Библия » Райл Комментарии Джона Райла

От Матфея 11 От Матфея 11 глава

Евангелие от Матфея 11:1−15

1 И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедывать в городах их.
2 Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих
3 Сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?
4 И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите:
5 Слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют;
6 И блажен, кто не соблазнится о Мне.
7 Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?
8 Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских.
9 Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка.
10 Ибо он тот, о котором написано: «се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою».
11 Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его.
12 От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его;
13 Ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна.
14 И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти.
15 Кто имеет уши слышать, да слышит!

В первую очередь наше внимание в этих стихах привлекает то послание, которое отправил Иоанн Креститель нашему Господу Иисусу Христу. Иоанн «послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?»

Иоанн задал такой вопрос не потому, что перестал верить во Христа. Если вы думаете иначе, значит, вы несправедливо относитесь к этому святому человеку. Он задал этот вопрос ради своих учеников: он хотел, чтобы они из уст Самого Христа получили свидетельство Его божественного предназначения. Вероятно, Иоанн Креститель чувствовал, что его служение подходит к концу. Что-то внутри него говорило, что он уже никогда не выйдет из темницы Ирода, что он вот-вот умрет. Он помнил, как ревновали его ученики к ученикам Христа, и, чтобы убить навсегда эту ревность, он посылает своих последователей к Иисусу, чтобы те «услышали и увидели» все сами.

Все служители, учителя, родители, когда чувствуют, что смерть их близка, должны поступать так же, как Иоанн Креститель. Больше всего их должна заботить душа тех, которых они оставляют; больше всего на свете они должны хотеть убедить их последовать за Христом. Смерть тех, кто вел и наставлял нас на земле, всегда должна приводить к такому результату. Она должна заставить нас еще сильнее прилепиться к Тому, Кто уже не умрет, Кто, «как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее» (Евр 7:24).

Во-вторых, наше внимание привлекает то, как высоко оценивает наш Господь Иоанна Крестителя. Ни один смертный человек не получал такой высокой оценки, какую дал Иисус Своему пророку, заключенному в темницу. «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя». Прежде Иоанн смело исповедовал перед людьми Иисуса Агнцем Божьим; теперь Иисус открыто провозглашает, что Иоанн больше чем пророк.

Видимо, были люди, которые из-за своего неведения или непонимания того, о чем спрашивал Иоанн, подумали о нем не так хорошо, как он того заслуживал. Однако наш Господь Иисус разрушает это неверное представление, заявляя, что Иоанн не робкий человек и что он не трость, ветром колеблемая. «Если вы думаете так, — говорит Христос, — то глубоко заблуждаетесь. Он был смелым и непоколебимым свидетелем истины. Не думайте, что в глубине сердца Иоанн любил мир, царскую милость и роскошную жизнь. Он был самоотверженным проповедником покаяния, подвергнул риску свою жизнь ради того, чтобы обличить царя».

Таким образом, Иисус хотел, чтобы иудеи знали, что Иоанн был «больше пророка». Бог ему дал больше чести, чем всем ветхозаветным пророкам: все они предсказывали приход Христа, но умерли задолго до этого, а Иоанн не только пророчествовал о Нем, но и видел Его лицом к лицу. Ветхозаветные пророки предрекали, что дни Сына Человеческого непременно настанут, что Мессия придет, Иоанн же стал свидетелем исполнения этого пророчества, ему выпала честь приготовить людей к приходу Христа. Пророкам было дано предсказать, что Мессия будет «как овца, веден на заклание» (Ис 53:7). Иоанну же выпала честь указать на Него и сказать: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1:29).

Слова, которые Господь Иисус говорит об Иоанне Крестителе, могут утешить каждого верующего. Они открывают, с какой нежностью великий Глава Церкви заботится о жизни и репутации Своих членов, какой честью Он готов наделить их труд, который они совершают ради Него. Верующие должны предвкушать, как Он перед всем миром в последний день представит их непорочными пред престолом Своего Отца.

Знаете ли вы, что значит трудиться для Христа? Переживали ли вы разочарование и духовный упадок? Возникало ли у вас чувство, что вы не приносите никакой пользы и никто не заботится о вас? Думали ли вы во время болезни: «Я тщетно трудился, и все свои силы растратил напрасно?» Если вы боретесь с такими мыслями, вспомните об этом отрывке. Не забывайте, что Тот, ради кого мы трудимся, все видит. Он видит всю красоту служения Своих рабов, даже если рабы ее не видят. Те же уста, которые высоко оценили заслуги Иоанна, находившегося в темнице, оценят труд всех христиан в последний день. Тогда Христос скажет: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф 25:34). И тогда Его верные служители к своему удивлению узнают, что каждое слово, сказанное для пользы их Господина, будет вознаграждено.

Евангелие от Матфея 11:16−24

16 Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам,
17 Говорят: «мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали».
18 Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: «в нем бес».
19 Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: «вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам». И оправдана премудрость чадами ее.
20 Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись;
21 Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись;
22 Но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам.
23 И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься; ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня;
24 Но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе.

Эти слова Христа связаны с состоянием иудейского народа. Но они важны и для нас, так как проливают свет на некоторые особенности человеческого характера. Слова Господа открывают, в каком небезопасном положении находятся бессмертные человеческие души.

Сначала Иисус Христос говорит о неспособности необращенных людей судить здраво в вопросах веры. Иудеи, современники земной жизни Христа, находили недостатки в каждом учителе, посланном Богом. Первым пришел Иоанн Креститель и проповедовал покаяние. Он был отшельником, удалился от общества и жил уединенной жизнью. Удовлетворило ли это иудеев? Нет! Они нашли такой образ жизни неверным, заявив: «В нем бес!» Потом пришел Иисус, Сын Божий, и проповедовал Евангелие. Он жил как все другие люди, не чуждался общества, подобно Крестителю. Понравилось ли это иудеям? Нет! Они снова осудили, сказав: «Вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам». Одним словом, им, как капризным детям, было трудно угодить.

Но иудеи не являются каким-то исключением. К сожалению, христиане во все времена часто проявляли невежество в духовных вопросах, как и иудеи. Таким христианам трудно угодить. Что бы вы ни говорили, как бы ни проповедовали, им все не нравится. Как бы вы ни жили, они все равно недовольны. Вы им говорите о спасении по благодати, об оправдании по вере, а они кричат, что ваше учение приводит к безнравственности. Вы им говорите о святости, которую требует Евангелие, а они заявляют, что вы слишком суровы и чрезмерно праведны. Вы веселы — они обвиняют вас в ветрености, вы печальны — они называют вас мрачным и угрюмым. Вы не ходите на родео, скачки и футбольные матчи, и они тут же осудят в вас пуританский дух. Вы едите, пьете, одеваетесь, как другие, не отказываетесь жить в обществе, и они уже тут как тут, скажут с издевкой, что не видят никакой разницы между вами и теми, которые вообще ни во что не верят. Те же иудеи, не так ли? «Мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали». Тот, кто сказал эти слова, знал человеческое сердце!

Таким образом, мы приходим к выводу, что истинные верующие не должны ожидать, что необращенным людям понравятся их вера и образ жизни. Если же они ждут этого, их ожидания напрасны. Мы должны смириться с тем, что, как бы свято мы ни жили, все равно постоянно будем слышать в свой адрес придирки и обвинения. Один достопочтенный человек сказал: «Как бы ни старались благочестивые люди, они все равно не смогут избежать критики мира. Лучше всего просто не обращать на нее внимания». А что говорит Писание по этому поводу? «Плотские помышления суть вражда против Бога» и «душевный человек не принимает того, что от Духа Божия» (Рим 8:7; 1Кор 2:14). Все так и должно быть.

Далее, Господь указывает на опасность сознательного отказа от покаяния. Наш Господь говорит, что «Тиру и Сидону отраднее будет в день суда», нежели тем городам, где люди слышали Его проповеди, видели Его чудеса, но так и не покаялись. Это очень серьезное предупреждение, поэтому давайте рассмотрим его более внимательно.

Задумайтесь на мгновение, сколько тьмы, идолопоклонства, безнравственности должно было быть в Тире и Сидоне. Вспомните, какой разврат царил в Содоме. Подумайте, что города, о которых говорил наш Господь (Хоразин, Вифсаида и Капернаум), были не хуже других иудейских городов и, уж конечно, были лучше, чем Тир, Сидон и Содом. И все же заметьте, что жители Хоразина, Вифсаиды и Капернаума окажутся ниже всех, в аду, потому что они слышали Евангелие и не поверили, потому что у них было огромное преимущество, а они не использовали его. Как это ужасно!

Это предупреждение должно без перерыва звучать в ушах тех, кто постоянно слышит Евангелие, но не обращается. Как велика вина таких людей перед Богом! В какой огромной опасности они находятся! Вполне порядочные и респектабельные, они виновны больше, чем идолопоклонники Тира и Сидона, чем распутники Содома! У одних не было духовного света, а другие пренебрегают им. Одни не слышали Евангелия вообще, а другие слышали и не послушали. Может быть, если бы первые имели преимущества последних, их сердца смягчились бы, и они «давно бы они во вретище и пепле покаялись».

К сожалению, Содом остался и до сего дня. Его сердце в ярком пламени Евангелия остается каменным. Отсюда можно сделать только один печальный вывод: в последний день окажется, что его вина больше, чем вина Тира и Сидона. Как мудро заметил один англиканский епископ: «Ничто не делает нашу вину за грех столь тяжкой, как постоянное напоминание о нашем долге».

Итак, не забывайте о судьбе Хоразина, Вифсаиды и Капернаума! Запомните, что никогда нельзя довольствоваться только слушанием Евангелия. Вы должны идти дальше — «покаяться и поверить» (Деян 3:19). Вы должны положиться на Христа, стать с Ним одним, только тогда вы окажетесь в безопасности. Лучше было бы жить в Тире, Сидоне и Содоме, чем слышать Евангелие в Англии, но так и умереть, не обратившись.

Евангелие от Матфея 11:25−30

25 В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам;
26 Ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение.
27 Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;
29 Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;
30 Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

Этот отрывок является одним из самых важных во всех четырех евангелиях. Он небольшой, но содержит множество ценных истин. Дарует же нам Бог очи видеть и сердце ощущать всю их значимость!

Во-первых, из этого отрывка мы узнаем, что хорошо иметь ум, как у ребенка, который всему хочет научиться. Наш Господь говорит Своему Отцу: «Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам».

Не следует даже пытаться объяснить, почему одни принимают Евангелие и верят в него, а другие нет. Всевластие Божие — это огромная тайна, его нельзя постичь. Но все же об одном мы должны помнить всегда: Евангелие сокрыто от людей, «которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою», и открыто тем, которые обладают смирением, простодушием и желанием учиться. Вспомним слова девы Марии: «Алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем» (Лк 1:53).

Берегитесь же гордости в любых ее проявлениях: гордости за свой ум, гордости за богатство, благополучие, за свои заслуги. Гордость быстрее всего отстраняет человека от небес и мешает ему смотреть на Христа. Пока вы думаете, что чего-то стоите, вы не получите спасения. Молитесь же об этом и воспитывайте в себе смирение; стремитесь правильно оценивать себя и видеть свое место перед Богом. Начало дороги на небеса — это осознание того, что сейчас вы стоите на дороге в ад и только Святой Дух может наставить вас на путь истинный. Если вы можете сказать, как Савл: «Господи! что повелишь мне делать?» (Деян 9:6), — значит, вы сделали первый шаг к спасающему христианству. Чаще всего наш Господь повторял именно эти слова: «...Унижающий себя возвысится» (Лк 18:14).

Во-вторых, в этих стихах мы видим величие и могущество нашего Господа Иисуса Христа. Глубина смысла Его слов неизмерима: «Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть». Когда мы читаем их, то соглашаемся с псалмопевцем: «Дивно для меня ведение Твое, — высоко, не могу постигнуть его!» (Пс 138:6).

В словах Христа мы видим отблеск совершенного союза первой и второй ипостаси Троицы, мы видим безмерное превосходство нашего Господа Иисуса Христа над теми, кто называется людьми. Но все же мы должны признать, что глубина смысла этого стиха для нас непостижима. Мы можем только восхищаться словами Господа, как маленькие дети, и ощущать, что нам не сказана даже половина всего.

Но несмотря на это, давайте извлечем из этих слов одну полезную истину: всем, что так или иначе касается нашей души, управляет наш Господь Иисус Христос, «все предано Ему». У Него есть ключи — к Нему мы должны идти, чтобы попасть на небеса. Он — дверь, поэтому через Него мы должны входить. Он — пастырь, и мы должны слушаться Его голоса и следовать за Ним, если не хотим погибнуть в пустыне. Он — врач, и мы должны прийти к Нему, если хотим исцелиться от язвы греха. Он — хлеб жизни, и мы должны питаться Им, если хотим насытить свою душу. Он — свет, и мы должны ходить в Нем, если не хотим блуждать во тьме. Он — источник, и мы должны омыться Его кровью, если хотим быть чистыми и готовыми встретить великий день воздаяния. Велики эти истины! Если у вас есть Христос, у вас есть все (1Кор 3:22).

И наконец обратим внимание на широту и полноту Евангелия Христа.

Три последние стиха этой главы очень важны. Они дают великую надежду тем грешникам, которые с трепетом спрашивают: «Откроет ли Христос любовь Своего Отца таким людям, как я?» Эти стихи заслуживают самого пристального рассмотрения. Вот уже восемнадцать веков они дарят благословения миру и несут добро многим душам.

Прежде всего, следует обратить внимание, кого зовет Иисус. Он обращается не к тем, кто ощущает себя праведным и достойным, а к тем, кто осознает, что они — «труждающиеся и обремененные». В этом мы видим широту Евангелия, потому что в эту категорию попадают очень многие люди в этом уставшем мире. Все ощущающие бремя на своем сердце, бремя греха и печали, бремя страха и сожаления, хотят избавиться от него. Христос зовет к Себе таких людей, кем бы они ни были и каково бы ни было их прошлое.

Посмотрите, сколько милости в словах Христа: «Я успокою вас... и найдете покой душам вашим». Сколько ободрения и утешения в этих словах! Беспокойство — одна из отличительных черт нашего мира. Неприятности, неудачи и разочарования поджидают нас на каждом шагу. Но надежда есть: уставших ожидает ковчег-убежище, как когда-то он ожидал голубя, посланного Ноем. Во Христе есть покой — покой для совести, покой для сердца, покой, основанный на прощении грехов, покой, проистекающий из примирения с Богом.

Посмотрите, с каким простым требованием Иисус обращается к труждающимся и обремененным: «Придите ко Мне..., возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня». Он не ставит невыполнимых условий, ничего не говорит о делах, которые надо совершить, чтобы заслужить Его прощение. Он лишь просит нас прийти к Нему такими, как мы есть, со всеми нашими грехами, и подчиниться, подобно маленьким детям, Его учению. Он словно говорит: «Не ищите облегчения у людей. Не надейтесь на помощь из другого места. Прямо сегодня придите ко Мне такими, как вы есть».

Обратите также внимание на то, что в описании Самого Христа есть утешение и надежда. Он говорит: «...Ибо Я кроток и смирен сердцем». Истинность этих слов была многократно подтверждена в жизни верующих. Мария и Марфа в Вифании после смерти Лазаря, Петр после падения, ученики после воскресения, Фома в своем неверии — все они вкусили кротость и смирение Христа.

Наконец, мы можем найти ободрение в словах, описывающих служение Христу. Иисус сказал: «...Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко». Конечно, следуя за Христом, мы несем крест, проходим через испытания, вступаем в сражения, но утешение Евангелия весомее скорбей. По сравнению со служением этому миру, с бременем иудейских обрядов, с игом человеческих суеверий, служение Христу в высшей степени легкое. Для нас Его иго такое же бремя, как оперение для птиц. Его заповеди не тяжки, Его пути приятны, они — пути мира (1Ин 5:3; Притч 3:17).

А теперь мы должны задать себе важный и серьезный вопрос: «А мы откликнулись на зов Христа? Не надо ли нам прощение грехов, не надо ли нам исцеление ран совести?» Услышьте голос Христа, Он обращается не только к иудеям, но и к вам: «Придите ко Мне». Вот ключ к блаженству, вот секрет счастливого сердца. Все зависит от отклика на зов Христа.

Не будем же успокаиваться до тех пор, пока не почувствуем, что верой пришли ко Христу и нашли покой. Давайте приходить к Нему за новой благодатью каждый день! Если мы уже пришли к Нему, давайте приближаться к Нему все больше. Если мы еще не пришли к Нему, давайте начнем свой путь сегодня. Его слова никогда не нарушаться: «Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин 6:37).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Джона Райла на Евангелие от Матфея, 11 глава. Комментарии Джона Райла.


Публикуется с разрешения издателя.
© 2001−2004.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

От Матфея 11 глава в переводах:
От Матфея 11 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Джона Райла
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Иоанна Златоуста
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.