Евангелие от Матфея 4:1−11
1 Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола,
2 И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.
3 И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.
4 Он же сказал ему в ответ: написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».
5 Потом берет Его диавол в святый город и поставляет Его на крыле храма,
6 И говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею».
7 Иисус сказал ему: написано также: «не искушай Господа Бога твоего».
8 Опять берет Его диавол на весьма высокую гору, и показывает Ему все царства мира и славу их,
9 И говорит Ему: все это дам Тебе, если падши поклонишься мне.
10 Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана; ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи».
11 Тогда оставляет Его диавол, — и се, Ангелы приступили и служили Ему.
Первым событием в служении нашего Господа Иисуса Христа, описанным евангелистом Матфеем после крещения, явилось искушение дьяволом. В этой истории не все ясно, и мы не все можем объяснить, но практические уроки из нее мы все же можем и должны извлечь.
Во-первых, дьявол — реальный и очень опасный враг. Он не побоялся атаковать даже Господа Иисуса Христа. Более того, он предпринял три попытки искусить Сына Божия!
Не кто иной, как дьявол, познакомил мир с грехом. Он досаждал Иову, соблазнил Давида и больно ранил апостола Петра. Именно дьявола Библия называет «человекоубийцей», «обманщиком» и «львом рыкающим» (Ин 8:44; 1Пет 5:8). Это он не спит и даже не дремлет. Не кто иной, как сатана, делает черное дело на протяжении 6000 лет, увлекая людей в вечную погибель. Хитрость и коварство его не знает границ: часто он «принимает вид Ангела света» (2Кор 11:14).
Будем же ежедневно выставлять стражу молитв наших против его козней. Нет более опасного врага, чем тот, который никогда не дремлет и не умирает и который постоянно находится рядом с нами, куда бы мы ни шли и где бы ни жили. Шутки и глупые разговоры о нем опасны. Будем помнить, что спасение не только распинает нашу плоть, но и противостоит дьяволу.
Во-вторых, искушения не являются чем-то необычным. «Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего» (Мф 10:24). Если сатана искушал Учителя, то вас не оставит он в покое тем более.
Было бы хорошо, если бы верующие всегда помнили об этом. К сожалению, христиане часто забывают о дьяволе и его кознях. Часто в наших умах возникают злые мысли, которые мы ненавидим. Нам предлагаются сомнения, вопросы и грешные образы, против которых восстает наш внутренний человек. И я молю, пусть все потуги дьявола не разрушат мир и не лишат детей Божиих утешения. Будем помнить: сатана — реальность, и нет ничего удивительного в том, что он рядом. Нет греха в том, что вас искушают, опасаться надо уступок и соглашательства с сатаной.
В-третьих, главное оружие в противостоянии дьяволу — Библия. Трижды дьявол подступал к Господу. Трижды наш Господь говорил: «Ибо написано...»
По этой причине мы должны самым серьезным образом читать Библию. Слово Божие — «меч духовный» (Еф 6:17). Как можно успешно сражаться, не будучи вооруженным? Слово — «светильник ноге моей» (Пс 110:105). Не читать Библию страшно. Недостаточно просто иметь книгу, ее надо читать и молиться над ней. Библия, лежащая дома без дела, не поможет нам. Ее содержание должно быть близко нам, а полагаться на интуицию вместо знания непозволительно. Знание же достигается ежедневным, кропотливым, порой изнурительным трудом. Достаточно ли труда мы положили, чтобы обрести знание?
И наконец наш Спаситель исполнен сострадания. «Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр 2:18).
Сострадание Иисуса Христа — истина, которая должна быть особо дорога верующим, ведь в ней источник их утешения. Христианам никогда не следует забывать, что у них есть всемогущий Друг на небесах, Который поможет пережить все тревоги и справиться со всеми искушениями. Искушает ли нас сатана неверием в Бога? Иисус был искушаем. Искушает ли нас сатана злоупотребить милостью Божьей и подвергнуться неоправданному риску? Иисус был искушаем. Искушает ли нас сатана согрешить, чтобы обрести кажущееся благополучие? Иисус был искушаем. Искушает ли нас сатана ложным толкованием Святого Писания? Иисус, Спаситель, в Котором так нуждаются все верующие, был искушаем. Так пусть же христиане устремятся к Иисусу за помощью и откроют Ему все свои нужды и проблемы. Ухо Его готово приклониться к их мольбам, сердце Его готово воспринять их боль, и Он готов понять их скорбь.
Пусть же каждый из нас почувствует сострадание нашего Господа. В этом холодном и лживом мире ничто не может сравниться с божественным состраданием. Ищущие счастья лишь в этой жизни и отвергающие веру, предложенную в Святом Писании, не имеют ни малейшего представления, какого утешения и радости они лишены.
Евангелие от Матфея 4:12−25
12 Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею.
13 И, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых,
14 Да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:
15 «Земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая,
16 Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет».
17 С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
18 Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев, Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море; ибо они были рыболовы;
19 И говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.
20 И они тотчас, оставивши сети, последовали за Ним.
21 Оттуда идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцем их, починивающих сети свои, и призвал их.
22 И они тотчас, оставивши лодку и отца своего, последовали за Ним.
23 И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.
24 И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их.
25 И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима и Иудеи и из-за Иордана.
В этом отрывке описано начало служения Иисуса Христа среди людей. Он начинает свой труд среди темного и необразованного народа. Из него Он избирает Себе учеников и Свое право на служение подтверждает чудесами, да так, что «прошел о Нем слух по всей Сирии».
Давайте обратим наше внимание на то, как Иисус начал Свой труд. «Иисус начал проповедывать».
Есть ли служение более важное, чем проповедь Слова и есть ли труд для душ более полезный, чем этот? Иисус Христос не устыдился принять его на Себя, более того, Он поставил на служение словом двенадцать апостолов. На это служение указывает апостол Павел в свои преклонные годы, когда пишет Тимофею: «Проповедуй слово...» (2Тим 4:2). Чаще всего и больше всего Бог использует проповедь для обращения душ человеческих и для наставления их. Ярчайшими днями в истории Церкви были те дни, когда проповедовалось Слово, и тьма опускалась на нее, когда проповеди не уделялось должного внимания. Будем же относиться с глубочайшим почтением к таинствам Церкви и ее молитвенному служению, но остережемся ставить их выше проповеди.
Следует так же обратить внимание на то, что проповедь Свою людям наш Господь Иисус начал с учения о покаянии. Он начал со слов: «Покайтесь».
Покаяние — краеугольный камень в основании христианства, и этот камень должен лечь грузом на все человечество без какого-либо исключения. Занимающий высокое положение в обществе или низкое, бедный или богатый — все согрешили против Бога и все должны покаяться и обратиться, иначе погибнут. Но, к сожалению, к покаянию часто относятся несерьезно. Истинное покаяние — вещь непростая. Оно достигается через обновление сердца, через сожаление о грехе, через сердечное раскаяние в нем. Покаяние — это разрыв с греховными привычками и ненависть ко греху и любому его проявлению. Такое покаяние идет рука об руку с верой во Христа. Восславим же Господа за учение о покаянии! Ни одно из христианских учений нельзя назвать истинным, если оно не возвещает «покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа» (Деян 20:21).
Далее, давайте посмотрим на окружение, из которого Иисус Христос избрал Себе учеников. Это были униженные и оскорбленные люди, беднейшие из бедных. Петр, Андрей, Иаков и Иоанн — все они были рыбаками.
Христианство — религия для всех людей, а не только для богатых и знатных. Оно открыто всему человечеству, а большинство человечества всегда будет бедным. Самовлюбленные философы не обращают внимания на тысячи неграмотных и бедных людей. Для христианства же ненужных людей не существует. Человек смирился? Он осознает свой грех? Желает слышать голос Христа и следовать за Ним? Если это так, то будь он беднейшим из бедных на земле, в царстве небесном он будет самым знатным. Интеллект, состояние, положение в обществе, титул не значат ничего, если нет благодати.
Христианская вера дарована самим небом. Если бы это было не так, она бы не распространилась так широко на земле. Атеистам здесь нечего возразить. Вера, которая не льстит ни богатым, ни великим, ни мудрым; вера, которая не дает оправдания наихудшим наклонностям человеческого сердца; вера, которую проповедовали бедные рыбаки, никогда бы не перевернула мир, если бы она была не от Бога. Посмотрите на римских императоров и языческих священников с их роскошными храмами. А теперь посмотрите на горстку простых людей с Евангелием в сердцах. Казалось, у последних нет ни малейшего шанса. Но слабые стали сильными, а сильные — слабыми. Язычество пало, христианство заняло его место. Христианство не может быть не от Бога.
Еще хотелось бы обратить внимание на то, как в данном отрывке Матфей описывает чудеса, сотворенные Господом. Евангелист не приводит подробностей, а дает общее описание чудес, которыми наш Господь подтвердил Свою миссию. Позже в Евангелии они будут описаны более подробно. Но даже здесь очевидно, что чудеса Свои Иисус совершал из милости и сострадания.
Чудеса призваны показать нам силу и всемогущество нашего Господа. Тот, Который может исцелить больного прикосновением и изгнать нечистых духов словом, может спасти приходящего к Нему.
Совершённые чудеса являются «тенью будущих благ» — прототипом духовного целительства. Тот, перед Которым бессильна любая болезнь, может исцелить наши души. Нет такого разбитого сердца, которое не смог бы вылечить наш Господь, нет такой раны, которая не поддалась бы Его лечению. Падших, подавленных, сломленных Иисус восстанавливает Своей кровью и Духом.
Чудеса, совершенные Христом, призваны открыть перед нами Его сердце. Никто не может сравниться в сострадании с нашим Спасителем. Он не отвергает никого из приходящих к Нему, каким бы падшим и отвратительным приходящий не был. Ухо нашего Господа готово приклониться к любой нужде, Его рука — помочь каждому, сердце — сострадать всем. Сострадание нашего Господа не тщетно.
Будем же помнить, что «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр 13:8). Высоко на небесах, одесную Бога Отца Он тот же, что и был на земле. Он готов спасать, готов принимать, готов помочь так же, как и 1800 лет назад. Почему же тогда мы не говорим Ему о своих нуждах? Почему не сделать это прямо сейчас? Христос может исцелить «всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф 4:23).
Комментарии Джона Райла на Евангелие от Матфея, 4 глава. Комментарии Джона Райла.
Публикуется с разрешения издателя.
© 2001−2004.