19:1-12 ВОПРОС О РАЗВОДЕ
(Мк 10:1-12; Лк 16:18)
1 Когда Иисус закончил Свою речь, Он ушел из Галилеи и направился в земли Иудеи за Иорданом. 2 Следом за Ним пошли толпы народу, и Он исцелил их.
3 К Нему пришли фарисеи и, желая испытать Его, спросили:
— Может ли по Закону мужчина развестись с женой по любой причине?
4 — А разве вы не читали, что Творец в самом начале «создал мужчину и женщину? — ответил Иисус. 5 — Поэтому оставит человек отца и мать и привяжется к жене, и станут двое одной плотью». 6 Итак, их уже не два человека, а одно существо. То, что соединил Бог, пусть человек не разлучает.
7 — А как же тогда Моисей велел, «разводясь с женой, дать ей разводное свидетельство»? — говорят они.
8 — Моисей позволил вам разводится с женами из-за вашей тупости и упрямства, — говорит Иисус. — А вначале было не так. 9 Я говорю вам: тот, кто разведется с женой по любой причине, кроме ее измены, и женится на другой, нарушит верность.
10 — Если мужчина должен так относится к женитьбе, тогда лучше не жениться! — говорят Ему ученики.
11 — Не все могут принять то, что Я сказал, а только те, кому это дано, — ответил Он. 12 —Есть разные причины, по которым люди не могут жениться: одни такими родились, других, как, например, евнухов, такими сделали люди, а есть и такие, которые не женятся ради Царства Небес. Тот, кто может принять, пусть примет!
9 В некоторых позднейших рукописях стих завершается словами: «и женившийся на разведенной нарушает верность». 10 ученики — в некоторых рукописях: «Его ученики».
1 Мф 7:28; Мф 11:1; Мф 13:53; Мф 26:1 3 Мф 16:1 4 Быт 1:27; Быт 5:2 5 Быт 2:24; Еф 5:31; 1Кор 6:16 7 Втор 24:1; Мф 5:31 9 Мф 5:32; 1Кор 7:10-11 10 1Кор 7:1-2, 7-9 11 1Кор 7:7, 9, 17.
Ст. 1-2 — Когда Иисус закончил Свою речь — см. коммент. на 7:28. Проведя в Галилее какое-то время уединенно, наставляя учеников, Иисус снова возобновил Свое общественное служение. Он покинул Галилею, куда больше уже не вернется, и отправился в земли Иудеи за Иорданом. Может возникнуть ощущение, что это одна область, в то время как земли за Иорданом, или Перея, находились под юрисдикцией Ирода Антипы, а Иудея была под властью римлян. Вероятно, это надо понимать так, что Иисус шел в Иудею через Заиорданье, то есть обычным путем паломников, не желавших идти более коротким путем через Самарию. Вполне возможно, что Иисус провел в Иудее и Заиорданье гораздо больше времени, чем нам кажется, когда мы читаем синоптиков. Согласно 4-му Евангелию, Иисус пробыл там почти полгода. За Иисусом снова идут толпы людей, и Он исцелил всех больных.
Ст. 3 — И снова возникает спор между фарисеями и Иисусом. На этот раз они задают вопрос о том, разрешает ли Закон Моисея развестись с женой по любой причине. Евангелист подчеркивает, что этот вопрос не был продиктован искренним желанием узнать мнение уважаемого Учителя. Они хотят Его испытать. Не совсем понятно, в чем заключался злой умысел, так как Закон ясно и недвусмысленно разрешал развод, если муж найдет в жене «что-нибудь противное» (Втор 24:1). Среди богословов того времени были споры относительно причины, позволявшей людям разводиться. О разных точках зрения на развод см. коммент. на 5:31-32. Но, может быть, фарисеи знали, что у Иисуса совершенно особое отношение к разводу, идущее вразрез с нормой Закона. Например, в параллельном месте Марка отсутствуют слова «по любой причине». Большинство ученых считает, что Иисус не допускал никаких исключений в деле развода (см. 1Кор 7:10-11), а Матфей смягчил его абсолютные требования, тем самым сделав Его позицию не отличающейся от позиции Шаммая. Как пророка Осию Бог побуждает вернуться к грешной жене, так и христианин не должен находить никаких причин для прекращения брака, тем более что только что говорилось о бесконечном прощении. Но, возможно, в вопросе фарисеев присутствует политический мотив. Иоанн Креститель погиб из-за того, что осуждал новый брак Ирода Антипы. Не исключено, что фарисеи хотели спровоцировать Иисуса на ответ, который вызовет раздражение тетрарха.
Как брак, так и развод был чисто семейным делом. Разводиться мог только мужчина, он «отпускал» жену. Развод по инициативе женщины был крайне редок, и для этого нужны были особые причины, как, например, неисполнение мужем супружеских обязанностей в течение длительного времени. Есть свидетельства, говорящие о том, что отношение к разводам постепенно становилось все более неодобрительным и количество разводов уменьшалось. В Писании только пророк Малахия ясно и недвусмысленно осуждает и, возможно, запрещает развод. Но кумраниты развод запрещали.
Ст. 4-6 — Иисус отвечает на вопрос встречным вопросом. Вместо того, чтобы заниматься толкованием деталей Закона и ссылаться на разные мнения учителей, Он возвращает слушателей к исконному замыслу Бога при сотворении человечества. Бог создал мужчину и женщину, чтобы соединить их в одно существо. Такова Его цель. Супружескую пару соединил Бог, и поэтому человек не должен разъединять ее. Здесь под человеком имеется в виду муж, так как и по Закону Моисея, и по римскому законодательству внешние инстанции не вмешивались в дела семьи и брака.
Ст. 7 — Тогда фарисеи прямо указывают на то, что Закон устами Моисея позволил развод, обязывая мужчину давать жене разводное свидетельство, подтверждавшее, что она разведена, и позволявшее ей выйти второй раз замуж, что она не всегда могла сделать, если, например, была стара и бедна. Женщина оказывалась страдающей и практически бесправной стороной, хотя иногда по брачному договору она имела право получить от мужа часть имущества.
Ст. 8 — Но Закон имеет дело не с идеальным, а с ущербным миром, каким он стал после грехопадения. Закон приспособляется к такому миру, он не может требовать от человека исполнения «норм Рая», ведь вначале было не так. Поэтому он санкционирует «лучшее из зол». Итак, с точки зрения Иисуса, развод всегда есть грех и зло, несмотря на то, что Закон его допускает. Это Божья уступка человеческой тупости и упрямству, неспособности постичь Его волю, с целью не допустить худшей беды. Иисус — вестник Божьего Царства, то есть восстановленного Рая, того миропорядка, каким его задумал Бог. Можно назвать этот миропорядок новым творением.
Ст. 9 — Поэтому мужчина, разведшийся со своей женой и женившийся на другой, совершает по отношению к бывшей жене грех, запрещенный в Декалоге. Евреи считали, что совершить прелюбодеяние, то есть нарушить супружескую верность, может только жена. Муж совершает такой грех по отношению к другому мужчине, с женой которого он вступил в незаконную связь, но никогда не прелюбодействует по отношению к собственной жене. Следовательно, Иисус признает равенство мужчины и женщины в браке, что в те времена было неслыханным новшеством.
Ст. 10 — Реакция учеников показывает, что эти слова Иисуса их сильно огорчили. Оказывается, женщина не вещь, принадлежащая мужу! Если брак налагает на мужчину такие требования, тогда лучше не жениться! Их позиция, вероятно, ближе к фарисейской. Поэтому этот отрывок представляет собой не только спор Иисуса с представителями религиозного официоза, но и продолжение трудного процесса перевоспитания учеников.
Ст. 11-12 — Не все могут принять то, что Я сказал (дословно «это слово») — есть разные точки зрения по поводу того, что это значит. Относится ли это к предыдущим высказываниям Иисуса, особенно в ст. 4 и 9, то есть к учению о разводе или к реплике учеников? Очень многие полагают, что под «этим словом» скорее всего имеется в виду то, что будет сказано ниже, то есть учение о безбрачии (ст. 12).
Иисус говорит о трех видах евнухов: о людях, по природе не способных к сексуальным отношениям, то есть импотентов и людей с недоразвитыми половыми органами (в раввинистической литературе они назывались «евнухами солнца»). Других такими сделали люди (они назывались «евнухами человека»). В древности кастрация была распространенным явлением, и некоторые из кастратов занимали на Востоке важные государственные посты (см. Деян 8:27). Второзаконие исключает таких людей из числа народа Божьего: «У кого раздавлены ятра или отрезан детородный член, тот не может войти в общество Господне» (23:1).
Третью группу Иисус называет кастратами в переносном смысле, хотя в истории языческих религий (позже и в христианстве) известно много случаев нанесения себе подобных увечий. Они не женятся не потому, что не могут, но потому что не хотят. Но единственной причиной, оправдывающей безбрачие, является то, что они пожертвовали браком ради чего-то гораздо более драгоценного — ради Царства Небес.
Вступление в брак и деторождение считались обязательными, в них видели исполнение заповеди, данной Богом: «Плодитесь и размножайтесь» (Быт 1:22) и «Вот почему мужчина оставляет отца и мать, и живет с женою» (Быт 2:24). Неженатый человек не мог быть членом Синедриона. Но в это время появляются одиночки, которые не вступают в брак потому, что полностью посвящают себя Богу. Известно, что многие члены кумранского ордена были безбрачными. Вероятнее всего, не был женат и апостол Павел (Тертуллиан сказал о нем, что он «сделал себя евнухом»). В более поздней еврейской традиции были неженатые раввины, о которых говорилось, что они повенчаны с Торой (но во II веке был известен всего лишь один такой человек). Здесь отсутствует идея аскетизма, рассматривавшего сексуальные отношения как грех, а брак как уступку человеческой слабости. Кто может принять — дар безбрачия дается Богом, но не всем, а только немногим. О двух дарах Божьих — брака и безбрачия — говорит и Павел: «У каждого свой дар от Бога, у одного один, у другого другой» (1Кор 7:7; см. также 1 Клим 38).
По мнению многих, Иисус не превозносит безбрачие, но извиняет его и Матфей приводит эти слова Иисуса для того, чтобы исправить положение в своей общине, склонявшейся к разрыву с женами по религиозным соображениям. Такой же была ситуация в Коринфе, а затем и в других церквах (1Кор 7; 1Тим 4:3; Тит 1:15). Первые христиане объявили еретиками маркионитов, энкратитов и других последователей жесткого аскетизма, но позже, начиная с «Пастыря» Гермы, в христианстве утверждается взгляд, что безбрачие выше брака и что девственников ждут более высокие почести в Царстве.
Здесь надо помнить также о том, что Иисус прежде всего защищал женщину, не позволял, чтобы ее выбросили за ненадобностью, как изношенную тряпку. Он защищает «униженных и оскорбленных», тех, кто был ничем в глазах общества, а это изгои, грешники, прокаженные, несведущие в Законе, а также женщины и дети. В наше время, когда развод стал настолько частым явлением, что говорят уже об опасности уничтожения самого института семьи, многим слова Иисуса кажутся чересчур резкими. Многие церкви позволяют развод. Это значит, что мы снова оказались в той же ситуации, о которой здесь говорит Евангелие.
19:13-15 БЛАГОСЛОВЕНИЕ ДЕТЕЙ
(Мк 10:13-16; Лк 18:15-17)
13 В то время к Иисусу принесли детей, чтобы Он возложил на них руки и помолился. А ученики их бранили.
14 — Пусть дети приходят ко Мне, не мешайте им! — сказал им Иисус. — Ведь Царство Небес принадлежит таким, как они.
15 И, возложив на них руки, Он ушел оттуда.
14 Мф 18:2-3.
Ст. 13 — Слава Иисуса как великого и святого человека расходилась повсюду, и к Нему принесли или привели (греческий глагол имеет оба значения) детей, чтобы Он возложил на них руки. У многих народов известен такой обычай, считалось, что прикосновение великих людей охраняет детей от бед. У евреев это называлось благословением (ср. Быт 48:13-16). В раввинистической литературе есть упоминание, что в День Искупления существовал обычай приносить детей к рабби. Греческое слово «пайди́а» обычно обозначает детей до двенадцати лет.
Евангелист не сообщает, кто именно привел детей, но можно предположить, что это были родители. Ученики препятствовали этому, вероятно, считая, что дети слишком незначительны, чтобы отнимать время у Иисуса (см. коммент. на 18:2-3). Ученики бранили их, то есть запрещали им это делать. Они все решили за Иисуса, не спросив Его.
Ст. 14-15 — В Евангелии Марка говорится, что Иисус возмутился таким поступком учеников, но Матфей постоянно опускает упоминания об эмоциях Иисуса. Никто не должен мешать детям приходить к Иисусу. Царство Небес принадлежит таким, как они. У детей нет ничего: ни имущества, ни власти, ни привилегий. Они получат Царство не потому, что они его заслужили, не потому, что невинны и безгрешны, доверчивы, смиренны и т. д., а потому, что Бог пожелал дать им такой дар (ср. Лк 12:32) и они его так и принимают — как дар. См. также коммент. на 18:1-4. Эти слова близки по смыслу к первой заповеди блаженства в варианте Луки: «Как счастливы бедные! Царство Бога ваше» (6:20).
Слова Иисуса «Пусть дети приходят ко Мне», как и некоторые другие места Нового Завета (Деян 8:36; Деян 11:14; Деян 16:32), вскоре были истолкованы ранней Церковью как разрешающие крещение младенцев.
19:16-30 ОТНОШЕНИЕ К БОГАТСТВУ
(Мк 10:17-31;Лк 18:18-30)
16 Пришел однажды к Нему человек и спросил:
— Учитель, что я должен сделать доброго, чтобы получить вечную жизнь?
17 — Что ты спрашиваешь Меня о добром? Один Бог добр, — ответил ему Иисус. — А если хочешь войти в Жизнь, соблюдай заповеди.
18 — Какие? — спрашивает тот.
— «Не убивай, не нарушай супружескую верность, не кради, не давай ложных показаний», 19 «почитай отца и мать» и «люби ближнего, как самого себя».
20 — Я все их исполняю, — отвечает юноша. — Чего мне еще недостает?
21 — Если хочешь быть совершенным, ступай, продай все свое имущество и раздай бедным. Тогда богатство будет у тебя на небе. А потом приходи и следуй за Мной, — сказал Иисус.
22 Юноша, услышав эти слова, ушел опечаленный: он был очень богат.
23 А Иисус сказал Своим ученикам:
— Верно вам говорю, трудно богатому войти в Царство Небес. 24 Повторяю,
легче верблюду пройти
сквозь игольное ушко,
чем в Царство Бога войти богачу.
25 Ученики, услышав это, страшно удивились.
— Кто же тогда может спастись? — спросили они.
26 Иисус, пристально посмотрев на них, сказал:
— Для человека это невозможно, но для Бога все возможно.
27 Тогда обратился к Иисусу Петр.
— А вот мы оставили все и последовали за Тобой, — сказал он. — Что нам будет за это?
28 — Верно вам говорю, — ответил Иисус, — в Новом Веке, когда Сын человеческий воссядет на престоле Небесной Славы, тогда и вы, последовавшие за Мной, сядете на двенадцати престолах, чтобы править двенадцатью племенами Израиля. 29 Всякий, кто оставит дома, братьев, сестер, отца, мать, детей или поля ради Меня, получит во сто раз больше и обретет вечную жизнь.
30 Но многие, кто сейчас первые, станут последними, а последние — первыми.
16 Учитель — в позднейших рукописях: «Добрый Учитель». 17 «Что ты спрашиваешь Меня о добром? Один Бог добр» — там же: «Что ты называешь Меня добрым? Никто не добр, кроме одного только Бога». 20 исполняю — там же: «исполняю с юности». 29 отца, мать — в ряде рукописей: «отца, мать, жену». Во сто раз — в некоторых рукописях: «многократно».
16 Мф 19:29; Лк 10:25 17 Лев 18:5; Лк 10:28 18-19 Исх 20:12-16; Втор 5:16-21; Рим 13:9 19 Лев 19:18; Мф 5:43; Мф 6:20; Мф 22:39; Лк 10:27; Рим 13:9 21 Лк 12:33; Деян 2:45; Деян 4:34-37 26 Быт 18:14; Иов 42:2 28 Дан 7:9-10; Мф 20:21; Мф 25:31; Откр 3:21; Лк 22:30 29 Мф 19:16; Лк 10:25 30 Мф 20:16; Лк 13:30.
Этот отрывок состоит из трех частей; 1) рассказ о богаче (ст. 16-22); 2) отношение к богатству (ст. 23-26); 3) обещание награды ученикам (ст. 27-30).
Ст. 16 — Когда Иисус отправлялся в дорогу, вероятно, в Иерусалим, к Нему подошел человек и обратился к Нему с вопросом. Наверно, им двигало не праздное любопытство, вопрос был для него действительно очень важен. В ту пору редко кому пришло бы в голову спросить, какой добрый поступок надо совершить, чтобы получить вечную жизнь. Всем известно: надо соблюдать Закон Моисея, в котором содержатся Божьи заповеди.
Ст. 17 — Иисус начинает ответ загадочными словами: «Что ты спрашиваешь Меня о добром? Один Бог добр». У Марка и Луки они звучат еще более загадочно: «Почему ты называешь Меня добрым?» (так и в ряде поздних рукописей 1-го Евангелия). Матфей меняет форму вопроса для того, возможно, чтобы не возникло мысли, что Бог добр, а Иисус нет. Быть может, наиболее правильно будет предположить, что Иисус с самого начала хочет переключить внимание этого человека на Того, кто является единственным источником вечной жизни — на Бога. Заповеди Бога, в которых воплощается Его воля, дают ответ на его вопрос. Войти в Жизнь — см. коммент. на 18:8-9.
Ст. 18 — Возможно, юноша решил, что Иисус имеет в виду какие-то отдельные заповеди Декалога.
Ст. 19 — Иисус приводит пять заповедей со второй скрижали (Исх 20:12-16; Втор 5:16-20) и завет любить ближнего, как самого себя (Лев 19:18), в котором, как в капле воды, отражены все нравственные требования Закона. Это заповеди, регулирующие отношения людей друг с другом. Без соблюдения заповедей второй скрижали невозможно исполнить заповеди о любви к Богу, находящиеся на первой скрижали (ср. 1Ин 4:20).
Ст. 20 — Юноша отвечает, что он выполняет все эти заповеди. Некоторые толкователи видели корень зла в этом его утверждении: он, дескать, самодоволен и горд, лишен смирения, ведь никто не в состоянии выполнить все заповеди Закона. Но очень многие люди того времени были уверены, что они способны это сделать и делают с радостью (см. Пс 119 (118)).
В апокрифическом евангелии евреев в ответ на слова богача о том, что он исполняет Закон и пророков, Иисус отвечает: «Как можешь ты говорить, что исполнил Закон? Ибо написано в Законе: люби ближнего, как самого себя. И смотри, много братьев твоих, сыновей Авраамовых, запачканы грязью и умирают с голоду, твой же дом полон добра, и ничего из того не переходит к ним?» Но в Евангелии Иисус не подвергает слова богача сомнению. Ведь этот человек понял чрезвычайно важную вещь: чтобы получить вечную жизнь, недостаточно соблюдения заповедей Закона, нужно еще что-то, чего ему недостает.
Ст. 21 — Если хочешь быть совершенным — казалось бы, слово «совершенный» всем понятно, но на самом деле все вкладывают в него свое собственное понимание. Для одних это «безгрешный», для других «идеальный». Матфей употребил это слово лишь в двух стихах своего Евангелия (5:48 и 19:21) и, вероятно, в одном и том же смысле. В 5:48 Иисус призывает Своих последователей стать такими же совершенными, как совершенен их Небесный Отец. В комментарии на этот стих указывалось, что наиболее вероятный смысл слова «совершенный» — «достигший полноты, завершенности, всестороннего развития». Иисус на вопрос юноши, чего ему недостает, ответил, что у него есть что-то лишнее.
Богач спрашивал, что он еще должен сделать, а Иисус ответил: «все». Он требует от человека полной самоотдачи, а не какой-то части. Вне всякого сомнения, юноша был хороший человек, он помогал бедным, делясь с ними частью своего дохода, но ему стало страшно лишиться всего имущества, дававшего ему положение в обществе, обеспеченность, уверенность в завтрашнем дне. Полезно сравнить этот отрывок с рассказом о Сапфире и Анании в Деян 5:1-11. Они продали поле, но рука не поднялась отдать все деньги апостолам, и они оставили немножко на черный день, а сказали, что отдали все. Но ведь это и есть проверка искренности веры. На кого надеется человек — на Бога или на деньги?
Многие христиане думают, что к ним этот рассказ не имеет никакого отношения, ведь они не богаты. Но таким камнем преткновения необязательно являются деньги. Мы не знаем, о ком шла речь в 8:21-22, тот человек мог быть бедняком, но и для него Иисус лишь на втором месте — после родителей. У каждого — своя преграда, которую он не может преодолеть.
Марк говорит, что юноша полюбился Иисусу, вероятно, Он хотел сделать Его Своим учеником. Может быть, этим объясняется такое требование. Ведь ученики действительно должны были оставить не только имущество, но и дом, семью, работу, полностью посвятив себя ученичеству. От других такого отказа не требовалось, но это не значило, что они были христианами второго сорта в сравнении с учениками. Люди с имуществом не должны были полностью погружаться в заботы о пище и одежде, им следовало щедро делиться с неимущими, женатым — хранить супружескую верность даже в помыслах. Следовательно, неверным будет утверждение, что, только раздав имущество, можно стать совершенным. Вот как об этом говорил апостол Павел: «И если я раздам бедным все, чем владею, и даже тело свое отдам на сожжение, а любви у меня нет — ничто мне не поможет» (1Кор 13:3).
Тогда богатство будет у тебя на небе — см. 5:19-20; ср. 1Тим 6:17-19.
Ст. 22 — Но требование раздать имущество оказалось для юноши неодолимым препятствием. Ему тяжело, он помрачнел и ушел опечаленный. Только тут мы узнаем, что этот человек был очень богат. Вообще, в каждом из синоптических Евангелий есть рассказ о том, как кто-то хотел следовать за Иисусом, но Он отверг его, и рассказ о том, как Иисус звал кого-то идти за собою, но тот отказался (Мф 8:19-20, 21-22; Мф 19:21-22; Мк 5:18-19; Мк 10:21-22; Лк 8:38-39; Лк 9:57-58, 59-60, 61-62; 18:22-23).
Ст. 23 — После ухода богача Иисус обратился к ученикам: «Трудно богатому войти в Царство Небес!» Эти слова поразили учеников. Они даже могли быть огорчены тем, что богач не стал их спутником. Для того чтобы понять, почему так удивлены ученики, надо знать, каким было отношение к богатству в Библии.
Первоначально богатство считалось видимым знаком благоволения Божьего, наградой за праведность, оно свидетельствовало о том, что человек был с Богом в состоянии мира и гармонии. Недаром так подробно описывалось, сколько было у праотцев скота, серебра, земельных участков. Испытывая Иова, Бог лишил его всего, но потом вернул ему все утерянное в семикратном размере. Но постепенно в библейских текстах появляется и другой взгляд на богатство: богачи угнетают бедных, которым больше не на кого надеяться, кроме как на Бога. Об этом постоянно говорят пророки. Они резко обличали богачей: те, не помогая бедным, совершали грех. Бог же любит бедняков и заботится о них. Особенно это относится к вдовам, сиротам, пришельцам (то есть чужеземцам, не имевшим полных прав) и левитам. Богачи, не заботящиеся о бедных, тем самым разрывают Договор (Завет) с Богом, и, следовательно, Бог рассматривает их как угнетателей тех, кого Он защищает, и как Своих врагов. Бедняк же уповает на Господа, взывает к Нему день и ночь. Постепенно слово «бедный» становится почти синонимом слова «праведный», а «богатый» — синонимом слов «грешный, надменный, не признающий Бога» (ср. Иак 1:9-10; Иак 2:5-7; Иак 5:1-6).
Иисус разделяет позицию пророков: Он призывает Своих последователей не заботиться о богатстве, объявляет великий эсхатологический переворот: последние станут первыми, те, у кого ничего нет, станут обладать Царством, унаследуют землю (5:3-5). Человек может служить или Богу, или богатству (6:24). Иисус сам выбрал путь добровольной бедности и бездомности, отказавшись, ради выполнения Своей миссии, от всех земных уз. Но у Него нет классовой ненависти к богатству, Он не демонизирует его, поскольку само по себе богатство не является злом, оно становится таковым лишь в результате неверного отношения к нему, когда человек, сознательно или бессознательно, делает из него некое божество, подменяющее собой истинного Бога.
Но изначальное понимание богатства как Божьего благословения продолжает присутствовать в религиозной мысли, и эти два противоположные отношения сосуществуют, не пересекаясь, как параллельные прямые.
Вероятно, очень многие люди, включая учеников, видели в богатстве благословение. Ведь ученики во многом еще остаются «людьми этого века», с трудом воспринимающими абсолютные требования Царства. Хотя они и последовали примеру Учителя, они все еще верят в заслуги, которые принесут им зримую, материальную награду на земле. Трудный процесс перевоспитания потребует много времени.
Ст. 24 — Иисус дополняет свои слова пословичным выражением о верблюде и игольном ушке. В Вавилонском Талмуде есть похожие слова, но не о верблюде, а о слоне. Эти полные юмора гиперболические слова наглядно иллюстрируют невозможность. Только полное непонимание парадоксального, метафорического языка Иисуса (ср. Мф 7:3; Мф 23:24) побудило некоторых толкователей в Средние Века переделать верблюда в канат или пропихнуть его через мифические ворота в Иерусалиме. Сейчас подобного рода попытки никем всерьез не воспринимаются.
Ст. 25 — Но это вызывает у учеников почти что шок: «Кто же тогда может спастись?»
Ст. 26 — Ответ Иисуса — это ключ ко всему отрывку. Для человека это вообще невозможно. «Унаследовать вечную жизнь, войти в Царство Бога, быть спасенным — все это вне сферы человеческих возможностей. Это в равной мере относится и к богатым, и к бедным. Но Бог может совершить невозможное!»[73]
Ст. 27 — Вероятно, первоначально эти стихи в устной традиции существовали независимо. Но евангелист, рассказав о том, как богач ушел, отказавшись раздать свое имущество, решил, что будет очень уместно поместить здесь короткий диалог между Иисусом и Петром, который, как и его товарищи, действительно оставил все и последовал за Иисусом.
Ст. 28 — Иисус дает два великих обещания тем, кто сделал это ради Его дела. Ученики, последовавшие за Иисусом, сядут на двенадцати престолах. Здесь говорится об апостолах как о представителях двенадцати племен Израиля. Когда это произойдет? В Новом Веке — дословно: «палингенеси́я»; — это слово очень редкое, оно встречается в Новом Завете всего лишь два раза, здесь и в Тит 3:5. Стоики так называли периодическое обновление, возрождение мира после космических катастроф. Сейчас ученые понимают его по-разному: как «возрождение», «новый век», «царство Мессии или Бога», «воскресение» и даже «метемпсихоз». Вероятно, в любом случае речь идет о новом, преображенном бытии мира после победы над силами зла. Это произойдет, когда Сын человеческий будет прославлен, то есть станет сопричастным Божественной славе Своего Отца, разделив с Ним правление, что передается привычным семитическим оборотом: когда Он воссядет на престоле Небесной Славы. Образы взяты из пророка Даниила (7:9, 13-14, 26-27). Сидя на престолах, апостолы будут править двенадцатью племенами Израиля. Хотя в греческом тексте стоит глагол «судить», речь идет не о вынесении обвинительного приговора Израилю, не признавшему своего Помазанника. Ведь в это время не существовало двенадцати племен. Иисус, избрав апостолов, начинает восстановление Израиля в той его полноте, которая была задумана Богом (см. коммент. на 10:2). В древности правитель всегда выполнял функции судьи, и поэтому слово «судить» стало значить то же, что «править» (ср. Откр 20:4; см. также Книгу Судей). Ср. Восемнадцатое Прошение синагогальной молитвы Шемоне́-Эсре́: «Восстанови наших судий, как в древние времена, и будь нам Царем Ты один».
Ст. 29 — Второе обещание: отдавший все получит в сто раз больше, а также вечную жизнь. Если первое обещание относилось только к Двенадцати, то слово «всякий» указывает на всех людей, кто в случае необходимости выбора предпочтет следование за Христом земным привязанностям и богатствам. Если у Марка это стократное воздаяние (кроме вечной жизни) происходит уже сейчас, в этом мире, в новой христианской семье, то глагол «получит», вне всякого сомнения, переносит это в будущее. Матфей также опустил слова о преследованиях.
Ст. 30 — Но в конце Иисус делает важное предостережение: многие, кто сейчас первые, станут последними и наоборот. Ученик Христа должен всегда быть на страже, он никогда не может расслабиться, сказав себе, что он уже всего достиг, что у него уже есть входной билет в Царство. Учиться быть христианином приходится всю жизнь.
Это речение Иисуса еще раз повторено у Матфея (20:16), есть оно и у Луки (13:30), но находится в разных контекстах и имеет разный смысл, что говорит о том, что некогда оно тоже существовало в независимой форме.
Примечания
[73] С.Е.В. Cranfield, The Gospel according to St Mark, p. 332.
Комментарии Валентины Кузнецовой на евангелие от Матфея, 19 глава. Комментарии Кузнецовой.
Публикуется с разрешения автора:
© Валентина Николаевна Кузнецова