3 Царств 13 глава

Третья книга Царств
Библейской Лиги ERV → Толкования Августина

Библейской Лиги ERV

1 Господь приказал Божьему человеку пойти из Иудеи в Вефиль. Он пришёл туда в то время, когда Иеровоам стоял у алтаря, чтобы принести благовонное курение.
2 Господь приказал Божьему человеку сказать у алтаря:
«О, алтарь, алтарь! Вот что говорит Господь: „В семье Давида родится сын по имени Иосия. Он на тебе принесёт в жертву священников, которые сейчас воскуряют на тебе благовонное курение. Он сожжёт на тебе человеческие кости, чтобы никогда больше не было принесено на тебе жертв”».
3 В тот же день Божий человек дал людям подтверждение того, что это произойдёт. Он сказал:
«Вот знамение того, что это сказал Господь: Господь сказал: „Этот алтарь развалится, и пепел с него рассыплется по земле”».
4 Услышав, что Божий человек сказал об алтаре в Вефиле, царь Иеровоам отнял свою руку от алтаря, указал на человека и сказал:
«Схватите его!» Но, когда царь произнёс эти слова, его рука, указывающая на человека, одеревенела, и он не мог пошевелить ею.
5 Затем алтарь развалился, а пепел с него рассыпался по земле. Всё произошло именно так, как предсказал Божий человек, и являлось доказательством того, что это пророчество пришло от Господа.
6 Тогда царь сказал Божьему человеку:
«Прошу тебя, помолись Господу, Богу твоему, помолись за меня, чтобы моя рука исцелилась».
Божий человек помолился Господу, и рука царя исцелилась.
7 И сказал царь Божьему человеку:
«Зайди со мной в дом, поешь немного, и я дам тебе подарок».
8 Но Божий человек ответил царю:
«Даже если бы ты давал мне половину твоего царства, я не пошёл бы с тобой и не стал бы есть хлеб и пить здесь воду.
9 Господь наказал мне: „Не ешь там хлеб и не пей там воду, и не возвращайся домой той дорогой, которой пришёл”».
10 Затем он отправился домой другой дорогой, не той, по которой пришёл в Вефиль.
11 В Вефиле жил один старый пророк. Его сыновья пришли и рассказали ему всё, что сделал в тот день в Вефиле Божий человек. Они также пересказали отцу то, что он говорил Иеровоаму.
12 И спросил их отец:
«Какой дорогой он пошёл?»
Сыновья показали ему, какой дорогой пошёл Божий человек из Иудеи.
13 Тогда он сказал своим сыновьям:
«Оседлайте мне осла».
Когда они оседлали ему осла, он сел на него
14 и поехал вслед за Божьим человеком. Он нашёл Божьего человека, когда тот сидел под дубом. Он спросил:
«Ты ли Божий человек, который пришёл из Иудеи?»
Человек ответил:
«Да, это я».
15 И старый пророк просил его:
«Зайди со мной в дом и поешь».
16 Но Божий человек сказал:
«Я не могу возвратиться и пойти с тобой и не могу есть хлеб или пить у тебя воду.
17 Господь сказал мне: „Не ешь там хлеб и не пей воду, и не возвращайся назад дорогой, которой пришёл”».
18 Тогда старый пророк обманул его, сказав:
«Я тоже пророк, как и ты. Ангел Господний сказал мне: „Верни его к себе в дом, пусть он поест хлеба и напьётся воды”».
19 Тогда Божий человек вернулся с ним и поел хлеба, и напился воды в его доме.
20 Когда они ещё сидели за столом, к старому пророку было слово Господа.
21 И сказал старый пророк Божьему человеку из Иудеи:
«Господь говорит, что ты не повиновался Его слову и не выполнил того, что повелел тебе Господь, Бог твой.
22 Ты вернулся и ел хлеб, и пил воду в том месте, в котором Я запретил тебе есть и пить. Именно поэтому твоё тело не будет похоронено в твоей семейной могиле».
23 Когда Божий человек закончил есть и пить, пророк, который привёл его назад, оседлал для него осла.
24 Затем он отправился своей дорогой, но по дороге его встретил лев и убил. Его тело лежало, брошенное на дороге, а осёл и лев стояли возле него.
25 Проходившие мимо люди увидели тело, брошенное там, и льва, стоящего возле тела. Они пошли и рассказали об этом в городе, где жил старый пророк.
26 Когда пророк услышал о том, что произошло, он сказал:
«Это тот Божий человек, который не повиновался приказанию Господа. Тогда Господь, как и обещал, послал льва, убившего его».
27 И сказал пророк своим сыновьям:
«Оседлайте мне осла».
Они сделали то, о чём просил их отец.
28 Затем он отправился и нашёл тело, брошенное на дороге, а также осла и льва, стоявшего возле него. Лев не съел тела и не тронул осла.
29 Пророк поднял тело Божьего человека, положил его на осла и привёз обратно в свой город, чтобы оплакать и похоронить его.
30 Он положил мёртвое тело в своей гробнице и оплакивал его, говоря:
«Мне жаль тебя, брат мой!»
31 После погребения пророк сказал своим сыновьям:
«Когда я умру, похороните меня в гробнице, в которой похоронен Божий человек. Положите мои кости рядом с его костями.
32 И сбудутся слова, которые Господь говорил через него об алтаре в Вефиле и обо всех местах поклонения на высотах в других самарийских городах».
33 И даже после этого Иеровоам не изменился. Он продолжал творить зло и продолжал ставить простых людей священниками, которые служили на высотах. Он посвящал любого, кто хотел, и тот становился священником на высотах.
34 Это был грех, который вызвал гибель и крушение его царства.

Толкования Августина

Стих 21

Но из любви сердца человеческого, по причине которой никто никогда не имел ненависти к своей плоти (29 Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, Еф 5:29), если люди узнают, что после их смерти будет отсутствовать что-то из частей их единого тела, требуемого торжественным обрядом погребения по обычаям их родины или народа, то опечалятся. Ведь люди перед смертью опасаются за свои тела, в том числе и в отношении того, что после их смерти уже не имеет на них никакого воздействия. В подтверждение сказанному мы найдем в Книге Царств упоминание о том, как Господь через одного пророка угрожает другому пророку, который не повиновался устам Господа, тем, что тело его не войдет в гробницу отцов его. Писание так сообщает нам об этом: Так говорит Господь: за то, что ты не повиновался устам Господа и не соблюл повеления, которое заповедал тебе Господь Бог твой, но воротился, ел хлеб и пил воду в том месте, о котором Он сказал тебе: «не ешь хлеба и не пей воды», тело твое не войдет в гробницу отцов твоих. Если мы задумаемся о тяжести сего наказания в свете слов евангельских, из которых явствует, что после смерти тела нет оснований опасаться страдания безжизненных его членов, то нам даже нет необходимости называть это наказанием. Однако, если мы примем во внимание благоговейное отношение человека к своей плоти, то поймем, насколько живой человек мог быть напуган и опечален такой участью, хотя бы мертвые члены его и не чувствовали. Ибо именно в такой мере хотел Господь наказать раба Своего, коль скоро не по своей строптивости тот пренебрег исполнением предостережения Господня, но по причине обмана со стороны другого человека ошибочно полагал себя послушным голосу Господа, хотя сам его ослушался [по человеческой доверчивости].

О надлежащей заботе об умерших. Сl. 0307, 7.9.634.9.

Стих 22

Если мы задумаемся о тяжести этого наказания в свете слов евангельских, из которых явствует, что после смерти тела нет оснований опасаться страдания безжизненных его членов, то нам даже нет необходимости называть это наказанием. Но если мы примем во внимание благоговейное отношение человека к своей плоти, то поймем, насколько живой человек мог быть напуган и опечален такой участью, хотя бы мертвые члены его и не чувствовали. Ибо именно в такой мере хотел Господь наказать раба Своего, коль скоро не по своей строптивости тот пренебрег исполнением предостережения Господня, но по причине обмана со стороны другого человека ошибочно полагал себя послушным голосу Господа, в то время как сам Его ослушался.

О надлежащей заботе за умерших

Стих 24

Не следует находить, что человека Божьего загрыз дикий зверь с тем, чтобы в наказание душа его была похищена тартаром, когда тот же самый лев, который был причиной его смерти, охранял его тело. И ведь даже вьючное животное, которое было с хозяином, бесстрашно продолжало стоять невредимым подле его мертвого тела в присутствии погубившего его ужасного хищного зверя. Этот удивительный образ из Писания открывает нам, что человек Божий скорее подвергся временному наказанию до своей смерти хотя бы и ценой его жизни, нежели чем наказанию после смерти. Не по этому ли поводу апостол Павел после упоминания об определенных немощах и болезнях и смертях многих говорит: Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром (31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. 32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром. 1Кор 11:31−32).

Источник: О надлежащей заботе за умерших

Стих 28

См. комм. к 24 И отправился тот. И встретил его на дороге лев и умертвил его. И лежало тело его, брошенное на дороге; осел же стоял подле него, и лев стоял подле тела. 3Цар 13:24

Стих 29

Весьма здраво рассудил обманщик человека Божия. Он позаботился похоронить его с почестями в своей усыпальнице, а также распорядился и себя похоронить подле костей человека Божия в надежде уберечь свои собственные кости в то время по пророчеству человека Божия, когда Иосия, царь иудейский, раскопает кости многих из мертвых и осквернит возведенные перед статуями идолов кощунственные алтари. Иосия пощадил эту могилу, в которой лежал пророк, предсказавший более трехсот лет тому назад описываемые события. И только ради него не было разорено место захоронения того человека, который обманул человека Божия. Из чувства благоговения перед собственным телом он позаботился о своих останках, убив свою душу обманом. Отсюда следует, что ему послужило истинным наказанием узнать о том, что он не будет захоронен в могиле своих отцов, ибо каждый питает естественную привязанность к своей плоти. Поэтому он позаботился о том, чтобы его кости сохранились благодаря захоронению их рядом с останками того, чью могилу никто не потревожит.

О надлежащей заботе об умерших. Cl. 0307, 7.9.636.4.

Стих 30

Предусмотрительно позаботился обманщик человека Божия захоронить его с почестями в своей усыпальнице. Он же распорядился и себя похоронить подле костей человека Божия в надежде уберечь свои собственные кости в то время, по пророчеству человека Божия, когда Иосия, царь иудейский, раскопает кости многих из мертвых и осквернит кощунственные алтари, возведенные перед статуями идолов. Он пощадил эту могилу, в которой лежал пророк, предсказавший более трёхсот лет тому назад описываемые события. И только ради него не было разорено место захоронения того человека, который его обманул. Из чувства благоговения перед собственным телом он позаботился о своих останках, убив душу свою обманом. Отсюда следует, что ему послужило истинным наказанием узнать о том, что он не будет захоронен в могиле своих отцов, ибо каждый питает естественную привязанность к своей плоти. Поэтому он позаботился о том, чтобы его кости сохранились благодаря захоронению их подле того, чью могилу никто не потревожит.

О надлежащей заботе за умерших



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.