1 Царств 16 глава

Первая книга Царств
Библейской Лиги ERV → Толковая Библия Лопухина

Библейской Лиги ERV

1 И сказал Господь Самуилу:
«Сколько будешь ты печалиться о Сауле? Ты жалеешь о нём даже после того, как Я сказал тебе, что отвергаю Саула от царствования над Израилем! Наполни свой рог елеем и иди в Вифлеем. Я посылаю тебя к человеку по имени Иессей, который живёт в Вифлееме. Я выбрал новым царём одного из его сыновей».
2 Но Самуил ответил:
«Если я пойду, Саул услышит об этом и попытается убить меня».
Господь сказал:
«Возьми с собой молодого телёнка и скажи, что ты пришёл принести жертву Господу.
3 Пригласи Иессея на церемонию жертвоприношения, а затем Я укажу тебе, что делать. Тогда ты помажешь того, кого Я укажу тебе».
4 Самуил сделал то, что сказал ему Господь. Когда он пришёл в Вифлеем, старейшины города, дрожа от страха, вышли навстречу Самуилу и спросили:
«С миром ли ты пришёл?»
5 Самуил ответил:
«Да, я пришёл с миром, чтобы принести жертву Господу. Освятитесь и идите со мной к жертвоприношению».
Самуил освятил Иессея и его сыновей и позвал их к жертвоприношению.
6 Когда пришёл Иессей со своими сыновьями, Самуил увидел Елиава и подумал:
«Наверное, это и есть тот, кого избрал Господь!»
7 Но Господь сказал Самуилу:
«Елиав высок и красив, но не смотри на него. Бог смотрит не так, как смотрит человек. Люди смотрят на лицо, а Господь смотрит на сердце. Елиав — не тот человек».
8 Затем Иессей позвал второго сына, Авинадава. Авинадав подошёл к Самуилу, но Самуил сказал:
«Нет, это не тот, кого избрал Господь».
9 Тогда Иессей велел Шамму подойти к Самуилу, но Самуил сказал:
«Нет, и не этого избрал Господь».
10 Так Иессей подводил к Самуилу семерых своих сыновей, но Самуил сказал:
«Никого из них не избрал Господь».
11 Затем он спросил Иессея:
«Все ли твои сыновья здесь?»
Иессей ответил, что у него есть ещё младший сын, но он пасёт овец. Самуил сказал Иессею:
«Пошли за ним и приведи его сюда. Мы не сядем есть, пока он не придёт».
12 И Иессей послал за младшим сыном. Это был очень красивый юноша, с приятным лицом и волосами рыжевато-каштанового цвета. И сказал Господь Самуилу:
«Встань и помажь его, так как он и есть избранник Божий».
13 Самуил взял рог с елеем и помазал младшего сына Иессея среди его братьев. И с того дня Дух Господний сошёл на Давида с великой силой. Самуил же вернулся домой в Раму.
14 Дух Господний покинул Саула. И Господь послал Саулу злого духа, который принёс ему много бед.
15 Слуги Саула говорили ему:
«Злой дух от Бога тревожит тебя.
16 Прикажи нам, и мы найдём человека, который умеет играть на гуслях. И когда на тебя найдёт злой дух от Бога, этот человек будет играть для тебя и тебе станет легче от его музыки».
17 Саул сказал слугам:
«Найдите человека, который хорошо играет, и приведите его ко мне».
18 Один из слуг сказал:
«Я видел у Иессея, который живёт в Вифлееме, сына, умеющего играть на гуслях. Он храбр и искусен в битве, умён и красив собой. И ему помогает Господь».
19 Тогда Саул отправил послов к Иессею и сказал:
«Пошли ко мне Давида, твоего сына, который пасёт овец».
20 Иессей послал подарки Саулу. Он взял осла, немного хлеба, мех с вином и козлёнка, дал всё это Давиду и отправил его к Саулу.
21 Давид пришёл к Саулу и предстал перед ним. Саул очень полюбил его, и Давид стал его оруженосцем.
22 И послал Саул сказать Иессею:
«Пусть Давид останется и служит мне, потому что он мне очень понравился».
23 И каждый раз, когда злой дух от Бога нисходил на Саула, Давид брал арфу и играл на ней. И злой дух покидал Саула, и ему становилось лучше.

Толковая Библия Лопухина

Тайное помазание на еврейское царство Давида. Приближение Давида ко двору Саула.

1Цар 16:1. И сказал Господь Самуилу: доколе будешь ты печалиться о Сауле, которого Я отверг, чтоб он не был царем над Израилем? Наполни рог твой елеем и пойди; Я пошлю тебя к Иессею Вифлеемлянину, ибо между сыновьями его Я усмотрел Себе царя.

«Иессей из Вифлеема» Иудейского — внук Вооза, женившегося на моавитянке (Руфь см. кн. «Руфь»), прямой потомок Наасона, князя Иудина колена при Моисее (Чис 1:7; 1Пар 2:10).

1Цар 16:2. И сказал Самуил: как я пойду? Саул услышит и убьет меня. Господь сказал: возьми в руку твою телицу из стада и скажи: «я пришел для жертвоприношения Господу»;

Опасение Самуила понятно: с одной стороны, он боялся преждевременного, насильственного прекращения не только его личной жизни, но и общественно-пророческой деятельности; с другой — тех печальных последствий, которые могли иметь место вслед за безумным поступком Саула. Насильственная смерть пророка Самуила могла вызвать взрыв народного негодования в отношении того, кто был ближайшей причиной этой смерти, и произвести гибельную анархию в еврейском государстве. Слова Господа: «возьми в руку твою телицу» и проч. — не научение неправде, а указание на действительно необходимое действие: великое событие священного помазания на царство избранника Божия не могло не быть ознаменовано религиозным обрядом (ср. 1Цар 9:15−27:10.1, 8). «И пророк действительно совершил жертвоприношение (1Цар 16:5). Посему сказано ему, чтобы до времени скрыв главное дело, указал (имеющим вопросить его о приходе в город) придаточное» (Блаж. Феодорит толк. на 1Цар вопр. 36).

1Цар 16:4. И сделал Самуил так, как сказал ему Господь. Когда пришел он в Вифлеем, то старейшины города с трепетом вышли навстречу ему и сказали: мирен ли приход твой?

«Мирен ли приход твой?» «Потому ли, что неожиданные посещения пророка обусловливались большей частью необычайными событиями, и притом тревожного характера, или потому, что напряженное состояние, роковая борьба между пророческим и царским могуществом чувствовалась всеми, следившими за положением дел и опасавшимися тяжелых напряжений и смут, старейшины города поспешили выйти навстречу пророку и с трепетом спросили: «с миром ли идешь к нам?» (Я. Богородский, «Еврейские цари», с. 64).

1Цар 16:6. И когда они пришли, он, увидев Елиава, сказал: верно, сей пред Господом помазанник Его!

«Пророк не знал избранного Богом, потому что был не Бог, а человек. Знать все свойственно Богу; пророку же достаточно знать то, что открывает (и по мере того, как открывает) Бог. С другой стороны, неведение пророка открывало Божие определение. Если бы пророк обратился прямо к Давиду, то могли бы подозревать, что сделал сие по какому-либо предубеждению. Поелику же приступил к первому, и второму, и третьему — до седьмого, то познали, что отвергший первых и избравший последнего есть Бог. Если и по таком избрании братья дали место ненависти, увидев Давида в полку (1Цар 17:28), то чего не сделали бы, если бы избрание совершилось иным образом?» (Блаж. Феодорит, толк. на 1 Цар, вопр. 37).

1Цар 16:13. И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после; Самуил же встал и отошел в Раму.

«Тайное помазание не сообщало никаких внешних привилегий Давиду, которые были невозможны при существующем царе; но оно давало ему внутреннее убеждение в его праве на престол после Саула, возвышало его дух, помогало спокойно и с кротостью переносить незаслуженное преследование врагов и поощряло на дела, достойные будущего царя евреев. «Почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после«: в глазах толпы он оставался обыкновенным смертным, но сам он всем своим нравственным существом чувствовал, как высоко и напряженно звучали его душевные струны, какое оживление и парение получили его мысль и чувство, возбуждаемые новой великой задачей его жизни», поставленной ему самим Богом. (Я. Богородский, «Еврейские цари», с. 65−66). Дух Господнего благоволения, благодатных даров и помощи почил на Давиде. Саул же, сознательно и упорно сопротивлявшийся благому воздействию на него Духа Божия, попущен был испытать на себе приражение темных и злых сил.

1Цар 16:14. А от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа.

«И возмущал его злой дух» (попущением) «от Господа». «Несмотря на видимое благополучие, дух Саула (под влиянием темных сил) не был спокоен: жажда властолюбия, как и многих других страстей, не могла быть ничем насыщена; по мере ее удовлетворения она разрасталась; чувствовалась потребность обнаружить власть там, где она не была еще обнаружена, — и в большей мере, чем прежде, была обнаружена. К этому присоединялось воспоминание о грозных словах пророка (1Цар 15:23−26:28−29), которое ничем нельзя было заглушить и которое как меч висело над венчанной главой Саула. И вот, мало-помалу, он начал испытывать общее чувство недовольства и беспокойства. Затем это чувство стало переходить в раздражение, и равновесие его небогатых душевных сил нарушилось. Он стал страдать припадками настоящей душевной болезни, во время которых был не только не способен к серьезным делам, но и положительно опасен для окружавших». (Я. Богородский, «Еврейские цари», с. 72−73).

1Цар 16:16. пусть господин наш прикажет слугам своим, которые пред тобою, поискать человека, искусного в игре на гуслях, и когда придет на тебя злой дух от Бога, то он, играя рукою своею, будет успокоивать тебя.

Являясь выражением настроения, музыка может иногда являться и возбудителем желаемого настроения. О благодетельном влиянии умиротворяющих мелодий музыки на встревоженный и больной дух человека известно было с глубокой древности.

1Цар 16:18. Тогда один из слуг его сказал: вот, я видел у Иессея Вифлеемлянина сына, умеющего играть, человека храброго и воинственного, и разумного в речах и видного собою, и Господь с ним.

«И Господь с ним», т. е. во всем благоуспешен.

1Цар 16:20. И взял Иессей осла с хлебом и мех с вином и одного козленка, и послал с Давидом, сыном своим, к Саулу.

Xлеб и вино должны были выразить почтительное приветствие Саулу со стороны дома Иессея.

1Цар 16:23. И когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, — и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него.

«Дух (злой по попущению) от Бога» (ср. 1Цар 16:14, 15, 16). См. прим. к концу 1Цар 16 и к 1Цар 16:14 ст.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.