Библия » Райл Комментарии Джона Райла

От Матфея 26 От Матфея 26 глава

Евангелие от Матфея 26:1−13

1 Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим:
2 Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие.
3 Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы,
4 И положили в совете взять Иисуса хитростью и убить;
5 Но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе.
6 Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного,
7 Приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову.
8 Увидевши это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата?
9 Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим.
10 Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня;
11 Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете;
12 Возливши миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению;
13 Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала.

Мы подошли к заключительной стадии земного служения Иисуса Христа. До этого мы читали о Его словах и делах, теперь нам предстоит читать о Его страданиях и смерти. До этого мы видели в Нем великого Пророка, теперь мы увидим в Нем Первосвященника.

К этой части Писания нужно подходить с особым благоговением и вниманием. Место, на которое мы вступаем, — «земля святая». Мы увидим, как семя жены размозжит голову змея, мы увидим великую жертву, на которую уже давно указывали все жертвы Ветхого Завета, мы увидим, как была пролита кровь, «очищающая от всякого греха», и как был заклан Агнец, «берущий на себя грех мира» (1Ин 1:8, Ин 1:29). Мы увидим, как благодаря смерти Христа — величайшей тайне, открытой нам, — Бог может оставаться справедливым, оправдывая нечестивых. И не удивительно, что все четыре евангелия содержат подробный рассказ об этом поразительном событии. Некоторые из других событий в жизни нашего Господа описаны только одним евангелистом, но, когда речь идет о распятии, каждый из евангелистов дает детальное описание.

В прочитанных нами стихах, во-первых, мы видим, что Господь старается привлечь внимание учеников к Своей смерти. Он сказал им: «Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие».

Эти слова поразительным образом связаны с предыдущим отрывком, в котором наш Господь рассуждал о Своем втором пришествии в славе и силе в конце света. Описывая последний суд и все его величие, Иисус говорил о Себе как о Судье, перед престолом Которого соберутся все народы. И тут же, без остановки, Он продолжает говорить о Своем распятии. Пока еще не успела рассеяться картина будущей славы Христа в воображении Его учеников, Он в очередной раз напоминает им об ожидающих Его страданиях. Он напоминает им, что прежде, чем вступить в права Царя, Он должен стать жертвой за грех, прежде, чем надеть венец, Он должен совершить искупление на кресте.

Нельзя переоценить важность искупительной смерти Христа. В Слове Божьем это центральный факт, и глаза нашей души никогда не должны перестать его рассматривать. Без пролития Его крови не было бы прощения грехов. Эта истина — основа всего христианства. Евангелие без нее — все равно, что арка без замкового камня, высокий дом без основания или солнечная система без солнца. Для нас много значат Его воплощение, пример Его жизни, Его чудеса и притчи, Его дела и Его слова, но сверх этого для нас много значит Его смерть. Давайте радоваться тому, что у нас есть надежда на Его второе пришествие и Его тысячелетнее царство, но и об этих замечательных событиях мы не должны думать больше, чем о Голгофском искуплении. Христос умер за грехи наши — вот главная истина. Будем держать ее перед глазами каждый день, питать ею ежедневно свою душу. Пусть другие, как древние греки, насмехаются над этим учением и называют его «глупостью», мы же, как и Павел, «не желаем хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал 6:14).

Во-вторых, заметим, какими почестями Христос наделяет тех, кто чтит Его.

Здесь сказано, что когда «Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного», то во время трапезы к Нему подошла женщина и возлила на Его голову сосуд драгоценных благовоний. Несомненно, она сделала это из почтения и любви. Для этой женщины ни один знак почитания не был бы чрезмерным по сравнению с полученным от Христа благом для своей души. Но этот поступок вызвал неодобрение окружающих, которые называли его «тратой». Они считали, что лучше было бы продать благовония, а деньги раздать нищим. Господь поспешил ответить этим бесчувственным обвинителям. Иисус сказал им, что «она доброе дело сделала», а Христос одобряет тех, кого принимает. После этого Он делает поразительное предсказание: «Где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала».

Из этого эпизода видно, насколько хорошо Христос знал о днях грядущих и как непринужденно Он мог раздавать почести. Его пророчество об этой женщине исполняется каждый день на наших глазах. Ее поступок вспоминается везде, где читается Евангелие от Матфея. Слава и свершения царей, императоров, вождей стерлись из памяти человечества, как если бы о них было записано на песке, но об одном поступке смиренной христианки записано на ста пятидесяти разных языках и известно всему миру. Человеческая похвала — на несколько дней, похвала Христа — вечна. Запомните, что путь к вечной славе лежит через почитание Христа.

И последняя, но не малозначительная мысль: этот эпизод отражает те удивительные события, которые произойдут в день суда. В тот великий день никакие почести, оказанные Христу на земле, не будут забыты. Пламенные речи политиков, выдающиеся подвиги воинов, великие произведения поэтов и художников не будут даже упомянуты в тот день, но самое незначительное дело, совершенное слабой христианкой для Иисуса или Его учеников, будет записано в книге вечного напоминания. Ни одно доброе слово или дело, ни одна чаша холодной воды или сосуд благовоний не будут пропущены в этой книге. Пусть не было у этой женщины серебра и золота, пусть не обладала она титулами, властью и влиянием, но если она любила Христа, исповедовала Его имя и служила Ему, то памятник ей будет стоять на возвышенном месте, и ей воздадут почести перед лицом всего мира.

Знаем ли мы, что значит служить Христу? Если да, то ободримся и не будем оставлять служение. Пусть нас воодушевит история этой женщины. Мир может смеяться над нами и унижать; люди могут не понимать наши мотивы, превратно толковать наше поведение; наши жертвы для Христа могут быть названы «тратой» — тратой времени, тратой денег, тратой сил, но мы не позволим миру воздействовать на нас. Тот, Кто был в Вифании, в доме Симона прокаженного, смотрит на нас, помнит все, что мы делаем, и радуется. Так давайте будем тверды, непоколебимы, будем всегда преуспевать в деле Господнем, зная, что труд наш не тщетен пред Господом (1Кор 15:58)!

Евангелие от Матфея 26:14−25

14 Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам
15 И сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников;
16 И с того времени он искал удобного случая предать Его.
17 В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху?
18 Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: «Учитель говорит: время Мое близко, у тебя совершу пасху с учениками Моими».
19 Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху.
20 Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками;
21 И когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.
22 Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?
23 Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня;
24 Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться.
25 При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал.

В начале этого отрывка мы читаем о том, как наш Господь был предан в руки Своих врагов. Первосвященники и книжники, страстно желавшие предать Христа смерти, не могли реализовать свои намерения, потому что боялись народных волнений. Но в лице Иуды Искариота, предложившего свои услуги, они нашли подходящий инструмент воплощения своих планов. Этот лжеапостол согласился предать им своего Господина за тридцать сребренников.

Жизнь Иуды Искариота — это черная страница в библейской истории. Более вопиющего свидетельства испорченности человека вы не найдете нигде. Один из наших поэтов сказал, что «неблагодарность ребенка острее змеиных зубов». Что же нам сказать об ученике, предавшем своего Господина, об апостоле, предавшем Христа? Несомненно, это был один из самых горьких глотков, который наш Господь испил из чаши страданий.

Пусть этот отрывок научит нас, во-первых, тому, что человек может обладать большими привилегия ми, может громко заявлять о своей вере, в то время как его сердце отвергает Бога.

Иуда Искариот обладал самыми большими религиозными привилегиями. Он был избранным апостолом, спутником Христа, он был очевидцем чудес, совершенных Господом; он слышал Его наставления и видел то, чего не видели Авраам и Моисей, слышал, то, чего не слышали Давид и Исаия. Иуда Искариот находился в обществе одиннадцати апостолов, был соработником Петра, Иакова и Иоанна, но несмотря на все это его сердце так и не изменилось. Оно лелеяло излюбленный грех.

У Иуды Искариота было достойное исповедание веры: во внешнем поведении лжеапостола было только то, что правильно, уместно, пристойно. Он имел, казалось, такую же веру, как и остальные апостолы, и был готов отдать все ради Христа. Он вместе с остальными был послан проповедовать и совершать чудеса, поэтому ни у одного из апостолов не было основания обличать Иуду в лицемерии. Когда Господь сказал: «...один из вас предаст Меня», то никто не сказал: «Не Иуда ли?». Однако все это время его сердце оставалось неизмененным.

Нам нужно помнить об этом: эти мысли смиряют и назидают. Как и жена Лота, Иуда Искариот должен служить предостережением для всей Церкви. Давайте почаще вспоминать о нем и, вспоминая, говорить: «Проверь меня, Господи, и испытай мое сердце, нет ли в нем злых помыслов». Давайте по благодати Божьей решим не успокаиваться, пока наше сердце не изменится целиком и полностью.

Во-вторых, пусть этот отрывок научит нас тому, что любовь к деньгам — величайшая ловушка для человеческой души. Сложно привести более убедительное доказательство этому, чем пример Иуды. Этот гнусный вопрос «что вы дадите мне?» выявляет скрытый грех, погубивший Иуду. Он много чего оставил ради Христа, но он не оставил грех сребролюбия.

Слова апостола Павла должны постоянно быть у нас на слуху: «...корень всех зол есть сребролюбие» (1Тим 6:10). История церкви изобилует примерами, подтверждающими эту истину. Иосиф был продан своими братьями, Самсон был предан филистимля нам за деньги, ради денег Гиезий обманул Неемана и солгал Елисею, ради денег Анания и Сапфира пытались обмануть Петра, ради денег Сын Человеческий был предан в руки беззаконных. Поразительно, что человек так сильно любит источник такого страшного зла.

Давайте будем остерегаться любви к деньгам. Она наполняет мир и сегодня, чума гуляет на свободе. Тысячи людей, которым ненавистна мысль о поклонении Джаггернауту, не стыдятся делать золотого идола. Мы все от мала до велика подвержены этой инфекции. Мы можем любить деньги, даже не имея их, и мы можем иметь деньги, не любя их. Это зло очень коварно: оно пленяет нас, когда мы еще не замечаем цепей. Только допустите сребролюбие в свое сердце, и оно ожесточит, озлобит, иссушит, остудит и отравит вашу душу. Оно погубило апостола Христа, остережемся же, чтобы оно не погубило и нас. Из-за небольшой течи может утонуть огромный корабль, а из-за одного неумерщвленного греха может погибнуть душа.

Нам почаще следует приводить на память слова: «...какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» и «...мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него». Слова «нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом» (Притч 30:8) должны быть нашей ежедневной молитвой. Нашим постоянным стремлением должно быть возрастание в благодати. «Желающие обогащаться» земными владениями в конце концов обнаружат, что сделка с совестью — самое невыгодное дело (1Тим 6:9). Подобно Исаву, они поменяли вечное на временные наслаждения; как и Иуда Искариот, они продали себя на вечные муки.

Наконец этот отрывок может научить нас тому, что положение людей, умерших необращенными, безнадежно. Слова Христа по этому поводу очень серьезны. Он говорит Иуде: «...лучше было бы этому человеку не родиться...»

Можно дать только одно толкование этим словам: человеку лучше вообще не жить, чем жить без веры и умереть без благодати. Умереть в таком состоянии — значит погибнуть навеки, значит упасть туда, откуда не поднимаются, значит понести невосполнимую потерю. В аду не бывает изменений. Пропасть между адом и раем преодолеть невозможно.

Не было бы никаких оснований обращаться к этим словам, если бы в учении о всеобщем спасении была бы хоть доля истины. Если бы действительно было верно то, что рано или поздно все люди попадут на небеса и ад опустеет, тогда нельзя было бы сказать, что кому-то «лучше было бы... не родиться». Ад перестал бы быть ужасным, если бы он не был вечным, а мучения в аду можно было бы перенести, зная, что через миллионы веков ожидает освобождение и рай. Но учение о всеобщем спасении не может опереться на Писание, потому что Слово Божие отвергает его. Там, в аду, будет червь, который не умирает, и пламя, которое не угасает (Мк 9:44). «Если человек не родится свыше», наступит день, когда он пожалеет, что родился вообще. «Лучше, — говорит Бакет, — не жить, чем не иметь жизни во Христе».

Давайте хорошо усвоим эту истину. Всегда будут люди, отрицающие реальность и вечность ада. Мы живем во время, когда лжеучителя со своей нездоровой благотворительностью рождают у людей неправильное представление о Божьей милости, а значит, и о Его справедливости. Лжеучителя осмеливаются говорить о том, что «Божья любовь не слабее ада». Противостанем такому учению со святой ревностью и пребудем в учении Священного Писания! Не будем стыдиться ходить путем древним и верить в существование вечного Бога, вечного рая и вечного ада. Отказавшись от этих истин, мы поддаемся влиянию скептицизма, который в конце концов заставит нас отказаться от всех евангельских истин. Но будьте уверены, что вера в вечность ада никогда не приведет к открытому безбожию.

Евангелие от Матфея 26:26−35

26 И когда они ели, Иисус взял хлеб и благословив преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.
27 И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все;
28 Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов.
29 Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.
30 И воспевши пошли на гору Елеонскую.
31 Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: «поражу пастыря, и рассеются овцы стада»;
32 По воскресении же Моем предварю вас в Галилее.
33 Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь.
34 Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня.
35 Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики.

В этих стихах описывается установление таинства Вечери Господней. Христос хорошо знал, что Его ждет, и последний спокойный вечер до распятия Он использовал для того, чтобы передать Своей Церкви дар причастия. С каким трепетом, должно быть, Его ученики впоследствии исполняли это таинство, вспоминая события той ночи. Как печально сознавать, что заповедь о Вечере Господней из-за ее неправильного толкования стала серьезным поводом для разногласий и споров. Она должна была объединить Церковь, но вследствие нашего греха она стала причиной разделений. Она должна была служить для нашего духовного благополучия, но для многих она стала причиной падения.

Прежде всего, давайте попробуем понять истинный смысл слов Христа: «Сие есть тело Мое... сие есть плоть Моя».

Ни для кого не секрет, что этот вопрос является причиной разделений в видимой Церкви Христа. На эту тему написаны огромные тома, где излагаются самые разные точки зрения, но мы все же должны иметь свое твердое мнение, несмотря на то, что богословы спорят и разделяются. Отсутствие здравой точки зрения по этому вопросу вызвало многие предрассудки.

Очевидно, что смысл слов Христа заключается в следующем: «Этот хлеб символизирует Мое тело. Это вино символизирует Мою кровь». Он не имел в виду, что хлеб, который Он давал Своим ученикам, был Его плотью в буквальном смысле, а вино, которое Он давал им, было в буквальном смысле Его кровью. Давайте будем твердо держаться этого толкования, ведь для этого есть веские причины (Епископ Лоу заметил, что в еврейском языке нет выражения «значит», «символизирует» и что, «представлять», «отображать», а в греческом оригинале в этом отрывке используется грамматическая конструкция, где слово «есть», обозначает «значить», «символизировать». То же самое явление наблюдается и в других отрывках. Например, когда говорится: «...три ветви — это [есть] три дня...», имеется в виду, что три ветви символизируют три дня (Быт 40:12). Таким же образом этот глагол используется и в Быт 41:26, Дан 7:24, Мф 13:38, Откр 1:20.) Поведение учеников на вечере не позволяет нам думать, что хлеб, полученный ими, был плотью Христа, а вино — Его кровью. Все ученики были евреями, наученными с детства тому, что есть плоть с кровью — великий грех (Втор 12:23−25). Но слова Христа не привели апостолов в замешательство, потому что они не предполагали, что хлеб и вино могли претерпеть какие-то превращения.

И сегодня здравый смысл не позволяет нам верить в то, что хлеб и вино во время хлебопреломления превращается во что-то другое. Чувство вкуса говорит нам, что мы принимаем хлеб и вино, а не плоть и кровь. Библия требует от нас веры в то, что превосходит наше понимание, но она не требует веры в то, что противоречит нашим чувствам.

Истинное учение о человеческой природе Христа не позволяет нам верить в то, что хлеб и вино Вечери — это Его плоть и кровь, потому что тело Христа в один момент времени может быть только в одном месте. Если бы тело Христа могло одновременно находиться за столом и вкушаться Его учениками, то совершенно ясно, что мы не смогли бы считать, что у Него было такое же человеческое тело, как и у нас. Слава христианства в том, что наш Искупитель полностью человек и полностью Бог.

Наконец особенность языка, на котором Христос обращался к Своим ученикам во время вечери, избавляет нас от необходимости буквального толкования Его слов. В Библии мы часто сталкиваемся с символами, которые нельзя толковать буквально. Так, Христос называет Себя «дверью» и «лозой», говоря о Себе образно. Поэтому, если мы будем считать (помня о серьезных возражениях против буквального толкования слов Христа), что Иисус, устанавливая Вечерю, также использовал образный язык, мы еще больше утвердимся в мысли, что хлеб и вино — это символы.

Давайте же сохраним все эти истины в сердце и не будем их забывать. Во времена господства ереси нужно быть хорошо вооруженным, помня, что невежество в понимании языка Библии может привести к серьезным спорам и разделениям.

Далее, давайте рассмотрим, для чего же предназначалась Вечеря Господня.

Это еще один вопрос, окутанный мраком. Таинство Вечери считалось чем-то мистическим и недоступным для понимания. Туманность и витиеватость языка, используемого многими авторами для описания этого таинства, нанесли огромный ущерб христианству, затрудняя понимания истинной цели Вечери. Чем проще наше понимание цели этого таинства, тем ближе оно к библейскому учению.

Вечеря Господня это не жертва. Принимая в ней участие, мы ничего не должны приносить, кроме молитв, хвалы и благодарения. С того дня, как умер Христос, уже не нужны жертвы за грех, потому что «одним приношением Он сделал совершенными освящаемых» (Евр 10:14). Надобность в священниках, алтарях и жертвенниках отпала, когда Агнец Божий был принесен в жертву.

Вечеря Господня не может быть полезной для тех, кто приступает к ней без веры. Вкушение хлеба и питье вина совершенно бесполезны для неверующих. Поэтому следует помнить, что эта заповедь предназначена для возрожденных людей, а не для мертвых «по грехам и преступлениям».

Вечеря Господня была дана для постоянного (до дня второго пришествия) напоминания о жизни Христа, принесенной Им в жертву. Она может принести только духовные благословения, а не физические, поэтому о ее действии нужно судить по внутреннему человеку. Вечеря была предназначена для того, чтобы у нас в виде хлеба и вина было осязаемое напоминание о том, что тело и кровь Христа, принесенные в жертву на кресте, являются единственным средством нашего искупления, и в них — жизнь души верующего. Вечеря была предназначена и для того, чтобы помочь нашей немощной душе иметь более тесное общение с распятым Спасителем через принятие тела и крови Христа духовным образом.

Эта заповедь — для искупленных грешников, а не для святых ангелов. Исполнением ее мы открыто заявляем о своей вине и о нужде в Спасителе, о доверии Христу и любви к Нему, о желании жить Им одним и о надежде на вечную жизнь. Подходя к Вечере с таким пониманием, мы обнаружим, что наше покаяние стало глубже, вера сильнее, надежда ярче, а любовь больше, что грех, преследующий нас, стал слабее, а живущие в нас добродетели окрепли.

Мы должны помнить об этом, потому что время близко. К сожалению, человеку свойственно превращать в идолов все, что можно потрогать руками и увидеть глазами, или ожидать, по крайней мере, от этих вещей чудодейственного воздействия. Будем особенно внимательны к этой предрасположенности в вопросе Вечери. Берегитесь, чтобы, как говорится в поучении англиканской церкви, «воспоминание не превратилось в жертвоприношение».

И наконец обратим внимание на тех, кто принимал участие в вечере. Это послужит утешением и наставлением.

Небольшая группка, которой Господь впервые заповедал Вечерю, состояла из апостолов, избранных Иисусом для помощи в земном служении. Это были бедные и необразованные люди, любящие Христа, но слабые в вере и в знании. Апостолы слишком мало понимали из того, что говорил и делал их Учитель, мало они знали и о нищете своей души. Они думали, что готовы умереть с Иисусом, но в ночь предательства они все оставили Его и разбежались. Христос прекрасно знал обо всем этом, состояние их сердец не было для Него загадкой, но Он все же не отказал им в Вечере Господней.

Эти обстоятельства могут многому научить нас. Они дают нам ясно понять, что глубокое познание и сильная вера не являются качествами, абсолютно необходимыми для участия в Вечере. Человек может знать очень мало, быть духовно слабым, как дитя, но допущенным к столу Вечери. Если человек действительно осознает свои грехи, любит Христа и желает служить Ему, то мы должны ободрить его и принять. Конечно, мы должны делать все возможное, чтобы не допустить к Вечере недостойных, то есть тех, кто ничего не знает о благодати, но мы должны быть очень осторожны, и не исключить тех, кто принят Христом. Неразумно быть более строгими, чем были Христос и Его ученики.

Итак, давайте серьезно задумаемся о своем отношении к Вечере Господней. Возможно, кто-то отказывается принимать в ней участие. Если это так, то каковы причины такого отношения? Нельзя в качестве отговорки назвать это таинство бесполезным. Это было бы оскорблением Христа и заявлением о нашем неповиновении Ему. Нельзя в качестве отговорки считать себя недостойным участия в Вечере. Это было бы заявлением о неготовности умереть и встретиться с Богом. Братья и сестры, это очень серьезный вопрос, так что хорошо подумайте, прежде чем отказаться от Вечери.

Регулярно ли мы участвуем в Вечере? Если да, то с какими мыслями мы приступаем к хлебу и вину? С пониманием, смирением и верой? Насколько хорошо мы представляем состояние своего сердца? Действительно ли мы осознаем свою греховность и нужду во Христе? Действительно ли мы стремимся жить христианской жизнью и исповедовать христианскую веру? Блаженна та душа, которая готова дать положительные ответы на эти вопросы. Пусть она пребывает в этом состоянии.

Евангелие от Матфея 26:36−46

36 Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там.
37 И взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать.
38 Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною.
39 И отошед немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты.
40 И приходит к ученикам, и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?
41 Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.
42 Еще, отошед в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя.
43 И пришед находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели.
44 И оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово.
45 Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы все еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников;
46 Встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня.

В этих стихах описываются гефсиманские страдания Христа. Смысл этого отрывка настолько глубок, что читать его нужно с благоговением и восхищением, потому что многое в нем мы не можем постичь до конца.

Отчего Господь «скорбел и тосковал»? Что значат Его слова: «Душа Моя скорбит смертельно»? Почему Он удаляется от Своих учеников, падает на лицо и громко взывает к Отцу, троекратно молясь одной и той же молитвой? Почему всемогущий Сын Божий, совершивший так много чудес, скорбит и не находит покоя? Почему Иисус, пришедший в этот мир, чтобы умереть, готов лишиться чувств в ожидании приближающейся смерти? Почему?

На все эти вопросы можно дать только один разумный ответ: не страх перед смертью тяготил душу Христа. Тысячи людей прошли через ужасные предсмертные муки, не испустив ни единого стона — на это, несомненно, был способен и Христос. Грехи мира, бремя нашей вины, вмененной Ему и возложенной на Него, как вина Израиля на голову козла отпущения, — вот что было невыносимым бременем для Христа, ставшим в Гефсимании особенно тяжелым. Человеку не понять, как велико должно было быть это бремя! Только Бог это знает. Скотт по этому поводу замечает: «В это время Христос перенес такие же страдания, что и осужденные духи, только в большей степени, в степени, которую могла принять абсолютно чистая совесть, совершенная любовь к Богу и людям и уверенность в конечном успехе Его славного подвига»*.

Какой бы таинственной ни была эта история из жизни Христа, мы все-таки должны извлечь из нее драгоценные уроки.

Во-первых, молитва — лучшее средство, которое можно использовать во время испытаний. Мы видим, что сам Христос молился, когда Его душа скорбела. Так же должны поступать и все христиане. Каждый обязательно будет пить из чаши страданий в этом мире греха. «...человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх» (Иов 5:7). Мы не можем избежать огорчений. Из всего творения ничто так не уязвимо, как человек. Наше тело, наш разум, наша семья, наши дела, наши друзья — все это широко открытые двери, через которые испытания проникают в нашу жизнь. Даже самые близкие к Богу святые не могут избежать их. Христиан так же, как и их Учителя, можно причислить к «мужам скорби».

*Я верю, что точка зрения, предложенная Скоттом, единственное разумное решение проблемы страданий Христа. Как может социнианин (сторонник итальянской секты XVI века, которая отвергала божественность Христа) или кто-либо другой, отрицающий вменяемость Христу грехов человека и Его заместительные страдания, дать удовлетворительное объяснение произошедшего в Гефсимании, мне совершенно непонятно.

Из принципов социниан, полностью отвергавших учение об искуплении и утверждавших, что Христос был всего лишь человеком, а не Богом, выходит, что Он проявил меньше стойкости в страданиях, чем многие обычные люди. Из утверждений некоторых современных богословов, считающих, что смерть Христа была не искупительной и заместительной жертвой за грех, а лишь примером великой самоотверженности, выходит, что невероятная агония, охватившая сознание и тело Христа в Гефсиманском саду, необъяснима. Обе точки зрения порочат имя Христа, противоречат Библии и совершенно неприемлемы. Я верю, что распутать загадку страданий Христа в Гефсимании можно только с помощью учения о том, что наши грехи были действительно возложены на Христа, который сделался жертвою за грех и был проклят вместо нас.

В этих словах Библии, описывающих агонию Христа, неизмеримая глубина, и я намеренно не буду в нее погружаться. Человеку ее не измерить. До какой степени сатане было позволено в этот час искушать Господа? Какие страдания души и тела мог перенести абсолютно безгрешный человек, каким был Христос, приняв на себя грехи всего человечества? Каким образом человеческая и божественная воля одновременно принимали участие в этих страданиях, ведь Он всегда был настолько же Бог, насколько и человек? Я предпочту не отвечать на все эти вопросы, поскольку очень легко «омрачить Провидение словами без смысла».

Молитва — это первое средство, которое мы должны применять во время страданий. Мы должны пасть и поклониться, как Иов (Иов 1:20), мы должны раскрывать наши дела пред лицом Господа так, как Езекия (4Цар 19:14). Бог должен быть первым, к кому мы обращаемся за помощью. Мы должны рассказывать нашему Небесному Отцу о всех своих переживаниях. Мы должны твердо верить, что если мы полностью подчиняемся Его воле, то в нашей жизни не может быть чего-то слишком тривиального или незначительного, что не достойно высказывать в молитве перед Господом.

Если мы ничего не скрываем от своего лучшего Друга, значит, у нас крепкая вера, и мы можем быть уверены, что получим ответ и помощь. «...если возможно...», и если то, о чем просим, будет для славы Божьей, то наше желание исполнится. «Жало в плоти» будет удалено или будет дана благодать, чтобы перенести страдания, как была дана Павлу (2Кор 12:9). Давайте сохраним этот урок в сердце, чтобы вспоминать о нем в день скорби. Есть верная пословица: «Молитвы поглощают заботы».

Во-вторых, полное подчинение своей воли воле Бога должно быть одной из главных целей нашего пребывания в этом мире. Слова Христа — замечательная иллюстрация к этому уроку. Иисус говорит: «...не как Я хочу, но как Ты». И еще: «...да будет воля Твоя».

Неосвященная и неподчиненная воля — причина несчастной жизни. Маленькие дети тому пример. Человек по природе своей своеволен и желает ходить своими путями. Мы много желаем, забывая о своей неспособности различать, что для нас благо, а что нет. Увы, мы не можем делать выбор самостоятельно. Блажен, кто не имеет «желаний» и доволен тем, что имеет. К сожалению, этот урок всем нам дается с большим трудом. Но, как Павел, мы должны терпеливо изучать его в школе Христа, а не в человеческой школе (Флп 1:11).

Хотите ли вы знать, рождены ли вы свыше или нет, растете ли в благодати? Чтобы найти ответы, вам нужно понять, что же происходит с вашей волей. Как вы переносите разочарование? Можете ли вы с терпением относиться к неожиданным испытаниям и неприятностям? Можете ли вы со спокойным сердцем, без ропота, смотреть, как рушатся ваши долго вынашиваемые планы и тщательно построенные схемы? Можете ли вы сидеть спокойно и безмолвно страдать так же, как и трудиться на ниве Божьей? Если да, то у вас, несомненно, разум Христов. Нельзя забывать, что теплые чувства и радостное расположение духа не всегда являются верными доказательствами благодати; умерщвленная воля в этом смысле более ценна. Даже Христос не всегда радовался, но Он всегда мог сказать: «Да будет воля Твоя».

Наконец в этом отрывке мы можем увидеть, что даже ученики Христа могут проявлять слабость, и им необходимо следить за собой и молиться, чтобы не допустить этого. Петр, Иаков и Иоанн, три избранных апостола, спали, когда им нужно было бодрствовать и молиться, и Господь обратился к ним со словами: «...бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна».

Все верующие обладают двойственной натурой. Будучи обращенными, обновленными, освященными, они все равно продолжают жить в греховном теле и носить с собой груз испорченности. Об этой проблеме говорит Павел: «Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим 7:21−23). Слова Павла подтверждаются опытом многих поколений христиан. Христиане во все времена обнаруживали в себе два противоположных начала, находящихся в постоянной борьбе. Об этих двух началах и говорит Христос, обращаясь к Своим полусонным ученикам. Иисус называет одно начало «плотью», а другое — «духом»: «...дух бодр, плоть же немощна».

Оправдывает ли Христос эту немощь Своих учеников? Конечно, нет. Да не приближаются к нам подобные мысли! Те, кто делает такой вывод, не понимают смысла слов Христа, Который говорит, что слабость плоти — это причина, по которой мы должны быть бодрыми и молиться. Иисус учит, что сам факт того, что мы подвержены этой слабости, должен постоянно побуждать нас «бодрствовать и молиться».

Давайте никогда не забывать этого урока. Если мы хотим ходить прямыми путями перед Богом и не спотыкаться, как Давид и Петр, тогда нам нужно бодрствовать и молиться. Давайте жить так, как будто мы находимся на вражеской территории, где нам постоянно надо быть начеку. Мы должны беспокоится о своей душе и быть осторожными. Мир полон обмана, дьявол трудится не покладая рук, поэтому пусть слова Божии постоянно наполняют ваш слух. Иногда наш дух может быть на взлете бодрости, но нельзя забывать, что плоть немощна. Так будем же постоянно бодрствовать и постоянно молиться.

Евангелие от Матфея 26:47−56

47 И когда еще говорил Он, вот, Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных.
48 Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его.
49 И тотчас подошед к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его.
50 Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его.
51 И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо.
52 Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут;
53 Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?
54 Как же сбудутся Писания, что так должно быть?
55 В тот час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня.
56 Сие же все было, да сбудутся писания пророков. Тогда все ученики, оставивши Его, бежали.

В этих стихах мы видим, как чаша страданий Христа начинает наполняться. Иисус был предан одним из Своих учеников, другие ученики оставили Его, а враги взяли под стражу. Никто на земле не переносил больших страданий, чем Он. Всякий раз, читая об этом в Библии, нам следует напоминать себе, что наши грехи были причиной этих страданий. Иисус был «предан за грехи наши» (Рим 4:25).

Эти стихи показывают, какое огромное снисхождение проявлял Христос к Своим ученикам.

Эта мысль подтверждается драматичностью происшедшего в ночь предательства. Когда Иуда Искариот привел толпу к тому месту, где был Учитель, он дал им знак: «...Кого я поцелую, Тот и есть». Этот знак должен был помочь в сумерках отличить Иисуса от Его учеников. Поэтому, подойдя к Иисусу, Иуда сказал: «Радуйся, Равви!» — и поцеловал Его. Этот факт свидетельствует о теплых отношениях между Учителем и учениками. На востоке есть обычай приветствовать друзей целованием (Ис 18:7, 1Цар 20:41), поэтому, когда Иуда поцеловал Христа, он сделал лишь то, что все ученики считали обычным.

Отношение и поведение Христа должны послужить утешением для нашей души. Наш Господь Иисус Христос — нежный и снисходительный Спаситель. Он не строгий и жестокий (как человек знатного рода из притчи), Он не отгоняет грешников и не сторонится их. Христос не отличается от нас по природе, так что мы можем относиться к Нему не с трепетом, а с любовью. Иисус Сам хочет, чтобы мы считали Его старшим братом и лучшим другом. И сейчас на небесах Его сердце такое же, каким оно было на земле: кроткое, милостивое, полное снисхождения к немощным людям. Будем доверять Ему и не будем ничего бояться.

Далее обратим внимание на то, как наш Господь осуждает тех, кто пытается использовать земное оружие ради Него и Его дела. Христос порицает одного из учеников за то, что тот ударил мечом раба первосвященника, и велит ему: «Возврати меч твой в его место», после чего делает очень важное заявление: «...все, взявшие меч, мечом погибнут».

У меча есть законное предназначение. Он может быть использован правильно, например, при защите народа от завоевания; меч становится необходимым, когда нужно обезопасить землю от беспорядков, грабежа и разбоя. Но его нельзя использовать для того, чтобы распространять Евангелие. Христианство не может распространяться путем пролития крови, и вера не может появляться под воздействием силы. Не стоит забывать об этом.

К сожалению, в истории христианства встречаются факты о насильственных попытках изменения религиозных представлений людей при помощи наказания, тюремного заключения и смерти. К чему это привело? Страницы христианской истории дают ответ. Не было более кровопролитных войн, чем те, которые разгорались на религиозной почве. Очень часто те люди, которые ратовали за такие войны, были сами убиты. Не будем же забывать, что оружие христианской войны духовное, а не земное (2Кор 10:4).

В Своем смирении Господь сделался пленником Своей свободной воли. Его схватили не потому, что Он не смог убежать. Если бы Он посчитал нужным, Он смог бы всех Своих противников развеять по ветру. «...Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть?»

Эти слова Христа раскрывают секрет Его добровольного подчинения врагам. Он пришел специально для того, чтобы исполнить обещания и пророчества Ветхого Завета и, исполнив их, приобрести спасение для мира. Христос намеренно и добровольно стал Агнцем Божьим, пасхальным Агнцем и жертвой, на которую были возложены беззакония людей. Его сердце желало совершить этот подвиг. Но всего этого могло бы и не быть, если бы Иисус на время не «утаил Свою силу» (Авв 3:4), став добровольным страдальцем. Христос был взят, подвергнут суду, наказан и распят исключительно по Своей свободной воле.

Эти слова содержат великое ободрение. Охотно принявший страдания, несомненно, будет охотно и спасать. Всемогущий Сын Божий, позволивший людям взять Себя и отвести в заключение, когда Ему достаточно было слова, чтобы остановить их, должен быть полон готовности спасти всякого прибегающего к Нему. Давайте же научимся больше доверять Ему и ничего не бояться.

И последний урок заключается в том, что христиане очень мало знают о своих слабостях, пока не приходят испытания.

Печальное свидетельство этому — поведение апостолов Христа. Отрывок заканчивается такими словами: «...Тогда все ученики, оставив Его, бежали». Они забыли о своих клятвенных обещаниях, сделанных несколько часов тому назад; они забыли, что были готовы умереть за своего Учителя, они забыли обо всем, кроме опасности, с которой столкнулись. Страх перед смертью одолел их, и они оставили Господа и разбежались.

Как много людей, называющих себя христианами, поступает точно так же! Как много людей под воздействием эмоций после участия в Вечере, после сильной проповеди или после теплого христианского общения дают обещание, что никогда ни устыдятся имени Христа! У них появляется рвение, любовь и готовность сказать каждому, кто сомневается в их преданности: «Неужели слуга Твой пес, чтобы поступить так?» Однако через несколько дней их чувства остывают, приходит испытание, и они уступают под его натиском, они отвергают Христа!

Пусть этот отрывок научит нас смирению и самоотречению. Давайте поставим перед собой цель стремиться быть кроткими и не самоуверенными. Давайте помнить, что даже лучшие из христиан могут совершить что-то ужасное, если не будут бодрствовать, молиться и пребывать в благодати Божьей. Пусть нашей ежедневной молитвой будут слова: «...поддержи меня, и спасусь» (Пс 118:117).

Евангелие от Матфея 26:57−68

57 А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины.
58 Петр же следовал за Ним издали, до двора первосвященникова; и вошед внутрь, сел со служителя ми, чтобы видеть конец.
59 Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти,
60 И не находили; и хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля
61 И сказали: Он говорил: «могу разрушить храм Божий и в три дня создать его».
62 И встав первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют?
63 Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?
64 Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.
65 Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его!
66 Как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти.
67 Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам
68 И говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?

Христа отвели к Каиафе, первосвященнику, и объявили Его виновным. Это произошло не случайно. Приближался великий день искупления, время, когда стал понятен смысл образа козла отпущения. По закону Моисея только первосвященник мог возложить грехи народа на голову козла, на голову жертвы перед тем, как она будет отослана на распятие (Лев 16:21). Задумаемся над этим. Каждый момент агонии Христа имел глубокое значение.

Прежде всего, отметим, что Христос был предан смерти руками первосвященников. Не столько иудейский народ участвовал в этом злом деле, сколько Каиафа и его соратники — первосвященники.

Этот факт заслуживает нашего внимания. Он является веским доказательством того, что высокое положение в церковной иерархии не может избавить человека от заблуждения в учении и от ужасного греха в жизни. Иудейские священники могли проследить свою родословную вплоть до Аарона; занимаемый ими пост требовал особого посвящения и большой ответственности, и все же именно такие люди убили Христа.

Остережемся приписывать непогрешимость религиозным служителям, нет гарантии, что их слова, как бы часто они ни повторялись, не уведут нас от истины и не погубят нашу душу. Слова и дела всякого служителя должны проверяться Словом Божьим. За такими пастырями можно следовать до тех пор, пока они следуют Библии, но не более того. Пусть слова Исаии будут для нас ориентиром: «Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» (Ис 8:20).

Далее, следует отметить, что Христос ясно заявил перед синедрионом, что Он — Мессия и что Он придет во славе.

Сегодня необращенный еврей не может сказать, что его предкам не было открыто, что Иисус был Мессией. Сам Христос сказал об этом, когда первосвященник призвал Его к клятвенному ответу. Иисус подтвердил, что Он «Христос, Сын Божий». После этого Христос предупреждает первосвященника и старейшин, что, хотя Он еще и не явился во славе, чего они ожидали от Мессии, придет день, когда это произойдет. «...отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных». Они еще увидят, что Иисус из Назарета, Которого они осудили, есть Царь царей (Откр 1:7).

Нельзя обойти вниманием поразительный факт, что практически последними словами Христа еврейскому народу были слова предупреждения о Его втором пришествии. Христос ясно сказал им, ссылаясь на седьмую главу Книги пророка Даниила (Дан 7:13), что они еще увидят Его пришедшим во славе. Но Он обращался к глухим. Неверие, предрассудки, самоправедность густым облаком обволокли их. Еврейский народ проявил небывалую духовную слепоту. В англиканском молебне есть такие строки: «От всякой слепоты, от твердости сердец избави нас, о благой Господь!»

Христос много потерпел перед синедрионом от лжесвидетельств и насмешек.

Ложь и унижение — излюбленное оружие дьявола. «...он лжец и отец лжи» (Ин 8:44). На протяжении всего времени земного служения Христа это оружие обнажалось против Него. О Христе говорили, что Он «человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам», Его презрительно называли «самарянином». И в последнюю неделю Своей жизни Христос испытал только боль и унижение. Дьявол побудил Его врагов умножить оскорбления и боль. Не успели Христу вынести приговор, как тут же на Его голову обрушились всякого рода надругательства: «...плевали Ему в лице и заушали Его ... ударяли Его по ланитам», насмехаясь, говорили: «...прореки нам, Христос, кто ударил Тебя».

Как удивительно все это! Как непостижимо, что святой Сын Божий добровольно смирился с этими надругательствами, чтобы искупить нас, ничтожных грешников! Как изумительно, что даже мелкие детали этих издевательств были предсказаны за семьсот лет до их совершения! За семьсот лет до этого Исаия записал такие слова: «...лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания» (Ис 50:6).

Давайте сделаем один практический вывод из этого отрывка. Не удивляйтесь, если вам выпадет терпеть насмешки, издевательства и ложь из-за того, что вы принадлежим Христу. «Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего» (Мф 10:24). Если издевательства и оскорбления обрушились на голову нашего Спасителя, не стоит удивляться, если то же ожидает и Его учеников. Сатана постоянно использует ложь и насмешки, чтобы очернить имена богобоязненных людей и вызвать неуважение к ним. Лютер, Кранмер, Кальвин и Весли — красноречивые тому примеры. Если мы встретимся на своем жизненном пути с ложью и издевательствами, будем же готовы терпеливо перенести их. Мы пьем из той же чаши, из которой пил Господь, но между нами и Христом огромная разница: нам достается всего лишь несколько горьких капель, Он же испил чашу страданий до дна.

Евангелие от Матфея 26:69−75

69 Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином.
70 Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь.
71 Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем.
72 И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека.
73 Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя.
74 Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух.
75 И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И вышед вон, плакал горько.

Эти стихи рассказывают о необычном и очень поучительном событии: отречении апостола Петра от Христа. Это одно из тех событий, которое косвенно подтверждает истинность Библии. Если бы Евангелие было результатом человеческих измышлений, мы никогда бы не узнали, что один из главных проповедников нового учения проявил малодушие и отрекся от своего Учителя.

В начале обратим внимание на то, в чем была вина Петра.

Он совершил великий грех. Человек, который следовал за Христом на протяжении трех лет, выделялся среди других учеников своей любовью ко Христу и готовностью исповедать Его имя; человек, который получил в изобилии милость и благость и который был другом Христа, трижды отрицает то, что был знаком с Иисусом! Это было ужасно. Это было преступление, совершенное с отягчающими вину обстоятельствами. Петра ясно предупредили о ждущей его опасности. Совсем недавно апостол принимал хлеб и вино из рук Христа и настаивал на том, что не отречется от Него, даже если ему придется умереть. И вот Петр трижды отрекся: две слабые женщины заметили, что он был с Иисусом, а стоящие рядом подтвердили: «...точно и ты из них». В этих словах не было угрозы, похоже, никто не пытался применить насилие по отношению к Петру, но их было достаточно, чтобы поколебать его веру. Он отрекся перед всеми, и делая это, он клялся и божился. Воистину смиряющая картина.

Сохраним эту историю в памяти. Она учит нас тому, что даже лучшие из святых — всего лишь люди, а люди подвержены многим слабостям. Даже обращенный человек, который имеет веру, надежду и любовь, может совершить проступок и низко упасть. Эта история учит нас смирению, потому что, пока мы в теле, нас подстерегает опасность. Плоть слаба, а дьявол не устает, поэтому мы никогда не должны думать, что не можем упасть. История с Петром указывает и на то, что мы должны быть снисходительными к заблудившимся душам, мы не должны считать таких людей пропащими из-за того, что они оступились и впали в грех. Помня Петра, мы должны исправлять таких «в духе кротости» (Гал 6:1).

Посмотрим также на то, что привело Петра к тому, что он отрекся от Христа.

Поведение Петра было описано Духом Святым для нашего назидания. Дух Святой позаботился о том, чтобы эти слова постоянно служили на благо Церкви Христа.

Во-первых, Петр пал из-за своей самоуверенности. Он сказал: «...если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь». Во-вторых, из-за праздности. Вместо того, чтобы бодрствовать и молиться, как сказал Его Учитель, он спал. В-третьих, из-за трусости. Вместо того, чтобы держаться рядом с Учителем, Петр «следовал за Ним издали». Последним шагом апостола к падению стало ненужное общение с плохой компанией. Когда Петр пришел ко дворцу первосвященника, он «сел со служителями», как будто был одним из них. После этого последовало падение, клятва и троекратное отречение. Кажется невероятным, но Петр себя подготовил к падению сам. Он «вкусил от плодов путей своих».

Будем помнить эту историю из жизни апостола Петра: она содержит в себе ценные уроки для каждого, кто называет себя христианином. Серьезные болезни редко поражают тело, и великим падениям всегда предшествует постепенное отступление. Внезапное падение какого-нибудь известного христианина удивляет и Церковь, и мир. Тогда верующие разочаровываются и претыкаются, а враги Христа радуются и злословят. Но если бы мы могли видеть то, что скрыто, то знали, что причиной этого падения является внутреннее отступление от Бога. Человек падает внутри себя задолго до того, как падает в глазах общества. Дерево падает с большим треском, но первопричина падения выясняется только после того, как оно оказалось на земле.

И наконец отметим, что Петр сильно опечалился из-за совершенного греха. Мы читаем в конце главы, что Петр, «выйдя вон, плакал горько».

Эти слова заслуживают большего внимания, чем то, которое обычно им придают. Тысячи людей, читавших об отступлении Петра, мало думали о его слезах и покаянии. Пусть же у нас будут глаза, чтобы видеть, и сердце, чтобы понимать!

Слезы Петра говорят нам о том, что человек, отступив от Бога, не может быть счастливым. Благость Божия позаботилась о том, чтобы святость всегда приносила свои плоды. Тяжелое сердце и неспокойная совесть, зыбкая надежда и бесчисленные сомнения всегда будут последствием отступления и морального падения. Слова Соломона описывают переживания многих отступивших детей Божьих: «Человек с развращенным сердцем (в английском переводе: «...в чьем сердце отступление...» — Прим. пер.) насытится от путей своих» (Притч 14:14). Чтобы сохранить внутренний мир, нужно быть ближе к Богу — это непреложный принцип христианства.

Горькие слезы Петра — это важный признак, по которому можно отличить лицемера от настоящего верующего. Когда грех поражает лицемера, он падает, чтобы больше не подняться, так как в нем нет живительного принципа, способного поставить его обратно на ноги. Когда падает дитя Божие, оно вновь поднимается через искреннее покаяние и по благодати Божьей исправляет свою жизнь. Давид совершил прелюбодеяние, а Петр отрекся о Христа. Они согрешили, но не были побеждены грехом, потому что глубоко раскаялись, горько оплакав свои ошибки, их нечестие стало для них отвратительно. Многие приобретут большое благо, если будут подражать Петру и Давиду не только в грехе, но и в покаянии. Многие хорошо знают о их падении, но плохо — о возвращении к Богу. Многие грешат, как Давид и Петр, но не все раскаиваются так, как они.

Этот отрывок полон уроков, достойных того, чтобы их помнить всю жизнь. Если мы исповедуем веру во Христа, тогда нам следует помнить о слабости верующего и о причинах падения. Может быть, мы отступили и оставили первую любовь к Богу? Тогда давайте напомним себе, что Спаситель Петра жив и сегодня. Христос был милостив к Петру, Он будет милостив и к нам. Если мы хотим найти эту милость, мы должны раскаяться. Обратимся к Богу, и Он обратится к нам, потому что «милосердие Его не истощилось» (Плач 3:22).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Джона Райла на Евангелие от Матфея, 26 глава. Комментарии Джона Райла.


Публикуется с разрешения издателя.
© 2001−2004.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

От Матфея 26 глава в переводах:
От Матфея 26 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Джона Райла
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Иоанна Златоуста
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда


2007–2025. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.