1 Бог говорит в Своем Сыне; 4 Сын Божий выше всех ангелов.
1 Бог, многократно и многообразно говоривший в прошлом к нашим предкам через пророков,
2 в эти последние дни говорил нам через Своего Сына, Которого Он предназначил быть Владыкою всего и через Которого Он некогда сотворил вселенную.
3 Сын — сияние славы Отца, точное подобие самой сущности Бога. Сын поддерживает существование всей вселенной Своим могущественным словом. Очистив нас от грехов, Он сел по правую руку от Всевышнего1 на небесах.
4 Он настолько превыше ангелов, насколько имя, которое Он получил, превыше их имен.
5 Кому из ангелов Бог когда-либо говорил:
«Ты Сын Мой,
сегодня Я родил Тебя»?2
Или же:
«Я буду Ему Отцом,
и Он будет Мне Сыном»?3
6 И опять же, когда вводит в мир Своего Первенца,
Бог говорит:
«Пусть все ангелы Божьи поклонятся Ему».4
7 Об ангелах сказано:
«Он делает ангелов Своих ветрами5
и слуг Своих языками пламени».6
8 Но о Сыне
сказано :
«Вечен престол Твой, Боже,
Твой царский скипетр — скипетр правосудия.
9 Ты возлюбил праведность, а беззаконие возненавидел,
поэтому, о Боже, Твой Бог помазал7 Тебя маслом радости больше,
чем Твоих сотоварищей».8
10 И также
о Сыне написано :
«О Господь! В начале Ты положил основание земли,
и небеса — дело Твоих рук.
11 Они погибнут, но Ты останешься навсегда;
они износятся, как одежда,
12 и Ты свернешь их, словно покрывало;
как одежда, они будут сменены на новые.
Но Ты — Тот же,
и годам Твоим нет конца».9
13 Кому из ангелов когда-либо было сказано:
«Сядь по правую руку от Меня,
пока Я не повергну врагов Твоих
к ногам Твоим»?10
14 Разве ангелы — это не служебные духи, посылаемые на службу тем, кому предстоит получить спасение?
Примечания:
3 [1] — См. Пс 109:1.
5 [2] — См. Пс 2:7. Второй псалом говорит о коронации иудейского царя, и значит, слова «Я родил тебя» указывают на воцарение. В древности у иудеев титулы «сын Бога» и «помазанник» были эквивалентом титулу «царь Израиля», но также указывали на ожидаемого Мессию, Спасителя и праведного Царя от Бога, т. е. Иисуса. Но термин «Сын Бога» не исключает и близкие взаимоотношения между Богом и Иисусом, подобные человеческим взаимоотношениям отца и сына.
5 [3] — См. 2Цар 7:14; 1Пар 17:13.
6 [4] — Существуют несколько толкований, например: 1) события, которые описываются здесь, имеют отношение к вознесению Иисуса Христа и вхождению Его в окружение Бога; 2) речь здесь может идти о втором пришествии Иисуса. Цитата, возможно, взята из Втор 32:43 (согласно кумранским рукописям) или Пс 96:7.
7 [5] — Или: «духами».
7 [6] — Пс 103:4. Общий смысл: Иисус намного превосходит ангелов. Но, что касается детального разбора, то здесь существует множество толкований этого места: 1) Бог мог бы превратить ангелов в огонь и ветер; 2) ангелы сравниваются с огнем и ветром — с их быстротой, мощью или с их разрушительной силой; 3) ангелы действуют в ветре и огне. Существуют и другие толкования.
9 [7] — Или: «поэтому Бог, Твой Бог, помазал … »
8 [8] — См. Пс 44:7−8.
10 [9] — См. Пс 101:26−28.
13 [10] — Пс 109:1; Мф 22:41−46.
Послание Евреям, 1 глава. Новый русский перевод.