Библия » Кузнецова Комментарии Кузнецовой

От Матфея 23 От Матфея 23 глава

23:1-39 ОБЛИЧЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ ЗАКОНА И ФАРИСЕЕВ

Введение

Уже не в первый раз мы встречаем в Евангелии резкую критику в адрес фарисеев, а здесь Матфей соединяет, вероятно, разрозненные речения в единое целое. Одни ученые видят в гл. 23 начало пятой речи, но большинство предпочитает рассматривать ее как самостоятельный монолог.

23:1-12 НЕ БУДЬТЕ ТАКИМИ, КАК ФАРИСЕИ

(Мк 12:38-40; Лк 11:43, 46; Лк 20:45-46; Лк 22:26)

1 Потом Иисус обратился к народу и к Своим ученикам:

2 — Учителя Закона и фарисеи по праву сели на Моисеево место. 3 Поэтому слушайтесь их и во всем поступайте так, как они вам велят, но делам их не подражайте, потому что сами они не исполняют того, чему учат. 4 Они громоздят ношу на ношу и взваливают их на плечи людей, а сами и палец о палец не ударят. 5 А если что и делают, то лишь для того, чтобы это видели люди. Потому-то они, когда молятся, надевают на лоб и на руку коробочки шире, чем у других, и кисти на одежде у них длиннее. 6 Они любят на пиру сидеть на почетных местах и в первом ряду в синагогах 7 и чтобы их почтительно приветствовали на площадях, а люди звали их: «Учитель».

8 А вас пусть не зовут «учитель»,

потому что вы все братья друг другу

и у вас один лишь Учитель.

9 И «отцом» никого на земле не зовите —

у вас лишь один Небесный Отец.

10 И пусть не зовут вас «наставниками»,

потому что у вас один лишь Наставник —

Помазанник Божий.

11 А кто из вас самый главный,

пусть будет слугой вам.

12 Всякий, кто возвышает себя,

будет унижен,

а кто принижает себя,

тот возвысится.

3 Мал 2:7-8 5 Мф 6:1, 5; Исх 13:9; Втор 6:8; Чис 15:38-39 6 Лк 14:7 11 Мф 20:26-27; Мк 9:35; Мк 10:43-44; Лк 9:48; Лк 22:26 12 Иов 22:29; Притч 29:23; Иез 21:26; Лк 14:11; Лк 18:14.

Ст. 1 — Было бы неправильно видеть в фарисеях людей, всегда и во всем противоположных Иисусу. Так и здесь: Иисус начинает с того, что указывает на некоторые их достоинства. По Его мнению, они имеют право излагать учение Моисея, быть его хранителями и истолкователями. Вероятно, слова «Моисеево место» надо понимать в метафорическом смысле. Но известно, что в более поздние времена в синагогах, кроме каменных скамей, были и отдельные сиденья, известные под названием Моисеевых: уважаемые учителя, сидя на них, толковали Закон. Возможно, такие сидения существовали уже во времена Иисуса.

Ст. 2-3 — Их слова правильны, и поэтому их нужно слушать и исполнять. Они знают истину, но не живут в соответствии с ней. Иисус указывает на то, что слова Его противников расходятся с делами. Но как согласовать это утверждение с прежними, когда Иисус предостерегал Своих учеников именно от учения фарисеев, называя его фарисейской закваской (16:6, 12), от того, что они на место Божьих заповедей ставят свои собственные (15:7-9)? Поэтому некоторые ученые предпочитают не буквальное понимание, а видят здесь сознательное преувеличение, переходящее в иронию и даже сарказм. Будучи людьми благочестивыми и знающими Писание, учителя Закона и фарисеи не могут не знать о доброте и милосердии Бога, но погружаются в мелочную казуистику, затемняющую истинную природу Бога. Они не могут оправдаться неведением (Ин 9:40-41). Иисус обличает их поведение, когда они своим показным, ложным благочестием прикрывают недостойные дела, тщеславие, жадность и лицемерие. Конечно, далеко не все они были лицемерами и религиозными ханжами, но находились и такие, кто умел устраиваться в жизни за счет религии. Их поведение опаснее того, чему они учат, потому что они, будучи очень уважаемыми в народе людьми, подают пример расхождения между словом и делом. Но даже те из них, чье нравственное поведение безупречно, подвергаются гневному осуждению Иисуса. Будучи уверенными в собственных заслугах, приобретаемых соблюдением заповедей и дополнительными добрыми делами, они высоко мнят о себе. «Человек, имеющий о себе слишком высокое мнение, уже не принимает Бога всерьез. Так как он уверен в положительном решении Бога относительно его жизни, он интересуется лишь тем, что думают о нем люди. Вся его набожность нацелена только на то, чтобы люди считали его благочестивым. В результате она становится лицемерной (6:1-18). И точно так же человек, слишком хорошо о себе думающий, уже не принимает всерьез своего собрата. Он считает себя лучше и презирает его (Лк 15:25-32; Лк 7:39[79]. По мнению Иисуса, они находятся в самой большой опасности, потому что их набожность ставит между ними и Богом почти неодолимую преграду.

Ст. 4Громоздят ношу на ношу — дословно: «связывают тяжелые [и не удобные для ношения] ноши» (в ряде древних рукописей слово «неудобные для ношения» отсутствует). Сам Иисус называет Свои заповеди легкими в противоположность фарисейским (11:29). Апостол Петр возражал христианам, желавшим обязать язычников исполнять Закон: «Так зачем же вы теперь испытываете Бога, раз хотите надеть на шею ученикам то ярмо, которое было непосильным и для наших предков, и для нас?» (Деян 15:10; см. также ст. 28). Традиционное объяснение таково: фарисеи постоянно увеличивают количество заповедей, делая их исполнение для большинства людей весьма трудным. Но некоторые комментаторы справедливо указывают на то, что для очень многих благочестивых израильтян исполнение Закона вовсе не казалось чем-то невероятно трудным. В псалмах воспевается радость от изучения Закона (см. Пс 119 (118): Павел, вспоминая свое дохристианское прошлое, утверждает, что в отношении праведности, достигаемой через Закон, он был человеком безупречным. Поэтому очень вероятным представляется иное понимание: не увеличение количества заповедей делает ношу фарисеев неподъемной, а то, что они вольно или невольно на первое место ставят казуистические мелочные требования, забывая самое важное в Законе: «справедливость, милосердие и верность» (ст. 23).

А сами и палец о палец не ударят — греческий текст позволяет двоякое толкование: 1) как продолжение темы предыдущего стиха: сами не делают того, чему учат; 2) не оказывают ни малейшей помощи тем, на кого они взваливают эту ношу (ср. Гал 6:2).

Ст. 5 — Ср. 6:1-5. Мало что вызывало такой гнев у Иисуса, как показная набожность, целью которой было привлечь к себе внимание людей (ср. Ин 5:41-44; Ин 12:43). Иисус приводит несколько примеров, иллюстрирующих поведение фарисеев. Коробочки шире, чем у других — речь идет о «тефили́н», или по-гречески «филактериях»: в знак исполнения заповеди Исх 13:9 евреи во время молитвы надевали на лоб и на левую руку маленькие кожаные коробочки, содержавшие в себе отрывки из Книги Исхода и Второзакония. Вероятно, фарисеи, демонстрируя свое благочестие, носили коробочки или большие по размеру, чем у других, или, как полагают некоторые ученые, носили их целый день, а не только во время утренней и вечерней молитвы. Кроме того, евреи должны были нашивать на края верхней одежды кисточки из нитей голубого цвета. Вероятно, у фарисеев эти кисточки были длиннее, чем у остальных. Иисус ничего не имеет ни против филактериев, а на Его плаще тоже были кисточки (см. коммент. на 9:20), но Он видел в этой демонстрации набожности не истинное благочестие, а желание возвысить себя в глазах людей.

Ст. 6-7 — Во время пиров хозяева приглашали учителей Закона занять более высокие обеденные ложа для почетных гостей (ср. Лк 14:7-11). В синагогах у них почетные места, расположенные на возвышении, они сидели на них лицом к собранию. Уверенные в своем религиозном превосходстве над другими, они охотно принимают знаки внимания — почтительные приветствия на улицах. Хотя, конечно, были и противоположные примеры. В Талмуде говорится: «Про рабби Йоханана бен Заккая рассказывали, что при встрече он первый приветствовал каждого, даже любого иноплеменника на улице». В Талмуде тоже сохранились слова осуждения некоторым фарисеям, например: «Бойся имеющих вид фарисеев, которые набожны подобно фарисеям, но поступают беззаконно». А Иошуа бен Ханания говорил: «Глупый ханжа, хитрый нечестивец, женщина-фарисейка и удары фарисеев губят мир».

Учитель — буквально: «рабби́». Вероятно, в это время слово еще не стало термином, а было почтительным обращением к уважаемому человеку, ведь оно означает «мой великий». Но постепенно так стали называть учителей Закона, богословов, и, насколько нам известно, во II веке оно окончательно закрепилось на ними, приобретя привычное нам значение «раввин». В Евангелиях люди часто обращались к Иисусу, называя Его рабби (26:25,49; Мк 11:21; Ин 1:38).

Ст. 8-10 — Иисус предостерегает Своих учеников от подражания фарисеям и учителям Закона. Если те стремятся к почету у людей, любят титулы, то среди учеников все должно быть по-другому. Их не должны называть учителями (рабби). Ведь все они равны, они братья, а в истинной семье нет неравноправия. Все они ученики одного Учителя — Христа. Отцом никого на земле не зовите — возможно иное понимание: «никого из вас отцом на земле зовите». Самых уважаемых знатоков Закона постепенно начинают называть отцами, но широко эта практика распространилась после разрушения Храма. Слово «наставник», вероятно, значит то же, что и «учитель». Таким образом, здесь категорический запрет употреблять какие бы то ни было почетные титулы в христианской Церкви. Ср. Ис 54:13; Иер 31:34 и Ин 6:45. Христианская община — это братство, в котором Бог — Отец, а Иисус — Учитель. Вот почему Иисус призывает к полному отказу от почетных титулов, так как они принадлежат только Богу и Христу.

Ст. 11 — В то время было принято, чтобы ученики прислуживали своим учителям. Считалось, что, если учитель не позволял ученику служить себе, он отказывал ему в своей любви. Знание Торы было невозможно без служения ее знатокам. Но Иисус отменяет такую практику: Он сам был среди них, как слуга (Мк 10:34; Лк 22:27; Ин 13:1-20). См. также 20:26-27.

Ст. 12 — Возможно, это пословичное выражение. Будет унижен... возвысится — логическим подлежащим этого предложения является Бог, это Он возвышает тех, кто не превозносится перед другими. Этим отменяются в Церкви не только титулы, но и всякое иерархическое деление братьев на высших и низших в зависимости от их заслуг.

23:13-33 СЕМИКРАТНОЕ «ГОРЕ ВАМ!»

13 Горе вам, учителя Закона и фарисеи!

Святоши!

Вы запираете от людей Царство Небес

и сами не входите,

и тех, кто хочет войти, не впускаете.

15 Горе вам, учителя Закона и фарисеи!

Святоши!

Вы пересекаете моря и сушу,

чтобы добыть одного обращенного,

а обратив, делаете из него человека

вдвое больше достойного ада, чем сами.

16 Горе вам, слепые поводыри!

Вы учите:

«Если кто поклянется Храмом,

тот клятвой не связан,

а кто поклянется золотом Храма,

тот обязан исполнить».

17 Слепые глупцы!

Что важнее:

золото или Храм, освящающий золото?

18 И еще говорите:

«Кто поклянется жертвенником,

тот клятвой не связан,

но кто поклянется даром на жертвеннике,

тот обязан исполнить клятву».

19 Слепцы!

Что важнее:

дар или жертвенник, освящающий дар?!

20 Тот, кто клянется жертвенником,

клянется и тем, что на нем.

21 И тот, кто клянется Храмом,

клянется и Тем, кто живет в нем.

22 И тот, кто клянется небом,

клянется престолом Бога

и Тем, кто на нем восседает.

23 Горе вам, учителя Закона и фарисеи!

Святоши!

Вы платите десятину с мяты, укропа и тмина,

а самое важное в Законе:

справедливость, милосердие и верность

отбрасываете!

А делать надо это, и о другом не забывая!

24 Слепые поводыри!

Вы отцеживаете комара,

но проглатываете верблюда!

25 Горе вам, учителя Закона и фарисеи!

Святоши!

Вы чистите снаружи чашу и блюдо,

а внутри они наполнены тем,

что вы в своей алчности награбили!

26 Слепой фарисей!

Вычисти сначала внутренность чаши,

тогда и снаружи она будет чиста!

27 Горе вам, учителя Закона и фарисеи!

Святоши!

Вы как побеленные гробницы:

снаружи они кажутся красивыми,

а внутри полны мертвых костей

и всяческой мерзости!

28 Так и вы:

снаружи вы кажетесь людям праведниками,

а внутри полны лицемерия и порока.

29 Горе вам, учителя Закона и фарисеи!

Святоши!

Вы строите гробницы для пророков

и украшаете надгробия праведников.

30 Вы говорите:

«Если бы мы жили во времена наших отцов,

мы не были бы повинны в крови пророков».

31 Вы сами свидетельствуете против себя:

вы — сыновья тех, кто убивал пророков.

32 Так завершайте то, что начали ваши отцы!

33 Вы, змеи и отродье змеиное!

Не избежать вам осуждения и ада!

В ряде поздних рукописей есть ст. 14: «Горе вам, учителя Закона и фарисеи! Святоши! Вы пожираете дома вдов, а потом напоказ долго молитесь! Вас ждет самое суровое наказание!» 19 Слепцы — в некоторых рукописях: «Глупцы и слепцы». 25 в своей алчности — в некоторых рукописях: «в грехе» или «в неправедности». 26 чаши — в некоторых рукописях: «чаши и блюда».

13 Лк 11:52 16 Мф 15:14; Мф 23:24; Рим 2:19 19 Исх 29:37 21 3Цар 8:13; Пс 26(25):8 22 Ис 66:1; Мф 5:34; Деян 7:49 23 Лев 27:30; Мих 6:8 24 Мф 15:14; Мф 23:16; Рим 2:19 25 Мк 7:4 26 Ин 9:40 27 Деян 23:3 28 Лк 16:15 31 Деян 7:52 33 Мф 3:7; Мф 12:34; Лк 3:7.

Ст. 13 — Иисус в духе пророческих обличений обрушивается с уничтожающей критикой на тех, кто в глазах народа был образцом благочестия и истинного служения Богу. Он произносит семикратное «Горе вам» (в греческом междометие: «уай»). Святоши — буквально: «лицемеры». Вина их прежде всего в том, что они действуют не от чистого сердца, а с целью продемонстрировать свою религиозность и тем выделиться среди остальных, ведь само греческое слово значит «актер, лицедей». Самое главное здесь не то, что эти люди неискренни и лживы, ведь чаще всего такие мотивы лежат не на поверхности, но скорее всего неосознанны. Они обманывают не только других, но прежде всего самих себя.

Учителя Закона и фарисеи запирают от людей Царство Небес. Налагая на них неподъемную ношу мелочных требований, они отвлекают их от действительного исполнения воли Божьей, которая заключается в любви, милосердии и справедливости, и тем самым не впускают в Царство ни своих слушателей, ни себя. В Талмуде есть замечательное изречение: «Тот, кто обладает знанием, но не имеет страха перед Небом, подобен хранителю сокровищницы, которому были вручены ключи от внутренних покоев, но не от наружной двери». Ср. 16:19, где Иисус вручает Петру ключи от Царства.

Ст. 15 — Согласно мнению некоторых ученых, в I веке евреи довольно активно занимались миссионерством среди язычников. Известно, что во многих странах синагоги посещало как значительное число прозелитов, людей, обратившихся из язычества к вере в Бога Израиля и полностью принявших образ жизни, требуемый Законом Моисея, так и «боящихся Бога», то есть тех, кто еще не принял обрезания. Возможно, что речь идет именно о том, чтобы побудить боящихся Бога стать полными прозелитами. Но Иисус иронически говорит, что все труды фарисеев-миссионеров летят насмарку, ведь они никого не впускают в Царство. Достойного ада — дословно: «сына геенны», то есть человека, который окажется в геенне. Фарисеи, обращая людей, вели их не к Богу, а к фарисейству, внушая им собственное представление о религии. Они делали прозелитов вдвое больше достойными ада, чем они сами. С одной стороны, перед нами гипербола, но, с другой, эти слова можно объяснить тем, что, как правило, новообращенные всегда полны особого рвения. Возможно, это указание на переход в иудаизм некоторых царственных особ, которые начали особенно ревностно гнать христиан.

Ст. 16-22 — Иисус приводит несколько примеров фарисейской казуистики, когда одни клятвы считались обязательными для исполнения, а другими можно было пренебречь. Кто клянется золотом Храма.., даром на жертвеннике — их клятва обязательна, вероятно, потому, что, принося какой-то дар — золото или жертву — они произносили слово «корба́н», то есть дар Богу. Из Талмуда известны подобные мнения: «Если кто поклянется Торой, его слова необязательны, но кто поклянется тем, что содержится в Торе, тот обязан исполнить». Указывая на обязательный характер клятв Храмом, жертвенником и небом, Иисус не уподобляется фарисеям, а высмеивает их, демонстрируя глупость и поверхностность их рассуждений. Сам же Он выступал за абсолютную честность, которая делала клятвы излишними (см. 5:33-37 и коммент.) «Иисус считал, что принцип нерушимости основан на двух началах: Бог слышит каждое сказанное нами слово и видит каждое намерение в нашем сердце. И потому христианину должно быть чуждо искусство находить отговорки и возможности уклоняться от долга и слова»[80].

Ст. 23-24 — По Закону разрешалось употреблять лишь ту пищу, с которой была уплачена десятина, но там не упоминались пряные травы. Со стороны фарисеев это было проявлением особой щепетильности, когда они стремились исполнить все вплоть до мелочей. Но они «за деревьями не видели леса». Увлекаясь чем-то несущественным, они, по словам Иисуса, забывали о самом главном в Законе: Бог хочет от человека справедливости, милосердия и верности. Этим самым Иисус не отвергает требований Закона об уплате десятины, но указывает на приоритеты, на необходимость различать главное и второстепенное. См. также коммент. на 22:35-40.

Поскольку насекомые считались нечистыми, вино нужно было тщательно процеживать, чтобы не проглотить случайно какую-нибудь козявку, могущую попасть туда. Но фарисеи, стремящиеся к соблюдению всех правил ритуальной чистоты, не замечают, как проглатывают верблюда! Это самое крупное животное на Ближнем Востоке тоже считалось нечистым. Так Иисус саркастически изображает людей, которые не умеют отличать важное от неважного.

Ст. 25-26 — Здесь перед нами снова метафора, показывающая разницу между внешним и внутренним, между словом и делом. Конечно, люди в те времена мыли посуду не только снаружи. Что же касается ритуального очищения, то правил, относящихся к очищению посуды, было великое множество, но здесь все же речь не о том: фарисеи заботятся о своей внешней чистоте, оставаясь грязными внутри, не чувствуя, что сердца у них осквернены завистью, ненавистью, презрением ко всем, кто не так набожен, как они. Истинная чистота у человека будет только тогда, когда его дела и помыслы соответствуют его внешнему поведению. Ср. 15:1-20.

Ст. 27-28 — Тема несоответствия между внешностью и внутренним содержанием продолжена в следующем сравнении. Мертвые тела и гробницы считались нечистыми, и прикосновение к ним делало человека ритуально нечистым. Согласно мнению многих комментаторов, гробницы белили, для того чтобы люди могли их заметить и случайно к ним не прикоснуться. Другие видят здесь не побелку известью или мелом, а покрытие их штукатуркой для украшения. Известно также, что стены богатых гробниц иногда покрывались резьбой или росписями, возводились также памятники и ставились дорогие надгробные камни. В любом случае могилы становились красивыми снаружи, но внутри были полны скверны.

Ст. 29-32 — Предания сообщают о мученической кончине многих пророков: так, например, согласно апокрифам, Исайя был перепилен деревянной пилой, а Иеремия был побит камнями. Во время Маккавейских войн погибло много мучеников за веру (см. также Евр 11:35-38). У нас есть свидетельства, что в I веке в Палестине был «гробничный ренессанс». Начинает формироваться что-то вроде культа святых. Над местами захоронения пророков возводились роскошные гробницы (например, гробницы Давида и Авраама). Украшаете надгробия праведников — могилы украшались памятниками прекрасной работы и надгробными камнями из мрамора. Правда, были люди, и тогда возражавшие против излишеств и заявлявшие, что лучшими памятниками праведным являются их дела.

На первый взгляд может показаться, что строительство гробниц для убитых пророков свидетельствует о раскаянии, о том, что сыновья пошли иным путем, чем отцы. Но Иисус утверждает обратное. Конечно, перед нами парадокс, но он основан на реальном житейском опыте. К сожалению, люди всегда любят и почитают только мертвых пророков. Слово «сыновья» в данном контексте выступает в типично семитском значении (ср., например, «сыны тьмы», «сыны геенны», «сыны света» и т. д., что указывает на причастность к чему-то или кому-то или на конечную судьбу). Фарисеи и учителя Закона, утверждая, что, будь они на месте своих отцов, они поступили бы иначе, встретив Иоанна, Иисуса и Его последователей, ведут себя, как истинные сыновья отцов-убийц. Они строили памятники пророкам, предвещавшим приход Помазанника, но предали смерти самого Помазанника. Это говорит о поверхностном характере их раскаяния, которое выражается не в преображении всей жизни, а только в сооружении памятников. Перед нами опять внешние, а не внутренние изменения. Сердца их остались слепы и жестки. Ср. Деян 7:52.

Так завершайте то, что начали ваши отцы — такой иронический призыв совершить зло довольно часто встречается у пророков (Ис 8:9-10; Иер 7:21; Ам 4:4-5; Откр 22:11). Завершайте то, что... — дословно: «Наполните доверху меру отцов ваших». Было представление о том, то существует некая мера Божьего долготерпения, но, когда грехи людей переполнят ее, Божий гнев обрушится на грешников (Быт 15:16; Дан 8:23; Дан 9:24; 2 Макк 6:14; 1Фес 2:15-16).

Ст. 33 — Эти слова разительно напоминают гневную отповедь, которой встретил Иоанн пришедших к нему фарисеев и саддукеев (3:7). Отродье змеиное — несмотря на внешнюю набожность, фарисеи остаются ядовитыми змеями, как и их отцы (12:34). Они отказались услышать Божью Весть, которую Бог послал возвестить им устами Иоанна, а затем Иисуса. Местом их наказания станет геенна. «По мнению Иисуса, покаяться труднее всего благочестивому, и именно потому, что с Богом его разъединяют не грубые прегрешения, а собственная набожность. Ничто не отделяет от Бога так радикально, как самоуверенная набожность. Иисус имел здесь столь горький опыт, что в конце концов убедился, что Его призыв напрасен: «вы не захотели» (23:37). Таково положение людей перед катастрофой: они равнодушны и невосприимчивы, а набожные живут в самоуверенном ослеплении, что делает их глухими к Евангелию»[81].

23:34-39 ПЛАЧ НАД ИЕРУСАЛИМОМ

(Лк 13:34-35)

34 Слушайте!

Я посылаю к вам пророков,

мудрецов и учителей.

Одних вы убьете и распнете,

других будете бичевать в синагогах

и гнать из города в город.

35 Так вот, на вас падет кара

за кровь всех праведников,

пролитую на земле от сотворения мира:

от невинного Авеля

до Захарии, сына Берахии,

которого вы убили между жертвенником

и святилищем.

36 Да, говорю вам:

на это поколение падет кара за все!

37 Иерусалим! Иерусалим,

убивающий пророков

и побивающий камнями тех, кто послан к нему!

Сколько раз Мне хотелось собрать

весь народ твой вокруг себя,

как собирает наседка выводок под крылья,

но вы не захотели!

38 И вот «ваш Дом оставлен и пуст!»

39 Говорю вам,

вы не увидите Меня до тех пор,

пока не скажете:

«Благословен Идущий во имя Господа!»

34 Мф 10:23; Деян 7:52; 1Фес 2:15 35 Быт 4:8; 2Пар 24:20-21; Зах 1:1; Евр 11:4 37 Деян 7:59; 1Фес 2:15 38 3Цар 9:7-8; Иер 12:7; Иер 22:5; Тов 14:4 39 Пс 118(117):26; Мф 21:9; Мк 11:10; Лк 19:38.

Ст. 34 — История как ветхозаветной, так и новозаветной Церкви была трагической, потому что люди выступали против Бога, который из великой любви к людям посылал к ним Своих вестников, стремясь призвать их к раскаянию, но вместо того, чтобы раскаяться, люди преследовали и убивали Божьих посланцев.

В параллельном тексте Луки эти слова произносит Мудрость Божья, а у Матфея — сам Иисус. Этим евангелист прямо отождествляет Иисуса с Мудростью, как это было уже неоднократно раньше (см. коммент. на 11:19, 25; 12:32; ср. также Ин 1:1-18; 1Кор 8:6; Кол 1:15). Иисус не только голос Мудрости, но и сама персонифицированная Мудрость, сошедшая на землю и ставшая плотью. Именно Он посылает этим людям пророков, мудрецов и учителей (буквально: «книжников»). Хотя новозаветному мышлению не чужда мысль о присутствии Христа в событиях Священной истории Израиля (1Кор 10:4; 1Пет 1:11), все же здесь, вероятнее всего, речь идет о новых христианских пророках и праведниках, а не о ветхозаветных. Из Деяний апостолов известно об убийстве Стефана, Иакова, сына Зеведея, о гонениях на Петра и Павла. Письма Павла свидетельствуют о том, сколько страданий пришлось перенести ему и его друзьям ради Христа. Согласно христианским преданиям, во время гонений императора Нерона погибнут не только Петр, распятый на кресте, но и огромное число римских христиан.

Ст. 35-36 — Иисус обвиняет религиозных лидеров народа в том, что они пролили кровь праведников. Причем им придется отвечать и за грехи предков, потому что грехи сыновей переполнили чашу терпения Божьего. На них падет эта кровь, взывающая к возмездию (Быт 4:10; Иов 16:18; Ис 26:21; Иез 24:7-8). На земле — вероятно, здесь это значит: «на земле Израиля». Нельзя не увидеть перекличку со словами 27:25: «Пусть вина будет на нас и на детях наших». Но народ только отчасти виновен в смерти Божьих посланцев. Самый суровый приговор будет вынесен пастырям — тем, кто по своему положению и образованию должен был бы первыми принять их, но кто свою собственную волю поставил выше Божьей.

О том, что Авель считался первым праведником, см. Евр 11:4 и 1Ин 3:12. Среди ученых не прекращается спор о том, кто имеется в виду под Захарией, сыном Берахии. Так назывался один из пророков, но Библия ничего не говорит о его мученической кончине. Кроме того, этот Захария должен быть священником, потому что он был убит там, где могли находиться одни священники: между жертвенником и святилищем. Но пророк Захария совершал свое пророческое служение в то время, когда Храм лежал в руинах. Библия упоминает свыше тридцати человек, носивших это имя, но имена их отцов были или другими, или остались неизвестными. Некоторые отцы Церкви (Григорий Нисский, Епифаний) полагали, что речь идет об отце Иоанна Омывающего. Но большинство склоняется к мнению, что это был священник Захария, сын Иодая, об убийстве которого повествуется во 2Пар 24:20-22. Он был побит камнями за то, что обличал народ, оставивший Господа. Умирая, он говорил: «Да видит Господь и да взыщет!» (ст. 22). О первом убийстве на земле повествует Бытие, первая книга Священного Писания Ветхого Завета, а об убийстве Захарии — 2 Книга Паралипоменон, которая в еврейской Библии считается последней.

Иисус торжественно подтверждает, что вина за все преступления, совершенные в истории народа Божьего, падут на головы людей, готовящихся совершить убийство Сына Божьего.

Ст. 37 — Иисус обращает горький упрек Иерусалиму, религиозному центру Израиля, символу противления Божьей воле и Посланцу Божьему с момента Его рождения (2:3-8, 16-18). Его слова имеют пророческий характер: Он обличает Иерусалим не только за то, что уже было совершено в нем (далеко не все убийства пророков совершились в Иерусалиме), но и за то, что еще совершится (16:21; 20:17-18). На это указывает настоящее время причастий «убивающий» и «побивающий камнями». Слова Иисуса говорят о долготерпении и любви Бога, продолжавшего посылать в Иерусалим Своих вестников, несмотря на то что их участь часто была трагичной. Он даже послал Своего Сына (ср. 21:33-39).

Сколько раз — одни ученые видят здесь подтверждение того, что Иисус неоднократно посещал Иерусалим (об этом свидетельствует Евангелие Иоанна), хотя из повествования синоптиков можно было бы заключить, что Он пришел в этот город единственный раз в жизни. Но, кроме того, Иерусалим и его народ (буквально: «дети») должны, вероятно, пониматься в более широком смысле, представляя собой весь народ Божий, где бы он ни жил.

Писание неоднократно сравнивало Бога с птицей, укрывающей птенцов под своими крыльями. Это одна из самых трогательных и поэтических метафор, привычная и всем понятная (Втор 32:11; Ис 31:5; Пс 36:7 (35:8). Наиболее близок к евангельскому текст 3Ездр 1:30: «Я собрал вас, как курица птенцов своих под крылья свои». Прозелиты назывались людьми, пришедшими под крылья Шехины, то есть Божественного Присутствия. Иисус, в лице которого к человечеству обращается Бог, не ждет, когда люди придут к Нему, а Он сам проявлял инициативу: жаждал собрать их. Но те, к кому Он обращался, отвергли Его призыв: они не захотели.

Ст. 38 — Ваш Дом — вероятно, имеется в виду иерусалимский Храм, в котором обитало Присутствие Божье. После того как призыв был отвергнут, Шехина покидает его, оставляя Храм пустым и ненужным.

Иисус после этих слов уйдет из Храма (24:1), и с Его уходом исполнится пророчество Иеремии: «Я оставил Свой дом, удел Свой покинул, радость души Моей отдал в руки врагов!» (12:7; ср. Иез 8:6). Его постигнет участь бесплодной смоковницы (21:19), и в 70 г. Храм будет разрушен римлянами.

Ст. 39 — И все же слова Иисуса звучат не как окончательный приговор, но оставляют место надежде: если Иерусалим, символизирующий здесь весь народ Божий, обратится и, ликуя, прославит Его возвращение, он будет спасен. Вероятно, здесь великое пророчество о том, что народ Божий все же вернется к Богу (ср. Рим 11:23-29).

Примечания

[79] И. Иеремиас, Богословие Нового Завета, с. 170.

[80] У. Баркли, Толкование на Евангелие от Матфея, т. 2, с. 325.

[81] И. Иеремиас, Богословие Нового Завета, с. 173.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Валентины Кузнецовой на евангелие от Матфея, 23 глава. Комментарии Кузнецовой.


Публикуется с разрешения автора:
© Валентина Николаевна Кузнецова

Я ХОЧУ ПОМОЧЬ

От Матфея 23 глава в переводах:
От Матфея 23 глава, комментарии:
  1. Новая Женевская Библия
  2. Учебной Библии МакАртура
  3. Толкование Мэтью Генри
  4. Комментарии МакДональда
  5. Толковая Библия Лопухина
  6. Комментарии Баркли
  7. Комментарии Джона Райла
  8. Толкования Августина
  9. Толкование Иоанна Златоуста
  10. Толкование Феофилакта Болгарского
  11. Новый Библейский Комментарий
  12. Лингвистический. Роджерс
  13. Комментарии Давида Стерна
  14. Библия говорит сегодня
  15. Комментарии Скоуфилда
  16. Ветхий Завет в Новом
  17. Комментарии Кузнецовой


2007–2025. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.