Библия » Райл Комментарии Джона Райла

От Матфея 18 От Матфея 18 глава

Евангелие от Матфея 18:1−14

1 В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?
2 Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них
3 И сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;
4 Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;
5 И кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает;
6 А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.
7 Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит.
8 Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный;
9 И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную.
10 Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.
11 Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
12 Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?
13 И если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти не заблудившихся.
14 Так нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих.

Прежде всего, эти стихи указывают на необходимость обращения, которое должно выразиться в детском смирении. Ученики пришили к Господу с вопросом: «Кто больше в Царстве Небесном?» Они спрашивали, как духовные невежды, исполненные плотских ожиданий. И они получили ответ, пробудивший их от полуденной дремы. В ответе Христа содержится основополагающая истина: «...если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное».

Эти слова должны глубоко запасть в наше сердце. Без обращения нет спасения. Внутренняя природа каждого должна измениться. Мы должны «родиться свыше» (Ин 3:8). Сами по себе мы не годимся жить в присутствии Божьем. И небеса будут не небесами для нас, если мы не обратимся. Эта истина относится ко всем людям, из всех сословий и классов: все они рождены во грехе, все они чада гнева, все они, без исключения, должны родиться свыше и стать новым творением. Все они должны получить новое сердце и новый дух; старое должно уйти, должно прийти все новое. Неплохо быть крещенным в христианской Церкви и пользоваться средствами благодати, но кроме этого нужно обращение.

Хотите ли вы знать, по-настоящему ли вы обратились? Верный признак истинного обращения — это смирение. Если вы на самом деле получили Святого Духа, вы должны показать это своей детской кротостью. Как дети, вы должны со смирением думать о своих собственных силах и мудрости, ощущая свою зависимость от Отца Небесного. Как дети, вы не должны искать величия этого мира. Вам должно хватить пищи и одежды и любви вашего Небесного Отца. Вы должны быть довольными!

Истинно, подобные размышления по-настоящему проверяют сердце! И тогда становится понятно, что многие обращения — это совсем не обращения. Легко обратиться из одной партии в другую, от одной точки зрения к другой, но такое обращение не спасает душу. Всем нам надо обращение от гордости к смирению, от чрезмерного самомнения к реальной самооценке, от самонадеянности к самоуничижению, от фарисейского мировоззрения к мировоззрению мытаря. Если вы хотите спастись, вы должны обратиться таким образом, а обращение это совершает Святой Дух.

Из этого отрывка мы узнаем также, что стать камнем преткновения на пути верующего — это серьезный грех. Доказательством этому являются слова Господа Иисуса: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит».

Мы соблазняем душу человека всегда, когда отстраняем его от Христа, когда не даем идти по пути спасения и внушаем ему отвращение к истинной вере. Мы можем делать это прямо, преследуя его за служение Христу, насмехаясь над ним, вступая с ним в противоборство или разубеждая следовать за Христом. Мы можем делать это косвенно, ведя образ жизни, который не соответствует нашему исповеданию веры, превращая христианство своим поведением в нечто отвратительное. Если мы поступаем так, очевидно, что с точки зрения нашего Господа мы совершаем великий грех.

Это учение вселяет ужас, поэтому оно должно побудить нас тщательно исследовать свое сердце. Мал просто желать приносить добро этому миру: нужно быть уверенным, не приносишь ли ты ему зло. Может быть, вы открыто не преследуете рабов Христа, но не причиняете ли вы им вред своим образом жизни? Трудно даже себе представить, сколько вреда может принести один человек, лицемер но исповедующий веру. Он дает неверующему предлог оставаться в нерешительности, он сбивает с толку ищущих, расхолаживает святых. Неистинно верующие — живая проповедь в пользу дьявола. Только последний день откроет, сколько душ погубили эти «соблазны» в Церкви Христовой. Когда-то Нафан обвинял Давида в том, что тот «подал повод врагам Господа хулить Его» (2Цар 12:14).

Наконец, мы узнаем из этого отрывка, что наказание после смерти — это реальность. Наш Господь использует очень резкие выражения: «быть ввержену в огонь вечный» и «быть ввержену в геенну огненную». Смысл этих слов очевиден: в грядущем мире все, кто умер, не раскаявшись и не поверив, неизбежно попадут в место невероятного страдания. Писание открывает, что есть «некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников» (Евр 10:27). То же самое Слово, которое обещает всем покаявшимся и обратившимся небеса, утверждает, что нечестивцам уготован ад.

Не позволяйте же никому вводить вас в заблуждение относительно этого вопроса. Многие в эти последние дни заявляют, что вечного наказания после смерти не будет, подкрепляя свои утверждения словами, давно сказанными дьяволом: «Нет, не умрете» (Быт 3:4). Не давайте им поколебать вас, как бы приятно они не звучали. Твердо держитесь старого пути. Бог любви и милости — это и Бог справедливости, заплативший по всем счетам. Потоп и сожжение Содома открывают нам, что Бог однажды сделает. Но яснее всего об аде говорил Сам Христос. Ожесточившиеся грешники однажды обнаружат, что «гнев Агнца» — это реальность (Откр 6:17).

И последнее, из этого отрывка мы узнаем, что Бог ценит даже самого малого верующего: «...нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих». Эти слова предназначены для того, чтобы ободрить не только маленьких детей, но и всех истинно верующих. Эти слова Христа неразрывно связаны с притчей о сотне овец и одной заблудившейся. Они показывают нам, что наш Господь — Пастырь, нежно заботящийся о каждой данной Ему душе. Самая молодая, самая слабая, самая маленькая овца из Его стада так же дорога Ему, как и самая сильная, поэтому слабая овца никогда не погибнет и никто не вырвет ее из руки Господа. Он будет нежно вести Своих овец через пустыню мира, Он никогда не загонит их (Быт 33:13). Он проведет их через все трудности и защитит их от всех врагов. И тогда исполнятся Его слова: «...из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого» (Ин 18:9). Кто побоится быть христианином с таким Спасителем? Кто может потеряться у такого Пастыря?

Евангелие от Матфея 18:15−20

15 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;
16 Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово.
17 Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.
18 Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.
19 Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного.
20 Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.

Этим словам нашего Господа часто находят неправильное применение. Этот отрывок вступает в противоречие со всем Словом Божьим, если толковать его как заповедь послушания Церкви. На основании такого неправильного объяснения видимую Церковь наделяют правом устанавливать учения, тем самым оправдывая церковную тиранию. Но, если истины Писания кто-то неправильно понимает, это не означает, что мы должны вовсе от них отказаться. Мы не имеем права выбрасывать из Писания отрывок, потому что кто-то извратил его смысл. Наоборот, мы должны разобраться в словах Христа и найти им должное применение.

Во-первых, обратим внимание на то, какие замечательные правила разрешения конфликтов между братьями дает здесь наш Господь. Если какой-то брат, член церкви Христовой, обидел нас, первое, что мы должны сделать, — подойти к нему и указать на его ошибку. Возможно, он обидел нас ненарочно, как обидел Авимелех Авраама (Быт 21:26). Его поступок можно объяснить, как и поведение колен Рувима, Гада и Манассии, которые, вернувшись в свою землю, построили там жертвенник (Нав 22:24). В любом случае, попытка открыто и по-дружески решить конфликт завоюет сердце брата, если он действительно этого хочет. «...мягкий язык переламывает кость» (Притч 25:15). Может быть, он просто скажет: «Да, я был не прав», и загладит свою вину.

Если же примириться не удается, нужно предпринять второй шаг. Нужно взять с собой одного или двух товарищей и снова указать своему брату на его ошибку в их присутствии. Может быть, заговорит его совесть, когда он узнает, что о его проступке известно другим, и он устыдится и раскается? Если же этого не произойдет, то у нас будут свидетели того, что мы сделали все, что могли, чтобы объяснить брату его неправоту, и что он добровольно отказался ее признать и принести извинения.

Наконец, если и это не помогает, в таком случае мы должны рассказать обо всем случившемся всей общине, членами которой мы являемся, то есть мы должны «сказать Церкви». Может быть, сердце, которое не тронули личные обвинения, изменится в страхе перед публичным разбирательством? Если же и это не подействует, остается только одно: мы вынуждены будем с грустью признать, что этот человек нарушил все христианские принципы, что он действует, как «язычник и мытарь».

Этот отрывок — прекрасный пример того, как наш Господь соединяет в Своем учении мудрость и мягкость. Он проявляет поразительное знание человеческой природы! Ссоры христиан наносят христианской вере больше всего вреда, поэтому надо прилагать все усилия, чтобы окружающий мир видел их как можно меньше. Если бы мы чаще пользовались советом Господа и решали свои споры один на один, море скандалов не было бы столь бурным. Если бы мы тщательнее изучали это учение Христа и следовали ему, Церковь и мир обрели бы большое благословение. Конечно же, разномыслия и разделения будут существовать до конца мира, но многих из них можно избежать, если следовать правилам, содержащимся в этом отрывке.

Во-вторых, заметьте, как ясно этот отрывок доказывает, что в христианской общине должна быть дисциплина. Наш Господь заповедует, чтобы все споры между христианами, которые нельзя решить полюбовно, выносились на рассмотрение церкви, к которой они принадлежат. Иисус говорит: «...скажи церкви...» Отсюда следует, что церковь имеет право судить о моральном поведении своих членов. Право это может принадлежать всем членам церкви или делегироваться ее старейшинам. Отсюда следует так же и то, что у церкви есть власть отлучать непокорных членов или не допускать их к участию в таинствах. Иисус говорит так: «...если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь». Христос не говорит здесь о каком-то временном наказании. Он разрешает церкви применять такое духовное наказание, что, если его правильно применить, к нему невозможно будет отнестись пренебрежительно. «...что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе». Вот в чем суть учения нашего Господа относительно церковной дисциплины.

Бесполезно отрицать, что вопрос этот крайне трудный. Сталкиваясь с ним, Церковь чаще всего поддается пагубному влиянию мира и чаще всего допускает ошибки — иногда по небрежности, иногда из-за чрезмерной суровости. Без сомнения, Церковь злоупотребила своим правом отлучать, и поэтому, как говорит Квеснел, мы должны больше опасаться своих грехов, чем любых отлучений. Но все же, поскольку у нас есть этот отрывок, невозможно утверждать, что Христос против церковной дисциплины. Если поддерживать ее правильно, она принесет Церкви духовное здоровье и благополучие. Нельзя допускать каких угодно людей, нечестивых и безбожных, к Вечере Господней, не пытаясь поддерживать порядок. На каждом христианине лежит обязанность использовать свою власть, чтобы предотвратить это. Конечно, собрание в этом мире не может состоять из совершенных людей, но все же к чистоте надо стремиться. Лучшее свидетельство процветания Церкви — это высокие требования, предъявляемые к каждому ее члену.

И наконец обратите внимание, как удивительно Христос ободряет тех, кто собирается вмести ради имени Его. Он говорит: «...где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Эти слова Христа — неопровержимое доказательство Его божественности. Только Бог может находиться в разных местах в одно и то же время.

Эти слова — утешение для всех, кто любит встречаться вместе, чтобы прославить Бога. На каждом собрании, где проходит поклонение, где есть молитва и прославление, на каждой миссионерской встрече — везде, где проходит изучение Библии, присутствует Царь царей, Сам Христос. Нас иногда расстраивает, что на такие собрания приходит людей намного меньше, чем на различного рода мирские увеселения. Иногда нам трудно выносить насмешки мира, который кричит, как некогда кричали враги евреев: «...что делают эти жалкие Иудеи?» (Неем 4:2) Но нам не следует огорчаться, так как в нужде мы можем смело обратиться к этим словам Иисуса и утешиться мыслью, что на каждой такой встрече присутствует Сам Христос.

Но эти слова также и упрек всем тем, кто пренебрегает собранием в Церкви и никогда не посещает религиозных встреч. Они чураются общества Царя царей, они упускают возможность встретиться с Самим Христом. И бесполезно оправдывать себя тем, что все эти религиозные собрания совсем недуховные и что лучше остаться дома, чем идти в церковь. Слова нашего Господа низводят на нет все эти доводы. Человек поступает глупо, когда презрительно относится к собраниям, на которых присутствует Христос. Помните же об этом! Если вы и раньше встречались с людьми Божьими, чтобы поклониться Богу, продолжайте это делать и не стыдитесь. А если нет, тогда подумайте и поступите мудро.

Евангелие от Матфея 18:21−35

21 Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?
22 Иисус говорит ему: не говорю тебе: «до семи раз», но до седмижды семидесяти раз.
23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими.
24 Когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;
25 А как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить.
26 Тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил: «государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу».
27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.
28 Раб же тот вышед нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: «отдай мне, что должен».
29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: «потерпи на мне, и все отдам тебе».
30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.
31 Товарищи его, видевши происшедшее, очень огорчились и пришедши рассказали государю своему все бывшее.
32 Тогда государь его призывает его и говорит: «злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;
33 Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?»
34 И разгневавшись государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.
35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

В этом отрывке наш Господь разбирает очень важную проблему — прощение обиды. Мы живем в грешном мире, и бесполезно надеяться, что правильным поведением можно избежать несправедливого к себе отношения. Поэтому нам нужно знать, как себя вести, когда нас обидели.

Во-первых, Господь Иисус дает нам правило, по которому мы должны прощать множество раз. Петр спросил: «Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?» И получил ответ: «...не говорю тебе: «до семи», но до седмижды семидесяти раз».

Конечно же, это правило требует мудрого объяснения. Наш Господь не имел в виду, что на преступников и на нарушителей общественного порядка не надо обращать внимания. Он не имел в виду, что воры и насильники должны оставаться безнаказанными. Христос хотел сказать, что мы должны милостиво относиться к своим братьям, прощая их. Лучше многое снести, чем спорить и ссориться. Лучше простить многое и покориться, чем вступать в раздор. Нужно отказаться от злобы, желания поссориться и отомстить. Только язычникам к лицу такие чувства, но не ученикам Христа.

Мир был бы намного счастливее, если бы мы чаще исполняли заповедь нашего Господа! Как много страданий человечество навлекает на себя спорами, ссорами, судебными тяжбами, упрямо отстаивая то, что оно называет «своими правами»! Скольких раздоров можно было бы избежать, если бы люди стремились прощать и желали жить в мире! Всегда помните, что огонь не горит без горючего и в споре тоже участвуют двое. Примите для себя решение, что с помощью благодати Божьей вы никогда не будете одним из этих двоих. Отвечайте добром на зло, благословляйте обижающих вас; поступая так, вы смягчите сердце своего врага и сделаете его своим другом (Рим 12:20). У архиепископа Кранмера была удивительная черта характера: если вы наносили ему обиду, он обязательно становился вашим другом.

Во-вторых, наш Господь приводит две веские причины, по которым мы должны прощать. Он рассказывает притчу о человеке, который задолжал огромную сумму денег своему господину и не мог с ним расплатиться. Но, когда пришло время рассчитаться, его господин проявил милость к нему и простил все. Однако бывший должник не захотел простить долг своему слуге, задолжавшему несколько копеек. Он посадил слугу в тюрьму, не желая уступить ему ни на йоту. Далее, Иисус описывает, какое наказание постигло этого злого человека, который, быв помилован, не проявил такую же милость и к другим. Христос заканчивает Свою притчу очень выразительно: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его».

Совершенно очевидно, что мы должны прощать других, потому что все мы нуждаемся в прощении Бога. Каждый день мы много раз согрешаем, «потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю». И каждый день мы нуждаемся в милости и прощении Бога. Обиды, нанесенные нам нашими ближними, — ничто по сравнению с обидами, которые мы причиняем Богу. Только такие глупые существа, как мы, могут упорствовать в своей обиде и не желать простить своего брата.

Мы должны прощать также потому, что будет суд и все мы предстанем пред ним. Тогда не будет уже прощения тем, которые не прощали других. Жестокосердные окажутся непригодными для небес, они не смогут по достоинству оценить место, которое имеет одно название — милость и в котором о милости вечно поют песни. Если вы хотите стоять справа от престола славы, на котором сидит Христос, вы должны научиться прощать.

Сокройте эти истины глубоко в своем сердце. К сожалению, христиане очень редко исполняют свою обязанность прощать. Грустно смотреть, как много злобы и жестокости среди людей. Не будем забывать, что Новый Завет призывает нас исполнять эту обязанность как никакую другую. Пренебрежение ею закрывает перед человеком вход в Царствие Божие.

Хотите ли вы засвидетельствовать, что находитесь в мире с Богом, что вы омыты кровью Христа и рождены от Духа, став Божьими детьми по благодати? Если да, тогда помните об этом отрывке и прощайте, как ваш Отец Небесный. Обидел ли вас кто-то? Простите его сегодня. Как сказал Лейтон, себя мы должны прощать редко, а других часто.

Хотите ли вы принести миру благо? Хотите ли вы влиять на других и помочь им увидеть красоту истинной веры? Помните об этом отрывке. Люди, которые не хотят слушать учение, могут обратить внимание на то, что вы умеете прощать. Хотите ли вы расти в благодати и освящаться во всех своих путях, делах и словах? Помните об этом отрывке. Ничто так не огорчает Святого Духа и не ввергает душу в духовную тьму, как ссоры и нежелание прощать (Еф 4:30−32).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Джона Райла на Евангелие от Матфея, 18 глава. Комментарии Джона Райла.


Публикуется с разрешения издателя.
© 2001−2004.

ПОДДЕРЖАТЬ СЛУЖЕНИЕ

От Матфея 18 глава в переводах:
От Матфея 18 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Джона Райла
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Иоанна Златоуста
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.