Евангелие от Матфея 19:1−15
1 Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские, за Иорданскою стороною.
2 За Ним последовало много людей, и Он исцелил их там.
3 И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?
4 Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?
5 И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью,
6 Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
7 Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?
8 Он говорит им: Моисей, по жестокосердию вашему, позволил вам разводиться с женами вашими; а сначала не было так;
9 Но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.
10 Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться.
11 Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано;
12 Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.
13 Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им.
14 Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное.
15 И возложив на них руки, пошел оттуда.
В этих стихах Иисус говорит о двух чрезвычайно важный вопросах. Первый из них касается взаимоотношений мужа и жены, второй — нашего отношения к душе детей. Переоценить значение этих двух вопросов сложно: от правильного их понимания зависит благосостояние народа и благополучие общества. Народ — это много семей. А порядок в семье полностью зависит от уважения к брачным узам и от правильного воспитания детей. И мы должны быть благодарны, что Иисус, великий Глава Церкви, дает ясные ответы на эти вопросы.
Наш Господь учит, что союз мужа и жены может быть разорван только из-за видимой неверности. Когда наш Господь жил на земле, разводы среди иудеев разрешалось производить и не по столь важным причинам. Моисей допустил разводы, чтобы предотвратить такое зло, как жестокость или убийство, но постепенно установлением Моисея стали пренебрегать все больше и больше, что привело к еще большей безнравственности (Мал 2:14−16). Замечание, которое сделали ученики Господа по этому вопросу, показывает, что брачные стандарты в израильском обществе были очень низки. Ученики сказали: «Если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться». Конечно же, они имели в виду, что если разводиться с женой нельзя по более мелкой причине, чем неверность, то лучше вообще не жениться. Не правда ли, в устах апостолов эти слова звучат очень странно!
Но наш Господь, наставляя учеников, устанавливает совершенно другие стандарты. Сначала Он напоминает им, как был установлен брак. Христос цитирует слова из первых глав Бытия, описывающих создание человека и союз Адама и Евы, в качестве доказательства тому, что отношения мужа и жены ценятся превыше любых других отношений. Отношения детей и родителей могут казаться очень тесными, но они все равно не теснее супружеских: «Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей». Затем Иисус дополняет слова Писания Своими словами: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». И наконец брак, заключенный после развода не по причине супружеской неверности, Он называет нарушением седьмой заповеди: «Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует».
По тону этого отрывка ясно, что христиане должны уважать супружеские отношения. Брак был установлен в раю, когда люди были еще безгрешны ми. Брак — это символ мистического союза между Христом и Его Церковью, отношения между которыми может прекратить только смерть. Брак оказывает огромнейшее влияние на тех, кого связывает: он приносит им или счастье, или несчастье, или добро, или зло. В брак нельзя вступать необдуман но и безрассудно, надо все трезво обдумать и взвесить. Безрассудно заключенные браки чаще всего являются причиной несчастья и даже греха.
Говоря о детях, наш Господь наставляет нас не только словом, но и делом: Иисус дает заповедь и Сам исполняет ее. «...приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился». Очевидно, что это были совсем маленькие дети, которые еще не понимали никаких наставлений, но они не были слишком маленькие для того, чтобы молитва принесла им пользу. Ученики посчитали их недостойными внимания своего Господина и пожурили тех, кто привел их. Но увидев все это, Иисус сказал: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное».
То, что сказал и сделал здесь Иисус, представляет для нас большой интерес. Мы знаем, что маленькие дети слабы и умственно, и физически, они самые беспомощные из творений, рождающихся на этой земле. Мы также знаем, Кто обратил внимание на этих младенцев и нашел время, хотя и был занят служением взрослым людям, чтобы возложить на них руки: это был вечный Сын Божий, великий Первосвященник, Царь царей, которому все подвластно, «сияние славы и образ ипостаси Его» (Евр 1:3). Какие поучительные события разворачиваются у нас перед глазами! Не удивительно, что большинство церквей Христа всегда видели в этом отрывке сильное, хотя и косвенное доказательство в пользу крещения младенцев.
Из этих стихов видно, что наш Господь Иисус Христос нежно заботится о душах маленьких детей. Возможно, что сатана особенно их ненавидит, но точно, что Иисус особенно их любит. Хоть и маленькие, они всегда в Его мыслях, Он обращает на них Свое внимание. В Его большом сердце есть место для малыша в колыбели, как и для царя на троне. Христос знает, что в каждом тельце малыша заложен бессмертный принцип, который переживет египетские пирамиды и увидит солнце и луну последнего дня. Этот отрывок дает нам твердую надежду на то, что все дети, умершие в младенчестве, спасены. «Таковых есть Царствие Небесное».
И наконец, эти стихи показывают нам, что многого можно достичь, наставляя в вере детей. У каждого из них есть душа, которая может погибнуть или спастись. Это нужно помнить и стараться привести их ко Христу уже с самых ранних лет. Познакомьте их с Библией, как только они начнут что-то понимать, молитесь за них, учите их молиться. Вы можете быть уверенными, что Иисус с удовольствием смотрит на ваши старания и готов благословить их. Вы можете быть уверенными, что они не будут напрасны. Семя, посеянное в младенчестве, часто всходит через долгое время. Блаженна та Церковь, которая заботится о своих маленьких членах так же сильно, как и о взрослых! Без сомнения, благословение Того, Кто был распят, будет на такой Церкви! Он возложил руки на маленьких детей, Он молился о них.
Евангелие от Матфея 19:16−22
16 И вот, некто подошед, сказал Ему: Учитель Благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?
17 Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.
18 Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;
19 Почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.
20 Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?
21 Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.
22 Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
В этом отрывке детально описывается разговор нашего Господа с юношей, который подошел к Иисусу с просьбой указать путь к вечной жизни. Этот разговор заслуживает особого внимания. Спасение — это дело личное: каждый, кто хочет спастись, должен лично решать с Христом проблему своей души.
На примере этого юноши мы видим, что человек может желать спасения, но не получить его. Во времена страшного неверия юноша сам приходит к Христу и просит не об излечении больного — он приходит с вопросом о своей душе. Юноша без обиняков спрашивает: «Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» Услышав это, мы бы подумали, что этот юноша подает надежды и что он не предубежденный правитель или фарисей — он может спастись. Однако дальше мы узнаем, что «юноша отошел с печалью», и в евангелиях нет даже намека на то, что когда-нибудь он обратился!
Никогда не забывайте, что расположенность сердца к вере — это еще не благодать Божья. Может быть, умом вы познали истину, возможно, часто вас мучает совесть, религиозные чувства пробуждаются и вы переживаете о своей душе и проливаете множество слез, но все это еще не обращение. Все это нельзя назвать настоящей работой Святого Духа. К сожалению, это еще не все. Расположение к вере — это не благодать. Опасно, если вы ничего не делаете, а только чувствуете. Епископ Бутлер, мастер задавать нравственные вопросы, мудро заметил, что «не вызывающие действия впечатления, часто повторяясь, имеют свойство постепенно терять свою силу, а часто повторяющиеся действия становятся привычкой». Чувства, приносящие удовольствие, но не приводящие к действию, в конце концов перестанут оказывать всякое влияние на человека.
Примените этот урок к своей жизни. Может быть, вы уже знаете, что такое религиозный страх и желание верить. Тогда ни в коем случае не останавливайтесь на достигнутом. Не удовлетворяйтесь этим, пока не получите свидетельство Духа Святого в своем сердце, что вы на самом деле родились свыше и стали новым творением. Не останавливайтесь, пока не узнаете, что вы по-настоящему покаялись и твердо возлагаете свои надежды на Евангелие. Чувства — это хорошо, но обращение намного лучше.
На примере юноши мы видим также и то, что необращенный человек часто не видит духовной реальности. Наш Господь начал говорить молодому человеку о вечных стандартах добра и зла, о нравствен ном законе. Когда же Иисус увидел, что Его собеседник так бодро говорит о своих «делах», Он попробовал дать ему понять, в каком состоянии находится его сердце, напомнив заповедь: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди». Христос даже повторил для него заповеди второй скрижали. Но даже после этого юноша с уверенностью заявил: «Все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?».
Таким образом, мы с уверенностью можем сказать, что юноша был далек от осознания своего положения перед Богом, и поэтому никогда не сомневался, что совершенным образом исполняет заповеди. Он не понимал, что они относятся не только к делам, но и к словам и к мыслям, что если Бог будет судить его, то он не ответит Ему ни на одно обвинение из тысячи (Иов 9:3). Юноша был во тьме и не понимал природы закона Божьего! Какие заниженные представления о святости, которую требует Бог, были у него!
К сожалению, очень часто в Церкви Христовой можно встретить людей, которые не имеют никакого представления о духовной реальности. Тысячи крещенных людей знают о главных доктринах христианства столько же, сколько последние атеисты. Десятки тысяч человек каждую неделю приходят в церковь, не осознавая всей глубины человеческой греховности. Они упрямо цепляются за старое представление о том, что их дела спасут их. А когда служитель посещает их лежащими на одре смерти, они оказываются духовно слепыми, как будто никогда не слышали всей истины. Верно, что «душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием» (1Кор 2:14).
И наконец мы видим на примере этого юноши, что один возлюбленный идол сердца может уничтожить душу навеки. Наш Господь, который видел человека насквозь, в конце концов показал юноше его главный грех. Как некогда Христос проник в сердце самаритянской женщины, когда сказал ей: «Иди, позови своего мужа» (Ин 5:16), точно так же он проник в сердце юноши: «Пойди, продай имение твое и раздай нищим». Наконец-то юноша увидел свое слабое место. Оказалось, что несмотря на его желание достичь вечной жизни, деньги он любил больше, чем свою душу. Юноша не выдержал проверки. Он был «взвешен на весах и найден очень легким». Эта история заканчивается печальными словами: «...юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение».
Это история еще раз доказывает, что «корень всех зол есть сребролюбие» (1Тим 6:10). Мы должны поставить этого юношу в один ряд с Иудой, Ананией и Сапфирой и остерегаться алчности. Увы, на этом камне постоянно гибнут тысячи людей. Любой служитель Евангелия может указать на многих в собрании, кто, так сказать, находится недалеко от Царствия Божьего, но не делает и шагу вперед. Эти люди хотят чего-то и надеются, но стоят на месте, как приклеенные! Почему так происходит? Потому что они любят деньги.
Заканчивая разбирать этот отрывок, проверьте себя, посмотрите, не трогает ли он и вашу душу? Честны и искренни ли вы в своем желании быть настоящим христианином? Разрушили ли вы всех своих идолов? Нет ли у вас тайного греха, от которого вы не желаете избавиться? А может, у вас есть что-то или кто-то, что или кого вы любите больше, чем Христа и свою душу? На все эти вопросы нужно ответить. Плачевное состояние многих слушателей Евангелия объясняется их духовным идолопоклонством. И не стоит удивляться словам св. Иоанна: «Храните себя от идолов» (1Ин 5:21).
Евангелие от Матфея 19:23−30
23 Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;
24 И еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.
25 Услышавши это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?
26 А Иисус воззрев сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно.
27 Тогда Петр отвечая сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?
28 Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых;
29 И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную;
30 Многие же будут первые последними, и последние первыми.
Во-первых, из этого отрывка мы узнаем, что богатый человек подвергает свою душу большой опасности. Господь Иисус говорит, что «трудно богатому войти в Царство Небесное». Но на этом Христос не останавливается. Чтобы подкрепить Свои слова, Он приводит небольшую притчу: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие».
Эти слова Иисуса — одни из самых страшных. Люди очень часто не соглашаются с ними, воспринимают с предубеждением или вовсе не верят в них. Однако они истинны, и их нужно понять и принять. Богатство, к которому все мы стремимся, ради которого трудимся в поте лица и из-за которого становимся седыми раньше времени, — это очень опасное владение. Оно часто причиняет большой вред душе и вводит человека в искушение, завладевает человеческими мыслями, чувствами и возлагает тяжелое бремя на сердце, еще больше усложняя и без того трудный путь к небесам.
Берегитесь любви к деньгам. Конечно, их можно использовать праведно и приносить с их помощью пользу. Но на одного правильно использующего приходится тысячи, которые не умеют распоряжаться деньгами верно, причиняя этим вред и себе и другим. Пусть человек, любящий этот мир, делает себе денежного идола и считает себя самым счастливым. Но христианин, который исповедует, что имеет сокровища на небесах, пусть сделает свое сердце каменным в вопросе любви к деньгам. Христианин не должен поклонятся золоту. В глазах Бога лучше не тот, у кого много денег, а тот, у кого много добродетели.
Давайте постоянно молиться о душах богатых людей. Им не надо завидовать — им стоит посочувствовать. Они несут тяжелую ношу на своем христианском пути: им труднее всего «бежать, чтобы получить» (1Кор 9:24). Процветание в этом мире часто приводит к гибели в мире грядущем. В молебне англиканской церкви находим такие слова: «Во все времена нашего благополучия, благой Боже, избавь нас».
Во-вторых, из этого отрывка мы узнаем, что Бог Свою благодать силен дать любой душе. Ученики изумились словам Господа о богатых людях. Они настолько противоречили привычному для них представлению, что богатство — это благо, что удивленно спросили: «...кто же может спастись?» На это наш Господь ответил: «...человекам это невозможно, Богу же все возможно». Святой Дух может заставить даже самых богатых людей искать сокровища на небесах. Он может побудить даже царей принести свою корону к ногам Иисуса и все почесть тщетою ради царства Божьего. Тому в Библии есть множество доказательств. Авраам был очень богат, но все же стал отцом верных; Моисей мог бы быть египетским царем, но оставил все, ради Невидимого; Иов был богатейшим человеком Востока, но в то же время и избранным рабом Божьим; Давид, Иософат, Иосия, Езекия — все были могущественными царями, но ценили расположение Бога больше, чем свое земное величие. Все эти примеры показывают, что для Бога «нет ничего невозможного» и что вера может появиться даже в самом неподходящем для нее сердце.
Твердо держитесь этого учения. Общественное положение человека не может лишить его царствия Божьего, поэтому спастись может каждый. Без сомнения, для богатых людей нужна особая мера благодати, так как они подвержены особому искушению. Но Господь Бог Авраама, Моисея, Иова и Давида неизменен: Тот, кто спас их, несмотря на богатство, может спасти и других. Если Он сделает, кто отменит? (Ис 43:13)
И наконец из этого отрывка мы узнаем, что Евангелие дает огромное ободрение тем, кто отказался от всего ради Христа. Петр спросил у Господа, что он и другие апостолы получат за то, что они все оставили и последовали за Ним. Господь не замедлил дать полный благодати ответ: каждый, кто пожертвовал чем-то ради Христа, получит воздаяние «во сто крат и наследует жизнь вечную».
Это обещание должно приободрить нас. Сегодня мало от кого, кроме обратившихся в языческих землях, требуется оставить дом, родственников, землю ради веры. Однако в той или иной степени практически каждый христианин проходит через это, если он по-настоящему верен своему Господу. Мы все еще должны нести крест. Верующим в Англии часто приходится сносить насмешки, издевки и преследования в семье. Верность требованиям Евангелия Христа часто заставляет жертвовать любовью мира и положением в обществе. Но каждый, кто это переживает, может утешать себя обещанием, данным в этих стихах. Иисус предвидел их проблемы и сказал эти слова, чтобы приободрить их.
Мы можем быть уверены в том, что ни один человек, последовавший за Христом, своего не потеряет. Когда человек становится убежденным христианином, он может понести убытки, он может расстраиваться из-за того, что вера делает его жизнь такой сложной. Но пусть он не падает духом, зная, что он никогда не останется проигравшим на длинной дистанции. Христос может дать друзей, которые будут намного лучше тех, что остались в прошлом. Христос может открыть для нас сердца людей и двери домов, где мы найдем больше любви и гостеприимности, чем там, откуда нас выгнали. Кроме того, Христос может дать нам мир с совестью, внутреннюю радость, светлые надежды и ощущение счастья — и все это будет во много раз лучше, чем те земные удовольствия, от которых мы отказались ради Него. Христос исполнит Свое царское слово. Еще ни разу Он не нарушал Своего обещания — доверьтесь Ему и не бойтесь.
Комментарии Джона Райла на Евангелие от Матфея, 19 глава. Комментарии Джона Райла.
Публикуется с разрешения издателя.
© 2001−2004.