«О, алтарь, алтарь! Вот что говорит Господь: „В семье Давида родится сын по имени Иосия. Он на тебе принесёт в жертву священников, которые сейчас воскуряют на тебе благовонное курение. Он сожжёт на тебе человеческие кости, чтобы никогда больше не было принесено на тебе жертв”».
«Вот знамение того, что это сказал Господь: Господь сказал: „Этот алтарь развалится, и пепел с него рассыплется по земле”».
«Схватите его!» Но, когда царь произнёс эти слова, его рука, указывающая на человека, одеревенела, и он не мог пошевелить ею.
«Прошу тебя, помолись Господу, Богу твоему, помолись за меня, чтобы моя рука исцелилась».
Божий человек помолился Господу, и рука царя исцелилась.
«Зайди со мной в дом, поешь немного, и я дам тебе подарок».
«Даже если бы ты давал мне половину твоего царства, я не пошёл бы с тобой и не стал бы есть хлеб и пить здесь воду.
«Какой дорогой он пошёл?»
Сыновья показали ему, какой дорогой пошёл Божий человек из Иудеи.
«Оседлайте мне осла».
Когда они оседлали ему осла, он сел на него
«Ты ли Божий человек, который пришёл из Иудеи?»
Человек ответил:
«Да, это я».
«Зайди со мной в дом и поешь».
«Я не могу возвратиться и пойти с тобой и не могу есть хлеб или пить у тебя воду.
«Я тоже пророк, как и ты. Ангел Господний сказал мне: „Верни его к себе в дом, пусть он поест хлеба и напьётся воды”».
«Господь говорит, что ты не повиновался Его слову и не выполнил того, что повелел тебе Господь, Бог твой.
«Это тот Божий человек, который не повиновался приказанию Господа. Тогда Господь, как и обещал, послал льва, убившего его».
«Оседлайте мне осла».
Они сделали то, о чём просил их отец.
«Мне жаль тебя, брат мой!»
«Когда я умру, похороните меня в гробнице, в которой похоронен Божий человек. Положите мои кости рядом с его костями.
Стих 21
Но из любви сердца человеческого, по причине которой никто никогда не имел ненависти к своей плоти (29 Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, Еф 5:29), если люди узнают, что после их смерти будет отсутствовать что-то из частей их единого тела, требуемого торжественным обрядом погребения по обычаям их родины или народа, то опечалятся. Ведь люди перед смертью опасаются за свои тела, в том числе и в отношении того, что после их смерти уже не имеет на них никакого воздействия. В подтверждение сказанному мы найдем в Книге Царств упоминание о том, как Господь через одного пророка угрожает другому пророку, который не повиновался устам Господа, тем, что тело его не войдет в гробницу отцов его. Писание так сообщает нам об этом: Так говорит Господь: за то, что ты не повиновался устам Господа и не соблюл повеления, которое заповедал тебе Господь Бог твой, но воротился, ел хлеб и пил воду в том месте, о котором Он сказал тебе: «не ешь хлеба и не пей воды», тело твое не войдет в гробницу отцов твоих. Если мы задумаемся о тяжести сего наказания в свете слов евангельских, из которых явствует, что после смерти тела нет оснований опасаться страдания безжизненных его членов, то нам даже нет необходимости называть это наказанием. Однако, если мы примем во внимание благоговейное отношение человека к своей плоти, то поймем, насколько живой человек мог быть напуган и опечален такой участью, хотя бы мертвые члены его и не чувствовали. Ибо именно в такой мере хотел Господь наказать раба Своего, коль скоро не по своей строптивости тот пренебрег исполнением предостережения Господня, но по причине обмана со стороны другого человека ошибочно полагал себя послушным голосу Господа, хотя сам его ослушался [по человеческой доверчивости].
О надлежащей заботе об умерших. Сl. 0307, 7.9.634.9.
Стих 22
Если мы задумаемся о тяжести этого наказания в свете слов евангельских, из которых явствует, что после смерти тела нет оснований опасаться страдания безжизненных его членов, то нам даже нет необходимости называть это наказанием. Но если мы примем во внимание благоговейное отношение человека к своей плоти, то поймем, насколько живой человек мог быть напуган и опечален такой участью, хотя бы мертвые члены его и не чувствовали. Ибо именно в такой мере хотел Господь наказать раба Своего, коль скоро не по своей строптивости тот пренебрег исполнением предостережения Господня, но по причине обмана со стороны другого человека ошибочно полагал себя послушным голосу Господа, в то время как сам Его ослушался.
О надлежащей заботе за умерших
Стих 24
Не следует находить, что человека Божьего загрыз дикий зверь с тем, чтобы в наказание душа его была похищена тартаром, когда тот же самый лев, который был причиной его смерти, охранял его тело. И ведь даже вьючное животное, которое было с хозяином, бесстрашно продолжало стоять невредимым подле его мертвого тела в присутствии погубившего его ужасного хищного зверя. Этот удивительный образ из Писания открывает нам, что человек Божий скорее подвергся временному наказанию до своей смерти хотя бы и ценой его жизни, нежели чем наказанию после смерти. Не по этому ли поводу апостол Павел после упоминания об определенных немощах и болезнях и смертях многих говорит: Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром (31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. 32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром. 1Кор 11:31−32).
Источник: О надлежащей заботе за умерших
Стих 28
См. комм. к 24 И отправился тот. И встретил его на дороге лев и умертвил его. И лежало тело его, брошенное на дороге; осел же стоял подле него, и лев стоял подле тела. 3Цар 13:24
Стих 29
Весьма здраво рассудил обманщик человека Божия. Он позаботился похоронить его с почестями в своей усыпальнице, а также распорядился и себя похоронить подле костей человека Божия в надежде уберечь свои собственные кости в то время по пророчеству человека Божия, когда Иосия, царь иудейский, раскопает кости многих из мертвых и осквернит возведенные перед статуями идолов кощунственные алтари. Иосия пощадил эту могилу, в которой лежал пророк, предсказавший более трехсот лет тому назад описываемые события. И только ради него не было разорено место захоронения того человека, который обманул человека Божия. Из чувства благоговения перед собственным телом он позаботился о своих останках, убив свою душу обманом. Отсюда следует, что ему послужило истинным наказанием узнать о том, что он не будет захоронен в могиле своих отцов, ибо каждый питает естественную привязанность к своей плоти. Поэтому он позаботился о том, чтобы его кости сохранились благодаря захоронению их рядом с останками того, чью могилу никто не потревожит.
О надлежащей заботе об умерших. Cl. 0307, 7.9.636.4.
Стих 30
Предусмотрительно позаботился обманщик человека Божия захоронить его с почестями в своей усыпальнице. Он же распорядился и себя похоронить подле костей человека Божия в надежде уберечь свои собственные кости в то время, по пророчеству человека Божия, когда Иосия, царь иудейский, раскопает кости многих из мертвых и осквернит кощунственные алтари, возведенные перед статуями идолов. Он пощадил эту могилу, в которой лежал пророк, предсказавший более трёхсот лет тому назад описываемые события. И только ради него не было разорено место захоронения того человека, который его обманул. Из чувства благоговения перед собственным телом он позаботился о своих останках, убив душу свою обманом. Отсюда следует, что ему послужило истинным наказанием узнать о том, что он не будет захоронен в могиле своих отцов, ибо каждый питает естественную привязанность к своей плоти. Поэтому он позаботился о том, чтобы его кости сохранились благодаря захоронению их подле того, чью могилу никто не потревожит.
О надлежащей заботе за умерших