Левит 8 глава

Левит, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Толкование Мэтью Генри

Под редакцией Кулаковых

1 ГОСПОДЬ сказал Моисею:
2 «Вели Аарону вместе с сыновьями его прийти ко входу в Шатер Откровения, где у тебя должны быть приготовлены священнические одежды, елей для помазания, бык для жертвы за грех и два барана; пусть там будет и корзина с пресными хлебами.
3 И собери там же и всю общину израильскую».
4 Сделал Моисей всё по слову ГОСПОДА, и, когда люди пришли ко входу в Шатер Откровения,
5 он обратился к ним: «Смотрите, вот что надлежит мне сделать по повелению ГОСПОДНЮ!»
6 После сих слов он вывел вперед Аарона и его сыновей и совершил над ними обряд омовения.
7 Потом облачил Аарона в хитон, подвязав его поясом; поверх хитона надел на посвящаемого ризу и возложил на нее эфод, закрепив его расшитым поясом эфода.
8 Надел Моисей на Аарона и нагрудник, возложив на него урим и туммим,
9 а голову покрыл тюрбаном,1 прикрепив к нему спереди цветку подобное золотое украшение2 — диадему священную, — сделал всё, как ГОСПОДЬ повелел ему.
10 Затем взял Моисей елей помазания и совершил обряд посвящения Скинии, помазав в ней елеем всё, что там было.
11 Елеем тем семь раз покропил он и жертвенник, а также сосуд умывальный и опору под ним, дабы посвятить всё это Богу;
12 немного елея помазания вылил он на голову самого Аарона, посвящая его на служение.
13 Потом подозвал к себе Моисей сыновей Аарона и надел на них хитоны, подвязав их поясами, и головы их покрыл тюрбанами — сделал всё, как ГОСПОДЬ повелел ему.
14 К Моисею подвели быка для принесения жертвы за грех; Аарон и его сыновья возложили свои руки на голову животного.
15 Моисей заколол его и, взяв немного крови, обмакнул в нее палец и помазал ею каждый рог жертвенника, тем самым сняв с него привнесенное людьми осквернение грехом.3 Потом вылил Моисей кровь к подножию его. Так посвятил он жертвенник, свершив и над ним обряд очищения.4
16 Затем Моисей собрал весь жир, покрывавший внутренности, сальник, что на печени, и обе почки с жиром на них и в дым обратил всё это на жертвеннике.
17 А самого быка — шкуру его, кишки и мясо — сжег Моисей за станом, как повелел ему ГОСПОДЬ.
18 Потом подвел он к Аарону и его сыновьям барана, что был ко всесожжению предназначен, и они возложили руки свои на голову того барана.
19 Когда же его закололи, Моисей окропил его кровью жертвенник со всех сторон,
20 а баран был рассечен на части, и Моисей в дым обратил и голову, и остальные части туши, как и весь жир.
21 Внутренности жертвы и голени ее были вымыты в воде, прежде чем Моисей в дым обратил всё это на жертвеннике — всего барана предал всесожжению, в благоухание угодное, в дар ГОСПОДУ, как Он Сам повелел Моисею.
22 И подвели затем к Моисею другого барана, того, который для обряда посвящения был предназначен. Аарон и сыновья его опять возложили руки свои на голову жертвы
23 и барана того закололи. Моисей взял пролитой крови немного и помазал ею мочку правого уха у Аарона, и большой палец правой руки его, и большой палец правой ноги.
24 Когда же приведены были сыновья Аароновы, каждому из них Моисей тоже помазал кровью мочку правого уха, большой палец правой руки и большой палец правой ноги. А потом остальной кровью окропил Моисей весь жертвенник, со всех сторон окропил его.
25 Вслед за тем взял он жир: курдюк и весь тот жир, коим покрыты были внутренности; сальник, что на печени, тоже взял и почки обе вместе с жиром на них, а заодно еще и правое бедро.
26 Взял он одну пресную лепешку из той корзины с пресными хлебами, что была в Скинии пред ГОСПОДОМ, и еще взял одну, приготовленную на оливковом масле, кроме того, один корж; возложил Моисей их на куски жира и на правое бедро жертвенного животного
27 и положил всё это на руки Аарону и сыновьям его, и вместе с ними он поднял эти дары вверх как приношение, возносимое перед ГОСПОДОМ.
28 После того Моисей взял это приношение из рук Аарона и сыновей его, сложил всё поверх всесожжения и в дым обратил на жертвеннике. Эти приношения свидетельствовали о посвящении и были благоуханием отрадным, в дар ГОСПОДУ вознесенным.
29 А затем взял Моисей грудину барана, поднял ее над собою как приношение, возносимое пред ГОСПОДОМ. Доля эта от барана, принесенного при посвящении в жертву, причиталась Моисею, как ему определил ГОСПОДЬ.
30 Взял Моисей немного елея помазания и крови, той, что оставалась на жертвеннике, покропил тем и другим на Аарона и его сыновей и на их одежды. Так посвятил он и Аарона с его одеждами, и сыновей его с облачениями их.
31 И сказал Моисей Аарону и сыновьям его: «Мясо сварите у входа в Шатер Откровения. Когда оно будет готово, возьмите это мясо и хлеб из той корзины, что с дарами для посвящения, и там же ешьте, как я заповедал вам, сказав: „Надлежит Аарону и его сыновьям есть это“.
32 Остатки мяса и хлеба должно вам сжечь, огню предать.
33 И семь дней не удаляйтесь от входа в Шатер Откровения, до тех самых пор пока не завершатся все дни обряда посвящения вашего, ибо посвящение ваше будет продолжаться5 семь дней.
34 Ныне содеянное Сам ГОСПОДЬ повелел нам сделать, дабы восстановить ваше единение с Ним.
35 Итак, надлежит вам целых семь дней, все эти дни и ночи, провести у входа в Шатер Откровения. И вы должны блюсти это установление ГОСПОДНЕ, дабы не погибнуть. Вот такое мне дано повеление».
36 Тогда Аарон и сыновья его исполнили всё, что ГОСПОДЬ повелел им через Моисея.

Толкование Мэтью Генри

Эта глава описывает торжественное посвящение Аарона и его сыновей на служение священников.

I. Это совершалось публично, а все сообщество было призвано, чтобы стать свидетелями этого события (ст. 1−4).

II. Это действие точно соответствовало Божьему повелению (ст. 5).

1. Они были омыты и облачены (ст. 6−9, 13).

2. Скиния и ее утварь были помазаны, а затем были помазаны священники (ст. 10−12).

3. За них была принесена жертва за грех (ст. 14−17).

4. Всесожжение (ст. 18−21).

5. Овен посвящения (ст. 22−30).

6. Это торжество длилось семь дней (ст. 31 и далее).

Стихи 1−13. Бог повелел Моисею посвятить Аарона и его сыновей на служение священников, когда тот был с ним еще в первый раз на горе Синай (Исх 28 и 29), где также были даны точные наставления, как это надо делать. И в этих стихах:

I. Эти повеления повторяются. То, что было велено сделать в то время, должно быть исполнено сейчас (ст. 2−3). Скиния была только что установлена, но без священников она была бы подобна подсвечнику без свечи; закон о жертвах был только что дан, но он не мог исполняться без священников, ибо хотя Аарон и его сыновья были объявлены для этого служения, но не могли его совершать, пока не были посвящены, что в свое время было невозможно совершить, пока не было подготовлено для этого место и не были учреждены постановления о том, что они могут приступить к работе как только будут помазаны и узнают, что рукоположены для этого служения не только ради почестей и выгоды, но и ради священства. Аарон и его сыновья были близкими родственниками Моисея, и поэтому он не совершал их помазание, пока не были даны дальнейшие повеления, чтобы не казалось, что он слишком старается возвеличить свою семью.

II. Все сообщество собралось ко входу скинии, то есть во дворе (ст. 4). Старейшины и начальники общества, представлявшие весь народ, были приглашены свидетелями, ибо двор мог вместить лишь немногих из многих тысяч народа Израильского. Действие совершалось на виду у всех, так как (1) это было торжественное соглашение между Богом и Израилем; священники должны быть поставлены для человеков на служение Богу, чтобы поддерживать утвержденное общение и вести переговоры обо всех делах между Богом и Его народом. И поэтому необходимо присутствие обеих сторон у дверей скинии собрания, дабы признать это назначение.

(2) Наблюдатели священной церемонии должны были проникнуться глубоким уважением к священникам и их служению, что было необходимо для народа, который оказался сильно склонным к зависти и недовольству. Странно, что некоторые их тех, кто был свидетелем этого события, впоследствии говорили: «Полно вам, сыны Левиины!» Что бы они сказали, если бы это было совершено тайно? Нет, очень правильно и поучительно, когда служителей рукополагают публично, plebe praesente — в присутствии всего собрания, как это делалось в первой церкви.

III. Было прочитано повеление (ст. 5). Моисей, который был представителем Бога на этой церемонии, изрек Его повеления собранию: «Вот что повелел Господь сделать». Хотя Бог венчал его царем Израиля, когда лицо его воссияло на глазах у всего народа, тем не менее он сам не учредил и не назначил ничего, что касалось поклонения Богу, а изложил то, что велел Бог. Священство, переданное им, он принял от Господа. Отметьте: все, кто служит среди святынь, должны взирать на Божьи повеления, как на свое правило и предписание, ибо лишь при соблюдении этого условия они могут надеяться, что будут признаны и приняты Богом. В таком случае во всех действиях религиозного поклонения мы сможем сказать: «Это то, что Господь повелел сделать».

IV. Церемония совершалась соответственно божественному ритуалу.

1. Аарон и его сыновья омылись водою (ст. 6); это символизировало, что с данного момента они очищаются от всевозможных греховных расположений и склонностей и будут поддерживать себя в чистоте. Христос Своей Кровью омывает от грехов тех, кого Он делает царями и священниками нашего Бога (Откр 1:5−6), а те, кто приближается к Богу, должны быть омыты в чистой воде (Евр 10:22). Хотя и до нынешнего момента они были чисты и не было в них видно никакой нечистоты, тем не менее, как бы чисты ни были их тела, они должны были омыться, символизируя свое очищение от греха, которым была осквернена их душа.

2. Они оделись в святые одежды. Аарон надел свою одежду (ст. 7−9), которая символизировала достоинства Христа, нашего великого первосвященника, а его сыновья — свою (ст. 13), которая символизировала благочестие христиан, являющихся духовными священниками. Христос носит наперсник судный и святой венец, ибо первосвященник Церкви является ее пророком и царем. Все верующие облачены в одежды праведности, препоясаны поясом истины, решимости и усердия, а их головы опоясаны (как здесь указано) диадемой красоты — диадемой святости.

3. Похоже, первосвященник и святыни были помазаны одновременно; некоторые считают, что они были помазаны ранее, но их помазание здесь упоминается, так как Аарон был помазан тем же елеем, что и они, но манера, в которой об этом здесь повествуется, делает более правдоподобным тот факт, что это происходило в одно и то же время, а семь дней, которые ушли на посвящение жертвенника, и семь дней, посвященных помазанию священника, были просто совпадением. Моисей своим пальцем помазал небольшим количеством елея скинию и всю ее утварь (ст. 10), то же было проделано с жертвенником (ст. 11); они должны были освящать золото и дары (Мф 23:17−19) и поэтому сами быть освященными подобным образом. Но на голову Аарона он пролил намного больше елея (ст. 12), так что он стекал на полы его одежды, так как его помазание было прообразом помазания Христа Святым Духом, который Ему был дан без меры. В то же время все верующие также приняли помазание, которое произвело на них неизгладимое впечатление (1Ин 2:27).

Стихи 14−30. Завет священства должен быть подтвержден жертвоприношением, как и другие заветы (Пс 49:5). Подобным образом Христос был посвящен собственной жертвой, однажды и навсегда. Жертвы всех видов должны были приноситься за священников, чтобы они с большей нежностью и заботой приносили дары и жертвы народа — снисходя к невежественным и заблуждающимся, не оскорбляя тех, за кого приносились жертвы, и помня, что за них самих приносились жертвы, так как сами были обложены немощью.

1. Телец, самая большая жертва, приносилась как жертва за грех (ст. 14), чтобы тем самым очистить их и вина за прежние грехи их предыдущего состояния никаким образом не отразилась на их новом положении. Когда Исаия был послан как пророк, то к его утешению ему было сказано: «…беззаконие твое удалено от тебя» (Ис 6:7). Служители, которым предстояло возвещать другим, что их грехи прощены, должны приложить усердие, чтобы в первую очередь убедить самих себя в том, что их собственные грехи прощены. Тот, кому вверено служение примирения, вначале сам должен примириться с Богом, чтобы иметь возможность ходатайствовать за души других, как за свою собственную.

2. В жертву всесожжения был принесен овен (ст. 18−21). Этой жертвой они воздавали Богу славу за великую честь, которая им была оказана, и возносили за нее хвалу; так Павел поблагодарил Иисуса Христа, определившего его на служение (1Тим 1:12). Это также подразумевало посвященность их самих и их служений во славу Бога.

3. Еще один овен — овен посвящения — был принесен в качестве мирной жертвы (ст. 22 и далее). Этой кровью были помазаны священники — их уши, большие пальцы правой руки и большие пальцы правой ноги, а также был окроплен жертвенник. Тем самым они символически обручались жертвеннику, который должны были посещать каждый день. Все церемонии, связанные с принесением этой жертвы, как и предыдущие, были определены повелением Бога. И если мы сравним эту главу с Книгой Исход 29, то увидим, что совершение этого торжественного обряда точно соответствует приведенным там заповедям и ничем не отличается. Поэтому здесь, как и в описании скинии и ее сосудов, вновь и вновь повторяется: «…как повелел Господь Моисею». Подобным образом Христос, освятив себя Своей собственной Кровью, взирал на волю Своего Отца: «…как заповедал Мне Отец, так и творю» (Ин 14:31; Ин 10:18; Ин 6:38).

Стихи 31−36. Моисей, совершив свою часть обряда, теперь предоставляет Аарону и его сыновьям исполнить их часть.

I. Они должны были сварить мясо мирной жертвы и съесть его во дворе скинии, а оставшееся — сжечь на огне (ст. 31−32). Это символизировало их благодарность и одобрение посвящения; подобным образом, когда Бог дал Иезекиилю поручение, то повелел ему съесть свиток (Иез 3:1−2).

II. В течение семи дней они не должны были выходить со двора скинии (ст. 33). Священники должны быть хорошими воинами; им предстояло научиться переносить трудности и быть освобожденными от дел житейских (2Тим 2:3−4). Будучи посвященными на служение, они должны были полностью отдать себя ему и быть сим самым постоянно занятыми. Подобным образом апостолам Христа было велено ждать обещанного от Отца (Деян 1:4). В течение времени, определенного для их освящения, они должны были каждый день приносить те жертвы, которые были назначены в первый день (ст. 34). Это демонстрирует несовершенство жертв, совершаемых согласно закону Моисея, которые должны были часто повторяться на том основании, что не могли очистить от греха (Евр 10:1−2), а повторялись семь раз (число совершенства), так как были прообразом Жертвы, которая одним приношением навсегда сделала совершенными освящаемых. Это продолжалось в течение семи дней, ибо по существу напоминало сотворение; это время было определено, дабы почтить субботу, которая, скорее всего, была последним днем из семи, и для нее они должны были готовиться шесть дней. Подобным образом время нашей жизни, как и шесть дней недели, должны служить для нашего освящения Богу, когда настанет вечная суббота. Они должны были стоять на страже день и ночь (ст. 35), и такими же постоянными должны быть мы в своих размышлениях о законе Божьем (Пс 1:2). Они должны были быть на страже у Господа; так и каждый из нас должен быть на страже, чтобы прославлять вечного Бога, заботиться о вечной душе, исполнять необходимые обязанности и служить своему поколению. Каждый день мы должны стараться исполнять эти обязанности, ибо тот же самый долг должен был исполнить Господь наш Учитель, который вскоре призовет нас дать отчет об этом, и мы подвергаем себя смертельной участи, если пренебрежем им. Будьте на страже, чтобы не умереть; ибо вечная смерть ожидает того, кто не оправдал оказанного ему доверия, и размышления об этом должны поддерживать нас в благоговении. И наконец, нам сказано (ст. 36), что исполнил Аарон и сыны его все, что повелел Господь через Моисея. Так совершилось их посвящение; тем самым они преподнесли народу пример точного послушания законам жертвоприношения, которые только что были даны, и теперь, обладая большей благодатью, они могли учить их. Подобным образом (как с Аароном и его сыновьями) были заключены завет мира (Чис 25:12) и завет жизни и мира (Мал 2:5), но после всех обрядов, использованных при посвящении, должен состояться обряд подтверждения, призванный прославить и утвердить священство Христа: ибо те были священниками без клятвы, а Сей (Христос) с клятвою (Евр 7:21), ибо ни такие священники, ни такое священство не могли быть вечными, а Христос — вечное и неизменное священство. Служители Евангелия сравнивались с теми, которые служили у жертвенника, ибо они — священнодействующие (1Кор 9:13); они являются устами Бога для народа и устами народа, обращенными к Богу, а пасторов и учителей Христос назначил, чтобы они продолжали служить в Церкви до конца времен; похоже, именно их имели в виду в обетовании, которое касалось евангельских времен (Ис 66:2): «Из них буду брать также в священники и левиты». Ни один человек не может взять себе эту славу, но лишь тот, кто, пройдя через испытание, был найден облаченным и помазанным Духом Божьим, получив от Него дары благодати, сделавшие его годным для этого, кто от всего сердца всецело посвятил себя служению, и поэтому словом и молитвой (ибо ими освящается всякая вещь), рукоположением тех, кто постоянно пребывает в молитве и служении слова, отделен для этого служения и представлен Христу служителем, а Церкви — управляющим и водителем. И тот, кто подобным образом торжественно посвящен Богу, не должен оставлять свое служение, а верно пребывать в нем до конца своих дней; а поступающие так, которые продолжают трудиться в слове и учении, будут признаны достойными сугубой чести — в двойном количестве по сравнению с той, которая оказывалась ветхозаветным священникам.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
9  [1] — Или: головной повязкой, подобной тюрбану; то же в ст. 13.
9  [2] — Букв.: золотую пластинку.
15  [3] — Евр. глагол хата («грешить») здесь указывает на действие, обратное тому, которое обозначено глаголом «грешить», т. е. в данном случае Моисей не просто очистил жертвенник, а совершил нечто вроде обеззараживания его.
15  [4] — Обряд очищения неодушевленных предметов, входивших прямо или косвенно в соприкосновение с человеческой нечистотой и греховностью, подчеркивал отвратительность греха и его несовместимость со святостью Бога.
33  [5] — Букв.: ваши руки будут наполняться; см. примеч. к Исх 28:41.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.