Иезекииль 19 глава

Книга пророка Иезекииля
Библейской Лиги ERV → Толковая Библия Лопухина

Библейской Лиги ERV

1 Бог сказал мне:
«Ты должен петь эту печальную песнь о правителях Израиля:
2 „Посмотри на мать свою, львицу, лежащую среди львов, окружённую множеством её маленьких львят.
3 Один из них вырос, став молодым львом. Он еду добывать научился, и человека съел.
4 Народы слышали его рык и поймали его в ловушку. Они заковали его в цепи и отвели в Египет.
5 Львица думала, что этот львёнок вожаком станет, но не сбылись её надежды. Другого взяла она львёнка и воспитывала его, чтобы он стал молодым львом.
6 Он пошёл на охоту вместе со взрослыми львами и научился охоте. Он убил и съел человека.
7 Он на дворцы нападал, уничтожал города, все люди в стране боялись его рыка.
8 Тогда люди во всей округе на него поставили сети и поймали его.
9 Они в цепи его заковали и посадили в клетку, а затем отвезли к царю Вавилона. И теперь в израильских горах не слышно его рыка.
10 Твоя мать была подобна виноградной лозе, посаженной возле воды. Она дала начало многим отросткам, потому что имела обилие воды.
11 Она дала жизнь крепким ветвям, которые могли стать царскими скипетрами. Лоза росла всё выше и выше, и ветвями своими достигла небес.
12 Но в гневе была вырвана та лоза, и на землю брошена она. Ветер, пришедший с востока, высушил её плоды, а её крепкие ветви были сломлены и сожжены в огне.
13 А теперь она посажена в пустыне, где землю мучает жажда.
14 Вырвался огонь из её ветвей и уничтожил все ветви её и плоды. И не осталось крепкой ветви, которая могла быть царским скипетром”. Это печальная песня, это песня о смерти».

Толковая Библия Лопухина

Плач о князьях Израилевых

Судьба Иерусалима, как показано пророком доселе, решена и погибель его неизбежна. Ему можно уже спеть похоронную песнь, и так как знаком независимого существования государства является самостоятельная царская власть, то песнь эта предлагается в виде плача над князьями, царями Иерусалимскими. Таким образом, эта глава является хорошим заключением к отделу XII-XIX гл.: к этому ряду обширных рассуждений о неизбежной погибели Иерусалима этот художественный и глубоко-прочувствованный плач стоит в приятном контрасте.

Иез 19:1. А ты подними плач о князьях Израиля

«О князьях Израиля», т. е. как видно из дальнейшего, о 2 иудейских царях, по всей вероятности — Иоахазе и Иехонии. Царей иудейских, в частности, Седекию, «князьями» Иезекииль везде называет, исключая 1:2; «израильскими» же называет их здесь, потому что после падения северного десятиколенного царства Иудея являлась единственной представительницей Израиля. Греч. — ед. ч. τον αρχοντα, вероятно, разумея Седекию, к которому плач был как бы адресован.

Иез 19:2. и скажи: что за львица мать твоя? расположилась среди львов, между молодыми львами растила львенков своих.

«Что за львица мать твоя?». Слав.: «почто мати твоя львица». Eвр. букв.: «что мать твоя? львица», т. е. с чем можно бы сравнить мать твою? — с львицей. Под матерью, сравниваемою с львицей, разумеют обыкновенно Иудейское царство или Иерусалим, причем пророк, думают, имел в виду сравнение Иаковом Иуды с львенком (Быт 49:9) и Ис 29:1. Но другие под львицей разумеют царицу, мать Иоахаза и Седекии. Хамуталь, так как под 2 львенками ст. 3 и 5 можно разуметь только таких двух царей иудейских, из которых один должен быть современным Иезекиилю, а другой его братом, и такими могут быть только Иоахаз и Седекия. «Царица-мать занимала при дворе чрезвычайно почетное и влиятельное положение, как показывает уже ее титул государыни (4Цар 10:13): она занимает место по правую сторону царя (3Цар 2:19) и т. п. Правильно понятая эта глава дает, может быть, весьма ценный новый ключ к объяснению нескольких темных пунктов в истории Иудейского царства за последние десятилетия. Как случилось, что после смерти Иосии на престол вступил не старший сын его Иоахим, сын от Зебудды, а Иоахаз, на 2 года моложе? Почему Навуходоносор из иудейских царевичей выбрал в преемники Иехонии именно Матфанию — Седекию? Не было ли то и другое делом рук влиятельной и честолюбивой Хамутали, как в свое время Вирсавия действовала при возведении на престол Соломона?» (3Цар 1. Кречм.). — «Среди львов», т. е. окружающих могущественных царств, которым Иудея, следовательно, не уступала в могуществе. — «Львенков cвоих» — царей.

Иез 19:3. И вскормила одного из львенков своих; он сделался молодым львом и научился ловить добычу, ел людей.

«Вскормила». Слав.: «отскочи», απεπηδησε, покинул мать, не нуждаясь в ее кормлении. — «Одного из львенков своих». Под первым львенком львицы — иудеи или иудейской царицы толкователи единогласно разумеют Иоахаза, отведенного пленником, в Египет (ст. 4) после трехмесячного царствования. — «Он сделался молодым львом» — царем. — «Научился ловить добычу, ел людей». В этих словах может и не заключаться характеристики и осуждения царствования Иоахаза (хотя в 4Цар 23:32 оно осуждается), а простое развитие рисуемой картины.

Иез 19:4. И услышали о нем народы; он пойман был в яму их, и в цепях отвели его в землю Египетскую.

«Пойман был в яму их». Обычный способ охоты на зверей на Востоке. Слав.: «ят бысть в растлении», т. е. раненым, как в Вульгате: non absque vulneribus. — «В цепях» — букв. «на кольцах», которые продевались в ноздри, слав.: «во узде». — «В Египетскую». Из иудейских царей только Иоахаз отведен был в плен в Египет, — фараоном Нехао (4Цар 23:33).

Иез 19:5. И когда, пождав, увидела она, что надежда ее пропала, тогда взяла другого из львенков своих и сделала его молодым львом.

«Увидела, что надежда ее пропала» — надежда, которую имели в Иудее на возвращению Иоахаза из египетского плена. — «Другого из львенков своих». По одним, под вторым львенком пророк разумеет Иехонию, по другим — Седекию. Тот и другой отведены в плен в Вавилон (ст. 9); следовательно, тот и другой может разуметься здесь. Не может разуметься Иоаким, потому что он умер в Иудее. Из двух царей Иехонии и Седекии пророк скорее мог иметь в виду здесь Иехонию, потому что он с ним отведен был в плен и на его потомство возлагал большие надежды (Иез 17:22−24); по Иез 17 гл. Иехония истинно израильский последний царь, тогда как Седекия — только вавилонский вассал. С другой стороны, если под львицей разумеется Хамуталь, мать Иоахаза, то под вторым львенком может разуметься только другой сын ее — Седекия; описание 9 ст. тоже более относится к Седекии. Седекия ли или Иехония разумеются под вторым львенком, возникает вопрос, почему опущен Иоаким. Пророк не имел намерения дать полного исторического очерка, а хотел указать Седекии в числе его предшественников предупреждающе примеры. Едва ли пророк мог во образе первого львенка объединить судьбу Иосии (смерть в сражении при Мегиддо) и Иоахаза (оба пострадали от фараона), а во втором судьбу Иоакима и Иехонии (потерпели от Навуходоносора. Сменд): 3b не идет к Иосии. — «И сделала его молодым львом» — царем.

Иез 19:6. И, сделавшись молодым львом, он стал ходить между львами и научился ловить добычу, ел людей

Иез 19:7. и осквернял вдов их и города их опустошал; и опустела земля и все селения ее от рыкания его.

Поведение второго львенка описывается подробнее, чем первого: прибавлен весь 7 ст. и в 6 «он стал ходить между львами», т. е. стал царем, как другие, вел политику, торговые сношения; м. б. разумеются союзы с соседними народами. — «И осквернял вдов их». Ни один древний перевод не передает этого выражения, которое покидает иносказание (как впрочем и выражение: «опустошал города», чего лев не может сделать). Слав.: «и пасяшеся в лютости (θρασει) своей». Таргум: «и разрушал дворцы их». Вульгата: «делал вдовами». — «Города их опустошал», насилием и несправедливостью, напр. изгнаниями, конфискациями. — «И опустела земля и селения ее». Угнетение бедного народа, земледельцев. «Селения ее», слав. точнее: «исполнение ее», т. е. жители, скот и природное богатство. — «От рыкания его». Возвращение к аллегории: лев разгоняет рычанием своим всех животных далеко от себя.

Иез 19:8. Тогда восстали на него народы из окрестных областей и раскинули на него сеть свою; он пойман был в яму их.

«Народы из окрестных стран» (букв. «округов», «сатрапий»), входившие в состав Халдейского царства: но могут разуметься сирийцы. Аммонитяне, моавитяне, воевавшие тогда по временам (напр. при Иоакиме) с Иудейским царством. — «Сеть свою» — капкан в той яме, о которой говорится в ст. 4 и далее здесь. Описание второго льва вообще подробнее, так как события были свежие в памяти.

Иез 19:9. И посадили его в клетку на цепи и отвели его к царю Вавилонскому; отвели его в крепость, чтобы не слышен уже был голос его на горах Израилевых.

«И посадили его в клетку». Клетки для львов у ассириян, судя по изображениям, делались из толстых деревянных брусьев и были подвижными. Хотя Иехония добровольно сдался, но эта сдача была вынуждена крайними обстоятельствами, в которых он находился. «В крепость» — темницу, находившуюся в укрепленном городе; в предназначенную для наиболее опасных заключенных. Иехония был освобожден из темницы только Евилмеродахом. — «Чтобы, не слышен был голос его», — чтобы он не нагонял страха ревом своим. — «На горах Израилевых» — нередкое у Иезекииля название Палестины, тем более подходящее сюда, что львы там ютятся в горных пещерах и что речь о гористой Иудее.

Иез 19:10. Твоя мать была, как виноградная лоза, посаженная у воды; плодовита и ветвиста была она от обилия воды.

Сравнение, которым пользовался до сих пор пророк — Иудеи со львицей, не позволяло ему изобразить дальнейшую судьбу самой Иудеи-львицы и потому он меняет его на сравнение гл. XV и XVII — с виноградной лозой. — «Твоя», т. е. Седекии или Иехонии. — «Мать» — Иудея (или см. объясн. ст. 2 — царица Хамуталь). — «Как виноградная лоза». Слав. еще: «и яко цвет шипчан» (гранатовый), что составляет перевод крайне темного еврейского слова, стоящего после «виноградной лозы», и просто опущенного в рус. переводе: «в крови твоей» (в детях твоих в самом соке жизни?); это слово LXX прочли с изменением одной буквы «как цвет граната». — «Плодовита и ветвиста». Указание на богатство и успехи Иудейского царства или на силу и многочисленность царского рода.

Иез 19:11. И были у нее ветви крепкие для скипетров властителей, и высоко поднялся ствол ее между густыми ветвями; и выдавалась она высотою своею со множеством ветвей своих.

«Ветви крепкие» — выдающиеся люди или целые роды, напр., Давидов. — «Для скипетров властителей» — способные быть царями. Слав. ед. ч.: «и бысть ему жезл крепости», разумея, очевидно, Седекию. — «Высоко поднялся ствол ее между густыми ветвями». Под стволом, вероятно, разумеется тогдашний царь Седекия. — «И выдавалась она высотою своею». Слав.: «и видя величество свое» — любовалась собою.

Иез 19:12. Но во гневе вырвана, брошена на землю, и восточный ветер иссушил плод ее; отторжены и иссохли крепкие ветви ее, огонь пожрал их.

Падение Иудейского царства. — «Во гневе» — виноградаря на бесплодие ее, о причине которого говорится далее: «восточный ветер иссушил плод ее». — Оборот 'υστερον — обратный порядок мыслей. — «Брошена на землю», как недостойная ухода виноградаря — «Восточный ветер», как в Иез 17:10 (сирокко), халдейское войско. — «Крепкие ветви» — цари (ст. 11); слав. точнее в ед. ч: «жезл крепости». «Огонь пожрал их» — зной восточного ветра; халдейская война.

Иез 19:13. А теперь она пересажена в пустыню, в землю сухую и жаждущую.

Вырванный из отечества, своей естественной родины, народ пересажен как бы в пустыню, где он не может преуспевать. — «Пустыней сухой и жаждущей» названа не плодородная Халдея, а тяжелые условия плена.

Иез 19:14. И вышел огонь из ствола ветвей ее, пожрал плоды ее и не осталось на ней ветвей крепких для скипетра властителя. Это плачевная песнь, и останется для плача.

«И вышел огонь из ствола ветвей ее», ствола, упомянутого в 11 ст., т. е. Седекии (см. там). Огонь, зажженный Седекиею и пожравший всю лозу (Иудею) вероломная политика этого царя (по отношению к Навуходоносору), который ею сам навлек окончательную гибель на Иудею. — «Не осталось на ней ветвей крепких для скипетра властителя». После Седекии не было национальных царей в Иудее до пришествия Мессии. Спаситель мог сравнивать себя с виноградной лозой (Ин 15:1) и не без отношения к этой главе Иезекииля, где лоза дома Иудина представляется засохшею и обгоревшею до Его пришествия.

«Это — плачевная песнь». Подпись к песни. Слав.: «племя в притчу плача есть», т. е. царский род Давида стал предметом образцовой песни плача. Еврейские слова, соответствующие русскому: «для скипетра властителя», LXX в 11 ст. перевели «над племенем старейшин», а здесь «племя в притчу», так как «старейшина» и «притча» в евр. тожественны по начертанию и разнятся только произношением — «И останется для плача». Этими словами пророк или назначает свою песнь для действительного употребления среди народа, или выражает ту мысль, что настоящая плачевная песнь повлечет за собою действительный плач (слав.: «и будет плачь»), когда заключающееся в ней пророчество сбудется.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.