Библия » Кузнецова Комментарии Кузнецовой

От Матфея 11 От Матфея 11 глава

СОПРОТИВЛЕНИЕ ИИСУСУ НАРАСТАЕТ (11:2-12:50)

11:2-6 ВОПРОС ИОАННА

(Лк 7:18-23)

2 Когда Иоанн в тюрьме узнал о делах, которые совершал Помазанник, он послал своих учеников 3 спросить у Него: «Ты — Тот, кто должен прийти, или ждать нам другого?»

4 Иисус ответил им:

— Ступайте и сообщите Иоанну то, что вы слышите и видите:

5 слепые снова видят,

калеки ходят,

прокаженные очищаются,

глухие слышат,

мертвых воскрешают,

бедным возвещают Радостную Весть.

6 И счастлив тот, кто во Мне не усомнится.

2 своих учеников — в некоторых рукописях: «двух своих учеников».

2 Мф 14:3; Ин 3:24 3 Мал 3:1; Мф 3:11; Ин 1:15, 27; Ин 6:14; Деян 19:4; Евр 10:37; Откр 1:4, 8 5 Ис 26:19; Ис 29:18; Ис 35:5-6; Ис 42:18; Ис 53:4; Ис 61:2.

Ст. 2-3 — Это первое упоминание об Иоанне с того времени, когда евангелист сообщил о его заключении в тюрьму (4:12). О существовании учеников Иоанна сообщалось в 9:14, где впервые упомянуто о некоторых разногласиях между их учениками и, следовательно, самим Иоанном и Иисусом. Говоря об омовении, мы уже упоминали, что Иоанн был пророком Царства Бога. Но его часто справедливо называют пророком гнева Божьего. Иоанн узнал о делах, которые совершал Помазанник — слово «Помазанник», вероятнее всего принадлежит самому Матфею, а не Иоанну, иначе ему незачем было бы задавать свой вопрос. Находясь в тюрьме, он узнает не только о чудесных исцелениях, но и о том, что в центре Вести Иисуса стояло прощение грешников и Он подтверждал это общением с ними. Вероятно, именно акцент на прощении и милосердии заставил Иоанна усомниться в том, что Иисус и есть тот долгожданный Мессия, предтечей которого он ощущал себя. Вероятно, он ожидал от Него иных действий, а не тех, что совершал Иисус. Кроме того, согласно Исайе, Мессия должен будет освободить пленных, но Иоанн по-прежнему в тюрьме. Мессия, по ожиданиям той поры, должен был также осуществить суд над всеми врагами народа Божьего и над грешниками. Иисус же объявляет, что Он пришел не к праведным, но к грешным. Тот, кто должен прийти — это один из титулов Мессии (Мал 3:1; Мф 3:11; Евр 10:37; Откр 1:4, 8; Деян 19:4). Иоанн послал к Иисусу своих учеников задать Ему прямой вопрос о том, действительно ли Он является Мессией или Он не более чем великий пророк и целитель.

Ст. 4-5 — Но Иисус никогда не отвечал прямо на такой вопрос, предпочитая, чтобы люди сами на него ответили. Иисус раньше говорил, что деревья можно узнать по плодам. Поэтому лучше всего посмотреть на те дела, которые совершает Иисус и самим решить, это дела Помазанника или нет. Поэтому Иисус предлагает им сообщить Иоанну то, что они слышат и видят. Иисус, вероятно, сознательно заимствует лексику пророка Исайи, предсказывавшего, что наступление мессианского Века будет характеризоваться чудесными явлениями: слепые прозреют, парализованные будут ходить и т. д. Иисус вернул зрение в 9:27-30, поднял на ноги парализованного в 9:2-8, очистил прокаженного в 8:2-4, вернул речь в 9:32-34, совершил воскрешение в 9:18-26, возвещал Весть в 4:17, 23; 5:3; 9:35. Пророчества исполнились. Иоанн должен сам ответить на свой вопрос, является ли Иисус Тем, чей приход предвозвестил Исайя. Так как слова о Радостной Вести бедным (см. коммент. на 5:3) стоят в конце перечисления, этим подчеркивается особое значение благовестия. Ведь исцеления затрагивают тело, Весть же призвана исцелить всего человека. Ср. также 15:30-31. Бедным возвещают Радостную Весть — по словам Лопухина, «русский и славянский переводы («нищие благовествуют») неточны и не имеют никаких оснований»[44].

Ст. 6 — Счастлив — см. коммент. на 5:3. Не усомнится — греческое слово «скандали́дзомай», переведенное здесь как «усомнится», очень трудно для перевода. Оно первоначально означало «попасться в западню, в силок». Затем слово приобрело переносное значение: «сбиться с пути», «потерять веру».

11:7-19 ИИСУС И ИОАНН

(Лк 7. 24-35)

7 В то время, когда они уходили, Иисус стал говорить народу об Иоанне:

— Зачем вы ходили в пустыню?

Посмотреть на тростник,

как он под ветром колышется?

8 Так зачем вы ходили в пустыню?

Думали увидеть человека

в пышной одежде?

Но люди в пышных одеждах

живут во дворцах.

9 Кого же вы думали увидеть?

Пророка?

Да, вы видели пророка,

и, говорю вам, он больше, чем пророк.

10 Он тот, о ком сказано в Писании:

«Вот Я посылаю вестника Моего

перед Тобою,

который впереди Тебя

проложит Тебе путь».

11 Верно вам говорю: не было никого во всем роде человеческом, кто был бы выше Иоанна. Но даже тот, кто всех меньше в Царстве Небес, больше, чем он. 12 Со дней Иоанна Омывающего и поныне против Царства Небес ведется борьба и его разоряют насильники. 13 Все пророки и Закон до Иоанна говорили о Царстве Небес. 14 Он, если знать хотите, и есть сам Илья, который должен вернуться. 15 У кого есть уши, пусть услышит!

16 С кем сравнить Мне людей нашего времени?

Они похожи на детей,

которые сидят на площади

и одни кричат другим:

17 «Мы хотели играть с вами в свадьбу,

а вы не плясали.

Мы хотели играть в похороны,

а вы не плакали».

18 Пришел Иоанн, не ест и не пьет вина. И они говорят: «В нем бес!» 19 Пришел Сын человеческий, ест и пьет. И они говорят: «Смотрите, вот обжора и пьяница, приятель сборщиков податей и прочих грешников!» Но Божья мудрость своими делами оправдана.

15 У кого есть уши — в некоторых рукописях: «У кого есть уши, чтобы слушать». 19 своими делами оправдана — в некоторых рукописях: «своими детьми оправдана» и «всеми своими детьми оправдана».

7 Мф 3:5 9 Мф 14:5; Мф 21:26; Лк 1:76 10 Исх 23:20; Мал 3:1; Мк 1:2; Лк 1:76; Лк 7:27; Ин 3:28 12-13 Лк 16:16 14 Мал 4:5; Мф 17:10-13; Мк 9:11-13; Лк 1:17; Ин 1:21 15 Мф 13:9, 43; Мк 4:9, 23; Лк 8:8; Лк 14:35; Откр 13:9 18 Мф 3:4; Мф 9:14 19 Мф 9:11, 14; Лк 15:1-2; Лк 19:7.

Ст. 7 — Вероятно, это время было наиболее подходящим для того, чтобы прояснить вопрос о взаимоотношениях Иисуса и Иоанна. После долгого молчания Бога в Израиле одновременно явились два великих человека, и их явление вызвало колоссальный взрыв религиозного энтузиазма. Они были во многом похожи, но одновременно и отличались друг от друга. Вероятно, хотя бы часть учеников Иоанна считала, что их учитель и есть долгожданный Мессия. Недаром приверженцы мандеизма, религии, до сих пор существующей в Ираке, возводят свое движение к Иоанну, полагая, что он был небесным посланцем-помазанником. Люди терялись в догадках. Поэтому Иисус счел необходимым рассказать людям о роли Иоанна в истории спасения.

Иисус, как Он часто делает, начинает с вопроса, повторенного три раза: «Зачем вы ходили в пустыню?» Иоанн совершал омовение в пустыне, и к нему, как известно, приходило огромное количество народа со всех областей страны. В первых двух вопросах Иисуса сквозит неприкрытая ирония. Когда люди устремились на Иордан к Иоанну, неужели ими двигало лишь праздное любопытство? Вряд ли они ходили смотреть на тростник, растущий по берегам Иордана. Относительно этих слов существуют разные предположения. Например, одни полагают, что колышущийся под ветром тростник символизирует нечто самое обычное, заурядное. Другие предлагают иное толкование: ветер клонит длинные слабые стебли тростника в разные стороны, но не таков Иоанн, он человек несгибаемый, стойкий, он не служит власть имущим. Некоторые толкователи указывали на то, что стебель тростника был изображен на монете, которую чеканил Ирод Антипа, виновник ареста, а затем и гибели Иоанна. Не его же думали встретить люди в пустыне?

Ст. 8 — Может ли это быть вызвано тем, что люди надеялись увидеть богача в роскошной одежде? Но это бессмысленно, ведь пустыня не то место, где обитают богачи. Богатые люди — во дворцах. Иоанн же был одет как аскет — в шкуру верблюда или в одежду из грубого верблюжьего волоса (3:4).

Ст. 9 — Перечислив эти нелепые вероятности, Иисус предполагает, что у людей была действительно серьезная причина: они хотели увидеть пророка. Наконец Иисус дает ответ «да». Иоанн действительно пророк (ср. Лк 1:76), причем он больше, чем пророк.

Ст. 10 — Далее следует объяснение, почему Иисус считает его таким: во-первых, Иоанн — последний пророк уходящего старого века, на пороге нового Века возвестивший о приходе Мессии, он — предтеча Мессии. Во-вторых, о нем самом пророчествовали Писания. Говоря о величии Иоанна, Иисус имеет в виду не его интеллектуальные способности или нравственные качества, но роль, которую повелел ему исполнить Бог: ему предназначено приготовить путь Мессии. Как Ангел Господень и Моисей вели Израиль из пустыни в обещанную землю, так и Иоанн направляет людей на путь, ведущий в Царство. Таким образом, его роль уникальна, ни у кого в истории ни до него, ни после него не было и уже не может быть подобной. В пояснение Своих слов Иисус цитирует пророка Малахию (3:1), пророчествовавшего о том, что перед наступлением Дня Господня Бог пошлет на землю Илью. В ст. 14 Иисус назовет Иоанна Ильей.

Ст. 11Во всем роде человеческом — дословно: «среди рожденных женщинами»; таков привычный семитический оборот, обозначающий человека (см. Гал 4:4). Иоанн — выше всех, и это самая большая похвала.

И вслед за этим Иисус добавляет слова, которые, казалось бы, утверждают противоположное. Иоанн меньше самого малого в Царстве Небес. Существуют споры о том, как понимать эти парадоксальные слова. Одно древнее толкование, например, относит слова «самый малый» к Иисусу, умалившему себя до образа раба (20:28; Флп 2:7). Кроме того, Иисус младше Иоанна и вышел на служение позже, а в древности тот, кто старше, считался более важным и значительным. Таково мнение Иоанна Златоуста и Феофилакта. Но идея умаления Иисуса чужда евангелисту Матфею.

Другое толкование тоже восходит к древним временам: Иоанн остается за порогом Царства, как Моисей, которому тоже не было дано вступить в обещанную землю. Иоанн выше всех, рожденных женщиной, но христиане рождены Богом (Ин 1:12-13), поэтому самый малый из них (см. 10:42) больше Иоанна (Кирилл Иерусалимский). Но те, кто не принимает такое толкование, напоминают о 8:11, где говорится о праотцах Израиля, возлежащих на мессианском пиру. Иоанн же, будучи самым великим среди людей, должен превосходить Авраама, Исаака и Иакова.

Следовательно, вернее будет предположить, что Иоанн здесь не сравнивается ни с кем — ни с теми, кто жил до него, ни с теми, кому еще предстоит родиться. «Противопоставляется его нынешний статус величайшего из людей будущему статусу самого малого в грядущем Царстве»[45]. Не только Царство Бога, но и все, принадлежащее Царству, включая даже самое малое и незначительное, неизмеримо превосходит самое великое в этом мире. В словах Иисуса нет принижения Иоанна, а есть лишь указание на высочайший статус Царства.

Ст. 12 — Со дней Иоанна Омывающего и поныне — эти слова также недвусмысленно свидетельствуют о том, что Иоанн включен в Царство. «Время пророчеств простирается лишь до прихода Крестителя. С него начинается уже их исполнение. В пользу такого толкования говорит также текст Мф 11:9 пар. Лк 7:26, где Иисус называет Крестителя пророком... Обладание Духом, которое является отличительным признаком пророка, сигнализирует о наступлении эры спасения»[46]. Он возвестил новый период истории спасения, следующий за периодом Закона и Пророков.

Против Царства Небес ведется борьба и его разоряют насильники. Это один из наиболее трудных текстов Нового Завета. Трудность заключается в том, что мы не знаем, в положительном или в отрицательном смысле употреблен греческий глагол «биа́дзомай» и однокоренное существительное «биаста́й». Обычно эти слова имеют негативную окраску, так как связаны с понятием «применение силы, насилие», и глагол переводится как «применять силу, насилие», а существительное как «насильники». Разоряют — здесь та же проблема с еще одним греческим глаголом — «харпа́дзо» («алчно хватать, захватывать силой»). Конечно, теоретически можно себе представить, что все эти слова могут выступать в не очень свойственном им положительном значении. Второй вопрос не менее труден: идут споры по поводу залога глагола «биадзомай». Он может быть пассивным (страдательным) или медиальным. Если понимать его как пассивный, а смысл глагола как отрицательный, то перевод будет следующим: «с Царством ведется ожесточенная борьба». Это значит, что против Царства выступают враги: Сатана с бесами или люди, такие как Ирод, саддукеи и фарисеи. Но глагол может быть и медиальным, и если глагол выступает в положительном значении, то смысл будет примерно таким: «Царство стремительно прокладывает себе путь» или «Царства добиваются всеми силами». Насильники — перевод слова «биастай» будет зависеть от того, как понят однокоренной глагол: это Ирод и его приспешники, злые духи, фарисеи и другие враги Иисуса, зелоты, желавшие силой установить Царство на земле. Если оно выступает в положительном значении, то будет переводиться как «люди, устремляющиеся к Царству, не жалеющие сил, чтобы получить Царство».

Некоторые толкователи не исключают также возможности, что эти слова имеют ироническое звучание: Иисус мог употребить лексику оппонентов, как, например, Он сделал это в 10:25. Тогда примерный смысл будет таков: «Люди наглые (то есть грешники, сборщики податей и т. д.) врываются в Царство», то есть под наглецами понимаются грешники, которых благочестивые люди исключали из спасения. Иисус подхватывает слова Своих врагов, но меняет отрицательный смысл на противоположный. См. также ст. 19.

И все же в данном контексте, вероятнее всего, идет речь об аресте и последующей смерти Иоанна от рук Ирода, а затем о такой же судьбе самого Иисуса. Ростки Царства на земле еще кажутся хрупкими и слабыми, враги ополчаются на него, и оно терпит ущерб.

Параллельный текст у Луки, при некотором сходстве, имеет очень большие различия, и его невозможно привлекать для толкования речения у Матфея. Текст Луки проще и находится в другом контексте.

Ст. 13 — Дословно этот стих звучит так: «Ведь все пророки и Закон до Иоанна пророчествовали». Пророки и Закон — см. коммент. на 7:12. О чем или о ком они пророчествовали? Все Священное Писание пророчески предвозвещало наступление Царства. Этот стих возносит Иоанна на невиданную высоту: хотя Иоанн — фигура переходного времени, включенная в оба измерения, он все же выведен из сферы действия Закона и Пророков, он уже за пределами старого века и принадлежит новому измерению бытия. С его приходом Закон Моисея перестает быть главным орудием спасения. Вот почему все четыре Евангелия, понимая это высочайшее значение Иоанна, с него начинают свое повествование.

Здесь необычен порядок слов: как правило, Закон стоит на первом месте, а за ним следуют Пророки, здесь же порядок обратный, возможно потому, что евангелист хотел этим подчеркнуть пророческий характер всего Священного Писания, а не только собственно пророческих его книг.

Ст. 14 — Уже из ст. 10 понятно, что Иоанну предназначено стать новым Ильей. Здесь же он прямо назван им (см. также 17:10-13; ср. Лк 1:17). Если знать хотите (дословно: «если хотите принять») — вероятно, многим из тех, кто знал о заключении Иоанна в тюрьму, и особенно его врагам было трудно принять то, что он и есть великий Илья, предвестник Конца. Но они не смогут принять и то, что Иисус, казненный как преступник на кресте, является Помазанником, Сыном Божьим, грядущим Судьей мира. О том, что в конце времен, перед наступлением Дня Господня, должен вернуться Илья, говорится у пророка Малахии (4:5). Иногда в этих словах ошибочно видят доказательство реальности реинкарнации. Но Библии чуждо учение о множестве жизней человека, постоянно перевоплощающегося после смерти и становящегося либо другим живым существом (человеком или животным), либо растением или камнем. Библия постоянно говорит об уникальности и неповторимости человеческой личности, об ответственности человека здесь и теперь, во время своей единственной жизни на земле, потому что она является залогом его будущей вечной участи. Иоанн — это не перевоплотившийся Илья, но человек, на которого была возложена та же миссия, что и на Илью (см. Лк 1:17).

Ст. 15 — Эти слова указывают и на важность только что сказанного, и на трудности, связанные с его пониманием (ср. 13:9, 43; Мк 4:9, 23; Лк 8:8; Лк 14:35; Откр 2:7, 11, 17). Услышать значит в данном контексте понять и принять.

Ст. 16-17 — Люди нашего времени (дословно: «это поколение») — это не только современники Иисуса. В Библии эти слова всегда имеют отрицательное значение: так назывались люди, жившие накануне Потопа (Быт 7:1), и те, кто сорок лет блуждали в пустыне (Втор 32:5, 20; Пс 95(94):10-11; см. также Мк 8:12; Мк 9:19). Это люди, не имеющие веры.

Далее Иисус пересказывает живую уличную сценку: одна группа детей зовет другую играть, но те отказываются. Сначала им предлагали игру в свадьбу: девочки играли на свирели веселые мелодии, но мальчики не захотели плясать свадебные танцы (в те времена такие танцы исполняли мужчины). Тогда стали звать играть в похороны: мальчики горько причитали, но девочки не плакали (дословно: «не били себя в грудь», оплакивание умерших было женским делом). Дети сидят, они равнодушны и предпочитают быть пассивными зрителями и не хотят играть ни в какие игры — ни в веселые, ни в печальные.

Короткая притча о детях, играющих на рыночной площади, горька и иронична. Люди легкомысленны, переменчивы и упрямы в своем легкомыслии, они не хотят понять серьезности своей ситуации, не стремятся что-то срочно изменить в своей судьбе. Они враждебны ко всем, кто послан им помочь, находя в каждом посланце Бога какие-то изъяны. Поэтому они похожи не на зрелых, разумных людей, а на ссорящихся детей.

Ст. 18 — Иисус делает из этой забавной истории притчу, прилагая ее к себе и к Иоанну Крестителю. Бог послал людям Своих вестников, но их не приняли. Иоанна не приняли за его аскетизм: он назирит, не пьет вина, часто постится, ест только саранчу и дикий мед. Видя это, люди называют его сумасшедшим, потому что им хочется веселья. В нем бес — тогда причиной душевных болезней считалась одержимость злым духом.

Ст. 19 — Но вот пришел Иисус, Он ест и пьет, ходит на пиры и званые обеды, не требует изнурительных постов, общается с грешниками. Но люди снова недовольны, потому что они хотят, чтобы Иисус призывал к отделению от грешников. Они называют Его обжорой и пьяницей, приятелем всякого сброда! Сборщики податей и прочие грешники — см. коммент. на 9:10. Иоанн был пророком Божьего суда и гнева, Иисус возвещает радость Царства и прощение грешников. Люди недовольны ни тем, ни другим, они играют в свои детские игры с Божьими вестниками перед лицом катастрофы[47].

Но такие игры с Богом не пройдут. Божья мудрость своими делами оправдана. Дела Мудрости — это дела Помазанника (см. 11:2). Таким образом, евангелист здесь, вероятно, отождествляет Иисуса с Мудростью Божьей (см. 23:34; Лк 11:49; 1Кор 1:24, 30, а также коммент. на ст. 25-30). Даже если Иисуса отвергают, Его дела явятся свидетелями Его правоты. Ср. Ин 5:36: «Те дела, что дал Мне делать Отец, сами эти дела, которые Я совершаю — вот свидетельство того, что Меня послал Отец!»

В параллельном тексте Луки, как и в некоторых рукописях Матфея, вместо слова «делами» стоит «детьми» (то есть Иисусом и Иоанном). Большинство ученых считают, что это ближе к оригиналу и что Матфей сознательно заменил слово, чтобы, во-первых, не уподоблять Иисуса Иоанну, а во-вторых, подчеркнуть, что Иисус — не посланец Мудрости, а сама Мудрость. Ср., например, Лк 11:49-51 и Мф 23:34-36. Мудрость (евр. хохма́, греч. софи́я; синод. «Премудрость») Божья — первоначально это одно из качеств, атрибутов Бога. В послепленный период она постепенно видится ипостасью Бога и воспринимается как некая почти что самостоятельная личность, как инструмент Божьего откровения, наставник всех благих вещей. Она была сотворена прежде всякого творения, через нее Бог сотворил мир. Она также понимается как Божий принцип, заложенный в тварный мир, который, однако, не может быть постижим никем, кроме Бога.

Мудрость ищет себе пристанище в мире, но, не найдя его и будучи отвергнута людьми, она вынуждена вернуться на небо. В более поздние времена этот миф изменился: она нашла себе место отдохновения в Израиле и постепенно была отождествлена с Законом. В Книге Премудрости Соломона она не только присутствует в творении, но и сама является творцом и матерью всех благ. Она восседает на престоле Божьем (9:4), являясь посредницей спасения. Она — первенец Божьего творения. См. Сир 24:3 и 10: «Я вышла из уст Всевышнего». «Прежде века от начала Он произвел меня, и я не скончаюсь вовеки». Особенно важные тексты о Мудрости — Сир 4, 6, 24 и 51, а также Иов 28:12-28 и Премудрость Соломона.

11:20-24 ГОРЕ НЕРАСКАЯВШИМСЯ ГОРОДАМ

(Лк 10:13-15)

20 Затем Иисус стал укорять города, где было совершено большинство Его чудес, за то, что они не отвратились от грехов:

21 — Горе тебе, Хоразин!

Горе тебе, Вифсаида!

Если бы в Тире и в Сидоне

свершились те чудеса,

какие свершились у вас,

они давно бы, в рубище и пепле,

отвратились от грехов.

22 И потому, говорю вам,

Тиру и Сидону будет легче в День Суда,

чем вам!

23 И ты, Капернаум,

думаешь, до небес тебя превознесут?

Нет, до недр земных низвергнут!

Если бы в Содоме свершились те чудеса,

какие свершились у вас,

он бы стоял и поныне.

24 И потому, говорю вам,

земле содомской будет легче в День Суда

чем тебе!

21-22 Ис 23:1-18; Иез 26-28; Иоиль 3:4-8; Ам 1:9-10; Зах 9:2-4 21 Есф 4:1-3; Иона 3:6 23 Ис 14:12-15; Быт 19:24-28; 2Пет 2:6; Иуд 1:7 24 Мф 10:15; Лк 10:12.

Ст. 20Чудеса — к сожалению, в русском языке нет адекватного слова для перевода греческого «дю́намис», означающего «сила, мощь». Ведь русское слово вольно или невольно ассоциируется с чем-то странным, чудным, недаром от того же корня происходит слово «чудить». На ум сразу невольно приходят всякие знамения на небе, видения и т.д. Но Иисус совершает «силы», то есть Его руками вершатся могущественные дела Божьи, в которых проявляется Божья сила, Божья мощь. Такие «силы» свидетельствуют о том, что Бог в лице Иисуса совершил прорыв в земной греховный мир.

«Чудеса» были многочисленными — этим подчеркивается, что все жители этих городов были свидетелями дел Иисуса.

Они не отвратились от грехов — дословно: «не раскаялись», то есть не возвратились к Богу (см. коммент. на 3:2 и 4:17). Это значит, что Весть Иисуса не оказала радикального воздействия на их жизнь. Вряд ли жители Галилеи выступали против Иисуса. Из Евангелия известно, что галилеяне собирались к Иисусу толпами, но, вероятно, потом расходились по домам, видя в Нем великого целителя и экзорциста, но не Того, кто был послан Богом, чтобы начать введение Божьего правления на земле. Они оказались простыми слушателями, а не делателями (Иак 1:22-25).

Ст. 21-22 — Иисус произносит горестный приговор трем городам, вероятно избранным в качестве типичных представителей остальных галилейских селений, слышавших Весть Иисуса и не отозвавшихся на Его зов. Горе — на самом деле это междометие, звучащее по-гречески как «уай», оно примерно соответствует русскому «ой, ох». Когда Иисус возвещает «горе», это не холодный приговор, а возглас боли и страдания.

О Хоразине у нас нет никаких сведений, так как он упомянут только здесь и в Лк 10:13. Предполагают, что это небольшой городок, расположенный в нескольких километрах от Капернаума. Вифсаида (евр. Бет-Сайда́», «дом рыбака») расположена на северном берегу Галилейского моря и упоминается также Марком (6:45; 8:22). Тир и Сидон — города, входившие в состав Десятиградья, они были населены преимущественно язычниками. Жители этих торговых городов, вероятно, гордились своим богатством и могуществом. Ветхозаветные пророки гневно обличали их за то, что они отвергали Бога и Его волю (см. Ис 23:1-18; Иез 26-28; Иоиль 3:4-8 и др.). Но даже они, образцовые, так сказать, грешники, не остались бы равнодушными и обратились бы к Богу, если бы Иисус пришел к ним с проповедью и явил им Свои могущественные дела. Их раскаяние было бы искренним и глубоким: они бы оделись в рубище (так называлась одежда темного цвета из грубой шерсти или мешковины, ее носили в знак скорби и во время траура) и посыпали бы голову пеплом, что доказывало бы глубину их переживаний (ср. Дан 9:3; Иона 3:6; Есф 4:1-3). Вот почему в День Суда Божьего им, несмотря на все их грехи, будет легче, чем городам Галилеи.

Ст. 23-24 — Не избегнет суровой участи и Капернаум, город, который лучше всех знал Иисуса, потому что был для Него почти родным (см. 4:13; 9:1). В Евангелиях рассказывается о многих чудесах, сотворенных Иисусом в этом городе. Здесь были призваны Его первые ученики. И все же в целом он остался глух к Вести, и это было очень горько. О его печальной судьбе Иисус говорит словами пророка Исайи, возвещавшего горе Вавилону (14:12-15).

Мы не можем быть твердо уверены в том, что было основанием для гордыни у Капернаума. Одни полагают, что он превозносился потому, что благодаря выгодному географическому положению на пересечении торговых путей он был богат, другие — что предметом его гордости было то, что здесь прожил довольно долгое время Иисус и горожане были уверены в том, что за это их ждет особая милость Бога. Но его до недр земных низвергнут! (дословно: «до ада»). Под адом понималась бездна, подземное царство, место пребывания мертвых. Здесь это слово не имеет того значения, в котором оно употребляется в наше время: небо, вероятно, представляло собой высшую точку, а бездна — нижний предел падения. Ведь суд Божий беспристрастен, он всех судит по делам, и у Бога нет любимчиков, которых Он судил бы по иным критериям. Капернауму выпала особая удача, но он не сумел воспользоваться ею.

Как и в случае с Хоразином и Вифсаидой, участь Капернаума сравнивается с участью особенно грешных городов, на этот раз существовавших в прошлом. Это знаменитый Содом, город у Мертвого моря, разрушенный еще во времена Авраама за отвратительные грехи его жителей вместе с другим городом — Гоморрой. Бог наслал на них дождь с огнем и серой. Если Тир и Сидон Иисус посещал, то в городе, разрушенном в незапамятные времена, Он никак не мог бы оказаться. Но если бы такое случилось, то даже такие закоренелые грешники, как содомиты, услышали бы Его Весть, обратились бы к Богу и город не был бы уничтожен, а стоял бы и поныне. Ему тоже будет легче в День Суда, чем Капернауму.

Не может не возникнуть вопрос, какое событие явилось побудительной причиной таких гневных и печальных слов. Может быть, не только неприятие Вести Иисуса, но и неудача миссионерского путешествия учеников сыграли здесь определенную роль. Ведь у Матфея ни слова не сказано о том, что ученики отправились в путешествие и что их миссия оказалась успешной. Иначе слова Иисуса были бы более уместны в конце Его жизненного пути, когда у Него уже не осталось никаких надежд на мирный исход Своего служения.

11:25-30 ВЕЛИКОЕ БЛАГОДАРЕНИЕ

(Лк 10:21-22)

25 И сказал тогда Иисус:

— Отец, Владыка неба и земли!

Благодарю Тебя за то,

что Ты открыл простым и малым

сокрытое от мудрых и разумных!

26 Да, Отец, такова была Твоя благая воля!

27 Мой Отец все вверил Мне.

Никто не знает Сына, кроме Отца,

и Отца никто не знает, кроме Сына

и того, кому Сын пожелает открыть.

28 Придите все ко Мне,

измученные тяжкою ношей!

Я дам вам отдых!

29 Наденьте на себя ярмо Моих заповедей

и у Меня учитесь:

потому что Я мягок и кроток сердцем,

и вы наконец отдохнете,

30 ведь заповеди Мои просты

и ноша Моя легка!

25 Тов 7:17; 1Кор 1:26-29 27 Мф 28:18; Ин 1:18; Ин 3:35; Ин 10:15; Ин 13:3; Ин 17:2; Флп 2:9 28 Иер 31:25 29 Иер 6:16 30 1Ин 5:3.

Ст. 25И сказал тогда Иисус — дословно: «В то время, ответив, Иисус сказал». Изначально этот отрывок мог быть произнесен и в другой ситуации, ведь слова «в то время» не указывают на какое-то определенное время (ср. Луку, у которого Иисус произносит благодарение после того, как ученики успешно завершили свое миссионерское путешествие). Но Матфей, помещая его сразу же вслед за словами суда над галилейскими городами, понимает смысл молитвы немного иначе.

Благодарственная молитва начинается с обращения к Богу. Иисус называет Его Отцом, причем в отличие от матфеевского варианта Молитвы Господней, слово «Отец» не имеет определения и, вероятно, за ним стоит арамейское слово «Абба» (см. коммент. на 6:9). Кроме того, Бог назван традиционным титулом — Владыка неба и земли. Небо и земля — это вся вселенная, так ее называли на Ближнем Востоке (ср. Быт 1:1).

Иисус начинает молитву с благодарения за то, что Бог сокрыл Свою волю от тех, кто считал себя мудрым и разумным. Но из-за этого Весть Иисуса не была услышана. Итак, Иисус благодарит Своего Отца за неуспех Своей миссии. Как нам, людям, всегда стремящимся к успеху, трудно это понять! Истинное смирение Сына проявляется в том, что Он всегда принимает волю Отца, какой бы она ни была.

В Израиле всегда верили в то, что все происходящее совершается по воле Бога, но при этом так и не появилось четкой доктрины предопределения. Во всяком случае, Библия утверждает свободу человеческого выбора и соответственно человеческую ответственность за его выбор. Каким-то непостижимым для нас образом свобода и предопределение не вступали в конфликт друг с другом. Вероятно, в этой земной жизни нам этого не понять, как не понять и того, что в вечности параллельные прямые соединяются.

Итак, то, что часть людей, причем самая авторитетная, богословски образованная и наиболее благочестивая, отвергла волю Бога, есть тоже исполнение Божьей воли. Действительно, на человеческом уровне почти невозможно понять, почему деятельность доброго и милосердного Учителя вызвала отвержение, а затем и яростную злобу. Это можно объяснить лишь волей Бога, ожесточившего сердца людей (ср. Исх 9:12; Исх 14:4; Рим 9:17-18).

Почему же не приняли Весть Иисуса мудрые и разумные (фарисеи и священники)? Вероятно, потому, что она не укладывалась в их представления. С их точки зрения, Иисус был самозванцем, претендовавшим на мессианство. Ведь Он учил не тому, что было ими впитано с молоком матери: надо соблюдать Закон, надо отделяться от всякой нечистоты, от грешных и недостойных людей. Они не сумели перенести идею прощения. Они создали Бога по своему образу и подобию, не допуская мысли, что Он может действовать не так, как они это себе представляют. В этом извечная трагедия многих религиозных людей, сердце которых закрывается для всего нового и неизвестного. Не Бог закрыл им уши и сердца, это они сами обратили слово благодатной милости в слово суда над собой.

Но Бог открыл Свою волю простым и малым (буквально: «еще не умеющим говорить»). Хотя это слово может означать детей младенческого возраста, здесь имеются в виду бедные, незначительные, грешные — те, кого мудрые и разумные презрительно называли «ам-хаа́рец», «люди земли, деревенщина». По мнению «мудрых», для них спасение было невозможно, но сердца их оказались открытыми для Вести, Бог им открыл ее, и они ее приняли. Такова была воля Бога.

Но будет ошибкой считать, как это часто делается, что это речение Иисуса принижает ум и восхваляет глупость. Ведь даже для того, чтобы понимать притчи, нужны ум и сообразительность. Здесь же имеется в виду не интеллект и образование, а религиозная мудрость и религиозная глупость, которые могут быть присущи как высокообразованным, так и неученым[48]. Именно такую глупость Иисус называет грехом (Мк 7:22). См. также 1Кор 1:18-30.

Ст. 26 — Да, Отец, такова была Твоя благая воля — ср. 1Кор 1:21: «Поскольку, как замыслил в Своей мудрости Бог, мир своей мудростью не познал Бога, Он пожелал (дословно: «благоволил») спасти верующих «глупостью» Вести».

Ст. 27 — Мой Отец все вверил Мне — ср. Ин 3:35; Ин 13:3; Ин 17:2. Эти слова объясняют, как были открыты замыслы Божьи. Это сделали не ангелы и не люди, а Сын, которому Отец доверил нести откровение о Себе. Все — это прежде всего эсхатологическое откровение и знание Бога. Иисус есть воплощение Божьей мудрости, силы и истины. Ср. Кол 1:19: «Бог пожелал, чтобы в Нем обитала полнота Божества». Вверил — буквально: «передал»; здесь, вероятно, аллюзия на предание, которое для фарисеев было столь же важным, как и Писание. Предание передавалось от одного человека другому. Верили также, что предание было вручено Моисею Богом через посредничество ангелов. Иисус тоже обладает преданием, но оно вручено Ему непосредственно Богом: Сам Отец вверил Сыну полноту знания о Себе (ср. Гал 1:11-12).

Никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца никто не знает, кроме Сына — ср. Ин 10:15: «И как Меня знает Отец, так и Я знаю Отца». В восточной традиции знанием (или познанием) называлась не информация, не набор сведений о ком-то или о чем-то. Когда, например, говорилось, что муж знает или познал жену, это означало, что он выбрал определенную женщину себе в жены, вступил с ней в брачный союз и заботится о ней; никто не может знать ее так, как знает муж. Так знает Бог и Свой народ, недаром часто Его отношение к Израилю сравнивалось с отношением мужа (жениха) с женой (невестой). Ведь Бог избрал его. Так знают отца дети, и он знает их. Благочестивые израильтяне часто назывались знающими Бога и Его детьми (Прем 2:13, 16; Сир 4:11). Только Бог знает Мудрость: «Он произвел ее, и видел, и измерил ее, и излил ее на все дела Свои и на всякую плоть по дару Своему, и особенно наделил ею любящих Его» (Сир 1:8-10; см. также Иов 28:12-28; Вар 3:15-32). Но Мудрость тоже знает Бога: «С Тобою премудрость, которая знает дела Твои, и присуща была, когда Ты творил мир, и ведает, что угодно пред очами Твоими и что право по заповедям Твоим» (Прем 9:9; см. также Притч 8:12; Прем 7:25-30; 8:3-4; 9:4, 11). Мудрость также передает это знание другим: «Волю же Твою кто познал бы, если бы Ты не даровал премудрости и не ниспослал свыше святого Твоего Духа?» (Прем 9:17). Итак, Матфей изображает Иисуса воплощенной Мудростью, а также воплощенным сыном Божьим — Израилем (ср. 2:15; 4:3, 6).

Только Отец знает истинную сущность Своего Сына, Его природу и предназначение, хотя это сокрыто от глаз современников Иисуса (ср. 16:17; Гал 1:15-16). И Сын обладает исключительным знанием о Своем Отце, которое никому другому недоступно. Ему открыты цели и замыслы Отца и то, как Он их осуществляет через Своего единственного Сына.

И того, кому Сын пожелает открыть — те, кто принимают Весть Иисуса, тем самым приобщаются к этому сокровенному знанию, Иисус открывает им Отца. Верующие становятся истинными детьми Божьими (см. Ин 1:12-13; 1Ин 3:1-2; Рим 8:15-16, 29). Взаимное познание Отца и Сына является благом, к которому приобщены люди. «Никто никогда не видел Бога. Только Бог — единственный Сын, пребывающий рядом с Отцом, — Он открыл нам Его» (Ин 1:18). Действительно, Бог запределен, Он не принадлежит этому миру и не может быть познан человеческими способами, но те, кто видят Сына и вверяют свою жизнь Ему, теперь тоже знают Бога. Недаром апостол Павел в зачинах своих писем называет Бога Отцом Господа нашего Иисуса Христа. Зная Иисуса Христа, можно составить себе представление о Его Отце. Те, кто видят и знают Сына, видят и знают Бога.

Эти торжественные и величественные в своей простоте и краткости слова многие ученые называют вершиной Евангелия от Матфея, которое представляет собой как бы развернутый комментарий на эти речения. Нигде так ярко и отчетливо мы не погружаемся в сокровенные глубины внутренней жизни Иисуса. Именно такие речения, наряду с Евангелием от Иоанна и Письмами эфесянам, колоссянам и евреям, послужили основой для возникновения высокой христологии с ее учением о предсуществовании Иисуса и о Его божественности.

Кроме того, бросается в глаза разительное сходство со многими речениями 4-го Евангелия по языку и стилю (см. параллельные места). Недаром один из библеистов XIX века даже назвал этот стих громом с иоаннова небосвода. А в научной литературе существует понятие «иоанновы речения у Матфея». Действительно, всякий, кто читал синоптиков и Иоанна, не мог не обратить внимания на то, как по-разному в этих Евангелиях говорит Иисус, и, вероятно, у него возникал вопрос, кто же из евангелистов более адекватно передает язык Иисуса. Но из этого стиха видно, что Иоанн тоже никоим образом не исказил его.

Те ученые, которые не верят в полноту мессианского самосознания Иисуса во время Его земного служения, полагают, что речения ст. 27 должны быть отнесены к послепасхальному периоду. По их мнению, так мог говорить только воскресший и прославленный Господь. Они обращают внимание на их сходство с заключительными стихами Евангелия (28:18).

Ст. 28 — Придите все ко Мне (дословно: «Эй, все ко Мне!») Призыв Иисуса, с одной стороны, напоминает призывы Мудрости Божьей прийти к ней и найти себе облегчение и покой, с другой же, сформулирован гораздо живее и ярче. См. Сир 24:21-24: «Приступите ко мне, желающие меня, и насыщайтесь плодами моими. Ибо воспоминание обо мне слаще меда, и обладание мною приятнее медового сота. Ядущие меня еще будут алкать, и пьющие меня еще будут жаждать»; Сир 51:31-35: «Приблизьтесь ко мне, ненаученные, и водворитесь в доме учения: ибо вы нуждаетесь в этом, и души ваши сильно жаждут. Я отверзаю уста мои и говорю: приобретайте ее себе без серебра; подклоните выю вашу под иго ее, и пусть душа ваша принимает учение; его можно найти близко. Видите своими глазами: я немного потрудился — и нашел себе великое успокоение».

Приглашение Иисуса обращено ко всем, а не только к сравнительно узкому кругу учеников, оставивших все и последовавших за Ним. В иудаизме Мудрость постепенно отождествлялась с Законом Моисея. Под тяжкою ношей, вероятно, понимается соблюдение не самого Закона, а того бесчисленного количества ограничений, налагаемых толкованиями фарисеев, когда регулировался каждый шаг человека. Фарисеи насчитывали 613 заповедей в Законе. Общие принципы нравственности терялись в бессмысленной казуистике, дробились на атомы, и терялось различие между действительно важным и мелочным. Иисус иронически скажет о них, что они отцеживают комара и проглатывают верблюда (23:24). «Они громоздят ношу на ношу и взваливают их на плечи людей, а сами и палец о палец не ударят» (23:4). Презираемые фарисеями «ам-хаарец» не могли соблюдать все эти заповеди так же скрупулезно, как это делали они сами. С точки зрения фарисеев, их религиозное невежество и аморальное поведение преграждало им доступ к Богу. «Их бремя вдвойне тяжело: это и открытое презрение людей, и отсутствие надежды когда-либо получить спасение у Бога»[49]. Вероятно, именно таких людей Иисус называет измученными тяжкою ношей.

В более поздние времена некоторые Отцы Церкви считали, что имеются в виду грешники, страждущие под бременем грехов.

Иисус обещает всем им отдых. Это опять напоминает обещание Мудрости (Сир 51:35). Иисус уже не посланец Мудрости, но сама воплощенная Мудрость. Ср. также Исх 33:12-14, где Бог обещает Моисею ввести его и весь народ в покой. Иисус есть истинное воплощение трансцендентного Бога, Он делает Его близким и доступным. Теперь те, кто придут к Иисусу, от Него получат покой. Недаром Августин назвал Христа истинной Субботой.

Ст. 29 — Ярмо надевалось на шею рабочему скоту, кроме того, это слово широко употребляется в переносном значении как символ покорности и рабства (см. 3Цар 12:9). Ведь в древности был обычай пропускать захваченных военнопленных сквозь ярмо, сделанное из солдатских копий, что означало обращение в рабство. Но постепенно слово «ярмо» начинает употребляться и в положительном значении — как символ покорности Божьей воли. См. Притч 9:5; Сир 51:34-35. Так как Закон начал отождествляться с Мудростью Бога, то призыв склонить шею под ее ярмо стал пониматься как призыв неукоснительно соблюдать Закон. В Талмуде часто встречаются такие выражения, как «ярмо Торы», «ярмо Небес», «ярмо заповедей». Считалось, что человек, ежедневно читавший молитву «Шема» (Втор 6:4-9), тем самым возлагал на себя ярмо Царства Небес, ведь этим он исповедовал свою принадлежность Богу и зависимость от Него во всех своих делах. Это ярмо было бременем, служившим особым знаком, выделявшим Израиль из числа других народов. Но оно же положило начало порабощению людей законнической моралью, от которой Иисус хотел освободить Свой народ[50].

Иисус призывает людей надеть на себя ярмо Его заповедей, а не ярмо Закона. У Меня учитесь — Он есть истинная Мудрость и истинная Тора, Он — единственный источник знания о Боге и может сделать Своих последователей причастными этому знанию. У Меня учитесь: потому что Я... — здесь возможно другое понимание: «У Меня научитесь тому, что Я...» Ученики должны изучать самого Иисуса.

Если фарисеи проявляли жесткость и гордыню, стремились к самовозвеличению и властвованию над людьми (23:5-12), то Иисус — полная им противоположность, Он уподоблен Моисею, которого Писание и раввинистическая традиция называли кротчайшим из людей (Чис 12:3). Он — кроткий Служитель Господень, возвещенный пророком Исайей (42:2-3; 53:1-12; см. также Мф 12:17-21). Ученики должны подражать Ему и в этих Его качествах (см. 5:5). Кроток сердцем — греческое слово «тапейно́с» значит «низкий, незначительный» и в переносном смысле «незаносчивый, скромный, смиренный». Хотя слова «мягок» и «кроток» являются синонимами, появление слова «тапейнос» подготавливает почву для отождествления Иисуса со страдающим Служителем Божьим, который пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы служить (12:17-21; 20:28).

И вы наконец отдохнете — дословно: «найдете покой душам вашим»; ср. Сир 6:29: «Ибо наконец ты найдешь в ней успокоение». «Душа» здесь выступает в значении всего человека. Покой, обещанный Иисусом, есть мир с Богом, восстановление тех истинных отношений между Богом и человеком, которые были разорваны в результате греха. В этом контексте покой значит то же, что спасение.

Ст. 30 — Ведь заповеди Мои просты — дословно: «ведь ярмо мое доброе». Так как ярмо в иудаизме тождественно заповедям Закона, то переводчик счел возможным дать не буквальный перевод, а перевод-толкование. Здесь, как и во многих других местах, виден парадоксальный характер речи Иисуса: ярмо, которое Он предлагает, доброе, а Его ноша легка. Фарисеи налагали на людей тяжелые, неудобоносимые бремена, возводя вокруг Закона высокую стену толкований, объяснений, исключений, и все это часто затмевало истинный смысл Закона как выражения Божьей воли. Заповеди Иисуса легки, и так думает не только он, но и автор Первого письма Иоанна: «А заповеди Его не тяжелы» (5:3).

Казалось бы, есть внутреннее противоречие между речением об узких воротах и трудной дороге, ведущей в Царство, и словами о легкости бремени. Действительно, если выхватывать из текста цитаты, то противоречие неразрешимо. Многие христиане уверены в том, что заповеди Иисуса неисполнимы или так тяжелы, что только герой и аскет способен хотя бы частично их исполнить. Не потому ли с такой легкостью христиане объявляют себя грешными (а кто не грешен?!) и предоставляют совершать христианские подвиги подвижникам, святым, людям, число которых исчисляется единицами. Христианство превращается в нечто мрачное, унылое и печальное — как фарисейский пост, и не хватает только посыпания себя пеплом. С другой стороны, есть и такие христиане, которые не утруждают себя соблюдением заповедей, считая, что им можно все, потому что Господь Своей смертью спас их. Не правы ни те, ни другие. Одни забывают слово «заповеди», другие — слово «легкие». Может быть, притча о драгоценной жемчужине поможет нам понять что-то очень важное. Когда человек нашел жемчужину, он на радостях идет и продает все, чтобы купить ее. Вероятно, те, кто стоически, с мукой, через силу исполняет волю Христа, еще не нашел ту жемчужину, ради которой можно легко и радостно отдать все.

Примечания

[44] Толковая Библия, т. 3, с. 213.

[45] Davies and Allison, Matthew, v. 2, p. 251.

[46] И. Иеремиас, Богословие Нового Завета, с. 66.

[47] J. Jeremias, Parables of Jesus, p. 162.

[48] См. также Д. Бонхёффер, Сопротивление и покорность, М., 1994, с. 33-36.

[49] И. Иеремиас, Богословие Нового Завета, с. 135.

[50] Dictionary of New Testament Theology, v. 3, p. 1161.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Валентины Кузнецовой на евангелие от Матфея, 11 глава. Комментарии Кузнецовой.


Публикуется с разрешения автора:
© Валентина Николаевна Кузнецова

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

От Матфея 11 глава в переводах:
От Матфея 11 глава, комментарии:
  1. Новая Женевская Библия
  2. Учебной Библии МакАртура
  3. Толкование Мэтью Генри
  4. Комментарии МакДональда
  5. Толковая Библия Лопухина
  6. Комментарии Баркли
  7. Комментарии Джона Райла
  8. Толкования Августина
  9. Толкование Иоанна Златоуста
  10. Толкование Феофилакта Болгарского
  11. Новый Библейский Комментарий
  12. Лингвистический. Роджерс
  13. Комментарии Давида Стерна
  14. Библия говорит сегодня
  15. Комментарии Скоуфилда
  16. Ветхий Завет в Новом
  17. Комментарии Кузнецовой


2007–2025. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.