенником и пойди вначале помирись с братом, а потом приходи и приноси жертву.
25 Поторопись помириться со своим обвинителем ещё по дороге, до того, как он приведет тебя в суд, иначе тебя передадут судье, тот отдаст тебя под стражу, и тебя заключат в темницу.
26 Говорю тебе истину, что ты не выйдешь оттуда, пока не выплатишь всё, до последнего гроша.
27 Вы слышали, что было сказано: «Не нарушай супружескую верность».[31]
28 Я же говорю вам, что тот, кто лишь смотрит на женщину с вожделением, уже нарушил супружескую верность в своем сердце.
29 Если твой правый глаз влечет тебя ко греху, вырви его и отбрось прочь. Лучше тебе потерять часть тела, чем всему телу быть брошенным в ад.
30 И если твоя правая рука влечет тебя ко греху, то отсеки её и отбрось прочь. Лучше тебе потерять часть тела, чем всё твое тело пойдет в ад.
31 Вам было сказано: «Кто разводится с женой, тот должен выдать ей разводное письмо».[32]
32 Я же говорю вам, что каждый, кто разводится со своей женой не по причине её измены, толкает её к нарушению супружеской верности[33], и всякий, кто женится на разведенной женщине, также нарушает супружескую верность.
33 Вы слышали, что ещё в древности людям было сказано: «Не нарушайте своей клятвы и выполняйте всё, в чем вы поклялись Господу».[34]
34 Я же говорю вам: не клянитесь вовсе. Не клянитесь ни небом, потому что оно — престол Божий,
35 ни землей, потому что она — подножие для ног Его, ни Иерусалимом, потому что это город великого Царя[35].
36 Не клянись своей головой, потому что сам ты даже одного волоска не можешь сделать белым или черным.
37 Пусть ваше «да» будет действительно «да», и ваше «нет» — действительно «нет». Всё же, что к этому добавлено, — от лукавого[36].
38 Вы слышали, что было сказано: «Глаз за глаз и зуб за зуб».[37]
39 Я же говорю вам: не противься сделавшему тебе зло. Кто ударит тебя в правую щеку, то поверни к нему и другую.
40 Если кто захочет с тобой судиться, чтобы отнять у тебя рубаху, то отдай ему и верхнюю одежду.
42 Тому же, кто у тебя просит, дай, и от просящего у тебя в долг не отворачивайся.
44 Я же говорю вам: любите ваших врагов и молитесь о тех, кто преследует вас,
45 чтобы вам быть истинными сынами вашего Небесного Отца. Ведь Он повелевает солнцу светить и злым, и добрым и посылает дождь как на праведных, так и на неправедных.
46 Если вы любите тех, кто любит вас, то какая вам за это награда? Не делают ли то же самое даже сборщики налогов?[42]
47 Если вы приветствуете только ваших братьев, то что в этом особенного? Разве язычники не делают того же?
48 Поэтому будьте совершенны, как совершенен ваш Небесный Отец.
Примечания:
3 [27] — Небесное Царство. Иудеи, во избежание напрасного употребления имени Бога (см. Исх 20:7), часто заменяли его словом «Небо» (см. напр., Лк 15:18).
17 [28] — Здесь, вероятно, Иисус говорит о том, что Он является истинным исполнением всего, что было записано в Священном Писании. Другое толкование: Он дал Писанию завершение, наполнив его истинным смыслом. Согласно третьему толкованию, этот стих можно перевести следующим образом: « Не думайте, что Я хочу исказить Закон или сказанное в Пророках; Моя цель не искажать, а толковать правильно».
21 [29] — Исх 20:13; Втор 5:17.
22 [30] — Букв.: рака́. Выражение презрения на арамейском языке.
27 [31] — Исх 20:14; Втор 5:18.
31 [32] — Втор 24:1.
32 [33] — Или: тот поступает с ней так, как будто она повинна в супружеской измене.
33 [34] — См. Лев 19:12; Чис 30:3; Втор 23:21-23.
34 [35] — См. Пс 47:2; Ис 66:1.
37 [36] — Или: от злого.
38 [37] — Исх 21:24; Лев 24:20; Втор 19:21.
41 [38] — То есть римская миля, около 1,5 км.
41 [39] — В те времена римские солдаты могли, на правах завоевателей, заставить любого иудея нести их поклажу.
43 [40] — Лев 19:18.
43 [41] — См. Втор 23:3-6.
46 [42] — Сборщики налогов. Они были ненавистны иудеям по нескольким причинам: они обирали народ, работали на римских оккупантов и оскверняли себя общением с язычниками. И поэтому понятие сборщик налогов было почти равнозначно понятиям «грешник» и «предатель».
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите:
Ctrl + Enter
Евангелие от Матфея, 5 глава. Новый русский перевод.
Обратите внимание. Номера стихов — это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно, вы будете приятно удивлены.
«Новый русский перевод» (НРП);
New Russian Translation (NRT);
Biblica, Inc.
© 2006, 2010, 2012, 2014, 2023.