11 «...больший Иоанна Крестителя». Больший по положению, а не в нравственном отношении. Нравственно Иоанн Креститель был велик не более, чем может быть велик человек, рожденный от женщины, но что до Царства, то именно он возвестил о его приближении. Тогда Царство не пришло потому, что было отвергнуто, и сам Иоанн был убит, а Царь — распят. Наименьший в Царстве, когда оно будет воздвигнуто во славе (см. «Царство», Н. 3., Лк 1:31−33; 1Кор 15:24), будет пребывать в полноте силы и славы. Речь здесь идет не о небе, а о Царстве Мессии. Ср. Мф 3:2, примеч.; 6:33, примеч.
12 Велось немало споров о том, какая сила имеется здесь в виду: та ли, что направлена против Царства, в лице Иоанна Крестителя и Иисуса Христа, извне, или что речь идет совсем о другой «силе», а именно: учитывая сопротивление со стороны книжников и фарисеев, только те, кто употребят решительные усилия пробьются в него. Верно и то и другое, то есть, что Царь и Его Глашатай — Предтеча были сокрушены грубой силой, и что в этом — главный смысл данного стиха, но истине соответствует и то, чти лишь некоторые, настроенные решительно, то есть «употреблявшие усилие», становились учениками Христа. Ср. Лк 16:16.
20 Царство Небесное, провозглашенное Иоанном Крестителем, Самим Царем и Двенадцатью как «приблизившееся», что было подтверждено великими делами, было отвергнуто. Такие места, как Хоразин, Вифсаида и др., которые были избраны для испытания и проверки народа, отвергнув как Иоанна, так и Самого Иисуса, слышат теперь из уст Царя слова осуждения. За моральным отвержением последовало окончательное отвержение (Мф 27:31−37).
28 Иисус провозглашает нечто новое. Отверженный Царь отворачивается от народа, который не принял Его, и предлагает уже не Царство, а покой и помощь Свою тем из народа, тем людям вообще, которые ощущают в этом нужду. Это становится для Иисуса центральной точкой, от которой Он отталкивается в Своем служении людям.
Комментарии Скоуфилда на евангелие от Матфея, 11 глава. Комментарии Скоуфилда.