ТРЕТЬЯ РЕЧЬ ИИСУСА. ПРИТЧИ О ЦАРСТВЕ (гл. 13)
Введение
Вся эта глава состоит из притч, подобранных по тематическому признаку: это притчи о Царстве Бога. Глава расположена в самой середине Евангелия и представляет собой его смысловой центр. Семь притч этой главы рассматривают Царство с разных сторон.
Хотя мы уже встретились с большим количеством притч, необходимо остановиться на них подробнее. Иисус обычно учил притчами. Они были очень распространены на Востоке, там умение слагать их считалось признаком мудрости, так как темная и загадочная речь ценилась чрезвычайно высоко. В еврейской традиции притчей назывался не только короткий рассказ, но и пословица, поговорка, загадка, крылатое слово, мудрое речение, аллегория (см., например, Книгу Притчей Соломона, которая представляет собой собрание афоризмов и кратких поучений). Притча — это расширенное сравнение, метафора, и она всегда содержит элемент загадочности, будоражащей воображение и требующей некоторых интеллектуальных усилий, работы ума, для того чтобы понять их смысл и осознать, что в них обращено непосредственно к каждому из слушателей. Кто-то замечательно охарактеризовал притчу, назвав ее одним большим вопросом, ответ на который должен был дать слушатель, отождествляющий себя с действующим лицом притчи. Даже если притчи не всегда были понятны сразу, они производили своего рода отбор: одни слушатели приходили к Иисусу, чтобы спросить Его о смысле Его притч, а других они сразу отвращали от Него. Такие люди, как правило, оказывались в рядах врагов Иисуса.
13:1-9 ПРИТЧА О СЕЯТЕЛЕ
(Мк 4:1-9; Лк 8:4-8)
1 В тот день Иисус, выйдя из дому, пошел к морю и сел на берегу. 2 Вокруг Него собралось множество народу. Ему пришлось сесть в лодку, а весь народ стоял на берегу. 3 Иисус о многом говорил им в притчах:
— Вот вышел человек сеять.
4 И когда он сеял, часть зерен упала у дороги —
прилетели птицы и склевали их.
5 Другие упали на каменистую почву,
где земли было мало, —
и тотчас проросли
(они были неглубоко под землей),
6 а когда взошло солнце, оно опалило их,
и ростки, не имея корня, увяли.
7 Другие упали среди колючек —
колючки взошли и заглушили их.
8 А другие зерна упали в землю добрую
и дали урожай стократный,
шестидесятикратный и тридцатикратный.
9 У кого есть уши, пусть услышит!
1-2 Лк 5:1, 3 9 Мф 11:15; Мф 13:43; Мк 4:23; Лк 14:35; Откр 2:7; Откр 13:9.
Эта притча во всех синоптических Евангелиях занимает первое место в подборках притч. Следовательно, она чрезвычайно важна, недаром за ней следует ее истолкование.
Ст. 1-3 — Действие опять происходит у моря. Иисус садится в лодку. Он снова учит народ: Иисус в лодке сидит, это была типичная поза для учителя. Он учил о многом — это можно понять и как «долго».
Ст. 4-7 — По некоторым сведениям в древней Палестине сев проходил следующим образом: сначала крестьяне сеяли, зачерпывая горстями зерно из специальной корзины и разбрасывая его по полю, и лишь после этого поле запахивалось. В этой притче рассказывается о целом ряде неудач, постигающих сеятеля. Одни зерна были склеваны птицами, другие погибли под жаркими лучами солнца, третьи задушены сорняками. Можно было бы добавить и другие опасности, подстерегающие земледельца: нашествие саранчи, сирокко и т.д. Возникает впечатление, что труд загублен, большая часть зерен погибла. Но это не так.
Ст. 8 — Те, что попали в добрую землю, дадут невиданный урожай, который с лихвой компенсирует потери. В древности обычным был урожай сам семь, а сам десять уже считался богатым, так что стократный, шестидесятикратный и тридцатикратный — это сказочный урожай, намного превосходящий земные представления. И это сразу переводит рассказ с земного, привычного для слушателей уровня, делая его притчей. Перед нами притча контраста, когда нечто малое и незаметное в начале приобретает огромные, даже фантастические размеры в конце. Иногда ее также называют притчей роста. Такая притча должна вселять оптимизм в слушателей — хотя ростки Царства кажутся слабыми и незаметными, оно все равно придет в победоносной силе!
Другие же ученые предлагают иное название — притча о четырех видах почвы.
Ст. 9 — Чтобы понять учение Иисуса, нужно иметь уши, то есть желание слушать и услышать, нужно понять призыв, обращенный к слушателю, и повиноваться. Это также значит, что в притче говорится и о человеческой ответственности.
13:10-17 ЦЕЛЬ ПРИТЧ
(Мк 4:10-12; Лк 8:9-10)
10 Ученики, подойдя к Нему, спросили:
— Почему Ты говоришь с ними иносказаниями?
11 — Вам дано знать тайны Царства Небес, а им не дано, — ответил Он. —
12 У кого есть, тому Бог даст еще,
и будет у него избыток,
а у кого нет,
у того и то, что есть, отнимет.
13 Я потому говорю с ними иносказаниями, что они смотрят — и не видят, слушают — и не слышат и не понимают. 14 Так исполняется на них пророчество Исайи, гласящее:
«Ушами будете слушать — и не поймете,
глазами смотреть — и не увидите.
15 Заплыло жиром сердце этого народа,
туги они стали на ухо,
и сомкнулись у них глаза.
А иначе глазами увидели бы,
и ушами услышали бы,
сердцем поняли бы.
И тогда ко Мне обратились бы
и Я бы простил их».
16 Вашим глазам посчастливилось — они видят, и ушам посчастливилось — они слышат. 17 Поверьте, много пророков и праведников хотели увидеть то, что видите вы, но не увидели и услышать то, что слышите вы, но не услышали.
11 1Кор 4:1; Еф 3:3-4; Еф 6:19; Кол 2:2; Кол 4:3 12 Мф 25:29; Мк 4:25; Лк 8:18; Лк 19:26 14-15 Ис 6:9-10; Ин 12:40; Деян 28:26-27 16-17 Лк 10:23-24.
Ст. 10 — Вероятно, события происходят не в присутствии толпы, ведь обычно Иисус дает толкования и пояснения только Своим ученикам, причем наедине с ними (см. Мк 4:10). Неизвестно, поняла ли притчу толпа, но ученики ее точно не поняли, потому что ниже, в ст. 18-23, Иисус будет им ее объяснять. Но они задают Ему о вопрос о том, почему Он учит притчами, то есть почему излагает Свое учение не прямо, а посредством иносказаний, загадочных высказываний. Чтобы понять притчу, нужно разгадать ее смысл, понять, для чего она рассказана, что требует определенных интеллектуальных и духовных усилий.
Ст. 11 — Но ответ Иисуса ученикам тоже загадочен. С одной стороны, ученикам дано знать тайны Царства Небес, то есть им дано самим Богом знать Божественный план спасения человечества через Его Сына. Тайна прежде всего заключается в том, что Бог действует не так, как это ожидалось, например, учителями Закона. Она также в том, что Царство присутствует среди людей и растет, несмотря на видимые неудачи. Итак, Божественные тайны не могут быть поняты, раскрыты усилиями человеческого разума, а даются лишь через откровение самого Бога. Но здесь нет и намека на эзотерический характер учения, ведь тайны раскрываются не через мистерии, не через особое знание и не для узкого кружка посвященных. Это великий дар Бога, а не человеческая заслуга. Апостол Павел называет тайной самого Христа (Кол 2:2; ср. 4:3); он же несколько раз объясняет, как он понимает слова «тайна Бога», «тайна Христа» и даже «тайна Радостной Вести» (см. Рим 16:25-26; Кол 1:25-29; Еф 3:4-11).
Но группа тех, кто слышит и повинуется, противопоставлена другим, кто отказывается услышать Иисуса и понять тайны Царства. Им это не открыто и остается загадочным. У Марка они названы «посторонними», «находящимися снаружи».
Ст. 12 — Это речение, вероятно, является пословицей, изначальный смысл которой сводится к тому, что богатый богатеет, а бедный беднеет. Но потом оно стало пониматься в переносном смысле; например, в Талмуде есть похожие слова: по мнению смертного человека, в пустой сосуд можно что-то поместить, а в полный нельзя, но Святой Бог считает не так: только полный сосуд способен вместить, а пустой — нет. И еще один текст Талмуда гласит: «Бог кладет больше в полный сосуд, а не в пустой, потому что сказано: “Если ты будешь слушать (Исх 15:26)”, что предполагает, что ты слушаешь, ты будешь продолжать слушать, а если нет, то не услышишь».
Ст. 13 — Люди, отказавшиеся принять Весть, потеряли и те способности, которыми обладали некогда. Поэтому слова Иисуса стали для них неразрешимыми загадками, иносказаниями, слишком сложными для понимания. Они слепы и глухи духовно, и виноват в этом не Бог, а они сами. Ср. Иер 5:21, 23: «Слушай, глупый народ, лишенный разума! Есть глаза у них, но не видят, уши есть, но не слышат!.. А народ сей — упрям и непокорен: отвернулись они, ушли прочь». Евангелист тем самым еще больше подчеркивает вину тех, кто не пожелал принять Божью Весть.
Ст. 14-15 — Далее следует цитата из пророка Исайи. Это очень важные слова, недаром их цитирует целый ряд новозаветных писателей, ведь они объясняют тайну отвержения Помазанника Своим народом (см. Мк 4:12; Лк 8:10; Деян 28:26-27; Ин 12:39-40). Как ни странно это звучит, такова была воля Бога (ср. 11:25-26 и комментарий), хотя это и не снимает вины с тех, кто Его отверг. В этом и состоит великая тайна Божьего промысла, непостижимая для людей. Бог — великий Реалист, никогда не заблуждающийся относительно человека. В Своих планах и замыслах Он предусмотрел и человеческую слепоту, и человеческую порочность.
Иисус, возможно, тоже понимал видимые неудачи Своей проповеди как исполнение пророчеств Священного Писания. Действительно, на человеческом уровне почти невозможно понять, почему деятельность доброго и милосердного Учителя вызвала столь яростную злобу. Это можно было объяснить лишь волей Бога, ожесточившего сердца людей (ср. Исх 9:12; Исх 14:4; Рим 9:17-18).
И все же Матфей, который цитирует пророка по Септуагинте (греческому переводу), а не по еврейскому подлиннику, смягчает идею предопределения, делая основной акцент на человеческой вине. Кто же эти люди, восставшие против Бога? Хотя Иисуса отвергло большинство Израиля, вина прежде всего лежит на политической и религиозной верхушке, на лидерах народа.
Ст. 16-17 — В то время, как Марк постоянно подчеркивает промахи, слабость и непонимание учеников, тем самым включая их в число «посторонних», выводя из внутреннего круга (см. Мк 8:18), евангелист Матфей противопоставляет учеников Иисуса тем, кто слеп и глух. Глазам и ушам учеников посчастливилось: им дано увидеть то, что никому еще доводилось видеть. Поверьте — дословно: «Аминь ведь говорю»; эта формула призвана указать на чрезвычайную важность и истинность того, что сейчас будет сказано. Ученикам Иисуса дарована величайшая привилегия: их глазам Бог открыл эсхатологическую тайну пришествия Царства Бога в лице Своего Сына. То, о чем мечтали великие пророки и праведники древности, предстало перед ними наяву. Ср. Ин 8:56: «Авраам, ваш отец, ликовал, что день Мой увидит. Он увидел его — и был счастлив!»; см. также 1Пет 1:10 и Евр 11:13.
13:18-23 ОБЪЯСНЕНИЕ ПРИТЧИ О СЕЯТЕЛЕ
(Мк 4:13-20; Лк 8:11-15)
18 Итак, послушайте, что значит притча о сеятеле. 19 Когда человек слушает слово о Царстве, не понимая его, к нему приходит Злодей и похищает посеянное в сердце. Этот человек похож на зерна, посеянные у дороги. 20 А посеянное на каменистой почве — это тот, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его. 21 Но у него нет корня, и поэтому какое-то время он верит, но в дни притеснений и гонений за слово тотчас отступается. 22 Посеянное среди колючек — это человек, слышащий слово, но заботы этой жизни и соблазны богатства душат слово, и он остается бесплодным. 23 Посеянное же на доброй земле — это человек, слышащий слово и понимающий, он плодоносит и приносит урожай стократный, шестидесятикратный и тридцатикратный.
22 Лк 12:16-21; 1Тим 6:9-10, 17.
Ст. 18 — В то время как у Марка Иисус изумлен непонятливостью учеников, у Матфея ничего этого нет, он, как правило, щадит учеников. Иисус объясняет им притчу не потому, что они ее не поняли, но, вероятно, желая, чтобы им полностью открылся ее глубинный смысл. Он дарует им способность понимания. А так как притча о сеятеле стоит на первом месте в собрании притч, то это истолкование дает ключ к пониманию остальных притч.
Ст. 19-23 — Матфей называет Сатану Злодеем, как и в 5:37 и 6:13. Если сама притча призвана укрепить и ободрить людей, смущенных незаметным ростом Царства, то главная задача истолкования — указать на ответственность людей. Вера слишком многих поверхностна и мелка, они видят в Царстве лишь выгоду, но не готовы противостоять гонениям и жизненным соблазнам.
Очень многие комментаторы склоняются к мысли, что истолкование принадлежит не Иисусу, а ранней Церкви. Действительно, у большинства притч нет истолкования, и, кроме того, в этом отрывке много слов, которые в Евангелиях в метафорическом значении не употребляются («сеять», «корень», «бесплодный», «приносить урожай»). Целый ряд слов не встречается в Евангелиях вообще: например, «недолговечный», «обман». «Слово» также употреблено здесь в абсолютном значении, как «Слово Бога». Жизненный контекст тоже предполагает более позднюю ситуацию, когда вера христиан подвергалась самым различным испытаниям. «В таком истолковании притча потеряла свой изначальный эсхатологический смысл, став просто предостережением и ободрением для христиан в условиях преследований и мирских соблазнов»[54].
Комментаторов смущает и очевидная аллегоризация притчи, что одно время считалось совершенно невозможным. Относительно последнего взгляды несколько изменились, понятно, что притчу и аллегорию разделяет слишком тонкая грань и они могут перетекать друг в друга. Поэтому сейчас точка зрения начинает меняться. Ученые обращают внимание на то, что здесь аллегорически истолковываются не все элементы, например, цифры, как это делали некоторые Отцы Церкви. Четыре вида почвы легко, без натяжки допускают отождествление с четырьмя основными типами людей, в то время как обычно аллегорические толкования поражают своей неестественностью и субъективизмом. Поэтому вопрос о принадлежности истолкования разумнее всего оставить открытым.
13:24-30 ПРИТЧА О СОРНЯКАХ
24 Иисус рассказал им еще одну притчу:
— Чему подобно Царство небес?
Представьте:
человек засеял отборным зерном
свое поле.
25 Ночью пришел его враг, когда спали все,
сорные травы посеял в пшенице
и удалился.
26 Когда ж поднялись посевы
и стал наливаться колос,
сорняки показались.
27 Слуги хозяина дома пришли к нему
и сказали:
«Господин наш,
ты ведь отборным засеял зерном свое поле.
Откуда взялись сорняки?»
28 — «Это дело рук врага», — ответил хозяин.
Они говорят:
«Хочешь, пойдем мы и выполем их?»
29 Он отвечает: «Не надо,
иначе во время прополки
вы вырвете с сорняками пшеницу.
30 Пусть и то, и другое растет до жатвы.
А в жатву я прикажу жнецам:
“Сперва соберите сорные травы,
свяжите в вязанки и сожгите,
а пшеницу свезите в закрома”».
30 Мф 3:12.
Эта притча имеет некоторое сходство с предыдущей: в ней тоже говорится о посеве и об урожае. И хотя различий все же больше, у них общая тема: речь идет о Царстве и о том, какие препятствия на своем пути оно встречает. Если в притче о сеятеле виновниками зла являются сами люди, здесь та же тема зла интерпретируется по-иному, его источником является внешняя сила — Сатана. Но вне зависимости от этого Царство и добро выходят победителями.
Ст. 24 — Чему подобно Царство Небес? Представьте: человек засеял... — дословно: «Царство Небес подобно человеку, засеявшему...» Дословный перевод может ввести в заблуждение, так как на самом деле Царство не сравнивается ни с человеком, ни с горчичным зерном, ни с дрожжами, ни с сетью и т. д. (ст. 31, 33, 44, 45, 47). «Подобно чему-либо» — это сокращенное арамейское выражение, в котором нечто сравнивается не с конкретным человеком или вещью, а с ситуацией в целом[55], так что смысл здесь следующий: «В случае с Царством Небес ситуация подобна вот чему: человек засеял...» Царство в данном контексте скорее сравнивается с урожаем.
Ст. 25-27 — Сюжет притчи взят, вероятно, из жизни, так как в римском законодательстве существовало наказание за посев сорняков на чужом поле. Любой земледелец знает, что на поле или в огороде всегда есть некоторое количество сорняков, но здесь их было гораздо больше, чем обычно, из чего и был сделан вывод, что виновником явился некто, пожелавший причинить человеку зло. Сорные травы, вначале неотличимые от пшеницы, подрастая, стали заметны в посевах.
Ст. 28-30 — Но хозяин отвергает идею прополки, вероятно, потому, что корни сорняков так тесно переплелись с корнями пшеницы, что при прополке неизбежно погибло бы много культурных растений. Во время жатвы пшеница будет убрана в закрома, а сорные травы, собранные отдельно, послужат в качестве топлива для печей. Ведь в Палестине нет лесов, так что трава и солома идут на топливо (ср. 6:30).
Истолкование этой притчи будет дано Иисусом позже (ст. 37-42).
13:31-33 ПРИТЧИ О ГОРЧИЧНОМ ЗЕРНЫШКЕ И ДРОЖЖАХ
(Мк 30-32; Лк 13:18-21)
31 Иисус рассказал им еще одну притчу:
— Чему подобно Царство Небес?
Представьте: вот горчичное зернышко,
Человек его взял и посеял на поле.
32 Оно меньше всех семян на земле,
а потом, когда вырастет, —
станет больше огородных растений,
станет как дерево,
и птицы к нему прилетят
и в ветвях его будут вить гнезда.
33 И еще одну притчу рассказал им Иисус:
— Чему подобно Царство Небес?
Представьте: вот горстка дрожжей,
женщина их взяла и положила
в целых три пуда муки —
и поднялось все тесто.
31 Мф 17:20; Лк 17:6 32 Пс 104 (103):12; Иез 17:23; Иез 31:6; Дан 4:12, 20 33 1Кор 5:6; Гал 5:9.
Ст. 31 — Чему подобно Царство Небес? — см. коммент. на ст. 24. Царство уподоблено не крохотному зернышку, а огромному растению, которое из него вырастет. Горчичное зернышко означало нечто самое малое (ср. русское «с маково зернышко»). Но когда его посеют в землю, происходит Божье чудо: из него вырастает большое растение. Еще сравнительно недавно критики христианства обвиняли евангелистов в ошибках, указывая на то, что горчичное зернышко не является самым малым из семян. Это еще раз свидетельствует о непонимании ими поэтической природы языка Иисуса.
Ст. 32 — Хотя горчица в Палестине иногда достигает высоты более чем в три метра, ее трудно назвать деревом и птицы вряд ли могут гнездиться в ее ветвях. Перед нами поэтическая гипербола, призванная поразить воображение слушателей контрастом между малостью того, что было в начале, и огромностью того, что стало в конце.
Ст. 33 — Смысл этой короткой притчи полностью идентичен смыслу предыдущей. Дрожжами, или, вернее, закваской в древности служил кусочек старого перекисшего теста, который добавлялся в новое тесто для ферментации. Небольшая горстка дрожжей способна превратить в тесто огромное количество муки. В Палестине женщины пекли хлеб каждый день, поэтому три пуда муки (дословно: «три меры»; в одной мере было около 16 литров) — это огромное количество, что подчеркивает его символический характер. Ведь в жизни практически никто не печет столько хлеба — его хватило бы для 160 человек! Снова перед нами притча контраста, когда нечто маленькое и незаметное в начале сопоставляется с огромным размером того, что стало в конце.
Обычно в Писании слово «закваска» употреблялось в переносном значении, как некое злое начало, вызывающее разложение и смуту; ср. «закваска фарисеев». В это время была широко известна пословица: «Немного нужно закваски, чтобы вскисло все тесто» (см. 1Кор 5:6 и Гал 5:9). Вероятно, Иисус положил в основу Своей притчи эту пословицу, но превратил традиционный отрицательный образ в положительный. Действие дрожжей незаметно для глаза, недаром даже глагол, переведенный как «положила», в оригинале значит «спрятала». Так и Царство действует в мире неприметно, но в конце его преображающая сила станет очевидна всем.
13:34-35 ПОЧЕМУ ИИСУС УЧИТ ПРИТЧАМИ
(Мк 4:33-34)
34 Все это Иисус рассказывал народу притчами. Он ничего не говорил им открыто, без иносказаний, 35 чтобы исполнилось сказанное пророком:
«Я буду говорить с ними притчами,
Я расскажу им то, что было неведомо
со дней сотворения мира».
34 Пс 78(77):2
Ст. 34 — Опустив слова Марка «чтобы они смогли Его понять», Матфей кардинально меняет смысл этих слов. Главный акцент ставится на непонимании толпой притч в противоположность ученикам, которые способны их постичь. Иисус, объясняя им Свои притчи, учит их, как следует их понимать, углубляет способности учеников.
Ст. 35 — Даже то, что Иисус широко использует притчи, излагая Свое учение, есть исполнение Священного Писания. Евангелист находит текст, который, по его мнению, указывает на это. В соответствии с древними принципами цитирования Матфей привлекает текст псалма потому, что в нем есть нужные ему слова «притчами» и не обращает внимания на контекст.
Сказанное пророком — это отрывок из псалма, а не из пророческих писаний. Возможно, слово «пророк» употреблено потому, что все Писание считалось пророческим и указывало на личность грядущего Помазанника. С другой стороны, в надписании псалма стоит имя Асафа, который мог быть отождествлен с пророком из 1Пар 25:2 и 2Пар 29:30. Псалом 78(77) был очень популярен в ранней Церкви. Так, например, он процитирован в Ин 6:31, а аллюзии на него встречаются в Новом Завете около десяти раз.
13:36-43 ОБЪЯСНЕНИЕ ПРИТЧИ О СОРНЯКАХ
36 Потом, отпустив народ, Иисус вернулся в дом. Ученики, подойдя к Нему, сказали:
— Объясни нам притчу о сорняках в поле.
37 — Посеявший отборное зерно — это Сын человеческий, — ответил Иисус. 38 — Поле — это мир, отборное зерно — сыны Царства, сорняки — сыны Злодея, 39 враг, их посеявший, — дьявол. Жатва — это конец мира, а жнецы — ангелы. 40 Как собирают и сжигают в огне сорняки, так будет и в конце мира. 41 Сын человеческий пошлет Своих ангелов, они выберут из Его царства всех, кто толкал людей на грех, и всех, кто творил зло, 42 и бросят их в горящую печь. Там будет плач и зубовный скрежет.
43 А праведники будут сиять, словно солнце, в Царстве своего Отца. У кого есть уши, пусть услышит!
43 У кого есть уши — в некоторых рукописях: «У кого есть уши, чтобы слушать».
36 Мф 15:15; Мк 4:10; Мк 7:17; Лк 8:9 38 Ин 8:44; 1Ин 3:10 40 Мф 3:10; Мф 7:19; Ин 15:6 41 Мф 24:31; Мк 13:27; Соф 1:3 42 Дан 3:6; Мф 13:50; Мф 22:13; Мф 25:30; Лк 13:28 43 Дан 12:3; Мф 11:15; Мф 13:9; Мк 4:23; Лк 14:35; Откр 2:7; Откр 13:9.
Ст. 36 — Иисус снова объясняет притчу ученикам, когда они остаются одни, без толпы, в доме.
Ст. 37-39 — Довольно часто этой притчей объясняли наличие недостойных христиан в Церкви. Такова, например, была точка зрения Августина. Но здесь поле прямо отождествлено с миром, а не с Церковью, кроме того, дальше Матфей без колебаний будет говорить о необходимости изгнания из общины не поддающихся исправлению грешников, не дожидаясь наступления Божьего Суда (18:17). Весь мир является ареной христианской миссионерской деятельности. Сыны Царства — то есть люди, которым предназначено Царство; ср. также 8:12 и комментарий. Злодеем называется Сатана. В кумранских документах также встречается противопоставление «сыны света» и «сыны тьмы» или «сыны Велиала» (одно из имен дьявола); ср. также Мф 23:15; Деян 13:10; 1Ин 3:10. Жатва — привычный образ Суда (см. коммент. на 9:37-38).
Ст. 41-42 — Иногда эти стихи называют кратким матфеевским апокалипсисом. Сын человеческий придет уже не в смиренном образе слуги и раба, но облеченный полнотой Божественной власти. Пошлет Своих ангелов — ангелы, которые всегда присутствуют в сцене Суда, здесь названы Его ангелами. Его Царство — в данном контексте Царство Сына человеческого вряд ли тождественно тысячелетнему правлению Мессии (см. Откр 20:4), но, скорее всего, означает то же, что и Царство Бога. Прославленный Иисус — соправитель Божий, поэтому Царство Бога есть и Его Царство тоже. Выберут из Его Царства — это не значит, что какие-то грешники попадут в Царство, а потом будут из него изгнаны, хотя некоторые толкователи отождествляют Царство Сына человеческого с Церковью. Скорее всего, это означает, что наступление Царства для одних есть одновременно суд и приговор для других. Образ горящей печи, вероятно, заимствован из Дан 3:6, но там злой и безбожный правитель хочет казнить поклоняющихся истинному Богу, здесь же этой казни будут подвергнуты те, кто творил зло. Там будет плач и зубовный скрежет — см. коммент. на 8:12.
Ст. 43 — Праведники станут сопричастны Божьей славе, которая понималась как ослепительное сияние. Недаром эти слова перекликаются с описанием Иисуса во время Его преображения. Ср. Дан 12:3: «Мудрые засияют — как заря небесная, и наставники многих — как звезды, навсегда, навеки!» У кого есть уши... — см. коммент. на 11:15.
Так как притча имеет несомненное сходство с притчей о сети, см. также коммент. на ст. 49-50.
13:44-46 ПРИТЧИ О СОКРОВИЩЕ И ЖЕМЧУЖИНЕ
44 Чему подобно Царство Небес?
Вот представьте себе:
нашел человек зарытое в поле сокровище,
снова его закопал
и на радостях идет,
все продает, что имел —
и покупает то поле.
45 Чему еще подобно Царство Небес?
Вот представьте себе:
ищет купец хороший жемчуг.
46 И вот он нашел бесценную жемчужину,
пошел, продал все, что имел —
и купил ее.
Кому рассказываются эти притчи? Ведь в предыдущих стихах было сказано, что Иисус отпустил народ. Обычно Он никогда не рассказывал притчи Своим ученикам. Возможно, это исключительный случай или же евангелист, поместив посреди собрания притч толкование притчи о сорняках, данное в доме, вне глаз и ушей толпы, невольно создал впечатление, что слушателями являются только ученики.
Ст. 44 — Чему подобно Царство Небес? — см. коммент. на ст. 24. Человек, нашедший сокровище, — наемный работник, поденщик, работающий на чужом поле. Спрятанное сокровище — излюбленный мотив восточного фольклора, это, вероятно, кувшин с золотыми монетами или с драгоценностями. Похожие рассказы есть и в еврейской литературе, и в фольклоре других народов, но там у них иная цель: обычно они задаются вопросом, позволительно ли присваивать себе то, что тебе не принадлежит. Но Иисус часто использует сюжеты, которые могут шокировать аудиторию. Это Его тактика: хорошо знакомые темы подаются под совершенно другим углом, такого рода притчи заставят слушателей задуматься над их смыслом и врежутся в память. Вопрос о том, прав или не прав человек, нашедший сокровище, не имеет никакого отношения к притче, ее цель — не обсуждение проблем нравственности или закона.
Ст. 45-46 — Жемчуг в древности чрезвычайно высоко ценился, вероятно, так, как сейчас ценятся бриллианты (Откр 17:4; Откр 18:12, 16; Откр 21:21). Важно, что купец ищет жемчуг — только те, кто всеми силами устремляются к Царству, ищут его, способны его найти и увидеть (ср. 7:7). Ради драгоценной жемчужины купец без колебаний отдает все, что он имел.
Притчи о сокровище и о жемчужине можно назвать притчами о великой радости. Что здесь главное? То, что человек так переполнен радостью от своей находки, что он не может поступить по-иному. Ради нее он не задумываясь отдает все, что у него есть. Слово «радость» — ключевое для понимания этих притч. Иисус требует от людей полной самоотдачи, но это не мучительная жертва, не подвиг самоотречения аскета или героя, не насилие над собой. Нет, радость, переполняющая человека от встречи с Царством, столь велика, что все остальное теряет всякую ценность в сравнении с ней. Ср. слова апостола Павла: «Все то, в чем я раньше видел свое приобретение, я счел — из-за Христа — потерей. Более того, я вообще все считаю потерей, потому что нет ничего, что превзошло бы познание Иисуса Христа, моего Господа. Ради Него я потерял все — и это все для меня не дороже, чем мусор! — лишь бы приобрести Христа и обрести себя в Нем» (Флп 3:7-9). Только тогда можно понять слова Иисуса о том, что Его ярмо легкое и доброе (11:30).
13:47-50 ПРИТЧА О СЕТИ
47 Чему еще подобно Царство Небес?
Вот представьте себе:
забросили рыбаки в море сеть
и поймали рыб самых разных.
48 Когда сеть наполнилась рыбой,
вытащив на берег сеть и усевшись,
стали они рыб разбирать:
хороших клали в корзины,
а несъедобных отбрасывали.
49 Так будет и в конце мира: выйдут ангелы, они отделят от хороших людей дурных 50 и бросят их в горящую печь, где будет плач и зубовный скрежет.
50 Дан 3:6; Мф 8:12; Мф 13:42; Мф 22:13; Мф 24:51; Мф 25:30; Лк 13:28.
Ст. 47-48 — Царство сравнивается не с сетью (см. коммент. на ст. 24): с наступлением Царства неизбежно произойдет Суд, где будут отделены праведники от грешников, а это схоже с ситуацией, знакомой всем рыбакам. В Галилейском море существует около двадцати четырех видов разных рыб. В одной сети оказались разные рыбы, вероятно, съедобные и несъедобные, то есть прежде всего те, которые считались «нечистыми» (рыбы без чешуи, напоминающие собой змей, и морские твари, например, крабы). Естественно, что рыбаки должны разобрать рыбу, причем рыба, не идущая в пищу, отбрасывалась и обычно шла на удобрение.
Ст. 49-50 — Толкование почти дословно повторяет ст. 41-42. Разница лишь в том, что ничего не говорится о праведниках, а лишь о печальной участи грешников.
Эта притча разительно напоминает притчу о сорняках в пшенице. В обоих случаях речь о том, что добро и зло существуют в мире в смешанном состоянии. Что же главное в этих притчах? Вряд ли Иисус рассказывает их лишь для того, чтобы напомнить людям о Суде Божьем. В те времена никто не сомневался в том, что такой Суд состоится. Скорее всего, цель притч заключалась в чем-то другом. Хотя существуют разные толкования, вероятно, ближе всего к истине вот какое объяснение. «В притче о сорняках совершенно ясно отвергается идея преждевременного разделения, требуется потерпеть до сбора урожая. Почему необходимо это терпение? Иисус указывает две причины. Во-первых, люди сами не способны эффективно произвести такое разделение (Мф 13:29)... Люди не знают сердце человека. Если они попытаются произвести разделение, они совершат ошибки и вырвут вместе с сорняками пшеницу. Во-вторых, и это самое главное, Бог сам назначил срок, когда состоится разделение. Должна исполниться мера времени, назначенная Им (Мф 13:48: «наполнилась»), зерну нужно дать созреть. Тогда наступит конец и вместе с ним отделение сорняков от пшеницы, плохой рыбы от хорошей... Это время еще не наступило. Последняя возможность для раскаяния еще не потеряна (Лк 13:6-9)»[56].
13:51-52 ЗАВЕРШЕНИЕ РЕЧИ
51 Всё ли вы поняли?
— Да, — отвечают они.
52 — Вот поэтому, — сказал им Иисус, — всякого учителя Закона, ставшего учеником Царства Небес, можно сравнить с хозяином дома, который выносит из своей кладовой и новые вещи, и старые.
Ст. 51 — В этом Евангелии чрезвычайно важен упор на понимании. Это конечно не только интеллектуальное понимание, иначе в среде христиан люди, обладающие более высокими умственными способностями, имели бы преимущество. Но Евангелие ни в коей мере не утверждает этого. И все же понимание необходимо. Понимающий человек — это верующий, он способен постичь тайны Царства, сокрытые от тех, кто сам закрывает глаза и затыкает уши, чтобы не услышать чего-то отличного от его собственных представлений. Все — то есть предыдущие притчи, посредством которых Иисус изложил в простой форме короткого рассказа вещи о Царстве, которые невозможно постигнуть человеческим умом. Ученики отнюдь не мудрецы, и Иисусу приходилось объяснять им притчи, но они обладают главным, а это вера и открытость ума. То, что они ответили «да», говорит о том, что они правильно поняли смысл вопроса, заданного Иисусом.
Ст. 52 — Поэтому последователь Иисуса сравнивается с учителем Закона, ставшим учеником Царства Небес. Обычно «учитель Закона» — это отрицательное понятие в Евангелиях, потому что учителя Закона в большинстве своем не приняли Иисуса. Здесь, вероятно, имеются в виду новые учителя, появившиеся в христианской общине. Многие ученые полагают, что сам Матфей относился к таким людям и что здесь он дает свой автопортрет.
Если в начале Нагорной проповеди звучали слова, которые могли быть поняты как требование соблюдать Закон даже в самых его мельчайших деталях (5:17-20), а вслед за этим Иисус, казалось бы, отменял заповеди Закона, заменяя их Своими собственными, то здесь наконец мы видим все сбалансированным и приведенным в равновесие. Между Старым, или Ветхим Договором и Новым существует преемственность. Учение Иисуса возникло не на пустом месте, оно основано на Священном Писании, которое указывает на Него и реализуется в Нем. И все же оно качественно новое и неизмеримо превосходит старое. Недаром в этой коротенькой притче о хозяине, выносящем из кладовой и новые вещи, и старые, новое все же стоит на первом месте.
13:53-58 В НАЗАРЯНИНА НЕ ВЕРЯТ В НАЗАРЕТЕ
(Мк 6:1-6; Лк 4:16-30)
53 После того как Иисус рассказал эти притчи, Он пошел дальше.
54 Придя в Свой родной город, Он стал учить в синагоге. Все слушатели поражались.
— Откуда у Него такая мудрость и такая сила? — говорили они. 55 — Разве Он не сын плотника? Разве Его мать зовут не Мариам, а братьев — не Иаков, Иосиф, Симон и Иуда? 56 И разве не все Его сестры живут здесь, у нас?
57 И потому они Его отвергли.
— Всюду пророк в почете, только не у себя на родине и не дома, — сказал им Иисус.
58 И многих чудес Он там не совершил из-за их неверия.
55 Иосиф — в рукописях разночтения: «Иосия», «Иоанн».
53 Мф 7:28; Мф 11:1; Мф 19:1; Мф 26:1; Лк 7:1 54 Ин 7:15 55 Лк 3:23; Ин 6:42; Мф 12:46 57 Ин 4:44.
Ст. 53 — Так традиционно завершаются все речи Иисуса.
Ст. 54 — Родным городом Иисуса считался Назарет, где Он провел бо́льшую часть жизни. Его так и называли — Назарянин. Как всегда, в субботу Он учил в синагоге, и Его учение вызывает изумление. Его соотечественники тоже наслышаны о делах Иисуса (ср. Ин 4:45). Вероятно, удивление главным образом вызвано тем, что Иисус учит, не имея на то полномочий, потому что не прошел богословского обучения, длившегося много лет (ср. Ин 7:15).
Ст. 55-56 — В Евангелии от Марка сам Иисус назван плотником, вероятно, Он унаследовал ремесло от Своего отца, как это было в большинстве семей того времени. Слово «плотник» в Палестине было общим обозначением ряда профессий, вероятнее всего, это строитель. Но у Матфея Иисус — это сын плотника, а не плотник. Матфей отредактировал Марка, у которого Иисус назван плотником и сыном Марии. Так и у Луки: «сын Иосифа». Впрочем, такое чтение может объясняться и тем, что в Греции и Риме, в отличие от Палестины, ручной труд считался презренным занятием, недостойным свободного человека, и некоторых христиан смущал факт, что их Господь когда-то был плотником. Например, Ориген, отвечая Цельсу, считал должным подчеркнуть, что Иисус никогда не был плотником. Мариам — см. коммент. на 1:18.
Здесь приведены имена четырех братьев Иисуса, упоминаются также и сестры, но не известны ни их число, ни их имена. По поводу имени одного из братьев разные Евангелия и разные рукописи не имеют согласия: так, например, наиболее древние рукописи Марка называют его Иосетом, в то время как у Матфея он носит имя Иосиф, к тому же в рукописях есть разночтения.
Кто же такие были братья Иисуса? По мнению Епифания (382 г.), основывавшегося на древних преданиях и апокрифах, это сводные братья, дети Иосифа от предыдущего брака. По мнению Иеронима (383 г.), братья были двоюродными, то есть сыновьями сестры Девы Марии, возможно, матери Иакова и Иоанна. По мнению же Гельвидия (380 г.), это были дети Иосифа и Марии, родные братья Иисуса. Точку зрения Гельвидия поддерживал также Тертуллиан.
Ст. 57 — Парадоксальным образом Иисус не встречает поддержки у тех, кто был ближе всего к Нему по рождению: ни у соотечественников, ни среди родных. Как позже евреи не могли поверить в то, что Распятый мог быть Мессией, Помазанником Божьим, так и здесь тот факт, что жители Назарета хорошо знают и самого Иисуса, и Его семью, становится для них камнем преткновения, преградой для веры.
Психологически это очень понятно, недаром существовала поговорка, которую знали и евреи, и язычники и которую цитирует Иисус: «Всюду пророк в почете, только не у себя на родине, не у родных и не в семье».
Ст. 58 — О том, что Иисус не смог совершить ни одного исцеления, говорит один лишь Марк, Матфей дает смягченный вариант: «Он не совершил», что можно понять как то, что Он не захотел никого исцелять. Но было бы неверным думать, что Иисус действует при помощи внушения. Его деятельность целителя и экзорциста тесно связана с Его учением и является как бы практической стороной его, наглядно демонстрируя прорыв Царства в этот мир.
Примечания
[54] D.E. Nineham, Saint Mark, р. 140.
[55] См. J. Jeremias, The Parables of Jesus, p. 100-102.
[56] J. Jeremias, The Parables of Jesus, p. 226.
Комментарии Валентины Кузнецовой на евангелие от Матфея, 13 глава. Комментарии Кузнецовой.
Публикуется с разрешения автора:
© Валентина Николаевна Кузнецова