Евангелие от Матфея 2 глава » От Матфея 2:20 — толкование отцов церкви.
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Ст. 20, 22 и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву… Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские
Теперь уже не говорит «беги», но «иди». Видишь ли, как за искушением опять следует покой, а за покоем опять опасность? Кончилось его изгнание; он возвратился в свою страну, и узнал о смерти избившего младенцев; но, вступив в отечественную землю, он еще находит остатки прежних опасностей, находит в живых — и на престоле — сына тирана. Но как мог царствовать в Иудее Архелай, когда Понтийский Пилат был игемоном? Ирод только что умер и царство еще не разделилось на части, а так как тотчас по смерти Ирода власть принял вместо отца сын его, а между тем брат Архелая звался также Иродом, то евангелист и присоединил: «вместо Ирода отца своего» (Мф 2:22).
Но, скажешь ты, если Иосиф убоялся идти в Иудею по причине Архелая, то ему следовало бояться и Галилеи по причине Ирода. Нет; с переменой места жительства дело уже было скрыто. Все нападение было на Вифлеем и его пределы, и раз уже совершено было избиение, то Архелай сын Иродов думал, что все уже кончилось, и что между многими убит и Тот, Кого искали. Притом же, может быть, видя такой конец жизни отца своего, он боялся простираться далее и еще упорствовать в беззаконии. Таким образом, Иосиф приходит в Назарет, как во избежание опасности, так и по желанию жить в отечестве. Для большого же ободрения получает об этом извещение и от ангела. Между тем святой Лука не говорит, чтобы Иосиф пошел в Назарет вследствие такого извещения; по его словам, Иосиф и Мария возвратились в Назарет, исполнивши все по закону очищения. Что ж на это сказать? То, что святой Лука говорит это, повествуя о времени до путешествия в Египет. Ангел, конечно, не повел бы их туда прежде очищения, чтобы не было никакого нарушения закона; он ожидал, пока совершится это очищение и они пойдут в Назарет, а тогда уже велел идти в Египет. Затем, когда они возвратились оттуда, — повелевает им идти в Назарет; в первый же раз они шли туда не по внушению ангела, а делали это сами собой, из любви к отчизне. Так как они ходили в Вифлеем только по причине переписи, и не имели даже места, где бы остановиться, то, кончивши дело, за которым приходили, возвратились в Назарет. Итак, ангел возвращает их в дом и успокаивает на будущее время. И это случилось не просто, а по пророчеству: «Да сбудется, — говорит евангелист, — реченное через пророков, что Он Назореем наречется» (Мф 2:23).
Источник: Беседы на Евангелие от Матфея.
глаголя: востав поими Отроча и Матерь Его и иди в землю Израилеву, изомроша бо ищущии души Отрочате
Видим в святом Евангелии, что о тех, которые искали младенствующего Иисуса, чтобы убить, написано: Умерли искавшие души Младенца. Так суд Божий постигает всех тех, кто благочестивых озлобляет и гонит. Души благочестивые, как овцы, смиренны, кротки и безоружны, но Бог за них стоит и защищает их и своевольных и нечестивых смиряет. Отсюда видим, что дивные Божии суды их постигают, и там падают в ров, где не чают, и ту яму, которую для благочестивых выкапывают, приготавливают самим себе. Так Авессалом, сын Давидов, искал, как бы святого своего отца убить и царством Израилевым завладеть, но вместо этого погибель себе нашел (см. 2Цар 15:1−18). Аман приготовил было виселицу неповинному Мардохею, но на той виселице сам был повешен (см. Есф 3:1— 7; 10). Фараон, царь египетский, гнался следом за Израилем и хотел опять мучительством своим озлобить его, но узнал на себе праведный суд Божий и в море со всем воинством своим потонул (см. Исх 14:5−30). Подобный суд Божий и ныне постигает всех своевольных, которые озлобляют и гонят благочестивых.
Источник: Сокровище духовное, от мира собираемое.
глаголя: востав поими Отроча и Матерь Его и иди в землю Израилеву, изомроша бо ищущии души Отрочате
«Востав, пойми Отроча и Матерь Его и иди в землю Израилеву». Иди уже, а не бежи, как говорено было прежде: ибо не было никакой нужды спешить. «Изомроша бо, прибавляется, ищущии души Отрочате»; хотя умер один Ирод, как один он собственно искал и души Его. Но здесь имеются в виду и клевреты Ирода, кои все как бы умерли с ним, ибо потеряли силу и престали служить его безумию и злобе.
Источник: Беседа на третий день Рождества Христова.
ибо умерли искавшие души Младенца
Из этого места мы видим, что не только Ирод, но и священники, и книжники в то же самое время замышляли убийство Господа.
Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.
ибо умерли искавшие души Младенца
Где Аполлинарий, говоривший, что Господь не имел души человека? Здесь он изобличается.
Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.
и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца
Нет точных данных о том, сколько времени св. семейство прожило в Египте, поскольку неизвестна точная дата Рождества Христова. Но указано ясно и определенно, что св. семейство вернулось в землю Израилеву вскоре же после смерти Ирода, а эта дата может считаться более или менее установленной. Умер Ирод, как свидетельствует Иосиф Флавий, в страшных мучениях в марте или начале апреля 750-го года от основания Рима. Если допустить, что Христос родился 25 декабря 749-го года от о.Р., св. семейство пробыло в Египте около двух месяцев. Если же считать, как некоторые, что Христос родился годом раньше, в 748-м, то можно полагать, что они провели там больше года, и что Богомладенцу было по возвращении из Египта около двух лет. Во всяком случае, Он был еще младенцем, как называет Его Ангел, повелевший Иосифу возвратиться в Израиль.
Источник: Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета.
и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца
«Умерли искавшие души Младенца»: собственно Ирод (множественное употреблено вместо ж единственного); впрочем можно вместе с Иродом подразумевать и приверженцев его, разделявших его мысли и планы, особенно сына его Антипатра (ср. Афан. В.), жестокого, как и он сам, которого впрочем Ирод за несколько дней до своей смерти приказал умертвить. «Горькую кончину имел Ирод; он изверг свою нечестивую душу, быв поражен горячкой, болью в животе, водяной в ногах, гниением тайного уда, порождавшим червей, одышкой, трясением тела и судорогами» (Феофил., ср. подробнее Афан. В.).
Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.
Ст. 20−22 и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские
Думают, что Иосиф, услышав о смерти Ирода, первоначально намерен был идти в Вифлеем и поселиться там Но этому помешало вступление на престол Архелая. Ирод в своем последнем завещании разделил свое царство между сыновьями Архелаем, Иродом Антипой и Иродом Филиппом. Первый получил во владение Иудею, Самарию и Идумею, второй Галилею и Перею и последний заиорданские земли. Архелай отличался такою же жестокостью, как и его отец, но не обладал его умом. Пребывание в его владениях было бы опасно. Ирод Антипа отличался больше похотливостью, чем жестокостью. Тирания Архелая в короткое время сделалась столь нетерпимою, что он был низложен Августом и заточен в Галлию, нынешнюю Францию, где и умер. Под Галилеей разумеется страна между западным берегом Галилейского озера и восточным Средиземного моря. Это было местожительство колен Иссахарова, Завулонова, Ассирова и Неффалимова Население в ней было смешанное, состояло из иудеев и язычников. Жившие в ней иудеи говорили на собственном, несколько не похожем на тогдашний еврейский, языке. Иосиф Флавий говорит о разделении Галилеи на верхнюю и нижнюю (Война 3:3, 1). Он описывает эту страну как плодородную, обработанную и весьма населенную. По его словам, в ней было 204 города и местечка (Жизнь, 45). Население в ней отличалось смелостью и было воинственно.
Источник: Толковая Библия.
Ст. 20−21 и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву
Ты видишь, что Иосиф избран был не в супружество Марии, а в служение Ей? Ведь когда она шла в Египет и возвращалась оттуда, то кто бы исполнил столь необходимое ей служение, если бы Она не была ему обручена? Ибо, на первый взгляд, Мария питала Младенца, а Иосиф Ее охранял. В действительности же Младенец питал Мать, а Иосиф их защищал. Поэтому ангел не сказал: «Возьми Мать и Младенца Ее», а: Возьми Младенца и Матерь Его (Мф 2:13). Потому что не ради той Матери родился Этот Сын, но ради Этого Сына она стала Матерью. Не для Сына славой было иметь эту Мать, а для Матери блаженством иметь Этого Сына. По Ее слову: Ибо отныне будут ублажать Меня все роды (Лк 1:48).