1 В тот же день, выйдя из дома, Иисус направился к морю и сел там на берегу.
2 Вокруг Него собралось много людей, тогда Он вошел в лодку, сел, а весь народ стоял на берегу.
3 Многое сказал Иисус им в притчах.
« Послушайте! — говорил Он. — Вот вышел сеятель сеять.
4 Когда он сеял, часть зерен упала у дороги — налетели птицы и склевали их.
5 Другие же зерна упали на каменистую почву, где земли было очень мало. Быстро взошли они, потому что слой земли был неглубок.
6 Но когда поднялось солнце, оно опалило их — без сильного корня ростки засохли.
7 Другие упали среди колючек, которые выросли и заглушили[1] их.
8 Иные же зерна упали на хорошую землю, и дали они урожай стократный, шестидесятикратный и тридцатикратный.
9 У кого есть уши, пусть услышит!»
10 Ученики подошли к Нему и спросили: «Почему Ты притчами говоришь им?»
11 Он ответил: «Вам дано узнать тайны Царства Небесного, а им не дано.
12 Ибо у кого есть, тому и еще будет дано, и дано будет с избытком; а у кого нет, у него и то, что есть, будет взято.
13 Я потому им притчами говорю,
что смотрят они — но не видят,
слушают — но не слышат и не понимают.
14 Так сбылось на них пророчество Исайи:
„Вы будете слушать и слушать — и всё же не поймете;
будете смотреть и смотреть — и всё же не увидите.
15 Ибо огрубело сердце народа этого,
уши их едва слышат, и глаза свои они закрыли.
Иначе увидели бы глазами, услышали бы ушами,
поняли бы сердцем и лицом повернулись[2] бы ко Мне,
и Я исцелил бы их“.[3]
16 А что до вас, как вы блаженны! Глаза ваши видят, и уши ваши слышат.[4]
17 Поверьте Мне, много пророков и праведников страстно желали увидеть то, что видите вы, но не увидели; очень хотели услышать то, что вы слышите, но не услышали.
18 А теперь послушайте, что значит притча о сеятеле.
19 Когда человек слышит весть Царства,[5] но не понимает ее, приходит к нему нечистый и уносит посеянное в сердце его. Это представлено зерном, упавшим у дороги.[6]
20 А посеянное на каменистой почве — это о тех, кто слышит весть и тотчас с радостью принимает ее,
21 но, так как нет у него корня,[7] он непостоянен и тотчас теряет веру, едва начинаются притеснения или гонения за слово Божие.
22 Среди колючек посеянное — это о тех, кто слышит весть, но мирские заботы и обольщение богатством заглушают ее, и она не приносит плода.
23 На хорошей же земле посеянное представляет того, кто слышит и понимает весть. Он и приносит плод, и урожай может быть стократным, или шестидесятикратным, или тридцатикратным».
24 Иисус рассказал им еще одну притчу: «Царство Небесное вот с чем сравню. Посеял человек на своем поле добрые семена.
25 Когда люди спали, пришел его враг, посеял плевелы среди пшеницы и ушел.
26 Когда посевы взошли, и колос начал наливаться, стали видны и плевелы.
27 Слуги пошли к хозяину дома и сказали: „Господин! Разве не пшеницу[8] ты сеял на поле своем? Откуда же появились плевелы?“
28 „Враг это сделал“, — ответил он им. Тогда слуги сказали: „Ты хочешь, чтобы мы пошли и выпололи их?“
29 „Нет, — он ответил, — чтобы, выпалывая плевелы, не вырвали вы заодно и пшеницу,
30 пусть вместе они растут до жатвы. А во время жатвы я скажу жнецам: выберите сперва плевелы и свяжите их пучками, чтобы сжечь, а пшеницу соберите в мои закрома“».
31 И другую притчу предложил им Иисус: «Царство Небесное сравнимо с горчичным зерном, которое человек взял и посеял на поле своем.
32 Зерно это — самое меньшее из всех семян. Но то, что из него вырастает, — больше всех огородных растений. Оно становится деревом,[9] так что птицы поднебесные прилетают и гнездятся в ветвях его».
33 И такую еще притчу рассказал Иисус:
«Царство Небесное сравнимо с закваской, которую женщина взяла, смешала с тремя мерами[10] муки, пока не заквасилось всё тесто ».
34 Все это Иисус поведал народу в притчах, без притчи Он им не говорил ничего.
35 Так исполнилось сказанное через пророка:
«Открою в притчах уста Мои
и провозглашу сокрытое
от сотворения [мира]».[11]
36 Затем, оставив народ, Иисус вошел в дом. Там к Нему подошли Его ученики и попросили: «Объясни нам притчу о плевелах в поле».
37 Он ответил: «Сеятель доброго семени — Сын Человеческий;
38 поле — это мир, доброе семя — сыны Царства, а плевелы — сыны злого духа.
39 Враг, посеявший их, — дьявол. Жатва — это конец мира,[12] а жнецы — ангелы.
40 Как собирают плевелы и сжигают в огне, так будет и в конце мира.
41 Сын Человеческий пошлет Своих ангелов, и они очистят Царство Его от всех, кто других совращал,[13] и от тех, кто сам жил беззаконно,[14]
42 и бросят их в печь огненную, где будет плач и скрежет зубовный.
43 Праведники же будут сиять, словно солнце в Царстве Отца своего. У кого есть уши, пусть услышит!»
44 «Царство Небесное сравнимо со спрятанным в поле сокровищем, которое случилось найти одному человеку. Закопав его снова, пошел он радостный, продал всё, что было у него, и купил то поле.
45 И вот еще с чем сравнимо Царство Небесное. Один купец, искавший хороший жемчуг,
46 нашел как-то одну особенно ценную жемчужину. Он пошел, продал всё, что было у него, и купил ее.
47 Царство Небесное подобно большой сети: заброшенная в море, она захватила разного рода рыбу.
48 Когда сеть наполнилась, рыбаки вытащили ее на берег и, сев, собрали хорошую рыбу в корзины, а негодную выбросили.
49 Так будет и в конце мира: выйдут ангелы и отберут нечестивых из среды праведных,
50 и бросят их в печь огненную, где будет плач и скрежет зубовный.
51 Всё ли сказанное Мной вы поняли?»
«Да», — ответили они Ему.
52 «Так вот, — сказал Он им, — всякий книжник, обученный в школе Царства Небесного, подобен хозяину дома, который выносит из богатого хранилища своего и новое, и старое».
53 Кончив рассказывать эти притчи, Иисус ушел оттуда
54 и пришел в город, где Он вырос, и стал учить там людей в синагоге. Они в изумлении говорили: «Откуда такая мудрость у Него и такая сила творить чудеса?
55 Разве не сын Он плотника? Не Его ли мать зовут Марией, и не Его ли это братья — Иаков и Иосиф,
[15] Симон и Иуда?
56 И все сестры Его разве не живут среди нас? Откуда же у Него всё это?»
57 И не захотели они принять Его.
Иисус же сказал им: «Не почитают пророка только в отечестве и в доме его».
58 И многих чудес из-за неверия их не сотворил Он там.
Примечания:
7 [1] — Или: задушили.
15 [2] — См. в Словаре Обращение.
15 [3] — Ис 6:9,10 (LXX).
16 [4] — Букв.: ваши глаза блаженны, потому что видят они, и ваши уши, потому что слышат.
19 [5] — Или: весть, провозглашаемую Царством; друг. возм. пер.: слово о Царстве.
19 [6] — Или: это зерно, упавшее при дороге; букв.: это посеянное при дороге.
21 [7] — Букв.: но не имеет корня в себе, т.е. он человек момента, он живет лишь настоящим.
27 [8] — Букв.: доброе семя.
32 [9] — Sinapis nigra, или черная горчица, растет в Палестине, достигая высоты 2−4 м.
33 [10] — Около 20 кг.
35 [11] — Пс 78 (77):2.
39 [12] — Или: конец века; то же в ст. 40 и 49.
41 [13] — Букв.: выберут из Царства Его все соблазны.
41 [14] — Друг. возм. пер.: от тех, кто делал зло; букв.: (от) делающих беззоконие.
55 [15] — В некот. рукописях: Иосия.
Евангелие по Матфею, 13 глава. Под редакцией Кулаковых.