Послание Иакова 1 глава » Иакова 1:5 — толкование отцов церкви.

Толкование на Иакова 1:5

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

ПОДДЕРЖАТЬ ДЕНЬГАМИ

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на Иакова 1:5 / Иак 1:5

Послание Иакова 1 стих 5 — синодальный текст:
Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему.

Никодим Святогорец (1749−1809)

Аще кто от вас лишен есть премудрости, да просит от дающего Бога всем нелицемерне и не поношающаго и дастся ему

Если, говорит, о христиане, у вас по какой-то причине кто-то лишён духовной мудрости, которая есть вина, как уже было сказано совершенного дела, тот пусть просит сию от Бога, который даёт всем просто (т.е. даром, обильно и неизменно по Митрофану, всех одинаково призывает взять, однако одинаково не все берут дарования от Бога, но каждый сколько может вместить по своей способности) и никого не укоряет, что столько времени лишены этой премудрости.

Само собой, что эта премудрость — есть премудрость свыше, посредством которой имеющие её, возмогут достигнуть совершенного и всецелого терпения и всякого другого блага. Поэтому и Соломон объединяет премудрость с наставлением (в слав. наказанием) говоря, «познати премудрость и наказание» (Притч 1:2), хочет показать этим объединением, что кто хочет пребывать в терпении безропотно и с благодарением наказание и искушения бывающие от Бога, должен иметь премудрость свыше, чтобы с помощью её познать пользу, которая бывает от искушений, и таким образом терпеть их до конца.

Великий Василий это изречение толкует так: «познати сие наказание не всякому уму возможно; потому что многие, отказавшись от трудности настоящего по невежеству не ждут полезного окончания дела, но, огорчаясь суровостию прилагаемого о них попечения, остаются в недуге невежества» (слово на начало книги Притчей).

Почти тоже самое говорит и святой Митрофан что: поскольку божественный Иаков выше возвестил, чтобы Христиане имели великое и совершенное терпение в искушениях, и достигли жизни высокой и подобной Ангелам, дабы никто из Христиан не говорил — О! и какой человек, сопряжённый с плотью и кровью и имеющий столько недугов и немощей человеческой природы, может взойти на такую высоту, имея свободу выбора и помыслы, так чтобы не только не чувствовать окружающих его скорбей, но и возрадоваться и взыграть среди них? Отвечает, что здесь требуется много разума и великая мудрость, особенно для того, кто хочет вести брань с искушениями и быть выше скорбей и бедствий, так чтобы и радоваться посреди них.

Выражение же «не поношающаго» так толкует, тот же Митрофан, что Бог не судит принимающих от него дарования, поскольку они чуждым оружием (т.е. имея свою немощную природу) победили лукавого, но более того, Он им дарует венцы за это, поскольку они имея свою немощную силу, восхотели победить того (т.е. лукавого).

Источник: Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Аще же кто от вас лишен есть премудрости, да просит от дающаго Бога всем нелицеприемне и не поношающаго, и дастся ему

Говорит не о человеческой мудрости, но о духовной, ибо в ней указывает нам причину совершенного действия, а причина эта — небесная мудрость, укрепляясь которой мы сможем совершить добро вполне.

Источник: Толкование на соборное послание апостола Иакова.

Августин (354−430)

Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему

Не следует утверждать, что вера не является даром Божиим, но имеет источник в нас, поскольку дана нам без нашей о том просьбы. Итак, от Кого мир и любовь, от Того и вера, вследствие чего мы просим у Него не только усилить веру тех, у кого она есть, но также дать ее тем, кто ее еще не имеет.

Источник: О gape терпения.

Иларий Арелатский (~401−449)

Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему

Лишь Бог дает мудрость [Почему Иаков] говорит о том, чтобы просить мудрости? Чтобы знал любой из них, что [Бог] дал им испытание. Они будут испрашивать у Него, чтобы не завладели ими в учении о мудрости философы, астрологи, пифагорейцы. [Он Тот], Кто дает всем в изобилии, подобно источнику, никогда не умаляющемуся, потому что свойство источника — место свое не оставлять и наполнять то, куда вступает. А мудрость философов и мудрость остальных людей не в изобилии дается и покупается и, скорее, порицается.

Источник: Трактат на семь Кафолических посланий.

Беда Достопочтенный (672−735)

Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему

Всякая спасительная мудрость принадлежит Богу, как и сказал об этом один мудрый муж: всякая премудрость у Господа Бога и с Ним была всегда; и невозможно ее обрести по свободной человеческой воле, без помощи Божьей благодати, как утверждают пелагиане. Но здесь Иаков обращает особое внимание на ту мудрость, которая необходима нам в испытаниях. Если кто из вас, говорит он, никак не может понять, почему верным нужно пройти через такие испытания, то пусть просит Бога объяснить ему, что добрый отец наказывает детей, чтобы сделать их достойными ожидающего их наследия вечности.

Источник: О семи Кафолических посланиях.


Всякую спасительную премудрость следует просить у Бога, как говорит и Премудрый: Всякая премудрость — от Господа Бога, и с Ним она была всегда (Сир 1:1). Никто, по [одной лишь] свободной воле, без помощи Божественной благодати (как об этом много спорили пелагиане), не может быть ни благоразумным, ни мудрым. Однако здесь, очевидно, говорится о той мудрости, которая нам необходима в искушениях. Апостол говорит: «Если кто из вас не может понять пользы от искушений, которые посылаются верующим для испытания, пусть просит у Бога даровать ему разумение, чтобы он узнал, с какой великой милостью Отец исправляет сынов, стараясь сделать их достойными вечного наследия». И предусмотрительно заверяет: Который даёт всем щедро, конечно для того, чтобы кто-нибудь, осознавая свою немощь, не стал сомневаться в возможности получить просимое, но чтобы поскорее припомнил, что Господь услышал желание убогих (Пс 9:38 ср. Пс 68:34). И в другом месте сказано о том же: Благословил Господь всех боящихся Его, малых и великих (Пс 113:21). Воистину, многие просят от Господа многого. Но для тех, которые не удостаиваются получить просимое, Апостол говорит ещё и о том, как им следует просить, если они хотят добиться просимого.

Источник: Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.

Экумений († X в.)

Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему

Условием совершенного действия он считает мудрость. Да просит у Бога. [Апостол] знает, что [выдержать] испытание веры и [хранить] терпение в искушениях доступно не всякому человеку, а лишь [постигшему] божественную мудрость. Поэтому тех, кто стремится достичь этого, он и побуждает просить мудрости.

Источник: Комментарий на Кафолическое Послание Иакова.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему

Если же у кого из вас недостает мудрости и проч.: дело терпеливого и с радостию перенесения искушений, с одной стороны, так трудно, с другой — так высоко для человеческого разумения, что для совершения этого дела необходима мудрость, которая может помочь в этом трудном деле и изощрить духовный взор человека для правильной оценки этого дела в нравственном совершенствовании человека. Почему апостол, указав на высокое значение этого дела (ст. 3−4), советует не имеющим таковой мудрости испрашивать ее у Бога в молитве. «Причиною совершенного действия называет мудрость, ибо знает, что испытание веры и терпения в искушениях не есть удел всех людей, но мудрых о Боге, почему желающих выказать веру и терпение возбуждает к молитве о мудрости» (Феофилакт). Под мудростию в общем смысле разумеется правильное познание предметов божественных и человеческих, частнее — правильное определение целей для действования и правильное употребление надлежащих средств для достижения этих целей. Здесь не разумеется обыкновенная человеческая рассудочная мудрость, часто сухая и холодная, которая достигается иногда путем обыкновенного развития душевных сил человека, но мудрость, как особый дар Святого Духа (ср. 1Кор гл. 2), почему и советует апостол не искать ее у мудрых мира сего, которые могут (если могут) научить лишь несовершенной мудрости человеческой, а испрашивать ее у Бога в молитве. «Говорит не о человеческой мудрости, но о духовной, ибо в ней указывает нам причину совершенного действия, а причина эта — небесная мудрость, укрепляясь которою мы сможем совершить доброе вполне» (Феофилакт). Такую мудрость Бог дает, прибавляет апостол, ободряя верующих к молитве о такой мудрости, всем, то есть просящим ее у Него, и дает просто и без упреков: человекообразное представление любвеобильного даяния Богом человеку этого, равно как и всякого другого, дара. Образ выражения взят, кажется, от прошения милостыни нищими у богатых; эти последние, особенно из них гордые и черствые сердцем, нередко, подавая или даже и не подавая милостыню, относятся к нищим с такими или иными упреками, а не просто — с чистым сердцем и совестию подают. Бог, богатый милостию, подает всем просящим и подает просто — по одному чистому человеколюбию, и без упреков за что-либо: за недостаток мудрости (за бедность), за греховность и т. п. И дастся ему эта мудрость от Бога, если человек просит ее у Него так, как следует просить Бога в молитвах.

Источник: Толковый Апостол.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему

Указанное Апостолом (ст. 3−4) дело терпеливого и благодушного перенесения испытаний есть дело нелегкое для выполнения и вместе недоступное для обыкновенного человеческого разумения: помочь человеку в том и другом отношении может только истинная мудрость. «Причиною совершенного действия называет мудрость, ибо знает, что испытание веры и терпение в искушениях не есть удел всех людей, но мудрых о Боге, почему желающих выказать веру и терпение возбуждает к молитве о мудрости» (блаж. Феофил.). Мудрость, греч. σοφία, евр хокма, означает вообще правильное разумение, познание предметов Божественных и человеческих, главным же образом означает практически-правильное определение целей действования и средств к их достижению. Так — на ветхозаветной библейской почве (Притч 1:2 и дал.), подобным же образом — и в Новом Завете, например, у Ап. Павла (Кол 4:5; Еф 5:15) σοφία не раз означает мудрость христианского поведения. Несомненно, в подобном смысле говорит о мудрости и св. Ап. Иаков. Это — не простая рассудочная человеческая мудрость, а та свыше сходящая и полная добрых плодов мудрость жизни, о которой и позже говорит Ап. Иаков (III:17). «Говорит не о человеческой мудрости, но о духовной, ибо в ней указывает причину совершенного действия, а причина эта — небесная мудрость, укрепляясь которою мы можем совершить доброе вполне» (блаж. Феофил.). О такой-то мудрости и должен, по наставлению апостола, молиться тот, кто имеет в ней недостаток. Возможность и легкость получения просимого от Бога апостол показывает, нарочито употребляя о Боге выражения, которыми показывается, что подавать блага просящим есть неотъемлемое свойство Божества («дающего Бога»), и что любвеобильность даяния Божия — в том, что Бог подает всем «просто и без упреков» (άπλως καί μή ονειδίζων) — по одному чистому человеколюбию и без всяких попреков, какие бывают при людском благотворении.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.