Левит 12 глава

Левит, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Толкование Мэтью Генри

Под редакцией Кулаковых

1 ГОСПОДЬ велел Моисею
2 объявить израильтянам: «Если зачнет женщина и родит мальчика, семь дней после того будет она ритуально нечистой. Нечиста будет так же, как во время месячных.
3 На восьмой день нужно обрезать крайнюю плоть мальчика.
4 А роженица тридцать три дня должна провести дома — после ее кровотечений необходимо очищение. Нельзя ей в ту пору ни прикасаться к священному, ни приходить к Святилищу, пока не закончатся дни ее очищения.
5 Если же девочку родит женщина, две недели будет ритуально нечистой, как при ее месячных. А до полного очищения от кровотечений ей придется быть дома шестьдесят шесть дней.
6 Когда же истекут сроки очищения за сына или за дочь, должна принести родившая ко входу в Шатер Откровения священнику годовалого ягненка для всесожжения и молодого голубя либо горлицу для очистительной жертвы.1
7 И тот принесет перед ГОСПОДОМ всё это в жертву, чтобы у женщины было восстановлено нарушенное из-за ее нечистоты единение с Богом,2 и объявит чистой ее после истечения крови. Таков закон о той, что родила ребенка: мальчика или девочку.
8 А если она не может приобрести ягненка, пусть принесет двух горлиц или двух молодых голубей: одна птица для всесожжения, а другая для очистительной жертвы. Священник восстановит нарушенное из-за ее нечистоты единение с Богом и объявит ее чистой после истечения крови».

Толкование Мэтью Генри

После закона о чистой и нечистой пище излагается закон о чистых и нечистых людях. Первый из них, изложенный в этой главе, — закон о церемониальной нечистоте женщин при деторождении (ст. 1−5), а также закон об их очищении от этой нечистоты (ст. 6 и далее).

Стихи 1−5. Данный закон провозглашает нечистой женщину после родов. Евреи говорят: «Этот закон распространялся даже на аборты, если только ребенок был настолько сформирован, что можно было определить его пол».

1. Сразу после родов наступал период строгого отделения, который продолжался семь дней, если родился мальчик, и четырнадцать дней, если родилась девочка (ст. 2, 5). На протяжении этого периода женщина была отделена от мужа и своих друзей, а те, кто по необходимости посещал ее, считались нечистыми. Это было основанием, почему младенцы мужского пола не обрезались до восьмого дня: так как они были сопричастны к нечистоте матери в течение дней ее отделения.

2. Также более длительный период предназначался для их очищения: еще тридцать три дня (всего сорок), если рождался мальчик, и удвоенный промежуток, если рождалась девочка (ст. 4−5). На протяжении этих дней они были отделены только от святилища и им запрещалось есть пасху или мирные жертвы, или, если это была жена священника, ей запрещалось есть все, что было свято для Господа. Почему эти периоды были удвоены в том случае, если рождалась девочка, я не могу объяснить, а лишь сослаться на волю Законодателя. Во Христе нет различий между мужчиной и женщиной (Гал 3:28; Кол 3:11). Эта церемониальная нечистота, которая по закону была присуща женщине после родов, должна была символизировать осквернение грехом, в котором мы все зачаты и рождены (Пс 50:7), ибо если корень нечист, то такова и ветвь. Кто родится чистым от нечистого? Если бы грех не вошел в мир, то лишь чистота и слава сопровождали бы плоды этого великого благословения: «Плодитесь и размножайтесь». Но сейчас, когда природа человека деградировала, воспроизведение этой природы подвержено подобным знакам позора, так как при этом оно умножает грех и порочность, а также в память о проклятии женщины, которая первая согрешила. «В скорби (к чему здесь добавлено в стыде) она будет рожать детей». Отлучение женщины на такой длительный период от святилища и от участия в святых обрядах символизирует то, что наша природная порочность (грех, который мы приводим в мир с собой) навсегда отлучила бы нас от наслаждения Богом и Его благоволением, если бы Он милостиво не побеспокоился о нашем очищении.

Стихи 6−8. Женщина после родов по истечении положенного срока могла вернуться к святилищу, но при этом должна была принести свои жертвы (ст. 6).

(1) Жертву всесожжения: агнца, если у нее была такая возможность, или голубя, если она была бедна. Она должна была сделать это в благодарность Богу за Его милость к ней, за то, что она благополучно пережила страдания, связанные с родами, и прочие трудности младенчества, а также в желании и надежде, что Бог и в дальнейшем будет милостив к ней и ребенку. С рождением ребенка приходит радость и надежда, и поэтому у нее были основания принести эту жертву, которая имела обычную природу. Мы должны благодарить за то, чему радуемся, а о своих надеждах должны молиться. Но кроме того:

(2) она должна была принести жертву за грех, одинаковую для богатых и бедных: горлицу или молодого голубя, ибо какая бы разница ни была между бедным и богатым в жертвах признания, очищение было одинаковым для обоих. Эта жертва за грех предназначалась то ли [1] чтобы закончить ее очищение от церемониальной нечистоты, которая хотя сама по себе не была греховной, но служила прообразом нравственного осквернения; то ли [2] чтобы принести искупительную жертву за то, что действительно было грехом: то ли чрезмерное желание быть благословленной детьми, то ли недовольство, то ли нетерпимость к болям во время беременности. Только благодаря Христу, великой Жертве за грех, порочность нашей природы побеждена, и благодаря этому из-за нее мы не отлучены от святилища и вкушения святынь. Соответственно этому закону и мать нашего благословенного Господа, хотя Он не был зачат в грехе, как другие, когда исполнились дни очищения, представила своего Сына пред Господа, так как Он был первенцем, и принесла свою собственную жертву: двух горлиц (Лк 2:22−24). Родители Христа были так бедны, что не могли принести во всесожжение агнца; так рано Он подчинился закону, чтобы искупить подзаконных. Нравственность данного закона обязывает женщин, которые получили милость от Бога при деторождении, признать проявленную к ним милость Божью, а себя — недостойными ее, а затем (что является наилучшим очищением женщин, которые спаслись при чадородии, 1Тим 2:15) пребывать в вере и любви и в святости с целомудрием, ибо это будет более угодно Богу, чем голубицы или молодые голуби.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
6  [1] — Или: для жертвы за грех; то же в ст. 8.
7  [2] — Для очищения Святилища требовались жертвы за грех или очистительные жертвы, как в случае совершенного греха, так и в случае физической нечистоты (см. 15:31 и 16:5−19, 29−34). Родившая женщина должна была принести священнику приношения не за «грех»; в том, что она родила ребенка, естественно, не было никакого греха. Жертва за грех (или в этом случае «очистительная жертва») была необходима по причине ее ритуальной нечистоты в дни ее кровотечений. С таким приношением приходила в Храм и Мария после рождения Иисуса (Лк 2:22−24).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.