Судей 21 глава

Книга Судей израилевых
Перевод Десницкого → Толкование Далласской семинарии

Перевод Десницкого

1 Еще в Мицпе принесли израильтяне клятву: «Проклят всякий, кто выдаст дочь замуж в племя Вениаминово!»
2 Теперь народ пришел в Бет-Эль и сидел там до вечера перед Богом. Они подняли великий плач:
3 «Для чего же, Господи, Боже Израилев, случилось такое в Израиле, что не стало сегодня в Израиле одного племени?»
4 На другой день утром народ поднялся, сложил там жертвенник и принес жертвы всесожжения и мирные жертвы.

5 Стали сыны Израилевы спрашивать: «Кто из всех племен Израилевых не ходил на собрание Господне? Великая клятва была наложена на всякого, кто не придет к Господу в Мицпу: такой должен умереть!»
6 Еще сыны Израилевы жалели своих братьев вениамитян и говорили: «Погибло теперь одно из племен Израилевых!
7 Как же нам поступить, чтобы добыть жен для уцелевших, если мы поклялись Господу не давать им в жены своих дочерей?»
8 Они стали спрашивать: «Нет ли среди племен Израилевых кого-то, кто не ходил к Господу в Мицпу?»* А ведь на собрание, в лагерь, никто не приходил из Явеша Галаадского:
9 когда устроили перекличку народу, оказалось, что из Явеша Галаадского не было там никого.
10 Собрание отправило в Явеш двенадцать тысяч человек, могучих мужей, с таким приказом: «Ступайте, поразите жителей Явеша Галаадского мечом, включая женщин и детей,
11 но только поступите так: уничтожьте, предав заклятию, всякого мужчину, а из женщин лишь тех, что познали мужа*».
12 Среди жителей Явеша Галаадского они нашли четыреста юных девственниц, которые не бывали с мужчиной на ложе, и привели их в лагерь в Шило, что в земле Ханаанской.

13 Потом собрание отправило послов для переговоров с сынами Вениаминовыми, которые были на горе Риммон, чтобы предложить им мир.
14 Тогда вениамитяне вернулись, и им дали в жены оставшихся в живых девушек из Явеша Галаадского, но их оказалось недостаточно.
15 Народ жалел вениамитян, ведь Господь сразил одно из племен Израилевых.
16 Говорили старейшины собрания: «Как же нам поступить, чтобы добыть жен для уцелевших, ведь у вениамитян не осталось женщин?»
17 И добавляли: «Пусть остается за Вениамином его наследственный удел, да не погибнет одно из племен Израилевых!
18 Но сами мы не можем дать им жен, ведь мы наложили проклятье на всякого, кто выдаст дочь замуж в племя Вениаминово».

19 Но им подсказали: «Из года в год в Шило бывает празднество Господу» (это к северу от Бет-Эля, к востоку от дороги, ведущей из Бет-Эля в Шехем и к югу от Левоны).
20 И они повелели сынам Вениамина: «Ступайте, устройте засаду в виноградниках
21 у Шило! Когда увидите, что местные девушки вышли на свои пляски, то выбегайте из виноградников, хватайте себе каждый жену из тамошних девушек и возвращайтесь в землю Вениаминову.
22 А когда придут к нам жаловаться их отцы или братья, мы уговорим их смилостивиться. Мы скажем: “Женщин, которых мы взяли на войне для Вениаминова племени, не хватило. А на вас нет никакой вины: вы же не выдавали своих дочерей туда замуж”».
23 Так и поступили сыны Вениаминовы: добыли себе жен, сколько им недоставало, похватав пляшущих девушек, и вернулись в свой удел. Они отстроили и заново заселили свои города.
24 А сыны Израилевы разошлись в ту пору по своим племенам и родам, каждый пошел в свой удел.

25 Не было в те дни царя в Израиле, каждый делал, что считал правильным.

Толкование Далласской семинарии

3. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕМЕНИ ВЕНИАМИНОВА (21:1−24)

а. Озабоченность Израиля восстановлением утраченного (21:1−7)

Суд 21:1−7. Итак, гивитяне понесли наказание за свою жестокость (19:25−26), и смертью большей части потомства Вениаминова (20:35) Израиль очистился от «вины крови». Но вслед за тем он оказался перед лицом новой, весьма болезненной, проблемы: одно из колен его было почти уничтожено; при наличии лишь 600 мужчин и отсутствии женщин вениамитяне оказались на грани исчезновения. Проблема эта усложнялась тем, что Израильтяне… поклялись в Массифе не выдавать своих дочерей замуж за сынов Вениаминовых (сравните 21:7, 18).

А если бы эти шестьсот оставшихся в живых воинов стали брать себе в жены неизраильтянок, то тем нарушили бы Моисеев закон (Исх 34:16; Втор 7:3). И второе нелегкое обстоятельство ожидало своего решения: Израилю — во исполнение еще одной его торжественной клятвы — предстояло предать смерти тех своих соплеменников, чьи представители не явились в собрание пред Господа… в Массифу.

Перспектива исчезновения колена Вениаминова вновь привела израильтян в Вефиль (в дом Божий), где они сидели… до вечера, громко вопя и плача и жалуясь: за что это случилось с Израилем, что не стало теперь у него одного колена? На другой день они вознесли Богу всесожжение и мирную жертву (сравните 20:26).

б. Поход Израиля против Иависа (21:8−12)

Суд 21:8−12. Затем народ приступил к решению «второй проблемы» (стих 5). По выяснении дела оказалось, что никто из Иависа Галаадского не приходил на собрание… в Массифу. (Иавис Галаадский находился километрах в 12 на юго-восток от Бет Шана и километра на три восточнее р. Иордан.) И тогда двенадцать тысяч воинов послано было в этот город с приказанием — поразить мечем… жителей Иависа Галаадского, включая женщин и детей, но при этом оставить в живых девиц, не познавших ложе мужеское; это-то и должно было послужить ключом к решению первой проблемы — спасению от полного уничтожения племени Вениамина.

в. Примирение Израиля с Вениамином (21:13−18)

Суд 21:13−18. И послало все общество к находившимся в… Риммоне шестистам вениамитянам своих послов — с официальным объявлением им мира (евр. «шалом», подразумевающее восстановление вениамитян в правах завета). Те приняли предложение мира и получили в жены четыреста девиц из Иависа Галаадского. Двести вениамитян остались таким образом без жен.

г. Вениамитяне получают недостававших им женщин из Силома (21:19−24)

Суд 21:19. Тогда израильтяне составили план, основанный на обнаруженной в данной ими клятве… лазейке. Они ведь поклялись не давать своих дочерей в жены вениамитянам (стих 1, 7, 18), но о том, что девицы не могут быть взяты силою, в клятве ничего сказано не было. Между тем, как раз в ближайшее время девицам из Силома (находившегося километрах в 17 севернее Массифы) предстояло собраться на местный праздник урожая, чтобы водить хороводы и танцевать в полях, близ виноградников. Этим обстоятельством и предложено было воспользоваться вениамитянам.

Суд 21:20−24. Двести воинов, оставшихся без женщин, должны были спрятаться в виноградниках и ждать, пока праздничное веселье не разгорится во всю, и тогда, выскочив из укрытия, схватить каждому по жене из девиц Силомских и поспешить с ними в землю Вениаминову.

Израильтянам же, задумавшим все это, предстояло вступить в объяснение с мужчинами силомскими и просить у них прощение за совершившееся. В последнюю фразу стих 22 (в русском тексте), видимо, вкралась ошибка: дело в том, что именно в их невиновности (в нарушении клятвы, данной в Массифе; стих 1) намеревались израильтяне заверить силомлян (так в англ. тексте Библии) — ведь они не отдали своих дочерей добровольно сынам Вениаминовым.

Так было предотвращено искоренение племени Вениамина: они возвратились в удел свой, и построили города, и стали жить в них. Колено Вениаминово выжило, хотя и ценой хитрости, давшей израильтянам возможность «обойти» клятву.

4. СПЕЦИФИКА ПЕРИОДА СУДЕЙ (21:25)

Суд 21:25. Книга Судей завершается финальной констатацией того факта, что люди оказались бессильны справиться с собственным нравственным падением и общественной анархией в период, предшествовавший установлению в Израиле монархического правления. Как уже трижды заявлялось до этого, в те дни не было царя у Израиля (17:6; 18:1; 19:1). Печально звучит последняя фраза этой книги: каждый делал то, что ему казалось справедливым.

Но хотя в те дни Израиль постоянно страдал от своих многочисленных врагов, стоило народу в раскаянии обратиться к Богу, как Он являл ему Свою милость. Мыслью о Божией справедливости и милости Его книга Судей пронизана от начала до конца: справедливость Господа — в наказании греха, милость — в прощении его.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.