1 Когда они подходили к Иерусалиму и достигли Виффагии,
селения у горы Масличной,
[1] Иисус послал
вперед двух учеников,
2 сказав им: «Идите в селение, которое перед вами. Вы сразу же найдете там ослицу на привязи и с ней молодого осла; отвяжите их и приведите ко Мне.
3 А если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте: „Они нужны Господу“, — и он тотчас отпустит их».[2]
4 Это произошло во исполнение сказанного через пророка:
5 «Скажите дочери Сиона:[3]
„Вот Царь твой к тебе идет,
духом Он кроткий, восседает на осле,
на молодом осле, идущем рядом с матерью-ослицей,
приученной к жизни под ярмом“».[4]
6 Ученики отправились и сделали всё так, как велел им Иисус.
7 Они привели ослицу и молодого осла, положили на животных одежды свои; Иисус сел на них.
8 Многие из толпы, сопровождавшей Его, устилали дорогу своими одеждами, а другие устилали ее ветвями, которые срезали с деревьев.
9 И толпы людей, шедших впереди и позади Него, восклицали:
«Осанна[5] Сыну Давида!
Благословен Грядущий во имя Господне!
В высях небесных осанна!»[6]
10 Когда Иисус вошел в Иерусалим, весь город пришел в движение. «Кто это?» — спрашивали повсюду.
11 Толпа отвечала: «Это пророк Иисус из Назарета Галилейского».
12 И вошел Иисус в Храм, и изгнал оттуда всех, кто продавал и покупал там, опрокинул столы менял и прилавки торгующих голубями.
13 «Написано, — сказал Он им,
— дом Мой будет назван домом молитвы.[7] Вы же делаете из него вертеп разбойников!»
14 И подошли к Нему в Храме слепые и хромые, и Он исцелил их.
15 А первосвященники и книжники, увидев дивные дела, которые Он совершил, и детей, восклицающих в Храме: «Осанна Сыну Давида!», — возмутились
16 и сказали Ему: «Ты слышишь, что они говорят?»
«Да! — ответил им Иисус.
— Разве вы никогда не читали: „Из уст младенцев и грудных детей уготовил хвалу Ты Себе“»[8]?
17 И, оставив их, ушел Он из города в Вифанию и там провел ночь.
18 Возвращаясь ранним утром в город, Иисус почувствовал голод.
19 Увидев при дороге смоковницу, Он подошел к ней, но кроме листьев ничего не нашел на ней и сказал дереву: «Так пусть никогда не будет плодов на тебе!» И смоковница тотчас засохла.
20 Ученики, увидев это, удивились: «Что это вдруг сразу засохла смоковница?»
21 «Воистину, — ответил им Иисус, — если будет вера у вас, и вы не усомнитесь, сделаете не только то, что произошло со смоковницей, но даже если этой горе скажете: „Поднимись и пади в море!“ — так и будет.
22 И всё, о чем бы ни просили вы в молитве с верою, получите».
23 Иисус вошел в Храм, и, когда Он учил, подошли к Нему первосвященники и старейшины и спросили: «По какому праву
[9] Ты делаешь это? Кто дал Тебе эту власть?»
24 «Спрошу вас и Я об одном, — сказал им Иисус, — если вы ответите Мне, то и Я скажу вам, по какому праву делаю это.
25 Крещение, что Иоанн совершал, откуда оно — от Бога или от людей?»
Они стали рассуждать между собой: «Если скажем: „От Бога“, Он спросит: „Почему же вы тогда не поверили ему?“
26 Сказать: „От людей“ — опасно перед толпой, ведь все Иоанна считают пророком».
27 «Мы не знаем», — ответили они Иисусу.
И Он ответил им: «Я тоже вам не скажу, по какому праву делаю это».
28 «А что вы скажете об этом? У одного человека было два сына, и он, подойдя к первому, сказал: „Сын мой, ступай, поработай сегодня в винограднике“.
29 Тот ответил: „Не хочу“, но потом раскаялся[10] и всё же пошел.
30 Отец подошел к другому сыну и сказал ему то же самое. Сын ответил: „Иду, мой отец“, а сам не пошел.
31 Кто из них выполнил волю отца?» «Первый», — ответили
слушавшие.
«Верно, что сборщики налогов и блудницы, — сказал им Иисус,
— идут впереди вас[11] в Царство Божие.
32 Ибо Иоанн пришел показать вам путь к праведности,[12] и вы не поверили ему, а сборщики налогов и блудницы поверили. Вы же и после того, как увидели это, не захотели изменить свое мнение[13] и поверить ему.
33 Послушайте другую притчу. Жил один человек, у которого было имение, он насадил виноградник, обнес оградой его, вырыл в нем для давильни яму, построил сторожевую башню и, отдав его внаем виноградарям, уехал.
34 Когда подошло время для сбора винограда, он послал своих слуг к виноградарям взять причитающуюся ему долю урожая.[14]
35 Но виноградари схватили слуг его: одного избили, другого убили, а третьего побили камнями.
36 Послал он других слуг, и притом больше, чем прежде, но и с ними обошлись так же.
37 Наконец, послал он к ним сына своего, думая: „К сыну моему они отнесутся с уважением“.
38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: „Это наследник. Давайте убьем его и завладеем его наследством!“
39 Они схватили его, выволокли из виноградника и убили.
40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он тем виноградарям?»
41 «Расправится со злодеями, предав их злой смерти, — ответили они, — а виноградник передаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды в положенный срок».
42 Тогда Иисус сказал им:
«Разве никогда не читали вы в Писаниях:
„Камень, что отвергли строители,
краеугольным стал камнем;
Господом сделано это,
и чудом кажется нам?“[15]
43 Потому говорю вам: Царство Божие отнято будет у вас и передано народу, который приносит ожидаемые плоды.[16]
44 [Каждый, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того обратит во прах»].
45 Когда первосвященники и фарисеи услышали эти притчи, поняли они, что о них Он говорит,
46 и хотели было схватить Его, но побоялись народа, который пророком Его почитал.
Примечания:
1 [1] — Или: Елеонской.
3 [2] — Или: они нужны Господу, и Он вскоре вернет (букв.: пошлет) их.
5 [3] — Выражение «дочь Сиона» — гебраизм, используемый здесь для указания на жителей Иерусалима. См. в Словаре Сион.
5 [4] — Ис 62:11; Зах 9:9.
9 [5] — «Осанна» — еврейское выражение, означающее «спаси же»; произносилось как хвалебный возглас.
9 [6] — Пс 118 (117):26.
13 [7] — Ис 56:7.
16 [8] — Пс 8:3 (LXX).
23 [9] — Букв.: какою властью; то же в ст. 24 и 27.
29 [10] — Или: передумал.
31 [11] — Или: вместо вас; друг. возм. пер.: войдут, а вы — нет.
32 [12] — Или: пришел к вам в согласии с волей Божьей.
32 [13] — Букв.: не раскаялись.
34 [14] — Букв.: свои плоды.
42 [15] — Пс 118(117):22, 23.
43 [16] — Букв.: творящему плоды его, т. е. Царства Божия.
Евангелие по Матфею, 21 глава. Под редакцией Кулаковых.