3 Мф 24 и Лк 21:20−24 содержат ответ на три вопроса. Порядок их постановки такой: «Скажи нам, когда это будет?» — то есть разрушение храма и города. Ответ находим у Луки (21:20−24). Второй и третий вопросы: «И какой признак Твоего пришествия и кончины века?» получают ответ в Мф 24:4−33. Стихи 4−14 имеют двойное толкование:
1) В них дается картина века с его войнами, международными конфликтами, голодом, эпидемиями, гонениями, появлением лжехристов (ср. Дан 9:26). Все это не соответствует характеру обращенного мира.
2) Но тот же ответ (ст. 4−14) применим в определенном смысле к концу века — семидесятой седьмине по Даниилу (Дан 9:24−27, примеч.
3). Все, что характерно для века, нагнетается все более интенсивно по мере приближения его конца. 14-й стих имеет несомненное отношение к предстоящему возвещению остатком Израиля Благой Вести о том, что Царство снова «приблизилось» (Ис 1:9; Откр 14:6−7; Рим 11:5, примеч.). 15-й стих ссылается как на признак на «мерзость запустения» (Дан 9:27, примеч.). В следующих стихах: 2Фес 2:3−8; Дан 9:27; 12:11; Откр 13:4−7 — находим ссылки на «человека грека» или «зверя».
Так кладется начало периоду великой скорби (Пс 2:5; Откр 7:14, примеч.) — жуткому периоду, который будет продолжаться три с половиной года; кульминацией его станет битва (Откр 19:19−21, примеч.), во время которой Христос обернется дробящим и разбивающим камнем из книги Даниила (2:34). Матфей останавливается на этом периоде довольно подробно (ст. 15−28). Знамения, события, советы и предупреждения даются им в следующем лорядке:
1) Мерзость запустения на святом месте (ст. 15);
2) Предупреждение (ст. 16−20) верующим евреям, которые будут находиться на тот момент в Иерусалиме;
3) Великая скорбь, повторное предупреждение о лжехристах (ст. 21−26);
4) Внезапное поражение языческой власти мира (ст. 27−28);
5) Славное явление Господа, которое увидят все народы, после чего вновь собран будет Израиль (ст. 29−31);
б) Сравнение со смоковницей (ст. 32−33);
7) Следyют предупреждения, применимые к современному миру, на который эти события неминуемо грядут (ст. 34−51; Флп 4:5). Тщательное изучение Дан 2, 7, 9 и Отк. 13 явно подтверждает предлагаемое толкование. Смотрите также «Остаток» (Ис 1:9; Рим 11:5).
16 См. Лк 21:20−24. У Луки в этом месте определенно говорится о разрушении Иерусалима, которое и было совершено Титом в 70-м году н. э., а у Матфея — о будущем кризисе в Иерусалиме после явления «мерзости». См. «Зверь» (Дан 7:8; Откр 19:20) и «Армагеддон» (Откр 16:14; 19:17). Поскольку обстоятельства в обоих случаях будут схожи, схоже звучат и предостережения. В первом случае Иерусалим был разрушен, а во втором — он будет избавлен Божественным вмешательством.
34 Греч. гемея; главные значения этого слова: «род, семья, народ». Нет сомнения, что здесь это слово употреблено именно в значении рода как нации, потому что ничего из «всего сего», то есть всемирной проповеди Царства, великой скорби, Второго пришествия Господа в видимой славе и возвращения избранных «от всех концов земли» не произошло ко времени разрушения Иерусалима Титом в 70-м году н. э. Следовательно здесь нам дается обетование, что народ Израильский (род, нация, семья) сохранится до осуществления «всего сего», — обетование, которое чудесно исполняется уже сегодня.
Комментарии Скоуфилда на евангелие от Матфея, 24 глава. Комментарии Скоуфилда.